Учебный план по малому бизнесу
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж –
Межрегиональный центр компетенций»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовая подготовка
Ульяновск
2019
стр.
4
5
6
11
12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины«Предпринимательство и малый бизнес» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 3.2
Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС
Область применениярабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерские программы» разработана за счёт часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности базовой подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии: 23369 Кассир.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Вариативная часть циклов ОПОП
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.13 Предпринимательство и малый бизнес
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
организовать предпринимательскую деятельность;
ориентироваться в рыночной среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
предмет, цели и задачи предпринимательства;
субъекты и объекты предпринимательства;
нормативно-правовое регулирование предпринимательства;
виды планирования предпринимательской деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
– теоретические занятия
26
– практические занятия
26
– лабораторные занятия
не предусмотрены
– курсовой проект (работа)
не предусмотрены
– контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
– изучение Федеральных Законов о предпринимательской деятельности;
– составление схем производственных потоков;
– поиск оптимального решения в предпринимательской среде;
– решение аналитических ситуаций по образцу;
– подготовка сообщений;
– определение основных факторов конкурентной среды организации.
– определение основных направлений ответственности за нарушение законодательства при защите прав потребителей.
– подготовка к контрольной работе
3
3
3
3
4
3
3
4
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ: Дифференцированный зачет
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Предпринимательство и малый бизнес»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Предмет и особенности курса «Предпринимательство и малый бизнес».
1
РАЗДЕЛ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25
19+6ср
ТЕМА 1.1.
История развития и характеристика предпринимательства
Уметь:
– анализировать и проводить причинно-следственные связи главных событий в развитии предпринимательства;
-объяснять роль каждого этапа развития предпринимательства;
-делать выводы, обобщение, подводить итог;
– определять виды предпринимательства.
Знать:
– этапы развития предпринимательства в России и за рубежом;
предмет, цели, задачи предпринимательской деятельности
– сущность, виды и формы предпринимательства.
Содержание учебного материала
1.1.1 История возникновения и основные этапы развития предпринимательской деятельности.
1.1.2. Современные авторы о предпринимательстве.
1.1.3 Развитие предпринимательства в России.
1.1.4. Виды предпринимательской деятельности
1.1.5. Организационно-правовые формы
2
2
Практические занятия
ПЗ 1 Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии организации
2
Самостоятельная работа
– Подготовка сообщения на тему «Развитие предпринимательства в г. Ульяновске».
– Выбор оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела, ее обоснование
2
ТЕМА 1.2.
Субъекты предпринимательской деятельности
Уметь:
– определять виды предпринимательства;
Знать:
– субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности;
– порядок создания субъектов предпринимательской деятельности;
– нормативно-правовое регулирование предпринимательства.
Содержание учебного материала
1.3.1. Субъекты предпринимательской деятельности. 1.3.2. Права и обязанности предпринимателей
1.3.3. Порядок создания субъектов предпринимательской деятельности
1.3.4. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства
2
2
Практические занятия – не предусмотрены
Самостоятельная работа
Составление словаря «Словарь молодого предприниматели»
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 1
1
РАЗДЕЛ 2 ПРОЦЕССЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
31
21+10ср
Тема 2.1. Малое предпринимательство
Уметь:
-различать критерии, определяющие малые и средние предприятия в соответствии с действующим законодательством;
-раскрывать основные функции малых и средних предприятий в рыночной экономике;
-обосновывать необходимость целого ряда направлений в области государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.
Знать:
-социально-экономическое содержание малого и среднего предпринимательства;
-роль и функции малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике;
-методы и инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, его особенности и основные направления;
-зарубежный опыт государственного регулирования субъектов малого и среднего бизнеса;
-особенности занятости на предприятиях малого и среднего бизнеса;
-специфику культуры малых и средних предприятий.
