Вложениями в шоу бизнесе

Вложениями в шоу бизнесе thumbnail

Под «шоу-бизнесом» сегодня понимается, в первую очередь, раскрутка звезд эстрады. Ни для кого не секрет, что поп-звезды зарабатывают огромные суммы денег, однако еще больше кладут себе в карман их продюсеры. Инвестиции в шоу–бизнес – один из наиболее прибыльных, но вместе с тем наиболее хлопотных и рискованных видов инвестирования.

Объект инвестирования в шоу-бизнес

Как правило, инвестирование в шоу-бизнес означает, что инвестор передает определенную сумму денег продюсеру набирающей популярность «звезды» с целью последующего получения процента от прибыли с концертов и продажи компакт-дисков. Однако инвестиции в шоу-бизнес могут подразумевать не только прямые вложения средств, но и косвенные – помощь в приобретении оборудования, оплату расходов на пиар-кампанию и т.п. Сложность здесь заключается в том, чтобы грамотно выбрать объект инвестирования. Проще говоря – нужно знать, куда стоит вкладываться, уметь чувствовать рынок. Несмотря на то, что среди поклонников той же поп-музыки большой процент людей с непритязательными вкусами, инвестор (как и продюсер) должен понимать: новую «звезду» люди должны принять. Шоу с ее участием должны не просто оказаться впечатляющими – они должны чем-то «цеплять», чтобы приносить стабильную прибыль, привлекая людей. Только в этом случае вложения будут рентабельными. И поэтому от инвестора требуется тщательное изучение рынка и четкое понимание целевой аудитории и ее вкусов.

Для понимания размера инвестиций до получения стабильной прибыли, можно привести несколько примеров:

  • В «раскрутку» украинской певицы и актрисы Мики Ньютон было вложено около 700 тысяч долларов. Причем, как признавался ее продюсер Юрий Фалеса, первоначально планировалось ограничиться всего 200 тысячами – но запись нового альбома и организация продаж в России потребовали дополнительных вливаний. Однако уже после первых вложений и годовой раскрутки певица стала достаточно популярна, чтобы частично компенсировать эти вложения. По словам Юрия Фалесы, вложения на первоначальной стадии раскрутки потребуют суммы не меньше, чем 300 тысяч долларов. В течение года-двух эти средства должны вернуться – если все пойдет по плану.
  • Если стоит задача «раскрутить» звезду большего масштаба – это потребует более солидных вложений. К примеру, в раскрутку Елены Ваенги было вложено около 2-х миллионов долларов, в пиар-кампанию Димы Билана – 4 миллиона. Сегодня прибыль от концертов певицы составляет от 2 до 6 миллионов долларов в год, доход от концертов и продаж дисков Димы Билана – около 4 миллионов, по данным рейтинга «Forbes».

Классификация инвестирования в шоу-бизнес

Простейшая классификация инвестиций в шоу-бизнес основана на объекте вложения. Это может быть как начинающая поп-звезда, так и целый коллектив, танцевальное шоу, стартап по организации праздников и фестивалей и т.д. Все, что связано с шоу, развлечениями и яркими впечатлениями, подпадает под определение шоу-бизнеса.

Инвестирование в шоу-бизнес может быть как прямым (перечисление средств продюсеру либо денежная помощь самому коллективу/исполнителю на первых порах с последующим получением доли прибыли), так и косвенным (вложения в компании, занимающиеся раскруткой будущих звезд).

Цели и задачи инвестирования в шоу-бизнес

Прежде чем вкладывать средства в тот или иной шоу-проект, инвестор должен ответить на три ключевых вопроса.

