Роль бизнес плана в деятельности предприятия курсовая
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уфимская
Государственная Академия Экономики
и Сервиса
Кафедра
“Туризм и гостеприимство ”
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
” Бизнес-планирование в СКСТ “
на тему:
“Роль бизнес-плана в деятельности
фирмы”
Выполнила: студентка
группы СЗ -51
Гринченко Алена
Проверила:
Шайгарданова В.Ю.
Уфа
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.
Понятие и сущность
бизнес – плана……………………………………….5
2.
Структура и этапы бизнес
– плана………………………………………………………7
3.
Роль бизнес – планирования
в стратегическом планировании
экономической деятельности
предприятия…………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список
используемой литературы……………………………………………17
Введение
Бизнес
– план – это документ, который описывает
все основные аспекты будущего предприятия,
анализирует все проблемы, с которыми
оно может столкнуться, а также определяет
способы решения этих проблем. Поэтому
правильно сложенный бизнес – план в конечном
счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще
вкладывать деньги в это дело и принесет
ли оно доходы, что окупят все расходы.
Актуальность
контрольной работы заключается в том,
что каждому предпринимателю, начиная
собственную деятельность, необходимо
спланировать, каким образом она должна
быть организована. Он должен четко представлять
себе перспективную потребность в финансовых,
материальных, трудовых и интеллектуальных
ресурсах, источники их получения, а также
уметь четко оценить экономическую эффективность
использования всех ресурсов в процессе
хозяйственной деятельности. Без бизнес-плана
вообще нельзя браться за коммерческую
деятельность, иначе возможность неудачи
будет слишком высока.
В
рыночной экономике предприниматели не
могут достичь стабильного успеха, если
не будут четко и эффективно планировать
свою деятельность, постоянно собирать
и анализировать информацию о целевых
рынках, положениях на них конкурентов,
собственных перспективах и возможностях.
Роль
бизнес – плана в деятельности предприятий
широкая и многофункциональная. С одной
стороны, бизнес план может рассматриваться
как инструмент стратегического планирования
деятельности предприятия, позволяя определять
цели и задачи его функционирования и
формировать систему мероприятий по достижению
поставленных целей. С другой стороны,
бизнес – план является мощным инструментом
контроля за деятельностью всех служб
и подразделов предприятия, и в первую
очередь инструментом контроля за доходами
и расходами. Он позволяет высшему руководству
предприятия провести оценку и анализ
фактически достигнутых результатов,
выявить причины возможных отклонений
от плановых показателей и скоординировать
деятельность предприятия таким образом,
чтобы достичь всех запланированных результатов
в полном объеме.
Целью
контрольной работы является исследование
применения на предприятии бизнес – плана
и его роли в коммерческой деятельности
предприятия.
В
соответствии с поставленной целью
необходимо решить следующие задачи:
- дать определение
понятию бизнес – план и исследовать его
характерные черты; - рассмотреть
сущность бизнес – планирования на предприятии; - исследовать
структуру и этапы бизнес – плана
Предметом
контрольной работы является бизнес
– планирование и его роль в коммерческой
деятельности предприятия.
1.
Понятие и сущность
бизнес – плана
Бизнес
– план – это документ, содержащий
обоснование действий, которые необходимо
осуществлять для реализации какого –
либо коммерческого проекта или создания
нового предприятия. Составлять его рекомендуется
на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели
следует давать в помесячной и поквартальной
разбивке, далее – в годовом разрезе.
Бизнес
– план необходим:
- для разработки
концепции ведения бизнеса и генеральной
стратегии развития предприятия; - для выполнения
функции планирования; - для оценки
и контроля процесса развития основной
деятельности предприятия; - для привлечения
денежных средств; - для привлечения
частных инвесторов, эффективного использования
инвестиций, конкурсного размещения государственных
инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес
– план представляет собой результат комплексного
исследования различных сторон деятельности
фирмы (производства, реализации продукции,
послепродажного обслуживания и др.).
Цель
разработки бизнес –
плана – дать обоснованную, целостную,
системную оценку перспектив развития
фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать
ее деятельность на ближайший период и
перспективу, исходя из потребностей рынка
и возможностей фирмы по их удовлетворению.
Побудительными
причинами планирования предпринимателем
своей деятельности можно считать следующие
три:
1)
сам процесс бизнес – планирования,
включая анализ идеи, заставляет объективно,
критически и беспристрастно взглянуть
на свой бизнес со всех его сторон. План
– это хорошо проложенный маршрут, отражающий
очередность действий и приоритеты в условиях
ограниченных ресурсов и способствующий
предотвращению ошибок при его реализации;
2)
бизнес – план является тем рабочим инструментом,
который при надлежащем использовании
может помочь оперативно контролировать
и управлять фирмой;
3)
законченный бизнес – план является
средством для доведения идей своего бизнеса
до всех заинтересованных лиц (банковского
менеджера, других финансовых инвесторов,
государственных учреждений, профессиональных
консультантов и др.), включая работников
фирмы.
