Идея бизнеса прокат автомобилей

Идея бизнеса прокат автомобилей thumbnail

Брать на прокат автомобиль – обыкновенное действие для иностранцев, особенно если они путешествуют по другим странам и хотят сами изучить достопримечательности. В России пока что сервис проката не так широко развит, хотя существует уже достаточно давно.

Первыми на тропу автопроката вышли подразделения Интуриста, так как напрямую работали с иностранными клиентами. Позже стали подтягиваться другие фирмы и предприниматели. На сегодняшний день аренда машины в Москве обходится порядка 80 долларов за сутки. И иногда – это выгоднее, чем пользоваться такси. К тому же, никак не ограничивает свободу передвижения, что ценится туристами из разных стран.

Бизнес на прокате автомобилей продолжает развиваться.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Выгодно ли заниматься прокатом автомобилей?

Первоочередной вопрос, который задаёт себе начинающий предприниматель, готовый войти в нишу проката автомобилей, какую выгоду он сможет получить. И сможет ли вообще. Или будет рентабельнее начать с проката грузовых автомобилей.

Здесь важно понимать, кто будет и кто может стать вашим клиентом. Если в начале века клиентская аудитория прокатных организаций состояла на 80 процентов из иностранцев, то сейчас доля отечественных пользователей проката быстро растёт. Однако всё ещё, Россия считается неразвитой в этой сфере.

Аналитики говорят, что причина низкого спроса на аренду автомобиля среди наших соотечественников кроется в банальной неосведомлённости потенциального клиента об услугах. И поэтому, чтобы сделать свой бизнес выгодным и рентабельным нужно продумать хорошую и действенную рекламную компанию.

Чтобы реклама проката автомобилей была качественной и дала возможность получать больше прибыли, нужно знать на кого она будет ориентирована.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Клиенты проката автомобилей

По опросам фирм, занимающихся прокатом машин в России, можно выделить несколько групп основных клиентов:

  1. Владельцы авто, на время оставшиеся без средства передвижения. Случаи бывают разные. Например, машина находится в ремонте, а передвигаться по городу нужно более свободно, чем это позволяет общественный транспорт. Это половина всей клиентской базы среди соотечественников.
  2.  Четверть клиентов – те, кто берут автомобиль для путешествий. Как вариант – поездка за город. Для этого аренда машины также очень хорошо подходит.
  3. Третий тип клиентов – те, кто хотят показать себя с выгодной стороны, но не имеют возможности сделать это с помощью личного авто. Часто – это случаи бизнес встреч, когда на автомобилях ВИП класса встречают деловых гостей.
  4. Существует и четвёртый класс клиентов. Среди них те, кто берут по тем или иным причинам авто в аренду на длительный срок.

Чтобы охват аудитории был наиболее объёмным, а только так можно достичь хорошей прибыльности, нужно иметь в своём парке порядка 150 -200 машин разного класса. Как эконом, так и представительского.

Важно и то, с какими марками вы планируете работать. Если речь об отечественном производителе, то будьте готовы закупать большее количество машин. В среднем – на одну позицию два автомобиля. Второй – на запчасти.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Прокат иномарок. Выгода

Всё сдаваемое в аренду авто делится исходя из классовой принадлежности. Но у любого проката должны быть машины всех категорий.

  • Доступные по ценам иномарки среднего класса составляют костяк проката. Такие машины как Хёнде Акцент, Рено Логан, Лачетти, Фокус, Королла можно арендовать в среднем за 45 – 50 долларов в сутки. Они отличаются экономичностью расхода бензина.
  • Машины бизнес-класса стоят уже на порядок дороже – от 80 до 100 долларов. Но и выглядят как положено. Среди них такие, как Хонда Аккорд, Фольксваген Пассат, Шкода Октавиа и другие. Их клиенты выбирают за повышенную комфортность.
  • Ну, и представительский класс. Это дорогие машины марки Мерседес, БМВ, Ауди. Прокат подобного автомобиля обойдётся привередливому клиенту уже от 130 до 170 долларов за сутки. Среди этого класса есть и очень дорогие по аренде авто. Например, Галендваген, который будет стоить не менее 250 долларов.
  • Есть и четвёртый класс – Лимузины. Но он выделен в отдельную категорию и оплачивается арендатором в почасовом тарифе. Но как ни странно, самый дорогой класс машины отнюдь не менее популярен среди клиентов. А почасовая оплата – оптимальный вариант. Потому как подобные машины берутся в основном для торжественных случаев. И нет нужды кататься на нём целый день. Цена может достигать 70 долларов в час – той суммы, за которую можно взять обычную иномарку на целый день.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Личный водитель. Прибыль от проката авто

Отдельной графой идёт услуга личного водителя для тех, кто арендует авто. И если в случае с Лимузином оно предоставляется априори, чтобы не возникало трудностей с управлением столь громоздкой конструкцией на дорогах, то кому нужен водитель при аренде обыкновенной, пусть и часто дорогой иномарки?

Основная аудитория – гости из других стран. И дело не всегда в незнании города. Часто наёмный водитель оказывается востребован только потому, что в отличие от Европы, на Российских дорогах свои негласные порядки и для человека другой культуры ехать самому не только некомфортно, но зачастую опасно.

