Составьте сложный план по теме источники финансирования бизнеса

Составьте сложный план по теме источники финансирования бизнеса thumbnail

Тема урока «Источники финансирования бизнеса 11 класс»

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у обучающихся представления об источниках финансирования бизнеса;

Развивающая: развивать навыки анализа, сравнения, выделения плюсов и минусов источников финансирования бизнеса;

Воспитательная: воспитывать навыки рационального экономического поведения и бережного отношения к материальным ресурсам.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг к самостоятельности, будущему и постараемся побыть в роли предпринимателей.

2. Актуализация знаний

Тестовая работа по пройденному материалу (издержки производства)

1. Хлебозавод временно остановил выпуск своей продукции, но, несмотря на это, несёт постоянные расходы. Какие затраты можно отнести к постоянным издержкам?

1) коммунальные услуги 2) оплата электроэнергии

3) зарплата управленческих кадров 4) транспортные услуги

5) амортизация основных средств 6) приобретение сырья

2. Продукция частной пекарни пользуется большим спросом у покупателей. Предприниматель обновляет ассортимент и увеличивает объёмы производства хлебобулочных изделий. Какие затраты можно отнести к переменным издержкам?

1) оплата электроэнергии 2) коммунальные услуги

3) зарплата управленческих кадров

4) транспортные услуги 5) приобретение сырья

6) амортизация основных средств

3. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки

1) арендные платежи 2) затраты на покупку фенов

3) зарплата парикмахерам 4) коммунальные платежи

5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами

6) уплата страховых взносов

4. Верны ли суждения

А. Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.

Б. Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой затрат фирмы.

1) бухгалтерские 2) внешние 3) переменные

4) постоянные 5) технические 6) социальные

7) внутренние

6. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) плата за электроэнергию

Б) оклады администрации

B) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) плата за лицензию

1) постоянные

2) переменные

7. «Формирование рыночной цены ____________(А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _______________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.

Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(Г) в цене товара не снижается.

Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется _______________(Е) власти».

3. Сообщение темы урока, постановка целей урока

Представим часто встречающуюся ситуацию. Предприниматель П. решил открыть новое кафе в другом районе города. Где взять деньги? Фермер Ю. расширяет посевные площади, перед ним встает вопрос о приобретении новой техники. Где взять деньги?

Развитие бизнеса и предпринимательства не возможно без финансирования. В течение урока выясним источники финансирования и предложим нашим предпринимателям возможный путь реализации их планов.

4. Формирование новых знаний и умений.

1. Предположим, дела нашего предпринимателя идут хорошо: потребителям нравится его товар, спрос на него все время растет, ему надо бы расширить свое производство. Например, он хотел бы увеличить объем выпускаемой продукции, нанять более квалифицированных работников или купить современное оборудование. Но где взять деньги? 

Другой вариант. Дела предпринимателя идут плохо: расходы превышают доходы, а рабочим надо выдать зарплату, с поставщиками — расплатиться за сырье. И здесь та же проблема — откуда взять деньги? 

Денежные средства предприятия называются финансами, а их пополнение — финансированием. Выделение видов источников финансирования бизнеса.

Источники финансирования

Бюджет самофинансирование заемные средства

Выделим две группы источников.

Внутренние Внешние

Что может относится к внутренним источникам? (работа с учебником

А.И. Кравченко «Обществознание 11 класс» п. 5 стр. 43)

Читайте также:  Составить бизнес план по кинотеатру

Выделение внутренних источников финансирования:

– чистая прибыль

– продажа непрофильных активов

– снижение уровня запасов

-сдача в аренду помещений, станков

-амортизационные отчисления.

Рассмотрим возможности их использования на условном примере. 

Предположим, что предприниматель купил станок за 150 000 р. , срок службы которого равен 5 годам. Значит, амортизационные отчисления составят 30 000 р. в год (150 000:5) . Амортизационные отчисления входят в цену товара, поэтому если предприятие производит в год 300 изделий, то в цену каждого изделия войдет 100 р. (30 000 : 300) . Через 5 лет предприниматель накопит 150 000 р. и должен будет купить новый станок. Но поскольку технический прогресс не стоит на месте, через 5 лет аналогичный станок нового поколения может стоить дороже и денег придется добавить. 

