Требования к бизнес плану рб

Требования к бизнес плану рб thumbnail

Для рассмотрения возможности финансирования ОАО «Банк развития Республики Беларусь» инвестиционного проекта заявитель должен предоставить бизнес-план инвестиционного проекта, соответствующий требованиям Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158. По инвестиционным проектам, предусматривающим осуществление инвестиций в инфраструктуру (инженерную, социальную, экологическую, транспортную) и не связанным с получением прибыли (дохода) (некоммерческий инвестиционный проект), допускается при обосновании инициатора (органа управления) представлять технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (далее — ТЭО), разрабатываемое в соответствии с отраслевой спецификой и (или) международными подходами, либо утвержденное обоснование инвестиций взамен бизнес-плана. При выдаче кредитов на приобретение товаров для их передачи в финансовую аренду (лизинг) предоставляется прогнозный расчет движения потоков денежных средств.

Таблицы бизнес-плана составляются по форме Приложения 4 Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов вне зависимости от стоимости проекта и оказываемых мер государственной поддержки. При этом инвестиционное предложение, паспорт инвестиционного проекта и расчет окупаемости государственной поддержки не составляются.

С учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности и специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта отдельные расчетные таблицы Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов при необходимости могут быть изменены либо дополнены строками (графами), а наименования показателей уточнены. Кроме того, в обязательном порядке в бизнес-плане должен содержаться помесячный календарный график реализации проекта с указание срока ввода объекта в эксплуатацию, помесячный график погашения кредита ОАО «Банк развития Республики Беларусь». При привлечении к финансированию проекта кредитов иных банков, инвесторов, государственной поддержки указывается информация о принятии соответствующих решений и заключении договоров на выделение средств, объеме освоенных ресурсов на момент разработки бизнес-плана.

Представляемый бизнес-план инвестиционного проекта должен позволить ОАО «Банк развития Республики Беларусь» осуществить полноценный и всесторонний анализ по следующим направлениям:

  1. анализ стратегии реализации проекта, его технической и технологической обоснованности, объективности проведенных финансово-экономических расчетов и полученных итоговых показателей;
  2. анализ рынков сбыта продукции (работ, услуг) по проекту, ее конкурентоспособности, стратегии сбыта;
  3. анализ эффективности и финансовой реализуемости проекта, валютоокупаемости;
  4. анализ рисков проекта.

В рамках анализа стратегии реализации проекта ОАО «Банк развития Республики Беларусь» рассматриваются следующие основные вопросы:

  1. цели и задачи проекта (освоение новых видов продукции, увеличение объемов производства, улучшение качества и конкурентоспособности продукции, снижение себестоимости и т.д.), их соответствие программам, утверждаемым Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь;
  2. обоснованность предложений по разработке новых видов продукции (услуг) с учетом ее экономической и социальной значимости, наличия конструкторско-технологической документации, опыта предприятия в производстве аналогичных видов продукции, места реализации проекта с учетом географического положения, существующей инфраструктуры;
  3. состояние существующих производственных мощностей и обоснованность потребности в дополнительных производственных мощностях;
  4. проработка технических и технологических вопросов проекта, соответствие производственной программы и материально-технического обеспечения, предусмотренных бизнес-планом, характеристикам предусмотренного к приобретению оборудования и решениям, заложенным в проектно-сметной документации;
  5. обоснованность выбора поставщиков оборудования, технологий, подрядчиков (документы о результатах проведения конкурсов на поставку оборудования и т.д.) и запланированного объема инвестиций по проекту;
  6. обоснованность запрашиваемой суммы кредита, исходя из контрактов, договоров, проектно-сметной документации и др.;
  7. правильность осуществления финансово-экономических расчетов, соответствие их нормам законодательства.

В рамках анализа рынков сбыта продукции (работ, услуг) по проекту ОАО «Банк развития Республики Беларусь» поводит оценку емкости рынков, перспектив их развития, балансов производства и потребления, основных конкурентов, конкурентоспособности по ценовому и качественному параметрам, каналов сбыта продукции и иных вопросов. Соответствующий раздел  бизнес-планов инвестиционных проектов может содержать ряд таблиц: по анализу внешней среды на макроуровне, обзор и тенденции развития отрасли (в том числе анализ возможностей и угроз), альтернативные сценарии изменения рынков сбыта, конкурентоспособности продукции и маркетинговому анализу (PEST-анализ, SWOT-анализ,  анализ пяти сил Портера и иные методики). ОАО «Банк развития Республики Беларусь» приветствуется представление отдельного документа – маркетингового due diligence (дью дили­дженс), включающего в себя исследование системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, системы продвижения товаров, направленных на согласование производства с рыночной ситуацией и обеспечивающих устойчивый сбыт.

Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта проводится по следующим показателям:

  1. простой срок окупаемости проекта;
  2. динамический срок окупаемости проекта;
  3. внутренняя норма доходности;
  4. добавленная стоимость на одного работающего по проекту.

Критерием оценки сроков окупаемости инвестиционного проекта является средневзвешенный нормативный срок службы основных средств, вводимых по проекту, а также период с момента первоначального вложения инвестиций по проекту до ввода проектируемого объекта в эксплуатацию. При этом, в случае превышения динамического срока окупаемости над указанным периодом, инвестиционный проект относится к неэффективным.

Критерием оценки внутренней нормы доходности по проекту является ставка дисконтирования, определенная в бизнес-плане инвестиционного проекта. В случае, если значение ставки дисконтирования превышает внутреннюю норму доходности, инвестиционный проект признается неэффективным. При этом, если долгосрочный кредит является превалирующим источником финансирования проекта (занимает 60% и более в структуре источников финансирования инвестиционного проекта) для признания инвестиционного проекта эффективным внутренняя норма доходности должна превышать процентную ставку по долгосрочному кредиту.

Добавленная стоимость на одного работающего по проекту является косвенным показателем, характеризующим эффективность проекта. Оценка добавленной стоимости на одного работающего по проекту производится по годовому значению данного показателя, определенному при выходе на максимальную загрузку вводимых по проекту основных средств, в сравнении с пороговыми значениями годовой добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника по основным видам экономической деятельности, установленными законодательством Республики Беларусь, но не менее суммы эквивалентной 16,6 тыс. долл. США при отсутствии установленного законодательством Республики Беларусь порогового значения.

Анализ финансовой реализуемости инвестиционного проекта осуществляется на основе  достаточности  собственных источников, заемных и привлеченных средств для финансирования проекта в планируемые сроки, а также при возможности погашения привлекаемых долгосрочных кредитов, иных обязательств в полном объеме в установленный срок. При этом привлечение каждого источника финансирования должно быть обосновано в бизнес-плане инвестиционного проекта. Одновременно, накопительный остаток денежных средств по таблице «Расчет потока денежных средств по организации» бизнес-плана инвестиционного проекта должен иметь положительные значения по каждому периоду (году) реализации инвестиционного проекта. Также, коэффициент покрытия задолженности должен превышать 1,0 по каждому периоду (году) реализации инвестиционного проекта за исключением случая, когда в бизнес-плане инвестиционного проекта обоснована возможность погашения долгосрочных кредитов и иных долгосрочных долговых обязательств за счет иных, кроме чистого дохода, источников.

Валютоокупаемость инвестиционных проектов определяется на основании таблицы «Расчет потока средств по экспортно-импортным операциям (валютоокупаемость проекта)» бизнес-плана инвестиционного проекта. Инвестиционный проект считается валютоокупаемым при достижении положительных значений сальдо потока денежных средств в свободной конвертируемой валюте от текущей (операционной) и инвестиционной деятельности по проекту, при этом период валютоокупаемости не должен превышать принятый горизонт расчета бизнес-плана инвестиционного проекта. При этом, значения сальдо потока денежных средств в свободной конвертируемой валюте по экспортно-импортным операциям нарастающим итогом по организации с учетом проекта, как правило, в каждом периоде (годе) реализации проекта должны быть положительными, что свидетельствует о наличии в достаточном объеме выручки в иностранной валюте, остающейся у кредитополучателя после ее обязательной продажи для исполнения обязательств перед ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

При анализе основных видов рисков проекта, которые могут возникнуть в ходе его реализации, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» оцениваются:

  1. организационные риски (возможность выполнения основных этапов реализации проекта в установленные сроки, наличие квалифицированного управленческого персонала);
  2. производственные риски (способность обеспечить непрерывность процесса производства, выпуск продукции в запланированных объемах и требуемого качества);
  3. технологические риски (степень освоенности технологии, надежность и ремонтопригодность оборудования, наличие запасных частей, дополнительной оснастки, оснащенность инструментом, участие в монтаже и обучении приглашенных специалистов);
  4. финансовые риски (оценка текущего финансового положения организации, реализующей проект, вероятность неисполнения участниками проекта своих финансовых обязательств, последствия возможной неплатежеспособности других участников проекта);
  5. экономические риски (оценка риска снижения спроса на выпускаемую продукцию и возможность диверсификации рынков ее сбыта, устойчивость проекта к повышению цен и тарифов на материальные ресурсы, ухудшению налогового климата, вероятность увеличения стоимости строительно-монтажных работ и оборудования, возникновения неучтенных затрат). 

Источник

Правовой основой составления бизнес-планов в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты.

1. Постановление министерства экономики республики Беларусь 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» с изменениями и дополнениями от 7 декабря 2007 г. № 214 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/17772 от 22.12.2007 г.). Этот документ устанавливает единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, основные рекомендации по их составлению, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований.