Если говорить о доходе, то по статистическим данным, у средней организации, сдающей в аренду иномарки, одна машина работает около 220 дней в году. Конечно, это при условии постоянной загрузки, что не всегда достижимо вначале предпринимательской деятельности. Однако, исходя из конкретного автопарка можно подсчитать на какой доход может рассчитывать бизнес.

Кроме того, прокат авто – сезонный бизнес. В жаркие месяцы, когда наплыв туристов увеличивается, организации заведующие прокатом машин поднимают ставки до 15 процентов. Для начинающего предпринимателя важно открыть свой бизнес, попав именно на этот наплыв. Так он сможет сразу занять нишу, откусив общий кусок пирога.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Расчёт прибыли автопарка

Для удобного подсчёта возьмём минимальные значения показателей.

Количество автомобилей в самом захудалом прокате не может быть меньше десяти единиц. Пять из них – иномарки. И на самом деле, начинать бизнес стоит только в одном случае. Если вы готовы приобрести не менее 30 машин.

Средняя стоимость отечественного авто в прокате – 700 рублей за сутки. Иномарки – от 1300 до 2100 рублей в зависимости от класса машины. При загрузке такого маленького автопарка на 3 четверти, оборот фирмы достигнет 335 тысяч рублей.

Но на налоги, зарплату, обслуживание территории и прочие расходы уйдёт не менее 260 тысяч в месяц. Плюс полтора процента на амортизацию машин. Итого, чистая прибыль в случае автопарка с десятью машинами не превысит 30 тысяч рублей в месяц.

Выход – увеличивать автопарк. Ежемесячные расходы при этом сильно не возрастут, а прибыль увеличиться в несколько раз. Конечно, при условии наличия спроса.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Расходы на открытие автопроката

  • Регистрация предпринимательской деятельности обойдётся в 250 долларов. В случае, если вы решили нанимать фирму для передачи ведения налоговых и юридических дел, сумма будет отличаться.
  • Аренда места для парковки машин. Стандартно, за одно машиноместо просят 2000 рублей. Поэтому месячный расчёт – не менее 500 долларов.
  • Аренда помещения под офис – порядка 700 долларов в месяц. Опять же сумма будет зависеть от многих факторов, в том числе и от места положения.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Расходы на содержание автопроката

1. Зарплата персонала

  • Управляющий / администратор. Зарплата – от 30 тысяч в месяц.
  • Бухгалтер – 30 тысяч в месяц. В случае аутсорсинговой фирмы – 20 тысяч в месяц.
  • Менеджер – 20 тысяч в месяц.
  • Техник (обслуживания, оценка, выдача и приём авто) – 17 тысяч в месяц.
  • Охрана. Наёмный работник – 25 тысяч в месяц, наёмная фирма – 15 тысяч.
  • Налоговые сборы из фонда заработанной платы – 30 процентов.

2. Покупка автомобилей для автопарка

Формируется база авто. Среди них – пять машин эконом класса, средняя стоимость которых выльется в 10 тысяч долларов за единицу. И пять машин среднего класса. 16 тысяч долларов за машину.

Машины в лизинг

Если вы решили брать все автомобили в лизинг, то вам понадобится не менее 130 тысяч долларов единовременно. Лизинговые предложения для закупки сразу большой партии автомобилей могут значительно упростить набор автопарка. Однако нужно понимать, что лизинговые отчисления значительно сократят вам ежемесячную чистую прибыль.

Лизинговый аванс варьируется в районе 20-30 процентов от цены авто. Плюс удорожание машины за 2 года – это порядка 17-18 процентов от цены. Ежемесячно, 3 процента от полной стоимости машины клиент лизинговой фирмы платит для погашения задолженности. Срок лизинга – стандартно два с половиной года. После истечения этого срока, компания выкупает автомобиль, либо же просто оставляет его лизинговой компании, чтоб та сама реализовала его по своим каналам.

Именно за счёт вариативности и не особой дороговизны ежемесячных плат, лизинг – подходящее средство для начинающих в нише автопроката предпринимателей. Тем более, прокатчики зачастую сознательно ограничивают срок эксплуатации своих машин двумя годами. Так как в прокате авто эксплуатируется больше чем в личном пользовании, то и цена машины с каждым годом падает сильнее.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Риски автомобильного проката

Там, где взаимодействуют люди и машины, без аварийных ситуаций не обойтись. Поэтому фирмы стараются сократить риски и выдают в прокат машину не каждому желающему. Стандартно – это возраст от 21 года и стаж вождения 1-3 года.

Также прокатчики любят «пробивать» тех, кто запрашивает автомобили премиум класса. Делается это неофициально, через связи службы безопасности с ГАИ. В случае обнаружения судимости, такой заказ не принимается.

 Но даже при таких мерах, всё равно риски большие.

  1. Каждый пятидесятый автомобиль в прокате угоняется.
  2. 15 из 500 машин выходит из строя в течение года.
  3. Из ста заказов 5 стандартно аварийные.

Неутешительные данные, ведь затраты нужно как-то восполнять. Ведь фактические убытки от той же аварий будут сопровождаться косвенными, от неполученной прибыли за простой авто в ремонте.