Бизнес
– план помогает решить
следующие основные
задачи:
- определить
конкретное направление деятельности
фирмы, целевые рынки и место фирмы на
этих рынках; - сформулировать
долговременные и краткосрочные цели
фирмы, стратегии и тактики их достижения; - выбрать
номенклатуру и определить показатели
товаров и услуг, которые будут предлагаться
фирмой потребителям, а также, оценить
издержки по их созданию и реализации; - оценить
соответствие кадров фирмы и условий мотивации
их труда требованиям по достижению поставленных
целей; - определить
состав маркетинговых мероприятий фирмы
по изучению рынка, организации рекламы,
стимулированию продаж, ценообразованию,
каналам сбыта и т. п.; - обеспечить
жизнеспособность своей фирмы в условиях
жесткой конкуренции; - добиться
максимизации прибыли в конкретных условиях; - оценить
материальное и финансовое положение
фирмы.[3]
Пренебрегая
составлением бизнес – плана, предприниматель
может оказаться неготовым к тем трудностям,
которые могут возникнуть на его пути
к успеху, и будет лихорадочно импровизировать,
что часто кончается плачевно как для
него, так и для дела, которым он занимается.
Поэтому
лучше не пожалеть времени и средств
и заняться бизнес – планированием.
Не следует пренебрегать составлением
бизнес – плана даже в условиях, когда ситуации
на рынке меняются достаточно быстро,
так как разработка бизнес – плана – адаптивный
процесс, в результате которого проводится
регулярная корректировка решений, пересмотр
системы мероприятий по выполнению конкретной
программы и т. д.[11]
2.
Структура и этапы бизнес –
плана
Формы
представления бизнес – плана и
описываемые в нем разделы могут
быть различными в зависимости
от цели и назначения разрабатываемого
бизнес – плана. Стандартный бизнес – план
имеет определенную структуру, последовательность
разделов. Бизнес – план включает следующие
содержательные блоки.
1.
Резюме
2. Описание проекта
3. Исследование рынков
сбыта
4. План маркетинга
5.
Производственный план
6. Организационный
план
7. Оценка рисков
и страхование
8. Финансовый план
9. План дальнейшего
развития
Приложения. Технические
данные по продукции, патентная, сертификационная
и др. документация, экспертные заключения
по продукции или рынкам.[7]
Резюме
является одним из самых важных частей
бизнес – плана, так как он представляет
собой краткое описание проекта и может
вызвать (или нет) интерес читателя (потенциального
инвестора) и представляет собой краткое
изложение предмета бизнес – плана, т.е.
обоснование привлекательности нового
бизнеса, коммерческого предложения или
инвестиционного проекта для адресата
бизнес – плана. С самого начала в бизнес
– плане обосновывается, какие ресурсы
или какая помощь необходима новому бизнесу,
и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.
Резюме
представляет собой как бы свод выводов
по каждому разделу бизнес-плана,
рассматриваемых в дальнейшем и
дает представление о:
- продукции,
производимой предприятием, ее достоинствах
и отличительных особенностях, которые
ставят ее вне конкуренции в отношении
ценообразования или качества; - рынке сбыта
предлагаемого товара, тенденциях его
развития, группах основных потребителей; - конкуренции,
существующей на рынках сбыта, доли рынка,
занимаемого конкурентами, характеристике
продукции конкурентов и ее качества,
уровне цен конкурентов; - каналах распределения,
условиях ценообразования, методах продвижения
товаров на рынок; - бизнесе организации,
руководителях и сотрудниках, опыте работы
в данной отрасли и осуществленных проектах; - рисках, с
которыми может столкнуться организация
в процессе реализации проекта и мерах
по их устранению или минимизации; - целях и условиях
финансирования, прогнозировании доходов
и чистого дохода после уплаты налогов,
ожидаемой рентабельности, временных
рамках достижения уровня безубыточности
и превышении наличных поступлений над
платежами; - планах и
перспективах дальнейшего развития организации,
стратегии и целях организации.
Данные,
представленные в «Резюме» должны
позволить потенциальному инвестору
сформировать свое отношение к предлагаемому
проекту, заинтересовать в дальнейшем
ознакомлении с бизнес – планом и принятии
его.
В
разделе «Описание
проекта» описываются цели (финансовые
и нефинансовые) и стратегии бизнес – плана,
предмет бизнес – плана, своеобразие продукции
или услуг, текущее состояние рынка сбыта,
история фирмы – разработчика и перспективы
развития нового бизнеса; демонстрируется,
в чем, собственно, состоит неудовлетворенная
потребность, диктующая необходимость
создания или развития данного бизнеса.
Дается характеристика выпускаемой продукции,
ассортимент, качество товаров, наличие
упаковки, а также условия сертификации
и патентования продукции, если она в этом
нуждается. Определяется объем выпускаемой
продукции, цены по которым продукция
будет предлагаться на рынке. Главное
назначение этой части бизнес-плана –
продемонстрировать адресату бизнес-плана,
что именно данная фирма (структурное
подразделение), люди ее возглавляющие,
по своим знаниям, опыту работы в состоянии
наилучшим образом реализовать цели нового
бизнеса, что именно им (и почему) можно
доверить деньги инвестора или иные ресурсы
партнера или вышестоящего руководства.
В
разделе «Исследование
рынков сбыта» дается описание ситуации,
сложившейся на рынке для каждого товара
отдельно, рассматриваются все виды предлагаемой
продукции, сложившийся на нее уровень
цен, исследуется соотношение спроса и
предложения, чтобы выявить возможные
ниши для нашего товара и сделать вывод
о неудовлетворенном спросе и соответственно
о востребованности продукции. На основе
анализа сложившейся ситуации и изменений,
происходящих в настоящее время в обществе,
экономике, законодательстве делается
вывод о тенденциях развития отрасли в
будущем и возможном спросе.
