Раздел бизнес плана возможности рынка

Раздел бизнес плана возможности рынка thumbnail

Бизнес-планирование — важнейший этап создания любой компании. Если подойти к нему ответственно и детально расписать основные разделы бизнес-плана, можно уже на старте скорректировать стратегию так, чтобы быстрее достичь поставленных целей.

Для кого составляется бизнес-план

Поскольку бизнес-план демонстрирует перспективность проекта, то и создаётся он для:

  • учредителей компании — они могут увидеть в нём её сильные и слабые стороны, чтобы, анализируя их, быстрее приспосабливаться к изменениям рынка и эффективнее управлять бизнесом, менеджеры на основе бизнес-плана могут планировать свою работу;
  • будущих инвесторов, кредиторов, партнёров — с помощью документа они могут оценить прибыльность проекта, ликвидность, срок окупаемости и решить, целесообразно ли делать денежные вложения.

Цели и функции бизнес-планирования

Главная цель составления БП — планирование работы компании на ближайшее время и на будущее. Есть и другие:

  • использование БП в качестве основы для разработки стратегии — выбора ключевых направлений развития;
  • оценка возможностей;
  • привлечение денег, ресурсов для развития компании.

Такой документ может составляться и для специальных целей — войти в ассоциации, получить нужные контакты и т. д.

Задачи бизнес-плана:

  • определить ключевые, потенциально прибыльные направления развития компании, рынки сбыта;
  • разработать стратегию, шаги по её реализации, краткосрочные и долгосрочные цели;
  • определить возможности для отстройки от конкурентов;
  • продумать маркетинговые мероприятия;
  • оценить финансовое положение бизнеса, имеющиеся ресурсы, спрогнозировать издержки;
  • по возможности предусмотреть все риски.

После запуска компании бизнес-план помогает отслеживать этапы реализации проекта и оперативно корректировать деятельность, к тому же через донесение его целей, которые сформулированы в документе, можно эффективнее управлять персоналом — повышать боевой дух команды, мотивацию и пр.

Функции бизнес-плана:

  • планирование и прогноз деятельности предприятия за тот или иной период;
  • обоснование стратегии, тактики поведения на рынке;
  • привлечение инвестиций, кредитов, особенно для широкомасштабных или дорогостоящих проектов;
  • координирование усилий сотрудников, информирование о планах, повышение мотивации;
  • оценка состояния компании, рыночной ситуации.

Принципы планирования

Раздел бизнес плана возможности рынка

Принципы планирования

Выделяется 5 принципов, 4 из которых составил теоретик и практик менеджмента Анри Файоль практически 100 лет назад. Пятый предложил Рассел Акофф, исследователь системного подхода в менеджменте и управлении.

Принцип единства

В рамках этого принципа компания представляется как единая система с отдельными взаимодействующими подразделениями. Планирование позволяет координировать их работу. На практике это выглядит следующим образом: действия всех членов команды согласованы, всё работает как единый механизм. Соответственно, ситуации, когда поступает крупный заказ на производство, а сырья не хватает, либо когда запускается маркетинговая кампания, а производственные мощности не могут удовлетворить спрос, исключаются.

Принцип непрерывности

Сводится к тому, чтобы осуществлять планирование непрерывно, циклично. Должны быть месячный, квартальный, годовой планы. При этом старый план должен сменяться новым планом. Иными словами, составить план на год, а потом отложить его до следующего года — неправильно, ведь планирование — это точный маршрут к цели, и, продумав, его нужно потом придерживаться.

Принцип гибкости

Гибкость — это возможность корректировать готовые планы в соответствии с изменениями на рынке, непредвиденными обстоятельствами. На практике этот принцип реализовывается за счёт создания резервов — создания резервного фонда, загрузки производственных мощностей максимум на 80% и т. д.

Главное, чтобы корректировка была обоснованной.

Принцип точности

Согласно ему, в плане должны быть отражены точные данные, иначе не получится вовремя отреагировать на изменения рынка. То есть, по сути, нужно опираться на реальную, а не предполагаемую картину и планировать работу, исходя из этого.

Другой момент — расписывать в плане настолько детально всё, насколько возможно.

Принцип участия

Он предполагает, что к составлению планов должны привлекаться сотрудники, которые непосредственно будут их реализовывать, вне зависимости от должности, обязанностей.

План — это перечень задач для достижения цели. Следовательно, продумывая эти задачи, сотрудники будут больше мотивированы на результат (они охотнее будут выполнять работу, когда поймут, зачем они ею делают), улучшится коммуникация между отделами, и компания от этого только выиграет.

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана

Основные разделы бизнес-плана и их содержание зависят от специфики проекта: планируется ли производственная деятельность, коммерческая, финансовая. Но в любом случае документ должен быть написан так, чтобы в нём были отображены все нужные данные и их можно было легко отыскать.

1.Титульный лист

Это один из основных разделов бизнес-плана, который создаёт первое впечатление о проекте. Чтобы оно было хорошим, важно оформить лист правильно и аккуратно, указав название компании, юридический и фактический адреса, актуальные контакты и данные учредителей, руководителей, дату составления. Если придуманы название бренда и логотип, их также можно указать.

Раздел бизнес плана возможности рынка

Важно! Чтобы сохранить идею бизнеса в секрете, предприниматель может прописать здесь же, что данные не подлежат разглашению. Другой вариант — указать эту информацию после оглавления на отдельном листе вместе с распоряжением вернуть документ, если в инвестициях будет отказано.

После титульного листа лучше сделать оглавление — перечислить основные разделы бизнес-плана и страницы, на которых их можно найти.

