Вложения в игровой бизнес
Из-за карантина закрылись рестораны и кинотеатры, люди не выходили из домов, но игровая индустрия начала быстро расти. Эксперты рассказали, чего ждать дальше и стоит ли инвестировать в нее прямо сейчас
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
Игровая индустрия пока выигрывает на карантине — продажи и аудитория растут. Этот рост заинтересовал многих инвесторов, но пока не ясно, сохранится ли тенденция в будущем.
8 октября в рамках проекта РБК Talks прошла онлайн-встреча «Инвестиции в игровую индустрию — золотой клондайк». Эксперты рассказали, как пандемия повлияла на видеоигры и на что обращать внимание при инвестициях в эту сферу.
Продажи выросли из-за карантина
По словам CEO 1C Entertainment Николая Барышникова, игры — это индустрия развлечений, поэтому разработчики конкурируют не между собой, а с другими видами досуга. При этом борьба идет не за деньги, а за свободное время платежеспособной аудитории.
Благодаря карантину рестораны, кино и театры были закрыты, выйти из дома тоже было нельзя — люди начали играть в игры. «Практически у всех игровых компаний весной и летом все было хорошо. В среднем, я думаю, продажи увеличились на 20% по сравнению с прошлым годом», — рассказал Сергей Титов, CEO компании Free Reign Entertainment.
С марта эксперты наблюдали рост продаж во free-to-play играх, в которых не нужно платить за саму игру, но покупки помогают быстрее развивать персонажа. Руководитель студии Owlcat Games Олег Шпильчевский также отметил, что эта тенденция распространялась и на buy-to-play продукты — игры, которые покупаешь всего один раз.
Приток аудитории увеличился не только за счет новых релизов, но и более старых продуктов, которые были выпущены несколько лет назад. Большая часть аудитории в марте вернулась к тем играм, которые они забросили или не прошли раньше.
Фото: Kamil S / Unsplash
Эксперты уверены: отскока не будет
Титов отметил, что игровая индустрия росла и до карантина, но медленнее. В условиях пандемии случился скачок, который станет важным этапом в развитии индустрии. «Естественно, спад будет, потому что люди вернутся к нормальной жизни. Мы поднялись благодаря коронавирусу на маленькую ступеньку, и дальше пойдем вверх. То есть не так, что показатели вдруг провалятся, и нам опять придется наверстывать — этого как раз не будет», — считает Титов.
Игры как отдых — мейнстрим уже на протяжении 10 лет, и они становятся все более популярными. По сравнению с другими индустриями развлечений, они более устойчивы к карантинным ограничениям и гораздо более прибыльны, сказал Титов. По оборотам и аудитории самых популярных продуктов игровая индустрия уже больше, чем музыка, кино или телевидение.
По словам Шпильчевского, это связано с тем, что игровая сфера совмещает в себе многие плюсы других развлекательных индустрий и добавляет к этому интерактивность. Игры позволяют человеку получать удовольствие за более короткое время, чем фильмы или сериалы, добавил Барышников. По мнению экспертов, это делает игры очень конкурентоспособными, и они постепенно отвоевывают время аудитории у других видов развлечений.
К тому же в нестабильные времена потребители часто начинают скупать технику. Это положительно повлияет на продажи новых консолей и игр к ним.
Как заработать на видеоиграх, в какие компании вкладываться, за какими проектами следить, а каких избегать? Подробности на закрытой встрече РБК Talks · Инвестиции. Купить видео можно по ссылке
Основные тренды игровой индустрии
По словам Титова, раньше игры считались hit-driven бизнесом: инвесторы верили, что только продажи хитового продукта могут принести прибыль. Сейчас игры стали более похожими на сервисы, а популярная игра может жить десять лет и приносить ежегодную прибыль, которая будет больше, чем у любого фильма.