Источник
Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü áèçíåñ-ïëàíà, åãî çíà÷åíèå êàê ðàáî÷åãî èíñòðóìåíòà ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè. Ôóíêöèè, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ áèçíåñ-ïëàíîâ, îñíîâíûå ïîäõîäû è ïðèíöèïû èõ ðàçðàáîòêè. Àíàëèç îòëè÷èé ïîíÿòèé “áèçíåñ-ïëàí” è “èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò”.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
ÌÈÍÎÁÐÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÈ
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÊÀÇÀÍÑÊÈÉ ÍÀÖÈÎÍÀËÜÍÛÉ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÒÅËÜÑÊÈÉ ÒÅÕÍÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ» (ÔÃÁÎÓ ÂÎ «ÊÍÈÒÓ»)
Âûñøàÿ øêîëà ìåíåäæìåíòà è ìàðêåòèíãà
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà ïî äèñöèïëèíå:
Îöåíêà èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ
Òåìà: «Ïîíÿòèå è ðîëü áèçíåñ-ïëàíà»
Âûïîëíèëà:
Ñò.ãð. ¹ 96-003
Þìàãóëîâà Åêàòåðèíà
Ïðîâåðèëà: Ãàëååâà Ãóëüíàç
Ìàâëåòçÿíîâíà
 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ðàáî÷èì èíñòðóìåíòîì, èñïîëüçóåìûì âî âñåõ ñôåðàõ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà. Áèçíåñ – ïëàí îïèñûâàåò ïðîöåññ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèðìû, òàêèì îáðàçîì ïîêàçûâàÿ, êàê å¸ ðóêîâîäèòåëè ñîáèðàþòñÿ äîñòè÷ü ñâîè öåëè è çàäà÷è.
 ïåðâóþ î÷åðåäü èõ öåëü – ýòî ïîâûøåíèå ïðèáûëüíîñòè ðàáîòû. Õîðîøî ðàçðàáîòàííûé áèçíåñ-ïëàí ïîìîãàåò ôèðìå ðàñòè, çàâî¸âûâàòü íîâûå ïîçèöèè íà ðûíêå, ãäå îíà ôóíêöèîíèðóåò, ñîñòàâëÿòü ïåðñïåêòèâíûå ïëàíû ñâîåãî ðàçâèòèÿ, êîíöåïöèè ïðîèçâîäñòâà íîâûõ òîâàðîâ è óñëóã, à òàêæå âûáèðàòü ðàöèîíàëüíûå ñïîñîáû èõ ðåàëèçàöèè.
Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûì äîêóìåíòîì. Îí ñèñòåìàòè÷åñêè îáíîâëÿåòñÿ, â íåãî âíîñÿòñÿ èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå êàê ñ ïåðåìåíàìè, ïðîèñõîäÿùèìè âíóòðè îðãàíèçàöèè, òàê è èçìåíåíèÿìè íà ðûíêå, ãäå äåéñòâóåò ôèðìà, òàê æå è â ýêîíîìèêå â öåëîì. Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî âíóòðåííèì äîêóìåíòîì ôèðìû, íî è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ èíâåñòîðîâ è êðåäèòîðîâ.
Òàêèì îáðàçîì Áèçíåñ-ïëàí – ýòî ýôôåêòèâíûé èíñòðóìåíò ïëàíèðîâàíèÿ ïðîåêòíî-èíâåñòèöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà â óñëîâèÿõ èçìåíÿþùåéñÿ âíåøíåé ñðåäû.
áèçíåñ ïëàí èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò
Áèçíåñ-ïëàí (Áèçíåñ ïëàíèðîâàíèå) – êðàòêîå, òî÷íîå, äîñòóïíîå è ïîíÿòíîå îïèñàíèå ïðåäïîëàãàåìîãî áèçíåñà, âàæíåéøèé èíñòðóìåíò ïðè ðàññìîòðåíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèé, ïîçâîëÿþùèé âûáðàòü íàèáîëåå ïåðñïåêòèâíûå ðåøåíèÿ è îïðåäåëèòü ñðåäñòâà äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ.
Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, ïîçâîëÿþùèì óïðàâëÿòü áèçíåñîì, ïîýòîìó åãî ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê íåîòúåìëåìûé ýëåìåíò ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ è êàê ðóêîâîäñòâî äëÿ èñïîëíåíèÿ è êîíòðîëÿ.
Áèçíåñ-ïëàí – ýòî äîêóìåíò, êîòîðûé óáåäèòåëüíî äåìîíñòðèðóåò ñïîñîáíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ ïðîèçâåñòè è ïðîäàòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî òîâàðîâ (ðàáîò, óñëóã è ò.ä.), ÷òîáû ïðè ýòîì ðàçìåð ïðèáûëè óäîâëåòâîðÿë ïîòåíöèàëüíûõ èíâåñòîðîâ.
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå – ýòî îáúåêòèâíàÿ îöåíêà ñîáñòâåííîé ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ôèðìû è â òî æå âðåìÿ íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò ïðîåêòíî-èíâåñòèöèîííûõ ðåøåíèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèåé õîçÿéñòâîâàíèÿ.