Кстати, если клиент попадает под штраф на дороге, прокатчику не стоит волноваться. Нужно заранее составить договор с пунктами про штраф. К тому же, законодательство тоже на стороне фирмы. Так как правила гласят, что владелец авто не будет нести ответственности в случае, если его не было за рулём в момент правонарушения.

Защита от рисков существует пока в нескольких вариантах.

  • Первое – это страховка авто. Все автомобили в прокате проходят обязательную процедуру страхования. Так легче выручить денежные средства при форс-мажорном обстоятельстве.
  • Второе – внесение клиентом залога. Размер суммы опять же варьируется исходя из класса и изначальной дороговизны машины. Так для иномарок эконом класса залог будет составлять 300-500 долларов, а за бизнес-класс просят уже до 800 долларов.  Залог возвращается, если аварийный случай наступает не по вине клиента. Это тоже нужно учитывать.
  • Также стандартным действием является ограничение ежедневного пробега. Обычно прокатчик ставит условие, при котором клиент вправе проехать за день не более, например, 200 километров. И в случае превышения лимита вправе изъять из залога определённую часть.

Но всё же, какими бы не были риски, нужно увеличивать спрос на свои услуги, только так можно будет повысить оборот и развиваться. Поэтому на старте также будьте готовы вложить деньги в рекламную компанию.

Начинать её нужно сразу, ещё при регистрации ООО. И лучше не пожелать вложений и обратиться к специалистам. Которые не только подскажут, какие каналы рекламы будут действенны в вашем случае, но и сделают за ваши деньги большую часть работы. А туда будет входить и собственный сайт, и рассылка по базе потенциальных клиентов и наружная реклама. Будьте готовы потратить от 3 тысяч долларов на всё.

Ещё один повод оплатить услуги рекламного агентства кроется в местоположении вашего проката. Так как действие различной рекламы в разных городах отличается. В крупных на объявления в газетах, например, никто из потенциальной аудитории не обратит внимание, а в небольших населённых пунктах, наоборот, это будет действенным методом.

Бизнес план: как открыть прокат машин

Итог

Автопрокат – достаточно прибыльный бизнес, который можно начать развивать с небольшого автомобильного парка, расширяясь постепенно. Однако постоянные риски потери прибыли и немалые вложения именно на первом этапе могут отпугнуть определённую часть предпринимателей. Но при правильном подходе и чётком понимании каждого шага, из небольшого автопарка на 10-30 машин можно вырасти в организацию федерального масштаба. Ведь услуга проката машин обещает быть всё более востребованной в дальнейшем.

Источник

Âñåì äîáðîãî äíÿ. Ñîãëàñíî ïðîñüáå â êîììåíòàðèÿõ, ðàññêàçûâàþ ïðî îïûò  ñäà÷è ìàøèí â àðåíäó.

Çàíèìàåìñÿ ýòèì ïî÷òè 2,5 ãîäà.

Ëè÷íî äëÿ ìåíÿ ýòî ïîáî÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü, óäåëÿòü åé äîñòàòî÷íî âðåìåíè íå ìîãëà, ìîæåò ïîòîìó òåïåðü è ïðîäàþ âñå.

ß ñàìà þðèñò è äîñòàòî÷íî (ñ ìîåé òî÷êè çðåíèÿ) óñïåøíûé, ðàáîòà çàíèìàåò âñå ìîå âðåìÿ.

Âåñíîé 2016 ãîäà ó ìåíÿ íà÷àëèñü ïðîáëåìû ñ ïîçâîíî÷íèêîì — â èòîãå îñåíüþ ÿ ïîïàëà íà îïåðàöèîííûé ñòîë. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä ÿ ñèëüíî èñïóãàëàñü, ÷òî íå ñìîãó ñîäåðæàòü ñåìüþ (ó ìåíÿ ÷åòâåðî äåòåé) — òðóä þðèñòà òðåáóåò ïîñòîÿííîãî äâèæåíèÿ è ðàáîòàòü êàê ãîëîâîé, òàê è íîãàìè («íîãè âîëêà êîðìÿò»). Íî ÿ áûëà ïðèêîâàíà ê êðîâàòè, äàæå ñõîäèòü â òóàëåò îêàçàëîñü áîëüøîé ïðîáëåìîé.

 ýòî âðåìÿ ÿ âñòðå÷àëàñü ñ ïàðíåì, êîòîðûé áðàë â àðåíäó ìàøèíû äëÿ ðàáîòû â òàêñè. Îí æå è ïîäêèíóë ìíå ýòó èäåþ. ß íåîäíîêðàòíî ïðåäëàãàëà åìó íà÷àòü ðàçðàáàòûâàòü òåìó, îäíàêî äàëüøå ïóñòîãî òðåïà íå çàõîäèëî, îí òóïî ëåíèëñÿ äîåõàòü è ñîáðàòü èíôîðìàöèþ î ñòîèìîñòè ìàøèí è êðåäèòàõ, à ó ìåíÿ íå áûëî âðåìåíè. Ê òîìó ìîìåíòó ÿ óæå áûëà ÈÏ è òîëüêî âíåñëà èçìåíåíèÿ, äîáàâèâ äîïîëíèòåëüíûé âèä äåÿòåëüíîñòè àðåíäó ìàøèí è ïàññàæèðñêèå ïåðåâîçêè.

