Курсовая по разработке бизнес плана

Курсовая по разработке бизнес плана thumbnail

Курсовая по разработке бизнес плана

Цели разработки и особенности бизнес-плана. Состав бизнес-плана. Виды товаров и услуг. Обеспечение конкурентоспособности. Оценка рынка сбыта. Сведения о конкурентах. План маркетинга, производства, юридический. Оценка риска и страхование. Финансовый план.

Подобные документы

  • Разработка бизнес-плана для создания цветочного магазина «Камелия». Описание услуг и оценка рынка сбыта продукции фирмы. Организационно-управленческий план создания фирмы. Финансовый, юридический, маркетинговый план, оценка риска и страхование проекта.

    курсовая работа, добавлен 12.10.2010

  • Место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия. Типовое содержание плана: резюме, анализ состояния отрасли, виды товаров (услуг), анализ рынка, сведения о конкурентах. Цели, стратегии маркетинга. Ценообразование, схема распространения товаров.

    курсовая работа, добавлен 03.10.2013

  • Титульный лист бизнес-плана. Резюме. Описание предприятия и его продукции. Оценка рынка сбыта. План производства. Организационный план. Юридический план предприятия. Оценка риска и страхование деятельности предприятия. Финансовый план предприятия.

    курсовая работа, добавлен 21.05.2003

  • Разработка бизнес-плана на примере магазина автозапчастей «Все для Toyota». Характеристика продукции, работ, услуг. Оценка рынка сбыта (потребителей). Анализ конкурентов как элемент бизнес-плана. Стратегии маркетинга, план производства, оценка рисков.

    курсовая работа, добавлен 24.04.2012

  • Этапы разработки бизнес-плана: анализ рынка, план производства, стратегия маркетинга, охрана окружающей среды, оценка рисков, стратегия финансирования и инвестирования. Релизация бизнес-плана на примере предприятия по производству теплового оборудования.

    дипломная работа, добавлен 03.07.2010

  • Цель составления бизнес-плана, особенности его типов. Возможности фирмы (резюме). Характеристика товаров (услуг), рынка сбыта и конкуренции. План маркетинга, производства и организации. Оценка риска и страхование. Аспекты стратегии финансирования.

    контрольная работа, добавлен 10.09.2011

  • Функции и структура бизнес-плана. Методические принципы бизнес-планирования. Описание продукта, рынки сбыта товаров и услуг. Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга и производства. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка рисков и страхование.

    курсовая работа, добавлен 14.10.2013

  • Понятие бизнес-плана. Цели и функции бизнес-планирования. Создание бизнес-плана для собственного предприятия. Методики разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Бизнес-план для различных направлений бизнеса.

    реферат, добавлен 21.01.2004

  • Процесс бизнес планирования. Титульный лист и резюме бизнес-плана. Анализ отрасли и бизнес-среды организации. Разработка плана продаж (сбыта). План доходов и расходов, движения денежных средств. Оценка эффективности проекта и страхование рисков.

    реферат, добавлен 24.05.2009

  • Роль бизнес-плана. Основные типы бизнес-планов. Виды товаров и рынки сбыта. Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга и производства. Определение возможностей фирмы. Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия.

    контрольная работа, добавлен 19.01.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Разработка бизнес-плана [09.12.14]

Тема: Разработка бизнес-плана

Раздел: Бесплатные рефераты по маркетингу

Тип: Курсовая работа | Размер: 91.03K | Скачано: 107 | Добавлен 09.12.14 в 14:59 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования. 5

1.1 Понятие бизнес-плана. 5

1.2. Разработка  структуры бизнес-плана и его содержание. 10

Глава 2 Разработка бизнес-плана кафе-бара ЗАО «Кукушечка».. 16

2.1. Резюме. 16

2.2. Анализ отрасли и основных конкурентов. 19

2.3. Производственная деятельность. 20

2.4. План маркетинговой деятельности. 23

2.5. Финансовый план. 24

2.6 Организационно-правовые аспекты плана. 25

2.7 Оценка риска и чувствительность проекта. 25

2.8 Эффективность проекта. 26

Заключение. 27

Литература. 29

Введение

Современный бизнес, а именно его зарождение невозможно представить без бизнес-плана. Бизнес-план – это основа основ любой современной фирмы или предприятия, это основной документ определяющий стратегию развития организации.

Наиболее значимый теоретический вклад в создание и развитие современного бизнес-планирования внесли западные ученые, впервые применившие системно-аналитический подход к осмыслению всего разнообразия форм и методов создания новой организации в современных условиях.

Бизнес-планирование достаточно богатое по числу данных ему дефиниций понятие. Например, отечественный автор (Черняк В.З.) предлагает такое определение «бизнес-план» – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Основная и главная цель всего бизнес-плана – создание нового предприятия или внедрение новых технологий.

Одной из сфер применения бизнес-плана является точка общественного питания кафе-бар «Кукушечка», рассматриваемая в данной работе.

