Журналист свой бизнес идея
Журналистика то ли умирает, то ли перерождается. Рынок медиа схлопывается: меняются форматы, печатные издания закрываются, электронные — постоянно трансформируются в сторону сервисов и мультиплатформенности. А репортеры и редакторы в силу профессии «сидят» на потоке идей, на которых можно заработать. Не все, но многие из них запускают собственные бизнесы, не связанные с медиа, — от производства одежды до школы яхтенного спорта. Наработанные знакомства и опыт помогают добиваться скидок в 90%, блефовать при страшных разборках, верстать сайты и планировать рекламу. Бывшие представители медиа, ставшие предпринимателями, рассказали Inc., как использовать нетворкинг для наращивания клиентской базы и поиска инвесторов, зачем издавать журнал имени собственной компании и почему не планируют возвращаться в СМИ, даже если теперь меньше зарабатывают.
Фото: «Сила ветра»
Фото: «Сила ветра»
Фото: «Сила ветра»
Сам себе капитан: журналист открывает школу яхтинга
Саша Сколков
Где работал
Главный редактор журнала FURFUR
Бизнес
Школа яхтинга «Сила ветра»
Саша Сколков, управляющий партнер школы «Сила ветра», родился и вырос в Ейске, на берегу Азовского моря. В школе увлекался виндсерфингом, а повзрослев — парусным спортом. Тогда же он перебрался в Москву и начал работать в издании Look At Me. «Привычка превращать любое свое увлечение в медийный образ сыграла тут свою роль. Увлекшись парусным спортом, я завел во ВКонтакте паблик. В нем я рассказывал, как все происходит, выкладывал интересные штуки», — вспоминает он.
Аудитория группы увеличивалась органически, а сам Сколков дорос до главного редактора журнала FURFUR. Когда в паблике собралось 1,5 тыс. подписчиков, Саша запустил небольшой курс яхтинга в Ейске — и начал приглашать туда подписчиков. В 2014 году в Ейск приехали учиться яхтингу 20 человек, а уже через год — 120. Зарабатывать на своем хобби Сколков не планировал, но в в 2015 году познакомился с Максимом Пинигиным, одним из основателей Музея советских игровых автоматов. У Пинигина был проект «Сила ветра» — регаты по Средиземному морю и экспедиции в Норвегию и Шотландию для друзей, — который он решил превратить в полноценный бизнес. Узнав о школе яхтинга Саши Сколкова, он пригласил его в «Силу ветра» как партнёра.
«Сожалений, что оставляю журналистику, не было. В FURFUR дела стали идти хуже: уменьшение доли медийного рынка и его кризис в целом. Мне стало надоедать работать в режиме, когда медиа является конечным продуктом, а все твои усилия направлены на рост количества просмотров», — признается Сколков.
Компания устраивает тренировки в Москве на Пироговском водохранилище и проводит регаты, экспедиции и гонки по Средиземному морю, в Таиланде, Норвегии, Фарерах, Шотландии. Курсы в Ейске также продолжают работать. В 2016 году «Сила ветра» привлекла 700 клиентов только на московские тренировки, а в 2017 — 2 тыс.
Сколков уверен, что его обязанности в проекте не очень сильно отличаются от работы в медиа: «Мы играем в серьёзный маркетинг – издаем печатный журнал «Сила ветра». С ним мы легко заходим на всякие выставки, в яхт-клубы, попадаем в книжные магазины, участвуем в фестивалях, он лежит в кафе и барбершопах — просто так заинтересовать яхтингом аудиторию, которая пьет кофе в Surf Coffee, сложно, а когда они берут в руки журнал, становится легко. Он продается в Санкт-Петербурге и Москве, скоро появится в магазинах «Москва» и «Цветной», – рассказывает Сколков.
«Когда сидишь на стабильной зарплате, независимо от того, что ты делаешь, — так спокойнее. Поэтому сейчас количество неврозов добавилось. В финансовом смысле я не сильно изменил свое положение – доход вырос примерно в полтора раза. Но стало больше свободы и желания что-то делать в любое время – днем, ночью или в свой выходной», – добавляет Саша Сколков.
