Методические рекомендации по финансовому оздоровлению бизнес плана

Методические рекомендации по финансовому оздоровлению бизнес плана thumbnail

Справка

По заключению Минюста РФ от 22 мая 2007 г. N 01/4850-АБ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В целях реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций приказываем:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления.

Министр
промышленности и энергетики
Российской Федерации
В.Б. Христенко
Министр
экономического развития и
торговли Российской Федерации
Г.О. Греф

Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления
(утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2007 г. N 57/134)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях унификации плана (программы) финансового оздоровления (далее – план финансового оздоровления), подготавливаемых предприятиями и организациями (далее – организации, организация) для представления в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

2. В плане финансового оздоровления, как правило, содержатся перечень, экономические обоснования и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и предотвращение банкротства организации, с учетом предоставления права на реструктуризацию кредиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет и (или) государственные внебюджетные фонды.

В план финансового оздоровления могут включаться соответствующие законодательству Российской Федерации, а также финансовым и технологическим возможностям организации мероприятия, обеспечивающие финансовое оздоровление организации по итогам его реализации.

3. Общий срок реализации мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, обосновывается исходя из результатов анализа финансового состояния организации с учетом выявленных в ходе данного анализа внутренних и внешних ресурсов, а также характера предлагаемых мер по восстановлению платежеспособности. Рекомендуется, чтобы общий срок реализации мероприятий не превышал 10 лет.

4. В случае, если планом предусмотрена реализация мер (в том числе вхождение организации в интегрированную структуру, инвестиционные программы и пр.), принимаемых учредителями (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики, или третьими лицами, к плану финансового оздоровления рекомендуется прилагать копии документов, подтверждающих намерения указанных лиц.

5. План финансового оздоровления, как правило, подписывается единоличным исполнительным органом и главным бухгалтером организации.

6. План финансового оздоровления, в том числе бухгалтерскую отчетность предприятия, рекомендуется оформлять на бумажном и электронном носителе. Оформление плана финансового оздоровления на бумажном носителе рекомендуется производить на одной стороне каждого листа плана.

7. В случае, если в плане финансового оздоровления содержатся сведения, составляющие государственную тайну или секретные сведения, данные сведения выносятся в приложение к плану финансового оздоровления в соответствии с законодательством в установленном порядке.

8. План финансового оздоровления рекомендуется утверждать советом директоров (наблюдательным советом) или высшим органом управления организации.

II. Рекомендуемая структура плана финансового оздоровления

9. В план финансового оздоровления рекомендуется включать следующие разделы:

1) резюме плана финансового оздоровления;

2) общие сведения об организации;

3) сведения о текущей деятельности организации;

4) анализ текущего финансового состояния организации;

5) план мероприятий по финансовому оздоровлению организации;

6) приложения к плану финансового оздоровления.

10. Резюме плана финансового оздоровления представляет собой краткое изложение важнейших положений, содержащихся в плане финансового оздоровления.

11. В раздел “Общие сведения об организации” плана финансового оздоровления рекомендуется включать следующие сведения:

1) полное наименование организации в соответствии с уставом;

2) юридический и почтовый адрес организации, контактные телефоны, адрес электронной почты;

3) организационно-правовая форма организации, сведения о государственной регистрации, ведомственная принадлежность организации;

4) краткие сведения об истории создания и деятельности организации;

5) структура органов управления и данные о персональном составе органов управления организации;

6) сведения об основных акционерах (участниках) организации, доля государства в уставном капитале организации;

7) сведения о дочерних и зависимых организациях, филиалах и представительствах;

8) сведения об участии в промышленных, финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях;

9) дополнительные существенные сведения об организации.