2. Резюме

Несмотря на то что это второй раздел бизнес-плана, готовится он в самом конце, когда все данные просчитаны и внесены. Дело в том, что здесь кратко описывается проект, концепция, перспективы, а также:

      • смарт-цели;
      • характеристика продукта;
      • сравнительный анализ конкурентов и отстройка от них;
      • планируемые финансовые показатели;
      • размер инвестиций, которых не хватает, а также то, на что они будут потрачены и когда окупятся.

Важно внимательно продумывать содержание этого раздела бизнес-плана, ведь от него чаще всего и зависит решение инвесторов и кредиторов.

3. Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана

В разделе описывается не только цель, хотя и она должна быть ясной и лаконичной. Здесь хорошо бы указывать деятельность, продукт, который компания планирует выпускать и его преимущества, выгоды от его приобретения. Можно вкратце рассказать о технологических процессах (главное, не углубляться в них).

Задача этого раздела — показать, что продукция будет востребованной. Повышают её ценность полученные авторские права, патент.

4. Описание компании

Здесь важно как можно детальнее описать будущую компанию:

      • полное и сокращённое названия;
      • дату регистрации;
      • ОПФ;
      • подчинённость, если есть.

Если компания уже существует, в этом разделе можно указать, на каком она этапе развития, а если у неё уже есть ассортимент, вкратце описать его.

5. Описание проекта

Здесь следует отобразить:

      • вид инвестиционного проекта (производственный, коммерческий, экономический, др.);
      • суть начинания;
      • конкретные шаги по реализации проекта, сроки, если возможно их спрогнозировать, а также этап, на котором он находится в этот период;
      • информацию о ключевых участниках проекта, их роли, навыки, функции;
      • данные о продукте, варианты его использования, которые бы показали, что его приобретение действительно выгодно для потребителей.

Можно проанализировать перспективность проекта с помощью SWOT-метода. Он описывает сильные, слабые стороны, проблемы и возможности продукта (продуктов), а не компании.

6. Товары и услуги

Логично, что это один из основных разделов бизнес-плана, и к его содержанию и структуре важно подходить особенно ответственно. Так, в нём надо выделить следующие подразделы:

      • краткое резюме продукта;
      • описание;
      • сравнение с аналогами конкурентов;
      • процесс производства;
      • прогнозирование, планы.

В описании важно делать акцент на выгодах для покупателя, а не на технических характеристиках товара. Если есть возможность в будущем его усовершенствовать, это также важно отразить.

Кроме того, если планируется производство продукции, лучше отдельным пунктом указать, что она соответствует международным либо российским стандартам качества. То же самое касается сервиса.

7. Анализ выбранной отрасли и оценка жизнеспособности проекта в ней

Здесь должны быть отражены данные маркетингового исследования:

      • жизненный цикл рынка, масштаб (региональный, международный);
      • сегменты, на которые компания планирует делать ставку и их ёмкость;
      • динамика продаж за прошлый период и прогнозируемые темпы роста;
      • особенности ценообразования;
      • комплексный анализ конкурентов;
      • данные PEST-анализа (какие факторы влияют на бизнес компании (политические, социальные, экономические) и др).

Здесь же желательно отразить прогнозируемый годовой объём продаж, сезонность, долю импорта и возможности для импортозамещения.

8. Оценка возможностей организации в отрасли

Ещё один из основных разделов бизнес-плана, который способен убедить в перспективности идеи проекта. Для этого в нём важно отобразить:

      • направления работы компании;
      • виды продукции или услуг, которые она будет предоставлять;
      • финансово-экономические показатели (они демонстрируют рентабельность, эффективность деятельности);
      • описание предприятия (адрес, форма собственности, помещения);
      • особенности работы (режим, сезонность).

Здесь же можно указать навыки будущего собственника, особенно если он собирается заниматься чем-то, в чём хорошо разбирается.

9. Непосредственно описание продукта

Важно как можно детальнее рассказать о продукции или услугах и перечислить ряд моментов:

      • характеристики;
      • выгоды для покупателя от её приобретения;
      • преимущества, особенно если продукция конкурентоспособна;
      • прямое назначение и варианты её использования;
      • наличие патента, если есть;
      • необходимость получения лицензии;
      • наличие сертификатов качества;
      • инструкция по эксплуатации;
      • наличие дополнительных возможностей для заработка (сервисное обслуживание и др.);
      • упаковка;
      • способы утилизации.

Хорошо, если есть готовый образец продукции или хотя бы фотография, чтобы их можно было приложить к документу.

Маркетинговый план

10. Маркетинговый план

Помимо маркетинговых мероприятий, каналов сбыта и особенностей коммуникации со своей целевой аудиторией, в этом разделе важно детальнее описать:

      • особенности ценообразование на продукцию (средняя цена, максимально возможная (если поработать над качеством и характеристиками));
      • рычаги влияния на спрос (помимо усовершенствования продукции, можно улучшать рекламные мероприятия, следовательно, здесь надо отразить, как вы собираетесь рекламировать продукт, где, сколько тратить на рекламу);
      • способы сбыта (опт, розница);
      • целевую аудиторию (это будет бизнес в сфере B2B или B2C).

Задача этого раздела — показать, что цена, качество и рентабельность взаимосвязаны и на эти показатели можно влиять.

11. Производственный план

Это также один из основных разделов бизнес-плана, содержание которого должно описывать непосредственно производственный процесс. Так, надо отразить:

      • выгоды от выбора месторасположения предприятия;
      • описание производственных мощностей (помещения (они в собственности или арендованные), оборудование, сырьё (если оно будет где-то закупаться, то надёжны ли поставщики));
      • данные о персонале и расходах на оплату труда (какие специалисты нужны, их опыт, где их можно найти, режим работы, система вознаграждения (премии, бонусы, льготы));
      • смета текущих затрат и на организацию бизнеса;
      • структура себестоимости продукта.