Фото: «Одевайся Легко»
Фото: «Одевайся Легко»
Фото: «Одевайся Легко»
Все будет оверсайз: журналист создает новый формат женской одежды
Анна Николаева, Кристина Тоноян
Где работали
Замглавреда и корреспондент газеты «Московские новости»
Бизнес
Проект «Одевайся Легко» (производство и продажа женской одежды)
«В какой-то момент мне стало очевидно, что история с профессией закончилась. Ты понимаешь, что тебе, условно говоря, 33 года, единственная экспертиза, которой ты обладаешь, связана с журналистикой. Ничего ты больше не умеешь, нигде тебя больше не ждут. Это сильно давит», — рассказывает Анна Николаева, совладелец бренда женской одежды «Одевайся Легко». Несколько лет назад она работала заместителем главного редактора газеты «Московские новости», но после рождения ребенка поняла, что к журналистике возвращаться не хочет.
Однажды приятельница Анны – Кристина Тоноян, которая тоже работала в «Московских новостях», — предложила ей разобрать гардероб: избавиться от вещей, которые не очень подходят, составить новые комбинации из имеющейся одежды, купить что-то новое. Процесс разбора гардероба им понравился, и они решили попробовать делать это за деньги. Бизнес практически не потребовал вложений, первыми заказчиками стали друзья и знакомые. Благодаря журналистскому прошлому у Анны было много приятельниц из столичного бомонда (популярные колумнисты, сотрудники министерств и ведомств, главные редакторы крупных изданий — например бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк), которые сразу подписались на группу «Одевайся Легко» в Facebook.
После года регулярного общения с клиентками Анна и Кристина поняли, что среди городских жительниц старше 30 существует запрос на повседневную одежду «не для всех». Совладельцы проекта сначала отправились за одеждой в Корею. Отобранные по своему вкусу платья продавали во временном шоу-руме в Москве — сначала в квартире в центре Москвы, а потом в номере гостиницы «Метрополь». Продажи проходили в формате дружеских посиделок с шампанским и закусками — платья раскупали, стало очевидно, что девушки попали в свою аудиторию.
Тогда они решили пойти еще дальше и запустили собственный бренд одежды «Одевайся Легко», сделали ставку на оверсайз. Первый опыт работы с производителями потребовал навыков жестких переговоров: представители цеха в Бишкеке, получив 20 тыс. рублей аванса (их должно было хватить на первые образцы), перестали выходить на связь.
«Я позвонила на автоответчик и сказала, что если в течение трех часов нам не привезут наши деньги, мы подключим все связи. Это был блеф чистой воды, нам некому было звонить. Но через три часа конверт с деньгами ждал нас на ресепшене», — вспоминает Николаева.
Журналистский опыт помогает понимать, как работают соцсети, правильно взаимодействовать с аудиторией и выстраивать ДНК собственного бренда. А чтобы пополнить знания об индустрии, часть прибыли решили вкладывать в образование, — Николаева уже поступила в Британскую высшую школу дизайна по программе MBA в сфере fashion-менеджмента.
Собственный бизнес привел пока к падению личного дохода основательниц. В молодом проекте значительную часть выручки приходится реинвестировать в его развитие. «Своё дело – это 24 часа работы, низкий и нестабильный доход, риски по поводу того, сможем ли удержаться на плаву. Но оно того стоит. Когда делаешь то, что можно потрогать руками, это такая терапевтическая вещь, – убеждена Николаева. — Когда начинаешь свое дело за свои деньги, появляется совсем другое чувство ответственности — перед семьей, партнёром, клиентами. Это очень круто».
Фото: Gadget Studio
Фото: Gadget Studio
Фото: Gadget Studio
Еда и гаджеты: журналист открывает технологический ресторан
Николай Турубар
Где работал
Телепередача «Хай-тек» («Россия 24»)
Бизнес
Texнологичный ресторан Gadget Studio
Работая журналистом, Николай Турубар специализировался на теме высоких технологий: был ведущим и соавтором программы о технологиях «Хай-тек» на канале «Россия 24», работал в журналах «Итоги» и Men’s Health. Видя, как много людей следили за презентациями новых гаджетов, 6 лет назад он задумался, есть ли где-то в мире специальный ресторан для поклонников IT-технологий. Интернет-поисковики таких ресторанов не выдавали. «Моя идея просто лежала 5 лет. Я к ней возвращался иногда и думал: ну неужели еще никто не создал ничего подобного?» — вспоминает он.
