Творческая мастерская идея бизнеса

Творческая мастерская идея бизнеса thumbnail

Рассмотрим подробную схему того, как открыть творческую мастерскую и составим бизнес-план с расчетами. Ведь многие рукодельницы желают поделиться своим опытом и навыками, но не знают, как организовать подобный проект, приносящий, кроме удовольствия, еще и прибыль.

Сегодня творческие студии открываются как для детей, так и для взрослых. Там обучают основам и хитростям какого-либо направления, осваивают техники рукоделия, художественного мастерства, делают поделки. Подобные заведения дают возможность отвлечься от серых будней и раскрыть собственные творческие способности.

Начнем описание с того, что это такое. Мастерские для детей или взрослых предлагают не только занять свой досуг чем-либо интересным и новым, но и с помощью специальных техник выбранного направления открывают внутренние таланты, способствуют развитию творческого мышления и практических навыков.

Если мастер ориентируется на детскую аудиторию, то это является довольно перспективным делом, так как многие родители сегодня уделяют особое внимание ребенку. Они готовы потратить любые деньги, лишь бы занять малыша чем-то интересным и полезным. Уроки для взрослых также имеют спрос, потому что в любом возрасте есть желание попробовать что-то новое, научиться рисовать, если никогда не умел, освоить какую-то технику рукоделия и пр.

Творческая мастерская

Раньше развитием детей занимались в специальных учреждениях, где были четко расписаны правила и требования к ученикам. Детей заставляли выполнять определенные действия, процесс обучения был строгим и жестким. В современных творческих мастерских предпочитают использовать игровой метод, гибкий индивидуальный подход и постепенное раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

Собираем документы

Творческая мастерская как бизнес не требует сложной процедуры регистрации. Достаточно оформить ИП (индивидуальное предпринимательство), для чего подаются копии паспорта и ИНН, заявление по готовой форме и оплачивается небольшая госпошлина. Решение и соответствующая документация выдается уже через неделю.

Обратите внимание, что при работе с детьми часто указывают код ОКВЭД 80.10. Но тогда придется получить лицензию на ведение образовательной деятельности, что для начинающего предпринимателя является сложным процессом. Поэтому опытные мастера рекомендуют указывать коды 85.32 (уход за детьми, если будете набирать детские группы) или 92.51, определяющий клубный тип работы.

При оформлении и подготовке помещения обязательно нужно получить разрешение от санитарно-эпидемиологического контроля и пожарной инспекции. Для этого лучше изначально узнать все предъявляемые требования, чтобы сразу им соответствовать. При аренде составляется грамотный договор с указанием сроков и расценок, других условий.

Когда нанимаете персонал, вы становитесь работодателем. Поэтому обязательно придется зарегистрироваться в пенсионном и социальном фондах, выплачивать страховые взносы. А также с каждым сотрудником заключается трудовой договор. У педагогов должны быть санитарные книжки. Перед началом деятельности придется уведомить об открытии Роспотребнадзор.

Определяемся с услугами

Творческая мастерская может сочетать в себе несколько направлений или же специализироваться на каком-либо одном. Считается, что если сразу выбирать все доступные варианты, то это окажется слишком сложным для начинающего предпринимателя в организационном и финансовом плане. Поэтому возможно, поначалу имеет смысл предлагать лишь проведение мастер-классов одного вида, но различной сложности.

Со временем при формировании постоянной клиентской базы и росте популярности заведения можно открывать группы разных направлений. Сегодня самыми востребованными и интересными считаются такие услуги:

  1. Художественное рисование различными техниками.
  2. Скрапбукинг.
  3. Вязание.
  4. Вышивка.
  5. Шитье.
  6. Рисование песком.
  7. Создание игрушек своими руками.
  8. Квиллинг.
  9. Лепка.
  10. Декупаж.
  11. Плетение из бисера.
  12. Рисование горячим воском.
  13. Создание свечей.
  14. Мыловарение и т. д.