  • Каковы цели проекта, и какова ожидаемая рентабельность вложений в этот проект? Отвечая на этот вопрос, инвестор должен четко представлять себе, как будет работать проект и какую прибыль (в процентном соотношении или выраженную в определенной сумме) из него можно будет извлечь по прошествии заранее определенного срока. При этом сроки также должны быть определены достаточно четко, и инвестор должен в полной мере представлять себе ту схему, по которой шоу-проект будет развиваться, и какие основания у продюсера есть для утверждений о рентабельности проекта.
  • Какой объем средств инвестор может выделить именно на этот шоу-проект? Какие ресурсы можно дополнительно привлечь для развития проекта? Особенность такого рода вложений – в том, что инвестор должен сам достаточно неплохо разбираться в нюансах проекта, чтобы иметь возможность предложить дополнительные способы развития. Это поможет повысить шансы на успех, что очень важно – поскольку шоу-бизнес остается очень рискованной и высоко конкурентной областью.
  • Есть ли у продюсера опыт успешных проектов в прошлом? И, если да, то насколько новый проект схож с предыдущими, каковы его шансы на повторение успеха предыдущих проектов? Или, если проект качественно новый, либо у продюсера не было опыта успешной раскрутки в прошлом, то чем проект может «зацепить» потенциальную целевую аудиторию? Насколько сильны эти «крючки»? И что помешало продюсеру в прошлом добиться успеха? Эти вопросы важны для того, чтобы помочь инвестору отсеять потенциально провальные проекты и не потерять вложенные средства.

Способы и риски инвестирования в шоу-бизнес

Первый шаг к успешным вложениям в шоу-бизнес – постановка конкретной цели и определение ожидаемой рентабельности проекта. Для инвестора цель заключается в получении прибыли от раскрученного шоу-проекта, однако нельзя забывать и о тех целях, которые ставит перед собой продюсер и автор проекта, а также о способах достижения этих целей, которые они используют.

Читайте также:  Бизнес для детей без вложений

В большинстве случаев целями и способами достижения этих целей при создании нового шоу-проекта становятся:

  • Создание нового имени – бренда и раскрутка его среди целевой аудитории,
  • Привлечение и удержание «потребителей» – слушателей, зрителей и т.д.,
  • Наращивание количества потребителей, привлечение новых, повышение объемов продаж,
  • Регулярные исследования рынка, сбор данных о целевой аудитории, по возможности – ее расширение.

При вложениях в шоу-бизнес ключевые риски заключаются в том, что никогда нет полной уверенности, «выстрелит» ли новый проект, или же вложения в него не окупятся и тем более не принесут прибыли. Если говорить о российском шоу-рынке, то он пока еще не настолько развит, как западный рынок, нет настолько мощной инфраструктуры бизнеса. На российском рынке пока еще сохраняется разница между вложениями в талант и превращением таланта в бизнес – в отличие от западного рынка, где в большинстве случаев машина шоу-бизнеса работает стабильно и позволяет заранее предугадывать рентабельность инвестиций благодаря более четко выстроенной схеме раскрутки.

Сложность может возникнуть и с определением целевой аудитории, от чего, в свою очередь, во многом зависит успешность и прибыльность проекта. Опросы и исследования рынка показывают, что большинство потребителей продукции шоу-бизнеса привыкли «довольствоваться тем, что есть». Среди целевой аудитории – очень мало тех, кто действительно заинтересован в получении качественного продукта и подходит с умом к выбору. Поэтому возникает вопрос: следует ли продвигать продукт не слишком высокого качества, ориентированный на большинство, но оставляющий разочарованными единицы «интеллектуалов», или же сосредоточиться на более качественном продукте, потреблять который будет существенно меньшее число людей?

Наконец, если объект инвестирования уже выбран, рентабельность будет зависеть и от текущей экономической ситуации в стране. Россия в этом плане является ярким примером – многих жителей страны в последние два года больше волнуют финансовые проблемы, а не организация досуга. При хорошей же экономической ситуации благосостояние граждан растет, растет и рынок рекламы, растет интерес к развлечениям – следовательно, поставляемый шоу-бизнесом продукт будет более востребованным, а вложения в него – более рентабельными.

Результат инвестирования в шоу-бизнес

Результаты инвестиций в шоу-бизнес могут быть оценены лишь по прошествии некоторого времени. Как правило, успешность вложений напрямую зависит от известности и популярности раскручиваемого бренда. Чем популярнее шоу, тем больше прибыли оно приносит, и тем быстрее окупаются вложения. Однако в каждом конкретном случае инвестору следует самостоятельно определить критерии рентабельности.

