Управление бизнесом вшэ учебный план
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин (базовая часть), обеспечивающих подготовку бакалавров. Изучение курса «Математика» не требует предварительных знаний, выходящих за рамки программы общеобразовательной средней школы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Эконометрика»; «Моделирование в менеджменте»; «Методы оптимизации»; «Качественные и количественные методы разработки и принятия управленческих решений».
Цель освоения дисциплины
-формирование у слушателей высокой математической культуры; -овладение основными знаниями в области алгебры и математического анализа, необходимыми в практической деятельности; -развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами, привитие навыков корректного употребления математических понятий и символов для выражения различных количественных и качественных отношений; -ясное понимание математической составляющей в общей подготовке специалиста в области менеджмента.
Планируемые результаты обучения
-знать и уметь использовать математический аппарат для решения прикладных задач в области менеджмента; -владеть навыками математической формализации задач, формирования необходимых статистических данных, уметь применять необходимый математический инструментарий при выборе и обосновании решений, анализе их эффективности, а также возможных последствий принимаемых решений;
-иметь представление о математическом моделировании экономических и управленческих проблем и содержательно интерпретировать получаемые количественные результаты их решений; -владеть навыками самостоятельной работы и постоянно пополнять свой уровень знаний в свете современных тенденций развития математического инструментария для решения экономических и управленческих задач.
Содержание учебной дисциплины
Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии
Тема 1.1. Линейные пространства
Определение и примеры линейных пространств. Векторы. Линейные операции над
векторами. Линейная зависимость и независимость векторов. Базис, координаты,
размерность линейного пространства. Разложение вектора по базису. Скалярное
произведение векторов. Вычисление скалярного произведения векторов, заданных своими
координатами. Вычисление длины вектора и расстояния между точками. Угол между
векторами.
Тема 1.2. Матрицы
Матрицы и арифметические операции с матрицами. Понятие определителя n-го
порядка. Определители квадратных матриц 2-го и 3-го порядков. Свойства определителей
и способы их вычисления. Элементарные преобразования матрицы. Ранг системы
векторов, ранг матрицы и способы их вычисления.
Тема 1.3. Системы линейных уравнений
Системы линейных неоднородных уравнений. Критерий совместности. Системы
линейных однородных алгебраических уравнений, теорема о размерности пространства
решений. Условия существования нетривиального решения однородной системы
линейных алгебраических уравнений. Структура общего решения неоднородной системы
линейных уравнений. Решение систем линейных алгебраических уравнений методом
Гаусса и методом Крамера. Существование и нахождение обратной матрицы, матричные
уравнения.
Тема 1.4. Собственные векторы и собственные значения матриц.
Собственные векторы и собственные значения линейных операторов.
Применение элементов линейной алгебры в экономике: модель Леонтьева
многоотраслевой экономики, модель международной торговли.Математический анализ. Функции одной переменной
Тема 2.1. Функции одной переменной, основы теории пределов, непрерывность
Функция как объект анализа. Обратная функция. Сложная функция. Предел и непрерывность.
Основные теоремы о пределах и непрерывности функций. Порядок малости функций.
Бесконечно малые функции, сравнение бесконечно малых. Точки разрыва и их
классификация. Теоремы Больцано-Коши и теоремы Вейерштрасса о непрерывных
функциях.
Тема 2.2. Дифференциальное исчисление функций одной переменной
Производная как математический объект и ее интерпретация в различных аспектах. Техника
дифференцирования. Дифференциалы функции. Таблица производных. Вычисление
производной сложной и обратной функции. Основные теоремы о дифференцируемых
функциях (Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши). Производные и дифференциалы высших
порядков. Экстремумы функции одной переменной. Приближенные вычисления.
Применение производных при вычислении пределов (правило Лопиталя). Монотонность
функции. Формула Тейлора. Необходимые и достаточные условия локального экстремума
функции одной переменной. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке.
Выпуклость функции, точки перегиба. Асимптоты кривых. Общая схема исследования
функций и построения их графиков. Эластичность. Простейшие экономические и социальные
модели, использующие понятие эластичности.
Тема 2.3. Интегральное исчисление
Интегрирование. Первообразная и неопределенный интеграл. Таблица основных
неопределенных интегралов. Простейшие методы интегрирования (замена переменной,
интегрирование по частям). Интегрирование простейших рациональных дробей. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Методы замены переменных и интегрирования по частям в определенном интеграле. Несобственный интеграл.Математический анализ. Функции нескольких переменных
Тема 3.1. Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных
Функции нескольких (двух) переменных. Предел и непрерывность. Дифференцирование. Первый дифференциал функции нескольких переменных и его применение в приближенных вычислениях. Производные и дифференциалы высших порядков. Формула Тейлора.
Тема 3.2. Экстремум функции нескольких переменных
Экстремумы. Знакоопределенные квадратичные формы, критерий Сильвестра. Условный экстремум. Метод Лагранжа. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в замкнутой ограниченной области. Производственные функции. Предельные и средние показатели в социальных исследованиях. Постановка оптимизационных задач и методы их решений. Понятие о методах математического программирования.
Элементы контроля
- неблокирующий
Контрольная работа 1
- неблокирующий
Контрольная работа 2
Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер.
Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям!Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности.
Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан:
Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания;
Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель);
Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.);
Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam.В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах.