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óïîðÿäî÷åííóþ ñîâîêóïíîñòü ñòàäèé è äåéñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ñèòóàöèîííûì àíàëèçîì îêðóæàþùåé ñðåäû, ïîñòàíîâêîé öåëåé áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ, îñóùåñòâëåíèåì ïëàíèðîâàíèÿ, ïðîäâèæåíèåì áèçíåñ-ïëàíà íà ðûíîê èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè, ðåàëèçàöèåé áèçíåñ-ïëàíà, êîíòðîëåì çà åãî âûïîëíåíèåì.
 ñîâðåìåííîé ïðàêòèêå áèçíåñ-ïëàí âûïîëíÿåò ïÿòü ôóíêöèé:
1. Âîçìîæíîñòü åãî èñïîëüçîâàíèÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áèçíåñà. Ýòà ôóíêöèÿ æèçíåííî íåîáõîäèìà â ïåðèîä ñîçäàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, à òàêæå ïðè âûðàáîòêå íîâûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè.
2. Ïëàíèðîâàíèå. Îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ íîâîãî íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, êîíòðîëèðîâàòü ïðîöåññû âíóòðè ôèðìû.
3. Ïðèâëå÷åíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ – ññóäû, êðåäèòû.
4. Ïðèâëå÷åíèå ê ðåàëèçàöèè ïëàíîâ êîìïàíèè ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, êîòîðûå ïîæåëàþò âëîæèòü â ïðîèçâîäñòâî ñîáñòâåííûé êàïèòàë èëè èìåþùóþñÿ ó íèõ òåõíîëîãèþ.
5. Âîâëå÷åíèå âñåõ ñîòðóäíèêîâ â ïðîöåññ ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà ïîçâîëÿåò óëó÷øèòü èõ èíôîðìèðîâàííîñòü î ïðåäñòîÿùèõ äåéñòâèÿõ, ñêîîðäèíèðîâàòü óñèëèÿ, ñîçäàòü ìîòèâàöèþ äîñòèæåíèÿ öåëåé.
Òàêèì îáðàçîì, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ ïðè îöåíêå ðûíî÷íîé ñèòóàöèè êàê âíå ôèðìû, òàê è âíóòðè íåå ïðè ïîèñêå èíâåñòîðîâ. Îí ìîæåò ïîìî÷ü êðóïíûì ïðåäïðèíèìàòåëÿì ðàñøèðèòü äåëî ñ ïîìîùüþ ïîêóïêè àêöèé äðóãîé ôèðìû èëè îðãàíèçàöèè íîâîé ïðîèçâîäñòâåííîé ñòðóêòóðû, à òàêæå ñëóæèò îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ îáùåãîñóäàðñòâåííîé ñòðàòåãèè ïëàíèðîâàíèÿ.
 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âåðñèé áèçíåñ-ïëàíîâ ïî ôîðìå, ñîäåðæàíèþ, ñòðóêòóðå è ò.ä.
Íàèáîëüøèå ðàçëè÷èÿ íàáëþäàþòñÿ â ðàìêàõ ìîäèôèêàöèé áèçíåñ-ïëàíîâ â çàâèñèìîñòè íàçíà÷åíèÿ: ïî áèçíåñ-ëèíèÿì (ïðîäóêöèÿ, ðàáîòû, óñëóãè, òåõíè÷åñêèå ðåøåíèÿ), ïî ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì (íîâîìó èëè äåéñòâóþùåìó).
Ñóùåñòâóþò äâà îñíîâíûõ ïîäõîäà ê ðàçðàáîòêå áèçíåñ-ïëàíà:
– Ïåðâûé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî èíèöèàòîðû ïðîåêòà ñàìè ðàçðàáàòûâàþò áèçíåñ-ïëàí, à ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïîëó÷àþò ó ñïåöèàëèñòîâ, â ÷àñòíîñòè ó âîçìîæíûõ èíâåñòîðîâ. Ñîãëàñíî çàðóáåæíîé ïðàêòèêå äàííûé ïîäõîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíûì.
– Ïðè âòîðîì ïîäõîäå èíèöèàòîðû áèçíåñ-ïëàíà ñàìè åãî íå ðàçðàáàòûâàþò, à âûñòóïàþò â êà÷åñòâå çàêàç÷èêîâ. Ðàçðàáîò÷èêàìè áèçíåñ-ïëàíà ÿâëÿþòñÿ ôèðìû, ñïåöèàëèçèðóþùèåñÿ â îáëàñòè ìàðêåòèíãîâîé äåÿòåëüíîñòè, àâòîðñêèå êîëëåêòèâû, îòäåëüíûå àâòîðû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðèâëåêàþòñÿ êîíñàëòèíãîâûå ôèðìû è ýêñïåðòû.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà:
1) òèòóëüíûé ëèñò;
2) àííîòàöèÿ;
3) ìåìîðàíäóì î êîíôèäåíöèàëüíîñòè;
4) îãëàâëåíèå;
Çàòåì åãî îñíîâíûå ðàçäåëû:
1) ðåçþìå;
2) èñòîðèÿ áèçíåñà îðãàíèçàöèè (îïèñàíèå îòðàñëè);
3) õàðàêòåðèñòèêà îáúåêòà áèçíåñà îðãàíèçàöèè;
4) àíàëèç áèçíåñ-ñðåäû îðãàíèçàöèè;
5) ïëàí ìàðêåòèíãà;
6) ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí;
7) îðãàíèçàöèîííûé ïëàí;
8) ôèíàíñîâûé ïëàí;
9) îöåíêà è ñòðàõîâàíèå ðèñêà;
10) ïðèëîæåíèÿ.