Источник

В индустрии под емким названием «шоу-бизнес» вращаются огромные деньги. Немало из фанатов вездесущих звезд мечтают стать такими же славными и богатыми. А сколько стоит стать звездой? «КП Капитал» поговорила с продюсерами и организаторами концертов о том, что сегодня собой представляет этот бизнес, как тяжело туда попасть, и сколько можно заработать.

Многое ли изменилось с тех времен, когда в стране было по пальцам перечесть звукозаписывающие компании, и мир не знал интернета? Очевидно, что сегодня путь от артиста к слушателю стал короче. Можно выложить песню в сеть и найти слушателей.

– Если двадцать лет назад мне приходилось обивать пороги рекорд-компаний, чтобы издать свой дебютный альбом, то сейчас у меня самого есть лейбл (звукозаписывающая компания. – Ред.), – рассказывает Олег Чубыкин, музыкант, кинокомпозитор, продюсер. – Я могу уже через неделю издать свой новый сингл или песню моих друзей-музыкантов, которая будет доступна на всех цифровых площадках по всему миру.

Знаменитости разделяются на тяжеловесов, поддерживающих свою популярность с 80 – 90-х годов, и тех, кто известен только определенной узкой возрастной или социальной группе. Продюсеры констатируют, что певцов и музыкантов стало куда больше, чем в конце прошлого века. У публики великий выбор.

Олег Чубыкин.

И как при такой конкуренции никому не известному музыканту стать звездой? Продюсер Леонид Бурлаков, открывший стране «Мумий Тролль» и Земфиру, убежден, что в одиночку стать знаменитым невозможно.

– Когда говорят «раскрутились сами», не верьте. За всеми всегда стоят определенные люди и деньги, – говорит Бурлаков. – В свое время мы очень хорошо продвигали Лагутенко и Земфиру легендой о том, что никакого продюсера у них нет, мол, нельзя продавать чистую энергию. Это элементы пиара. Люди думают, что артист самостоятелен, за ним не стоит какой-то папочка, это повышает интерес.

Но наличие продюсера не всегда поможет. Не каждый возьмется за кого попало.

– Когда ко мне приходят люди и приносят свою музыку, в 99,9% случаев я не работаю с таким материалом, – подчеркивает Бурлаков. – Настоящий гений не будет бегать и кричать, что он талантлив, и принуждать слушать свои творения. Хорошая музыка всегда провоцирует поделиться ею. Записи Земфиры мне принесли журналистки-фотографы, а про Лагутенко, с которым мы учились в одной школе, мне одноклассник рассказал, после чего я обратил на него внимание.

Читайте также:  Как раскрутить бизнес с минимальными вложениями

Леонид Бурлаков.

Этапы пути

1. Записать в домашних условиях песни

– Для этого нужен недорогой микрофон, синтезатор или гитара, которые могут подарить родители, а также любая простая программа записи типа «Гараж», которая помогает сложить голос и инструмент. Это стоит порядка 25 – 30 тысяч рублей, – продолжает Бурлаков.

2. Выложить запись в соцсетях, в специальных группах для молодых артистов

– Если у музыканта 20 – 30 друзей и один из них понимает, что его песня гениальна или талантлива, то захочет поделиться, рассказать об этом, наберет в интернет-поиске «Как помочь молодому артисту?», увидит фирмы, которые это предлагают, и напишет им о своем открытии. Музыка должна спровоцировать хотя бы одного слушателя на это. Если это происходит, значит, в будущем мы сможем на этом артисте зарабатывать деньги, – убежден продюсер.

К примеру, пока неизвестная широкой публике Таис Логвиненко.

И у нее 42 тысячи подписчиков на YouTube, куда она выкладывает записи своих песен, которые поет под гитару. В общей сложности у нее уже 10 миллионов просмотров. Она – готовый персонаж, за который можно схватиться и продвигать.

3. Продолжать сочинять музыку

– С автором единственного хита работать никто не станет – написать одну великую песню может любой из нас. У артиста должен быть потенциал развития, чтобы и через годы писать музыку, – подчеркивает Бурлаков. – Зарабатывать на музыке – удел избранных.

