Задали в школе бизнес план

БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.

     В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.

     В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.

     В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.

     Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.

     Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.

     Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.

     Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.  

      Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.

      Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться  (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).

     Далее идет изучение непосредственно структуры:

1. Резюме

— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.

2. Проектируемый продукт или вид услуг

— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.

3. Оценка рынка сбыта

— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.

4. Конкуренция

— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.

5. Стратегия маркетинга

— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.

( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).

6. План производства

— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.

7. Организационный план

— здесь отмечается, какие специалисты,  и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).

8. Юридический план

— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.

9. Оценка риска и страхование

— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.

10. Финансовый план

— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.

11. Стратегия финансирования

— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.

     Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.

     Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи.

             

В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.

     Когда может  быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
    Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
    Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
    Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.

     Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.

Бизнес-идея

Внешние факторы

Личные факторы

—    ???

Почему этот бизнес будет успешным?

Почем у этот бизнес может не быть успешным?

Почему именно мне стоит этим заняться?

Почему именно мне не стоит этим заниматься?

Изготовление деревянной мебели

1. Все больше ценятся индивидуальные вещи.
2. Люди озабочены экологической чистотой.

1. Ручная мебель стоит дороже.
2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.

1. Я профессионал в изготовлении мебели.
2. У меня есть оборудованная мастерская.

1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель.
2. У меня аллергия на мебельные лаки.

     После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как

— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься.  Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.

     С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.

— что  делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).

     Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.

     Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.

     Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.

     В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.

     Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.

     Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.

      И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов, которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.

Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.

Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.

Источник

Дочери в школе задали по экономике написать бизнес план, но на уникальный вид бизнеса. Максимальную оценку получит только тот, кто напишет о бизнесе, о котором больше никто в паралели (96 человек!)не напишет.

Ломаем голову с понедельника.

Помогите идейками.

Да, ещё надо, чтоб его можно было, теоретически конечно, воплотить в нашей области — Украинское Полесье. Турбазы у моря не предлагать).

Котоф­ей
[1.8K]

9 лет назад

Я бы предложил бизнес план по созданию фермы по выращиванию страусов. Климат подходящий, мясо диетическое, перья тоже сбыт найдут.

Если уж у нас в Поволжье такая ферма уже несколько лет существует, то для Украины наверняка реально.

Желаю удачи!

P.S. При разработке бизнес плана советую использовать программу «Project Expert «. Успех наверняка будет обеспечен.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Кветк­а
[20.5K]

9 лет назад

В любом месте и на любой территории не мешало бы организовать небольшой заводик по переработке бытовых отходов. А то столько добра выбрасывается на свалку.

Могу ещё предложить создать централизованую кухню по приготовлению школьных завтраков, которая основывется на использовании здоровых и полезных продуктов питания. Желательно, в сотрудничестве с институтом питания или, на худой конец, с лабораторией по определению качества продуктов.

Если Полесье, много ягод и грибов, наверное. Цех по переработке даров природы. Хотя, наверняка, он у вас и так есть.

Всё. Идеи исчерпала…

Идите нестандартным путём, к примеру что нибудь социальное для своего города, типа «Центр социального перераспределения». Возникают одноразовые акции, Волонтёры что то устраивают. А тут единый центр, куда стекаются как материальные ресурсы (книги, носки, игрушки, еда и т.д.), так и финансовые средства, и направляются конечным адресатам. Сразу скажу, что по социалке делать экономику — дело неблагодарное и сложное, но для школы вряд ли требуются серьезные раскладки от учета арендных плат и привлечения заёмных средств до налогообложения и уж тем более всяких там амортизация имущества. Часть вещей (якобы неприемлемых для передачи) можно обналичивать, через «Типакомиссионка». Дяди и Тёти из управления образования (учитывая их подчинённость) с этим проектом еще и к своему руководству побегут. И, в принципе, такой проект резать на защите — некомильфо. Беспроигрышный вариант.

AlexL­atvij­a
[14.3K]

8 лет назад

А что вы БП по индустриальным вещам ищете? Почему не связанное со всемирной сетью что-то? А если хотите уникального, то надо брать что-то такое, что не столь очевидное в осуществлении. Где основное — это создание пиара.

