Законы рб по бизнес плану

Законы рб по бизнес плану thumbnail

М И Н И С Т Е Р С Т В О Э К О Н О М И К И

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПИСЬМО

14 декабря 1994 г.

г. Минск

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОЦЕНКЕ)

I. Общие положения

Решение вопроса о выделении бюджетных инвестиций, представлении банковских кредитов должно осуществляться только при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период. Содержанием бизнес-плана предприятия является проведение комплекса маркетингового и технико-экономического исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Оценка целесообразности выбора проекта осуществляется на основе критериев (маркетинговых, финансово-экономических, нормативных, обеспеченности ресурсами, соответствия факторам успеха), отражающих главные аспекты и условия его реализации. Бизнес-план предприятия может быть составлен на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно характеризуются периоды на 1-4 года. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса. Кроме того, в бизнес-плане отмечаются возможности рисков, то есть показывается, что существование рисков учтено в бизнес-плане и намечены пути по их снижению.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутризаводского планирования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятия, а также для получения внешних инвестиций. Бизнес-план, предоставляемый с целью получения небольших или средних объемов инвестиций (кредитов), не должен превышать по объему 20-25 страниц. Бизнес-план, требующий привлечения значительных объемов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах. Следует отметить, что в указанный объем не включаются приложения, которые должны дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность. Основное требование к бизнес-плану – его реальность. Составлению бизнес-плана должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов. Источником средств для финансирования разработки бизнес-планов предприятий, научно-технических и инвестиционных проектов, а также проведения их независимой экспертизы могут быть: собственные средства предприятий, организаций и учреждений; внебюджетные фонды министерств, ассоциаций, союзов; средства потенциальных инвесторов.

II. Функции бизнес-плана

Бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период как создания предприятия, так и выработки (выбора) новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты). Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора в том, что он сможет получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием.

III. Структура бизнес-плана

Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются самостоятельно, но при их подготовке следует учитывать следующие факторы: особенности применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степень проработанности тех или иных вопросов. Ниже приводится примерная структура бизнес-плана и краткая характеристика его разделов.

Примерная структура бизнес-плана

Резюме

1. Описание предприятия

1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.

1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия.

1.3. История создания, развития и современного состояния предприятия.

1.4. Достижения и неудачи предприятия.

2. Продукция и услуги

2.1. Описание продукции и области ее применения, отличительные качества или уникальность продукции.

2.2. Лицензии, патентные права.

3. План маркетинга

3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг.

3.2. Оценка конкурентов и конкурентной борьбы.

3.3. Комплексное исследование рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля вашей продукции на рынке, особые характеристики рынка).

Читайте также:  Бизнес план женское белье i

3.4. Стратегия маркетинга.

4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы

5. Производственный план

5.1. Экономический потенциал.

5.2. Технологический потенциал.

5.3. Материально-техническое обеспечение.

5.4. Трудовой потенциал.

5.5. Правовая защита производства.

6. Организационный план управления предприятием

7. Реализация проекта

8. Финансовый план

8.1. Анализ и прогноз финансово-хозяйственной деятельности.

8.2. Финансирование проекта.

8.3. Производственные издержки.

8.4. Коммерческая прибыльность.

8.5. Риск и меры, обеспечивающие его снижение.

9. Юридические аспекты

Приложения:

Технические данные по продукции (карты технического уровня выпускаемой (осваиваемой) продукции).

Патентная, сертификатная и другая документация.

Экспертные заключения по продукции или рынкам.

Сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований.

IV. Краткая характеристика разделов бизнес-плана

Резюме

Структура резюме должна соответствовать структуре самого бизнес-плана, объем его не должен превышать четырех машинописных страниц. Написано резюме должно быть кратко, ясно, доступным языком, исключая сложную техническую терминологию, и готовится оно после завершения работы над основными разделами бизнес-плана. В резюме в сжатой форме должна быть изложена суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приведены основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, выручка от продаж, затраты на производство, прибыль и уровень прибыльности вложений и срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана. Особо следует отметить моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и технологическую новизну проекта.