2. Постановление Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» с изменениями и дополнениями от 30 октября 2007 г. № 190. В этом постановлении определены структура и содержание бизнес-планов развития коммерческих организаций, правила их оформления.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» с изменениями и дополнениями в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091. Постановление определяет состав планов, назначение прогноза, порядок разработки 5-летнего прогноза.

Прогноз развития представляет собой систему научно обоснованных и целевых ориентиров, определение основных направлений и параметров развития организации, трудовых, материальных и финансовых средств, необходимых для достижения поставленных целей, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду ее функционирования.

Главным назначением прогноза развития является обоснование целей и задач, важнейших направлений и приоритетов развития организации исходя из долгосрочной стратегии развития данной отрасли промышленного комплекса республики.

Прогноз развития определяет концепцию технической и экономической политики организации на перспективу, решает стратегические задачи долгосрочного характера. Особенностью стратегического прогноза является целевой подход к формированию показателей развития организаций, относительно свободный выбор технико-экономических решений, обоснование вариантности.

4. Указ президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» с изменениями и дополнениями от 10 июля 2008 г. № 383 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 1/9874). В Указе представлены меры реструктуризации задолженности и финансового оздоровления убыточных государственных организаций, условия их применения.

5. Указ президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2008 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9573. В Указе представлены меры по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ, которые предприятия отражают в финансовой стратегии, и условия их применения.

Рекомендации по разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, на 5 лет, бизнес-планов их развития на год разработаны во исполнение подпункта 4.1.5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» и в целях обеспечения методологического и методического единства при разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь на 5 лет, бизнес-планов их развития на год.

Прогноз развития организаций на пять лет представляет собой систему научно обоснованных целевых ориентиров, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду функционирования организаций.

В основу разработки настоящих Рекомендаций положены следующие принципы:

1) прогнозирование как система, основанная на сопряженности прогнозных периодов;

2) преемственность в оценке масштабов, темпов роста, а также в выборе методов и средств достижения целей;

3) сбалансированность и сопоставимость прогнозных показателей, их взаимосопряженность;

4) согласованность и преемственность методических подходов к разработке прогнозов различной продолжительности;

5) вариантность прогнозов как метод выбора наиболее эффективного пути развития организации.

По степени актуальности решаемых в прогнозируемом периоде задач развития организации можно выделить такие, как:

1) повышение научного, технического и производственного потенциалов;

2) развитие интеграционных научных, технологических и финансово-производственных связей;

3) расширение рынков сбыта продукции на основе повышения ее конкурентоспособности;

4) обеспечение производства всеми видами ресурсов.

Краткосрочный (годовой) прогноз является конкретизирующей и уточняющей составной частью среднесрочного (на пять лет) прогноза. Содержание годового прогноза служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в среднесрочном прогнозе.

Цель годового прогноза — обоснование возможности сбалансированного развития организации в течение года.

Основной метод прогнозирования — нормативно-балансовый.

Концепция прогноза развития организации базируется на анализе современного состояния, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие научно-промышленного производства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства.

Основная цель подготовки краткосрочного прогноза заключается в конкретизации параметров развития организации на прогнозируемый год в увязке со среднесрочной стратегией ее развития и макропоказателями развития народно-хозяйственного комплекса страны и Основными (целевыми) параметрами развития народного хозяйства Республики Беларусь.

Разработанный бизнес-план организации должен представлять собой комплексный план развития организации и служить наряду с отчетными финансовыми документами главным документом производственной деятельности. Важнейшей чертой бизнес-плана является точность количественных показателей и содержательное, качественное обоснование каждого раздела плана. Цель составления плана заключается, в первую очередь, в том, чтобы дать руководству организации наиболее полную картину положения организации и возможностей ее развития.

Бизнес-план включает титульный лист, содержание основных разделов бизнес-плана, приложения.

На титульном листе указывается название организации — разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя организации и согласующая подпись, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Бизнес-план должен давать полное представление о всех аспектах деятельности организации и состоять из следующих основных разделов:

Раздел «Резюме»

Раздел отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития на перспективный год. Раздел «Резюме» должен разрабатываться после написания бизнес-плана, когда есть полная ясность по всем остальным разделам.

Раздел «Характеристика организации и стратегия ее развития»

В данном разделе дается описание направления отраслии характеристика организации, его роль и место в народном хозяйстве республики.

При описании организации отражаются следующие вопросы: основные достижения и неудачи в деятельности организации за два предшествующих года, слабые и сильные места в производственной деятельности, ее особенности, основные целевые показатели социально-экономического развития организации в прогнозируемый период.

Раздел «Прогнозирование производственного развития»

В этом разделе приводится анализ производственной деятельности организации (удельный вес работ, выполняемых по прямым хозяйственным договорам, перечень и тематика заключенных договоров, участие в реализации заданий президентских, государственных, межгосударственных, отраслевых производственных программ и проектов и др.

