Разработки бюджетов и бизнес планов

Разработки бюджетов и бизнес планов thumbnail

Бюджетирование. В экономической литературе, особенно англоязычной, можно встретиться с двумя близкими понятиями: планирование (planning) и бюджетирование (budgeting). Понятно, что оба эти термина означают собой процессы составления соответственно плана и бюджета. Какого-либо строгого и общепринятого разграничения этих понятий нет. В частности, достаточно распространен подход, согласно которому план — это более широкое понятие, нежели бюджет, поскольку он включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализо-ванных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда нефор- мализуемых процедур. Бюджет — это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, здесь акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной составляющей в бюджетировании и, во-вторых, на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.

В наиболее общем виде бюджет (budget) можно определить, как роспись (смету) относящихся к определенному временному периоду предстоящих доходов и расходов (затрат) в терминах стоимостных оценок; условный термин в системе управленческого учета, означающий процедуру согласования притоков и оттоков некоторого ресурса (актива) или изменения некоторого показателя (например, бюджет прямых затрат сырья и материалов, бюджет производства, бюджет переменных накладных расходов и др.).

В централизованных финансах бюджет используется прежде всего для согласования ожидаемых (планируемых) доходов и расходов государства, его субъектов и местных органов власти. Если доходная часть бюджета превосходит расходную, говорят о профиците бюджета; если имеет место обратное — о его дефиците; равенство доходной и расходной частей бюджета характеризуется как сбалансированность бюджета.

Существуют различные теории относительно того, какая политика государства в отношении формирования бюджета и в какой экономической ситуации более предпочтительна.

В децентрализованных финансах понятие «бюджет» также имеет определенное распространение в традиционном его понимании как документа, в котором систематизированы все доходы и затраты данного экономического субъекта, относящиеся к определенному периоду. Сопоставляя доходы и затраты, можно выводить различные финансовые результаты — как промежуточные, так и финальный. Бюджет, как правило, составляется в стоимостных оценках, однако в практике управленческого учета имеются исключения из этого правила. Одним из примеров бюджета может служить отчет о прибылях и убытках, составленный в прогнозных оценках; иными словами, используется структура доходов и затрат, предусмотренная форматом отчетной бухгалтерской формы, но подготавливаемая на основе ожидаемых и (или) планируемых показателей. В практике западных компаний есть также понятие бюджетированного баланса (budgeted balance sheet), как баланса, составленного на конец планируемого периода и отражающего ожидаемое (или планируемое в качестве ориентира) состояние активов, капитала и обязательств фирмы. Бюджетированные баланс и отчет о прибылях и убытках составляют основу так называемой прогнозной финансовой отчетности (pro forma financial statements), разрабатываемой в крупной западной компании в процессе финансового планирования ее деятельности. Известно также понимание бюджета как конкретизированного с помощью стоимостных показателей плана работы фирмы; при этом подразумевается, что последний разрабатывается не обязательно в стоимостных оценках. В крупных структурированных корпорациях может существовать система взаимосвязанных бюджетов, упорядоченных по уровням управления, центрам ответственности, технологическим линиям и др.

В частности, один из весьма распространенных подходов к планированию текущей деятельности крупной фирмы заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Операционные бюджеты (к ним относятся бюджеты продаж, производства, сырья и материалов, управленческих и коммерческих расходов и др.) имеют отношение к планированию и выполнению текущей производственной деятельности; они важны прежде всего для ли-нейных руководителей; финансовые бюджеты (к ним относятся бюджеты денежных средств, доходов и расходов, источников формирования и направлений распределения финансовых ресурсов) имеют относительно большую значимость для топ-менеджеров и руководства финансовой службы. Характеристика бюджетов приведена в работе [Ковалев, 2007(a)].

