Разработка бизнес плана по перевозке
Краткий инвестиционный меморандум
Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.
В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.
Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;
Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;
Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;
Срок окупаемости — 23 месяца;
Точка безубыточности — 3 месяц;
Рентабельность продаж — 27%.
Описание бизнеса, продукта или услуги
Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.
Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.
Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.
Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.
Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.
Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.
Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.
Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.
Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:
- Реквизиты юридического лица или ИП;
- номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
- государственный регистрационный номер;
- идентификационный код транспортного средства (VIN);
- марку, модель ТС;
- год выпуска;
- документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
- дата проведения последнего технического осмотра автобуса;
Чтобы получить лицензию обязательно наличие:
- страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
- акта поверки тахографа;
- договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
- наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
- документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
- документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;
Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.
ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.
Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Ford Transit | 3 | 1 300 000 | 3 900 000 |
Ноутбук | 1 | 25 000 | 25 000 |
Офисный стол | 1 | 4 000 | 4 000 |
Офисные кресла | 1 | 3 500 | 3 500 |
Оргтехника | 1 | 20 000 | 20 000 |
Итого: | 3 952 500 |
Организационная структура
В штате сотрудников: директор и 6 водителей, по 2 на каждый автобус. Директор занимается оперативным управлением компанией, а также выполняет роль диспетчера, контролируя маршруты. Водители выполняют поездки по маршрутам, график их должен быть спланирован так, чтобы все автомобили были в работе ежедневно.
Режим труда и отдыха водителей автобуса регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 30 000 | 1 | 30 000 | 52 133 |
Водитель | 20 000 | 6 | 120 000 | 42 133 |
Страховые взносы | 45 000 | |||
Итого ФОТ | 195 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 50 000 |
Закупка оборудования и автомобилей | 3 952 500 |
Итого | 4 002 500 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 349 928 |
Аренда офиса | 24 000 |
ОСАГО | 5 250 |
Автомобильный налог | 1 500 |
Техническое обслуживание автомобилей | 30 000 |
ГСМ | 160 035 |
Комиссия агента по продаже билетов (15%) | 56 160 |
Предрейсовый медосмотр водителей | 10 000 |
Коммунальные услуги | 5 000 |
Амортизация | 65 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 30 000 |
Итого | 746 873 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
- Риск повреждения автомобилей. Страхование по КАСКО полностью покрывает затраты, но может стоить дорого, необходимо рассчитывать индивидуально. Защитить машины от преждевременного износа позволит регулярное техобслуживание в профильном сервисе.
- Низкий спрос. Необходимо работать над повышением лояльности текущих клиентов и расширением клиентской базы, следить за имиджем компании (публичные отзывы в агрегаторе, рекомендации).
- Слишком высокий спрос. Нужно расширять автопарк, можно брать автомобили в лизинг, кредит или привлекать водителей с собственными автомобилями.
- Невыполнение обязательств водителем. Тщательно подбирать персонал, разработать систему мотивации персонала, чтобы работник желал сохранить рабочее место.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель пассажирских перевозок
Краткий инвестиционный меморандум
Проект открытия частной транспортной компании по грузоперевозкам функционирует на коммерческой основе. Для данного проекта характерны существенные затраты. Цель проекта — доставка грузов недорого и максимально быстро. Это определяет величину инвестиций и выражаются в длительном сроке окупаемости, составляющего 17 месяцев.
Общий автопарк компании составляет 8 седельных тягачей и 8 стандартных полуприцепов. Согласно общей возможной загрузке полуприцепов минимальная площадь помещения должна составлять 400 м2, включая офисное помещение общей площадью 50 м2. Помещение подобного размера можно приобрести в собственность или взять в аренду.
Стоимость услуг компании составляет 80 руб. за 1 км. Средний пробег 1 фуры в месяц составляет 10 тыс. км. Для данного рынка характерны не только высокая конкуренция, но и высокий спрос со стороны компаний, которые хотят передать деятельность по перевозкам на аутсорсинг.
Сумма первоначальных инвестиций — 13 460 000 руб.
Ежемесячные затраты — 4 204 278 руб.
Средняя ежемесячная прибыль — 1 012 491 руб.
Срок окупаемости — 19 мес.
Описание бизнеса, продукта или услуги
В связи с увеличением импорта и экспорта товаров, а также ростом внутреннего рынка перевозок, востребованность в сфере грузоперевозок постоянно увеличивается. Необходимо также учитывать, что в связи с недавно прошедшим кризисом значительная часть небольших и неофициальных транспортных компаний ушла с рынка, тогда как для новых компаний открывается существенная доля рынка, которую возможно занять. Основным фактором, который будет влиять на успех — это возможность предложить клиенту быстрый и эффективный сервис по грузоперевозкам с конкурентоспособными ценами. Главные виды грузоперевозок — «генеральные» и «сборные» грузы. Также при открытии компании необходимо уделить внимание разработке программного обеспечения для эффективного документооборота с клиентами, а также обмена любой другой информацией.