1. Описание предприятия. В этом разделе необходимо указать цель плана (инвестиционного проекта); перечислить основные его параметры – вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта (рынок или сырье), график осуществления проекта; основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы; а также представить информацию об уже осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях.

2. Продукция. В этом разделе в оптимальном объеме представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводится сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывается, какие преимущества получает производитель и потребители предлагаемой продукции.

В приложениях необходимо привести официальные документы: сертификат, рецептуру, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие качество, новизну предлагаемого продукта.

3. План маркетинга. Анализ рынка является ключевым мероприятием для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии и очень часто выбора места осуществления проекта. В данном разделе необходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. При этом не следует забывать, что в условиях инфляции, общего спада производства все более реальным становится явление перепроизводства продукции. Поэтому необходимо показать не только как произвести данную продукцию, но и как ее эффективно, с большой рентабельностью реализовать на рынке. Детали системы сбыта в бизнес-плане можно не описывать, однако необходимо отметить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта. Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среде предприятия: рынку труда, технологиям, продукции, конкуренции, общую оценку рынка, насыщенности товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовым ограничениям, спросу и его формированию, возможности изменения потребительских свойств товара, культурным национальным особенностям, налоговому законодательству, влиянию других факторов внешней среды. Важным моментом данного раздела является описание потенциальных покупателей, их количественная и качественная характеристика, а также аналогичная характеристика конкурентов. На основе проведенного анализа и исследований в бизнес-плане формируется стратегия производства и сбыта продукции. В данном и последующих разделах необходимо дать достаточную информацию для принятия решения.

4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. В этом разделе на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства следует описать оптимальные рамки проекта, обосновать его выбор, привести перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определить соответствующие технологии, технологические процессы, которые предполагается использовать, виды и количество требуемого оборудования и машин. При выборе технологии необходимо учитывать следующие аспекты: характер требуемой технологии, источники и пути приобретения (лицензирование, закупки, совместные предприятия). Оборудование следует классифицировать на производственное, вспомогательное и подсобное, запасные части и инструмент.

Читайте также:  Бизнес план для переработки пэт бутылок

5. Производственный план. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу. При этом необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения проекта. В этом разделе необходимо оценить уровень технологического потенциала предприятия, выделив группы технологического оборудования, которые будут задействованы в производственном цикле. Особо стоит обратить внимание на вопросы материально-технического обеспечения проекта. Желательно представить альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. Необходимо также представить материал по кадровому обеспечению предприятия, включая вопросы технологии набора, обучения и переподготовки кадров. Особо следует отметить уровень управленческих кадров, консультантов, экспертов данного бизнес-плана. Важное значение имеют также вопросы правовой защиты производства: сертификации, патентоведения, лицензирования, защиты торговой марки и другие.

7. Реализация проекта. Стадия осуществления проекта охватывает период от принятия инвестиционного решения до начала промышленного производства, включая такие этапы, как проведение переговоров и заключение контрактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Главной целью этого раздела является определение финансовых последствий стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него. Поэтому выбору метода финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит) следует уделить особое внимание, при этом участие собственного капитала предприятия в осуществлении проекта чаще всего является обязательным условием. В связи с тем, что в фазе осуществления проекта совершается ряд одновременных и взаимодействующих операций по инвестированию, имеющих различные финансовые последствия, для их оценки необходимо подготовить оптимальную программу и график сроков реализации проекта.

8. Финансовый план. Это раздел является одним из важнейших разделов бизнес-плана, отражающий достоверные итоги его осуществления. В данном разделе следует четко определить как инвестиционные, так и производственные издержки, учитывая что прибыльность проекта в конечном счете будет зависеть от размеров и структуры этих издержек и графика его осуществления. В него необходимо включить следующие подразделы: планы по прибыли, движению денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности, динамичности, финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительность проекта к различным изменениям, риск и намечаемые меры по его снижению. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев промышленной рентабельности, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности, простая норма прибыли. Особо стоит обратить внимание на показатели объема продаж, предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить возможную многовариантность поставок сырья, реализации продукции.

9. Юридические аспекты. В данном разделе рассматриваются юридические аспекты осуществления проекта, права и обязанности сторон.