Мастерская художника

Обычно начинающий мастер, решивший заняться собственным проектом, выбирает что-либо для обучения, к чему у него больше всего лежит душа. Если же нанимать опытных преподавателей со стороны, тогда можно выбрать любое направление, пользующееся высоким спросом на рынке.

Занятия не нужно строить таким образом, чтобы за один мастер-класс научить всему – от основ до сложных техник. Достаточно строить каждый урок с постепенным развитием навыков. Тогда лучше всего усваиваются базовые умения, и ученики способны охватить небольшой объем предлагаемых знаний.

Обратите внимание на составление удобного графика уроков. Учитывайте жизненные процессы ваших клиентов. Так, взрослые чаще всего в будни дни заняты на работе, а дети находятся в детских садах и школах. Поэтому самыми выгодными часами для проведения мастер-классов являются выходные дни и вечернее время.

Лучше сразу решите, на какую аудиторию будут рассчитаны ваши занятия – детскую или взрослую. Это во многом повлияет на выбор более удобной мебели для определенных возрастных групп, а также на методики преподавания.

Чтобы увеличить прибыльность проекта можно в качестве дополнительных услуг предлагать проводить детские дни рождения, устраивать праздники, тематические вечеринки, заниматься продажей материалов для рукоделия или готовых работ мастеров.

Обустраиваем студию

Тщательно продумайте, где именно вы собираетесь открыть творческую мастерскую. Ведь до нее должно быть удобно добраться вашим клиентам. Поэтому наличие рядом остановок общественного транспорта и небольшой парковки будет явным преимуществом.

Если арендовать помещение в центре города, то это оказывается не всегда выгодным, так как ежемесячная оплата будет непомерно высокой. Более предпочтительным считается выбор спального района, где и проживают основные потенциальные клиенты. Близость развивающей студии к дому станет привлекательным фактором для большинства из них. Также можно расположить мастерскую рядом с детскими садами, школами, офисными учреждениями.

Дальше продумайте оформление. Любая фирма намного лучше воспринимается, если в ней все мелочи грамотно подобраны относительно друг друга. Создав логотип, вывеску, интерьер и даже сайт в одном стиле, вы заявляете о себе, как о серьезном центре с перспективами развития. Клиентам должно быть удобно в студии, комфортно и уютно. Тогда они захотят возвращаться в эту спокойную и приятную атмосферу не один раз.

Интерьер мастерской

Часто начинающие предприниматели жалуются, что ежемесячная аренда подходящего помещения оказывается слишком дорогой для них. Поэтому обратите внимание на такой выход – можно брать в аренду комнату лишь на определенные часы или дни в неделе. Это гораздо дешевле и окупает себя буквально за каждый проведенный мастер-класс.

Очень важно при оформлении студии позаботиться о наличии всех коммуникаций – вода, электричество, вентиляция, отопление, канализация. А также установите пожарную сигнализацию и соблюдайте санитарные нормы – убирайте в помещении ежедневно, а лучше – после каждой группы учеников.

При выборе мебели необязательно отдавать предпочтение дорогим и вычурным вариантам. Покупая специальное оборудование или столы со стульями для учеников важно, чтобы они были выполнены из качественных материалов, обладали нужной прочностью и отвечали каким-то определенным стандартам согласно выбранному направлению.

В зависимости от обучаемых техник нужно будет различное оборудование. Иногда это специальные столы и проекторы, а в некоторых случаях достаточно обычной школьной мебели и расходных материалов. В результате будут отличаться и стартовые вложения.

Читайте также:  Копировальные автоматы идеи бизнеса

Нанимаем преподавателей

Штат сотрудников не должен быть слишком большим. Для начала вы можете и самостоятельно вести занятия и заниматься организационными вопросами и лишь со временем найти помощников. Иногда даже не нужны охранник и уборщица. Если вы арендуете комнату в офисном центре, то это заботы владельца, а не ваши.