Вот вам пара идей. Точно будет уникальным по сути:

1) Создание потребительской сети (основная задача — как найти способ — зачем людям вступать туда, а потом потреблять то что там будет).

2) Создание надстройки над системами негос. образования — типо некомерческая ассоциация негос. об-вания. Паралельно с этим ком. структура, кот. оказывает какие-то услуги, так как основная ассоциация внешне денег не берет. если захотите это, я вам даже помогу немного. вообще заработать можно на любой надстройке, по крайней мере теоретически, так что обоснование это го интересно

3) ИП-телефония. Не сказать, чтобы ново, но технически надо что-то узнать, поэтому вряд ли будет

Илаив­а
[1.4K]

3 года назад

Мы писали про автомойку. Но не стационарную. как везде. Есть какое-то средство. его разбавляешь водой, разбрызгиваешь на машину и протираешь тряпкой. Что-то вроде сухой чистки. Смысл в том, что тебе звонят и говорят где машина, ты приезжаешь, чистишь описанным образом, берешь деньги и все) Плюсы в том. что можно мыть прямо во дворе, без смывания, не нужно возить много оборудования и т.д. минусы, что моешь только снаружи. Вот как-то так.

Алекс­андр1­3
[159K]

9 лет назад

Ужас ) У них там мозгов нет, что ли? ))) Уникальные идеи стоят очень и очень дорого. А задавать задание придумать уникальную идею детям, не имеющим отношения к бизнесу???

Пусть попробует написать про экологический туризм в деревню, что ли? ) Если что, идеи и сам бизнес-план накидаю приблизительно.

Знаете ответ?

Источник

Зачем нужен бизнес-план и как с его помощью покорить мир (или для начала запустить успешный образовательный проект)?

Анастасия Карпова, руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Начинающие бизнес-проекты (образовательные в том числе) задумываются о составлении бизнес-плана, когда планируют просить финансирование или грант. В остальных случаях проект передвигается на ощупь, и иногда выходит так, что бежать приходится во все стороны, затыкать несколько дыр одновременно и чувствовать себя при этом, как на корабле во время шторма.

Как избежать ситуации на картинке справа?

Рассматривать бизнес-план как элемент самокоучинга, который поможет вам:

  • увидеть целостную картину развития онлайн-школы. Проекты без системного подхода обречены на хаотичные действия и слив ресурсов в пустоту.
  • оценить ресурсы «на берегу»
  • увидеть «белые пятна»: слабые места в ваших расчетах и ожиданиях.

Бизнес-план в первую очередь отвечает на вопрос, как мы будем делать деньги. С его помощью мы составляем бизнес-модель, оцениваем рынок и наше УТП, продумываем модели монетизации, оцениваем доходы и расходы.

Давайте разберем по шагам, как составить бизнес-план, который станет эффективным инструментом для запуска вашей онлайн-школы. Шаблон для бизнес-плана можно скачать здесь.

Шаг 1. Оценка рынка и спроса

  • Оценка спроса

Оцените, есть ли спрос на ваши услуги. В этом помогут Wordstat, Google Trends и другими инструменты, которые оценивают частотность запросов по важным для вас темам.

  • Конкурентный анализ

Изучите, кто еще на рынке предлагает похожие услуги. Лучше всего составить сводную таблицу, чтобы оценить, чем предложения конкурентов отличаются от вашего и какие качества вашего продукта могут стать уникальным торговым предложением (УТП). Разберитесь, из чего состоит предложение конкурентов, как выстроена ценовая политика, как они используют каналы продвижения, как воспринимается продукт на эмоциональном уровне.

  • Анализ целевой аудитории

Ответьте себе на вопрос, кто в первую очередь купит ваш продукт: чем занимаются ваши потенциальные покупатели, чем увлекаются, какие проблемы смогут решить с помощью вашего продукта.

Отвечая на вопрос, не пытайтесь предполагать и домысливать. Куда эффективнее поговорить с 5-10 людьми, чтобы узнать об их ожиданиях и потребностях от первого лица. Иными словами, провести кастдев, или customer development.