Какой из этих путей более привлекателен для наших героев, исходя из того, что они занимаются малым предпринимательством и их прибыль невелика.

2. Внешние источники финансирования.

Внешними источниками являются внешние финансовые потоки.

(работа с учебником

А.И. Кравченко «Обществознание 11 класс» п. 5 стр. 44-45)

Выделение внешних источников финансирования бизнеса.

а. кредитование

Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента. 

Кредиты бывают двух видов — краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более одного года, а долгосрочные — более одного года. 

Ни один банк не выдаст кредит просто так: он хочет знать, на какие цели нужны эти средства и что предприятие может предложить в качестве гарантии возврата ссуды. Ведь банк рискует деньгами своих вкладчиков, поэтому должен быть уверен в возврате кредитов. 

Краткосрочные ссуды автоматически погашаются за счет средств от реализации товаров и даже могут предоставляться малым предприятиям без обеспечения гарантий (например, если фирма — постоянный и надежный клиент банка). 

Долгосрочный кредит выдается на более длительный срок и используется в основном на цели модернизации или расширения производства. Этот кредит выдается крупным предприятиям, которые могут предоставить банку более солидные гарантии возврата ссуды.

Товарный кредит – фирмы отпускают товары друг другу с рассрочкой платежа.

Ипотечный кредит – ссуда под залог любого объекта недвижимости либо под строительство нового объекта.

Б. Преобразование формы предприятия:

Из индивидуального в товарищество или общество с привлечением дополнительных средства

Преобразование в акционерное общество с выпуском ценных бумаг.

3. Ценные бумаги

(работа с дополнительным материалом)

Дополнительный материал (карточка). Самостоятельная работа по изучению видов ценных бумаг

Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

  • Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда).

o   Обыкновенные акции

o   Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

  • Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

  • Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

  • Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодател

  • Банковский сертификат – ценная бумага, представляющая собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном – для юридических лиц, сберегательном – для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.
    Коносамент – ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, который содержит условия договора морской перевозки груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.

  • Варрант – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) это ценная бумага, которая дает право ее владельцу купить у данного эмитента определенное количество его акций (облигаций) по установленной им цене в течение определенного им периода времени.

  • Закладная – это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

  • Инвестиционный пай – именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

  • Депозитарная расписка – это ценная бумага, свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранного эмитента, но выпускаемая в обращение в стране инвестора; это форма непрямой покупки акций иностранного эмитента.

  • фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. – обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня).

  • Опцион – это ценная бумага, представляющая собой контракт, покупатель которого приобретает право купить или продать актив по фиксированной цене в течение определенного срока либо отказаться от сделки, а продавец обязуется по требованию контрагента за денежную премию обеспечить реализацию этого права.

  • Свопы представляют собой соглашение между двумя сторонами о проведении в будущем обмена базовыми активами или платежами по этим активам в соответствии с определенными в контракте условиями.

Читайте также:  Разработка бизнес плана организационная структура

5. Обобщение изученного материала

Вернемся к началу урока

Предприниматель П. решил открыть новое кафе в другом районе города. Где взять деньги?

Фермер Ю. расширяет посевные площади, перед ним встает вопрос о приобретении новой техники. Где взять деньги?

Ваша задача проанализировать данные ситуации в группах и предложить свой бизнес-план по развитию предприятия.

Работа в группах. Защита бизнес плана.

6. Домашнее задание п. 5

7. Рефлексия

Источник

План-конспект

Тема: “Источники финансирования предпринимательства”

Класс: 8

Время: 90 минут

Цели урока:

образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства;

развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;

воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Оборудование: словарь на доску (кредит, срочность, возвратность, платность, гарантии, субсидия); плакат “Источники финансирования предпринимательства”;

Литература:

  1. Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса: Учебное пособие для 10(11) классов общеобразовательных учережд. Образоват. Обл. «Технология». – М: Вита – Пресс, 2001. – 112с.