Содержание учебного материала
2.1.1.Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики
2.1.2.Проблемы развития малого предпринимательства
2.1.3.Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства
2.1.4.Государственная поддержка развития малого предпринимательства
2
Практические занятия –не предусмотрены
Самостоятельная работа
Подготовка доклада по темам на выбор:
.«Малый, средний и крупный бизнес в Ульяновской области», «Система поддержки малого предпринимательства»
2
Тема2.2
Организация создания собственного дела.
Уметь:
– составлять документы для государственной регистрации физических и юридических лиц.
Знать:
– порядок государственной регистрации предпринимательства;
– порядок прекращения деятельности субъекта предпринимательского права;
Содержание учебного материала
2.2.1.Порядок государственной регистрации предпринимательства.
2.2.2.Лицензирование.
2.2.3.Правовой порядок ликвидации юридического лица.
2.2.4.Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъекта предпринимательской деятельности.
2.2.5.Снятие с учета предпринимателя.
2
2
Практические занятия
ПЗ 2 Оформление документов для регистрации предпринимательской деятельности.
4
Самостоятельная работа
– Изучение Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 27.10.2008 N 175-ФЗ. (необходимо выделить основные термины: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес, нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность)
4
Тема 2.3
Осуществление предпринимательской деятельности.
Уметь:
– пользоваться нормативной документацией по предпринимательской деятельности.
Знать:
– виды планирования предпринимательской деятельности;
– порядок и правила ведения учета и отчетности;
– налогообложение предпринимательства;
Содержание учебного материала
2.3.1 Организационное планирование предпринимательской деятельности.
2.3.2 Управление предпринимательской деятельностью.
2.3.3 Кадровое обеспечение предпринимательской организации.
2.3.4 Учетная политика организации.
2.3.5 Порядок и правовое ведение учета и отчётности.
2
2
Практические занятия
ПЗ 3 Расчет налогов и сравнительный анализ налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса при различных системах налогообложения
4
Самостоятельная работа
Составление схемы производственных потоков
2
Тема2.4
Бизнес – план предприятия.
Уметь:
– составлять основные разделы бизнес-плана.
Знать:
– виды
– типовую структуру бизнес-плана;
– требования к разработке бизнес-плана;
Содержание учебного материала
2.4.1 Бизнес-планирование как элемент экономической политики
2.4.2 Характеристика основных разделов бизнес-плана, их разработка.
2.4.3 Структура и функции бизнес-плана
2.4.4 Требования к разработке бизнес-плана
2
Практические занятия
ПЗ 4 Разработка основных разделов бизнес – плана
4
Самостоятельная работа
Составление кроссворда на тему: «Бизнес-план и его структура» (20 слов)
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 2
1
РАЗДЕЛ 3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК
39
27+12ср
ТЕМА 3.1
Предпринимательский риск
Уметь:
– управлять предпринимательским риском;
– нейтрализовать предпринимательские риски
Знать:
– источники и факторы возникновения предпринимательских рисков, их виды;
– стратегию и тактику управления рисками;
– механизм нейтрализации предпринимательских рисков;
Содержание учебного материала
3.1.1 Источники и факторы возникновения предпринимательских рисков.
3.1.2 Понятие риска, внутренние и внешние риски
3.1.3 Классификация и характеристика предпринимательских рисков
3.1.4Управление рисками.
2
2
Практические занятия – не предусмотрены
Самостоятельная работа
– Составление схем: «Этапы процесса управления риском», «Внешние факторы, влияющие на уровень риска»
5
ТЕМА 3.2.
Конкуренция и конкурентоспособность предпринимательской деятельности.
Уметь:
– проводить анализ конкурентоспособной среды путем выявления организаций-конкурентов.
Знать:
– факторы конкурентоспособности фирмы;
– понятие диверсификации, лизинга, франчайзинга, факторинга;
Содержание учебного материала:
3.2.1 Конкуренция на рынке сбыта.
3.2.2 Важнейшие факторы конкурентоспособности предпринимательских структур.
3.2.3 Анализ конкурентной среды.
2
2
Практические занятия
ПЗ 5 Анализ конкурентной среды организации (фирмы)
4
Самостоятельная работа
– Составление таблицы: «Факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности»
2
ТЕМА 3.3.
Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей
Уметь:
– использовать нормы законодательства о защите прав потребителей в практической деятельности.
Знать:
– способы обеспечения качества товаров (работ, услуг);
– законодательство о правах потребителей;
Содержание учебного материала:
3.3.1 Общие вопросы защиты прав потребителей.
3.3.2 Права потребителя при приобретении товаров.
3.3.3 Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг
2
2
Практические занятия
ПЗ 6 Решение ситуационных задач на применение Закона РФ «О защите прав потребителей»
4
Самостоятельная работа
– Разработка алгоритма составления претензии
2
ТЕМА 3.4.
Культура предпринимательства.
Уметь:
– поддерживать деловую репутацию;
– соблюдать общие этические нормы в бизнесе.
Знать:
– элементы культуры предпринимателя;
– деловую и профессиональную этику;
Содержание учебного материала
3.4.1 Формирование деловой этики.
3.4.2 Этика отечественных предпринимателей.
3.4.3 Имидж предпринимателя.
3.4.4. Навыки корректного поведения.
3.4.5 П.Друкер о роли лидеров в формировании культуры предпринимательства
2
2
Практические занятия
ПЗ 7 Анализ и изучение профессиональной этики бизнесмена.
2
Самостоятельная работа
– Подготовка материала в форме доклада на тему «Современный предприниматель», «Этические нормы цивилизованных предпринимателей»
3
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 3
1
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)– не предусмотрен
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) – не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) –
не предусмотрена
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ: дифференцированный зачет
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинетов: экономической теории, теории бухгалтерского учета, статистики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя:
Плакаты: виды предпринимательства,
Комплекты документов (для выполнения практического задания)
Схема «Структура бизнес-плана»
Бланки (сертификатов) для выполнения практического задания
Технические средства обучения:
калькуляторы.
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Лапуста М.Г. Предпринимательство. / Лапуста М.Г.и др. – М.: ИНФРА – М , 2017.
Наумов В.Н., Шубаева В.Г. . Основы предпринимательской деятельности : учебник / — Москва : ИНФРА-М, 2019.
Резник С.Д., Глухова А.В.,.Черницов А.Е; под общ. ред..Резника С.Д. Основы предпринимательской деятельности: Учебник/- Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019..
Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: МФПУ Синергия, 2016.
Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://www.minfin.ru/
https://www.economy.gov.ru/
https://www.mid.ru/
https://www.cbr.ru/
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, а также внеаудиторной самостоятельной работы.
организовать предпринимательскую деятельность;
Текущий контроль –устные опрос, экспертная оценка выполнения ПР 1-6
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 1
ориентироваться в рыночной среде.
Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 2-4
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 2,3
ЗНАНИЯ
предмет, цели и задачи предпринимательства;
Текущий контроль – письменные, устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1-6
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 1-3
субъекты и объекты предпринимательства;
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1-6
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 3
нормативно-правовое регулирование предпринимательства;
Текущий контроль – письменные, устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 2,3
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 1-3
виды планирования предпринимательской деятельности
Текущий контроль – письменные, устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 5
Рубежный контроль– экспертная оценка выполнения КР 1-3
ПР – практическая работа
КР – контрольная работа
Источник
М Я С Н И К О В С К И Й Р А Й О Н
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Приложение №1 к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ №5
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №5
Приказ от 30.08.2016 №185
________А.К.Кечеджиян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»
Уровень общего образования (класс) среднее общее,10 класс
Количество часов 18 часов, 1 ч. в неделю во 2 полугодии
Учитель Топалян С.В.
Программа разработана на основе примерной программы по экономике (профильный уровень) //Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н.Поташева – М., Вита-Пресс, 2012
2016-2017 учебный год
с.Крым
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень). | |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Экономика. | |
Информационно-методическое письмо Минобразования России «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях». | |
Приказ Минобразования РО от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных организаций реализуемых программы общего образования, расположенных на территории РО на 2016-2017 учебный год». | |
Региональный примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год в рамках реализации БУП-2004 для среднего общего образования | |
Учебный план МБОУ СОШ №5 на 2016-2017 учебный год |
Цели и задачи курса
Цель курса:
Формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.