 ýòîò æå ïåðèîä ó ìàìû â êâàðòèðå ïîÿâèëñÿ íîâûé àðåíäàòîð Äèìà è ÷åðåç ìåíÿ ïåðåäàâàë åé äåíüãè, ìû ðàçãîâîðèëèñü è îêàçàëîñü, ÷òî îí òàêñèñò è ñàì åçäèò íà àðåíäîâàííîé ìàøèíå. ß ïðåäëîæèëà åìó ïîäóìàòü íà ýòó òåìó. Îí áûñòðî ñîáðàë ïðåäëîæåíèÿ î êðåäèòàõ, èíôîðìàöèþ î ïîëó÷åíèè ëèöåíçèé, óæå çíàë êàê ïîäêëþ÷àòüñÿ ê áàçàì ßíäåêñ òàêñè, Óáåð è òîìó ïîäîáíîå.

Áûëè ðàññìîòðåíû ðàçíûå ñëó÷àè — ïîêóïêà ìàøèíû êàê ôèçè÷åñêîãî ëèöà, ëèçèíã. ß îñòàíîâèëàñü íà ïîòðåáèòåëüñêîì êðåäèòå, ïîòîìó êàê âûãîäíåå äëÿ î÷åíü ìàëåíüêîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

Ëåòîì 2016 ãîäà ìû êóïèëè äâà ïåðâûõ Ñîëÿðèñà â êðåäèò. Âàæíî êðåäèò áðàòü îäíîâðåìåííî ñðàçó íà íåñêîëüêî ìàøèí. Åùå íà ïîòðåáèòåëüñêèé êðåäèò ÿ âçÿëà äâå íåêñèè. ×åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ åùå îäèí ñîëÿðèñ è ÷åòûðå íåêñèè â êðåäèò óæå íà ìóæà (ìíå íå äàâàëè). Âñå ìàøèíû áûëè çàñòðàõîâàíû ÊÀÑÊÎ + ÃÀÏ ñòðàõîâàíèå.

À òåïåðü ñàìîå èíòåðåñíîå.

Ïîäêëþ÷èòüñÿ ê áàçàì ýòî íå ïðîáëåìà. Ïîëó÷èòü ëèöåíçèè òîæå (ðàíüøå áûëè îãðîìíûå î÷åðåäè, òåïåðü âñå ÷åðåç ÌÔÖ, õîòÿ è äîëüøå ïî âðåìåíè).

Ïðîáëåìà — ýòî âîäÿòåëû. Ê 2016 ãîäó íîðìàëüíûå ìóæèêè, ñïîñîáíûå ðàáîòàòü, ñòàëè óõîäèòü èç òàêñè, ïîòîìó ÷òî Óáåð è êîìïàíèÿ îáðóøèëè öåíû íà óñëóãè òàêñè, à ðàáîòàòü çà òàðåëêó ñóïà (ïîðîé è íà ýòî íå õâàòàëî), íå êàæäûé ñîãëàñèòñÿ. ß óæå ñëèøêîì ïîçäíî ïîëåçëà â ýòó òåìó.

Âîîáùå, ìíîãèå ïèøóò êàê òàêñèñòû ïðîñÿò èõ îòìåíèòü çàêàç è çàïëàòèòü èì íàëè÷íûìè. È ãîðäî ðàññêàçûâàþò, êàê ïîñëàëè âîäèòåëÿ è íàñòó÷àëè àãðåãàòîðó. Òàê âîò ÿ âàì ñêàæó: ïðîñÿò íå îò õîðîøåé æèçíè, ÷åëîâåêó ýòè 50 ðóáëåé, êîòîðûå çàáåðåò àãðåãàòîð, îíè åìó íà áóõàíêó õëåáà íóæíû. Íå îò õîðîøåé æèçíè Âàñ ïðîñÿò î òàêèõ âåùàõ. ß ñàìà òåïåðü êîãäà ïîëüçóþñü óáåðîì — 200 ðóáëåé ÷àåâûõ îáÿçàòåëüíî îñòàâëÿþ, èáî çíàþ, êàê íåñëàäêî èì âñåì ñåé÷àñ ïðèõîäèòñÿ.

Âñåìè âîïðîñàìè çàíèìàëñÿ Äèìà ïîä ïðîöåíò îò îáîðîòà. Ïîýòîìó ñíà÷àëà îí ñàæàë íà âîäèòåëåé êîãî óãîäíî, ëèøü áû çàáðàëè ìàøèíó è íå áûëî ïðîñòîÿ. Õîòÿ áûëè è î÷åíü õîðîøèå âîäèòåëè, êîòîðûå ðàáîòàëè äîëãî è ïëàòèëè èñïðàâíî è óõàæèâàëè çà ìàøèíàìè. Áûëè òàêèå ñëó÷àè: êó÷à øòðàôîâ èäåò çà ïðåâûøåíèå. Ãîâîðþ Äèìå: ýòî ïëîõîé âîäèòåëü, áóäåò áåäà. Êîíå÷íî, îí ðàçáèâàåò ìàøèíó. Äèìà, äàáû âîäÿòåë îòäàë äîëãè, ñàæàåò åãî íà äðóãóþ è óãàäàéòå, ÷òî äàëüøå? Âåðíî, ðàçáèâàåò è ýòó. À, ó÷èòûâàÿ, ÷òî ãðàæäàí ÐÔ ïî÷òè íå îñòàëîñü, îñíîâíàÿ ìàññà âîäèòåëåé — äæàìøóòû, êîòîðûõ èùè âåòðà â ïîëå.

