Скуд в школах бизнес план

Зачастую установкой и монтажом систем контроля и управления доступом (СКУД) в школах занимаются фирмы, не имеющие прямого отношения к отрасли систем безопасности. Отсутствие профессионального опыта может привести к организации системы, не учитывающей в полной мере все особенности объекта.
1. Основные требования к СКУД школы
Любая информационная система, внедряемая на объекте, должна учитывать его специфику, от этого напрямую зависит не только эффективность, но и удобство ее использования. Поэтому в первую очередь необходимо выделить главные требования к СКУД со стороны школы и определить полноту их реализации в устанавливаемой системе.

Эффективное управление доступом
● В школах не требуется настройка сложных режимов доступа, единственным правилом является невозможность проникновения на территорию посторонних лиц. Однако часто происходят ситуации, когда нужно пропустить человека, не имеющего пропуск. Это может быть ученик, забывший карту дома, или родственник, разово помогающий забрать ребенка из школы, рабочий, производящий ремонт, и т. п., поэтому для возможности выяснения обстоятельств допуска все случаи прохода, санкционированные охранником с пульта, должны обязательно протоколироваться системой.
● Некоторые системы позволяют также зафиксировать проход ученика без карты путем выбора охранником его из списка в программном интерфейсе.
● Фотоидентификация при проходе, т. е. всплывающая фотография, отображаемая на экране охранника. Помогает верифицировать личность проходящего и исключить использование идентификатора посторонним. При наличии интеграции с СВН или IP-камерами возможна также видеоидентификация.
● Каждый год из школы выпускается и принимается вновь большое количество учеников (от нескольких десятков до нескольких сотен), поэтому заведение карточек персонала и учащихся в СКУД должно быть не только простым и понятным, но и удобным. Возможность импорта данных, например, из таблицы Excel или стороннего сайта сильно упростит и ускорит данную работу.
● Контроль повторных проходов или antipassback. При наличии данной опции становится невозможным проход нескольких человек по одной карте доступа. Организуется за счет разделения территории объекта на зоны, ограниченные одной или несколькими точками доступа. Контроллером СКУД анализируется информация о нахождении каждого идентификатора (карты) и пресекаются попытки доступа из тех зон, где он в текущее время не зафиксирован. В случае школ способствует повышению дисциплины, пресечению передачи карты ученика, уже находящегося в школе, другому лицу и безошибочному определению местонахождения учащихся в экстренных ситуациях.

Соответствие требованиям МЧС
Физически контроль доступа достигается за счет ограничения возможности несанкционированного прохода на территорию объекта. К самому распространенному способу ограничения относится установка турникетов и ограждений при входе – для школ это вестибюль или фойе первого этажа здания. Для соответствия СКУД требованиям МЧС необходимо предусмотреть грамотное формирование зоны прохода, т. е. размещение ограждений и турникетов с соблюдением условий беспрепятственной эвакуации людей во время пожара. К числу таких требований относятся:
● Распашная калитка или легкосъемное ограждение должно располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от дверного проема входа в вестибюль параллельно плоскости дверей.
● Ширина ограждения должна быть не менее ширины дверного проема входа в вестибюль, но и не менее 1,2 м.
Помимо этого при возникновении экстренных ситуаций СКУД должна обеспечивать разблокировку преграждающих устройств (турникетов, замков, ограждений) для прохода потока людей. Разблокировка может осуществляться как вручную охранником, так и в автоматическом режиме при соответствующем оснащении турникетов и ограждений.
Идентификация учащихся
Современные технологии предлагают массу различных способов идентификации личности, однако не все они могут использоваться в школьных СКУД.