Самыми же важными кадрами в данном деле оказываются педагоги, мастера. К ним предъявляйте строгие требования:

  • Человек должен очень хорошо разбираться в преподаваемой технике рукоделия, быть профессионалом.
  • Уметь передавать свои знания другим людям, находить подход к ученикам, обладать педагогическими талантами.
  • Быть коммуникабельным, приветливым, располагать к себе людей.
  • Быть терпеливым и не раздражаться, даже если приходится одно и то же повторять по много раз.

Также важно не просто умение что-либо делать своими руками, но и «блеск в глазах», то есть мастер должен любить то, чему он учит других людей, радоваться их успехам, вдохновлять на творческие подвиги. И наличие какого-либо высшего образования здесь играет минимальную роль. Иногда лучшими учителями в творческой студии становятся люди без профессионального диплома.

Ведение бухгалтерской отчетности может ввести в ступор любого начинающего предпринимателя. И хоть при открытии ИП документация и налоги не являются чем-то сложным, иногда имеет смысл нанять специалиста или передать эту функцию на аутсорсинг. Тогда вам не придется нервничать по поводу своевременного заполнения бланков.

Ищем клиентов

Самая важная и сложная часть любого бизнеса – поиск целевой аудитории. В зависимости от того, на какую возрастную группу вы ориентируетесь, можно использовать разные рекламные пути:

  1. Установите вывеску над входом, привлекающую внимание прохожих.
  2. Распечатайте полиграфическую продукцию – визитки, плакаты, листовки и раздавайте их в местах скопления ваших потенциальных клиентов (кафе, школы, садики, офисы, салоны красоты, магазины для рукодельниц).
  3. Давайте объявления в местных СМИ.
  4. Расклеивайте их на подъездах, остановках, в городском транспорте.
  5. Оплатите публикацию в специализированных изданиях, журналах, которые читают ваши потенциальные клиенты.
  6. Представляйте свой центр на различных ярмарках и фестивалях, что организовываются в городе или регионе.
  7. Предлагайте первое бесплатное занятие.
  8. Максимально используйте интернет – создайте сайт, группы в социальных сетях, общайтесь с клиентами на городских форумах.
  9. Приглашайте иногда на бесплатные мастер-классы или праздники группы из детских садов, школ.

Чем больше вы вложите средств в целенаправленную рекламу, тем больше клиентов привлечете и сможете раньше выйти на окупаемость проекта. Поэтому никогда не пренебрегайте этим этапом. Но лучше всего действует «сарафанное радио». Помните, что довольные клиенты приведут к вам своих знакомых и друзей.

Советы начинающим

Опытные мастера дают такие рекомендации при открытии собственной студии:

  • Даже в арендуемом помещении постарайтесь создать уютную атмосферу, побуждающую к творчеству и раскрытию внутреннего потенциала. Людям должно быть комфортно и приятно находиться в мастерской и они обязательно вернутся.
  • Создавайте фото-отчеты занятий и размещайте в социальных сетях или на сайте.
  • Не старайтесь сразу же совместить все доступные и известные направления. Начните с чего-то одного и расширяйтесь постепенно, по мере роста прибыли, популярности и опыта.
  • Если слишком долго не набирается какая-то группа, то лучше провести занятие для 2-3 людей, чем упустить и их. Не ждите слишком долго, пока желающие не исчезли вовсе. Пусть на мастер-класс придет лишь несколько человек, но они обязательно останутся довольны.
  • Поскольку ваша основная деятельность связана с обучением каких-либо навыков, то уделяйте этому пункту особо пристальное внимание. Мало только быть приветливым педагогом, нужно действительно уметь учить, вдохновлять, раскрывать таланты учеников.
  • Общайтесь с клиентами и после завершения ими выбранного курса. Всегда интересуйтесь их успехами, достижениями, предлагайте уроки для усовершенствования полученных навыков.
  • Постоянно занимайтесь саморазвитием. Ищите различные мастер-классы для профессионалов, осваивайте новые техники, направления. Также развивайте и свои педагогические, психологические и организационные навыки. Читайте специализированную литературу, будьте в курсе модных течений.

