Специальный инвестиционный контракт бизнес план
В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.
Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.
Государство и бизнес: трудности перевода
Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации”, а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 “О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности”. Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются “бюрократических проволочек”, ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.
Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция Правил заключения СПИК (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта”), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.
Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на “новый этап инвестиционного проекта”, а также предусматривать участие в проекте “привлеченных лиц”. Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.
Новые требования к СПИК
Предъявляемые требования к “новому этапу инвестиционного проекта” в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:
- реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
- в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
- а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.
Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кто такие “привлеченные лица”?
Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.
Этапы заключения контракта
Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:
- бизнес-план;
- финансовую модель;
- документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
- сведения о характеристиках промышленной продукции;
- план-график реализации инвестиционного проекта;
- сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.
Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.
В целом, изменения, внесенные в Правила заключения СПИК, теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.
Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.
Как добиться согласования СПИКа
Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.
Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.
Что делать, если инвестор передумал?
Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.
Источник
18 окт 2019
Что такое инвестиционный контракт?
Инвестиционный контракт – это договор, одна из сторон которого является инвестором, а с другая – заказчиком.
Заказчик – сторона, которая непосредственно работает над инвестиционным проектом, проводит его внедрение. Роль инвестора заключается в предоставлении денежных средств или, иными словами, инвестировании в проект.
Цель инвесторов – вложить средства с последующим получением прибыли, которые должны быть больше вложенного капитала.
При этом надо умело выбрать объект вложения. Частный инвестор может обеспечить себе безбедное существование в течение следующих лет, если правильно угадает направление развития того или иного сектора экономики.
Самый большой риск при вложении инвестиций – потеря внесенного капитала. Причиной может быть неожиданный обвал акций на биржевом рынке. Советуем инвестировать средства не в один, а в несколько инвестиционных проектов в разных секторах.
Инвестиционные контракты могут быть многосторонними, если кроме заказчика в разработке и внедрении проекта принимают участие субподрядчики, разработчики, иные специалисты.
Все инвестиции делятся на:
- частные
- государственные
- иностранные
- совместные или смешанные.
Также инвестиции делятся на:
- Реальные – вложение в физический актив
- Портфельные – в финансовый актив.
Инвестиционные контракты могут быть
- краткосрочными – инвестиционные проекты сроком менее одного года,
- среднесрочными – инвестиционные проекты на срок от года до трех-пяти лет
- долгосрочными.
Заключение инвестиционного контракта
Бизнес-план инвестиционного проекта
Перед тем, как заключить инвестиционный контракт, инвестор или заказчик должны разработать бизнес-план. Разработчик бизнес-плана тот, кто заинтересован в контракте. В идеале считается, что именно инвестор разрабатывает такой план. Но не исключено, что именно промышленник ищет денежные средства для развития своего производства. Бизнес-план может быть разработан совместно инвестором и заказчиком.
Инвестиционный бизнес-план является стержнем всего контракта. В нем прописывают цели инвестирования. В инвестиционном бизнес-плане должны содержаться сведения о местонахождении свободного капитала, расходах, предполагаемых доходах, а также о количестве привлеченной рабочей силы, социальных выплатах. Если при реализации инвестиционного проекта будет использовано зарубежное оборудование, то необходимо включить расходы на растаможивание его.
Согласование предмета инвестиционного контракта
Далее стороны должны согласовать предмет контракта. Предмет любого договора должен обозначаться в первую очередь. Если речь идет о строении, то должны быть указаны его характеристики, составляющие части, географическое местонахождение, на землях какой категории он расположен, к каким объектам он непосредственно относится, а также общая площадь участка и самого строения.
Определение цены инвестиционного контракта
В инвестиционных контрактах цена договора может быть указана несколькими способами:
- Классический, когда стороны фиксируют сумму затрат, которая необходима для реализации проекта.
- Расчет приблизительной прибыли, которая может быть получена в результате реализации проекта.
Период реализации инвестиционного проекта
Сроки должны быть разумные. Поспешно реализованный проект может повлечь увеличение сроков на исправление недостатков, потребует дополнительных денежных вливаний. Слишком растянутый по времени проект может потерять свою актуальность, а также потребует дополнительные средства. Сроки должны быть реальными: соответствовать сложности, востребованности и объему работ.
Отчетность по инвестиционному проекту
В инвестиционный контракт пункт об отчетности должен быть включен обязательно: период предоставления отчетности, её форма, этапы предоставления отчетности, каким образом происходит освоение денежных средств. Но отчетность должна быть не только со стороны заказчика, но и со стороны инвестора перед заказчиком. Контролирующие органы согласно отчетности проверяют выполнение контракта.