Бесконтактные карты
Самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются бесконтактные карты. Они удобны в использовании, имеют минимальную цену, а также допускают персонализацию, т. е. нанесение изображения, включающего персональные данные владельца или другую информацию. Кроме карт бесконтактные идентификаторы могут быть выполнены в виде брелоков и браслетов. Преимуществом брелоков является их более высокая стойкость к повреждению.
В таблице представлены основные формы бесконтактных идентификаторов, используемых в школах.
Сравнительные характеристики разных форм бесконтактных идентификаторов

* означает самое низкое значение показателя

Одним из наиболее важных параметров бесконтактных идентификаторов является формат, т. е. протокол взаимодействия карты и считывателя, который напрямую влияет на защищенность данных. Самым популярным все еще остается формат EM Marine, однако он совершенно не защищен от копирования и подделки.
Альтернативой ему может служить формат Mifare, являющийся на сегодня наиболее популярным и доступным среди карт с защитой от копирования. Идентификационные данные у таких карт хранятся во внутренней памяти, доступ к которой защищается специальным ключом, поэтому их копирование практически невозможно. Форма исполнения также варьируется от карт до брелоков, браслетов и проч.
Стоит отметить, что идентификаторы Mifare могут совмещать функции проездных или социальных карт и пропуска в школу, но считыватели для них стоят дороже, чем для EM Marine, и требуют специальной настройки.

Биометрия
В современных СКУД возможно использование в качестве идентификаторов биометрических признаков.
Самым распространенным на сегодня является отпечаток пальца. Его нельзя забыть дома или потерять, что удобно для учащегося. В отличие от карты его нельзя передать другому лицу, однако такой метод идентификации тоже имеет свои недостатки:
● большой поток одновременно проходящих учеников, грязные руки и царапины приведут к частому возникновению ошибок идентификации и, как следствие, очередей на входе и выходе;
● биометрические считыватели, как правило, невандалостойкие, что может привести к их частому выходу из строя;
● по сравнению со считывателями бесконтактных карт биометрические считыватели имеют более высокую стоимость;
● скорость считывания и распознавания отпечатка пальца ниже, чем идентификации карты, поэтому для обеспечения должной скорости прохода понадобится большее количество турникетов.

Идентификация без поднесения идентификатора (hands free)
Нужно упомянуть и о системах, регистрирующих проходы без поднесения идентификатора, организованных, например, на основе считывателей дальнего действия. Удобство использования, заключающееся в отсутствии необходимости каждый раз предъявлять идентификатор, перекрывается имеющимися недостатками:
● отсутствует физическое преграждение доступа;
● расположение металлического предмета рядом с картой, например телефона, существенно сокращает дальность считывания;
● ориентация карты относительно считывателя влияет на безошибочность идентификации;
● не определяется направление прохода при одновременном нахождении нескольких человек в зоне считывания.
Системы, использующие в качестве идентификатора распознанное лицо человека, также имеют особенности, не дающие преимуществ при использования в школах. К ним относится высокая стоимость и требовательность к месту установки, а также частое возникновение ошибок при большом потоке одновременно проходящих учеников.
Любые СКУД, не имеющие физического преграждения доступа (например, на основе терминалов учета рабочего времени), также значительно уступают в эффективности системам с использованием турникетов.

Информирование родителей
Информирование родителей о приходе и уходе ученика из школы, денежных средствах, потраченных на питание, дате родительского собрания или введения карантина – важный функционал СКУД для школ.
Информирование может быть реализовано разными способами:
● Предоставление online-доступа на сайт, где родитель сам может найти интересующую его информацию, например электронного дневника.
● Оперативное sms-информирование. sms формируется и отправляется СКУД автоматически при входе или выходе ученика из школы. Принимая во внимание то, что ученики могут выходить на улицу и на переменах, некоторые производители СКУД добавляют функцию подавления отправки sms при кратковременных выходах учащихся, что позволяет отправлять только значимые сообщения.
● Оперативное информирование при помощи рush-уведомлений. Рush-уведомления – наиболее современный способ информирования, используемый на смартфонах и планшетах. Рush-уведомление также отправляется системой автоматически при входе или выходе ученика из школы. Для получения уведомления необходима установка специального приложения на телефон и наличие мобильного интернета. Такой вид оповещения менее затратен по сравнению с sms, однако присутствует не во всех существующих СКУД.