Сервисные компании теперь интересны инвесторам не меньше, чем разработчики. Сейчас любой разработчик отдает часть задач на аутсорс, и инфраструктурные сервисы переживают бум. Недавно первичное публичное размещение акций (IPO) провела одна из таких компаний — Unity. По словам Титова, это как раз один из тех продуктов, которые улучшают инфраструктуру и помогают создавать что-то новое.
Однако, по мнению Барышникова, на российском рынке ждать IPO в гейм-бизнесе все же не стоит. «Как мне кажется, чтобы сделать успешное размещение, выручка компании должна быть около $1 млрд, потому что российская
биржа
достаточно большая. Компании, у которых выручка $50 млн или $100 млн, как у некоторых российских разработчиков, мелковаты», — сказал эксперт.
По мнению Шпильчевского, пока лучший способ инвестировать в игровую индустрию на российском рынке — подключиться к венчурным фондам. У них есть экспертиза в этой сфере, поэтому
инвестиции
через фонд сильно снижают риски. Однако там высокий порог для входа — в разных фондах от $100 тыс. до $1 млн.
Барышников отметил, что сейчас инвестиции в игры — это настоящие венчурные инвестиции, которые больше похожи на лотерею. «Просто будьте готовы к тому, что 90% денег вы просто потеряете, а 10%, если все хорошо, не только окупят все ваши 90% потерь, но вы еще заработаете. Умножайте на десять эту сумму», — добавил Титов.
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images
В будущее возьмут не всех
Стриминговые платформы сейчас в моде, но никто из игроков на рынке еще не понимает, что это такое. «Я верю, что стриминговые платформы со временем убьют PlayStation и XBox. Но я не верю, что это произойдет в ближайшие пять лет», — сказал он. Сейчас это не лучшая область для инвестиций, а игровая индустрия пока не может отказаться от «железа» и только развивается в этом направлении, отметил Титов.
Большие корпорации, среди которых Microsoft и Amazon, сейчас активно инвестируют в развитие технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR), которые могут вывести игровую индустрию на новый уровень. Однако пока не понятно, как это может быть реализовано для пользователя. Сейчас у игроков много сложностей: нужно купить шлем, найти достаточно свободного пространства и расставить датчики. Упрощение технологии займет еще не менее 3-5 лет, считает эксперт.
«Что стриминговые платформы, что VR, что AR — в будущем это будет совершенно не тот VR, AR, и стриминговые платформы, которые есть сейчас. Поэтому вы не сможете получить бонус, что, мол, я первым зашел на этот рынок. Окей, ты первым зашел на рынок, который умрет, и на его углях возродится новый рынок. Вот надо быть первым, кто зайдет в тот рынок», — подвел итог Титов.
Как заработать на видеоиграх, в какие компании вкладываться, за какими проектами следить, а каких избегать? Подробности на закрытой встрече РБК Talks · Инвестиции. Купить видео можно по ссылке
Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется.
Подробнее
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие.
Подробнее
Издатели и производители компьютерных игр — один из самых заманчивых вариантов для инвестиций. Рассказываем о наиболее привлекательных компаниях игровой индустрии, чьи акции торгуются на мировых биржах
Фото: пользователя Instacodez с сайта flickr.com
Недооценивать индустрию видеоигр в XXI веке невозможно. По данным исследовательской компании SuperData, в 2019 году совокупный доход разработчиков видеоигр для персональных компьютеров, игровых приставок и мобильных устройств составил $120,1 млрд — рекордный показатель за всю историю отрасли.
В этой индустрии много денег и немало публичных компаний, на которых можно заработать. РБК Quote выбрала три наиболее интересных варианта для инвестора.
CD Projekt: гигантский ажиотаж вокруг всего одной игры
Главным активом польского холдинга является компания — разработчик игр CD Projekt RED. В 2003 году она запустилась как маленькая студия с десятью сотрудниками. Однако благодаря оглушительному успеху игр серии The Witcher по мотивам романов «Ведьмак» Анджея Сапковского разрослась до компании с более 800 сотрудников в штате. Кроме CD Projekt RED, холдингу также принадлежит сервис цифровой дистрибуции игр GOG.com.