Настоящее курсовое проектирование посвящено разработке бизнес-плана создаваемого предприятия ЗАО «Кукушечка» и предполагает оценку конъюнктуры рынка, являясь программой действий предпринимателя, а также необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства.

Объектом курсовой работы является разработка бизнес-плана ЗАО «Кукушечка»  как основы бизнес-идеи предприятия.

В качестве предмета определяем оптимизацию питания и культурного проведения свободного времени  в омском регионе.

Выделенный предмет предопределяет следующую постановку цели: разработать бизнес-план организации для привлечения инвестиций (кредита банка) и разработать программу дальнейшего развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить теоретические основы бизнес-планирования;
  2. разработать бизнес-план кафе-бара «Кукушечка».

Бизнес-план может использоваться, как для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы, а также для привлечения инвесторов и кредиторов, так как он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Следовательно, специфика работы заключается в установлении фактического соотношения теоретического бизнес-планирования и рекомендации оптимального для максимально эффективного бизнес-процесса создаваемой организации.

Актуальность настоящего курсового проектирования обусловлена спецификой предмета исследования и его целью. Определяется перспективностью изучения закономерностей создания бизнес-плана ЗАО «Кукушечка» с опорой на идеи и положения науки по экономическому планированию.

Материал рассматривается в синхронном аспекте. При сборе и систематизации материала используется метод маркетингового  и экономического наблюдений – постепенного, внимательного изучения, проверки условий для функционирования создаваемой организации, а также метод объяснений и обобщений фактов.

Литература

  1. Адаптивное управление фирмой / под ре. В.С. Кудина. — Новосибирск, Издательство Новосибирской Государственнойакадемия экономикии управления. – 2013. — 149 с.
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 383 с.
  3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010. — 272 с.
  4. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование: теория и практика. – М.: Приор-издат, 2013. – 284с.
  5. Бизнес – планирование: учебник / под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 418с.
  6. Бизнес-план / под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 413с.
  7. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт: Современная практика и документация / под общ. ред. В.М.Попова.. 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2009 — 423 с.
  8. Бизнес-план инвестиционного проекта: практическое пособие/ под ред. И.А. Иванниковой. М.: Эксперт-бюро, 2012. — 111 с.
  9. Бизнес-планирование / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. – 296 с.
  10. Бизнес-планы: полное справочное руководство / под ред. И. М. Степанова — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011. — 240 с.
  11. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М; Премьер, 2011. – 188с.
  12. Гарпов А.П., Хлевная Е.А. Экономика предприятия: Современное бизнес-планирование. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 272 с.
  13. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика / под ред. В.М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 367 с.
  14. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Финпресс», 1998. — 256 с.
  15. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011 . – 432 с.
  16. Любанова Т.П. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 2013. – 375 с.
  17. Орлова П.И. Бизнес-планирование. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 284 с.
  18.    Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2010. – 349с.
  19. Уткин Э.А. Управление фирмой. -М.: Акалис, 2010. – 287с.
  20. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 470 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Проект бизнес — плана по открытию тренажерного зала «Strong»
  • Разработка бизнес-плана создания нового предприятия
  • Разработка бизнес-плана организации здравоохранения
  • Основы разработки бизнес-плана
  • Бизнес-планирование и его роль в рыночной экономике
  • Бизнес-планирование ООО «Леди плюс»
  • Разработка бизнес-плана предприятия в сфере поставок продуктов общественного питания: теория и практика
  • Бизнес-план магазина «Водолей»
  • Планирование на предприятии (ОАО«Монометр)
  • Источники финансирования бизнес-плана
  • Производственное планирование и бизнес-план
  • Бизнес-план предприятия, его назначение
  • Бизнес-план предприятия, его назначение
  • Контрольная по Бизнес планированию Вариант №23
  • Особенности разработки бизнес-плана новой фирмы
  • Бизнес-план «Зубная паста»
  • Бизнес-план для получения кредита с целью открытия сети заведений общественного питания
  • Бизнес-план создания предприятия
  • Бизнес-план предприятия и методика его разработки (на примере Сбербанка России)
  • Бизнес – план открытия магазина «Карапуз»

Источник

Öåëè è ôóíêöèè ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, åãî ñòðóêòóðà è ñîäåðæàíèå, ïðåäúÿâëÿåìûå òðåáîâàíèÿ è çíà÷åíèå â ýêîíîìèêå ïðåäïðèÿòèÿ. Îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà äëÿ òóðèñòè÷åñêîé ôèðìû, åãî îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè, ïîðÿäîê ñîñòàâëåíèÿ è îöåíêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ: ñòðóêòóðà, ñîäåðæàíèå, îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè

 ðàìêàõ ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ ðåøàåòñÿ ìíîæåñòâî âîïðîñîâ óïðàâëåíèÿ ôèðìîé, â òîì ÷èñëå: ðàçðàáîòêà îáùåôèðìåííîé ñòðàòåãèè; ïîäãîòîâêà ñòðàòåãè÷åñêèõ ðåøåíèé â îòäåëüíûõ õîçÿéñòâåííûõ îáëàñòÿõ; àíàëèç êîíêóðåíòíîé ñðåäû; îïðåäåëåíèå îñíîâíûõ öåëåé ôèðìû; óïðàâëåíèå ñòðàòåãè÷åñêè âàæíûì ôàêòîðàìè äåÿòåëüíîñòè íà ðûíêå; ôîðìèðîâàíèè ìàðêåòèíãîâîé ñòðàòåãèè íà ðûíêå îòäåëüíûõ òîâàðîâ; èçó÷åíèå æèçíåííîãî öèêëà ïðîäóêöèè íà ðûíêå; óïðàâëåíèå ïîðòôåëåì çàêàçîâ; âûÿâëåíèå ñòðàòåãè÷åñêèõ ïåðñïåêòèâ ôèíàíñèðîâàíèÿ êàïèòàëîâëîæåíèé; ôîðìóëèðîâàíèå îáùåé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ; àíàëèç ïåðñïåêòèâ â ýòîé îáëàñòè; èññëåäîâàíèå ñòðóêòóðû çàòðàò.

Ïëàíèðîâàíèå, êàê èçâåñòíî, ïðåäñòàâëÿåò ñîñòàâíóþ ÷àñòü ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ. Ïðîöåññ ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ ïðîòåêàåò â òðè ýòàïà: ïåðâîíà÷àëüíî îïðåäåëÿþòñÿ äîëãîñðî÷íûå ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ è åãî îñíîâíûõ ïîäðàçäåëåíèé; íà ýòàïå ðåàëèçàöèè ïëàíîâ ðàçðàáàòûâàþòñÿ ìåðîïðèÿòèÿ ïî îñóùåñòâëåíèþ ôèðìåííîé ñòðàòåãèè; ñ ïîìîùüþ êîíòðîëÿ âûÿâëÿþòñÿ îñíîâíûå ïðîáëåìû â îáëàñòè ðåàëèçàöèè ñòðàòåãèè êîìïàíèè.

· óÿñíèòü ñòåïåíü ðåàëüíîñòè äîñòèæåíèÿ íàìå÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ;

· äîêàçàòü îïðåäåëåííîìó êðóãó ëèö öåëåñîîáðàçíîñòü ðåîðãàíèçàöèè ðàáîòû óæå ñóùåñòâóþùåé ôèðìû èëè ñîçäàíèÿ íîâîé;

· óáåäèòü ñîòðóäíèêîâ êîìïàíèè â âîçìîæíîñòè äîñòèæåíèÿ êà÷åñòâåííûõ èëè êîëè÷åñòâåííûõ ïîêàçàòåëåé, íàìå÷åííûõ â ïðîåêòå è äð.

Áèçíåñ-ïëàí, òàêæå, ïðèçâàí ïîìî÷ü ïðåäïðèíèìàòåëþ ðåøèòü ñëåäóþùèå îñíîâíûå çàäà÷è, ñâÿçàííûå ñ ôóíêöèîíèðîâàíèåì ôèðìû:

· îïðåäåëèòü êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, ïåðñïåêòèâíûå ðûíêè ñáûòà è ìåñòî ôèðìû íà ýòèõ ðûíêàõ;

· îöåíèòü çàòðàòû, íåîáõîäèìûå äëÿ èçãîòîâëåíèÿ è ñáûòà ïðîäóêöèè, ñîèçìåðèòü èõ ñ öåíàìè, ïî êîòîðûì áóäóò ïðîäàâàòüñÿ òîâàðû, ÷òîáû îïðåäåëèòü ïîòåíöèàëüíóþ ïðèáûëüíîñòü ïðîåêòà;

· âûÿâèòü ñîîòâåòñòâèå êàäðîâ ôèðìû è óñëîâèé äëÿ ìîòèâàöèè èõ òðóäà òðåáîâàíèÿì ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;

· ïðîàíàëèçèðîâàòü ìàòåðèàëüíîå è ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå ôèðìû è îïðåäåëèòü, ñîîòâåòñòâóþò ëè ìàòåðèàëüíûå è ôèíàíñîâûå ðåñóðñû äîñòèæåíèþ íàìå÷åííûõ öåëåé;

· ïðîñ÷èòàòü ðèñêè è ïðåäóñìîòðåòü òðóäíîñòè, êîòîðûå ìîãóò ïîìåøàòü âûïîëíåíèþ áèçíåñ-ïëàíà.