4. Не пропадать из поля зрения

– Регулярно выступать хоть в андеграунде, хоть на улице. The Beatles пели в портовом кабаке, французскую певицу Zaz заметили после шестилетних выступлений на улицах, Земфира пела, играла в ресторанах на родине. В этот момент формируется собственный стиль, упорство. Все состоявшиеся как личность артисты прошли тяжелую школу, о которой вспоминать не хочется, но она сформировала человека, способного выносить тягости и лишения, – комментирует Бурлаков.

5. Начать работу с продюсером

– Я предлагаю план развития, который зависит от степени таланта и гениальности артиста. Нужно создать демозапись, нанять саунд-продюсера, арендовать студию, записать, песни свести. Затем провести фотосессию, купить сценическую одежду. Настоящие талантливые люди денег не имеют, им нужно помочь даже одеться, – продолжает Бурлаков. – Группу можно нарядить за 100 тысяч рублей. Но есть такой выход, как секонд-хенд – пальто Лагутенко в клипе «Дельфины» стоило 1 фунт.

Первый видеоклип может обойтись и в 50 – 100 тысяч рублей, если потрясающе снять и на телефон. Специальные фирмы предлагают услуги от 0,5 до 3 миллионов рублей – все зависит о задуманного заказчиком.

– У нас клипы стоят в среднем от 50 тысяч долларов (2,5 – 3 млн рублей), меньше сделать нельзя, – говорит продюсер Иосиф Пригожин. – Все зависит от локации. За хорошую надо платить 10 тысяч долларов. Вспомните величайшего музыканта Майкла Джексона, который делал клипы от 7 – 10 миллионов долларов за каждый.

Запись дебютного альбома – один из важнейших этапов.

– В первом альбоме должно быть не менее трех опорных хитов, – объясняет продюсер популярного в 90-е годы певца Жени Белоусова Любовь Воропаева. – Нормальное качество записи начинается от 100 тысяч рублей. Классная аранжировка и звук будут уже за 10 тысяч евро за одну песню.

Максимально на запись альбома можно потратить 150 тысяч евро. В расходы включена студия, музыканты, саунд-продюсер и прочее.

Параллельно идут занятия с педагогами по вокалу, сцендвижению и хореографии, постановка песен, набор музыкантов, репетиции. Дальше приступает к работе пиар-служба из одного-двух человек.

– Сингл, видеоклип, фотосессия и пресс-релиз – это промопакет, с которым мы появляемся в сети, отправляемся на ТВ, радио и в СМИ, – говорит Бурлаков. – Если музыка интересная, поверьте, ротация будет бесплатной. Если начинают требовать деньги, значит, музыка негодная. Хорошую музыку заметят.

Заключительный этап раскрутки – заключение договора. Самые важные пункты: срок, права артиста, какие деньги он получает.

ГОТОВЫЙ АРТИСТ ЗА 2 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

У одних продюсеров сумма затрат на раскрутку звезды колеблется от $100 до 500 тысяч (от 6 до 30 миллионов рублей) в год. Процесс занимает около трех лет, а значит, цена «под ключ» – 1,5 – 2 миллиона долларов.

Читайте также:  Какой бизнес выгодно начать с минимальными вложениями

– На Алсу в 2005 году потратили миллион долларов (сейчас это 4 – 5), – приводит пример Бурлаков. – В то же время на «Братьев Грим» потратили 225 тысяч долларов. А уровень популярности у них был одинаковый. Чем больше таланта, тем меньше тратим. Если человек бездарность, в него будут всю жизнь вкладывать. Есть одна мелькающая везде певица, в нее каждый год вкладывают по 4 миллиона евро.

Финансовое благополучие артиста наступает через 5 – 7 лет.

Из чего складываются доходы

1. Кассовые концерты.

2. Корпоративы, заказные концерты.

3. Стриминг (продажа подписок на прослушивание музыки артиста в сети).

4. Авторские отчисления.

5. Иные доходы, в том числе реклама, и монетизация от соцсетей.