Äàííàÿ ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà íîñèò ëèøü ðåêîìåíäàòåëüíûé õàðàêòåð è íå ïðåòåíäóåò íà ðîëü îáðàçöîâîé. Ïåðå÷åíü ðàçäåëîâ è èõ ñîäåðæàíèå â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîæåò äîïîëíÿòüñÿ èëè óòî÷íÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé, â êîòîðûõ ôóíêöèîíèðóåò ôèðìà.
Îñíîâíûå ïðè÷èíû, âûçûâàþùèå ïîòðåáíîñòè â ðàçðàáîòêå áèçíåñ-ïëàíà äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ:
1) îáåñïå÷åíèå îáúåêòèâíîé îöåíêè áèçíåñà, ó÷èòûâàþùåé ñðåäíåñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå öåëè ìåíåäæìåíòà;
2) ïðèâåäåíèå ìåíåäæìåíòà ïðåäïðèÿòèÿ ê óñïåõó â ðåçóëüòàòå èñïîëüçîâàíèÿ ìåòîäîëîãèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ è åãî ìîíèòîðèíãà;
3) ñîçäàíèå óñëîâèé íà ïðåäïðèÿòèè, ïðè êîòîðûõ âíåäðÿåìûå ìåíåäæìåíòîì èäåè â íàèáîëåå äîñòóïíîì è öåëîñòíîì âèäå äîâîäÿòñÿ äî äðóãèõ è îáåñïå÷èâàåòñÿ ïðèâëå÷åíèå ÷àñòî íåîáõîäèìûõ ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ.
Áèçíåñ-ïëàí – ýòî ïëàí îñóùåñòâëåíèÿ áèçíåñ-îïåðàöèè, äåéñòâèé ôèðìû, ñîäåðæàùàÿ ñâåäåíèÿ î ôèðìå, òîâàðå, åãî ïðîèçâîäñòâå, ðûíêàõ ñáûòà, ìàðêåòèíãå, îðãàíèçàöèè îïåðàöèé è èõ ýôôåêòèâíîñòè, è â òî æå âðåìÿ íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò ïðîèçâîäñòâà ïðîäóêöèè èëè îêàçàíèÿ óñëóã â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè.
Ñëåäóåò ðàçëè÷àòü ïîíÿòèÿ «áèçíåñ-ïëàí», «èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò» è «òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå».  îäíîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí îòíîñèòñÿ ê ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì, â äðóãîì – ê èòîãîâîìó äîêóìåíòó, îáîñíîâûâàþùèé ïðîåêò. Ýòî îïðåäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèì. Ïðîöåññ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ, ðåçóëüòàòîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ áèçíåñ-ïëàí, ìîæíî ïîíèìàòü â øèðîêîì è óçêîì ñìûñëå.
 óçêîì ïîíèìàíèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå – ýòî ðàçðàáîòêà íåêîòîðîãî èòîãîâîãî äîêóìåíòà ïî îáîñíîâàíèþ áèçíåñ – èäåè ñ öåëüþ ïðèâëå÷åíèÿ èíâåñòèöèé. Óêàçàííàÿ ïðîöåäóðà íîñèò ðàçîâûé õàðàêòåð.  äàííîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí âûñòóïàåò êàê âòîðè÷íûé äîêóìåíò, ïðåäñòàâëÿþùèé ïëàíû ðàçðàáîòêè è ðåàëèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ÷àñòè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà.
 øèðîêîì ïîíèìàíèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå – ýòî íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ïëàíèðîâàíèÿ õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ íà áëèæàéøèå è îòäàëåííûå ïåðèîäû â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è âîçìîæíîñòè ïîëó÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ ðåñóðñîâ.  äàííîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí âûñòóïàåò èíñòðóìåíòîì óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé ïîñðåäñòâîì åãî ðåàëèçàöèè è âíåñåíèè â êîëëåêòèâ íà îñíîâå àíàëèçà âíóòðåííåãî ñîñòîÿíèÿ îáúåêòà è åãî ïîëîæåíèÿ âî âíåøíåé ñðåäå. Ðåçóëüòàòîì òàêîãî ïëàíèðîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìà ïëàíîâ ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñòðàòåãè÷åñêèé è òåêóùèé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ. Çäåñü èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ìîæåò áûòü âêëþ÷åí â ñòðàòåãè÷åñêèé è òåêóùèé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðûé îòðàæàåò ïëàíèðóåìûå ðåçóëüòàòû ïðîåêòà.
Áëèçêèì ðîäñòâåííèêîì áèçíåñ-ïëàíà ìîæíî ñ÷èòàòü òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå. Ýòî åùå îäèí èç âàðèàíòîâ ïëàíà ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, ïîýòîìó ôóíêöèè áèçíåñ-ïëàíà áëèçêè ê ôóíêöèÿì òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ. Ãëàâíîå îòëè÷èå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ îò áèçíåñ-ïëàíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ýòî ñïåöèôè÷åñêèé äîêóìåíò äëÿ ñîçäàíèÿ è ðàçâèòèÿ ïðîìûøëåííûõ îáúåêòîâ, ò.å. îñîáûé àêöåíò â ñòðóêòóðå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ ñäåëàí íà ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíè÷åñêèé àñïåêò ïðîåêòà, â òî âðåìÿ êàê êîììåð÷åñêèå ðûíî÷íûå ïðîáëåìû áóäóùåãî áèçíåñà îñòàþòñÿ íåðàñêðûòûìè. Ñ ýòèõ ïîçèöèé ìîæíî ãîâîðèòü î ãîðàçäî óçêîì ñïåöèôè÷åñêîì õàðàêòåðå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ, ÷åì áèçíåñ-ïëàíà.