Кроме того, когда встает вопрос об открытии транспортной компании необходимо учитывать специфику деятельности. Особое внимание следует уделить законодательной базе для деятельности транспортных компаний. Будущему руководству и владельцам следует внимательно ознакомиться с основными документами, регулирующие деятельность грузоперевозок в России:
- ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013 № 395-ФЗ
- ФЗ № 16 «О транспортной безопасности»
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
- Гражданский кодекс РФ
- Приказ Министерства транспорта России № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Приказ Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
- Приказ Министерства транспорта России № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»
В случае осуществления международных грузоперевозок список законодательных актов и приказов будет дополнен следующими:
- ФЗ№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Постановление Правительства РФ № 730 «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
- ФЗ № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
- Таможенный кодекс РФ
Потребность в транспортных компаниях по грузоперевозкам сегодня является следствием государственной политики по импортозамещению, развитию сельского хозяйства и других отраслей, что вызывает большой спрос на услуги по внутренним грузоперевозкам. Одновременно с этим множество небольших компаний, которые не могут предоставить клиенту эффективный сервис и современный автопарк уходят с рынка. Совокупность этих факторов обеспечивает устойчивый спрос на данные услуги, для которого составлен данный бизнес-план.
Основными клиентами транспортных компаний являются импортно-экспортные компании, торговые и производственные компании на территории РФ. Планируя открыть свою транспортную компанию, необходимо не только привлекать клиентов, но и предлагать им выгодные и гибкие условия сотрудничества. Например, в случае, если у вас будет недостаточно транспортных единиц для того, чтобы обеспечить транспортировку месячного объема грузов ваших клиентов, сотрудничество в большинстве случаев не будет возможным.
Также дополнительные предпосылки к формированию спроса в настоящее время заключаются в том, что большинство производственных, торговых компаний выводят из своего штата департаменты по логистике, собственные транспортные средства ввиду больших капитальных затрат, и отдают деятельность по транспортировке своей продукции на аутсорсинг.
Один из способов увеличения рынка сбыта своих услуг — сдача собственных транспортных средств в аренду для постоянного использования клиентам.
Главными факторами, которые определяют успех транспортной компании в настоящее время являются быстрый и эффективный сервис, а также доступность необходимого количества транспортных средств.
Учитывая достаточно высокий спрос, маркетинговую стратегию необходимо тщательно продумать и найти наиболее эффективные инструменты для рекламы и продвижения бизнеса.
Чем больше представителей компаний и их руководителей узнают об открытии новой транспортной компании, тем больше вероятность раньше вернуть вложенные средства и получать максимальную прибыль.
Исходя из этого, привлечением клиентов необходимо заняться задолго до открытия. На первоначальных этапах необходимо использовать контекстную рекламу (Яндекс. Директ и Google AdWords). Также можно создать базу потенциальных клиентов и использовать систему e-mail маркетинга. Таргетированная реклама в социальных сетях будет не так эффективна, так как в социальных сетях отсутствует прямая целевая аудитория.
Не стоит забывать и об оффлайн рекламе. Использование собственного логотипа, вывески над офисным помещением, а также распространение листовок позволят привлечь новых клиентов. Реклама в газетах и средствах массовых информаций (СМИ) также положительно повлияет на репутацию компании.
Также будет эффективно посещать профильные выставки по транспортному сектору, и выставки производственных и торговых компаний.
Общий план открытия транспортной компании по грузоперевозкам поэтапно:
- Поиск помещения под офис и склад (для 8 тягачей)
- Регистрация юридического лица — ИП
- Заключение договора аренды и лизинга помещений
- Ремонт помещений и склада
- Подбор и обучение персонала
- Привлечение клиентов и начало работы.
Открытие ИП (Код ОКВЭД 49.41 — Деятельность автомобильного грузового транспорта). Постановка на налоговый учет в налоговой службе. Оптимальная система налогообложения — УСН (доходы-расходы). Также возможна регистрация юридического лица в форме ООО (Общества с ограниченной ответственностью). Это может потребоваться в связи с тем, что большинство клиентов будут использовать Общую систему налогообложения (ОСНО).
Для открытия необходимо также арендовать офис площадью 50 м2 и склад временного хранения (СВХ) общей площадью 350 м2. Договоры лизинга необходимо заключить на 8 тягачей и полуприцепов.
Режим работы офиса: с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу. Полной загруженности планируется достичь за 8 месяцев после открытия.
Организационная структура
Для организации транспортной компании по грузоперевозкам персонал, который способен обеспечить бесперебойную доставку грузов, имеет особенно важное значение. Команда будет расширяться по мере необходимости и органического роста бизнеса. В рамках данного проекта, рассчитанного на 8 машин и полуприцепов, необходима команда из 27 человек, включающая в себя:
- Генерального директора
- Руководителя отдела продаж
- Менеджеры по продажам (3 человека)
- Специалист по логистике (2 человека)
- Начальник склада
- Грузчики (3 человека)
- Водители (16 человек)
Бухгалтерию необходимо использовать на аутсорсинге и многие компании, а также банки, в рамках услуг по рассчетно-кассовому обслуживанию, предоставляют подобные услуги.