Здесь можно скачать бесплатно бизнес-план творческой мастерской в качестве образца.

Рентабельность проекта

Обязательно еще на первом этапе составьте бизнес-план с расчетами. Только так можно быть уверенным в том, что все нюансы учтены, денег на открытие студии хватает и детально расписана схема развития. Самым важным моментом в этом деле являются первоначальные затраты. Они могут существенно отличаться в зависимости от направления, подобранного помещения, необходимости проводить ремонт и пр.

 Капитальные инвестицииЦена, в рублях
1Регистрация бизнеса10 000
2Оформление помещения100 000
3Закупка оборудования и мебели500 000
4Расходные материалы и инструменты для работы150 000
5Рекламная кампания50 000
Итого:810 000

Но можно обойтись и меньшими вложениями. Например, если арендовать готовый офис лишь на период проведения занятий, а специального оборудования для мастер-классов не нужно, то достаточно лишь приобретать расходные материалы ровно на один урок. Тогда для старта можно ограничиться суммой в 200-250 тысяч рублей.

При открытии же серьезного центра нужно учитывать и ежемесячные расходы:

 Регулярные затратыСумма, в рублях
1Аренда120 000
2Заработная плата учителям150 000
3Материалы для рукоделия50 000
4Коммунальные услуги и налоги20 000
Итого:340 000

Окупаемость и рентабельность проекта во многом будет отличаться от организационного подхода, выбранной маркетинговой стратегии, установленных расценок. Например, в крупных мегаполисах и небольших городах стоимость одного и того же занятия будет существенно отличаться. Это всегда нужно учитывать. Иногда в таких центрах творчества устанавливают абонентскую плату за посещение.

При небольших вложениях, где изначально нужно потратиться лишь на расходные материалы, а преподаватели со стороны не нанимаются, окупаемость бизнеса наступает достаточно быстро – уже после первых занятий или через 1-2 месяца. При крупных инвестициях для создания полноценного творческого центра с широким спектром услуг рассчитывайте на возвращение вложенных средств через 6-12 месяцев.

Видео: творческая мастерская Евгении Ворониной.

Отзывы

Елена:
«Начинать можно гораздо проще. Достаточно лишь найти уже готовую оформленную студию или чистый офис. Материалы для рукоделия также не нужно закупать на год вперед. Все это покрывается уже с первых плат за занятия. Так что не стоит бояться крупных вложений».

Ольга:
«Я начинала с домашних уроков. Иногда приходила к ученикам домой и занималась в индивидуальном порядке. Чаще объединяла группу людей у себя в комнате. Со временем общими усилиями создали и сайт, где стали продавать свои работы. Главное, заниматься тем, что любишь, а доходы появятся сами собой».

Анастасия:
«Некоторые направления действительно требуют больших инвестиций. Сегодня очень популярным и востребованным является рисование песком. Тут необходимо специальное дорогостоящее оборудование, на которое придется потратиться. И арендовать под него помещение получится лишь на постоянной основе, что также влияет на финансовую составляющую».

Источник

Меня зовут Марьяна Брюханова. Я директор творческой мастерской в Одессе.

Читайте также:  Бизнес идеи от 30 тысяч рублей и меньше

Мы проводим различные курсы и мастер-классы по искусству, рукоделию и декорированию.

За плечами у нас уже 4 года работы, делюсь опытом 🙂

“Почему я вообще этим занялась…

С детства я играла в школу, постоянно и фанатично, а с 18 лет я кого-то чему-то постоянно учила. Постоянно натыкаясь в ЖЖ на посты о проведении различных мастер-классов, я начала задаваться вопросом: «Ну почему, почему у нас в Одессе такого нет!» Меня мучили мысли о том, что так мало людей среди нас творят, а ведь это делает человека радостным и счастливым. Для детей есть различные секции и кружки. А куда пойти учиться взрослому человеку, который уже выбрал свой путь в жизни и желает только внести в свою жизнь радость творчества?