Если это партнёрский проект, нужно указать информацию о партнёре: какие функции он будет выполнять, почему именно он, какие выгоды от сотрудничества и др.

12. Организационный план

Этот раздел должен рассказывать о руководящем составе компании, их обязанностях и ответственности, опыте в этой сфере. Важны и источники профессиональной поддержки — сотрудничество с бухгалтерской, юридической, страховой компаниями и др.

13. Капитал и ОПФ предприятия

Здесь следует объяснить, почему выбрана та или иная ОПФ (ООО, товарищество), а также сколько денег понадобится для развития проекта в срок. Крайне важно указать источники финансирования — размер собственных средств и заёмных, инвестиционных и т. д.

В идеале раздел должен составляться после разговора с потенциальными кредиторами и инвесторами. Так и данные будут соответствовать действительности, и будущий владелец покажет хорошее знание финансового рынка, хорошую подготовку в организации бизнеса.

14. Финансовый план

Цифры лучше всего демонстрируют выгоды от создания бизнеса, поэтому в этом разделе бизнес-плана следует указать:

      • прогнозируемый план доходов и расходов на год;
      • план движения денежных средств;
      • вложения (кредиты, инвестиции, лизинг и, соответственно, сроки погашения задолженностей);
      • показатели эффективности;
      • анализ безубыточности;
      • прогнозируемые сроки реализации;
      • налоговые отчисления;
      • баланс на первый год помесячно.

Поскольку любые прогнозы в финансовом плане БП уязвимы, так как на работу компании могут повлиять факторы, от неё не зависящие, лучше делать многовариантные просчёты (оптимистичный, реалистичный планы).

Стратегия финансирования

15. Стратегия финансирования

В этом разделе следует описать:

      • сколько денежных средств понадобится;
      • пути их получения и формы (кредит, паевый капитал);
      • срок окупаемости, график выплат инвесторам.

То есть, по сути, раздел должен отвечать на вопросы: сколько денег не хватает, где их взять, когда получится отдать.

16. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья

Чтобы преуспеть, важно хорошо изучить рынок. А чтобы получить денежные средства на развитие проекта — убедить потенциальных кредиторов или инвесторов в том, что спрос на продукцию будет. Для этого в данном разделе следует перечислить:

      • основных конкурентов, их удельный вес на рынке, цены на продукцию;
      • ёмкость рынка сбыта (кто потребитель, где проживает, что думает о продукте);
      • динамику спроса (как он будет меняться в зависимости от цен);
      • маркетинговую стратегию (расчёт и обоснование цены (долговременной, гибкой, преимущественной), размеры поставок, сервисное обслуживание);
      • перечень необходимого сырья, отечественных и импортных материалов (объёмы, качество, цены, доступность).

17. Анализ возможных рисков

Этот раздел бизнес-плана также относится к основным, поскольку демонстрирует, что будущий владелец хорошо понимает, от чего зависит его прибыль, а значит, сможет минимизировать неблагоприятные факторы.

Риски могут быть финансовые, отраслевые, социальные. И каждый из них нужно проанализировать и объективно оценить, рассчитав возможные потери. Чтобы минимизировать риски, можно опираться на:

      • гарантии со стороны государства;
      • от банковских учреждений;
      • страхование и т. д.

18. Приложения

В этом разделе можно показать документы, на которые будущий владелец ссылается в тексте бизнес-плана (копии лицензии, договоров, сертификатов), фотографии или результаты исследования готовой продукции, выдержки из нормативных актов или других бумаг, подтверждающие достоверность данных.

Выводы

Составление бизнес-плана — непростая задача, но именно она позволяет объективно оценить свои возможности и риски и принять правильное решение по поводу целесообразности создания своей компании. Поэтому подойдите к бизнес-планированию ответственно или делегируйте эту задачу профессионалам. В конце концов, это также позволит вам выстроить стратегию и добиться своих целей.

Источник

Âñå òåìû: Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå

Ñòðóêòóðà ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà

Áèçíåñ-ïëàí ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ðàçäåëîâ:

Ðàçäåë 1. «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)».

Ðàçäåë 2. «Îáùåå îïèñàíèå êîìïàíèè».

Ðàçäåë 3. «Âèäû òîâàðîâ (óñëóã)».

Ðàçäåë 4. «Ðûíêè ñáûòà òîâàðîâ (óñëóã)».

Ðàçäåë 5. «Êîíêóðåíöèÿ íà ðûíêàõ ñáûòà».

Ðàçäåë 6. «Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí».

Ðàçäåë 7. «Ïëàí ìàðêåòèíãà».

Ðàçäåë 8. «Þðèäè÷åñêèé ïëàí»

Ðàçäåë 9. «Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí».

Ðàçäåë 10. «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèå».

Ðàçäåë 11. «Ôèíàíñîâûé ïëàí».

Ðàçäåë 12. «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ».

Ðàçäåë 1. «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)»

Îáúåì äàííîãî ðàçäåëà íå äîëæåí ïðåâûøàòü íåñêîëüêèõ ñòðàíèö. Åãî òåêñò äîëæåí áûòü ïîíÿòåí è íåñïåöèàëèñòó — ïðåäåëüíàÿ ïðîñòîòà è ìèíèìóì ñïåöèàëüíûõ òåðìèíîâ. Ðàáîòà íàä ýòèì ðàçäåëîì ÷ðåçâû÷àéíî âàæíà, ïîñêîëüêó åñëè îí íå ïðîèçâåäåò áëàãîïðèÿòíîãî ïðîèçâåäåíèÿ íà èíâåñòîðîâ è êðåäèòîðîâ, òî äàëüøå áèçíåñ-ïëàí îíè ïðîñòî íå ñòàíóò ñìîòðåòü.