Роль управляющего может выполнять как собственник бизнеса, который обеспечит контроль всех операционных процессов и ведение маркетинговой политики, так и грамотный наемный сотрудник.
Ключевую функцию выполняют водители, чьей непосредственной обязанностью является перевозка грузов. Поэтому при выборе водителей необходимо проявить тщательную осмотрительность.
Начальник склада и грузчики выполняют обслуживающую функцию, распределяя и осуществляя загрузку и разгрузку груза.
Количество работников | Окладная часть | Сумма окладной части | |
Управляющий | 1 | 150 000 | 150 000 |
Руководитель отдела продаж | 1 | 100 000 | 100 000 |
Менеджеры по продажам | 3 | 45 000 | 135 000 |
Специалист по логистике | 2 | 40 000 | 80 000 |
Начальник склада | 1 | 35 000 | 35 000 |
Грузчики | 3 | 25 000 | 75 000 |
Водители | 16 | 70 000 | 1 120 000 |
Итого: | 1 695 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом страховых взносов представлен в финансовой модели.
Общая сумма первоначальных инвестиций составляет 13 460 000 руб., включая оборудование. Средняя стоимость услуг по грузоперевозке составляет за 1 км 80 руб. Помимо этого, по мере органического роста компании возможно дополнять услуги, которые также будут приносить дополнительную прибыль. Например, услуги по складскому хранению, услуги по доставке грузов для интернет-магазинов и другие. Средняя ежемесячная прибыль транспортной компании составляет 1 012 491 руб.
Капитальные затраты на открытие транспортной компании
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Общая сумма |
Система «Глонасс» | 8 | 20 000 | 160 000 |
Гидравлическая тележка-рохля | 5 | 40 000 | 200 000 |
Погрузчик | 2 | 620 000 | 1 240 000 |
Компьютеры | 15 | 8 000 | 120 000 |
Мебель (столы, стулья, подвесные шкафчики) | 1 | 19 000 | 19 000 |
Стелажи для склада | 1 | 3 000 | 3 000 |
Принтеры | 15 | 3 000 | 45 000 |
Кассовый аппарат | 1 | 3 000 | 3 000 |
Система «Платон» | 8 | 10 000 | 80 000 |
Итого: | 1 870 000 |
Инвестиции на открытие
Инвестиции на открытие | |
Регистрация | 10 000 |
Аренда (400 кв.м.) | 600 000 |
Ремонт помещений | 300 000 |
Закупка оборудования | 1 870 000 |
Реклама | 150 000 |
Первоначальный взнос за лизинг тягача «КАМАЗ» | 7 200 000 |
Первоначальный взнос за лизинг полуприцепа | 3 280 000 |
Прочее | 50 000 |
Итого | 13 460 000 |
Ежемесячные затраты, руб.
Постоянные расходы: | 1 834 444 |
Арендная плата 400 кв. м, в мес. | 600 000 |
Реклама | 20 000 |
Непредвиденные расходы | 50 000 |
Налог (доходы-расходы) | — |
Затраты по лизингу | 1 164 444 |
Оплата топлива | 117 333 |
Переменные расходы: | 2 203 500 |
Отчисления с ФОТ (30% от з/п штатных сотрудников) | 508 500 |
ФОТ | 1 695 000 |
Полный план продаж на 24 месяца с учетом сезонности и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Открытие транспортной компании, как и любой другой вид деятельности, сопровождается определенными рисками. Необходимо заранее изучить их все, чтобы исключить или снизить вероятность тех или иных последствий.
Основными рисками являются:
- Неквалифицированные кадры
Особенно важно, чтобы все сотрудники обладали необходимым уровнем компетенции и имели опыт работы в данной индустрии. В качестве способа снижения данного риска, необходимо использовать рекрутинговые агентства для привлечения специалистов высокого уровня. При отборе необходимо обращать пристальное внимание на профессиональный опыт и желание дальнейшего развития в данном регионе.
- Отсутствие продаж/договоров с клиентами
Данный фактор имеет особо важное значение при определении успеха компании. В качестве способа снижения риска, необходимо заранее продумать маркетинговую политику компании и заключить договоры на обслуживание с некоторыми клиентами еще до аренды офиса и приобретения техники в лизинг.
- Ненадежный грузовой транспорт
Данный риск связан с тем, что начинающие предприниматели пытаются сэкономить на транспорте, выбирая при покупке б/у технику. В качестве рекомендации, необходимо приобретать надежную технику, которая позволит сократить затраты на обслуживание и увеличить прибыль за счет роста числа перевозок.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель транспортной компании по грузоперевозкам