Статистика и отчетность
Большинство современных СКУД позволяют не только управлять доступом, но и формировать отчеты на основе информации, хранящейся в их базе данных. Это могут быть сведения об учащихся и сотрудниках, о фактах совершенных проходов как в автоматическом режиме, так и санкционированных с пульта и фактах запрета доступа, а также данные о посещаемости и местонахождении учащихся на конкретную дату или отчетный период. Наличие автоматизированной отчетности значительно упрощает и ускоряет сбор статистических сведений.

Дополнительные возможности
Для большего удобства некоторыми производителями СКУД в состав программного обеспечения включается модуль автоматизации расчетов в школьных столовых. Он позволяет организовать безналичные расчеты за школьное питание при помощи той же карты, что используется для прохода, с возможностью оперативного информирования родителей о совершенных платежах.
Помимо сбора статистических данных об учениках СКУД может использоваться для учета рабочего времени персонала школы.
Возможно также расширение системы для организации контроля доступа во внутренние помещения, например, учительскую или хозяйственную часть.

Интеграция СКУД со сторонними системами
Некоторые производители СКУД ориентируются на удобство и эффективность использования интегрированных решений и реализуют механизмы взаимодействия с системами видеонаблюдения (СВН), охранно-пожарной сигнализации (ОПС), интернет-ресурсами и др.
Подключение к охранно-пожарной сигнализации позволяет полностью автоматизировать процесс разблокировки дверей и турникетов при возникновении пожарной тревоги.
Основной функцией интеграции с СВН является визуализация событий, т. е. просмотр видеоизображения или кадра, снятого IP-камерой, соответствующего событию входа/выхода. Используется в основном для установки личности прошедшего человека при возникновении происшествий.

Интеграция с интернет-ресурсами
Все более распространенной практикой становится донесение сведений об успеваемости учащихся при помощи ресурсов электронных дневников. При интеграции СКУД с такими ресурсами появляется дополнительная возможность информирования родителей о приходах и уходах учеников из школы.
Кроме этого некоторые производители СКУД реализуют в своих системах механизмы интеграции, позволяющие автоматически загружать с партнерских сайтов различную информацию, например, фотографии и сведения об учащихся, координаты родителей, используемые услуги и сроки их оплаты, что исключает двойную работу по занесению и актуализации данных. При этом со своей стороны СКУД может отсылать на сайт партнера дату/время зафиксированных проходов учащихся, информацию о совершенных платежных операциях и при наличии установленных IP-камер фотографии, сделанные во время проходов.

Интеграция с металлодетекторами
Обеспечивает невозможность проноса оружия в школу за счет блокировки турникета при срабатывании металлодетектора.

Экономические аспекты внедрения
Средняя стоимость предлагаемых на рынке аппаратно-программных комплексов СКУД для школ с численностью до 1000 человек, включающих 2 турникета с идентификацией по бесконтактным картам, составляет в среднем 200 000–250 000 руб. При этом цена решения может варьироваться в зависимости от:
● количества учащихся – 1 турникет используется из расчета на 500 человек;
● планировки конкретной проходной;
● способа идентификации (например, при использовании биометрии стоимость увеличивается примерно на 50%, в том числе и за счет увеличения количества турникетов);
● наличия дополнительных функций, например, модуля автоматизации питания в столовой.
Для внедрения СКУД в школе могут использоваться разные источники финансирования:
1. Бюджет. Выделяется редко и не во всех регионах
2. Деньги родителей. Для сбора суммы, оптимальной для среднестатистической семьи, необходимо согласие родителей не менее 50% учащихся
3. Деньги компании-установщика. В этом случае компания может установить в школе свое оборудование, и основным источником прибыли будет продажа дополнительных услуг родителям, в частности, услуги информирования. Она может предоставляться на условиях абонентской платы, составляющей 200–250 руб. в месяц. Также компания может печатать на картах-пропусках свою рекламную информацию.
При внедрении СКУД в школе возможны некоторые пути экономии, к ним относятся:
1. Преграждающие устройства (турникеты), уже имеющие все необходимые компоненты – контроллер и считыватели, дешевле тех же устройств, приобретаемых по отдельности.
2. В качестве идентификаторов СКУД могут использоваться уже имеющиеся смарт-карты, например, социальные или проездные (при условии поддержки считывателями).
3. При подключении sms -оповещения можно задействовать опцию подавления отправки при выходе на перемену, если подобная реализована в устанавливаемой системе. При этом родители будут получать сообщения только о приходе ученика в школу и выходе из нее.
4. Использовать для оперативного оповещения родителей push-уведомления, они гораздо дешевле sms.
В заключение хотелось бы отметить, что хотя на первый взгляд СКУД для школ не обладает особой сложностью построения, однако наличие большого количества особенностей учитывается далеко не всеми производителями специализированных программно-аппаратных решений.