  2. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. – Издательство Брянск. гос. педаг. университета. – 1996. – 277с.

  3. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.

Ход урока

1. Организационный момент (2-3 мин.):

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • проверка выполнения учащимися домашнего задания;

  • постановка цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.).

Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вспомнить основные вопросы наших предыдущих занятиях.

В ходе беседы учащиеся дают ответы на вопросы:

1. Какая деятельность называется предпринимательской?

2. Какова цель предпринимательской деятельности?

3. По какой формуле рассчитывается прибыль?

4. Из чего складываются затраты на производство?

5. Чтобы успешно вести свой бизнес, предприниматель должен обладать определенными качествами. Какими?

6. Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Назовите их.

3.Тема занятия(3мин.).

А кто знает что такое источники финансирования?

Для чего они нужны?

Сегодня перед нами стоит один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования предпринимательства.

4.Изложение нового материала (30 мин.).

Представьте, что у вас свой бизнес. Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Какие будут мнения? (предлагают взять деньги в долг у знакомых, оформить кредит в банке и внести личные средства.)

Учитель задает вопрос: “ С какой целью создается свой бизнес?”

Ответ: “Бизнес создается с целью получения прибыли”.

Вы назвали некоторые источники финансирования предпринимательства. Предлагаю разделить их на две группы: внутренние и внешние.

Плакат “Источники финансирования предпринимательства” помещается на классную доску. На схеме все ячейки закрыты и открываются в ходе объяснения. Дети делают таблицу в тетради.

Внутренние источники финансирования – это те источники, которые есть у самого предприятия.

Читайте также:  Бизнес план создание структурных подразделений

Внешние источники финансирования – это те источники, из которых финансы поступают в фирму от других предприятий, организаций, частных лиц, государства (т.е. со стороны).

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что из названных ими источников финансирования личные средства и прибыль – это внутренние источники, а банковский кредит и продажа акций – это внешние источники.

Учащиеся записывают в тетрадь: Прибыль – главный внутренний источник финансирования.

Продажа акций, как способ привлечь финансы извне, – важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

При подготовке к уроку можно заранее предложить кому либо из учащихся подготовить выступление на тему “Условия предоставления банковского кредита”. После изложения этого материала учащиеся записывают в тетрадь:

Условия предоставления банковского кредита :

  • Срочность.

  • Возвратность.

  • Платность.

  • Гарантии (залог или страховка).

Кроме банковского, в бизнесе используется еще одна разновидность кредита. Это – торговый кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Например, Ваши предприятия заказывают у поставщиков большую партию сырья. Согласно договору поставщик предоставляет Вам отсрочку платежа на 30 дней. Это значит, что к установленному сроку Ваши предприятия должны полностью рассчитаться за полученный товар и, сверх того, уплатить определенный процент за предоставленный кредит. Торговый кредит – это еще один внешний источник финансирования.

Учащиеся заносят в схему “Торговый кредит” и записывают в тетради: Торговый кредит – это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия.

Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Объединение с другими предприятиями”.

Государство может оказывать финансовую помощь в виде субсидий фирмам в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе (например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственная субсидия” и записывают в тетрадь: Государственная субсидия – это частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать. Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Есть еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм – это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственный заказ”. Схема заполнена.

5.Итоги урока(3 мин.).

Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.

Финансы – это не единственные ресурсы, которыми обладает предприниматель. Ресурсы, как вы уже знаете, это те факторы, благодаря которым производство существует и приносит прибыль. К ним относятся и трудовые ресурсы, и материальные ресурсы (сырье, материалы, оборудование).

Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке; объявляет оценку; выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся; дает задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент (2-3 мин.):

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • проверка выполнения учащимися домашнего задания;

  • постановка цели урока.

2. Тема, цели(3мин.).

Мы завершили изучение раздела “Основы предпринимательства”. Поэтому сегодня вы будете писать тест по всему разделу, для того что бы видеть как вы усвоили материал.

Объяснение для выполнения теста.

3.Самостоятельная работа(30-35 мин.).

Учитель следит за ходом выполнения работы.

4.Итоги

Источник