Так и родилась идея создать мастерскую.
Идея – есть, но теперь ее нужно как-то оформить в конкретные действия.
Кому это нужно и зачем. И вообще, с чего начать?
Страха, нужно ли это кому-то, у меня не было. Это нужно было мне, мне хотелось создать такое место. Был страх, смогу ли я, и где взять деньги, и как вообще это все делать?
Я могла начать с того, чтобы проводить только свои мастер-классы, но я, после определенного жизненного опыта, привыкла мыслить глобально. Мне сразу хотелось создать место, где можно научить разному. У меня не было цели заработать, правда. У меня была цель – создать такое место, куда взрослый человек сможет без смущения прийти и научиться тому, к чему тянется душа.
Начать я решила с поиска помещения и преподавателей, одновременно искала, где можно в интернете рекламировать мастер-классы и просчитывала первичные затраты. Также я сразу решила оформиться как частный предприниматель. Может, это было и необязательно, но мне было страшно – налоговая и всё такое.
Как найти помещение
Конечно, первая мысль – нереально, ведь аренда – это так дорого!
Начала я с того, что поняла – полноценная аренда действительно на данный момент нереальна, вбухивать столько семейных денег у меня рука не поднимется. Мне нужен был вариант на грани самоокупаемости. Размышления о том, когда проводить занятия, привело меня к выводу: это должны быть выходные дни и дневное время. Тогда любой работающий человек может потратить время на себя, а молодым мамам есть с кем оставить ребенка. И мне тоже есть с кем оставить ребенка.
И я поняла, что мне нужно было найти место только на выходные. Это по деньгам было уже реально и найти такой вариант легче. На выходных офисные помещения в своем большинстве – свободны, а подзаработать денежку у нас в Одессе любят. Подруга моя как раз нашла себе под съем кабинет для филиала брачного агентства. Я попросила узнать, не захочет ли директор фирмы, которая снимала это помещение, сдать мне кабинет на выходные. Она была не против. Стоило мне это тогда 50 $/мес.
Это был не центр города, но, скажем так, хорошая периферия. Добираться было не очень удобно, но для начала подходило. В моем распоряжении были один кабинет и зал, я могла проводить разные занятия параллельно. Через полгода мне пришлось искать новое помещение, потому как это хозяин решил продать. И я нашла, опять только на выходные, зато уже почти в центре города.
Теперь предстояло решить финансовый вопрос.
Где искать деньги
Денег на материалы много было не нужно. Материалы покупались под одно занятие. Даже краски для декупажа, акриловые, поначалу покупались в виде набора небольших тюбиков из 12 или 16 цветов. Их хватало ровно на один МК и все. То же самое с шерстью для валяния. Материалы для батика у меня, в основном, были, я все-таки им занимаюсь. Я не закупала ничего на год вперед. Между занятиями – неделя. Это срок, за который можно успеть подготовиться к следующему занятию. Все покупалось на одно занятие, что-то оставалось, что-то надо было покупать снова. Да, это не очень удобно, постоянно бегать и что-то подкупать, но зато вложения денег – небольшие. А для меня, повторюсь, было важно, чтобы дело с первых дней жило за счет себя самого. Все, что было заработано, тут же шло в дело.
Так что 4 года назад мои первые вложения в течении месяца составили : 50 $ – аренда на месяц и примерно столько же на материалы для первых занятий. Не больше 200 $ точно. Эта общая сумма расходов за месяц. Если честно, я сейчас и не вспомню , окупилось оно или нет, была ли чистая прибыль за первые полгода. У меня не сохранились записи. Но я в расчеты вкладывала свою зарплату, т.е. зарплату за организацию всего процесса. Она, конечно, была небольшой, но важно, что она была. Ведь каждый труд должен быть оплачен.
За следующие полгода уже была чистая прибыль. При этом я поменяла помещение, аренда увеличилась, но я стала проводить занятия мини курсами – это гарантировала более прогнозируемый доход, хотя бы на 2-3 недели.
Преподаватели. Где их искать?