Шаг 2. Продукт

Ответьте себе на вопросы:

  • Будет ли у вас один образовательный продукт или линейка курсов? Для того, чтобы ваша онлайн-школа стабильно росла в продажах, недостаточно запустить один образовательный продукт. У вас должна быть линейка курсов для одной или нескольких ЦА. Гораздо проще продать дополнительный курс клиенту, уже знакомому с вашим брендом, чем все время генерить холодный трафик для продукта
  • Вы запускаете синхронное или асинхронное обучение? От этого зависит оплата труда преподавателей и другие расходы. При синхронном обучении вам придется проводить вебинары регулярно, а значит расходы на преподавателей вырастут возрастут. Однако у синхронного обучения есть и плюсы: слушатели могут задать вопросы преподавателю в режиме онлайн, и такие занятия проходят более динамично. Плюс асинхронный курс нужно записать в хорошем качестве, а это означает весомые расходы на видеопродакшн.
  • Какова периодичность набора групп? От этого зависит план поступлений.
  • Из каких элементов будут состоять курсы? (вебинары, домашние задания, текстовые материалы) Продумав формат, вы увидите, каких финансовых вложений он потребует.
  • Как вы будете контролировать прохождение обучения и мотивировать слушателей? Например, если для проверки домашних заданий вам потребуются тьюторы, стоит включить оплату их услуг в калькуляцию расходов. Или продумать для них систему нематериальной мотивации (например, дать бесплатный доступ к программам в обмен на услуги тьютора).

Шаг 3. Бизнес-модель

В этом пункте вы формируете ценностное предложение и отвечаете на вопрос: «Как мой продукт решает трудности клиента?» Здесь важно оценить не преимущества продукта (это вы уже сделали в рамках конкурентного анализа), а результат, который он дает клиенту.

Вашу бизнес-модель формируют:

  • ценностное предложение
  • основные партнеры
  • основные направления деятельности (какие услуги вы предлагаете клиенту?)
  • каналы продвижения (через какие каналы клиенты узнают о вашем продукте: e-mail-рассылки, соцсети, блог, контекстная реклама, партнерские рассылки и многое другое)
  • взаимодействия с клиентами (то есть создание обучающей среды и настройка поддержки слушателей курсов. Это могут быть закрытые и открытые сообщества, телеграм-чаты, клубы выпускников — места, где вы общаетесь с выпускниками и не поставляете им рекламный контент)
  • основные ресурсы
  • структура расходов
  • потоки выручки

Шаг 4. Команда проекта

Подбирая команду образовательного проекта, постарайтесь учесть несколько нюансов:

  • Не раздувайте штат. По крайней мере, на ранних этапах. Заработная плата сотрудников станет основной статьей ваших расходов
  • Набирайте опытных специалистов, которых не придется учить с нуля. У вас нет на это времени

Обратите внимание! Один специалист может совмещать несколько функций, например, выступать в роли и маркетолога, и специалиста по SEO.

  • Даже если бюджет проекта ограничен, не пытайтесь все сделать сами. Определите ваши сильные стороны и возьмите соответствующие им роли на себя. А остальное, в чем вы не сильны, отдайте на аутсорс.

Шаг 5. Финансовый план

Здесь вы просчитываете объем выручки, расходы (прямые и административные), прибыль и другие показатели. О чем важно помнить:

  • посчитайте, с каким объемом выручки проект окупится и какие действия помогут приблизиться к этому объему. Например, может оказаться, что чтобы проект приносил деньги, вам придется втрое увеличить средний чек на услуги или запускать курсы каждый месяц
  • будьте реалистами. Не стоит закладывать в финансовый план баснословные прибыли уже в первый месяц открытия продаж.

Шаг 6. План действий

Проработав предыдущие пункты, вы легко составите план действий на ближайшие месяцы.

  • Какие курсы вы планируете запустить?
  • Какие бесплатные мероприятия вы проведете в их поддержку?
  • Как выстроите контент-стратегию (график e-mail рассылки и выхода постов в соцсетях)
  • Какие рассылки выходят у партнеров?

Помните, что любой бизнес-план — это ваша гипотеза о том, что сработает и какой проект принесет вам деньги. Проверяйте гипотезы боем, дорабатывайте их и внедряйте в практику лучшие находки. И тогда ваш проект ждет успех.

Источник