Акциям CD Projekt принадлежит один впечатляющий рекорд. С декабря 2009-го по декабрь 2019-го они выросли на 21 000% — это крупнейший скачок среди всех публичных европейских компаний, входящих в индекс STOXX 600. Для сравнения: за те же десять лет польский индекс WIG20 упал на 11%, а STOXX 600 — вырос на 65%.
Bloomberg связывает рост CD Projekt с франшизой The Witcher: продажи последней игры серии — The Witcher 3: Wild Hunt — превысили 40 млн копий в июле 2019-го. Только за последний год, спустя более четырех лет с релиза, она принесла создателям свыше $50 млн.
В конце 2019-го резкий толчок продажам игры дал выход сериала по «Ведьмаку» от Neflix: по данным маркетингового агентства NPD, по итогам декабря они выросли на 554%.
В феврале рыночная
капитализация
холдинга CD Projekt достигла $8 млрд. Таким образом, она стала второй по величине игровой компанией Европы после Ubisoft и третьей компаний вообще на Варшавской фондовой бирже.
Актер Киану Ривз исполнил роль одного из персонажей игры Cyberpunk 2077
(Фото: пользователя Instacodez с сайта flickr.com)
В настоящий момент студия работает над новым крупнобюджетным проектом — ролевой игрой Cyberpunk 2077, одного из главных персонажей которой «сыграет» Киану Ривз. Даже несмотря на недавний перенос релиза на 17 сентября — всего за пару месяцев до выхода нового поколения консолей, — от игры ждут высоких продаж.
По оценкам экспертов Ipopema Research, в 2020 году будет продано 24 млн копий, а в 2021-м — 10,9 млн. Ожидается, что выручка CD Projekt за счет продажи Cyberpunk 2077 и дополнений к игре составит в районе $700 млн в 2020-м и около $500 млн в 2021-м, а чистая прибыль достигнет $300 млн. В этом случае стоит ожидать дальнейшего роста акций CD Projekt. Аналитики PKO Bank Polski уже считают бумаги игрового производителя главным драйвером роста польского сектора высоких технологий в 2020-м.
Главный минус акций CD Projekt для российского инвестора — они торгуются только на Варшавской бирже за польские злотые. Поэтому приобрести их не так легко.
Activision Blizzard: главная голубая фишка отрасли
Это настоящий титан игровой индустрии — Activision Blizzard является одной из двух компаний отрасли наряду с Electronic Arts, входящей в S&P 500. Самые известные франшизы в ее активе — World of Warcraft, Hearthstone, Call of Duty, Overwatch и Guitar Hero. Рыночная капитализация Activision Blizzard составляет $44 млрд.
Activision Blizzard в последний раз отчитывалась о доходах 6 февраля, объявив о прибыли в $1,23 на акцию за последний квартал, ненамного превысив консенсус-прогноз. Выручка компании составила $2,71 млрд, рентабельность собственного капитала — 13,16%, а чистая прибыль — 23,18%.
Кадр из игры Call of Duty: Modern Warfare
(Фото: пользователя Instacodez с сайта flickr.com)
Также Activision Blizzard отличилась мощным балансом: компания завершила четвертый квартал с $5,79 млрд денежных средств ($4,32 млрд в конце 2018 года) при долгосрочном долге $2,68 млрд. Главным драйвером роста стала игра Call of Duty: Modern Warfare — только она принесла Activision Blizzard более $1 млрд уже в середине декабря, спустя два месяца после релиза.
В январе стало известно, что Activision Blizzard подписала контракт о партнерстве с Google: компания будет использовать Google Cloud для своей хостинг-инфраструктуры, а YouTube станет эксклюзивной платформой для стриминга киберспортивных турниров Activision Blizzard. Учитывая это, а также сильные финансовые результаты, аналитики с оптимизмом оценивают перспективы акций компании.
