Разработка портфеля заказов и бизнес плана

Разработка портфеля заказов и бизнес плана thumbnail

Туманов И.Ю. Построение системы управления портфелем заказов организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 129-134.

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ЗАКАЗОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

И.Ю. Туманов, аспирант

Самарская академия государственного и муниципального управления

(Россия, Самара)

Аннотация. Организация является основным звеном экономики, содержащим в себе операционный потенциал. В рамках процесса управления операциями особое внимание уделяется построению системы управления портфелем заказов, которая призвана обеспечить жизнедеятельность или развитее организации. Представлена структура системы управления портфелем заказов организации. Разработаны технологии основных функциональных задач управления этой системы управления и средства их обеспечения.

Ключевые слова: организация, управление операциями, портфель заказов, структура, технологии функциональных задач управления.

В последнее время наука и практика отмечает высокую роль операционных процессов, а также уделяет большое внимание оценке операционного потенциала организации, формированию эффективных операционных структур.

Дадим некоторые ключевые определения.

Процесс – есть последовательная смена состояний какого-либо объекта, события или явления. Рассматривать его возможно только тогда, когда мы сможем как-то разметить шкалу времени, к точкам которой будут привязаны эти состояния и, благодаря которой можно их различить.

В экономических системах управления типа «организация», выделены по работам [1, 7, 10] следующие процессы: управление стратегией, управление персоналом, управление маркетингом, управление финансами, управление операциями, управление инновациями, управление качеством, управление информацией, управление безопасностью жизнедеятельности.

Подпроцесс – это какая-то часть процесса, выделенная определенным образом и имеющая право на существование.

Функциональная задача управления (ФЗУ) – это совокупность действий по выполнению одной функции управления в рамках данного подпроцесса. Например, планирование подбора персонала, организация оценки персонала, учет потребности в персонале и т.д. В рамках процесса управления операциями важнейшим является подпроцесс «Управление портфелем заказов», который определяет содержание и формы операционной деятельности организации [2-4].

Управление портфелем заказов – это деятельность по формированию загрузки организации работой. Состояние портфеля заказов определяет насколько сбалансировано состояние операционной деятельности. Этот подпроцесс обладает системными свойствами. Для построения данной системы в организации, рассмотрим содержание базового подпроцесса и нескольких смежных ФЗУ, непосредственно связанных с данным подпроцессом. Целью данной работы является выявление взаимосвязей между различными подразделениями организации, участвующих в процессе формирования договоров на поставку продукции/услуг и разработку информационного обеспечения данной системы.

Приступим к проектированию отдельных ФЗУ. В соответствии с работой [5] было выбрано девять функций управления: нормирование, прогнозирование, планирование, организация, учёт, контроль, анализ, регулирование, координация. На основе системного графа взаимодействия этих функций была построена модель подпроцесс «Управление портфелем заказов» (рис. 1).

Разработка портфеля заказов и бизнес плана

Рис. 1. Модель подпроцесса «Управление портфелем заказов»

В соответствии с подходом, представленном в работе [12, 13], сформулируем все ФЗУ для подпроцесса «Управление портфелем заказов» и приведём их краткую характеристику.

Нормирование процесса формирования портфеля заказов – это установление образцов и/или стандартов операционной деятельности, определение рекомендаций для коррекции нормативов.

Прогнозирование портфеля заказов – это определение перспективных планов по формированию договоров на поставку продукции/услуг.

Планирование портфеля заказов – установление планов, графиков и положений по договорам на поставку продукции/услуг.

Организация портфеля заказов – это деятельность по заключению договоров на поставку продукции/услуг организация.

Учёт портфеля заказов – это деятельность по: выработке форм фиксации выполнения планов, отчётов и графиков, необходимых для анализа данных по договорам на поставку продукции/услуг; формирование базы данных клиентов.

Контроль портфеля заказов – выявление несоответствий и возможных нарушений, применяемых при формировании портфеля заказов.

Анализ портфеля заказов – это исследование данных, необходимых для успешного выполнения договоров на поставку продукции/услуг.

Регулирование портфеля заказов – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов, путём применения каких–либо мер к конкретной деятельности.

Координация портфеля заказов и маркетинговой политики – установление рационального взаимодействия в деятельности и поведении людей по своевременной реализации управленческих задач различных подпроцессов. Выбор наименования ФЗУ координации связан с тем, что подпроцесс «Управление портфелем заказов» тесно связан с подпроцессом «Управление маркетинговой политикой организации», от которого поступает важнейшая информация, определяющая основную концепцию заключения договоров организация.