Некоторых своих будущих преподавателей я выбрала из мастеров, с которыми познакомилась на выставках, кто-то написал и предложил мне сам. Вначале смотрела на работы, мне важно было, чтобы они понравились мне и были разными. Для меня в обучении важно дать свободу, научить, но чтобы осталось пространство, в которое ученик сможет привнести что-то свое.
Также нужно смотреть по человеку, чтобы ему было не жалко делиться знаниями, чтобы радостно было за своих учеников. Может, мне повезло, но всеми своими преподавателями я довольна в главном – им нравится учить и они своих учеников вдохновляют! Они понимают важность методики и, главное, они сами – мастера своего дела.
Привлечение клиентов
Я, прежде всего, хотела создать мастерскую именно для взрослых. Сейчас мы проводим занятия и для детей, но вначале нужно определиться с целевой аудиторией конкретно, не пытаться охватить сразу всех. В основном мои ученики – женщины, многие из них уже взрослые. Часто спрашивали, «не старая ли я ещё для этого, получится ли, если я никогда не рисовала». Важно подчеркивать, что ваши занятия именно для взрослых. И важно, что знания даются с нуля, как раз для тех, кто никогда и ничем прежде не занимался.
Основная реклама – интернет. Использую такие ресурсы как городской форум, где есть возможность создать рекламную тему и даже раздел. Плата вполне умеренная. Также ЖЖ, Вконтакте и фэйсбук. Лично у меня Вконтакте плохо работает, но это возможно из-за города. «Сарафанное радио» работает. Давала рекламу в газетах – пришел один человек.
Есть сайт, многие приходят просто по поиску в интернете. Пробовала рекламу Яндекс-директ, но особого смысла так и не увидела, потому что при определенных запросах сайт и так попадает на первые страницы.
Иногда участвую в рукодельных выставках. Красиво оформленный стенд, красивые работы, большая афиша и флаера.
Организация работы
Тут нужно подойти ответственно.
Приготовьтесь на первых порах быть всем одновременно: творческой личностью и администратором, директором и уборщицей. Это тяжело, требует много времени, усилий, возможно, каких-то новых качеств характера. А ведь я ещё жена и мама, на тот момент трехлетней девочки.
Приготовьтесь, что у вас станет намного меньше времени, придется более плодотворно организовать свое время. Все-таки я старалась ловить свободное время за хвост и творить самой, иначе просто на душе становилось пусто. За первый год рисовала намного меньше. Вместе с тем, росла сложность моих работ, и я видела, что мастерская приносит плоды и вообще радует меня. Так что я просто принимала это, как есть.
Почти все выходные я была не дома, муж и дочка мужественно это принимали и поддерживали. Мне важно видеть, как растет мой ребенок, поэтому в сад она не ходила. Я привыкла брать её с собой: ей интересно, мне спокойно. Она и сейчас часто присутствует у меня на работе, где ей очень нравится. Многих знает в лицо, любит поговорить и вместе со всеми что-то сотворить. С мужем время наверстывала по свободным вечерам.
Что я могу посоветовать:
– Поделитесь своими мыслями с близкими вам людьми, кому доверяете и от кого можете услышать только слова поддержки. Правда, тут лучше говорить о конкретных задачах, которые сейчас перед вами стоят, а не просто об идее как таковой. В решении конкретных задач – могут помочь. Ведь все кого-то знают, где-то работают – возможностей может быть масса, таких которые в голову даже не придут.
Например, мой муж дал добро и сказал – пробуй! А также сделал сайт и всячески поддерживает по сей день. Через подругу я арендовала свое первое помещение, а второе помогла найти жена брата.
– Определитесь, с чего вы начнете, и начинайте. Не нужно пытаться, если вы одна, сразу открыть и творческую мастерскую, и магазин для творчества, и магазин подарков. Лучше взять один, главный для вас, проект и поставить его на ноги. Когда он уже будет более или менее стабильным – можно браться за другой. Но тут важно не бросать и первый. Любой проект, даже уже хорошо работающий, будет постоянно требовать вас, вашего времени и участия.
