Вшэ факультет бизнес информатики учебный план
Учебный план образовательной программы “Бизнес-информатика” разработан в соответствии с международными рекомендациями. Это позволяет выпускникам программы быть востребованными на рынке труда не только в России, но и за ее пределами.
Учебный план состоит из следующих циклов дисциплин:
– Общий
– Профессиональный (включает базовую часть и вариативную, в т.ч. дисциплины по выбору студента)
– Дополнительный профиль (Майнор)
– Практики, проектная и научно-исследовательская работа
– Государственная итоговая аттестация
– Факультативы
Майнор – это связка из четырех дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки и позволяющая студентам получить базовые знания, в иных предметных областях, по другим направлениям подготовки (Финансы, Менеджмент, Право, История). Благодаря изучению майнора, студенты приобретают знания в смежных областях, что позволяет им разрабатывать программные системы различного назначения (для банковской сферы, системы управления предприятиями, правовые информационные системы и др.).
Дисциплины по выбору студентов позволяют им сформировать свою собственную траекторию обучения за счет выбора тех дисциплин, которые им интересны, необходимы для их профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности студентов. Начиная с первого курса, студенты выполняют проекты – реальные задачи, с которыми сталкиваются программисты и бизнес-информатики в своей профессиональной деятельности. Проекты выполняются в команде, в том числе на базе ведущих IT‑компаний Перми. В рамках научно-исследовательского семинара, который проходит 4 года, студенты учатся выполнять научно-исследовательские работы, публично представлять результаты своих проектов.
Знание английского языка является важной компетенцией для IT‑специалиста, поскольку большинство крупных IT‑компаний работает с партнерами из стран Европы и Америки. Кроме того, большой объем технической литературы, необходимой бизнес-информатику, публикуется только на английском языке. Изучение английского языка в Пермском кампусе НИУ ВШЭ продолжается 3 года. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам.
Факультативы – это необязательная часть образовательной программы, которую студенты могут выбрать для дополнительного изучения. Наиболее важными для студентов являются: факультатив «Дополнительный иностранный язык» (немецкий/французский), а также факультатив «Военная подготовка». Молодые люди могут пройти обучение на военной кафедре по программе подготовки лейтенантов, солдат (сержантов) запаса. По окончании военной кафедры на военную службу в мирное время они не призываются.
Начиная со второго курса студентам читаются дисциплины на английском языке, в том числе приглашенными профессорами зарубежных университетов. В число таких дисциплин входят:
– Моделирование процессов и систем.
– Анализ и совершенствование бизнес-процессов.
– Стратегии электронного бизнеса.
– Имитационное моделирование.
Дисциплины учебного плана:
|
|
|
|
Источник
Направление подготовки
38.03.05 Бизнес-информатика
Утверждение программы
Приказ № 6.18.1-01/1508-11 от 15.08.2014
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
22.05.2018, Протокол заседания академического совета №2
Сетевая форма реализации
Нет
Срок, форма обучения и объем
4 года
Язык реализации
RUSENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника
Бакалавр
Программа двух дипломов
Нет
Конкурентные преимущества программы
Целью программы является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего, профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере проектирования архитектуры предприятия, стратегического планирования развития ИС и ИКТ управления предприятием, организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием, аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Практическая работа занимает заметную часть программы. Начиная со второго курса, студенты работают над индивидуальными курсовыми работами. На третьем курсе студенты участвуют в проектах, предлагаемых партнерами факультета. На последнем курсе идет работа над выпускной квалификационной работой.
На каждом курсе студент может переключиться на исследовательскую работу, которая обсуждается на научно-исследовательских семинарах или продолжить практико-ориентированные программные проекты, по задачам, которые предлагают партнёры факультета.
Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: системные архитекторы, системные интеграторы, бизнес-аналитики, IT-менеджеры, IT-консультанты, руководители IT-проектов, специалисты по продажам и сервисам, развитию бизнеса.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В результате освоения программы у выпускника формируются профессиональные компетенции по следующим видам деятельности:
- аналитическая,
- организационно-управленческая,
- проектная,
- научно-исследовательская,
- консалтинговая,
- инновационно-предпринимательская.