Чем большее число потребителей будет заинтересовано в продукции, тем больше организация сможет её производить, увеличивая свои экономические показатели. Главная задача маркетинговой политики заключается в успешном позиционировании выпускаемой продукции имеющий спрос, т.е. тех её видов, на базе которых формируется портфель заказов [9, 11].

В таблице приведена технология ФЗУ «Планирование портфеля заказов», выполненная в соответствии с работой [5, 6].

Читайте также:  Значение рисков в бизнес плане

Таблица. Технология ФЗУ «Планирование портфеля заказов»

Входные

документы

Процедуры решения

Выходные

документы

Перспективный план по формированию состава портфеля заказов.

Перспективный план по проведению услуг послепродажного обслуживания.

Перечень ассортимента выпускаемой продукции.

Перечень цен на каждый вид производимой продукции

Перечень бонусных предложений и скидок по каждому виду производимой продукции.

Предложения по внесению изменений в состав портфеля заказов.

Положение о составе операций входящих в механизм продаж.

Положение о составе, качестве и времени послепродажного обслуживания.

  1.   Принятие решения о формировании портфеля заказов.
  2.   Издание приказа о формировании портфеля заказов. 
  3.   Формирование комиссии по разработке портфеля заказов.
  4.   Ознакомление будущих членов комиссии с их функциями и задачами.
  5.   Исследование новых управленческих задач, возможных ситуаций, проблем, вызовов времени в организации.
  6.   Исследование изменений ассортимента выпускаемой продукции.
  7.   Исследование изменений цен на каждый вид производимой продукции.
  8.   Исследование бонусных предложений и скидок по каждому виду производимой продукции.
  9.   Исследование предложений по внесению изменений в состав портфеля заказов.
  10. Исследование предложения по внесению изменений в состав и ход услуг послепродажного обслуживания.
  11. Разработка или выбор методики формирования портфеля заказов.
  12. Обсуждение методики определения состава портфеля заказов.
  13. Внесение предложений по улучшению методики  определения состава портфеля заказов.
  14. Выбор показателей необходимых для проведения анализа из результатов всех проведённых исследований.
  15. Анализ выбранных показателей по методике.
  16. Систематизация результатов для составления положения по составу портфеля заказов, необходимым планам и графикам.
  17. Составление положения о рекомендуемом составе портфеля заказов.
  18. Разработка плана продаж по каждому виду производимой продукции на основе полученных систематизированных данных.
  19. Разработка плана предоставления услуг послепродажного обслуживания.
  20. Разработка графика продаж готовой продукции и проведения послепродажного обслуживания.
  21. Утверждение разработанного положения, планов и графиков.
  22. Доведение разработанных планов и графиков до подразделений организаций.

Состав комиссии по формированию состава портфеля заказов.

План продаж по каждому виду производимой продукции

Плана предоставления услуг послепродажного обслуживания.

График продаж готовой продукции и проведения послепродажного обслуживания.

Положение о рекомендуемом составе портфеля заказов.

Методика формирования состава портфеля заказов.

Аналогично, были разработаны технологии и других ФЗУ подпроцесса «Управление портфелем заказов». Благодаря разработке технологий ФЗУ была определена вся входная информация, обеспечивающая работоспособность подпроцесса «Управление портфелем заказов».

Кроме того, портфель заказов включает базу клиентов, на которых ориентирован выпуск производимой продукции, а маркетинговая политика призвана создавать такие условия, при которых будет происходить расширение клиентской базы, в т.ч. путём проведения эффективной рекламной деятельности. Она нацелена на привлечение новых клиентов через броские и запоминающиеся рекламные акции и мероприятия, оставляющие в сознании потребителей приятные воспоминания о качественной продукции по доступным ценам и хорошем послепродажном обслуживании.

Выявление смежных ФЗУ позволило расширить их состав, присоединить к подпроцессу «Управление портфелем заказов» и сделать более полной структуру системы управления портфелем заказов. Таким образом, была построена модель системы управления портфелем заказов (СУПЗ) (рис. 2).

Разработка портфеля заказов и бизнес плана

Рис. 2. Модель системы управления портфелем заказов

Рассмотрим взаимосвязь СУПЗ с подпроцессами «Управление продажами готовой продукции» и «Управление послепродажным обслуживанием». От этих подпроцессов также поступает информация, которая участвует в формировании портфеля заказов, но главное сильно влияет на его состав [8].

Содержание подпроцесса «Управление продажами готовой продукции» приводит к пониманию, что от того в каком виде и каким образом будет продана продукция, зависит, станет ли покупатель постоянным клиентом, тем самым войдёт ли он в постоянный состав базы клиентов, а затем войдет в портфель заказов. Если потребитель остался доволен услугами, то он изъявит желание стать постоянным клиентом. Тем самым он включит этот вид оказываемых услуг в портфель заказа для дальнейшего планирования своей деятельности [4].

