Законодательство в области бизнес планов
Требования к структуре бизнес-плана содержатся в ряде нормативных документов, в числе которых:
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477;
- Постановление от 22.11.1997 № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 1 к указанному документу);
- Методические рекомендации о Порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденные Минэкономики России 22.02.1996, 20.03.1996 № ЕЯ-77, Минфином России 12.03.1996 № 07-02-19, Минстроем России 26.02.1996 № ВБ-11-37/7 (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 2 к данному документу);
- приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2008 № 308 «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”» (форма бизнес-плана является приложением к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 09.11.2007 № 384 «Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» (форма бизнес-плана является Приложением № 1 к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 23.03.2006 № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (формы бизнес-плана приведены в Приложениях № 1, 3 к данному документу);
- Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (типовая структура бизнес-плана приведена в Приложении 7 к данному документу);
- письмо Минсельхозпрода России от 29.04.1999 № 3-25/1500 «О Положении о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов и предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для проектов сельскохозяйственного производства» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, содержится в Приложении № 1 к данному документу).
Некоторые из этих документов (например, Методические рекомендации № ВК 477) имеют широкую область применения. Они используются для:
- оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;
- оценки эффективности участия в инвестиционных проектах хозяйствующих субъектов;
- принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
- сравнения альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов, вариантов инвестиционных проектов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
- оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
- подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес-планов;
- принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации инвестиционных проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
Другие документы отличаются более узкой направленностью. Выбор того или иного документа в качестве руководства для бизнес-планирования определяется целями и задачами, стоящими перед предприятием. Например, если речь идет о получении государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации, первостепенное значение имеет Постановление от 22.11.1997 № 1470, если бизнес-план разрабатывается для кредитной организации — Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У и т. д.
При разработке бизнес-плана для внутрифирменных целей, предоставления его в банк для получения кредита, демонстрации проекта потенциальному инвестору и в ряде других случаев нет жесткого нормативного регламента, поэтому при разработке бизнес-плана можно применять все перечисленные выше документы, трансформируя их и дополняя. Понимая общие принципы разработки бизнес-плана, при необходимости будет совершенно несложно подготовить его в соответствии с любым из перечисленных выше нормативных документов.
Учет особенностей сложившейся экономической ситуации
Нормативные документы появляются по мере необходимости, и, по большому счету, любые условия хозяйствования вряд ли можно назвать легкими. Цель нормативных документов состоит не в том, чтобы привести фирму к успеху, а в том, чтобы очертить круг требований к структуре информации, форме ее представления, определить единые методологические основы, позволяющие сравнивать различные проекты и принимать решения об их экономической целесообразности. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в тех или иных экономических условиях, предприятие должно принимать эффективные управленческие решения, и нормативная база регламентирует не процесс принятия этих решений, не «ход мыслей», а порядок изложения идей и расчета показателей.
- Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
- 2. Вводная часть (резюме проекта)
- 11. Приложение
- Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
- Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
- Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
«Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.
Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:
Утвердить:
1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).
2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).
3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).
4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.
Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159
Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.
Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Готовы ли вы превратить свою бизнес-идею в реальность? Как вы знаете, есть много подготовки, которая начинается с запуска бизнеса. Создание бизнес-плана и обеспечение финансирования — это общие элементы в списке запуска. Одна вещь, которую вы должны добавить в этот список, — это время, чтобы просмотреть общие законы о бизнесе, которые могут повлиять на ваш бизнес.
Чтобы сделать ваши исследования немного проще, мы просмотрели ряд правительственных веб-сайтов и составили список законов и правил, которые затрагивают каждый бизнес.
Лицензирование
1. Бизнес-лицензии
Чтобы законно начать бизнес, вам, скорее всего, понадобится лицензия для бизнеса. Начните с звонка в местное городское правительство. Посмотрите, нужна ли вам лицензия, и если вам нужно знать какие-либо правила зонирования. Для федерального и государственного лицензирования посетите веб-сайт Администрации малого бизнеса и следуйте ссылкам, которые применимы к вашему бизнесу.
Законы о занятости
2. Закон о справедливых трудовых нормах
Этот акт регулирует федеральную минимальную заработную плату, правила сверхурочной работы, запреты на детское трудоустройство и требования к учету. Вы захотите прочитать его, чтобы убедиться, что вы соблюдаете действующие правила.
3. Федеральные законы о равных возможностях в сфере занятости
Этот свод законов запрещает дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола или национального происхождения. Он также включает в себя равную оплату труда мужчин и женщин и защищает людей с ограниченными возможностями.
4. Закон о семейном и медицинском отпуске
Если работник имеет дело с состоянием здоровья или членом семьи с медицинским состоянием, существуют правила, которым должен следовать работодатель. От времени до компенсации вы захотите прочитать это руководство, чтобы понять, как этот акт влияет на ваш бизнес.
5. Закон о безопасности и гигиене труда
Этот закон гарантирует сотрудникам безопасную рабочую среду, не имеющую признанных опасностей для здоровья.
6. Компенсация работников
Большинство штатов требуют от работодателей покупать страховой полис, который компенсирует работникам, если они пострадают или заболеют на рабочем месте. Чтобы узнать больше о вашей ответственности как владельца и о том, что работник имеет право, ознакомьтесь с веб-сайтом Департамента труда.
7. Учение о воле воли
Во всех штатах, кроме Монтаны, действует закон об обязательной работе. Это означает, что работодатели могут уволить сотрудника в любое время по любой причине, если это не является незаконным. Аналогичным образом, работник может оставить работу в любое время.