В 2015 году, на своем дне рождения, Турубар поделился этими наблюдениями с одним из гостей – Глебом Мишиным, на тот момент главой Lenovo. Спустя несколько дней Мишин перезвонил журналисту и попросил приехать, чтобы еще раз обсудить идею гик-ресторана. Мишин предложил сделать сеть, продавать франшизу и стал соучредителем заведения.
Ресторан Gadget Studio открылся в самом центре Москвы – на Тверской улице – в марте 2017 года. Он обошелся инвесторам в 70 млн рублей, Николай Турубар выступает партнером (владеет 30% заведения).
В ресторане за год его существования уже проводилась презентация iPhone X с прямыми включениями из Сан-Франциско, выступал с лекцией о блокчейне Виталик Бутерин, компания Google анонсировала здесь запуск Android Pay. Привлечение спикеров для лекций, а также брендов для мероприятий – зона ответственности Николая Турубара.
В первый год Турубару пришлось сменить пять команд персонала, включая управляющих. Все они воспринимали бывшего журналиста как человека случайного, которого можно и нужно обмануть. К тому же они противились внедрению технологий — например полному отказу от наличных денег в ресторане.
«Год я работаю в абсолютно консервативной, зачастую враждебной среде, которая не приемлет ничего нового и людей со стороны. Здесь жесткая конкуренция, помощи от других ресторанов не дождешься. Всему учишься на собственных ошибках», — рассказывает Турубар. Поначалу журналист был уверен, что просто наймет управляющего и сможет приезжать в ресторан в свободное время. А фактически ему пришлось целый год жить в заведении и покончить с работой в медиа.
Николай Турубар признает, что для него открытие Gadget Studio стало большим вызовом. «Я понимаю, что самый сложный период – это старт. Знаю, что рестораны чаще всего закрываются в первый год. Мы точно не закроемся: выручка за 2017 год составила 28 млн рублей. Окупиться мы планируем в течение трех лет, я вижу свет в конце тоннеля», — замечает Турубар.
Личный доход Николая снизился, так как до запуска ресторана он управлял успешными медийными проектами Chezasite и Nomobile. Права на Nomobile Турубар передал Издательскому дому “Семь дней”. После этого команда Nomobile вместе с Турубаром запустила новый ресурс — Chezasite. Его журналист передал в управление перед открытием Gadget Studio, но без его участия проект не смог функционировать, вскоре был заморожен. Сейчас рассматриваются варианты его перезапуска без участия Николая.
В Gadget Studio он работает за зарплату, а когда ресторан начнет приносить прибыль, то будет получать ее часть. «Несмотря на все сложности, я с оптимизмом смотрю в будущее. Главное, что наконец определился с командой и теперь могу заняться стратегическими задачами. Моя ближайшая цель — сделать на первом этаже VR-кинотеатр. И надеюсь, этой весной он уже появится в каком-то виде», — говорит Турубар.
Фото: «Везу в Норвегию»
Фото: «Везу в Норвегию»
Фото: «Везу в Норвегию»
Приключения на Лофотенах: журналист организует туры в Норвегию
Борис Кулагин
Где работал
Заместитель главного редактора Bankir.ru
Бизнес
Проект по организации путешествий «Везу в Норвегию»
В 2014 году после 20 лет работы в СМИ Борис Кулагин понял, что выгорел, и решил сменить сферу деятельности. «Кураж прошел, к тому же рынок СМИ стал сворачиваться», — поясняет он. Еще когда Борис работал в проекте «Деловая среда», посвященном стартапам и предпринимательству, его вдохновляли истории начинающих бизнесменов.
В поисках бизнес-идеи Кулагин стал перебирать собственные увлечения, которые можно монетизировать. Больше всего ему нравилось путешествовать по Норвегии. Это была первая страна, куда Борис поехал с семьей на машине, получив в 2005 году загранпаспорт, и куда ездил потом несколько раз. Из воспоминаний об этих поездках родился проект по организации автомобильных путешествий «Везу в Норвегию». Путешествуя, Борис научился разрабатывать маршруты, собирать информацию о достопримечательностях и ночевках, планировать бюджет и организовывать активности. Все это пригодилось в собственном деле.
Для привлечения клиентов вместе с сыном он создал сайт «Везу в Норвегию», — пригодился журналистский опыт работы с текстами, информацией и версткой.