 öåëîì ðåçþìå äîëæíî äàòü îòâåòû áóäóùèì èíâåñòîðàì èëè êðåäèòîðàì ôèðìû (â òîì ÷èñëå è åå àêöèîíåðàì) íà äâà âîïðîñà: «×òî îíè ïîëó÷àò ïðè óñïåøíîé ðåàëèçàöèè äàííîãî ïëàíà?» è «Êàêîâ ðèñê ïîòåðè èìè äåíåã?».
Ýòîò ðàçäåë äîëæåí ðàçðàáàòûâàòüñÿ â ñàìîì êîíöå ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, êîãäà äîñòèãíóòà ïîëíàÿ ÿñíîñòü ïî âñåì îñòàëüíûì âîïðîñàì.

 ðàçäåëå «Âîçìîæíîñòè ôèðìû (ðåçþìå)» îïðåäåëÿþòñÿ â ïðèîðèòåòíîì ïîðÿäêå âñå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ôèðìû, öåëåâûå ðûíêè ïî êàæäîìó íàïðàâëåíèþ è ìåñòî ôèðìû íà ýòèõ ðûíêàõ. Ïî êàæäîìó íàïðàâëåíèþ óñòàíàâëèâàþòñÿ öåëè, ê êîòîðûì ôèðìà ñòðåìèòñÿ, ñòðàòåãèè èõ äîñòèæåíèÿ, âêëþ÷àþùèå ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ ìåðîïðèÿòèé. Ïî
êàæäîé ñòðàòåãèè îïðåäåëÿþòñÿ îòâåòñòâåííûå ëèöà.  ýòîì æå ðàçäåëå ïîìåùàåòñÿ èíôîðìàöèÿ, äàþùàÿ ïðåäñòàâëåíèå î ôèðìå, à òàêæå âñå íåîáõîäèìûå äàííûå, õàðàêòåðèçóþùèå åå êîììåð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

Ðàçäåë 2. «Îáùåå îïèñàíèå êîìïàíèè»

Ñîáñòâåííî áèçíåñ-ïëàí íà÷èíàåòñÿ ñ îáùåãî îïèñàíèÿ êîìïàíèè. Åãî îáúåì íå äîëæåí ïðåâûøàòü íåñêîëüêèõ ñòðàíèö.  îïèñàíèè ñëåäóåò îòðàçèòü îñíîâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè è õàðàêòåð êîìïàíèè. Íå íóæíî âäàâàòüñÿ â äåòàëè, ïîñêîëüêó èõ ìîæíî èçëîæèòü â äðóãèõ ðàçäåëàõ.

 äàííîì ðàçäåëå ñëåäóåò îòâåòèòü íà ñëåäóþùèå âîïðîñû. ßâëÿåòñÿ ëè êîìïàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííîé, òîðãîâîé èëè äåéñòâóåò â ñôåðå óñëóã? ×òî è êàê îíà íàìåðåíà ïðåäîñòàâëÿòü ñâîèì êëèåíòàì? Ãäå îíà ðàñïîëîæåíà?  êàêèõ ãåîãðàôè÷åñêèõ ïðåäåëàõ îíà íàìåðåíà ðàçâèâàòü ñâîé áèçíåñ (â ñâîåé ìåñòíîñòè, â ìàñøòàáàõ ñòðàíû, â ìåæäóíàðîäíûõ ìàñøòàáàõ)?

Ñëåäóåò ïðåäîñòàâèòü òàêæå íåêîòîðûå ñâåäåíèÿ îòíîñèòåëüíî òîãî, êàêîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ äîñòèãëà êîìïàíèÿ. Íàõîäèòñÿ ëè åå áèçíåñ íà íà÷àëüíîé ñòàäèè, êîãäà îíà åùå íå èìååò ïîëíîñòüþ ðàçðàáîòàííûé àññîðòèìåíò ïðîäóêöèè? Èìååò ëè îíà ðàçðàáîòàííûé àññîðòèìåíò òîâàðîâ, íî åùå íå íà÷àëà ìàðêåòèíã? Èëè æå îíà óæå âåäåò ìàðêåòèíã ñâîèõ ïðîäóêòîâ è ñòðåìèòñÿ ðàñøèðèòü ìàñøòàáû äåÿòåëüíîñòè? Ò.å. äîêàçàòü âîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ ïðîåêòà.

Î÷åíü âàæíî ñôîðìóëèðîâàòü öåëè áèçíåñà. Âîçìîæíî, êîìïàíèÿ ñòðåìèòñÿ âûéòè íà îïðåäåëåííûé îáúåì ïðîäàæ èëè â îïðåäåëåííûå ãåîãðàôè÷åñêèå ðàéîíû. Èëè, ìîæåò áûòü, îíà íàäååòñÿ ñòàòü îòêðûòîé êîìïàíèåé ëèáî ïðèâëåêàòåëüíûì êàíäèäàòîì íà ïîãëîùåíèå äðóãîé ôèðìîé. Èçëîæåíèå òàêèõ öåëåé âàæíî äëÿ ðåöåíçåíòà è ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü
âîçíèêíîâåíèþ ó íåãî çíà÷èòåëüíîãî èíòåðåñà ê ïðåäëîæåíèÿì. Êîíå÷íî, ýòè öåëè äîëæíû âûãëÿäåòü ðåàëèñòè÷íûìè è äîñòèæèìûìè.