Приложения. Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основные разделы материалы (спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также помещаются данные на руководителя предприятия (инвестиционного проекта), инвесторов, экспертов, консультантов проекта, рекламные материалы и прочее.

Источник

31 мая 2014 г. вступили в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь № 506 и № 507, регулирующие вопросы бизнес-планирования. На сайте Минэкономики опубликована информация, разъясняющая положения данных постановлений:

“26 мая 2014 года приняты следующие, регулирующие вопросы бизнес-планирования, постановления Совета Министров Республики Беларусь:

№ 506 – О бизнес-планах инвестиционных проектов;

№ 507 – О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1998 г. № 1473 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Актуальность принятия данных постановлений обусловлена необходимостью комплексного урегулирования вопросов организации разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, порядка проведения по ним экспертизы, в установленных законодательством случаях – государственной комплексной экспертизы (далее – ГКЭ), в целях принятия Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь) решений об оказании государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов.

Читайте также:  Примеры составления бизнес плана с расчетами

Пояснение. В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З “Об инвестициях” (далее – Закон “Об инвестициях”) из Инвестиционного кодекса исключен раздел II, регулирующий, в том числе порядок проведения ГКЭ.

Постановлением № 506 утверждено Положение о порядке организации разработки, утверждения и согласования бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов (далее – Положение), которым определены:

задачи экспертизы инвестиционных проектов;

основные функции инициатора, включающие обязательное осуществление на предынвестиционной стадии маркетинговых и инженерных исследований, разработки в установленных законодательством случаяхобоснований инвестиций, а также иные вопросы по организации разработки бизнес-плана, ответственность руководителей инициатора и разработчика за достоверность используемых в бизнес-планах исходных данных;

конкретные требования к заключениям при проведении органами государственного управления (организациями), банками экспертизы инвестиционных проектов, персональная ответственность их руководителей (заместителей) за соответствие этого заключения требованиям Положения, а также соблюдение сроков ее проведения;

Пояснение. Требования к заключениям, вопросы ответственности при проведении государственной научно-технической экспертизы по инвестиционным проектам урегулированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2013 № 1104) “О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы” (подпункты 6.3 и 10.2, пункты 13 и 15 этого постановления). Соответствующая форма заключения утверждена совместным постановлением Минэкономики и ГКНТ от 03.04.2014 N 8/28.

порядок проведения ГКЭ, в том числе в случае, если на стадии реализации инвестиционного проекта запрашивается дополнительная государственная поддержка, требования к заключению Минэкономики по результатам проведения ГКЭ и иные вопросы.

Постановление № 507 содержит техническое исключение из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 (далее – постановление № 873) норм по бизнес-планам инвестиционных проектов, а также по вопросам проведения по ним экспертизы, в том числе государственной комплексной экспертизы. Т.е. после вступления постановления № 507 в силу постановлением № 873 будут регулироваться вопросы только разработки, утверждения, согласования и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год.

Кроме того, постановлением № 507 предусмотрено изменение срока представления информации в Минэкономики о разработке, утверждении и согласовании прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития на год (подпункт 4.6 пункта 4 – “ежегодно до 15-го марта”), в связи с отсутствием необходимости в ежеквартальном представлении такой информации.

Одновременно проектом постановления № 507 признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1998 года № 1473 “О конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов”, а также отдельных положений постановлений Совета Министров Республики Беларусь, которыми в него вносились изменения.

Пояснение. Понятие “централизованные инвестиционные ресурсы” было определено в Инвестиционном кодексе. В связи с принятием Закона “Об инвестициях” данное понятие утратило силу и исключено из нормативных правовых актов.

Постановления № 506 и № 507 вступают в силу с даты его опубликования на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

Государственная комплексная экспертиза по документам, представленным в Министерство экономики до вступления в силу постановлений № 506, будет проводиться в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Минэкономики в рамках приведения своих нормативных правовых актов в соответствие с постановлениями № 506 и № 507 будет разработан проект постановления, предусматривающий отмену постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 102 “Об утверждении инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы”.

Источник