Для первой поездки с группой Кулагин придумал в 2015 году маршрут, подсчитал бюджет и разместил всю информацию на сайте, проиллюстрировав тексты вдохновляющими фотографиями. Примерно через два месяца на рекламу проекта в соцсетях окликнулись два человека — это и была первая группа. В поездку отправились на собственной машине Бориса — минивене Volkswagen. Из-за длинной дороги тур получался слишком долгим и сейчас Кулагин арендует автомобиль уже в Норвегии, а группы добираются туда самолетом.
Свой проект «Везу в Норвегию» экс-редактор продвигает через страницы в Facebook и Instagram, где даёт платную рекламу. На нее уходит около 3 тыс. рублей в месяц. В группах Кулагин регулярно выставляет свои тексты о необычных местах в Норвегии и интересных фактах об этой стране, сопровождая их собственными фотографиями. Это позволило нарастить аудиторию, а вместе с ней — и количество клиентов.
«Мой проект еще сложно назвать полноценным бизнесом — это пока больше похоже на самозанятость. У меня нет команды, моя группа поддержки – это семья. Мне приходится иногда делать то, чем я никогда не занимался, – например верстать сайты, считать бюджеты и проводить рекламные кампании. Но это интересно. Мой доход по сравнению с работой в журналистике несколько упал, но я получаю громадное удовольствие от своего занятия. И возвращаться в офис пока не тянет», — говорит Борис Кулагин.
Сейчас проект «Везу в Норвегию» организует группы туристов почти круглый год, а не только летом, как было на старте. В планах у Бориса – новые маршруты, и не только по Норвегии, — Исландия, Грузия и Патагония.
Фото: Андрей Стекачев/Inc.
Фото: Андрей Стекачев/Inc.
Фото: Андрей Стекачев/Inc.
Мыслить ясно: журналист зарабатывает на психотерапии и бородах
Данила Антоновский
Где работал
Шеф-редактором интернет-проектов Conde Nast
Бизнес
Сеть парикмахерских Chop-Chop, сервис по поиску психотерапевтов «Ясно»
Данила Антоновский был редактором журнала GQ, потом — шеф-редактором всех интернет-проектов издательского дома Conde Nast. К 2012 году он, по его словам, уже 1,5 года «работал по инерции» и безрезультатно пытался вернуть любовь к медиа. Тогда же вместе с коллегой Алексеем Ермиловым и его приятелем Евгением Мурушкиным Антоновский запустил в Москве мужскую парикмахерскую Chop-Chop. Партнеры вложили 1 млн рублей. За образец взяли барбершопы Нью-Йорка и Лондона. Почти год Антоновский совмещал этот проект с работой в журналистике, а затем полностью переключился на бизнес. Популярность барбершопа с помощью сарафанного радио выросла настолько, что на стрижку приходилось записываться за две недели, предприниматели поняли, что нужно расширяться. Антоновский первым из партнеров уволился с основной работы, потому что «всё равно разочаровался в медиа».
После успеха Chop-Chop, который разросся до крупнейшей в России сети мужских парикмахерских, Антоновский запустил еще один проект: сервис для общения с психотерапевтом «Ясно», партнером по которому стал Андрей Зайцев-Зотов, основатель Bookmate. «Сильно увлекся психотерапией – и как системой лечения, и как философией. А когда я чем-то увлекаюсь, мне сразу хочется этим поделиться», — объясняет Антоновский. Проект «Ясно» позволяет получить 50-минутную онлайн-консультацию психотерапевтов за 2850 рублей.
Решение уйти из журналистики Даниле далось не легко: «Это довольно болезненная вещь – обнаружить, что любимое дело более не вызывает энтузиазма и востребовано в гораздо меньшей степени, чем было, когда ты только начинал. Кроме того, я иногда думаю о той забавной ситуации, в которой оказался: больше всего на свете я люблю делать печатные журналы и умею это лучше других, однако это особо никому не нужно. Так, вероятно, чувствуют себя мастера по ремонту каких-нибудь напольных часов или печатных машинок».
Став «серийным предпринимателем», Антоновский, по его словам, зарабатывает примерно в 5 раз больше, чем в журналистике. А его распорядок дня стал совершенно непредсказуемым, из-за чего Данила иногда скучает по размеренному офисному графику. Во всех бизнес-проектах ему сильно пригодился журналистский опыт. «Я же работал в так называемых lifestyle-медиа, которые призваны создавать у читателя определенное настроение. А бизнес, которым я занимаюсь, – он во многом про это, про настроение», — объясняет он.
Источник