По мнению экспертов группы компаний «Финам», у акций Activision Blizzard отличные перспективы: хорошие финансовые показатели и реструктуризация бизнеса положительно повлияют на капитализацию компании в среднесрочной перспективе. Бумагам Activision Blizzard присвоили рейтинг «покупать» с целевой ценой $70, а потенциал роста оценили в 12%.
«Календарь выхода новых игр Activision Blizzard на 2020 год выглядит не очень насыщенным. Тем не менее во второй половине года следует ожидать нового дополнения игры World of Warcraft — Shadowlands, а также очередной игры из серии Call of Duty. В целом мы считаем, что Activision Blizzard заложила неплохой фундамент для возобновления роста в 2020-м», — говорится в исследовании «Финама».
KeyCorp повысила ценовой ориентир акций Activision Blizzard с $60 до $68, а Morgan Stanley — с $65 до $70. 22 аналитика присвоили бумагам компании рейтинг «покупать», пять — «держать» и всего один посоветовал продавать акции. Средний рейтинг бумаг Activision Blizzard — «покупать», а консенсус-ориентир составил $64,40. Пока акции компании закрепились на уровне $57.
Electronic Arts: игры, о которых слышал практически каждый
Американская Electronic Arts — один из крупнейших мировых издателей игр для ПК и консолей. В числе активов компании — популярнейшие франшизы FIFA, NBA Live, NHL, Battlefield, Star Wars, Mass Effect, Need for Speed, The Sims и другие серии. Рыночная капитализация EA превышает $29 млрд — по этому показателю фирма уступает лишь Activision Blizzard.
Презентация игры EA Sports FIFA 20 на выставке Gamescom 2019
(Фото: пользователя dronepicr с сайта flickr.com)
В 2019 году бумаги EA выросли на 36%. В конце января компания опубликовала последний квартальный отчет: продажи выросли на 23% (до $1,98 млрд), выручка составила $1,59 млрд, что на 23% превысило показатели аналогичного периода в 2018-м и превзошло прогнозы в $1,51 млрд. Прибыль на акцию ($1,18) превысила как показатели 2018-го ($0,86), так и прогнозы ($0,92).
Аналитик BMO Capital Markets Джеррик Л. Джонсон не уверен, что в 2020-м акции EA продолжат рост. По его мнению, в успехе компании в 2019-м большую роль сыграли проекты Apex Legends и Jedi: Fallen Order, разработанные собственной студией EA Respawn Entertainment. По расчетам Джонсона, без них скорректированный доход EA упал бы на 9% в 2020 финансовом году. Это на 14% ниже ожидаемой величины этого показателя. Аналитик усомнился, что эти игры продолжат приносить компании большие деньги в 2020-м и снизил ценовой ориентир акций EA со $130 до $110.
Эндрю Уэрквиц из Oppenheimer, напротив, поднял целевую цену со $110 до $125 за штуку, объяснив это наличием у компании плана по обеспечению долгосрочного стабильного роста, а также разработкой игр, рассчитанной на широкую аудиторию.
Большинство экспертов считают, что
ценные бумаги
EA по-прежнему должны быть интересны инвесторам. В настоящее время акции Electronic Arts имеет консенсус-рейтинг «покупать» и целевую цену в $119,55. 18 аналитиков присвоили бумагам рейтинг «покупать», еще 15 — «держать».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор».
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке.
Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В наше время игры могут не только развлекать, но приносить доход. Давайте же воспользуемся такой возможностью. В этой статье мы рассмотрим на практике какие существуют возможности для заработка на видеоиграх.
Игровая индустрия растет не по дням, а по часам. Растут и бюджеты игр и их продажи. По оценкам экспертов, уже за этот год объем мирового рынка видеоигр вплотную приблизиться к $100 миллиардам.
Тенденция примерно одинакова во всех странах. Про американский, китайский и японский сегменты рынка можно вообще не говорить. Там сосредоточены гиганты игро-строения, а армии геймеров просто огромны.