Очевидно, что и планирование, и бюджетирование теоретически осуществляются с различной степенью гибкости и вариабельности исходных параметров и (или) целевых показателей; в частности, возможны два варианта действий: а) установление плановых заданий, сле-дование которым должно быть неукоснительным; б) установление коридоров возможного варьирования факторов (целевых показателей) с последующей корректировкой значений корреспондирующих показателей. Именно второй вариант представляется предпочтительным для крупных многопрофильных производств, имеющих резервы мощностей и различные варианты их использования в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка. Этот вариант реализуется с помощью сис-

10-1030 темы гибкого бюджетирования (flexible budgeting). Гибким называется бюджет, обладающий следующими характеристиками: 1) выбран целе-вой показатель (в принципе, возможна идентификация нескольких по-казателей), к которому привязываются другие значимые факторы; 2) заданы формальные зависимости между целевым показателем и ос-новными зависимыми факторами; 3) предусмотрена система имитаци-онного моделирования, в которой задание различных значений целево-го показателя приводит к формированию многовариантных бюджетов; 4) предусмотрена система обратной связи, позволяющая вносить теку-щие корректировки в совокупность бюджетов. В качестве целевого по-казателя чаще всего берется объем производства (в натуральных едини-цах); в принципе, возможна ситуация, когда отдельные параметры при-вязаны к различным базам (подобное необходимо, например, для рас-пределения отдельных видов накладных расходов). Кроме того, изначально задается некий базисный вариант значений основных пара-метров, отклонениями от которых варьируют в ходе имитационного моделирования.

Бюджетирование отражает рутинный аспект планирования деятельности фирмы и реализуется в повторяющемся режиме с заданной регулярностью. Вместе с тем в любой фирме периодически возникает необходимость пересмотра сложившейся структуры производства и выбора нового направления развития фирмы. Его обоснование выполняется в рамках бизнес-планирования.

Бизнес-планирование. Стратегия развития любой достаточно крупной компании предполагает постоянный поиск путей совершенствования ее деятельности. Имеются в виду расширение объемов производства, повышение эффективности действующих производств, внедрение новых технологических линий, диверсификация деятельности, выход на новые рынки и др. Иными словами, не только динамичное разви-тие, но и банальное выживание в жесткой конкурентной среде основываются на следующем очевидном тезисе: даже в действующее, отлаженное производство необходимо время от времени внедрять элементы новаторства, новизны, рутинной дополнительности. Как правило, совокупность всех действий по обоснованию, разработке, внедрению, реализации и мониторингу вводимых новшеств четко идентифицируется, неким образом формализуется и в целом определяется как бизнес-проектирование. Ключевым элементом обоснования целесообразности очередного бизнес-проекта является процедура составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы или вводимого усовершенствования. Процесс составления бизнес-плана достаточно сложен и требует усилий различных подразделений фирмы или привлечения сторонней проектной орГайгййацин. Финансовые показатели составляют лишь небольшую, хотя и весьма существенную его часть. Все они, по сути, представлены двумя формами: отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств, составляемым по прогнозным данным. Степень детализации требуемых при этом данных (например, номенклатура статей издержек производства и обращения) определяется сложностью проекта, степенью конфиденциальности, кругом лиц, для которых составляется бизнес-план, и т. п.

Жестко регламентируемой структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Она зависит от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и других факторов. Бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса: а) сущность бизнеса (проекта); б) материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспече-ние; в) мероприятия в области маркетинга; г) организацию дела, включая его кадровое обеспечение; д) степень надежности и мероприятия по ее повышению; е) финансовое обеспечение. Один из возможных вариантов структурирования бизнес-плана может выглядеть следующим образом:

Титульный лист

Вводная часть.

Особенности и состояние выбранной сферы бизнеса.

Сущность предполагаемого бизнеса (проекта).

Ожидаемая квота рынка и обоснование ее величины.

План основной деятельности (производственный план, план сбыта продукции или предоставления услуг — в зависимости от сферы деятельности).

План маркетинга.

Администрирование (организационный план).

Оценка предпринимательских рисков и их страхование.

Финансовый раздел (план).

Стратегия финансирования.

Детальное описание перечисленных разделов бизнес-плана, а также последовательность и технику их разработки можно найти в специальной литературе.

  1. 5.3. Финансовое планирование и бюджетирование в системе управления фирмой
  2. 12.5. МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
  3. 2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
  4. 3.1. Понятие и сущность бюджетирования. Планирование на предприятии
  5. Планирование процесса исследования систем управления
  6. Глава 3 АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  7. Глава 5 АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ
  8. 4. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ
  9. 3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
  10. Тема 1. Основные понятия, цели и задачи бизнес-планирования
  11. 4. Основные этапы бизнес — планирования
  12. 2. Рекомендации по применению компьютерных технологий в бизнес-планировании
  13. О.В. Поляков. БИЗНЕС — ПЛАНИРОВАНИЕ, 2003

Источник

Бюджетирование — это комбинированный финансовый инструмент, призванный, с одной стороны, облегчить процесс управления финансами предприятия, или бюджетное управление, а с другой — поддерживать систему управления финансами, или управленческий учет в целях урегулирования взаимоотношений интересов управляющего, собственника и наемных работников.