Задачи курса:
1. Удовлетворение познавательного интереса учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
2. Повышение правовой грамотности и предпринимательского самосознания;
3. Формирование отношения к предпринимательскому всеобучу как обязательному элементу культуры современного человека;
4. Активизация мотивационной установки учащихся к предпринимательской деятельности;
5. Сокращение разрыва между теорией и практикой в правовом образовании молодежи через овладение знаниями и опытом в сфере предпринимательской деятельности;
6. Обучение партнерству, воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
2.Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа социально-ориентированного элективного курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания правового образования в школе. В основу программы положены основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».
Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике, праву и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью.
Главные, перспективные направления структурной перестройки экономики (при переходе к рыночной системе) сводятся к ее социальной переориентации, модернизации ее производственного аппарата, опережающему развитию новейших и наукоемких технологий. И огромная роль в решении этих задач отводится малому бизнесу. Движение России к прогрессу будет эффективным, если наряду с крупными предприятиями в полную мощь заработают малые, частные, индивидуальные. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. Но для этого их надо готовить к участию и в большом и в малом предпринимательстве.
Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Выделение часов на элективный курс из компонента образовательного учреждения связано с пожеланиями участников образовательного процесса, прежде всего, обучающихся, выбравших экономико-математический профиль.
При проведении занятий используются материалы Интернет-школы ОАО КБ «Центр-Инвест».
Место предмета в учебном плане
На изучение элективного курса по учебному плану школы выделен 1 час в неделю во втором полугодии, программа реализуется на 17 уроках во втором полугодии 10 класса.
Содержание курса
Место предпринимательства и малого бизнеса в экономике страны.
Введение. Что такое малый бизнес и чем он отличается от большого? Малый бизнес в современном мире. Формула успеха малого бизнеса. Инвестиционная привлекательность моего населенного пункта, области, Юга России. Экскурсия на предприятие малого бизнеса
3
2
Экономика малого бизнеса.
Как управлять малым и средним предприятием? Как разработать бизнес-план малого предприятия? Чем отличаются инвестиции от инноваций? В чем особенность внешнеэкономической деятельности?
3
3
Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Должно ли государство регулировать малый бизнес? Кем быть: предпринимателем без образования юридического лица (физическим лом), или организовывать малое предприятие как юридическое лицо. Учебная игра «Мое предприятие (Выбираем форму организации бизнеса в зависимости от коммерческого проекта)». Деловая игра «Составляем учредительные документы». Какие налоги должно платить малое предприятие и предприниматель? Взаимоотношения с Пенсионным фондом Российской Федерации. Кто может и должен поддерживать развитие малого бизнеса на Дону? Где взять деньги для стартового капитала? Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства? Финансовые предложения и банковские технологии банка «Центр-Инвест» предпринимателям Юга России.
5
4
Начни свое дело.
От идеи к цели. Как найти бизнес-идею. SWOT-анализ малого бизнеса. Учебная игра «Мозговая атака «Путь к своему бизнесу»». Государственное оформление открытие своего дела. Учебный проект «Составляем бизнес-план». Презентация бизнес-планов учащихся
6
Всего
17
Календарно-тематическое планирование
Контроль
1
18.01
Модуль 1. Место предприниматель-ства и малого бизнеса в экономике страны (3 ч.)
Введение. Что такое малый бизнес
1
Знакомятся с учебным пособием, тематикой и формами проведения занятий;
знакомятся с ролью малого бизнеса в экономике страны и мира и его отличиями от большого;
приводят примеры предприятий малого бизнеса;
составляют бизнес-карту села.
2
25.01
Формула успеха малого бизнеса.
1
Проводят SWOT-анализ малого бизнеса;
выводят формулу успеха малого бизнеса;
определяют причины инвестиционной привлекательности региона.
3
1.02
Экскурсия на предприятие малого бизнеса
1
Участвуют в экскурсии на предприятие малого бизнеса и встрече с предпринимателем
4
8.02
Модуль 2. Экономика малого бизнеса (3 ч.)