Ðàçäåë 3. «Âèäû òîâàðîâ (óñëóã)»

 ýòîì ðàçäåëå áèçíåñ–ïëàíà îïèñûâàþòñÿ âñå òîâàðû è óñëóãè, êîòîðûå ïðîèçâîäèò ôèðìà. Íàïèñàíèþ äàííîãî ðàçäåëà ïðåäøåñòâóåò çíà÷èòåëüíàÿ ïðåäâàðèòåëüíàÿ ðàáîòà ïî âûáîðó òîâàðîâ èëè óñëóã, êîòîðûå äîëæíû ñòàòü îñíîâîé áèçíåñà ôèðìû.  ðàçäåëå íåîáõîäèìî äàòü îïèñàíèå âñåõ ñóùåñòâóþùèõ è íîâûõ òîâàðîâ è óñëóã, ïðåäëàãàåìûõ ôèðìîé, îòâåòèâ íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:

1. Êàêèå òîâàðû (óñëóãè) ïðåäëàãàþòñÿ ôèðìîé? Îïèøèòå èõ.

2. Íàãëÿäíîå èçîáðàæåíèå òîâàðà (ôîòîãðàôèÿ èëè ðèñóíîê).

3. Íàçâàíèå òîâàðà.

4. Êàêèå ïîòðåáíîñòè (íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå) ïðèçâàíû óäîâëåòâîðÿòü ïðåäëàãàåìûå òîâàðû, óñëóãè?

5. Íàñêîëüêî èçìåí÷èâ ñïðîñ íà äàííûå òîâàðû (óñëóãè)?

6. Äîðîãèå ëè ýòè òîâàðû (óñëóãè)?

7. Íàñêîëüêî äàííûå òîâàðû (óñëóãè) îòâå÷àþò òðåáîâàíèÿì çàêîíîäàòåëüñòâà?

8. Íà êàêèõ ðûíêàõ è êàêèì îáðàçîì îíè ïðîäàþòñÿ?

9. Ïî÷åìó ïîòðåáèòåëè îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå äàííûì òîâàðàì (óñëóãàì) ôèðìû? ×òî ñîñòàâëÿåò èõ îñíîâíîå ïðåèìóùåñòâî?  ÷åì èõ íåäîñòàòêè?

10. Êàêèìè ïàòåíòàìè èëè àâòîðñêèìè ñâèäåòåëüñòâàìè çàùèùåíû îñîáåííîñòè ïðåäëàãàåìûõ òîâàðîâ (óñëóã) èëè òåõíîëîãèè èõ ïðîèçâîäñòâà è ïðåäñòàâëåíèÿ?

11. Êàêîâû öåíû, ïî êîòîðûì ïðîäàþòñÿ òîâàðû (óñëóãè)? Êàêîâû çàòðàòû íà èõ ïðîèçâîäñòâî? Êàêóþ ïðèáûëü ïðèíåñåò ïðîäàæà åäèíèöû êàæäîãî òîâàðà (óñëóãè)?

12. Êàêîâû îñíîâíûå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè òîâàðîâ (óñëóã)?

13. Èìååò ëè äàííûé òîâàð ôèðìåííóþ ìàðêó?

14. Êàê îðãàíèçîâàíî ïîñëåïðîäàæíîå îáñëóæèâàíèå äàííûõ òîâàðîâ, åñëè ýòî òåõíè÷åñêèå èçäåëèÿ?

Ðàçäåë 4. «Ðûíêè ñáûòà òîâàðîâ (óñëóã)»

Ýòîò ðàçäåë íàïðàâëåí íà èçó÷åíèå ðûíêîâ è ïîçâîëÿåò ïðåäïðèíèìàòåëþ ÷åòêî ïðåäñòàâèòü, êòî áóäåò ïîêóïàòü åãî òîâàð è ãäå åãî íèøà íà ðûíêå.

Âíà÷àëå ïðåäïðèíèìàòåëþ íåîáõîäèìî íàéòè îòâåò íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:

1. Íà êàêèõ ðûíêàõ äåéñòâóåò èëè áóäåò äåéñòâîâàòü ôèðìà? Êàêèå òèïû ðûíêîâ èñïîëüçóþòñÿ ôèðìîé?

2. Êàêèå îñíîâíûå ñåãìåíòû ýòèõ ðûíêîâ ïî êàæäîìó âèäó òîâàðà (óñëóãè)?

3. Ïðîðàíæèðîâàíû ëè ðûíêè (ñåãìåíòû ðûíêà), íà êîòîðûõ äåéñòâóåò èëè áóäåò äåéñòâîâàòü ôèðìà, ïî êîììåð÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè è äðóãèì ðûíî÷íûì ïîêàçàòåëÿì?

4. ×òî âëèÿåò íà ñïðîñ íà òîâàðû (óñëóãè) ôèðìû â êàæäîì èç ýòèõ ñåãìåíòîâ?

5. Êàêîâû ïåðñïåêòèâû èçìåíåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ïîêóïàòåëåé â êàæäîì èç ñåãìåíòîâ ðûíêîâ?

6. Êàê ïðåäïîëàãàåòñÿ ðåàãèðîâàòü íà ýòè èçìåíåíèÿ?

7. Êàêèì îáðàçîì ïðîèñõîäèò èçó÷åíèå ïîòðåáíîñòåé è ñïðîñà?

8. Êàêîâà îáùàÿ è èìïîðòíàÿ åìêîñòè êàæäîãî íàöèîíàëüíîãî ðûíêà è èñïîëüçóåìîãî ñåãìåíòà ïî âñåì òîâàðàì (óñëóãàì) ôèðìû?

9. Êàêîâû ïðîãíîçû ðàçâèòèÿ åìêîñòè ñåãìåíòîâ íà êàæäîì èç ðûíêîâ?

10. Êàêîâà ðåàêöèÿ ðûíêà íà íîâûå òîâàðû (óñëóãè)?