 ñîâðåìåííîé ïðàêòèêå áèçíåñ-ïëàí âûïîëíÿåò ÷åòûðå ôóíêöèè. Ïåðâàÿ èç íèõ ñâÿçàíà ñ âîçìîæíîñòüþ åãî èñïîëüçîâàíèÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áèçíåñà. Ýòà ôóíêöèÿ æèçíåííî íåîáõîäèìà â ïåðèîä ñîçäàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, à òàêæå ïðè âûðàáîòêå íîâûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè. Âòîðàÿ ôóíêöèÿ — ïëàíèðîâàíèå. Îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ íîâîãî íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, êîíòðîëèðîâàòü ïðîöåññû âíóòðè ôèðìû.

Òðåòüÿ ôóíêöèÿ ïîçâîëÿåò ïðèâëåêàòü äåíåæíûå ñðåäñòâà — ññóäû, êðåäèòû.  ñîâðåìåííûõ óêðàèíñêèõ óñëîâèÿõ áåç êðåäèòíûõ ðåñóðñîâ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî îñóùåñòâèòü êàêîé-ëèáî çíà÷èòåëüíûé ïðîåêò, îäíàêî ïîëó÷èòü êðåäèò íåïðîñòî. Ãëàâíàÿ ïðè÷èíà çàêëþ÷àåòñÿ íå ñòîëüêî â ïðîáëåìå âûñîêèõ ïðîöåíòíûõ ñòàâîê, ñêîëüêî â âîçðîñøåé íåâîçâðàòíîñòè êðåäèòîâ.  ýòîé ñèòóàöèè áàíêè ïðèíèìàþò öåëûé êîìïëåêñ ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ âîçâðàòà äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ñðåäè êîòîðûõ ñëåäóåò îòìåòèòü òðåáîâàíèÿ áàíêîâñêèõ ãàðàíòèé, ðåàëüíîãî çàëîãà è äðóãèå, íî ðåøàþùèì ôàêòîðîì ïðè ïðåäîñòàâëåíèè êðåäèòà ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå ïðîðàáîòàííîãî áèçíåñ-ïëàíà.

×åòâåðòàÿ ôóíêöèÿ ïîçâîëÿåò ïðèâëå÷ü ê ðåàëèçàöèè ïëàíîâ êîìïàíèè ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, êîòîðûå ïîæåëàþò âëîæèòü â ïðîèçâîäñòâî ñîáñòâåííûé êàïèòàë èëè èìåþùóþñÿ ó íèõ òåõíîëîãèþ. Ðåøåíèå âîïðîñà î ïðåäîñòàâëåíèè êàïèòàëà, ðåñóðñîâ èëè òåõíîëîãèè âîçìîæíî ëèøü ïðè íàëè÷èè áèçíåñ-ïëàíà, îòðàæàþùåãî êóðñ ðàçâèòèÿ êîìïàíèè íà îïðåäåëåííûé ïåðèîä âðåìåíè.

Òàêèì îáðàçîì, âíóòðèôèðìåííîå ïëàíèðîâàíèå ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëþáîãî ïðåäïðèÿòèÿ, íåçàâèñèìî îò åãî ðàçìåðà. Áèçíåñ-ïëàí îáîáùàåò àíàëèç âîçìîæíîñòåé äëÿ íà÷àëà èëè ðàñøèðåíèÿ áèçíåñà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è äàåò ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàêèì îáðàçîì ìåíåäæìåíò äàííîé êîìïàíèè íàìåðåí èñïîëüçîâàòü ýòîò ïîòåíöèàë. Âåëèêî åãî çíà÷åíèå è äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ äåëîâûõ ïàðòíåðîâ, ñîçäàíèÿ ñîâìåñòíûõ ïðåäïðèÿòèé. À òàêæå, äëÿ ïîëó÷åíèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ.

1. Òèïû ðûíêîâ, íà êîòîðûõ äåéñòâóåò ôèðìà.

2. Îñíîâíûå ñåãìåíòû ðûíêîâ ïî êàæäîìó âèäó òîâàðîâ èëè óñëóã.

3. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ñïðîñ íà êàæäîì èç ñåãìåíòîâ ðûíêà.

4. Ïåðñïåêòèâû èçìåíåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ïîêóïàòåëåé è âîçìîæíàÿ ðåàêöèÿ êîìïàíèè íà ýòè èçìåíåíèÿ.

5. Ðåàëüíîå ñîñòîÿíèå è ïðîãíîçû ðàçâèòèÿ åìêîñòè èñïîëüçóåìûõ ñåãìåíòîâ ðûíêà íà áëèæàéøåå âðåìÿ è íà áîëåå îòäàëåííóþ ïåðñïåêòèâó.

6. Ðåàêöèÿ ðûíêà íà íîâûå òîâàðû.

 íåêîòîðûõ áèçíåñ-ïëàíàõ â îòäåëüíûé ðàçäåë âûäåëÿåòñÿ îöåíêà êîíêóðåíöèè íà ðûíêàõ ñáûòà. Ýòîò ðàçäåë ïîñâÿùåí àíàëèçó ðûíî÷íîé êîíúþíêòóðû, õàðàêòåðèñòèêå êîíêóðåíòîâ, èõ ñòðàòåãèè è òàêòèêå. Îöåíèâàÿ äåÿòåëüíîñòü êîíêóðåíòîâ, íåîáõîäèìî äàòü îòâåò íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:

1. Íàñêîëüêî îáëàñòü äåÿòåëüíîñòè ôèðìû ïîäâåðæåíà èçìåíåíèÿì?