Как управлять малым и средним предприятием?
1
Знакомятся с особенностями управления малым бизнесом.
5
15.02
Как разработать бизнес-план малого предприятия?
1
Знакомятся со назначением и структурой бизнес-плана
6
22.02
Чем отличаются инвестиции от инноваций?
1
Усваивают разницу между инвестициями и инновациями;
изучают особенности внешнеэкономической деятельности.
7
1.03
Модуль 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
(5 ч.)
Учебная игра «Мое предприятие»
1
Выбирают в ходе учебной игры форму организации бизнеса в зависимости от бизнес-проекта;
определяют преимущества выбранной формы;
определяют роль государства в регулировании малого бизнеса.
8
15.03
Деловая игра «Составляем учредительные документы»
1
Составляют учредительные документы предприятия.
9
22.03
Какие налоги должно платить малое предприятие и предприниматель?
1
Участвуют во встрече с представителями налоговой службы и Пенсионного фонда;
Знакомятся с налогами, которые должно платить малое предприятие.
10
5.04
Институты поддержки малого бизнеса малого бизнеса на Дону
1
Знакомятся со структурами, поддерживающими развитие малого бизнеса.
11
12.04
Финансовые механизмы поддержки малого бизнеса
1
Знакомятся с финансовыми механизмами поддержки предпринимательства и финансовыми предложениями банка «Центр-Инвест» предпринимателям Юга России.
12
19.04
Модуль 4. Начни свое дело (7 ч.)
SWOT-анализ малого бизнеса. Учебная игра «Мозговая атака «Путь к своему бизнесу»».
1
Участвуют в учебной игре «Путь к своему бизнесу».
13
26.04
Учебный проект «Составляем бизнес-план»
1
Составляют бизнес-план открытия своего дела.
14
3.05
Учебный проект «Составляем бизнес-план»
1
Составляют бизнес-план открытия своего дела.
15
10.05
Учебный проект «Составляем бизнес-план»
1
Составляют бизнес-план открытия своего дела.
16
17.05
Презентация бизнес-планов учащихся
1
Проводят презентацию своей бизнес-идеи и бизнес-плана
17
24.05
Презентация бизнес-планов учащихся
1
Проводят презентацию своей бизнес-идеи и бизнес-плана
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основой для получения знаний по основам предпринимательского права в рамках данного элективного курса является научно-практическое пособие доктора экономических наук, профессора, Председателя Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест» (г. Ростов-на-Дону) В.В.Высокова «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников». Предполагается также использование материалов Интернет-школы банка Центр-Инвест.
Результат освоения элективного курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»»
Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая позволит:
изучить:
экономику малого бизнеса;
секреты малого бизнеса;
особенности управления на средних предприятиях;
особенности отдельных видов деятельности малых и средних предприятий;
основы государственного регулирования малого бизнеса;
банковские технологии;
возможности финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности;
понимать:
экономическую роль предпринимательства;
характерные черты и качества предпринимателя;
сущность планирования;
понятия дохода, затрат, прибыли;
назначение бизнес-плана;
технологию составления бизнес-плана;
финансовые механизмы поддержки предпринимательства;
национальные особенности государственного контроля;
анализировать:
исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
стереотипы и новую идеологию малого бизнеса;
национальные особенности государственного контроля;
новые возможности предпринимательства;
структуру бизнес-плана;
особенности российской системы налогообложения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эффективного планирования своей деятельности;
для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни;
для действия в соответствии с личной и общественной выгодой;
для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
для эффективной работы в команде.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Учебный проект «Бизнес-план предпринимательского проекта», составленный каждым учащимся и предъявленный им преподавателю для рецензии. Изучение элективного курса «Предпринимательский всеобуч» предполагает итоговую форму аттестации – «зачет».
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей ________________________
________________________
МБОУ СОШ №5
от ________2016г. №1
Рук.ШМО ____________
подпись
/ (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_________/ С.В.Топалян
_________2016 г.
Источник