В результате освоения программы у выпускника формируются также общепрофессиональные компетенции.
Характеристики образовательных модулей программы
Из дисциплин утвержденного учебного плана образовательной программы студент формирует свой индивидуальный учебный план, содержащий не менее 60 зачетных единиц на один учебный год, в который входят:
- дисциплины общего цикла;
- дисциплины профессионального цикла, включающие дисциплины базовой и базовой профильной части;
- дополнительный профиль;
- научно-исследовательские и проектный семинары;
- курсовые проекты;
- государственная итоговая аттестация – защита выпускной квалификационной работы;
- факультативы.
Профессиональный цикл включает дисциплины базовой части и дисциплины вариативной части профиля:
- ИС в бизнесе;
- технологии анализа данных в бизнесе и управлении.
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине “Физическая культура” (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Комплект документов образовательной программы
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Бизнес-информатика»
Перейти к содержанию программы
Источник
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника
Области профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки бакалавра 38.03.05 «Бизнес-информатика»:
– проектирование архитектуры предприятия;
– стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
– организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
– аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
– архитектура предприятия;
– методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент;
– ИС и ИКТ управления бизнесом;
– методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ; инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.
По окончании обучения бакалавры смогут участвовать в следующих видах профессиональной деятельности:
– аналитической;
– организационно-управленческой;
– проектной;
– научно-исследовательской;
– консалтинговой;
– инновационно-предпринимательской.
Аналитическая деятельность включает следующие задачи:
– анализ архитектуры предприятия;
– исследование и анализ рынка ИС и ИКТ;
– анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом;
– анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.
Организационно-управленческая деятельность включает следующие задачи:
– Обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий;
– Подготовка контрактов, оформление документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
– Разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия;
– Управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия;
– Взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;
– Планирование и организация работы малых проектно-внедренческих групп;
– Управление электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний.
Проектная деятельность включает следующие задачи:
– Разработка проектов совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
– Разработка проектной документации на выполнение работ по совершенствованию и регламентацию стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
– Выполнение работ по совершенствованию и регламентации стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия;
– Разработка проекта архитектуры электронного предприятия.
Научно-исследовательская деятельность включает следующие задачи:
– Поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в экономике, управлении и ИКТ;
– Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.
Консалтинговая деятельность включает следующие задачи:
– Аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий;
– Аудит процессов создания и развития электронных предприятий и их компонент;
– Консультирование по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом;
– Консультирование по организации управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
– Обучение и консультирование пользователей в процессе внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ.
Инновационно-предпринимательская деятельность включает следующие задачи:
– Разработка бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
– Создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ.
Источник
«Бизнес-информатика» представляет собой междисциплинарное направление, интегрирующее такие дисциплины, как информатика, математика, экономика, менеджмент. По определению IEEE Conference on Business Informatics «Бизнес-информатика представляет собой научное направление, ориентированное на изучение информационных процессов и связанных с ними явлений в социально-экономическом и бизнес контексте, включая компании, организации, государственное управление и общество в целом… Как область исследований, бизнес-информатика направлена на использование системно-аналитического подхода для интеграции основных концепций науки управления, теории организации, информатики и экономики…».
Цель программы – подготовка профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления.
Особенности программы
Появление образовательной программы «Бизнес-информатика» тесно связано с требованиями российского рынка труда, испытывающего недостаток квалифицированных менеджеров, системных аналитиков, системных архитекторов для IT-сферы. Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: системные архитекторы, системные интеграторы, бизнес-аналитики, IT-менеджеры, IT-консультанты, руководители IT-проектов, специалисты по продажам и сервисам, развитию бизнеса.
Программы по бизнес-информатике входят в перечень лучших образовательных программ России, а выпускники программ являются одними из самых востребованных специалистов на рынке труда.
По данным образовательного портала EDUglopedia.org бакалаврской программе «Бизнес-информатика» присвоен рейтинг 4* |
Выпускники могут получить международный сертификат CEA ™ Certified e-Marketing Analyst (SEO Specialist) без прохождения дополнительного обучения.