2. Âåëèêî ëè ÷èñëî ôèðì, ïðåäëàãàþùèõ ñõîäíûå òîâàðû è óñëóãè?

3. Êàêóþ ÷àñòü ðûíêà êîíòðîëèðóþò ôèðìû-êîíêóðåíòû?

4. Êàê îáñòîÿò äåëà ó ôèðì-êîíêóðåíòîâ ñ äîõîäàìè, âíåäðåíèåì íîâûõ òåõíîëîãèé, ðåêëàìîé è ïîñëåïðîäàæíûì îáñëóæèâàíèåì?

5. ×òî ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì íàèáîëåå æåñòêîé êîíêóðåíöèè â äàííîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè (öåíà, êà÷åñòâî, ïîñëåïðîäàæíîå îáñëóæèâàíèå è äð.)?

Äëÿ îöåíêè ôèðì-êîíêóðåíòîâ öåëåñîîáðàçíî ñîñòàâèòü òàáëèöó, ñîäåðæàùóþ èõ îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè: ìåñòî ðàñïîëîæåíèÿ, äîëÿ ðûíêà, îáúåìû ïðîäàæ. Äëÿ îöåíêè ñòåïåíè ðèñêà íåîáõîäèìî òàêæå óêàçàòü ïðåäïîëàãàåìûå ïîòåðè, êîòîðûå ìîæåò ïîíåñòè êîìïàíèÿ è íàëè÷èå ñâîáîäíîé íèøè äëÿ âñòóïëåíèÿ íà ðûíîê íîâîãî äåéñòâóþùåãî àãåíòà. Åñëè ýòà íèøà î÷åíü ìàëà èëè âîâñå îòñóòñòâóåò, òî ïðåäïðèÿòèå íå âûäåðæèò êîíêóðåíöèè.

Äëÿ îöåíêè ñðàâíèòåëüíûõ ïðåèìóùåñòâ êîìïàíèè ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìåòîä ñåãìåíòàöèè ðûíêîâ ïî îñíîâíûì êîíêóðåíòàì, ïîçâîëÿþùèé ñèñòåìàòèçèðîâàòü èíôîðìàöèþ ïî äîñòîèíñòâàì è íåäîñòàòêàì ôèðìû è åå ãëàâíûõ êîíêóðåíòîâ.

 ðàçäåëå áèçíåñ-ïëàíà, ïîñâÿùåííîì ìàðêåòèíãó, îñâåùàþòñÿ ñïîñîáû äîñòèæåíèÿ íàìå÷àåìûõ îáúåìîâ ïðîäàæ è äîâåäåíèÿ âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè äî ïîòðåáèòåëÿ. Íåîáõîäèìî, ÷òîáû â ïëàíå áûëà óêàçàíà îáùàÿ ñòðàòåãèÿ ìàðêåòèíãà, ïðèíÿòàÿ íà ôèðìå, ñõåìà öåíîîáðàçîâàíèÿ è ðåàëèçàöèè òîâàðà, à òàêæå ìåòîäû ñòèìóëèðîâàíèÿ ðîñòà îáúåìîâ ïðîäàæ. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò òàêæå îðãàíèçàöèÿ ïîñëåïðîäàæíîãî îáñëóæèâàíèÿ êëèåíòîâ, ðåêëàìà âûïóñêàåìûõ òîâàðîâ è ôîðìèðîâàíèå îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ î òîâàðàõ è ôèðìå, èõ âûïóñêàþùåé.

Ðàçäåë «Ïëàíû ïðîèçâîäñòâà» âêëþ÷àåòñÿ â áèçíåñ-ïëàí òîëüêî òåìè ïðåäïðèíèìàòåëÿìè, êîòîðûå ñîáèðàþòñÿ çàíèìàòüñÿ ïðîèçâîäñòâîì òîâàðîâ. Ãëàâíàÿ çàäà÷à çäåñü — óáåäèòü ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, ÷òî ôèðìà áóäåò â ñîñòîÿíèè ïðîèçâîäèòü íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî òîâàðà òðåáóåìîãî êà÷åñòâà â íóæíûå ñðîêè. Èíûìè ñëîâàìè, ïðåäïðèíèìàòåëü äîëæåí ïîêàçàòü, ÷òî îí äåéñòâèòåëüíî â ñîñòîÿíèè îðãàíèçîâàòü ýôôåêòèâíîå ïðîèçâîäñòâî. Îáû÷íî ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñëåäóþùèå ñòðóêòóðíûå ýëåìåíòû:

1. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîèçâîäñòâåííîãî öèêëà.