12. В разделе “Сведения о текущей деятельности организации” плана финансового оздоровления рекомендуется отражать следующую информацию:

1) сведения об отрасли, в которой осуществляет свою деятельность организация, включая сведения о перспективах развития отрасли на период реализации программы финансового оздоровления, уровень конкуренции в отрасли, включая сведения об основных конкурентах организации, а также оценка факторов, которые могут существенно повлиять на развитие отрасли в период реализации плана финансового оздоровления;

2) сведения о социально-экономическом положении города (региона, субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляет свою деятельность организация, а также сведения об отнесении организации к градообразующей;

3) сведения о составе и структуре основных производственных фондов организации, загрузке производственных и наличии мобилизационных мощностей;

4) сведения о трудовых ресурсах организации (численность и квалификация персонала, политика организации в сфере трудовых ресурсов);

Читайте также:  Разведение фазанов в домашних условиях бизнес план

5) сведения об исполнении государственного оборонного заказа и доле подтвержденного государственного оборонного заказа в общем объеме товарной продукции, а также сведения о перспективе размещения государственного оборонного заказа в период реализации плана финансового оздоровления;

6) основные виды, текущие и планируемые объемы производства выпускаемой продукции (оказываемых услуг), обеспечивающие более 10 процентов объема реализации (выручки) организации за три года;

7) источники сырья, материалов и услуг (с указанием поставщиков), на которые приходится более 10 процентов всех поставок на организацию, и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на обеспеченность организации сырьем и материалами в период реализации плана финансового оздоровления;

8) основные направления сбыта продукции (услуг) организации, на которые приходится более 10 процентов выручки, организация системы сбыта и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции (услуг) организации;

9) сведения о предоставлении ранее прав на реструктуризацию кредиторской задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

10) сведения об арбитражных разбирательствах, в которых принимает участие организация, и о принятых в отношении организации судебных решениях, предусматривающих в том числе обременение или отчуждение активов;

11) дополнительная существенная информация.

13. В разделе “Анализ текущего финансового состояния организации” рекомендуется проводить анализ текущего финансового состояния организации за период, составляющий не менее 3 лет. В данный раздел рекомендуется включать:

1) анализ активов и пассивов организации.

Анализ активов и пассивов производится по группам статей баланса с целью оценки эффективности формирования и использования активов и соответствия сформированных обязательств. Особое внимание рекомендуется обращать на анализ причин, вызвавших изменение отдельных статей баланса на величину, превышающую 10 процентов. Также следует выявить и проанализировать причины возникновения просроченной кредиторской задолженности (при наличии таковой);

2) анализ финансовых результатов деятельности.

Анализ финансовых результатов предусматривает анализ структуры доходов и расходов организации, причин убыточной деятельности (при наличии таковой). При проведении анализа рекомендуется указывать причины, вызвавшие изменение отдельных статей доходов и расходов на величину, превышающую 10 процентов. В случае убыточной деятельности рекомендуется проводить анализ, предусматривающий определение точки безубыточности;

3) анализ коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации.

При анализе финансового состояния рекомендуется использовать следующие коэффициенты и показатели, сведения о расчете которых приведены в главе III настоящих Методических рекомендаций:

а) коэффициент абсолютной ликвидности;

б) коэффициент текущей ликвидности;

в) показатель обеспеченности обязательств должника его активами;

г) степень платежеспособности по текущим обязательствам;

д) коэффициент автономии (финансовой независимости);

е) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

ж) показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам;

з) доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

и) чистые активы;

к) удельный вес себестоимости в общем объеме выручки;

л) рентабельность продаж;

м) рентабельность активов;

н) норма чистой прибыли.

14. Анализ коэффициентов и показателей производится в динамике. По результатам анализа делается вывод о платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, а также причинах, вызвавших изменение указанных показателей за анализируемый период.

15. По результатам анализа рекомендуется сделать общий вывод о финансовом состоянии организации с указанием основных факторов, влияющих на него.