Влияние подпроцесса «Управление продажами готовой продукции» на подпроцесс «Управление портфелем заказов» происходит на основе механизма продаж, а, точнее, на основе конкретных операций, входящих в него. Так, например, сама операция по оказанию услуг может быть качественно исполнена, но при этом были нарушены правила делового общения, что может вызвать негативную оценку и тот не захочет оставаться клиентом данной организация. Также необходимо, чтобы происходил чёткий контроль прохождения всех операций, входящих в механизм продаж. Выявление этих операций должно происходить именно с участием подпроцесса «Управление продажами продукции».

Аналогичным образом проходит и влияние подпроцесса «Управление послепродажным обслуживанием» на подпроцесс «Управление портфелем заказов». Ведь послепродажное обслуживание, так же влияет на мнение клиентов о производителе услуг. Сюда входит консультирование, обследование и т.д. Если эти услуги предоставляются своевременно, качественно и с учётом пожеланий клиента, то клиент, в свою очередь, будет постоянным заказчиком услуг организации. Кроме этого, он посоветует приобрести оказываемые услуги своим родным и близким, тем самым расширит портфель заказов организация. Поэтому, необходим контроль за ходом послепродажного обслуживания.

Читайте также:  Бизнес план пример прямые продажи

Механизм продаж и послепродажного обслуживания должны работать по принципу «клиент всегда прав» и должны прикладываться усилия для получения положительных оценок клиентов в свой адрес, а значит и в адрес производителя услуг.

Таким образом, функциональная полнота СУПЗ при рационально произведённых продажах и качественном послепродажном обслуживании позволит избежать нежелательных патологий при оказании услуг потребителям. Тогда и происходит рациональное формирование портфеля заказов организации через заключение договоров как юридическими, так и физическими лицами.

Библиографический список

1. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента. – Самара: САГМУ, 2009. – 172 с.

2. Герасимов Б.Н. Операционный менеджмент. — Самара: СФ МГПУ, 2009. – 368 с.

3. Горелик О.М. Операционный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений. — М.: КНОРУС, 2007. – 272 с.

4. Малюк В.И. Проектирование структур производственного предприятия. – СПб.: Бизнес–пресса, 2005. – 320 с.

5. Российский менеджмент: технологии успеха / Б.Н. Герасимов, В.Н. Иванов [и др.]. – М.: Муниципальный мир, 2005. – 400 с.

6. Герасимов Б.Н. Инновационный менеджмент. – Самара: МГПУ, 2007. – 298 с.

7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория организации: учеб. пособие. – Пенза: МАКУ, ПГУ, 2010. – 160 с.

8. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2: учеб. пособие. – Самара: СГАУ, МИР, 2006.  –228 с.

9. Герасимов Б.Н. Введение в менеджмент: теория, методологи, технологии. – Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. – 384 с. – Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

10. Герасимов Б.Н. Развитие функциональной структуры организации. Самара: СГЭА. 2003. 164 с.

11. Туманов И.Ю. Разработка технологий решения задач управления в организации санаторного обслуживания // Вестн. Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2015. № 1(33). С. 117-125.

12. Герасимов Б.Н. Проектирование экономических систем: монография. – Самара: Изд. НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. – 383 с.

13. Герасимов Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – №8 (106). – С. 33-37.

MAKING THE SYSTEM OF MANGEMENT OF THE STOCK ORDER

OF THE ORGANIZATION

I.Y. Tumanov, postgraduate

Samara academy of state and municipal control

(Russia, Samara)

Abstract. The organization is the main link of the economy containing itself an operational potential. A special attention is paid to the making the system of management of the stock order within the framework of the process of management of operations and this system is to ensure vital activity or the development of the organization. It is given the structure of the system of management of the stock order of the organization. There are developed technologies of the main functional problems of management of this system of management and means of their support.

Keywords: organization, management of operations, stock order, structure, technologies of functional problems of management.

Источник

План производства продукции по номенклатуре и ассортименту рассчитывается на основе договоров поставки в натуральном выражении по каждому ее виду с учетом конкретных сроков поставки.

Основной стоимостной показатель – стоимость реализуемой продукции (услуг).

Другие стоимостные показатели: товарная, валовая продукция, валовой оборот.

Товарная продукция – стоимость продукции, которая выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Отличается от реализованной на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция (ТП) – это предназначенные к реализации все виды готовой продукции и полуфабрикаты собственного изготовления, работы и услуги производственного характера, выполняемые на сторону, продукция вспомогательного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

Реализуемая продукция (РП) – стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.