 ðûíî÷íûõ óñëîâèÿõ õîçÿéñòâîâàíèÿ áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ è ôîðìàõ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà è ïîìîãàåò î÷åðòèòü òîò êðóã ïðîáëåì, ñ êîòîðûì ñòàëêèâàåòñÿ ïðåäïðèÿòèå èëè ïðåäïðèíèìàòåëü â óñëîâèÿõ èçìåí÷èâîñòè, íåñòàáèëüíîñòè ðûíî÷íîé ñèòóàöèè.
Áèçíåñ-ïëàí – ýòî íåîáõîäèìûé â ðûíî÷íûõ óñëîâèÿõ èíñòðóìåíò òåõíè÷åñêîãî, îðãàíèçàöèîííî – ýêîíîìè÷åñêîãî, ôèíàíñîâîãî, óïðàâëåí÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ äåëà, âêëþ÷àÿ âçàèìîîòíîøåíèå ñ áàíêàìè, ñ èíâåñòèöèîííûìè è ñáûòîâûìè îðãàíèçàöèÿìè, ïîñðåäíèêàìè, ïîòðåáèòåëÿìè.
Öåëü ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà – ñïëàíèðîâàòü õîçÿéñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ íà áëèæàéøóþ è îòäàëåííóþ ïåðñïåêòèâó â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è âîçìîæíîñòÿìè ïîëó÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ ðåñóðñîâ.
Áèçíåñ-ïëàí ïîìîãàåò ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:
· ñôîðìèðîâàòü äîëãîâðåìåííûå è êðàòêîñðî÷íûå öåëè ïðåäïðèÿòèÿ, ñòðàòåãèþ è òàêòèêó èõ äîñòèæåíèÿ, îïðåäåëèòü ëèö, îòâåòñòâåííûõ çà ðåàëèçàöèþ êàæäîé ñòðàòåãèè;
· îïðåäåëèòü êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, öåëåâûå ðûíêè è ìåñòî ïðåäïðèÿòèÿ íà ýòèõ ðûíêàõ;
· îïðåäåëèòü ñîñòàâ è ïîêàçàòåëè òîâàðîâ è óñëóã, êîòîðûå áóäóò ïðåäëàãàòüñÿ ïðåäïðèÿòèåì ïîòðåáèòåëÿì, îöåíèòü ïðîèçâîäñòâåííûå è íåïðîèçâîäñòâåííûå èçäåðæêè;
· îöåíèòü ñîîòâåòñòâèå êàäðîâ ïðåäïðèÿòèÿ è óñëîâèÿ äëÿ ìîòèâàöèè èõ òðóäà òðåáîâàíèÿì ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· îïðåäåëèòü ñîñòàâ ìàðêåòèíãîâûõ ìåðîïðèÿòèé ïðåäïðèÿòèÿ ïî èçó÷åíèþ ðûíêà, ðåêëàìå, ñòèìóëèðîâàíèþ ïðîäàæ, öåíîîáðàçîâàíèþ, êàíàëàì ñáûòà è ò.ä.;
· îöåíèòü ìàòåðèàëüíîå è ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå ïðåäïðèÿòèÿ è ñîîòâåòñòâèå ôèíàíñîâûõ è ìàòåðèàëüíûõ ðåçåðâîâ äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· ïðåäóñìîòðåòü òðóäíîñòè, êîòîðûå ìîãóò ïîìåøàòü âûïîëíåíèþ áèçíåñ-ïëàíà.
 öåëîì, ïëàíèðîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ ñ ïîìîùüþ áèçíåñ-ïëàíà äàåò íåìàëî âûãîä:
· çàñòàâëÿåò ðóêîâîäèòåëåé çàíèìàòüñÿ ïåðñïåêòèâîé ïðåäïðèÿòèÿ;
· ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü áîëåå ÷åòêóþ êîîðäèíàöèþ ïðåäïðèíèìàòåëüñêèõ óñèëèé ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· óñòàíàâëèâàåò ïîêàçàòåëè äåÿòåëüíîñòè ôèðìû äëÿ ïîñëåäóþùåãî êîíòðîëÿ;
· çàñòàâëÿåò ðóêîâîäèòåëåé ÷åòêî è êîíêðåòíî îïðåäåëèòü ñâîè öåëè è ïóòè èõ äîñòèæåíèÿ;
· äåëàåò ïðåäïðèÿòèå áîëåå ïîäãîòîâëåííûì ê âíåçàïíûì èçìåíåíèÿì ðûíî÷íîé ñèòóàöèè;
· íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò îáÿçàííîñòü è îòâåòñòâåííîñòü âñåõ ðóêîâîäèòåëåé ôèðìû.