Ñàìûìè ïðèáûëüíûìè îêàçàëèñü èìåííî Íåêñèè — àðåíäà äåøåâàÿ, òàêæå êîïåéêè â ýêñïëóàòàöèè è ðåìîíòå (ÿ ñòðàõîâàëà òîëüêî óãîí è òîòàë), íî íà íèõ è âîäèòåëè ñîîòâåòñòâóþùåé êàòåãîðèè.

Ïîêà íå íàáðàëèñü îïûòà, íàáèëè ìíîãî øèøåê. Ïîíà÷àëó çàäåðæêè àðåíäíîé ïëàòû áûëè êàòàñòðîôè÷åñêèå, íå çíàþ êàê çàðóáåæíûå âîäèòåëè óìóäðÿþòñÿ íàøèì ìóæèêàì âåøàòü ëàïøó íà óøè — íî äîëã ìîã è çà íåñêîëüêî íåäåëü íàêîïèòüñÿ, ïîêà ÿ íå íà÷èíàëà ñòó÷àòü êóëàêîì ïî ñòîëó è òðåáîâàòü íåìåäëåííîãî èçúÿòèÿ ìàøèíû. Âñåãäà áåç èñêëþ÷åíèÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ ìàøèíà áûëà çàñðàíà ïðîñòî êàòàñòðîôè÷åñêè, ñ ïðîææåííûìè ñèäåíüÿìè, ãðÿçíàÿ, îöàðàïàííàÿ. Ýòî ïðîñòî ïðèçíàê âîäèòåëÿ ãàäåíûøà — ëèáî øòðàôû çà ïðåâûøåíèå, ëèáî çàäåðæêè àðåíäû. Ïðèøëîñü æåñòêî ïîñòàâèòü Äèìå óñëîâèå — äâà-òðè äíÿ, êîòîðûå ïîêðûâàþòñÿ îáåñïå÷èòåëüíûì ïëàòåæîì è çàáðàòü ìàøèíó íåìåäëåííî. Íèêàêèõ » ó ìåíÿ äåòè», «çàðïëàòó çàäåðæèâàþò» è òàê äàëåå. Åñëè Äèìà íå çàáèðàë ìàøèíó — àðåíäà çà åãî ñ÷åò.

Ïîâòîðþñü, áûëè è õîðîøèå âîäèòåëè, ñ êåì äîëãî ðàáîòàëè, äîáðîñîâåñòíûå òðóäÿãè, íî ñåé÷àñ ÿ ðàññêàæó è íåïðèÿòíûå èñòîðèè è ÿ ðàäà, ÷òî ïîäñòðàõîâàëàñü â ñâîå âðåìÿ.

Áûëî íåñêîëüêî ñëó÷àåâ, êîãäà çàáèðàëè ìàøèíó è èñ÷åçàëè.  óãîí íå çàÿâèøü — ó âîäèòåëÿ íà ðóêàõ äîãîâîð àðåíäû, ýòî ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûå îòíîøåíèÿ ñ ñóäîì, òî åñòü ôàêòè÷åñêè òû «ïîäàðèë» ìàøèíó. Ïîýòîìó åùå ïðè ïîêóïêå íà âñå ìàøèíû áûëà ïîñòàâëåíà ñèñòåìà Ñòàðëàéí ñ âîçìîæíîñòüþ ãëóøèòü äâèãàòåëü äèñòàíöèîííî.

Âîò êîíêðåòíûå èñòîðèè:

— âçÿë ìàøèíó, ïåðâûé ïëàòåæ è íå ïëàòèò, ñíà÷àëà ëèáî ñìååòñÿ â òðóáêó, ÷òî «ùà ïåðåâåäó» èëè «óæå ïåðåâåë, æäè», ïîòîì âîîáùå íå áåðåò åå. Ñìîòðèì ìàÿê — ìàøèíà î÷åíü äàëåêî â ïðèãîðîäå. Ñàäèìñÿ è åäåì. Ñèäèò êóðèò â ìàøèíå è áîëòàåò ïî òåëåôîíó (à êóðèòü â ìàøèíàõ çàïðåùåíî êàòåãîðè÷åñêè), òóò ðåáÿòà ïîäõîäÿò è íàäî áûëî âèäåòü ëèöî âîäèòåëÿ îò øîêà — åìó â ãîëîâó íå ïðèõîäèëî òàêîå. Ê òîìó æå â òîò ìîìåíò îí îäèí áûë, à çäåñü äâîå ðàçúÿðåííûõ ìóæèêîâ íà íåãî.  òûêâó íå äàëè, ïðîñòî îòîáðàëè êëþ÷è è äîêóìåíòû, ìàøèíó ïåðåãíàëè ê äîìó. Óáûòêà íå áûëî, âñå ïîêðûë îáåñïå÷èòåëüíûé ïëàòåæ.

