Требует ли налоговая бизнес план
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требование налогового органа о предоставлении бизнес-плана при осуществлении выездной налоговой проверки не основано на нормах НК РФ и может Вашей организацией не выполняться.
Обоснование позиции:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Из приведенных норм, на наш взгляд, следует, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы только те документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в отношении которых проводится данная проверка (входящих в предмет проверки). Данная позиция находит поддержку в судах (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 N Ф08-33/13 по делу N А15-1092/2012, ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N Ф06-6715/12 по делу N А65-34738/2011, ФАС Московского округа от 15.01.2010 N КА-А40/14964-09 по делу N А40-63055/09-111-364, Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). При этом судьи исходят из того, что непредставление тех документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, не может повлечь привлечение к ответственности.
В то же время необходимо учитывать, что нормы НК РФ четко не определяют, какие документы следует считать необходимыми для налоговой проверки. Следовательно, данное понятие является оценочным. Поэтому суд в каждом конкретном случае на основе содержания документов и их назначения устанавливает, является ли запрошенный документ необходимым для проверки (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 N Ф05-660/12 по делу N А40-54137/2011).
Бизнес-план в общеупотребительном смысле представляет собой финансово-экономический план развития компании на определенный период и по своей сути является внутрифирменным документом, обязательное составление которого нормами действующего законодательства не предусмотрено. По нашему мнению, такого рода документы не могут подтверждать правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов.
С учетом изложенного считаем, что требование налогового органа о предоставлении бизнес-плана при осуществлении выездной налоговой проверки не основано на нормах НК РФ, поэтому может не выполняться организацией (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). В то же время не исключено, что данную позицию организации придется отстаивать в суде.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
9 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Марильдаспросил 22 марта 2011 в 12:33 Добрый день У нас ООО получило по итогам года убытки, налоговая просит дать пояснения, в т.ч предоставить бизнес-план по выходу из убыточного состояния. У нас нет никакого бизнес-плана, в компании всего-то 2 человека, директор и бухгалтер, сдают свою недвижимость в аренду, Подскажите как лучше объяснить отсутствие этого бизнес-плана, чтобы коротко и ясно | |
Цитата (Марильда):Добрый день У нас ООО получило по итогам года убытки, налоговая просит дать пояснения, в т.ч предоставить бизнес-план по выходу из убыточного состояния. У нас нет никакого бизнес-плана, в компании всего-то 2 человека, директор и бухгалтер, сдают свою недвижимость в аренду, Подскажите как лучше объяснить отсутствие этого бизнес-плана, чтобы коротко и ясно Проще составить чем объяснять | |
Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях | |
sukharik 33 740 баллов, г. Санкт-Петербург Цитата (Марильда):Добрый день У нас ООО получило по итогам года убытки, налоговая просит дать пояснения, в т.ч предоставить бизнес-план по выходу из убыточного состояния. У нас нет никакого бизнес-плана, в компании всего-то 2 человека, директор и бухгалтер, сдают свою недвижимость в аренду, Подскажите как лучше объяснить отсутствие этого бизнес-плана, чтобы коротко и ясно А почему не составить? Им же не нужен классический бизнес-план из фильмов про бизнесменов. Составьте на несколько разделов. В первом поясните за счет чего происходит сложившаяся кризисная ситуация: нехватка оборотных средств, кризис в отрасли, отток клиентов, сезонный характер и т.д. Во втором разделе приведите расчеты согласно отчетности, имеющейся на предприятии: убытки, за счет чего сформированы, какие оттоки какие притоки есть в организации. Если знакомы с различными коэффициентами ликвидности и платежеспособности то можно их привести. В 3 разделе написать, что планируете делать: кредитные средства, привлечение новых клиентов, сбыт новой продукции. | |
к сожалению фирма постепенно сворачивается и заниматься сейчас уже некому, а ответить что-то надо | |
Цитата (Марильда):Добрый день У нас ООО получило по итогам года убытки, налоговая просит дать пояснения, в т.ч предоставить бизнес-план по выходу из убыточного состояния. У нас нет никакого бизнес-плана, в компании всего-то 2 человека, директор и бухгалтер, сдают свою недвижимость в аренду, Подскажите как лучше объяснить отсутствие этого бизнес-плана, чтобы коротко и ясно Да уж при том что Вы ничего не производите а сдаете в аренду с бизнес-планом будет туговато. Попробуйте просто дать пояснения, что убытки образовались в следствии…. (укажите причины: отсутствие арендаторов, повышение цен на комунальные и т.д.). Может и бизнес-план не понадобится. Наша ИФНС этим вполне довольствуется. Им главное чтобы “бумажка” была | |
Eugenie 7 109 баллов, г. Новосибирск Интересно, на что ссылаются налоговики, требуя бизнес-план. Я думаю, им нужны просто пояснения, с чем связаны убытки и есть ли перспектива, ну а если уж бизнес-план у вас завалялся… | |
Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС | |
Цитата (Марильда):Добрый день У нас ООО получило по итогам года убытки, налоговая просит дать пояснения, в т.ч предоставить бизнес-план по выходу из убыточного состояния. У нас нет никакого бизнес-плана, в компании всего-то 2 человека, директор и бухгалтер, сдают свою недвижимость в аренду, Подскажите как лучше объяснить отсутствие этого бизнес-плана, чтобы коротко и ясно Ответ в Вашем сообщении: Цитата:к сожалению фирма постепенно сворачивается и заниматься сейчас уже некому, а ответить что-то надо Напишите простое письмо о планируемом прекращении деятельности в связи с тем-то и тем-то. | |
Eugenie 7 109 баллов, г. Новосибирск Угу, напишите им, что “фирма сворачивается, персонал разбегается, с минуты на минуту ликвидируемся”, и у вас будет пара лет незабываемых приключений. | |
Цитата (Eugenie):Угу, напишите им, что “фирма сворачивается, персонал разбегается, с минуты на минуту ликвидируемся”, и у вас будет пара лет незабываемых приключений. Инструкция по пользованию сервисами портала “Бухгалтерия онлайн” | |
Eugenie 7 109 баллов, г. Новосибирск Простите, если невольно обидела. У меня не было несогласия с Вашей позицией, и именно так и надо было бы поступать, если бы не реалии российского бизнеса. Вы написали, как правильно, я нарисовала “мультик” “Как всегда”. Еще раз извините. | |
Полный комплект для онлайн-ККТ: по цене кассы вы получите кассу, ОФД и товароучетную систему «Контур.Маркет» | |
Источник
Если компания показала убыток за отчётный период в декларации по налогу на прибыль, то во время камеральной проверки налоговики могут прислать требование о пояснении размера убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Такая же ситуация возникает при проверке убыточной декларации по УСН «доходы минус расходы» и бухгалтерской отчётности. Но эти отчёты бизнес сдаёт раз в год, а декларацию по налогу на прибыль ежеквартально или ежемесячно.
Как реагировать на требование
Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация или ИП обязаны отчитываться в электронном виде, требование от налоговой придёт им через оператора. В этом случае срок ответа на требование отсчитывается с даты отправки квитанции о приёме. Но подтвердить получение позже, чтобы выиграть время, не получится: НК даёт на отправку квитанции те же 6 рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если не отправить квитанцию вовремя, в течение следующих 10 рабочих дней налоговики могут заблокировать счёт налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
После отправки квитанции у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы отправить пояснения или уточнённую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). За опоздание с ответом на требование налогоплательщика могут оштрафовать на 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года — на 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Ответственность граждан и должностных лиц — до 1000 или до 4000 рублей штрафа соответственно (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.
Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.
Вариант 1. Отправляем уточнёнку
Если при составлении декларации допущена ошибка и убытка на самом деле нет, нужно подать уточнённую декларацию. Пояснения в таком случае можно не давать, а камеральная проверка декларации начнётся заново (ст. 129.1 НК РФ). Перед подачей уточнённой декларации заплатите налог и пени. Это позволит избежать штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Вариант 2. Отправляем пояснения
Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.
Рассмотрим типичные ситуации, в которых налоговая запрашивает пояснения, и дадим образцы ответов на требование.
По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток
Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.
«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.
Скачать образец
Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.
Убыток от реализации покупных товаров
Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).
В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.
Скачать образец
Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет
При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. 88 НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).
Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков
Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?
При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».
Тем не менее п. 8.3 ст. 88 НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.
Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными
В этой ситуации есть три варианта:
- Должностное лицо налогоплательщика вызовут на «убыточную комиссию» (пп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ).
- По результатам камеральной проверки доначислят налог.
- К налогоплательщику придут с выездной проверкой. Проверка может быть назначена и после одной убыточной декларации, несмотря на то что в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» критерий назначения проверки в связи с убытками — отражение в отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Но такое развитие событий маловероятно.
Читайте также
- Как перенести расходы на УСН, чтобы в декларации не было убытка
- ФНС утвердила новую декларацию по прибыли
- Расхождение налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Они всегда приходят не вовремя, или Почему не срабатывает схема «поработаем три года, потом поменяем компанию»
Эффективность налогового контроля увеличивается с каждым годом, количество проверяемых предприятий уменьшается: число выездных налоговых проверок в 2019 году сократилось по сравнению с 2018-м на 23%, а сумма доначислений существенно выросла. О том, как не попасть в план налоговых проверок, каким образом ФНС ищет «жертву», в своем авторском материале рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнер Аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина.
Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными
Фото: Сергей Елагин
НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ «ЖЕРТВУ»
Есть заблуждение, что ФНС инициирует выездную налоговую проверку (ВНП) раз в три года. Отсюда принцип «три года поработаем, а потом компанию поменяем». И он обречен на провал. Во-первых, в настоящее время и камеральные проверки мало чем отличаются от выездных и дают возможность сотрудникам ФНС проводить осмотры, получать объяснения от сотрудников и доначислять. А выездные проверки могут проводиться как ежегодно, так и, напротив, раз в 10 лет.
Во-вторых, судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения не только к субсидиарной ответственности, но и взыскания с компаний-клонов. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, бизнес дает налоговому органу основание привлечь его по долгам старой как взаимозависимую структуру.
Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными, а значит, к ним надо готовиться и тщательно выбирать «жертву», чтобы не только доначислить налоги, но и взыскать их.
Сегодня большая часть налогового контроля проводится в процессе предпроверочного анализа с использованием мощнейшего технического потенциала ФНС. По его результатам налоговая определяет целесообразность выхода на ВНП.
На сайте ФНС декларируется, что сокращение общего количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок. Программы на основании алгоритмов присваивают уровни риска и без участия специалистов рассылают налоговые требования и уведомления, а также еще до проведения проверки подсказывают проверяющим, где и что искать. Выявив связи, с использованием внутренних ресурсов инспектор анализирует информацию из открытых источников: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях, которые прямо или косвенно свидетельствует о взаимозависимости и подконтрольности одному субъекту. Важно отметить, что суды принимают результаты автоматического контроля ФНС в качестве доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей
Фото предоставлено фирмой «Палладиум»
«У ЛЮБОГО БИЗНЕСА ЕСТЬ ДВА СЛАБЫХ МЕСТА»
Сейчас есть устойчивая тенденция: развитие технологий big data* позволяет обрабатывать и классифицировать огромные массивы информации без прямого участия человека. Несмотря на это, именно человеческий фактор является определяющим в вопросе полноты и качества контроля за налогоплательщиками.
У любого бизнеса перед налоговой проверкой есть два слабых места: сотрудники и документы. Именно на них и акцентирует внимание ФНС, собирая материалы, доказывающие факты «нетипичности» документооборота, отдельных договоров, проведение операций не в соответствии с внутренними правилами компании, а также оформление некоторых операций «доверенными» лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у людей, обычно ответственных за их оформление.
Основные задачи при предпроверочном анализе: выявление фактов взаимодействия проверяемой организации с однодневками; оценка стоимости проверки и соотношения ее с нормативом; оценка реальной возможности взыскать недоимку, в том числе с помощью привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации.
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.
Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены
Фото: Сергей Елагин
В ходе проведения предпроверочного анализа налоговый орган выявляет операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. К основным относятся:
- поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных средств);
- определение подконтрольных субъектов на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) и признаков искусственного дробления бизнеса;
- выявление операций с оффшорными юрисдикциями.
Для доказательства схемы уклонения от уплаты налогов инспекторы устанавливают отсутствие финансово-хозяйственных операций и анализируют:
- наличие аффилированности (взаимозависимости) лиц;
- реальную схему организации бизнеса: кем фактически оказываются услуги и поставляется товар — ФНС пытается доказать, что работы выполнены сотрудниками организации, а не контрагентами или не выполнены вообще (с этой целью опрашиваются не только действующие, но и бывшие работники организации);
- документы, подтверждающие сомнительность операции, в том числе переписка, протоколы совещаний, журналы въезда и выезда и т. д., а также информацию из ГИБДД, использование которой позволяет легко проверить указанные в ТТН машины и реальность осуществленных перевозок;
- нахождение бизнес-единиц по одному адресу, общие контакты связи, наличие расчетных счетов в одном банке, отправка отчетности и банковских платежей с одних IP, MAC-адресов, нахождение товара на протяжении всей цепочки операций на одном и том же складе и т. д.;
- возможные затраты организации по аренде основных средств, в адрес контрагентов, руководителем которых является собственник-бенефициар бизнеса;
- контролируемые иностранные компании (КИК), участвующие в структуре организации;
- информацию, полученную оперативными подразделениями МВД.
Перечисленные признаки являются ключевыми для проведения выездных проверок, поскольку они обеспечивают налоговым органам прогнозируемые доначисления и предполагают отработанный порядок проведения контрольных мероприятий. Поэтому практически все силы инспекторов уходят именно на выявление рассмотренных нами признаков.
Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены. А кроме того, у налоговых органов есть широкий арсенал взыскания недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц, поскольку доначисления уже никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности бизнеса и направлен на грамотное определение стратегии налогового планирования. Лучше предотвратить, чем дорого и небезопасно исправлять последствия.
Источник