2. Àíàëèç ðàçìåùåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ òàêèõ ôàêòîðîâ, êàê áëèçîñòü ê ðûíêàì ñáûòà, ïîñòàâùèêàì, íàëè÷èå êâàëèôèöèðîâàííûõ òðóäîâûõ ðåñóðñîâ, òðàíñïîðòíûå ðàñõîäû, óðîâåíü ðàçâèòèÿ èíôðàñòðóêòóðû.

3. Îöåíêà íåîáõîäèìûõ ôàêòîðîâ ïðîèçâîäñòâà è äèíàìèêà èõ èçìåíåíèÿ.

4. Îöåíêà ïîñòàâùèêîâ ñûðüÿ è ìàòåðèàëîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ íàäåæíîñòè, îïûòà ñîòðóäíè÷åñòâà è äð.

5. Íîðìàòèâíûå àêòû, êàñàþùèåñÿ ïðîèçâîäñòâà, à òàêæå, âëèÿþùèå íà õàðàêòåð è ñðîêè îòêðûòèÿ è ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ.

6. Èçäåðæêè ïðîèçâîäñòâà è äèíàìèêà èõ èçìåíåíèÿ.

 ðàçäåëå «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèå» îñâåùàþòñÿ ïðîáëåìû, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü ó ôèðìû â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà è îñíîâíûå ìåòîäû çàùèòû îò ïîòåíöèàëüíûõ òðóäíîñòåé. Äàííûé ðàçäåë ñîäåðæèò ñëåäóþùèå ñîñòàâíûå ÷àñòè:

· ïåðå÷åíü âîçìîæíûõ ðèñêîâ ñ óêàçàíèåì âåðîÿòíîñòè èõ âîçíèêíîâåíèÿ è îæèäàåìîãî óùåðáà îò ýòîãî,

· îðãàíèçàöèîííûå ìåðû ïî ïðîôèëàêòèêå è íåéòðàëèçàöèè ðèñêîâ,

· ïðîãðàììà ñòðàõîâàíèÿ îò ðèñêîâ.

Ðàçäåë áèçíåñ-ïëàíà, êàñàþùèéñÿ ôèíàíñîâîãî ïëàíà, íåîáõîäèìî ïîñâÿòèòü îöåíêå ïîòåíöèàëà ôèðìû è ïëàíèðîâàíèþ åå ôèíàíñîâîé äåÿòåëüíîñòè ñ öåëüþ äîñòèæåíèÿ æèçíåñïîñîáíîñòè êîìïàíèè è ýôôåêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ èìåþùèõñÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ.  äàííîì ðàçäåëå ñîäåðæàòñÿ ñëåäóþùèå ïëàíîâî-îò÷åòíûå äîêóìåíòû:

· îïåðàòèâíûé ïëàí;

· ïëàí äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;

· ïëàí äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ;

· áàëàíñîâûé îò÷åò.

Óêàçàííûå äîêóìåíòû íîñÿò ïëàíîâî-îò÷åòíûé õàðàêòåð. Ïëàíèðîâàíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçà áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû â ðàìêàõ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà âðåìåíè. Îò÷åò ñîñòàâëÿåòñÿ çà ïðîøåäøèé ïåðèîä âðåìåíè. Ïðèâåäåííûå â ýòèõ äîêóìåíòàõ äàííûå èñïîëüçóþòñÿ äàëåå äëÿ àíàëèçà ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ôèðìû.

 ðàçäåëå «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ» èçëàãàåòñÿ ïëàí ñîçäàíèÿ íîâîé ôèðìû èëè ðàñøèðåíèÿ óæå ôóíêöèîíèðóþùåé. Ïðè ñîñòàâëåíèè ýòîé ÷àñòè áèçíåñ-ïëàíà ïðåäïðèíèìàòåëü îáÿçàí ðàññìîòðåòü ñëåäóþùèå âîïðîñû:

· ñðåäñòâà, íåîáõîäèìûå äëÿ ðåàëèçàöèè ïðåäëàãàåìîãî ïðîåêòà;

· èñòî÷íèê èíâåñòèöèé;

· ñðîêè îêóïàåìîñòè è ðàçìåðû îæèäàåìîãî äîõîäà îò ðåàëèçàöèè ïðîåêòà.

Ïîìèìî óêàçàííûõ ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà, öåëåñîîáðàçíî òàêæå âêëþ÷èòü â íåãî îðãàíèçàöèîííûé ïëàí, ñîäåðæàùèé êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû êîìïàíèè, ñâåäåíèÿ î ïåðñîíàëå, èíôîðìàöèþ î ïðàâîâîì îáåñïå÷åíèè äåÿòåëüíîñòè ôèðìû.