РП = ТП + Знп – Зкп + Пнп – Пкп, где

Знп, Зкп – запасы продукции на складе в денежном выражении на начало и конец планового периода;

Пнп, Пкп – стоимость продукции, отгруженной, но не оплаченной на начало и конец планового периода.

Валовая продукция (ВП) – стоимость всей произведенной продукции предприятия, независимо от степени ее готовности. ВП включает в себя ТП, изменение остатков незавершенного производства, а также изменение запасов полуфабрикатов, технологической оснастки и запасных частей для ремонта оборудования собственного производства.

Читайте также:  Бизнес план по разведению цесарок

Валовой оборот – сумма стоимости ВП, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, используется ли данная продукция внутри предприятия или будет реализовываться на сторону.

Портфель заказов предприятия – это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами. При формировании портфеля заказов отдел сбыта координирует поступающие заказы с возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел сбыта проводит совместно с производственным отделом, финансовым и другими подразделениями предприятия

Портфель заказов отдела сбыта состоит из трех разделов:

Текущие заказы, обеспечивающие безостановочную работу предприятия

Среднесрочные заказы (сроком исполнения до 1-2 лет)

Перспективные заказы (в том числе прогнозные на 2-5 лет и более).

При формировании портфеля заказов предприятия-поставщики учитывают нормы заказа продукции и транзитные нормы.

Норма заказа – это минимальное количество определенного вида продукции, менее которого завод-поставщик не производит и не поставляет одному адресату. Нормы заказа продукции устанавливаются при поставке много ассортиментной продукции, т.е. когда групповая номенклатура содержит дробный ассортимент.

Транзитная форма отгрузки представляет собой минимальное количество продукции, которое предприятие-поставщик отгружает в один адрес.

31.Конкуренция – основа рыночной экономики. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство.

Конкуренция – (лат.) соперничество, столкновение.

Конкуренция – это основа рыночной экономики.

Сущность конкуренции в том, что она представляет собой сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли-продажи.

Можно выделить 3 основные фронта конкуренции:

1. конкуренция среди покупателей

2. конкуренция среди продавцов

3. конкуренция между продавцами и покупателями – главный фронт, противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных сторонах.

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма велика:

1. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения конкуренция сопоставляет индивидуальные затраты производителя с рыночными.

2. Конкуренция побуждает к учету потребителей рынка и со стороны покупателей и со стороны продавцов.

3. Конкуренция порождает механизм само регуляции рынка через механизм колебания цен, воздействия на спрос и предложение.

4. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет других.

5. Конкуренция разоряет одних и обогащает других и таким образом является двигателем экономического прогресса.

6. Социальные последствия конкуренции заключаются в том, что экономическая свобода каждого агента рынка усиливает предприимчивость одних, а других ломает и разоряет.

Выделяют следующие виды конкурентной борьбы:

1 – по сфере – внутриотраслевая и межотраслевая;

2 – по характеру – совершенная и несовершенная.

В РФ действует Закон о защите конкуренции. Он имеет особенности в сравнении с аналогичными законами других стран, т.к. направлен в первую очередь против монополизма в сфере управления народным хозяйством.

Антимонопольное законодательство очень молодое .В РФ действует с 91 года закон «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».А в настоящее время (с октября 2006 ) ФЗ «О защите конкуренции», который направлен на предупреждение и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и на ограничение, устранение конкуренции органами власти и управления.

По закону к монополистам (доминирующим хозяйствующим субъектам) относят предприятия доля которого на рынке определённого товара больше 50%, но может быть принято решение о признание дом.хоз.суб. если даже доля меньше 50% и даже меньше 35%.

Закон запрещает такие действия органов власти и управления как:

1. Введение ограничений в отношении создания предприятия в какой либо сфере деятельности, на производство определённых видов товаров

2. Установление запретов или введение ограничений на продажу, покупку, перемещение товаров.

3. Запрещаются соглашения между органами власти и управления к повышению , снижению, или поддержанию цен, установление цен на один и тот же товар(если они экономически и технологически не обоснованы)

4. Запрещен раздел товарного рынка по территориальному принципу объему продажи, или покупки товара, ассортименту, составу продавцов или покупателей

Законом определены виды действий и сделок на осуществление которых, требуется разрешение антимонопольного органа. Антимонопольная служба ведет реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке больше чем 35%, проверяет соблюдение антимонопольного законодательства. Рассматривает сделки с акциями и долями.

Источник