— ëåæó âå÷åðîì, äàé äóìàþ, ãëÿíó ãäå ìàøèíû. Îï-ïà, îäèí Ñîëÿðèñ â Êàçàõñòàíå! Äà, â Êàçàõñòàíå ìàòü òâîþ. Ïåðâàÿ ìûñëü — íèêàêîãî ÊÀÑÊÎ ÿ íå ïîëó÷ó áåç äîêóìåíòîâ íà ìàøèíó è âòîðûõ êëþ÷åé, ïðîïàëà ìàøèíà. Çâîíþ Äèìå, òû âîîáùå çà ìàøèíàìè ñìîòðèøü? Âûçâîíèëè âîäèòåëÿ, îí â øîêå, áðàë ìàøèíó íà íåäåëþ è íå äóìàë, ÷òî ìû óçíàåì î ïîåçäêå. Íàáðàë ñåáå ìàøèíó íàðîäó è ïîåõàë ñòàâèòü øòàìï â ïàñïîðò î ïåðåñå÷åíèè ãðàíèöû. Âåðíóëñÿ ÷åðåç äâà äíÿ. Ìàøèíó çàáðàëè, îáåñïå÷èòåëüíûé ïëàòåæ (15 òûñÿ÷), êîíå÷íî, íå âåðíóëè, èáî íåõðåí.

— òîæå ïîåõàë âîäèòåëü â Ìîñêîâñêóþ îáëàñòü (ñ ðàçðåøåíèÿ). Íàáðàë ïî êàìåðàì øòðàôîâ íà 28 òûñÿ÷ ðóáëåé. Ïûòàëñÿ âåðíóòü ìàøèíó è îáåñïå÷èòåëüíûé ïëàòåæ, à ó íàñ óæå â ñèñòåìå ãîñóñëóãè íà÷àëè âñïëûâàòü øòðàôû, íå îòäàåì, ñìîòðèì, ñêîëüêî â èòîãå áóäåò. Ðàñïå÷àòàëè, åìó ñîîáùèëè, ÷òî äåíüãè íå âåðíåì. Íå âåðèë äî ïîñëåäíåãî. Ïîêà íå îòïðàâèëè åãî ñàìîãî â ÃÈÁÄÄ ñìîòðåòü. Çàïëàòèë ñî ñêèäêîé 50%, 14 òûñÿ÷, óëîæèëñÿ â îáåñïå÷èòåëüíûé ïëàòåæ õîòÿ áû.

— íèêîãäà íå ñäàâàéòå ìàøèíû ÷å÷åíöàì è èæå ñ íèìè. Åñëè ïîïàëèñü íåäîáðîñîâåñòíûå — çàáðàòü áîëüøàÿ ïðîáëåìà. È õîðîøî, åñëè çàáåðåøü. Îäèí òàêîé íàáðàë äîëã çà 3 íåäåëè, òðåáîâàëè âåðíóòü àâòî, â èòîãå ê ñòàðøèì åãî îáðàòèëèñü, ïðèâåç ìàøèíó ñäàâàòü â ñîïðîâîæäåíèè åùå íåñêîëüêèõ ìàøèí, íàáèòûõ òàêèìè êàê îí (ñòàåé äåéñòâóþò, ÷å).

Áûëî äâà ðàçà, ÷òî ìàøèíó ãëóøèëè ïðÿìî íà òðàññå, æäàëè, êîãäà âîéäåò â ïðîáêó è áóäåò ñòîÿòü è îòïðàâëÿëè äèñòàíöèîííî êîìàíäó Ñòàðëàéí. Ïîòîì ïîäúåçæàëè è çàáèðàëè.

Áûë ïåðèîä, êîãäà ÿ çàðåãèñòðèðîâàëàñü â êà÷åñòâå ïàðòíåðà Óáåð. Âîîáùå, îíè ïðèäóìàëè øèêàðíóþ ñõåìó îáíàëè÷èâàíèÿ äåíåã è óõîäà îò íàëîãîâ è îòâåòñòâåííîñòè. Âîäèòåëü ðàáîòàåò íà ýòîì àãðåãàòîðå, åìó êàïàåò äåíþæêà íà ñ÷åò + íàëè÷íûå, íî ïî ôàêòó äîãîâîð ó Óáåðà ñ èíäèâèäóàëüíûì ïðåäïðèíèìàòåëåì. Óáåð çàíèìàåò ïîçèöèþ, ÷òî âñå âîäèòåëè ðàáîòàþ ó ÈÏ íà òðóäîâîì äîãîâîðå è Óáåð ëèøü ïåðå÷èñëÿåò çàðàáîòàííûå äåíüãè, èç êîòîðûõ ÈÏ äîëæåí çàïëàòèòü íàëîãè è çàðàáîòíóþ ïëàòó âîäèòåëþ. Òîëüêî ïîñëå îïëàòû âñåãî, âîäèòåëü ïîëó÷èò ìåíüøå ïîëîâèíû çàðàáîòàííîãî. Êîíå÷íî, íèêòî íà òàêîå íå ñîãëàøàåòñÿ è ÈÏ ñíèìàþò äåíüãè, çà óäåðæàíèåì íåáîëüøîãî ïðîöåíòà äëÿ íàëîãîâ è ñåáÿ, îòäàâàÿ èõ âîäèòåëÿì.