11. Ïðîâîäÿòñÿ ëè òåñòèðîâàíèå ðûíêà è ïðîáíûå ïðîäàæè?

Ïîñëå îòâåòà íà ýòè âîïðîñû â äàííîì ðàçäåëå áèçíåñ–ïëàíà íåîáõîäèìî ïðåäñòàâèòü:

• Îöåíêó ïîòåíöèàëüíîé åìêîñòè ðûíêà.

• Îöåíêó ïîòåíöèàëüíîãî îáúåìà ïðîäàæ.

• Îöåíêó ðåàëüíîãî îáúåìà ïðîäàæ.

Ðàçäåë 5. «Êîíêóðåíöèÿ íà ðûíêàõ ñáûòà»

Çäåñü íóæíî ïðîâåñòè ðåàëèñòè÷åñêóþ îöåíêó ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí êîíêóðèðóþùèõ òîâàðîâ (óñëóã) è íàçâàòü âûïóñêàþùèå èõ ôèðìû, îïðåäåëèòü èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè, óêàçûâàþùèå íà òî, êàêèå òîâàðû ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå êîíêóðåíòîñïîñîáíûìè, ñðàâíèòü êîíêóðèðóþùèå òîâàðû (óñëóãè) ïî áàçèñíîé öåíå, õàðàêòåðèñòèêàì, îáñëóæèâàíèþ, ãàðàíòèéíûì îáÿçàòåëüñòâàì è äðóãèì ñóùåñòâåííûì ïðèçíàêàì. Ýòó èíôîðìàöèþ öåëåñîîáðàçíî ïðåäñòàâèòü â âèäå òàáëèöû. Ñëåäóåò êðàòêî îáîñíîâàòü èìåþùèåñÿ äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè êîíêóðèðóþùèõ òîâàðîâ (óñëóã). Æåëàòåëüíî îòîáðàçèòü, êàêèå çíàíèÿ î äåéñòâèÿõ êîíêóðåíòîâ ìîãóò ïîìî÷ü âàøåé ôèðìå ñîçäàòü íîâûå èëè óëó÷øåííûå òîâàðû (óñëóãè).

Ñëåäóåò ïîêàçàòü äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè êîíêóðèðóþùèõ ôèðì, îïðåäåëèòü ñôåðó êàæäîãî êîíêóðåíòà íà ðûíêå, ïîêàçàòü, êòî èìååò ìàêñèìàëüíóþ è ìèíèìàëüíóþ öåíó, ÷üÿ ïðîäóêöèÿ íàèáîëåå êà÷åñòâåííàÿ. Æåëàòåëüíî ïðîâåñòè ðàíæèðîâàíèå êîíêóðåíòíûõ ïîçèöèé ôèðìû, ÷òî ïîçâîëèò óòî÷íèòü åå ïîëîæåíèå è âûÿâèòü âîçìîæíîñòè äëÿ ïîòåíöèàëüíûõ óëó÷øåíèé. Äëÿ êàæäîãî èç öåëåâûõ ðûíêîâ íàäî ñðàâíèòü ïîçèöèè ôèðìû ñ
ïîçèöèÿìè êîíêóðåíòîâ ïî òàêèì êðèòåðèÿì, êàê ðåêëàìà, ðàçìåùåíèå, ïðîäóêöèÿ, óñëóãè, öåíû è èìèäæ.

Ðàíã ôèðìû è ãëàâíûõ êîíêóðåíòîâ óêàçûâàåòñÿ ïî 5-òè èëè 10-òè áàëëüíîé ñèñòåìå. Äëÿ êàæäîãî èç öåëåâûõ ðûíêîâ íàäî ñðàâíèòü òðàíñïîðòíûå çàòðàòû ñ çàòðàòàìè ó êîíêóðåíòîâ, êà÷åñòâî ïðîäóêòîâ è óïàêîâêè, ñîïîñòàâèòü âîçìîæíîñòè ñíèæåíèÿ öåí, à òàêæå èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ðåêëàìíîé êàìïàíèè è èìèäæå ôèðì.

Ðàçäåë 6. «Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí»

Ïëàí ïðîèçâîäñòâà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà, â êîòîðîì ðàññìàòðèâàþòñÿ îñíîâíûå ïðîèçâîäñòâåííûå ïîêàçàòåëè è îáúåìû ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè, ïåðåìåííûå è ïîñòîÿííûå èçäåðæêè, ïëàí ïî ïåðñîíàëó, çàòðàòû íà àìîðòèçàöèþ îñíîâíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ ôîíäîâ, òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçàöèè ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà è îñíîâíûå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ïðîèçâîäñòâà, ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ è èñïîëüçóåìûõ òåõíîëîãèé.

 äàííîì ðàçäåëå ïîäðîáíî îïèñûâàåòñÿ ïóòü, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ïëàíèðóåòñÿ íàëàäèòü ïðîèçâîäñòâî è ðåàëèçàöèþ ïðîäóêöèè ñ óêàçàíèåì ïðîáëåìíûõ è óçêèõ ìåñò, íà êîòîðûå íåîáõîäèìî îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå è ñðåäñòâ (ìåòîäîâ) èõ ïðåîäîëåíèÿ.