Источник

СКУД в школе: вопросов здесь обычно больше, чем ответов на них. Чаще всего сложности с внедрением возникают из-за крайне ограниченного бюджета учреждений.

Мы постарались ответить на самые частые вопросы, которые связаны со школьными СКУД, и дали несколько рекомендаций, исходя из нашего опыта, о том, что важно учитывать при инсталляции.

Турникеты — лучший вариант

Почему лучше выбрать именно турникеты, а не, например, считыватели «вход/выход» без преграждающих устройств? Все просто: ученики — умышленно или нет — будут забывать отмечаться, что даст некорректные данные о посещаемости. Зачем тогда вообще СКУД, если она не ограничивает и не учитывает проходы?

Считыватели дальней идентификации также не подойдут — такие решения предназначены в основном для транспорта и мало применимы для идентификации людей.

Турникеты в вестибюле школы.

1 турникет на 500 человек

Какой турникет выбрать

Также хороший вариант купить IP-турникет — итоговая стоимость такого решения будет меньше, чем сумма всех компонент по отдельности: в турникет уже встроен контроллер СКУД и пара считывателей. Это гарантирует полную совместимость оборудования и значительно упрощает монтаж — к устройству необходимо подвести питание и закрепить его несколькими анкерами к полу.

Полезные ссылки:

Управление турникетами и калитками в Sigur

Видео: Турникеты и калитки в СКУД

Видео: Обзор IP-турникета 3V

Ограждения и требования МЧС

От выбора турникетов переходим к выбору ограждений. Это конструкции (обычно металлические), которые ограждают пространство около входной двери и направляют поток посетителей к турникетам.

При выборе нужно учитывать требования МЧС. Обычно самое важное из них — обеспечить свободный проход при эвакуации шириной не менее 1,2 метра. Для этого рекомендуем сделать быстрооткрывающуюся секцию в ограждениях (калитка «Антипаника»), а не устанавливать на турникет складывающиеся планки — они не смогут обеспечить нужную ширину прохода и, как следствие, не удовлетворяют требованиям МЧС.

Длина быстросъемного ограждения «Антипаника»

не должна быть меньше 120 см.

Также зачастую на входе нужна установка формирователя прохода — монолитной секции ограждения длиной около метра. Если этого не сделать, то возможна «пропажа» до 30% проходов или проходы через запертый турникет.

Полезные ссылки:

Видео: Планировка ограждений в зоне прохода

Выбор идентификаторов

От способа идентификации зависит стоимость системы, удобство работы и время прохода (которое может повлиять на количество турникетов).

Самый распространенный, понятный и бюджетный вариант — карты. На картах можно распечатать какую-нибудь информацию: данные о владельце, информацию о школе и так далее.

Можно рассмотреть вариант использования «карты учащегося»: социальной или банковской (точнее, транспортной, которой школьники оплачивают проезд). Правда, здесь стоит учесть, что такие карты будут считывать не любые считыватели.

Различные «карты школьника».

Брелок или браслет. По сути — та же карта, только в другом форм-факторе. Стоят почти в два раза дороже, но более устойчивы к повреждениям, их труднее потерять и выглядят они нестандартно в сравнении с картой.

Биометрия в школе: надо ли?

На первый взгляд биометрия может показаться очень удобным решением для школы: не нужно постоянно носить с собой карты или браслеты, которые ребенок может потерять или забыть.