ЧТО ТАКОЕ СТРИМИНГ

– Это когда вы платите за ежемесячную подписку в вашей любимой платформе в сети, и вам доступна вся залитая туда фонотека, – объясняет Олег Чубыкин. – Это может быть Apple Music, или наши Яндекс.Музыка и Boom. Вы не можете напрямую загрузить свою музыку даже в наши родные платформы. Это осуществляется через агрегаторы, которые обрабатывают миллионы новых записей и передают их в магазины. Сами платформы имеют где-то 40 – 50% доходов от продажи этих подписок. Раньше покупали кассету или диск исполнителя, теперь – подписку.

АВТОРСКИЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ 2 ТЫСЯЧ ДО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Роялти, или, по-простому, авторские отчисления, – это вознаграждение за использование музыки, видео и других видов интеллектуальной собственности артистов. Избранные могут по 5 – 6 лет не выпускать новых пластинок. Только на авторских от своих лучших песен звезды с многочисленными хитами, такие, как Сергей Шнуров, Земфира, Филипп Киркоров, Тимати, Юрий Антонов и другие, могут зарабатывать минимум миллион рублей в месяц. Расценки у менее удачливых авторов намного скромнее.

– Авторские – мелочь, но приятная. Я в 15 лет написал песню «Новая Луна апреля». Каждый месяц мне за одну песню приходит 2 – 5 тысяч рублей, – рассказывает Леонид Бурлаков.

– За песни я получаю копейки – до 10 – 20 тысяч рублей в месяц, имея за плечами более 300 написанных мной текстов песен, – говорит продюсер Жени Белоусова и поэт Любовь Воропаева.

БЮДЖЕТ НА КИНОМУЗЫКУ ОТ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ И ВЫШЕ

– Готовая песня в сериал или кино стоит от 10 до 50 тысяч рублей, – говорит Олег Чубыкин, автор музыки к фильмам «Саранча», «Статус: свободен», «До самого солнца». – У западных артистов цены от 2 до 10 тысяч долларов. Обычный бюджет среднего российского фильма на всю музыку – от миллиона рублей и выше. В сериалы многие артисты готовы отдавать песни и бесплатно, считая, что это хорошее промо.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

– Мы потратили 5 миллионов рублей на запись с симфоническим оркестром молодого академического композитора Константина Кокоурова, – приводит пример Бурлаков. – Работали в Берлине, на лучшей студии в Европе. Такой продукт не стыдно показать и через 50 – 100 лет.

Кстати

СТЕРЕОТОПИЯ

Настольная игра, в создание которой вложен 25-летний опыт музыкального продюсера Леонида Бурлакова. Это путь артиста на ближайшие 25 – 30 лет его жизни с реальными примерами. По условиям игры надо стать легендой (Чайковский, Моцарт, Цой). Она в том числе поможет человеку, мечтающему стать звездой, понять, нужен ли ему шоу-бизнес. Играют люди от 7 до 60 лет. В нее играл Сева Новгородцев, Борис Гребенщиков, Евгений Хавтан. Имеется специальный словарик терминов шоу-бизнеса.

Фото: Леонид Бурлаков

Непрофильный бизнес певцов: У Лещенко – мебельная фабрика, у Розенбаума – пивные

Певец Сергей Шнуров вместе с бывшей женой Матильдой открыл в северной столице ресторан «Кококо» и бар «Синий Пушкин», но сегодня лидер «Ленинграда» к этим заведениям отношения не имеет.

У музыканта Сергея Жукова процветают караоке-бары «Руки Вверх!» в Санкт-Петербурге, Казани и Якутске. Также у него есть капсульный хостел Homebox в Москве.

Бард Александр Розенбаум вот уже 15 лет расширяет свою сеть пивных «Толстый фраер» в Петербурге, но и имеет 40% компании по производству пива «ГлавРозПиво».

Певец Стас Костюшкин 8 лет владел пончиковыми «Пышка да пудра» по разным городам страны, но предприятие закрылось.

Певцу Денису Кляверу 10 лет приносил доходы салон красоты для кошек и собак в Санкт-Петербурге, но в прошлом году он ушел из этого бизнеса.

Певец Лев Лещенко имеет долю «Мебельной фабрики Кольчугино» во Владимирской области. Также он один из владельцев предприятия по лесозаготовке ООО «Владимирский ЛПК». Еще артист вместе с продюсером Игорем Крутым вложился в бизнес по производству летательных аппаратов, включая космические.

Источник