Ðàçäåë 7. «Ïëàí ìàðêåòèíãà»

Îñíîâíàÿ öåëü ìàðêåòèíãîâîãî ïëàíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïîêàçàòü ïîòåíöèàëüíîìó èíâåñòîðó (ñòðàòåãè÷åñêîìó ïàðòíåðó) ýëåìåíòû ìàðêåòèíãîâîé ïðîãðàììû ïðåòåíäåíòà, ñòðàòåãèè è òàêòèêè åãî ïîâåäåíèÿ íà ðûíêå. Êðîìå òîãî, â ðàìêàõ ìàðêåòèíãîâîãî ïëàíà ÷àñòî îöåíèâàåòñÿ îáúåêòèâíîñòü àíàëèçà êîíêóðåíöèè íà êîíêðåòíîì öåëåâîì ðûíêå è êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ ðóêîâîäñòâà êîìïàíèè íà íàðàùèâàíèè êëþ÷åâûõ êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ.

Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí èìååò êðàéíå âàæíîå çíà÷åíèå â ñòðóêòóðå áèçíåñ-ïëàíà, ïîñêîëüêó îí îïðåäåëÿåò îïòèìàëüíóþ ñòðàòåãèþ êîìïàíèè íà ðûíêå è âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ âíåøíèìè ïàðòíåðàìè è êîíêóðåíòàìè, à ïîòîìó îò åãî îáúåêòèâíîñòè è ïðîðàáîòàííîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò óñïåõ ðûíî÷íîé äåÿòåëüíîñòè êîìïàíèè.
Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí ìîæíî ðàçáèòü íà òðè âçàèìîñâÿçàííûå ñòðóêòóðíûå ÷àñòè:

1. êîíêóðåíòíûé àíàëèç;

2. ôîðìèðîâàíèå êîíêóðåíòíîé (äåëîâîé) ñòðàòåãèè êîìïàíèè;

3. ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ìàðêåòèíãà (îñîáåííîñòè èñïîëüçóåìîãî èíñòðóìåíòàðèÿ ìàðêåòèíãà).

Ðàçäåë 8. «Þðèäè÷åñêèé ïëàí»

 ýòîì ðàçäåëå, êîòîðûé îñîáåííî âàæåí äëÿ íîâûõ ïðåäïðèÿòèé è ôèðì, óêàçûâàåòñÿ òà ôîðìà, â êîòîðîé íàìå÷àåòñÿ âåñòè äåëà. Ïðàêòè÷åñêè, ðå÷ü èäåò î ôîðìå ñîáñòâåííîñòè è ïðàâîâîì ñòàòóñå îðãàíèçàöèè: ÷àñòíàÿ ôèðìà, êîîïåðàòèâ, ãîñóäàðñòâåííîå ïðåäïðèÿòèå, ÑÏ è òàê äàëåå.

Êàæäàÿ èç ýòèõ ôîðì èìååò ñâîè îñîáåííîñòè, ñâîè ïëþñû è ìèíóñû, êîòîðûå òîæå ìîãóò ïîâëèÿòü íà óñïåõ ïðîåêòà, è ïîòîìó íåáåçûíòåðåñíû äëÿ èíâåñòîðîâ è ïàðòíåðîâ.

Êîíêðåòíîå íàïîëíåíèå ðàçäåëà ñîîòâåòñòâåííî çàâèñèò îò âûáðàííîé ïðàâîâîé ôîðìû îðãàíèçàöèè. Çàïàäíûå èíâåñòîðû ïðåäïî÷èòàþò èìåòü äåëî ñ ïðåäïðèíèìàòåëÿìè, âêëàäûâàþùèìè â äåëî ñâîè ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà.
Ìàëîå ïðåäïðèÿòèå – íàèáîëåå êîðîòêèé ïóòü ê óñïåõó äëÿ íà÷èíàþùåãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, îñîáåííî, â ñôåðå ïåðåðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà. Ýôôåêòèâíîñòü ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíè ñïîñîáíû àêòèâèçèðîâàòü ñòðóêòóðíóþ ïåðåñòðîéêó ýêîíîìèêè, äàòü øèðîêóþ îñíîâó âûáîðà
ïîòåíöèàëüíûì ïîòðåáèòåëÿì è íîâûå ðàáî÷èå ìåñòà, îáåñïå÷èòü áûñòðóþ îêóïàåìîñòü çàòðàò, îïåðàòèâíî ðåàãèðîâàòü íà èçìåíåíèÿ ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà.

Ðàçäåë 9. «Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí»

 ðàçäåëå íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ñ êåì ïðåäñòîèò îðãàíèçàöèÿ íîâîãî äåëà è êàê ïëàíèðóåòñÿ íàëàæèâàíèå ñ íèì ðàáîòû. Ïðè ýòîì îòïðàâíîé òî÷êîé äîëæíû áûòü êâàëèôèêàöèîííûå òðåáîâàíèÿ, ãäå óêàçûâàåòñÿ:

à) êàêèå èìåííî ñïåöèàëèñòû (êàêîãî ïðîôèëÿ, îáðàçîâàíèÿ, îïûòà) è ñ êàêîé çàðàáîòíîé ïëàòîé íåîáõîäèìû äëÿ óñïåøíîãî âåäåíèÿ äåë;

á) íà êàêèõ óñëîâèÿõ ïðèíèìàþòñÿ íà ðàáîòó ñïåöèàëèñòû (ïîñòîÿííàÿ ðàáîòà, ñîâìåñòèòåëè (âíåøíèå ýêñïåðòû));

â) åñòü ëè âîçìîæíîñòü âîñïîëüçîâàòüñÿ óñëóãàìè êàêîé-ëèáî îðãàíèçàöèè ïî íàéìó òàêîãî ðîäà ïðîôåññèîíàëîâ;

ã) â ñëó÷àå, åñëè ÷àñòü ïåðñîíàëà óæå íàíÿòà, íåîáõîäèìî äàòü î ñâîèõ ñîòðóäíèêàõ êðàòêèå áèîãðàôè÷åñêèå äàííûå:

– êâàëèôèêàöèÿ;

– ïðåæíèé îïûò ðàáîòû è åãî ïîëåçíîñòü äëÿ ïðåäïðèÿòèÿ.