Однако это, во-первых, недешево, а, во-вторых, идентификация по биометрическим отпечаткам занимает в общем случае больше времени, что может привести к очередям. В-третьих, если используется, например, биометрия по отпечатку пальца, установленные в устройствах сканеры плохо распознают грязные или мокрые пальцы, что может усложнить идентификацию детей в школе. И, наконец, дети растут, что потребует регулярной актуализации биометрических шаблонов.

Отдельно отметим распознавание лиц. Если выбирать этот способ идентификации, то лучше в качестве дополнительного, например, к карте — так можно избежать подлога и передачи карты другому человеку. Если как один признак, — то не рекомендуем, если в школе около 1000 человек — ошибки будут возникать неизбежно.

Распознавание лиц работает в режиме верификации в одной из школ.

Полезные ссылки:

Распознавание лиц в Sigur

Видео: Почему распознавание лиц не работает так, как вы хотите?

Видео: Биометрическая идентификация. Общие сведения.

Какие функции востребованы

Что важно для школ? Рассмотрим полезные функции СКУД — помимо стандартных,- которые будут полезны для родителей на примере версии ПО Sigur для школы.

Многим родителям важно знать, что их ребенок пришел на уроки и во сколько он вышел из школы. Уведомления могут быть разных типов: СМС, по электронной почте, в Telegram.

СМС-сообщение автоматически отправляется родителям,

когда ребенок пришел в школу и ушел из нее.

Для монтажных организаций рассылка смс-уведомлений может быть хорошим вариантом получить дополнительную прибыль. Технически отправка СМС происходит с использованием специализированных сервисов и должна быть оплачена поставщику по опредленному тарифу.

Давайте рассмотрим пример. Пусть каждый день ученик заходит в школу и уходит из неё — это 2 смски в день. В среднем за месяц в школу он ходит 24-25 раз. Итого — около 50 смс в месяц будет отправлено родителю. Купить такой пакет можно, например, за 90 рублей, продать — за 250 (подписка на получение уведомлений на месяц). Следовательно, прибыль — 160 рублей.

Конечно, в реальности не все родители готовы платить за смс-оповещение. Обычно на это согласны 15-20% родителей. Но даже так — 160 умножаем на 800 и на 0,15 = 19 200 рублей. То есть за месяц с одной школы можно заработать около 20 тысяч рублей.

Второй по популярности запрос — организация безналичной оплаты в столовой по той же карте, по какой ученик проходит в школу. Плюсы этого довольно очевидны: учащийся не использует деньги, так как карта привязана к некоему виртуальному счету, который пополняют родители. Все операции движения средств по расчетному счету фиксируются и доступны для контроля родителям.

Расчеты в столовой — востребованная функция в школах.

Но, есть и минусы. А именно необходимо постоянно актуализировать меню и заносить данные по позициям, необходима организация биллинговых операций с печатью кассовых чеков, что может затруднить внедрение такой системы.

Также может быть удобна функция интеграция с веб-ресурсами. Например, с сайтом школы, электронным дневником или специализированным веб-проектом. Для чего же необходима такая интеграция? Во-первых, это повышает надежность хранения данных. Хранить все данные об учениках только в школе на одном компьютере (особенно, если это компьютер вахтёра) ненадежно.

Можно создать личный кабинет для родителей, который позволит посмотреть им не только оценки своих детей, но и данные о времени прихода / ухода из школы, о том, что он покупал в столовой.

Как вариант — подключить к сервису банковскую систему уведомлений о назначении платежей для автоматизации управления услугой подписки на уведомления или пополнения счёта для столовой.

В Sigur есть специальный протокол, в рамках которого наш сервер напрямую обращается к партнерскому сайту, автоматически выгружая с него информацию об учащихся, со своей стороны — отсылает на сайт время проходов учащихся, фотографии о проходах с подключенных напрямую к Sigur IP-камер, информацию о платежных операциях учеников и другие данные.

СКУД в школе требует особого подхода. В первую очередь это связано с тем, что большинство школ крайне стеснены в финансовом плане, поэтому важно найти для таких объектов оптимальный вариант, который бы за относительно небольшие деньги обеспечивал безопасность и набор дополнительных удобных функций.

Рекомендованные статьи

Источник