16. В план мероприятий по финансовому оздоровлению организации рекомендуется включать:

1) проект графика погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами (при ее наличии) с обоснованием возможности обеспечения его выполнения и указанием источника выплат реструктурированной задолженности и оценку изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае предоставления реструктуризации в соответствии с проектом графика погашения задолженности;

2) цели и перечень мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе согласованный перечень мероприятий, принимаемый акционерами (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики, и третьими лицами (при наличии такового), с указанием необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов для их выполнения и планируемые источники финансирования данных мероприятий, а также оценку изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае реализации указанных мероприятий;

3) описание системы контроля организации за выполнением мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, и анализом возможности финансового оздоровления и реализации альтернативных мероприятий в случае невыполнения ключевых мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления;

4) прогнозные финансовые показатели, в том числе промежуточные, характеризующие результаты выполнения мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления (рекомендуется использовать коэффициенты и показатели, которые применялись в разделе “Анализ текущего финансового состояния организации”), а также прогноз денежных потоков организации, который базируется на прогнозных финансовых результатах выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению.

Читайте также:  Бизнес план по введению нового оборудования

17. К плану финансового оздоровления рекомендуется прилагать:

1) годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность организации за последние три года с необходимыми приложениями и пояснениями;

2) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

3) статистическую, управленческую и иную отчетность, подтверждающую данные, приведенные в плане финансового оздоровления.

III. Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации

18. Расчет коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, степени платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициента автономии (финансовой независимости), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, показателя отношения дебиторской задолженности к совокупным активам, доли просроченной кредиторской задолженности в пассивах, рентабельности активов, полученной чистой прибыли рекомендуется производить в соответствии с приложением N 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 367.

19. Расчет величины чистых активов рекомендуется производить в соответствии с приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/ПЗ “Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ” (зарегистрирован в Минюсте России 12 марта 2003 г., рег. N 4252).

20. Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки рассчитывается как процентное отношение себестоимости к общему объему выручки.

21. Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (работ, услуг) на один рубль выручки, и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году.

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2007 г. N 57/134 “Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления”

По заключению Минюста РФ от 22 мая 2007 г. N 01/4850-АБ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа размещен на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в Internet (https://www.economy.gov.ru)

Источник

Процесс проведения финансового анализа, как и любой другой сложный процесс, должен иметь свою технологию — последовательность шагов, направленных на выявление причин изменения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления.

Их можно сформулировать следующим образом:

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у организации в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств. Индикаторами низкой платежеспособности являются ниже нормативного уровня показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность). На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации — негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из предприятия.

3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами — зависимостью предприятия от кредиторов, потерей самостоятельности. О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения организации от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности предприятия за счет собственных средств является снижение собственных оборотных средств (СОС) ниже оптимальной их величины и, тем более, отрицательная величина СОС.

Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия:

· отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли);

· нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).

Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо предприятие имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения, либо оно не рационально распоряжается результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

Проведенный во второй главе финансовый анализ ОАО «Сибирьтелеком» позволяет нам получить представление о причинах ухудшения финансового состояния.

В результате финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год получен убыток от продаж, который увеличен в 8 раз, по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Анализ финансового состояния предприятия по средствам исследования структуры и динамики бухгалтерского баланса показал, что валюта баланса уменьшилась на 2,3 %, в связи со снижением объема внеоборотных активов на 15,3 %. Оборотные активы увеличились на 18%. Собственный капитал уменьшился на 64,7%. А краткосрочные обязательства выросли на 80 %.

Читайте также:  Как составить бизнес план шаурмы

При более детальном исследовании платежеспособности выявлено – баланс является не ликвидным, а предприятие является не платежеспособным на текущий период времени. На перспективу не возможно восстановление платежеспособности в течение 6 мес.

При подтверждении факта не платежеспособности, необходимо было изучить сбалансированность денежных и товароматериальных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования, т.е. изучить показатели финансовой устойчивости.

Изменение динамики и структуры баланса выявили как отрицательные, так и положительные стороны финансового состояния организации.

Положительным фактором является превышение оборотных активов над внеоборотными активами, более высокие темпы роста оборотных активов по сравнению с темпами роста внеоборотных активов.

Отрицательными факторами является недостаток собственного капитала, что указывает на не платежеспособность предприятия. Также отрицательным является увеличение темпа роста краткосрочных обязательств над темпом роста собственного капитала, что указывает на угрозу потери финансовой независимости.