Обучение ведется по оригинальным стандартам НИУ ВШЭ, разработанным факультетом. Используются индивидуальные образовательные траектории, где значительная доля дисциплин определяется по выбору студентов. Студенты бакалавриата могут специализироваться по одному из профилей обучения:
- Информационные системы в бизнесе;
- ИТ-бизнес и инновации;
- Технологии анализа данных в бизнесе и управлении.
Что я буду изучать?
Дисциплины, обязательные для изучения
Независимый экзамен по английскому языку
Внутренний экзамен по английскому языку
Математический анализ
Алгебра и геометрия
Дискретная математика
Теория вероятностей и математическая статистика
Экономика
Экономическая теория
Институциональная экономика
Эконометрика
Теория организаций
Менеджмент в ИКТ
Управление ИТ-проектами
Бизнес и инновации в сфере ИКТ
Информационные процессы, системы и сети
Моделирование процессов и систем
Управление данными
Архитектура предприятия
Теоретические основы информатики
Программирование
Дисциплины по выбору студентов
Профиль “Информационные системы в бизнесе”
Анализ и совершенствование бизнес-процессов
Корпоративные информационные системы
Основы киберфизических систем
Распределенные информационные системы
Интеллектуальные информационные системы
Человеко-машинный интерфейс
Интернет вещей и индустриальные сервисы
Информационные системы в финансовом менеджменте
Семантические информационные системы
Высокопроизводительные вычисления
Анализ и совершенствование бизнес процессов
Интеллектуальный анализ процессов
Методологии антикризисного жизненного цикла корпоративных систем
Основы разработки мобильных приложений
Профиль “ИТ-бизнес и инновации”
Основы электронного бизнеса
Инновационный менеджмент
Основы ИТ-консалтинга
Теория игр
Финансовый менеджмент
Управление персоналом
Информационные активы предприятия
Облачные сервисы и ресурсы
Управленческий и бухгалтерский учет
Методы оптимальных решений
Деловые коммуникации
Социальные сети: анализ и управление
Организация бизнеса на основе результатов космической деятельности
Логистика и управление цепями поставок
Клиентская аналитика
Профиль “Технологии анализа данных в бизнесе и управлении”
Введение в большие данные
Рекомендательные системы
Методы и программный инструментарий анализа данных
Современные методы вычислительной математики
Оптимизационное моделирование
Временные ряды и случайные процессы
Интеллектуальный анализ данных
Многомерный анализ данных
Основы нейронных сетей
Машинное обучение в анализе данных
Визуализация данных
Анализ и прогнозирование рыночных рисков
Основы бизнес-анализа
Прикладной анализ социальных сетей
Научно-исследовательские семинары
Научно-исследовательский семинар “Управление информационной безопасностью”
Научно-исследовательский семинар “Основы процессного управления”
Научно-исследовательский семинар “Информационная бизнес-аналитика”
Научно-исследовательский семинар “Корпоративные информационные системы”
Научно-исследовательский семинар “Инновации и бизнес в сфере информационных технологий”
Иностранные языки:
- английский.
Обучение иностранным языкам на уровне, обеспечивающем получение признаваемых на международном уровне сертификатов, а также освоение профессиональной лексики и профессиональной коммуникации на английском языке является одной из важных составляющих подготовки на факультете.
В каких программах международной мобильности я имею возможность участвовать?
Есть возможность участия в краткосрочных программах обмена:
Для студентов 4-го курса бакалавриата имеется возможность участия в стажировке:
Где я буду работать?
Выпускники работают в российских и зарубежных ИТ-компаниях, аналитических компаниях, крупных компаниях с развитой ИТ-инфраструктурой, государственных учреждениях, интернет-компаниях, инновационных и венчурных фондах. Они осуществляют организационно-управленческую, проектную, аналитическую, консалтинговую, исследовательскую, инновационную деятельность в сфере ИКТ, а также ведут самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Выпускники факультета работают в таких компаниях, как IDC, Microsoft, SAP, IBM, Accenture, PricewaterhouseCoopers, ФОРС, Сбербанк, IBS, ЛАНИТ, КРОК, 1С и многие другие.
Источник