Но и русскоговорящие страны не отстают. К примеру, уже сегодня каждый четвертый житель России так или иначе вовлечен в сферу видеоигр. Проще говоря, такой человек или связан с процессом производства и продвижения игр, или сам играет.
Повальное увлечение играми уже затронуло все категории населения. Если десять-пятнадцать лет назад видеоиграми увлекались в основном подростки, то сегодня в них играют люди любого возраста и пола. Шутка типа «Мой дед прошёл две мировые войны. Устал, выключил компьютер и пошёл спать» уже стала обыденной ситуацией и не звучит смешно.
В прошлой статье мы обсудили основы индустрии и ключевые факторы успеха игр. Оказалось, что секрет больших продаж зависит от много, и хорошие игры могут принести доход больше чем голливудские блокбастеры.
В этой статье будет больше конкретики. Мы узнаем несколько актуальных возможностей, как именно можно заработать на индустрии. При этом, рассмотрим несколько примеров. Итак, начнём.
Игры и краудфандинг
Финансирование через краудфандиговые площадки становиться трендом. Всё больше идей реализуется таким способом. Игровая индустрия в числе лидеров по массовому сбору средств.
Напомню, что такое краудфандинг. Если коротко — то это способ открытого, массового привлечения инвестиций под презентованную идею. Подробнее читайте в моём специальном обзоре.
Как правило, люди инвестируют небольшие суммы ($5-$100). Тем не менее, привлечение необходимого объема средств достигается за счёт массовости. Если идея проекта интересная, то инвесторов может быть несколько тысяч.
Ролевая игра Wasteland 2 — один из самых результативных краудфандинговых проектов в мире (нажмите для увеличения)
Конечно, небольшие инвесторы не получают больших преимуществ. Им достаточно получить один из прототипов продукции (в нашем случае — игры). При этом, крупные инвесторы могут договориться о получении процента от продаж.
Одним из самых удачных примеров может служить игра Wasteland 2, которая вышла в конце 2014 года. Бюджет игры составил $6 миллионов, половина из которых была собрана на краудфандинговой площадке Kickstarter. Компания по сбору средств началась весной 2012 года.
Первая часть Wasteland вышла еще в девяностых и была настоящей иконой видеоигр. Благодаря этому, сбор средств для продолжения игры шёл очень быстро. Нужную сумму удалось собрать буквально за месяц.
Более того, разработчики привлекли больше инвестиций, чем рассчитывали. Благодаря этому, удалось сделать версии Wasteland 2 для всех популярных игровых платформ, а также перевести игру на восемь языков, включая русский.
Старт продаж оказался удачным. Все затраты окупились за четыре дня. Всего игра заработала без малого $54 миллиона. Таким образом, разработчики и крупные инвесторы получили с каждого вложенного доллара — девять долларов прибыли. Другими словами, доходность за два с половиной года составила 900%.
Как инвестировать:
- Просматриваете популярные краудфандинговые площадки (особое внимание сайту Kickstarter);
- Выбираете игру, которую считаете потенциально успешной;
- Контактируете с организатором компании по сбору денег и договариваетесь об индивидуальных условиях инвестирования.
Игры с выводом денег
Активно развивается и совершенно другой вид заработка — заработок на играх с выводом реальных денег. Как правило, речь идёт о браузерных играх.
Тематика такого рода игр может быть самая разная. Но чаще всего, это экономические стратегии. Типовые варианты — это строительство города или фермы.
Суть в том, что игроки вначале вносят реальные деньги для создания инфраструктуры в игре. Затем эта инфраструктура постепенно приносит внутри-игровые ресурсы. Некоторые из таких ресурсов можно поменять на реальные деньги и вывести на свой электронный кошелёк.
Следует понимать, что игры с выводом денег — это всегда хайп-проекты. Ведь никакого реального производства или торговли не идёт. Система замкнута и вывод средств производиться только за счёт притока денег от новых игроков.