Проведенный анализ показал неустойчивое финансовое состояние организации, что подтверждают расчеты коэффициентов финансовой устойчивости.

В целях предотвращения осложнений в финансовом состоянии предприятия необходимо разработать соответствующие мероприятия.

Существует два основных пути оптимизации финансового состояния оптимизация результатов деятельности (предприятие должно больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности. Однако два указанных пути — «зарабатывать» и «распоряжаться заработанным» — не равнозначны.

Возможности оптимизации состояния предприятия за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

Необходимо помнить, что базой устойчивого финансового положения организации в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности.

Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия можно условно разделить на блоки:

1. Производственная деятельность

2. Маркетинг

3. Финансовая деятельность

4. Управление персоналом

Блок 1. Производственная деятельность

· Разработка мероприятий по сокращению издержек, оптимизация расходов, согласно анализа статей расходов- выявление «центров» расходов, т.е. статей расходов, дающих наибольший удельный объём затрат.

· Ревизия трудовых договоров

· Ревизия хозяйственных договоров. Организация тендерной комиссии по заключению договоров с поставщиками и подрядчиками.

· Проведение инвентаризации основных фондов, в т.ч. зданий, сооружений, объектов социальной и непроизводственной сфер. Решение вопроса о необходимости указанных объектов, передача максимально возможного количества объектов социальной и непроизводственных сфер на баланс муниципальных образований. Решение вопроса об аренде, реализации неиспользуемых производственных зданий, сооружений, с целью экономии коммунальных расходов. Анализ целесообразности и эффективности вложений в основные фонды.

· Инвентаризация и анализ производственной востребованности оборудования, автомобильной и прочей техники, решение вопроса замене оборудования и техники на более экономичное и высокопроизводительное.

· Повышение качества предоставляемых услуг – проведение тренингов продаж с персоналом.

Блок 2. Маркетинг

· Выявление «центров» доходов, т.е. статей доходов, дающих наибольшие удельные объёмы доходов, а также наиболее рентабельные статьи доходов.

· Разработка комплекса мер по увеличению объёма реализации продукции. Особое внимание при разработке комплекса увеличению объёмов реализации в «центрах» доходов, проведение рекламной кампании.

· Повышение привлекательности, востребованности услуг ОАО «Сибирьтелеком»

Блок 3. Финансовая деятельность

· Ревизия дебиторской задолженности. Группировка задолженности по степени ликвидности. Выявление задолженности с низкой степенью вероятности погашения, решение вопроса о списании просроченной задолженности, разработка комплекса мероприятий (в зависимости от степени ликвидности) по истребованию задолженности с дебиторов.

· Ревизия кредиторской задолженности. Группировка задолженности по степени ликвидности. Выявление просроченной задолженности и решение вопроса о её списании, разработка комплекса мероприятий по погашению задолженности. Для этого возможна реструктуризация задолженнности, особенно с давним сроком возникновения – разработка графиков погашения (с учётом наличия источников погашения) с возможными отсрочками расчётов и применением уменьшающих дисконтов.

· Введение финансового плана и строгой финансовой дисциплины.

Блок 3. Управление персоналом

· Анализ эффективности существующей организационной структуры управления, разработка мероприятий по её совершенствованию.

· Оптимизация численности персонала

· Повышение профессионального уровня персонала, для чего возможно проведение аттестации персонала. Цель – формирование профессиональной команды специалистов.

· Курсы подготовки персонала. Повышение квалификации персонала.

· Повышение производительности труда – разработка положения о моральном и материальном стимулировании (исходя из наличия финансовых источников).

В заключении необходимо сказать, что проблема по совершенствованию системы анализа финансового состояния предприятия является актуальной в переходной экономике, что послужило причиной выбора данной темы курсовой работы.

В работе, на основе приведенных в приложении форм отчетности, мною были выявлены особенности и недостатки в работе предприятия, было спрогнозировано дальнейшее его развитие в переходной экономике и даны рекомендации по финансовому оздоровлению.

Источник