 ïåðâûé ãîä òðè ìàøèíû óøëè â òîòàë. Óáûòêà íå áûëî ñîâñåì, òàê êàê âñå âûïëàòû ïî ñòðàõîâêå ïîëó÷åíû, ìû äàæå â òàêñè èõ îôîðìèòü íå óñïåëè. Âñå òðè ñëó÷àÿ ðàçíûå: îäèí âîäèòåëü óñíóë è âðåçàëñÿ â îòáîéíèê, ñíåñ íîñ ìàøèíû; äðóãîé âîäèòåëü íà ïåðåêðåñòêå âëåòåë (îí íå âèíîâàò), òðåòèé âîäèòåëü òîæå íà ïåðåêðåñòêå (íî îêàçàëñÿ âèíîâåí).

Çäåñü åùå îäèí ïîäâîäíûé êàìåíü — íàäî ïîíèìàòü, ÷òî õîòü çà ðóëåì ñèäåë äðóãîé ÷åëîâåê, îòâåòñòâåííîñòü çà âñå íåñåò ñîáñòâåííèê ìàøèíû. Ïîñòðàäàâøåìó âîäèòåëþ âûïëàòèëè çà åãî ìàøèíó ïî ÎÑÀÃÎ 400 òûñÿ÷ ðóáëåé, à íà ìåíÿ îí ïîäàë â ñóä åùå íà 300 òûñÿ÷ ðóáëåé (äî ïîëíîé ñòîèìîñòè ìàøèíû). Òàì è ñàì âîäèòåëü-âèíîâíèê ãîòîâ áûë âîçìåùàòü, îí ÷óäîì âûæèë â àâàðèè. Íî ÷åðåç ìåñÿö îí øåë ïî ñòðîéêå è åìó íà ãîëîâó óïàë ñòðîèòåëüíûé ìóñîð — ñìåðòü íà ìåñòå.

Êîíå÷íî, äëÿ ìåíÿ áûëî áû ïîçîðîì ïðîèãðàòü ñîáñòâåííûé ñóä. Ïîýòîìó ïîäíÿëà âñþ ïðàêòèêó è âñå áóìàãè. Îáÿçàòåëüíî ïîäïèñûâàéòå äîãîâîð àðåíäû è ïèøèòå äîâåðåííîñòü! Ýòî ñïàñëî ìåíÿ, ÿ äîêàçàëà, ÷òî ìàøèíà íàõîäèëàñü âî âëàäåíèè äðóãîãî ëèöà è èìåííî âîäèòåëü-âèíîâíèê äîëæåí íåñòè ìàòåðèàëüíóþ îòâåòñòâåííîñòü. Ðåøåíèå åùå íå âûíåñëè, íî ïîñëå òîãî êàê ÿ ïðèòàùèëà ñóäüå ñòîïêó ðåøåíèé ïî àíàëîãè÷íûì äåëàì, Èñòåö è åãî àäâîêàò ïåðåñòàëè ïðèõîäèòü â ñóäû (êàêîé ñìûñë òðàòèòü äåíüãè íà áåñïåðñïåêòèâíîå äåëî). Òàê ÷òî ÿ âûèãðàþ ýòî äåëî, íå ñîìíåâàþñü äàæå.

ÂÀÆÍÎ: ìàøèíà âî âëàäåíèè äðóãîãî ëèöà íå ïðîñòî ïîòîìó ÷òî çà ðóëåì äðóãîé, à äîëæíî áûòü îôîðìëåíî áóìàæêîé — äîâåðåííîñòüþ èëè äîãîâîðîì àðåíäû.

Åùå â 2016 ãîäó ñòðàõîâûå îòêàçûâàëèñü äàâàòü ÊÀÑÊÎ äëÿ òàêñè. Íî ëþäè è ýòî îáõîäèëè — Âåðõîâíûé ñóä ÷åòêî îáúÿñíèë, íå èìååò çíà÷åíèÿ, âïèñàí áûë âîäèòåëü â ïîëèñ èëè íåò, çàñòðàõîâàíà ñàìà ìàøèíà ïî ÊÀÑÊÎ, ïîýòîìó ïëàòèòü íàäî. Îòêàçàòü òàêñèøíûì ìîæíî áûëî, íî è ýòî íàäî äîêàçàòü. Äàæå íàëè÷èå ëèöåíçèè ó ìàøèíû íå áûëî äîêàçàòåëüñòâîì — äîñòàòî÷íî ñîáñòâåííèêó ñêàçàòü, ÷òî â ýòîò ìîìåíò ìàøèíà äëÿ òàêñè íå èñïîëüçîâàëàñü.

Íó è ïîíÿòíî, ÷òî íå íàäî ðàçðåøàòü íàíîñèòü êàêèå-ëèáî çíàêè òàêñè íà ìàøèíó.