 êîíöå áèçíåñ-ïëàíà ïðèâîäèòñÿ ôàêòîãðàôè÷åñêàÿ èíôîðìàöèÿ, à èìåííî: ïîëíîå íàèìåíîâàíèå ïðåäïðèÿòèÿ èëè ôèðìû, þðèäè÷åñêèé àäðåñ, íîìåðà êîíòàêòíûõ òåëåôîíîâ, òåëåêñ, ôàêñ, à òàêæå íàçâàíèÿ îðãàíèçàöèé è òåëåôîíû, ïî êîòîðûì ÷èòàòåëü ïëàíà ñìîæåò ïîëó÷èòü â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè äîïîëíèòåëüíóþ èíôîðìàöèþ.

Ñëåäîâàòåëüíî, áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì ïî ñòðóêòóðå äîêóìåíòîì. Åãî ïàðàãðàôû è ðàçäåëû äîëæíû îõâàòûâàòü âñå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ. Ñîñòàâ ðàçäåëîâ ìîæåò âèäîèçìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò òèïà ðåøàåìîé çàäà÷è.

Ïðè ôîðìèðîâàíèè áèçíåñ-ïëàíà îñîáîå âíèìàíèå íàäî óäåëèòü ÿçûêó è ñòèëþ.  ðàìêàõ ïîäãîòîâêè ïëàíà ïðàâèëüíî âûáðàííûé ñòèëü èçëîæåíèÿ ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ çàëîãîì óñïåõà ïðè ïðèâëå÷åíèè èíâåñòîðîâ. Îáðàòèì âíèìàíèå íà äâîéñòâåííûé õàðàêòåð áèçíåñ-ïëàíà. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ñåðüåçíûé àíàëèòè÷åñêèé äîêóìåíò, à ñ äðóãîé — ñðåäñòâî ðåêëàìû.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòîé îñîáåííîñòüþ íóæíî âûáðàòü è ÿçûê áèçíåñ-ïëàíà. Îí äîëæåí áûòü ïîíÿòåí âñåì, îñîáåííî ôèíàíñèñòàì è ïîòåíöèàëüíûì ïàðòíåðàì. ×àñòî ñïåöèàëèñò, ñîñòàâëÿþùèé áèçíåñ-ïëàí, èñïîëüçóåò â òåêñòå ñëåíã ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé ñðåäû.

Îí ïîíÿòåí òîëüêî ëþäÿì, ðàáîòàþùèì â òîé æå îòðàñëè, íî ìàëîïîíÿòåí äëÿ èíâåñòîðà, êîòîðûé îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ñïåöèàëèñòîì â îáëàñòè ôèíàíñîâîãî ìåíåäæìåíòà è íå ðàçáèðàåòñÿ â ïðîèçâîäñòâåííûõ òîíêîñòÿõ. Ñëåäóåò òàêæå ñêàçàòü è îá îðôîãðàôèè è ïóíêòóàöèè. Îøèáêè â ýòîé îáëàñòè ìîãóò âíóøèòü ÷èòàòåëþ íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê àâòîðó ïëàíà, à, ñëåäîâàòåëüíî, è ê ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì.

Ïðè ñîñòàâëåíèè áèçíåñ-ïëàíà íåîáõîäèìî òàêæå ïîìíèòü, ÷òî èíôîðìàöèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ â íåì, äîëæíà áûòü åìêîé, ÷åòêîé è â òî æå âðåìÿ êðàòêîé.

×òî êàñàåòñÿ ïîëíîòû èçëîæåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, òî îò åå óðîâíÿ âî ìíîãîì çàâèñèò åãî óñïåøíîå èñïîëüçîâàíèå. Õîòÿ ñîñòàâ ðàçäåëîâ ïëàíà ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ àâòîðîì ïî åãî óñìîòðåíèþ, ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî ïî æåëàíèþ ñîñòàâèòåëÿ ìîãóò áûòü âûïóùåíû âàæíûå ðàçäåëû, êàñàþùèåñÿ, íàïðèìåð, öèôðîâûõ çíà÷åíèé äîõîäîâ. Íàîáîðîò, ÷åì áîëüøå è äîêàçàòåëüíåå áóäåò òàêîãî ðîäà èíôîðìàöèÿ, òåì ýôôåêòèâíåå áóäåò âîçäåéñòâîâàòü áèçíåñ-ïëàí íà ïîòåíöèàëüíîãî ó÷àñòíèêà áèçíåñà.

Òàêèì îáðàçîì, áèçíåñ-ïëàí äîëæåí áûòü íàïèñàí äåëîâûì ÿçûêîì, äîõîä÷èâûì, æèâûì, íî íå ïðèìèòèâíûì. Èñêëþ÷àåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ òåðìèíîâ, íåïîíÿòíûõ íåñïåöèàëèñòó â äàííîé îáëàñòè. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî áàíêè è èíâåñòèöèîííûå êîìïàíèè åæåäíåâíî ðàññìàòðèâàþò ìíîæåñòâî ïðåäëîæåíèé. Ïîýòîìó áèçíåñ-ïëàí äîëæåí áûòü ïîäãîòîâëåí ñ ó÷åòîì òðåáîâàíèé è ñòàíäàðòîâ îðãàíèçàöèé è ëèö, êîòîðûì ïðåäïîëàãàåòñÿ ïðåäñòàâèòü ýòîò äîêóìåíò.