См. Также: 5 обычных судебных процессов на рабочем месте и способы их избежать
Налоговое законодательство
8. Получить идентификационный номер работодателя
Чтобы подать свои бизнес-налоги, вам понадобится идентификационный номер работодателя. Посетите веб-сайт IRS, чтобы получить свой номер, и вы получите номер сразу после заполнения необходимых форм онлайн.
9. Знайте налоги, которые вы должны заплатить
Если ваш бизнес имеет штат одного или 100 человек, дядя Сэм говорит, что вам придется платить определенные налоги. Потратьте некоторое время на рассмотрение федерального налога, социального обеспечения, Medicare и федеральных требований по безработице. IRS имеет разбивку ваших налоговых обязанностей как владельца. Вы также захотите поговорить с бухгалтером об этих обязательствах и выяснить бюджет.
Помимо федеральных налогов, вам также, вероятно, придется платить государственные налоги. Используйте этот веб-сайт для изучения ваших требований к государственному налогу.
10. Наем сотрудников
Когда вы планируете привлекать сотрудника, это влияет на ваши налоги. Количество времени, в течение которого работник работает для вас, будет иметь значение, когда речь идет о налогах, поэтому изучите разницу между сотрудником W-2 и сотрудником 1099, прежде чем принимать какие-либо решения о найме.
Законы о рекламе и маркетинге
11 , Правда в рекламе и маркетинге
Как это звучит, этот закон требует, чтобы все рекламные или маркетинговые усилия были правдивыми. Кроме того, если вы предъявляете какие-либо претензии во время рекламы, у вас должны быть доказательства для ее резервного копирования. Вы никогда не можете вводить в заблуждение или несправедливо. Это правило становится еще более конкретным, когда вы продаете детей или используете индоссаменты.
12. Закон о CAN-SPAM
Знаете ли вы, что существует закон электронной почты? Это правда. Закон CAN-SPAM регулирует коммерческую электронную почту. Закон требует честности и запрещает обманчивые сюжетные линии. Кроме того, вы должны сообщить получателям, где вы находитесь, и дать им простой способ отказаться от ваших сообщений электронной почты.
13. Telemarking Sales Law
Если вы планируете продавать товары по почте, телефону или в Интернете, вам необходимо освежить правила телемаркетинга FTC. Согласно этому правилу, компании должны отправлять продукты в течение 30 дней, предоставлять уведомления о доставке, если продукт задерживается, и предоставлять возмещение, если заказ не может быть заполнен. Вы также захотите проверить правила, связанные с реестром Do Not Call.
Бизнес-законы в Интернете
14. Сборная налоговая коллекция
Владельцы кирпичной и минометной виллы взимают налог с продаж, который требуется в этой конкретной области, но что, если у вас есть онлайн-бизнес? Согласно FTC, если ваш бизнес имеет физическое присутствие в штате, например, в магазине, офисе или на складе, вы должны собирать соответствующий государственный и местный налог с продаж. Конечно, в некоторых штатах налог с продаж не взимается. Вы захотите ознакомиться с правилами FTC и проконсультироваться с агентом по доходам вашего штата, чтобы убедиться, что вы соблюдаете закон.
15. Международные законы о продажах
С помощью веб-сайта любой бизнес может продавать свою продукцию на международном уровне. Это мгновенно открывает ваш бизнес для новой аудитории, но это воздействие связано с правилами. Он ставит вопросы о судоходстве, различных налогах и обычаях. FTC имеет руководство, которое поможет вам ориентироваться в международных водах.
См. Также: Лучшие бесплатные приложения и онлайн-инструменты для s
Законом о конфиденциальности
16. Защита данных
Если ваш бизнес собирает конфиденциальную личную информацию у своих клиентов, у вас должен быть надежный план обеспечения безопасности. Помимо хранения данных под замком и ключом, вы должны только собирать необходимую информацию, не более того. В FTC есть руководство, помогающее компаниям создать план.
Законы о здравоохранении
17. Закон о доступности [
] За последние несколько лет законы в области здравоохранения коренным образом изменились. Новый Закон о доступной помощи влияет на каждый бизнес. Подготовьте свой стартап, прочитав о новых политиках здравоохранения.
18. Конфиденциальность в сфере здравоохранения
Если ваш малый бизнес предлагает политики здравоохранения, к которым можно получить доступ в Интернете, вам также необходимо разработать план безопасности для этих данных. Если информация когда-либо нарушена, существуют правила для уведомления пострадавших.
См. Также: Предоставление медицинского страхования? Вопросы Small Business должны спросить
Интеллектуальная собственность
19. Защитите свою интеллектуальную собственность
Если вы разрабатываете новый продукт, вы захотите защитить его патентом. Вы также можете защитить свое фирменное наименование, символы и логотипы, подав заявку на товарный знак. Вы можете узнать больше об этом процессе через Управление патентов и товарных знаков США.
Чтобы защитить книги, фильмы, цифровые произведения и музыкальные произведения, вы захотите получить авторские права на свою работу. Бюро по защите авторских прав Соединенных Штатов может помочь вам подать правильные документы.
См. Также: Интеллектуальная собственность 101
Финансовое право
20. Банкротство
Хотя мы надеемся, что вам никогда не придется идти сюда, в некоторых случаях новые компании сталкиваются с финансовыми препятствиями. Если у вашего бизнеса проблемы с денежными потоками и изучается возможность банкротства, есть несколько законов, которые вы хотите ознакомиться перед подачей документов. У Ассоциации малого бизнеса есть ресурсы, которые вам нужно будет рассмотреть.
Исследование законов о бизнесе может быть утомительной задачей, но всегда лучше всего получать информацию. Хотя приведенный выше список охватывает много юридических оснований, дополнительные законы могут относиться к вашему бизнесу. Чтобы защитить себя, найдите опытного адвоката и поговорите о законах, которые характерны для вашего бизнеса.