Разработки бюджетов и бизнес планов

Обратите внимание! Статьи, размещенные на сайте с пометкой «За рамками журнала», представлены в авторском варианте, то есть не редактировались экспертами журнала «Финансовый директор». Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции по рассматриваемому вопросу.

ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Бюджетирование — это комбинированный финансовый инструмент, призванный, с одной стороны, облегчить процесс управления финансами предприятия, или бюджетное управление, а с другой — поддерживать систему управления финансами, или управленческий учет в целях урегулирования взаимоотношений интересов управляющего, собственника и наемных работников.

БЮДЖЕТ И СМЕТА: CХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Вопросы cходства и различия бюджета и сметы относятся к разряду проблем, связанных с разработкой системы управленческого учета, а именно к определению форм отчетности.

Первое основное отличие бюджета от сметы состоит в том, что бюджет предприятия является более широким понятием. К основным бюджетным формам относится, например, бюджет доходов и расходов, который есть не что иное, как классический отчет о прибылях и убытках, адаптированный под бизнес-процесс той или иной компании. Форма бюджета движения денежных средств также широко применяется в практике бюджетирования, являясь не чем иным, как классическим отчетом о движении наличности (кэш-флоу) предприятия.

Форма бюджета может быть комбинированной, то есть совмещать как элементы отчета о прибылях и убытках, так и элементы кэш-флоу. Многие руководители предпочитают именно последнюю отчетную форму, так как она абсолютно достоверно показывает, с одной стороны, все источники поступления денежных средств, а с другой — постатейные доходы и расходы. С помощью комбинированного бюджета возможно также определение остатка денежных средств на конец отчетного периода (см. таблицу 1).

Таблица 1. Примеры бюджетных форм

ПоступленияПланФактОткл.
От продаж
Прочие операционные поступления от дебиторской задолженности
Заемные средства
Собственные средства
РАСХОДЫ
Прямые переменные расходы
Постоянные издержки
Расходы на рекламу и инвестиции
Погашения кредитов
БАЛАНС поступлений и расходов
Остаток денежных средств на конец отчетного периода
Операционная маржа

Второе основное отличие бюджета от сметы состоит в том, что бюджет представляет собой динамическую форму управленческой отчетности, он может и должен поддаваться определенным корректировкам даже в течение бюджетных периодов (на практике применяют месяц, квартал, год). Бюджетные формы отчетности также позволяют проводить текущий экспресс-анализ отклонений от плановых показателей доходов и расходов.

Смета, являясь статической формой отчетности, на практике идеально подходит для планирования постоянных издержек предприятия и составления отчета о них, но для текущего расчета и корректировок условно-переменных издержек или прямых операционных расходов компании она практически неприменима.

Отчетность в виде сметы также может использоваться при формировании платежных позиций предприятия, в частности в отношении очередности платежей (особенно на момент нехватки ликвидности), так как смета имеет окраску императивности (обязательности) платежа (см. таблицу 2).

Таблица 2. Пример формирования платежной позиции в виде сметы

CтатьиПланВыполнение
Аренда офисных помещений
Аренда торговых помещений
Заработная плата и начисления
Коммунальные платежи
Телефонные переговоры
Интернет
Почтовые расходы
Прочие эксплуатационные расходы
ИТОГО

Что касается сходства, то это статьи, которые входят в состав как бюджета, так и сметы. Например, смета условно-постоянных расходов (расходы на аренду, фонд заработной платы) находит свое отражение как в бюджете доходов и расходов, так и в бюджете движения денежных средств.

БЮДЖЕТ И БИЗНЕС-ПЛАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Бизнес-планирование и бюджетирование — это действительно не одно и то же. В практике бюджетного управления компанией бизнес-план является первичным финансовым документом, представляя собой руководство по осуществлению деятельности компании в целом в направлении создания:

  • оптимальной организационной структуры;
  • оптимального числа бизнес-единиц;
  • маркетинговой стратегии;
  • системы мотивации персонала;
  • бюджетной дисциплины;
  • плана доходов и расходов.