Òàêæå â ýòîì ðàçäåëå ïðèâîäèòñÿ è îðãàíèçàöèîííàÿ ñòðóêòóðà ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðàÿ îòðàæàåò:

à) êòî è ÷åì áóäåò çàíèìàòüñÿ;

á) âçàèìîäåéñòâèå âñåõ ñëóæá äðóã ñ äðóãîì;

â) êîîðäèíàöèþ è êîíòðîëü èõ äåÿòåëüíîñòè.

Öåëåñîîáðàçíî îãîâîðèòü â ýòîì ðàçäåëå è âîïðîñû îïëàòû òðóäà ðóêîâîäÿùåãî ïåðñîíàëà è åãî ñòèìóëèðîâàíèÿ.

Ðàçäåë 10. «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèÿ»

Ðàçäåë ðàçáèò íà äâå ÷àñòè.  ïåðâîé ïðåäóãàäûâàþòñÿ âñå òèïû ðèñêîâ, ñ êîòîðûìè àâòîðû áèçíåñ-ïëàíà ìîãóò ñòîëêíóòüñÿ: ïîæàðû è çåìëåòðÿñåíèÿ, çàáàñòîâêè è ìåæíàöèîíàëüíûå êîíôëèêòû, èçìåíåíèÿ â íàëîãîâîì ðåãóëèðîâàíèè è êîëåáàíèÿ âàëþòíûõ êóðñîâ, à òàêæå èñòî÷íèêè è ìîìåíò èõ âîçíèêíîâåíèÿ.

Âî âòîðîé ÷àñòè äàåòñÿ îòâåò íà âîïðîñ: êàê óìåíüøèòü ðèñêè è ïîòåðè. Îòâåò äîëæåí ñîñòîÿòü èç äâóõ ïóíêòîâ:

1. Óêàçûâàþòñÿ îðãàíèçàöèîííûå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ðèñêîâ, ðàçðàáàòûâàþòñÿ ìåðû ïî ñîêðàùåíèþ ýòèõ ðèñêîâ è ïîòåðü.

2. Ïðèâîäèòñÿ ïðîãðàììà ñòðàõîâàíèÿ îò ðèñêîâ.

 ñëó÷àå ñîçäàíèÿ ñîâðåìåííîé ñèñòåìû êîììåð÷åñêîãî ñòðàõîâàíèÿ â áèçíåñ-ïëàíàõ óêàçûâàþòñÿ òèïû ñòðàõîâûõ ïîëèñîâ (ìîæåò ñòðàõîâàòüñÿ ëþáîé øàã îò ïîêóïêè îáîðóäîâàíèÿ äî îáåñïå÷åíèÿ âàëþòíûõ ñðåäñòâ èç-çà ñïåêóëÿòèâíûõ êîëåáàíèé êóðñîâ âàëþò) è íà êàêèå ñóììû èõ ïëàíèðóåòñÿ ïðèîáðåñòè.

Ðàçäåë 11. «Ôèíàíñîâûé ïëàí»

Ðàçäåë áèçíåñ-ïëàíà, ïîñâÿùåííûé ôèíàíñîâîìó ïëàíèðîâàíèþ, âî-ïåðâûõ, ïîìîãàåò ïðîâåñòè àíàëèç ýêîíîìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ íà äàííûé ìîìåíò âðåìåíè è/èëè îáîñíîâàòü ðåàëüíîñòü äîñòèæåíèÿ åãî öåëåé â áóäóùåì, âî-âòîðûõ, ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí, êàê ýôôåêòèâíûé èíñòðóìåíò ñàìîîðãàíèçàöèè è êîíòðîëÿ.

Ðàçäåë 12. «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ»

 ðàçäåëå èçëàãàåòñÿ ïëàí ïîëó÷åíèÿ ñðåäñòâ äëÿ ñîçäàíèÿ èëè ðàñøèðåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî îòâåòèòü íà âîïðîñû:

1. Ñêîëüêî ñðåäñòâ òðåáóåòñÿ äëÿ ðåàëèçàöèè äàííîãî ïðîåêòà? Îòâåò íà äàííûé âîïðîñ ìîæíî ïîëó÷èòü èç ïðåäûäóùåãî ðàçäåëà áèçíåñ-ïëàíà «Ôèíàíñîâûé ïëàí».

2. Èñòî÷íèêè ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ è ôîðìû èõ ïîëó÷åíèÿ. Èñòî÷íèêàìè ìîãóò ñëóæèòü:

à) ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà;

á) êðåäèòû áàíêîâ;

â) ïðèâëå÷åíèå ñðåäñòâ ïàðòíåðîâ;

ã) ïðèâëå÷åíèå ñðåäñòâ àêöèîíåðîâ è òàê äàëåå.

3. Ñðîê îæèäàåìîãî ïîëíîãî âîçâðàòà âëîæåííûõ ñðåäñòâ è ïîëó÷åíèÿ èíâåñòîðàìè äîõîäà íà íèõ.

Ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷èòü â áèçíåñ-ïëàí ñïåöèàëüíûå ðàñ÷åòû, äàþùèå âîçìîæíîñòü îïðåäåëèòü ñðîê îêóïàåìîñòè âëîæåíèé.

Èñòî÷íèê — Áàéêàëîâà À.È. Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Òîìñê, 2004. 53 ñ
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå è ðàçðàáîòêà èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ /Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå, ïîä îáùåé ðåäàêöèåé Ñàâåëüåâà Þ.Â., Æèðíåëü Å.Â., Ïåòðîçàâîäñê, 2007.

Âñå òåîðåòè÷åñêèå ñòàòüè

Источник