Во время экзамена студентам запрещено:
Выключать видеокамеру, микрофон;
Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами;
Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры);
Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола;
Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.);
Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий;
Вслух громко зачитывать задания.Во время экзамена студентам разрешено:
Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов;
Использовать калькулятор для расчетов.Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут (за все время проведения экзамена). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 5 минут. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (2 модуль)
Промежуточная аттестация (3 модуль)
0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.3 * Экзамен 1 + 0.4 * Экзамен 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Задачник по высшей математике : учеб. пособие для вузов, Шипачев, В. С., 2000
Линейная алгебра : учеб. пособие для вузов, Шевцов, Г. С., 1999
Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии : учеб. пособие, Бурмистрова, Е. Б., Лобанов, С. Г., 1998
Линейная алгебра. Основы теории, примеры и задачи, Логвенков, С. А., Самовол, В. С., 2017
Основы математики и ее приложения в экономическом образовании : учебник для вузов, Красс, М. С., Чупрынов, Б. П., 2000
Основы математического анализа для политологов. Ч.1: Предел и непрерывность, Самовол, В. С., 2001
Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учеб. пособие для вузов, Демидович, Б. П., 2003
Сборник задач по алгебре : учеб. пособие для фак. менеджмента, политологии и социологии, Логвенков, С. А., Мышкис, П. А., 2010
Сборник задач по высшей математике для экономистов : аналитическая геометрия, линейная алгебра, математический анализ, теория вероятностей, математическая статистика, линейное программирование: учеб. пособие, Ермаков, В. И., Бобрик, Г. И., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
Основы математического анализа. Ч.1: ., Ильин, В. А., Позняк, Э. Г., 1982
Сборник задач по линейной алгебре : учеб. пособие для вузов, Проскуряков, И. В., 1999
Буклет ОП «Управление бизнесом» (PDF, 1.41 Мб)
Программа направлена на подготовку к профессиональной деятельности в сфере управления бизнесом: специалистов проектных офисов, служб управления персоналом, стратегического развития, отделов клиентского обслуживания, маркетинга, других подразделений аппарата управления компаниями, а также на подготовку к созданию и развитию собственного бизнес-проекта.
Интегрированный подход к освоению студентами широкого круга компетенций в различных областях управления бизнесом позволяет выпускникам строить карьеру, двигаясь как по организационной вертикали, так и по горизонтали, получая опыт в разных функциональных областях управления (стратегия, маркетинг, проекты, персонал, др.). Такая модель подготовки к управленческой карьере или развитию собственного дела является одной из наиболее эффективных в мире. По данным кадровых агентств до 40 % запросов российских работодателей составляют управленческие позиции различных направлений и уровней подготовки.
Программа «Управление бизнесом» опирается на широкий международный опыт реализации программ BBA (The Bachelor of Business Administration) или BS/BA — Bachelor of Science in Business Administration.
Что я буду изучать?
- Микроэкономика, Макроэкономика, Математика, Теория вероятностей и математическая статистика, Экономическая статистика
- Теория и история менеджмента, Принятие управленческих решений, Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, Организационное поведение, Финансовый и управленческий учет, Финансовый менеджмент, Операционный менеджмент и управление процессами, Логистика и управление цепями поставок, Предпринимательство, Стратегический менеджмент, Международный бизнес
- Деловые коммуникации и эмоциональный интеллект, Профессия менеджера в цифровом мире, Дизайн-мышление, Бизнес-планирование, Лидерство и управление командой, Управленческое консультирование
- Этика бизнеса и КСО, Социальное предпринимательство, Устойчивое развитие, Управление НКО
- Статистический анализ данных (SPSS), Базы данных (MS Access), Статистический анализ и визуализация данных в среде R, Анализ данных в Python и др.
В чем преимущества программы?
1. Индивидуальная образовательная траектория. Студенты выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет освоить (с 3 курса) выбранную специализацию «Управление проектами», «Предпринимательство и стратегия бизнеса», «Управление организационным развитием и человеческими ресурсами», «Международный менеджмент» (на английском языке).
2. Большой объем проектной работы. Проектная работа (выполнение прикладных и сервисных проектов, учебные практики, исследовательские проекты, др.) занимает пятую часть всей образовательной программы. Проекты, генерируемые бизнес-партнерами программы, а также размещаемые на Ярмарке проектов, позволяют к старшим курсам решать задачи, представляющие профессиональный интерес для потенциальных работодателей, а также формировать задел для развития собственного бизнес-проекта.
3. Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам. На 3 и 4 курсах студенты способны изучать отдельные дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах (программы стажировок)
4. Сильный преподавательский состав. На программе работают ведущие преподаватели факультета бизнеса и менеджмента. Для проектной работы активно привлекаются бизнес-партнеры программы, представляющие российские и международные компании, а также предприниматели.
Где я буду работать?
Программа готовит специалистов аппарата управления компанией. Ее выпускники работают в качестве специалистов и руководителей среднего уровня в российских и зарубежных компаниях:
- в проектном офисе;
- в службах клиентской поддержки, взаимодействий с партнерами;
- в службе маркетинга, PR и медиа;
- в линейных подразделениях компании;
- в службе развития персонала;
- в консалтинговых компаниях;
- управляют собственным бизнесом.