Раздел «Стратегия маркетинга»

В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Приводятся сравнительные данные по ценам на основную продукцию собственного производства и производства конкурентов в республике и зарубежных фирм.

Раздел «Прогнозирование производства продукции (работ, услуг)»

В данном разделе представляется информация об объеме промышленной продукции (работ, услуг) и товаров народного потребления по основным видам, которые будет производить организация, ее основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные), область применения, наличие патентов, лицензий, сертификатов.

Раздел «Управление качеством продукции»

В этом разделе излагаются перспективы обеспечения качества и сертификации продукции, планы по созданию и сертификации продукции, планы по созданию и сертификации систем качества, планы участия в работах по стандартизации.

Раздел «Производственные мощности»

Данный раздел должен содержать характеристику имеющихся основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия производственных мощностей объемам производственной программы на прогнозируемый период, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, обоснование выбора поставщика оборудования и другие мероприятия.

Раздел «Прогнозирование материально-технического обеспечения»

Организацию материально-технического обеспечения следует рассматривать в бизнес-плане как экономическую, взаимосвязанную систему, обеспечивающую регулирование производства и сбалансированность его ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции (работ, услуг), а также снижение затрат на их. В данном разделе излагаются перспективы обеспечения производства требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами. Целесообразно осуществить разработку мер по совершенствованию снабжения.

Раздел «Прогнозирование затрат на производство, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции (работ, услуг)»

В данном разделе дается обоснование по каждой статье затрат на производство продукции (работ, услуг), приводятся мероприятия, направленные на снижение затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Раздел «Трудовой потенциал»

В разделе производится расчет потребности в трудовых ресурсах по группам, категориям, функциям и специальностям. Из общей численности выделяется численность работников аппарата управления. При этом следует учесть особенности организационной структуры управления организацией.

Оценка затрат на трудовые ресурсы должна учитывать дополнительные начисления, которые могут устанавливаться на заработную плату специалистов, служащих и рабочих, а также затраты на переподготовку и обучение кадров. В разделе необходимо отразить мероприятия, которые обеспечат рост заработной платы в организации.

Раздел «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»

Этот раздел является одним из важнейших разделов бизнес-плана, отражающим достоверные итоги его осуществления. Целью данного раздела является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступления доходов, сумм расходов и отчислений. В данном разделе следует четко определить прибыльность бизнес-плана.

Финансовый план включает: баланс доходов и расходов, расчет прибыли и чистой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и окупаемости государственной поддержки, общие инвестиционные затраты по проекту, источники финансирования проекта.

Раздел «Инвестиционный план»

Раздел «Инвестиционный план» должен состоять из описательной части и таблиц. В описательной части приводится краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в рассматриваемом в бизнес-плане периоде, описаны результаты реализации проекта. В данном разделе необходимо указать потребность рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемые тенденции по его развитию, достоверность инвестиционных затрат. Взаимосвязь важнейших проектов по бизнес-плану с существующими приоритетами развития науки и интеграции ее в народное хозяйство республики, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Для проектов, реализуемых с привлечением иностранных кредитов, указать необходимость гарантии Правительства Республики Беларусь. Для проектов, реализуемых при оказании государственной поддержки, необходимо прилагать расчет окупаемости государственной поддержки в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

Раздел «Расчет эффективности бизнес-плана»

Для оценки эффективности бизнес-плана необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные показатели работы организации (объем реализованной продукции, себестоимость продукции, прибыль, численность работающих, фонд оплаты труда, основные фонды), качественные показатели, характеризующие эффективность производства (рентабельность, снижение затрат на 1 руб. реализованной продукции, снижение материалоемкости, фондоотдача, производительность труда), и показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, оборачиваемость капитала, коэффициент восстановления платежеспособности).

Раздел «Определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач»

Определение мер, обеспечивающих достижение целей и задач в прогнозном периоде, является заключительным разделом бизнес-плана развития организации. Они включают мероприятия как отраслевого характера, направленные на совершенствование научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности данной организации, так и мероприятия, предлагаемые для решения на уровне Правительства, по совершенствованию систем государственного регулирования науки.

Раздел «Реструктуризация кредиторской задолженности»

Данный раздел заполняется убыточными организациями, имевшими чистый убыток по состоянию на 1 января 2006 г. и претендующими на реструктуризацию кредиторской задолженности в рамках проекта Указа Президента Республики Беларусь «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных организаций».

Показатели хозяйственной деятельности организации заполняются на период 2006 — 2015 гг. (в условиях оказания государственной поддержки и без ее оказания).

Объем разделов бизнес-плана определяется самостоятельно. Содержание разделов бизнес-плана должно быть изложено кратко, ясно и доступным языком.

Каждый раздел формируется на основании проверенных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами.

Источник