Бюджет в свою очередь — это лишь составная часть бизнес-плана, включающая финансовый план деятельности предприятия или инвестиционного проекта предприятия.

Конечно, если под бизнес-планом предприятия подразумевается только финансовый план, форма бизнес-плана и бюджета компании может быть идентичной в графах плановых бюджетных показателей компании, однако тогда это уже не бизнес-план, а лишь финансовый план предприятия.

Существенное отличие бизнес-плана от бюджета компании заключается также в целях, которые преследует предприятие при составлении вышеупомянутых финансовых документов.

Целью создания бизнес-плана является планирование предприятием достижения определенных качественных (новая ниша на рынке) и количественных (увеличение прибыли) показателей, в то время как основными целями бюджета являются «прозрачность» финансовых потоков, совершенствование процесса управления финансами, а также улучшение финансово-экономических показателей: увеличение прибыли, оптимизация управления кредиторской и дебиторской задолженностью, грамотное управление ликвидностью и оптимальное налоговое планирование.

Личный опыт

Марина Ильина, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Владимирский химический завод»

Поскольку на нашем предприятии технология бюджетирования успешно действует уже третий год, я хочу поделиться своими мыслями об этой интересной и неоднозначной проблеме.

Работая над составлением бюджета и сметы, я пришла к следующему выводу: смета затрат и бюджет финансовых ресурсов должны существовать на предприятии одновременно. По моему мнению, смета отражает экономику производства и лежит в основе процесса управления затратами, а бюджет — это управление финансами, включающее определение размера и источников получаемых средств и направление их использования. Насколько тесно связаны между собой экономическая и финансовая политика предприятия, настолько взаимосвязаны бюджет и смета.

На мой взгляд, в основе составления любого действенного бюджета должна лежать смета расходов, содержащая такие важные ориентиры, как:

Благодаря этому можно избежать перекосов в структуре финансовых потоков. Кроме того, статьи расходов сметы на планируемый период должны быть откорректированы для бюджета с учетом состояния и условий расчетов по каждому контрагенту, и в идеальном случае мы должны получить результат (разница между доходной и расходной частями) по разделу I бюджета «Текущая деятельность» в сумме ожидаемой прибыли и начисленной амортизации. Полученный приток можем направить на финансирование расходов раздела II бюджета «Инвестиционная деятельность». Размер этих средств может быть первой проверкой (во всяком случае для себя) соответствия бюджета смете. В жизни, конечно, все сложнее. Но по разнице полученных результатов можно разобраться, на какие статьи расходов мы затратили (или вынуждены затратить) больше средств, чем рассчитывали.

Результат по первым двум разделам бюджета может быть как положительным, так и отрицательным. Последним формируется раздел III бюджета «Финансовая деятельность». В нем отражаются кредитные и заемные отношения предприятия по существующим договорам. И в зависимости от результата текущей и инвестиционной деятельности окончательно формируются потоки по финансовой деятельности. И тогда все становится понятно: из каких источников, в каком размере и на какой срок мы должны обеспечить предприятие дополнительными ресурсами.

Если при формировании бюджетов не учитывать планируемую смету затрат на производство и реализацию, можно получить бюджет с «оттоком» финансовых ресурсов и не понять, по каким причинам это произошло, так как деятельность в целом прибыльная.

Кроме того, если не отрегулированы расчетные взаимоотношения с контрагентами, то результат финансового потока тоже может быть отрицательным, несмотря на формирование структуры бюджета на базе структуры сметы. Но в этом случае, во-первых, можно будет понять причины такого положения, а во-вторых, определить объем недостающих финансовых ресурсов и сроки их получения.

Данная схема составления бюджета достаточно успешно функционирует на нашем предприятии. Надеюсь, что мой опыт вызовет много откликов специалистов-практиков, которые поделятся своими мыслями и предложениями.

    • структура расходов, т.е. доля каждой статьи в общей сумме расходов;
    • экономический результат от производства (прибыль/убыток), т.е. источник и его размер для инвестиционной и социальной деятельности предприятия.

Источник