– Не ждите, что люди, с которыми вы работаете, знают, что делать. Я очень долго этому удивлялась, ну если понимаю я, почему не понимают/не знают они?! Не сердитесь на них и не злитесь. Нужно понять, что это нормально, что всё, вот прямо ВСЁ нужно объяснять и рассказывать, особенно по началу. Вплоть до того, где взять туалетную бумагу, если она закончилась!
– Старайтесь во время занятий создавать творческую и уютную атмосферу. Людям, когда где-то хорошо, хочется туда вернуться ещё раз и ещё раз. Пройдя у вас один мастер-класс, они обязательно придут на второй, а потом пойдут ещё дальше на другие техники и курсы.
– Однако не полагайтесь только на атмосферу – учите, и учите хорошо! Делитесь своими знаниями без жалости, старайтесь вложить что-то большее в учеников. Особенно им не хватает уверенности в своих силах и своих работах. Вдохновляйте их.
– Не засовывайте все техники и все интересное в один мастер-класс. Это не правильно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения методики, что в нашем деле ещё важнее. Когда люди увидят, что их хорошо научили, они обязательно расскажут о вас друзьям и сами придут к вам учиться дальше. Строить занятия нужно последовательно, постепенно усложняя теоретический материал и технику, двигаясь от простого к сложному. Следите, чтобы определенные действия периодически повторялись на каждом уроке. Тогда знания «входят не только в голову, но и в руки», закрепляются уже как навык, а не просто теория.
Самый простой пример – декупаж. Первое, что нужно научиться делать – это отделить салфетку и приклеить ее, желательно не порвав и без складочек. Повторяя эти действия на каждом уроке, уже легче запомнить как это делается правильно, как не оставить складочек и т.п. А если первый урок – салфетка, потом сразу декупажная карта, потом распечатка… Человек вряд ли запомнит все тонкости наклеивания салфетки.
– Поддерживайте учеников и общайтесь с ними после окончания ими курса обучения. Многих из них близкое окружение не поддерживает и более того, считает, что они зря тратят свое время и это все пустое. Многим не с кем поделиться своей радостью или обсудить трудности. Мы в нашей мастерской со временем организовали несколько клубов, где каждый работает в своем ритме. Там можно продолжать совершенствовать технику и постигать секреты мастерства. Это возможность общения и творчества в кругу единомышленников.
– Делайте фото-отчеты. Мне кажется, людям важно видеть, что даже если они не дошли до нас, мы все равно есть, и творчество в нашей мастерской кипит. Занятия проходили, проходят и будут проходить. Бывало, человек меня находил, а приходил спустя год, когда появилось время/возможность.
– Лучше провести занятие для двух человек, чем этих двоих упустить, на мой взгляд. Даже если иногда приходится проводить занятия в убыток себе. Ждать набора группы слишком долго, не у всех хватит терпения, могут желающие разбежаться. Особенно с теми направлениями, на которые плохо набирается народ. Лучше провести занятие и выложить фото-отчет. Люди увидят, что это есть, и, возможно, вторая группа наберется уже лучше.
– Читайте книги по организации и тайм-менеджменту. Мне особенно запомнились:

Читайте также:  Бизнес идея с фокусами

Гай Кавасаки «Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины»
Максуэлл Мольц «Я – это Я, или Как стать счастливым»
Брайан Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»”

И немножко фотографий творческого процесса в нашей мастерской:)

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 1

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 2

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 3

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 4

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 5

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 6

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 7

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 8

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 9

Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 10Как открыть собственную творческую мастерскую, фото № 11

Источник