Стороны инвестиционных контрактов должны быть взаимозаинтересованные. Лучшим стимулом является вознаграждение.
Специальный инвестиционный контракт
Действующим законодательством предусмотрены инвестиционные контракты в рамках государственных заказов в соответствие с Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где в качестве заказчика выступает государство.
В рамках указанного закона заключается специальный инвестиционный контракт (СПИК).
Он отличается тем, что в обязанность инвестора вменено создание или модернизация производства на территории Российской Федерации. Второй стороной выступает Российская Федерация, к её полномочиям относится стимуляция деятельности в сфере промышленности. Цель специального инвестиционного контракта – стимулировать вкладчиков в развитие промышленного потенциала страны.
Подписание инвестиционного контракта, где одной стороной выступает Российская Федерация в лице министерства или субъекта Российской Федерации, происходит примерно аналогично, как и между другими инвесторами и заказчиками. Но есть некоторые нюансы. К примеру, бизнес-план составляется инвестором, и предъявляется он заказчику.
Государственные органы подписывают инвестиционный контракт после тщательного анализа всех представленных документов. На подписание дается 30 рабочих дней.
Расторжение специального инвестиционного контракта возможно по инициативе вкладчика. При этом инвесторы несут материальную ответственность, если ими были нарушены обязательства. Эта мера была принята в 2018 году и направлена на стимулирование инвесторов выполнять принятые на себя обязательства до конца.
Cрок специального инвестиционного контракта – от 4,5 месяцев до 10 лет, зависят они от специфики проекта.
Подписание специального инвестиционного контракта происходит после полного согласования всех деталей. Кроме того, от инвестора требуется подтверждение законности денежных средств, которые он намерен вложить в реализацию проекта.
Специальный инвестиционный контракт может быть заключен на льготных условиях, если выполняется ряд пунктов:
- Производство продукции будет осуществляться отечественным производителем,
- Страна происхождение – Россия.
Кроме срока действия контракта и характеристики предмета, специальный инвестиционный контракт должен содержать перечень мероприятий, которые будут направлены на развитие или модернизацию промышленности. Так же обязательно должен быть прописан порядок отчетности. Для специального инвестиционного контракта это особенно важно – проверять его выполнение будут уполномоченные на то государственные органы. Также возможно выделение мер стимулирования инвестора или иных лиц, задействованных в инвестиционной деятельности.
Специальный инвестиционный контракт заключается по разработанным формам. Так что для нормотворчества простора не много.
Если после заключения специального инвестиционного контракта вступили в действия законы и международные договоры, которые могут повлиять, изменить, запретить условия инвестирования, они не распространяются на инвестора в течение срока действия СПИК.
Для инвесторов предусмотрены гарантии по налогообложению. Так предусмотрена «заморозка» совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и иных лиц, имеющих непосредственное отношение к специальному инвестиционному контракту. Этот специальный режим действует на протяжении всего времени исполнения контракта.
Несмотря на то, что специальный инвестиционный контракт является детищем полугосударственным, юридическая помощь при его заключении необходима. Если у Вас не получилось исполнение договора в силу причин, доказать, что это произошло не по Вашей вине, не всегда бывает просто.
Попытки самостоятельно решить юридические вопросы, связанные с инвестиционными проектами, могут усложнить и без того запутанные регистрационные и разрешительные процедуры, приведут к дополнительным материальным затратам, напрасной потере времени и сил, поставят проект под угрозу.
Обратитесь к юристам ЭНСО при реализации инвестиционных проектов в недвижимость:
- разработаем оптимальную структуру будущих инвестиций;
- подготовим и внедрим договоры по минимизации возможных убытков;
- разработаем схемы защиты инвестиций;
- окажем юридическую поддержку инвестору после завершения проекта;
- проведем юридическое сопровождение тендеров.
Клиенты выбирают ЭНСО:
- 15 лет на рынке – решаем нестандартные задачи клиента
- Более 1000 успешных проектов – оперативно разрабатываем эффективную правовую стратегию
- Соответствуем высоким стандартам юридических и бухгалтерских услуг – ответственно подойдем к Вашей задаче, разработаем и осуществим оптимальный план действий на основе действующего законодательства и нашего опыта.
Ответим на вопросы
Звоните +7 (343) 384-87-33
Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Или оставьте заявку на обратный звонок
Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.
Источник