 2017 ãîäó Äèìà óåõàë íà çàðàáîòêè âìåñòå ñ ñåìüåé â äðóãîé ðåãèîí — òàêñè ïåðåñòàëî êîðìèòü, äåíåã åäâà õâàòàëî. ß ñòàëà íàáëþäàòü ñóäåáíûå ïðîöåññû êàê áàíêðîòèëèñü öåëûå êîìïàíèè, íàáðàâøèå â ëèçèíã ìàøèíû. Ðûíîê óïàë è î÷åíü ñåðüåçíî.

Óáåð ðàíüøå äåðæàë õîòü êàêóþ-òî ïëàíêó ïî òðåáîâàíèÿì ê ìàøèíå è âîäèòåëÿì, íî â 2017 ãîäó ñòàëè äîïóñêàòü ñòàðûå ìàøèíû, ñàìûå íàñòîÿùèå âåäðà, ê âîäèòåëÿì íèêàêèõ òîëêîâûõ òðåáîâàíèé. È õîòÿ âñòóïèë â ñèëó çàêîí, ÷òî òîëüêî ñ ðîññèéñêèìè ïðàâàìè ìîæíî îñóùåñòâëÿòü ïåðåâîçêè ïàññàæèðîâ, óáåð íèêîãî òàê è íå ïðîâåðèë è íå èñêëþ÷èë ðàíåå íàáðàííûõ âîäèòåëåé.

 ýòîò æå ãîä ìû ñîøëèñü ñ áûâøèì ìóæåì è âñå äåëà ïî àðåíäå ìàøèí ÿ ïåðåäàëà åìó. Âñå ïîøëî âåñüìà íåïëîõî, îí âúåõàë â òåìó è íà÷àë ðàáîòàòü. Íîâûå ìàøèíû ìû íå ïîêóïàëè — ÿ èíòóèòèâíî ÷óâñòâîâàëà, ÷òî ýòîãî íå íàäî äåëàòü.

Èç-çà óñèëåíèÿ êðèçèñà òàêæå ïàäàë ðûíîê íåäâèæèìîñòè. Ó íàñ ðÿäîì ñ Ïèòåðîì 30 ìåòðîâóþ ñòóäèþ ìîæíî áûëî êóïèòü çà 1 400 òûñÿ÷. Ìû ïðîäàëè ñîëÿðèñû è êóïèëè â óæå ïîñòðîåííûõ äîìàõ äâå ñòóäèè â èïîòåêó. Åñëè âçÿòü âñå ðàñõîäû íà ìàøèíó — ñòðàõîâêè, ðåçèíà, òåêóùåå îáñëóæèâàíèå, ðåìîíòû + ãåìîððîé ñ âîäèòåëÿìè, âûãîäíåå èìåòü ýòè êâàðòèðû è ñäàâàòü â àðåíäó. Èïîòå÷íûé ïëàòåæ âñåãî 9 000 ðóáëåé è íà 4 ãîäà, òàê ÷òî ñïðàâèìñÿ.

Íà ñåãîäíÿ ó íàñ îñòàëîñü 4 íåêñèè — âñå 2013 èëè 2014 ãîäà âûïóñêà, íî òðè èç íèõ ôàêòè÷åñêè ïðèîáðåòåíû â ñàëîíå íîâåíüêèìè â ÿíâàðå 2017 ãîäà.

Âñå êðåäèòû çà ìàøèíû åùå â ïðîøëîì ãîäó áûëè âûïëà÷åíû äîñðî÷íî.

Âåñíîé ýòîãî ãîäà ÿ ïîëó÷èëà äâà âûãîäíûõ êîíòðàêòà ïî ñâîåé ðàáîòå, âòÿíóëà ìóæà ïîìîãàòü (îáúåêòèâíî, ìîè êîíòðàêòû ïðèíîñÿò ïî÷òè ìèëëèîí â ìåñÿö, ÷åì ýòè ìàøèíû). Âðåìåíè çàíèìàòüñÿ àðåíäîé áîëüøå íåò, ïîýòîìó åñòü ìûñëü ïðîäàòü âñå ÷åòûðå ìàøèíû.

×åì åùå çàíÿòüñÿ íå ïðèäóìàëà. Ìîÿ ñôåðà óñëóã — þðèñïðóäåíöèÿ, òîæå øòóêà ñêîëüçêàÿ, áëàãîäàðÿ âñåì ýòèì ðåôîðìàì ÿ çàðàáàòûâàþ âåñüìà íåïëîõî (ó ìåíÿ îá ýòîì â áëîãå íàïèñàíî), íî ðàíî èëè ïîçäíî è ýòîò ðûíîê âñòàíåò. Õîòÿ ñåé÷àñ ïðåäïðèíèìàþòñÿ âñå ìåðû ïî îãðàíè÷åíèþ êîíêóðåíöèè — õîòÿò ââåñòè òîòàëüíûé èíñòèòóò àäâîêàòóðû, íî è öåííèê íà óñëóã â ýòîé ñèòóàöèè âçëåòèò äî íåáåñ. Òàê ÷òî ëþáóþ êîïåå÷êó ïîêà âêëàäûâàþ â êâàðòèðêè-ñòóäèè è îáðàçîâàíèå ñâîèõ ÷åòûðåõ äåòåé.

Источник