Áèçíåñ – ïëàí îöåíèâàåò ïåðñïåêòèâíóþ ñèòóàöèþ êàê âíóòðè ôèðìû, òàê è âíå åå. Îí íåîáõîäèì ðóêîâîäñòâó ôèðìû äëÿ îðèåíòàöèè â óñëîâèÿõ àêöèîíåðíîé ñîáñòâåííîñòè è â îïðåäåëåííîé ìåðå ïðè ñîçäàíèè òîâàðèùåñòâà. Èìåííî ïðè ïîìîùè áèçíåñ-ïëàíà ðóêîâîäñòâî ôèðìû ïðèíèìàåò ðåøåíèå, êàêàÿ ÷àñòü ïðèáûëè îñòàåòñÿ â äåëå íà íàêîïëåíèå, à êàêàÿ ðàñïðåäåëÿåòñÿ â ôîðìå äèâèäåíäîâ ìåæäó àêöèîíåðàìè. Áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ ïðè ïîèñêå èíâåñòîðîâ, êðåäèòîðîâ, ñïîíñîðñêèõ âëîæåíèé è ò.ä. Ïåðåä òåì êàê ðèñêíóòü íåêîòîðûì êàïèòàëîì èíâåñòîðû äîëæíû áûòü óâåðåíû â òùàòåëüíîñòè ïðîðàáîòêè ïðîåêòà è äîëæíû áûòü îñâåäîìëåíû îá åãî ýôôåêòèâíîñòè. Îíè äîëæíû èçó÷èòü áèçíåñ-ïëàí ïåðåä ðàññìîòðåíèåì âîçìîæíîñòè êàïèòàëîâëîæåíèé, ò.å. áèçíåñ-ïëàíû íåîáõîäèìû â ðàáîòå ñ ëþáûìè èíâåñòèöèÿìè.
Ôîðìàò áèçíåñ-ïëàíà âêëþ÷àåò îñíîâíûå ñâåäåíèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ ïëàíèðîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè, àíàëèçà ïðîìåæóòî÷íûõ è îêîí÷àòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé ìåíåäæåðàìè ìàòåðèíñêîé è äî÷åðíèõ êîìïàíèé è àêöèîíåðàìè. Ôîðìàò îò÷åòà îá èñïîëíåíèè áèçíåñ-ïëàíà âêëþ÷àåò ñâåäåíèÿ î ïëàíîâûõ è ôàêòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëÿõ çà îò÷åòíûé ïåðèîä.
Òàêæå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî öèòàò è êðûëàòûõ ôðàç îò èçâåñòíûõ ëþäåé, áèçíåñìåíîâ, ïèñàòåëåé. Ïðî÷èòàéòå ñîáðàííûå â ýòîì ðàçäåëå öèòàòû î ïëàíèðîâàíèè è ïëàíàõ. Ýòî ëó÷øèå âûñêàçûâàíèÿ óñïåøíûõ ëþäåé î ïëàíàõ è ïðàâèëüíîì ïëàíèðîâàíèè, êîòîðûå ïîìîãóò âàì äîñòè÷ü âïå÷àòëÿþùèõ ðåçóëüòàòîâ. Íàïðèìåð, òàêèå êàê:
Ñåêðåò íåóêëîííîãî äâèæåíèÿ âïåðåä â òîì, ÷òîáû ñäåëàòü ïåðâûé øàã. Ñåêðåò ïåðâîãî øàãà â òîì, ÷òîáû ðàçáèòü ñëîæíûå, êàæóùèåñÿ íåîäîëèìûìè çàäà÷è íà ïðîñòûå è îñóùåñòâèìûå è íà÷àòü ñ ñàìîé ïåðâîé.
Ìàðê Òâåí
Èç æåëàíèé áîãàòñòâ íå ïîëó÷àåòñÿ. Îíè ïîëó÷àþòñÿ èç ÿñíîãî ïëàíà äåéñòâèé, îñíîâàííîãî íà òàêèõ æå ÿñíûõ óñòðåìëåíèÿõ.
Íàïîëåîí Õèëë
Åñëè âû õîòèòå äîáèòüñÿ óñïåõà, òî ïðÿìî ñ ñåãîäíÿøíåãî äíÿ ïðåêðàòèòå “ïëûòü ïî òå÷åíèþ”. Îïðåäåëèòå äëÿ ñåáÿ êîíêðåòíóþ öåëü. Íàïèøèòå åå íà áóìàãå. Ïóñòü îíà ÷åòêî îòïå÷àòàåòñÿ â âàøåé çðèòåëüíîé ïàìÿòè. Îïðåäåëèòå êîíêðåòíûå øàãè äëÿ åå äîñòèæåíèÿ. Íåçàìåäëèòåëüíî íà÷èíàéòå ïðèâîäèòü ñâîé ïëàí â äåéñòâèå.
Íàïîëåîí Õèëë
×åì ãåíèàëüíåå âàø ïëàí, òåì ìåíüøå ëþäåé ñ íèì áóäóò ñîãëàñíû.
Ñóíü Öçû
×òîáû âûïîëíèòü áîëüøîé è âàæíûé òðóä, íåîáõîäèìû äâå âåùè: ÿñíûé ïëàí è îãðàíè÷åííîå âðåìÿ.
Ýëáåðò Õàááàðä
Ó êàæäîé ñåðü¸çíîé êîìïàíèè äîëæåí áûòü ñïèñîê âåùåé, êîòîðûå îíà äîëæíà îñóùåñòâèòü, è åñëè ó íå¸ íåò âåùåé êàê ìèíèìóì íà ïîëãîäà âïåð¸ä, – äåëà ó íå¸ ïëîõè.
Ìàêñ Êðàéíîâ
Ïëàíû – íè÷òî, ïëàíèðîâàíèå – âñå.
Õåëüìóò ôîí Ìîëüòêå(1800-1891),
ãåðìàíñêèé ôåëüäìàðøàë (íàäïèñü íàä äâåðüþ êàáèíåòà
îáúåäèíåííîãî êîìàíäîâàíèÿ ìèíèñòåðñòâà îáîðîíû ÑØÀ)
 ïîëèòèêå îïåðèðóþò äâóõ-, ÷åòûðåõ- èëè øåñòèãîäè÷íûìè öèêëàìè; íî äëÿ áèçíåñà ýòîãî íåäîñòàòî÷íî. Çäåñü ïëàíèðîâàíèå äîëæíî îïåðèðîâàòü áîëåå äëèòåëüíûìè – êàê ìèíèìóì äåñÿòèëåòíèìè öèêëàìè.
Íåëñîí Ðîêôåëëåð (1908-1979),
ãóáåðíàòîð øòàòà Íüþ-Éîðê, âèöå-ïðåçèäåíò ÑØÀ
×åì áîëüøå ãîñóäàðñòâî ïëàíèðóåò, òåì òðóäíåå ñòàíîâèòñÿ ïëàíèðîâàòü èíäèâèäó.
Ôðèäðèõ Õàåê (1899-1992),
àâñòðèéñêèé ýêîíîìèñò
Ïîáåäà ÷àñòî ïðèõîäèò íå ê òîìó, êòî ñîñòàâèë áëåñòÿùèé ïëàí, à ê òîìó, êòî ñäåëàë ìåíüøå îøèáîê.
Øàðëü äå Ãîëëü (1890-1970), ïðåçèäåíò Ôðàíöèè
Áèçíåñ – ïëàí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà – ýòî âèçèòíàÿ êàðòî÷êà ïðåäïðèÿòèÿ. Èìåííî áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ äàåò èíâåñòîðó èñ÷åðïûâàþùèå îòâåòû íà ñàìûå âàæíûå äëÿ ëþáîãî èíâåñòîðà âîïðîñû: èìååò ëè ñìûñë âêëàäûâàòü ñâîè ñðåäñòâà â èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò, ïðè êàêèõ óñëîâèÿõ ýòîò ïðîåêò áóäåò ìàêñèìàëüíî ýôôåêòèâåí ñ ó÷åòîì äîïóñòèìîãî óðîâíÿ ðèñêà, êîòîðûå îïðåäåëåíû ðàçðàáîò÷èêîì èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, ÷òîáû ïîëó÷èòü êðåäèò â áàíêå, îò ïðåäïðèÿòèÿ òðåáóåòñÿ ãðàìîòíî ñîñòàâëåííûé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ èëè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà. Ýòî òðåáîâàíèå – îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå äëÿ ïîëó÷åíèÿ áàíêîâñêîãî êðåäèòà.
Î÷åíü âàæíûì äëÿ ïðåäïðèÿòèÿ ÿâëÿþòñÿ âíóòðåííèå öåëè áèçíåñ – ïëàíèðîâàíèÿ, êîòîðûå ÷åò÷å âèäíû ïîñëå òîãî, êàê ñîñòàâëåíèå áèçíåñ – ïëàíà ïðåäïðèÿòèÿ è ïåðèîäè÷åñêèé òåêóùèé àíàëèç áèçíåñ – ïëàíà è åãî âûïîëíåíèÿ ñòàíîâèòñÿ ñòàíäàðòíîé ïðàêòèêîé íà ôèðìå.
Áèçíåñ- ïëàí äëÿ âíóòðåííèõ öåëåé – ýòî ïëàíèðîâàíèå áèçíåñà ôèðìû, ïðîâåäåíèå îáó÷åíèå ïåðñîíàëà ïðåäïðèÿòèÿ, íåîáõîäèìîå äëÿ ïîíèìàíèÿ óïðàâëåíöàìè ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ïðåäïðèÿòèå, óðîâíÿ ðûíî÷íîé êîíêóðåíöèè è ðåàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ôèðìû íà ðûíêå. Äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ ñòðàòåãè÷åñêèõ öåëåé ïðåäïðèÿòèÿ î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïîíèìàíèå ðûíêà, çíàíèå ïðîäóêöèè è óñëóã êîíêóðåíòîâ, èõ ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí, ñïîñîáû è ìåòîäû ðàáîòû êîíêóðåíòîâ, ñòðàòåãèè ðàçâèòèÿ îñíîâíûõ êîíêóðåíòîâ, âñåõ ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, åãî ýôôåêòèâíîñòè â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ.
1. Øåáåêî, Ê.Ê. Áèçíåñ-ïëàí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà: ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ / Ê.Ê. Øåáåêî – Ãîðêè, 2011.
2. Ñáîðíèê áèçíåñ-ïëàíîâ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ðåä. Þ. Í. Ëàïûãèí. – Ì.: Îìåãà-Ë, 2012.
3. Ñîñòàâëåíèå áèçíåñ-ïëàíà: íîðìû è ðåêîìåíäàöèè. – Ì.: Êíèãà ñåðâèñ, 2012. – 346 ñ.
4. Øåâ÷óê, Ä. À. Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå: ó÷åá. ïîñîáèå / Ä. À. Øåâ÷óê. – Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2010. – 208 ñ.
Èíòåðíåò – ðåñóðñû:
· https://bibliotekar.ru/biznes-45/2.htm
· https://www.e-reading.club/bookreader.php/99003/Beketova_-_Biznes-planirovanie__konspekt_lekciii.html
· https://www.knigafund.ru/tags/494
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник