Речь при защите бизнес плана
Как показывает практика, найти хорошую бизнес идею и грамотно проработать бизнес план часто бывает недостаточно для привлечения финансирования. Любой проект еще нужно преподнести в нужном свете и защитить перед конкурсной комиссией по выделению государственного финансирования или инвестором.
Из этого материала можно узнать о нескольких шагах, которые помогут лучше подготовиться к защите бизнес плана и существенно увеличить шансы на получение финансирования:
Оформление бизнес плана
Встречают всегда по одежке, так что будет лучше, если Ваш бизнес план будет выглядеть солидно. Распечатайте его с цветными фотографиями в типографии или, в крайнем случае, прошейте на брошюраторе. Титульный лист и колонтитулы тоже необходимо оформить, чтобы бизнес план не напоминал студенческий реферат.
Подготовка наглядного материала
Подготовьте наглядный вспомогательный материал и раздайте каждому члену конкурсной комиссии. Данные материалы включают информацию по структуре бизнеса, динамике его развития, финансовые показатели, схемы, графики и т.п. Главные требования к наглядному материалу заключаются в двух основных аспектах: содержащиеся сведения должны нести основную информацию о реализуемом проекте и представленный материал должен заинтересовать человека, изучающего его.
Еще лучше если плюсом к раздаточному материалу или вместо него Вы сможете подготовить презентацию в электронном виде и вывести слайды на экран проектором. Ниже пример презентации, которую можно скачать и переделать под свой проект:
Подготовка речи доклада
Необходимо заранее выяснить, какое количество времени будет отведено выступающему и, исходя из этого, подготовить доклад к защите проекта. В докладе должны быть отражены все основные тезисы реализуемого проекта, обозначены его перспективы, цели, решаемые задачи и планируемые результаты. Доклад не следует делать слишком коротким, так как в этом случае Вы просто не донесете до слушателей главные мысли. Слишком длинное выступление тоже не желательно, так как оно утомит аудиторию. Поэтому нужно найти золотую середину и четко сформулировать всю необходимую информацию.
Пример доклада можно посмотреть ниже:
Подготовка к дополнительным вопросам
В ситуации, когда Вы не разрабатывали бизнес план лично, будет более правильным, если на защиту пойдут представитель инициатора проекта, который владеет всей информацией о реализуемом проекте, и человек, который непосредственно разрабатывал бизнес план.
По результатам выступления докладчика обязательно последуют дополнительные вопросы, и будет лучше, если на каждый опрос будет отвечать тот человек, к компетенции которого он относится. Так, например, финансисты обязательно будут спрашивать о расчете экономических показателей, содержащихся в бизнес плане. Если Вы идете на защиту без разработчика, то обязательно изучите, что означает каждый показатель, который содержится в бизнес плане, и как он рассчитывался. Также обязательно будут вопросы, касающиеся хода реализации проекта в целом и отдельных его этапов, приобретаемого оборудования, рынка сбыта и т.п. Здесь важно отвечать уверенно на все задаваемые вопросы и знать все даже самые мельчайшие моменты по проекту, так как если создастся впечатление, что Вы «плаваете» и не владеете полной и точной информацией, то добиться положительного решения будет очень сложно.
Надеемся, что приведенная нами информация поможет Вам лучше подготовиться к защите бизнес плана.
Как происходит защита диплома
День защиты устанавливается заранее, примерно за 2-3 недели. График формируется с учетом пожеланий самих дипломников.
Принимает защиту комиссия ГЭК. В ее состав входят председатель, секретарь, члены комиссии. У председателя должна быть ученая степень доктора наук.
Если ВУЗ связан с промышленностью, то в составе комиссии могут присутствовать специалисты из профильных предприятий.
Регламент процедуры защиты выпускной работы:
- Председатель ГЭК объявляет ФИО студента, название ВКР, информацию о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень).
- Выступление студента перед ГЭК.
- Ответы на вопросы и замечания.
- Оглашение сопроводительных документов (отзыв, рецензия).
- Итоговое слово.
- Выставление оценки.
- Оглашение результатов.
Для допуска к защите необходимо:
- Завершить обучение по программе специальности.
- Написать в установленный срок дипломную работу.
- Получить положительный отзыв от научного руководителя.
- Сдать готовую, а также подписанную научным руководителем и самим студентом работу в деканат (с рецензией и отзывом научного руководителя).
На кафедре электронный вариант работы проверяют на плагиат. Если уровень уникальности не будет соответствовать установленным требованиям, то автор не получает допуск к защите. Требования по уникальность могут различаться в разных вузах. В среднем — от 80%.
Чтобы защита прошла успешно, мало написать сам диплом и доклад для выступления.
На итоговую оценку влияют:
- Отзыв научного руководителя.
- Рецензия на работу.
- Раздаточный материал.
- Презентация.
- Речь на защите.
Иногда к диплому требуется реферат. Пишет его автор дипломной работы.
Речь на защите
Речь – это заранее подготовленный доклад выступления перед ГЭК, представленный в тезисной форме, по основному содержанию дипломной работы, полученным результатам и сделанным выводам.
Обычно текст доклада выпускника на защите диплома занимает 3-4 страницы печатного текста. Хорошее выступление не должно длиться меньше 7 минут, но также его не рекомендуется затягивать более чем на 10 минут.
Из чего состоит защитная речь:
Структурный элемент | Описание | Пример |
---|---|---|
Обращение к комиссии | Приветствие ГЭК. Объем: 1 предложение | Здравствуйте, Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии |
Тема диплома | Озвучивается тема дипломного проекта. Объем: 1 предложение | Представляю вашему вниманию к защите выпускную квалификационную работу на тему: «Бизнес-проект организации производства по переработке изношенных шин» |
Вступление | Данная информация может быть взята из введения самого диплома. Здесь должна быть поставлена проблема. Объем: 2-3 предложения | Во всем мире ученые признают актуальность проблемы переработки изношенных шин, что конечно же объясняется обострением экологической обстановки во всех странах где активно используется автомобильный транспорт и год от года растут объемы изношенных шин. Проблема переработки автомобильных шин, вышедших из строя, актуальна в той или иной степени для каждого региона России. В Петровской области таких предприятий на данный момент не существует, а число машин растет с каждым годом. На четырех жителей области приходится по одному автомобилю |
Актуальность | Члены комиссии должны понять в чем состоит актуальность и важность темы исследования. Объем: 4-6 предложений | |
Цель | Объект, предмет, цели и задачи исследования ранее должны были быть сформулированы во введении к диплому. Все пункты, за исключением задач исследования, обычно укладываются в одно предложение. Задачи же обычно представляют собой список, состоящий из 5-7 пунктов | Целью дипломной работы является разработка бизнес-проекта организации предприятия по переработке изношенных шин, в основе которого лежит современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее производить высококачественный, конкурентоспособный продукт. Для достижения поставленной цели были решены задачи, представленные на 2-ом слайде презентации и листе 1 раздаточного материала (РМ) |
Задачи | ||
Объект исследования | Объектом исследования выступало предприятие по переработке изношенных шин ООО «Ивэкошин» | |
Предмет исследования | Предметом исследования является процесс бизнес-планирования и рынок переработки изношенных шин | |
Результаты проделанной работы | Это наиболее объемный элемент структуры доклада. Здесь приводятся ссылки на основные иллюстрации, схемы, таблицы. Данные для этого пункта берутся из каждой главы дипломной работы. Объем: 15-20 предложений | Первая глава дипломной работы посвящена изучению теоретических и методологических основ разработки бизнес-проекта. Во второй главе дипломной работы был проведено маркетинговое исследование рынка переработки изношенных шин. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика утильных шин в некоторых странах мира и способы их переработки за 2007 год. В таблице 2 представлен анализ ожидаемого потенциала резиновой крошки, который характеризует данный продукт с наилучшей стороны. На рисунке 1, на листе 2, представлены данные по объемам продаж легковых автомобилей в России по годам. Рост продаж автомобилей напрямую влияет на увеличение объемов изношенных автомобильных шин. Третья глава дипломной работы была посвящена разработке бизнес-плана инвестиционного проекта организации предприятия по переработке изношенных шин. На рисунке 1 схематично представлен процесс переработки изношенных шин. Деятельность проектируемого предприятия построена таким образом, что на нем можно заработать три раза: утилизация (платная приемка); переработка утиль сырья в резиновую крошку; производство экологичных напольных покрытий. Для технического вооружения предприятия потребуется новое и современное технологическое оборудование отечественного и китайского производства |
Выводы | Данные сведения берутся из заключения выпускной квалификационной работы. Объем: 10-15 предложений | График реализации проекта представлен в Таблице 3. Общая сумма необходимых инвестиций составит 16 718 тыс.р. Источник финансирования: банковский кредит под 16% годовых, на 53 месяца, в акционерном коммерческом банке «Абсолют Банк». В таблице 5 представлена сводная смета затрат. В таблице 6 представлена модель денежных потоков. Предлагаемый бизнес-проект обещает быть прибыльным благодаря тому, что в его основе лежит производство экологически чистого, современного, инновационного и качественного продукта, который востребован на рынке. Показатели экономической эффективности проекта характеризуют его с наилучшей стороны. Срок окупаемости проекта составит 11,9 месяца. Сумма чистого приведенного дохода в конце 2015 года превысит сумму первоначальных капиталовложений в 4,18 раза. Значение показателя внутренняя норма рентабельности больше коэффициента дисконтирования (20%), это значит, что проект следует принять. Также был проведен анализ чувствительности проекта, зависимости ЧДД от 3-х факторов. Таблицы 8,9,10 содержат данные о чистом дисконтированном доходе, внутренней норме рентабельности и сроках окупаемости, меняющиеся под воздействием трех выбранных факторов. На результат рассчитанного проекта сильнее всего влияют цены реализации, затем физический объем продаж и, наконец, себестоимость продукции. В заключении следует сказать о том, что идеи, заложенные в проект, оказались эффективными |
Рекомендации | Здесь важно не только представить перечень рекомендаций, но и убедить членов комиссии в их практической значимости. Объем: 10-20 предложений | |
Финальное слово | В заключительном пункте выступления необходимо выразить благодарность всем, кто помогал в работе, а также членам ГЭК за внимание к докладу. Объем: 1 предложение | Доклад окончен. Спасибо за внимание! Буду рад ответить на ваши вопросы |
В ходе своего выступления выпускник должен делать ссылки на конкретные страницы раздаточного материала и слайды презентации. При этом производятся необходимые пояснения.
Примеры речей на защиту диплома
Презентация на защиту диплома
Слайд | Описание |
---|---|
1 | Это титульный лист презентации. На первом слайде презентации к диплому должна присутствовать следующая информация:
|
2 | Проблема и актуальность |
3 | Цели и задачи, объект и предмет, методы исследования |
4 | Структура выпускной квалификационной работы |
5-10 | Описание основной части диплома, проведенных исследований |
11-14 | Выводы, выявленные проблемы и рекомендации |
15 | Заключительный слайд |
Что нужно знать при оформлении презентации:
- Структура презентации должна совпадать с логикой доклада.
- Рекомендуется минимизировать количество текстовой информации. Желательно не использовать сложноподчиненные конструкции предложений.
- Для удобства восприятия информации следует использовать рисунки, диаграммы, схемы, фотографии.
- Оптимальное количество слайдов: 15 штук.
- Рекомендуемый шрифт: Times New Roman. Размер шрифта для текста: 28-30. Размер шрифта для заголовков: от 36. Цвет шрифта: темный. Фон: неброский, неяркий, светлый.
- Рекомендуемая программа для разработки презентации: Power Point.
Примеры презентаций на защиту диплома
Раздаточный материал на защиту диплома
Раздаточный материал – это краткие тезисы, списки, чертежи, таблицы, текст, графики, диаграммы, рисунки, схемы и пр. из дипломной работы, собранные в 1-й брошюре. Он разрабатывается совместно с презентацией и должен соответствовать логике и структуре доклада. В некоторых вузах существует практика выдавать в качестве раздаточного материала распечатку презентации.
Структура раздаточного материала:
№ листа | Описание |
---|---|
1 | Титульный лист |
2 | Тезисно: проблема и актуальность. Цели и задачи, объект и предмет |
3-8 | Главные тезисы основной части |
9-10 | Выводы, выявленные проблемы и рекомендации |
Каждый элемент раздаточного материала должен иметь заголовок, а все таблицы, рисунки, схемы и др. свой номер. Листы следует пронумеровать, это позволит максимально быстро в ходе доклада обратить внимание слушателей на нужную информацию. Пример: «На 6 странице раздаточного материала в таблице №5 представлена сводная смета затрат».
Допустимое количество листов раздаточного материала (и презентации) обычно не превышает 10 страниц (формат: А4). Количество копий зависит от количество человек на комиссии, чтобы каждому досталось.
Пример раздаточного материала
Как выступать на защите, чтобы получить 5
Совет 1. Говорите четко и грамотно. Если отрепетировать речь заранее, то можно избежать заминок, заикания.
Совет 2. Старайтесь меньше заглядывать в речь. Положительное впечатление произведет доклад, сказанный по памяти. Заглядывайте в текст, но не надо зачитывать речь с листа, не поднимая глаз.
Совет 3. Не забывайте интонировать голосом. Во время выступления выделяйте важные части при помощи голоса и интонации. Говорить то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, делайте паузы.
Совет 4. Соблюдайте регламент. Продолжительность доклада должна занимать 7-10 минут.
Внешний вид
Требования стандартные — опрятный внешний вид, одежда в деловом стиле. Мини, декольте, модные кроссовки, прозрачную одежду, яркий принт и привлекающие взгляд аксессуары оставьте для других сфер жизни. На защите вы должны произвести впечатление серьезного студента, которому интересна его научная работа.
Вопросы комиссии
После окончания выступления каждый член ГЭК может задать по 1-2 вопроса. Количество вопросов зависит от качества выступления и содержательности доклада, суммарно задается не более пяти вопросов. Например, это вопросы непосредственно связанные с темой дипломной работы, полученными результатам, используемыми терминами, используемой литературой.
Внимание! Члены ГЭК могут задавать общие вопросы по специальности.
Если дипломник не знает, как ответить на озвученный вопрос, то тут можно попросить переформулировать вопрос или сказать, что данная тема в работе не рассматривалась.
Оглашение отзыва и рецензии на защите
Отзыв готовит дипломный руководитель, а рецензию – рецензент (-ты). В качестве рецензента может выступить руководитель предприятия, где проводилась преддипломная практика, преподаватель с другой кафедры или ВУЗа.
Если научный руководитель присутствует на защите, то он самостоятельно читает отзыв на диплом и дает краткую характеристику исследования, оглашает рекомендованную оценку. Если на защите присутствует рецензент, то он также может самостоятельно выразить свое мнение.
Дипломник может ответить на замечания, зафиксированные в отзыве и рецензии. Для этого выделяется дополнительное время. Выпускник должен признать то, что целиком и полностью согласен с рецензентом. Затем члены ГЭК могут выразить свое мнение об ответах защищающегося студента.
Оценка ГЭК, выставляемая дипломнику, формируется с учетом мнения дипломного руководителя и рецензента.
Обратите внимание! Желательно, чтобы оценка рецензента была «отлично». Если она ниже, то следует узнать то, что нужно переделать, чтобы она была выше.
Примеры отзывов и рецензий на диплом
Утверждение оценки и объявление результатов
После того как дипломник выступит, ответит на вопросы и замечания ГЭК, а также будут оглашены сопроводительные документы, комиссия на закрытом заседании примет решение о том, какую он и его коллеги заслуживают оценки. Результат оглашается в день самого выступления.
Члены ГЭК оценивают диплом по следующим критериям:
- уровень готовности выпускника к защите диплома;
- степень владения и понимания докладываемой информации;
- качество ответов на вопросы;
- оценка дипломного руководителя;
- оценка рецензента;
- соответствие нормативам по оформлению диплома, презентации и сопроводительных бумаг (в том числе раздаточного материала);
- структурированность работы;
- достаточность сведений в раздаточном материале, презентации и пр.
Внимание! Если в ходе защиты диплома были допущены нарушения процедуры, то результаты защиты выпускной квалификационной работы могут быть пересмотрены. В противном случае оценку оспорить не удастся.
Видео о том, как защитить диплом
Подведем итоги
Для успешной защиты диплома необходимо:
- Продумать структуру и содержание доклада.
- Сделать раздаточный материала.
- Оформить презентацию.
- Получить хорошие рецензию и отзыв руководителя.
- Выступить уверенно с докладом.
- Успешно ответить на вопросы комиссии.
Если студент собственноручно напишет диплом, соберет сопутствующие документы, подготовится к выступлению и вопросам, то «завалить» защиту будет сложно. Немаловажную роль для комиссии играет и общая репутация студента, а также средний учебный балл в зачетной книжке.
Просто сваять и оформить проект недостаточно, надо еще его грамотно преподнести.
Подготовка
Как я писала в предыдущем тексте, «тронная речь» готова, презентация тоже. Все выверено по времени. Что со всем этим делать дальше?
А дальше – самое важное. ОБЯЗАТЕЛЬНО отработать ответ в связке «ученик-учитель» или «ученик-родитель» (смотря кто за компьютером будет переключать слайды).
ОСОБЕННО это актуально для начальной школы. Почему? Да они просто не успевают следить и за текстом, и за слайдами. И часто бывает так: ребенок изо всей силы фигачит текст (наизусть или по бумажке), а презентация бежит вперед или не успевает. И он, допустим, про собаку, а на экране улитка. Как мы только в свое время с этим не прыгали. И писали «СЛАЙД», и цветом выделяли. В общем, идеальный вариант, это когда перед учителем лежит текст с размеченными слайдами, и он вовремя «ловит» нужный момент.
Отсюда вывод какой? Надо несколько раз все отработать. Иначе у выступающих будет очень печальный вид.
В более старшем возрасте эта проблема снимается. Например, дочь просто кивала головой в сторону преподавателя. А когда та «ловила ворон», Бездна интеллигентно говорила:
-Дальше, пжжалста. )))
Да, еще. Многие уверены, что текст ребенок должен выучить наизусть. Нет, это не обязательно. Вполне допустимо «подглядывать». Но лучше, конечно, максимально рассказывать. Я бы посоветовала купить вот такой планшет.
Очень удобно листочки перелистывать, и ничего не путается и не падает.
Часто дети теряются и от испуга начинают все-все читать, хоть и могут сами. Это уже вопрос опыта. На первой конференции испугаются, на второй уже нет.
На самом деле, мне даже одна старшеклассница сказала:
— Это очень страшно – там выступать. Все смотрят.
При мне были случаи истерики и обмороков. Да что далеко за примером ходить, дочери на первой в ее жизни городской конференции стало плохо. Пришлось срочно нестись в туалет, потом просить в столовой горячий чай. Потом она мужественно вернулась и рассказала-таки проект! Первое место заняла.
На школьной конференции один раз мальчик ни с того ни с сего зарыдал. Вроде читал, все нормально, все кивают, все очень доброжелательны. И вдруг расплакался. Так что тяжело это для детей.
Поэтому, если вы помните, я очень резко реагировала на комментарии двух человек. Это к статье «Впервые в истории школы! Не учитель ведет ученика к завучу, а наоборот». Знаете, дети работают, стараются, готовятся, верят, что это кому-то нужно и интересно. Волнуются, им плохо становится. А тут мне пишут что-то типа:
— Фу, ваши грамотки никому, кроме вас, не нужны. Да и что там такого дети сделают, все это чепуха и ерунда. Кому это вообще нужно. Уж точно не учителям.
Ну вот, хотя бы:
… И да, такие проекты в самом деле никому не нужны.
… У меня этими грамотами вполне можно оклеить туалет. Толку от них?… Так что берите их себе, клейте на все стены.
… Никаких учебных лабораторий или еще чего для проведения в школах «исследований» не создано… (Замечу в скобках: а разве для проекта обязательно нужна лаборатория?)
… Ваш диплом, поверьте — это просто одна-две строчки в отчете директора… (И опять замечу в скобках – вот за этим презрительным «ваш диплом» — работа ребенка, его волнение, его обмороки.)
… Учителю Ваши проекты — только на полку поставить в пыльный угол…
… В школьных проектах нет ничего сложного… (Ага, все элементарно. Дети без помощи взрослых их пачками делают по любому предмету.)
… Работа с информацией в интернете — метод исследования? (Да-да, один из методов исследования.)
… Эти проекты — очередная придурь министерства, в которую верят только сильно экзальтированные мамочки. (И добавлю: и дети. Которые как раз все это и переживают.)
… Эти работы интересны только самим учащимся и никому более. (Вот и финал. Парьтесь, дорогие детки, расстраивайтесь из-за своих неудач, радуйтесь своим успехам, но, кроме вас, это никому не нужно.)
… Ценность детского проекта важна только для самого ребенка и его родителей. Вы же понимаете, что там нет никакого настоящего научного изыскания. Или Вы и в науке так же «компетентны», что будете это утверждать? А школе важна массовость. Важно, что каждый ребенок имеет проект. (Мне тут многие рассказывали о проектах, которые делали их дети. Вы согласны? Действительно, никакого научного изыскания? Фуууууу, вот как мерзко.)
Противно, противно и еще раз противно. Потому что я, я лично видела этих зеленеющих на глазах детей. Я видела, как дети терялись, когда такие вот учителя-пофигисты, которые совали на конференцию «сырой» проект, от балды гоняли эти слайды и не могли найти нужный. Потому что есть дети, которые честно пашут над этими проектами, а вы, уважаемые комментаторы (и, к сожалению, еще и учителя) крутите носами. Это гадко и мерзко по отношению к детям. Вы почитайте в комментариях, сколько тут интересных проектов описали. И это без «настоящего научного изыскания»?
Так что процитирую еще раз себя:
-И подумайте на досуге еще вот о чем: ведь наступит день, когда вам руководство велит срочно посылать того же ребенка на конкурс чтецов, проектов и прочего. И уже ВАМ это будет надо. Это будут с вас требовать. И ВЫ подойдете к такой Бездне. А она вам скажет: «Марьиванна, а это мне не надо, это не входит в учебные планы. Мне некогда, я к репетитору пойду. Я не хочу на это тратить свое время после уроков/в каникулы.» И уже ВЫ будете ходить и искать того, кто согласится пойти на мероприятие. Вам проблемы детей (которые вы же им и создаете ) не нужны, так и им ваши проблемы не нужны. Мало ли что там от вас требуют. Крутитесь сами. ))))
Простите, я немного отвлеклась. Но, знаете, реально накипело.
Выступление
Начну с описания реального случая. Опять же, с дочерью это было. Школьная конференция, там в одной секции 2 и 4 класс. Кстати, второй четвертому сто очков вперед дал. И именно потому, что с ними учительница/родители вроде меня отработали. И вот, выходят дети, включают слайд с титульным листом и читают (многие вообще по слогам):
— Школа такая-то, класс такой-то. Проект такой-то подготовила ученица класса…школы.
Выходит моя дочь. Я сижу со слайдами, то есть как раз лицом к комиссии. Ребенок деловым жестом поправляет на носу очки и вещает:
— Здравствуйте, уважаемые члены экспертной комиссии, а также преподаватели и учащиеся. Проект, который я предлагаю вашему вниманию, называется…
Я видела лица членов пресловутой экспертной комиссии. Я сразу поняла – уже не очень важно, что она там еще провещает, это уже победа. Собственно, так и получилось. Они ко мне еще поодиночке подошли по дороге в актовый зал и сказали:
— У вас первое место. Вы победили.
А кто ребенка научил? Я научила. )))))) (Могу я хоть немного попучиться от гордости, а? Ну, совсем чуточку. ))))))
И еще перечислю несколько важных моментов.
— Если есть возможность, стоит заготовить раздаточный материал, желательно распечатанный на цветной бумаге. Например, реквизиты зоозащитной группы, список спортивных секций и так далее. И гордо все это всем выдать.
— Задом к аудитории не вставать! Надо эдак полубоком.
— Обязательно поздороваться и представиться.
— Все рассказали – НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА МЕСТО БЕЗ КОМАНДЫ. У комиссии будут вопросы. Точнее, они обязаны хоть один вопрос задать. В идеале надо сказать что-то типа:
— Спасибо за внимание. А теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Кстати, по поводу вопросов. Можно специально что-то недоговорить, например, про дальнейшее развитие проекта – тогда очень большая вероятность, что этот вопрос и зададут. Или еще вот так бывает: комиссия толком не знает, что спросить (у дочери как-то на теме по переводу сидели одни русисты, они там реально были несколько…задумчивы). И задают вопрос по тому, что уже было рассказано. То есть это уже звучало. Дети часто начинают теряться:
— Я же это сказал, а опять спрашивают. Неправильно сказал? Надо что-то другое отвечать?
Не надо в этих случаях теряться, надо просто спокойно ответить. Можно теми же словами, что и до этого.
И еще любят спрашивать:
— А почему не рассмотрели вот этот или вон тот аспект?
В таких случаях помогает магическая фраза:
— Это может быть темой моего следующего проекта. )))))
А что может быть темой следующей статьи? )))
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Весь цикл о проектах:
Мои скромные советы по поводу написания школьных проектов. Как писать введение
Темы школьных проектов и актуальность
Как оформлять проект
Вот о чем я писала 27 октября в прошлом году:
Долой расхлябанность и разгильдяйство при подготовке к экзаменам
В 2018 году:
Сколько пальцев на руках у англичан? Восемь!
Спор ради спора на уроке – что делать