Примерно так выглядит типичная браузерная игра с выводом денег (нажмите для увеличения)
Таким образом, на играх с выводом денег можно зарабатывать 3-70% доходности в месяц. Но и риски высокие. Имеет смысл связываться с подобными играми только в первые несколько недель от их запуска.
Срок жизни для игр с выводом денег может быть самый разный. Многое зависит от маркетинга и средней доходности каждой конкретной игры.
К примеру, осенью 2015 года, симулятор градостроителя «MegaGorod» за несколько недель привлёк тысячи игроков. Но уже в декабре выплаты закончились, а сайт игры был закрыт.
В то же время, игра «Ферма Соседи» исправно платит с 2011 года. Если верить отзывам в интернете, то предпосылки к закрытию проекта возникают только сейчас, спустя более чем четыре года успешной работы.
Кстати, я не поленился и посмотрел информацию о доходности в обоих проектах. Дома в «MegaGorod» приносили 40-70% ежемесячно. «Ферма Соседи» приносит в среднем 10% дохода в месяц. По-моему тут всё очевидно. ????
Как инвестировать:
- Найдите подходящую игру и отзывы о ней;
- Оцените риски, просчитайте окупаемость;
- Инвестируйте, и, по-возможности добейтесь максимально быстрой окупаемости.
Акции компаний игровой индустрии
Популярные игры приносят огромные деньги. Так что их создателям и распространителям хватает и на хлеб и на масло. Обороты компаний-лидеров игровой индустрии исчисляются миллиардами долларов в год.
Логично предположить, что такие крупные компании уже давно являются акционерными. В действительности — так и есть. Многие игровые монстры, особенно из Северной Америки, имеют листинг на мировых биржах.
Акции крупных компании из индустрии видеоигр
Название компании | Значимые игры компании | Где торгуется* | Символ на бирже | Цена одной акции (на 9 января 2016) |
---|---|---|---|---|
Electronic Arts | серии игр Battlefield, SIMS, FIFA | американская NASDAQ | EA | $63,13 |
Nintendo | производит игровые консоли Wii U | американская NASDAQ | NTDOY | $16,05 |
Ubisoft Entertainment | серии игр Assassin’s Creed, Far Cry, Just Dance | европейская Euronext | UBI | €24,47 |
Activision Blizzard | серии игр Call of Duty, WarCraft | американская NASDAQ | ATVI | $35,71 |
Take-Two Interactive | серии игр GTA, XCOM, Mafia | американская NASDAQ | TTWO | $32,34 |
Sega Sammy Holdings | серии игр Total War, Company of Heroes, Sonic | японская TSE | 64600 | ¥1 093 |
Konami Holdings Corp | серии игр Metal Gear, Sillent Hill, PES | американская NYSE | KNMCY | $23,93 |
* — если акции торгуются на нескольких биржах, то указана крупнейшая
Примечательно, что акции всех этих компаний показывали рост за последние 12 месяцев. К примеру, акции EA подросли на 34%. И это при том, что сейчас акции на спаде. На пике цены их можно было продать выручив 61% прибыли.
Получается, что вкладывать в акции компаний-гигантов игровой индустрии всегда выгодно. Но особенный рост они демонстрируют после презентации или выхода очередной популярной игры. Кстати, EA показали максимальный рост в период запуска очередной части Call of Duty.
Как инвестировать:
- Выберите несколько компаний и оцените динамику цен на их акции;
- Руководствуйтесь принципами диверсификации инвестиций;
- Купите акции, например, через брокера, работающего с нужными биржами.
Таким образом, возможности заработать на играх действительно есть и они достаточно простые. На фоне грядущего выхода новой XCOM, я всерьез подумываю прикупить акций Take-Two. Подумайте об этом и Вы.
Буду благодарен любым Вашим вопросам или Вашему мнению в комментариях.
Желаю всем прибыльных инвестиций!
СТАТЬЯ ОБНОВЛЕНА 3 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
Если эта статья Вам понравилась — сделайте доброе дело