Åùå îäíî, âåñüìà âàæíîå ñîîáðàæåíèå. Ïðè ðàçðàáîòêå ïðîãðàììû áèçíåñà î÷åíü âàæíî, ÷òîáû îíà, ïî âîçìîæíîñòè, íå áûëà îðèåíòèðîâàíà òîëüêî íà îäíîãî ïàðòíåðà.

Ïîñëå òîãî, êàê èç æèçíè îòðàñëåé èñ÷åç òàêîé ìîùíûé çàêàç÷èê êàê ãîñóäàðñòâî, ìíîãèå ïðåäïðèÿòèÿ äî ñèõ ïîð íå ïðèñïîñîáèëèñü ê íåçàâèñèìîìó ñóùåñòâîâàíèþ è íå íàó÷èëèñü èñêàòü íîâûõ ïàðòíåðîâ. Êðîìå òîãî, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ íåðåäêî îãðàíè÷åíà èç-çà íåïîëíîöåííîé ïðèâàòèçàöèè. Òàì, ãäå è ïîñëå ïðèâàòèçàöèè áûâøèå ïîäðàçäåëåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ ïîëó÷èëè ëèøü ÷àñòè÷íóþ þðèäè÷åñêóþ íåçàâèñèìîñòü, ïðîáëåìà çàìêíóòûõ îòíîøåíèé ñòîèò îñòðåå âñåãî. Ýòî îòíîñèòñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü ê ñòðàòåãè÷åñêèì îòðàñëÿì, òàêèì, êàê òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêèé êîìïëåêñ è îáîðîííàÿ ïðîìûøëåííîñòü.

Åùå îäíî ïðåïÿòñòâèå íà ïóòè äèâåðñèôèêàöèè ïðåäïðèÿòèé èìååò ïîëèòè÷åñêèé õàðàêòåð. Ìåñòíûå àäìèíèñòðàöèè çà÷àñòóþ ñâîåé âîëåé îãðàíè÷èâàþò êîëè÷åñòâî äåëîâûõ ñâÿçåé êîìïàíèé, íàõîäÿùèõñÿ íà èõ òåððèòîðèè, ñ òåì, ÷òîáû óäåðæàòü öåíû íà áîëåå íèçêîì óðîâíå.

 ðåçóëüòàòå çàìêíóòîñòè íà îäíîãî ïàðòíåðà èëè ãðóïïó ïàðòíåðîâ çàêðåïîùàåòñÿ êîíêóðåíöèÿ, ðàñòóò çàäîëæåííîñòè ìåæäó ïðåäïðèÿòèÿìè, äîëãè áàíêàì è áþäæåòó. Ïîëó÷àÿ íåçàâèñèìîñòü, áûâøåå ïîäðàçäåëåíèå êàêîãî-ëèáî ïðåäïðèÿòèÿ òåðÿåò ãàðàíòèðîâàííûé êóñîê õëåáà, íî ëó÷øèå ðåçóëüòàòû ïîëó÷àþòñÿ èìåííî òîãäà, êîãäà åãî íåò.

1. Ñëèíüêîâ, Â.Í. Áèçíåñ-ïëàí è îðãàíèçàöèÿ ôèíàíñîâî-õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ / Â.Í. Ñëèíüêîâ. — Ê.: Àëåðòà, 2006. — 520 ñ.

2. Áàððîó, Ï. Áèçíåñ-ïëàí, êîòîðûé ðàáîòàåò / Ï. Áàððîó. — Ì.: Àëüïèíà Áèçíåñ Áóêñ, 2006. — 282 ñ.

3. Óòêèí Ý.À., Êî÷åòêîâà À.È. Ó 84 Áèçíåñ-ïëàí. Êàê ðàçâåðíóòü ñîáñòâåííîå äåëî. — Ì.: Àññîöèàöèÿ àâòîðîâ è èçäàòåëåé «ÒÀÍÄÅÌ». Èçäàòåëüñòâî ÝÊÌÎÑ, 1998. — 176 ñ.

4. Ìàíèëîâñêèé P.Ã. è äð. Áèçíåñ-ïëàí. Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû. — Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, 1995. — 76 ñ.

5. Ãðàùåíêîâà Ò.Ì. Îðãàíèçàöèÿ òóðôèðìû: ó÷åáíî-ìåòîä. êîìïëåêñ / Ì-âî îáðàçîâàíèÿ ÐÁ, ÓÎ «ÂÃÓ èì. Ï.Ì. Ìàøåðîâà», Êàô. ýêîí. òåîðèè. — Âèòåáñê: ÓÎ «ÂÃÓ èì. Ï.Ì. Ìàøåðîâà», 2010. — 130 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник