Ранжирования бизнес идей это
Метод ранжирования
Для чего используется техника креативности
Сравнить ряд альтернативных проектных решений, используя общую шкалу измерения.
План действий
1. Определить задачи, которым должны отвечать альтернативные проектные решения.
2. Если задачи следует ранжировать, то:
а) записать в матрице предпочтительную задачу из каждой пары;
б) распределить задачи по их степени предпочтения.
3. Если задачи должны быть взвешены, назначить каждой задаче коэффициент весомости, указывающий на ее важность по сравнению с другими задачами.
4. Измерить или оценить степень, с которой каждое альтернативное проектное решение отвечает каждой из ранжированных или взвешенных задач.
5. Преобразовать эти результаты в процентные отношения при ранжировании задач и в абсолютные величины цифровых коэффициентов весомости при взвешивании задач.
6. Выбрать альтернативные проектные решения, имеющие наилучшее процентное отношение или наибольший коэффициент весомости.
Замечания (описание)
Многим читателям приведенный выше пример покажется абсурдным. Действительно, было бы ошибочным исходить из допущения, что арифметические действия можно производить с любыми цифровыми данными; на самом деле такие действия можно производить только над теми данными, которые могут быть измерены по интервальной или пропорциональной шкале (см. метод «Выбор шкал измерения»). Ранжирование и взвешивание, производимые при игнорировании правил оперирования со шкальными измерениями, могут давать столь же неверные результаты, как, скажем, измерение с помощью резиновой ленты, или же могут оказаться столь же наивными, как вычисление полного размера предмета путем сложения его массы и объема. Если не установлены логические связи между измеряемыми параметрами, нет способа провести значимые сравнения по единой шкале. Например, величины 60, 20 и 10, назначенные на шаге 3, получены в предположении, что важность этих задач не меняется в зависимости от обстоятельств; однако всегда ли существует уверенность, что это так? Если же предполагаемые зависимости в действительности меняются, нет надобности использовать субъективные суждения в качестве основы для сравнения. Фактически при ранжировании или взвешивании задач, которые нельзя сравнить никаким другим способом, затушевывается определенная информация относительно каждой задачи, которая может повлиять на принятие решения. Итоговые показатели ранжирования и взвешивания вводят в заблуждение потому, что из реальной действительности выхватывается отрывочная информация и группируется в арифметические соотношения, которые могут не иметь ничего общего с действительными соотношениями данных. Вычисления при ранжировании и взвешивании являются логической схемой, которая при отсутствии каких-либо других данных принимается .за модель взаимосвязей между задачами в реальной действительности.
Характерный недостаток метода ранжирования состоит в том, что предпочтения в выборе альтернатив при их сравнении парами могут отличаться от предпочтений при сравнении трех или более альтернатив одновременно. Например, покупая автомобиль, можно решить, что скорость его является более важным аспектом, чем экономичность, а экономичность — более важным аспектом, чем цвет. Если эти два предпочтения положить в основу при ранжировании, порядок предпочтения будет следующим:
1 — скорость;
2 — экономичность;
3 — цвет.
Однако если предстоит сделать выбор между автомобилем с высокой скоростью, но неэкономичным и окрашенным не в желательный цвет, экономичным автомобилем, но с небольшой скоростью и нежелательного цвета и, наконец, автомобилем нужного цвета, но с небольшой скоростью и неэкономичным, то, вероятно, выбор в конце концов падет на самый экономичный автомобиль. В данном случае это возможно, так как все три автомобиля настолько далеки от идеала: «быстрый, экономичный и нужного цвета», что покупается самый дешевый из них. Таким образом, ранжирование в этих условиях будет следующим:
1 — экономичность;
2 — скорость и цвет.
Это пример того, что можно назвать нетранзитивной зависимостью, в которой А превышает В, а В превышает С при парных сравнениях, но порядок «В превышает А и С превышает А» может также иметь место, если сравниваются одновременно три или более альтернативы, т.е. когда процесс ранжирования отличается от процесса выбора.
Можно утверждать, что взвешивание задач искажает модель проблемы и опасным образом ограничивает области поиска для проектировщика. Это происходит потому, что на коэффициент весомости, назначаемый задаче, значительное влияние оказывает то, каким способом предполагается выполнить эту задачу. Например, если речь идет о проектировании автомобиля «Роллс-ройс», задача удобства его размещения на стоянке не получила бы высокого коэффициента весомости. Если же проектируется микролитражный автомобиль, простота выбора места для его стоянки приобретает высокий приоритет.
Важный вопрос для проектировщика, пытающегося ранжировать или взвешивать задачи, состоит в том, окажутся ли ошибки от пренебрежения нетранзитивными величинами или от предвосхищения частных решений при назначении весов достаточно большими, чтобы исказить его решения, или же достаточно малыми, чтобы ими можно было пренебречь. Тот факт, что специалисты довольно часто и успешно используют эти методы, заставляет предположить, что эти ошибки не всегда настолько велики, чтобы исказить результаты (см. метод «Составление технического задания» и последний этап примера в методе «Анализ взаимосвязанных областей решения (AIDA)»). Таким образом, хотя полностью устранить недостатки этих методов и не удается, можно все же проявить необходимую осторожность при их использовании.
Холл подробно объясняет, почему большинство методов расчета страдает подобными недостатками. Он указывает, что математически строгие вычисления применимы только для задач низшего порядка, а при сравнении задач высшего порядка неизбежно некоторое сочетание вычислений с догадками. В качестве практического правила можно рекомендовать во всех случаях, когда имеются сомнения в применимости вычислений, просто сравнивать задачи мысленно или путем обсуждения. Иначе не остается ничего другого, как основывать свои суждения на субъективных моральных принципах и на вере (полагаясь, таким образом, на стабильность и незыблемость этих принципов при всех социально-технических изменениях).
Как применять технику креативности
Строго говори, метод ранжирования не очень действенен, хотя есть ситуации, в которых они, по-видимому, уменьшают трудности принятия решений. Однако это может иметь и неприятные последствия, если принимаемые решения носят критический характер.
Как научиться
Изучить метод ранжирования довольно легко.
Но легкость применения этих грубых форм оптимизации не должна затемнять необходимость в надлежащем понимании математических принципов, используемых при назначении цифровых значений переменным величинам, которые трудно измерить.
Стоимость и время
Метод ранжирования требует незначительных затрат времени и средств.
Пример использования
Этот пример является продолжением примера с городским транспортом, задачи которого были сформулированы в методе «Формулирование задач».
1. Определить задачи, которым должны отвечать альтернативные проектные решения:
а) обеспечить положение, при котором не было бы серьезных жалоб на транспортные затруднения в городе;
б) обеспечить, чтобы выбранная система стала предметом гордости горожан;
в) обеспечить, чтобы система была признана достижением городских властей;
г) обеспечить положение, при котором горожане готовы были бы платить необходимые для строительства новой системы налоги.
2. Если задачи следует ранжировать то:
а) записать в матрице предпочтительную задачу из каждой пары
а) записать в матрице предпочтительную задачу из каждой пары
б) распределить задачи по их степени предпочтения.
Ранг совпадает с итоговым числом для строки:
1 — отсутствие жалоб;
2 — приемлемые налоги;
3 — авторитет властей;
4 — гордость горожан
в соответствии с предпочтениями, указанными выше. Преимущества ранжирования становятся особенно очевидными при наличии большого числа задач, когда их невозможно удержать в голове и интуитивно распределить по рангам.
3. Если задачи должны быть взвешены, назначить каждой задаче коэффициент весомости, указывающий на ее важность по сравнению с другими задачами.
Первой задаче можно назначить коэффициент 60, второй — 20, третьей и четвертой— по 10.
4. Измерить или оценить степень, с которой каждое альтернативное проектное решение отвечает каждой из ранжированных или взвешенных задач.
В соответствии с первой задачей — «отсутствие жалоб» — эксплуатационные характеристики альтернативных систем можно выразить в виде вычисленной
доли пассажиров, которые будут испытывать неудобства. Если, например, сравниваются два альтернативных проектных решения — монорельсовая и автоматизированная дорожные системы, — эти вычислимые доли могут составить 0,4 и 0,15. Соответствие остальным трем задачам можно, по-видимому, оценить по порядковой шкале, приведенной ниже:
5. Преобразовать эти результаты в процентные отношения при ранжировании задач и в абсолютные величины цифровых коэффициентов весомости при взвешивании задач.
При ранжировании задач эти процентные отношения могут быть выражены следующим образом:
При взвешивании задач цифровые показатели могут быть выражены следующим образом:
6. Выбрать альтернативные проектные решения, имеющие наилучшее процентное отношение или наибольший коэффициент весомости.
В соответствии с результатами ранжирования задач следует выбрать автоматизацию транспортной системы, так как она получила более высокое процентное отношение для задачи наивысшего ранга. Однако можно выбрать и монорельсовую дорогу, так как среднее значение для нее больше и она в большей степени отвечает всем задачам,
В соответствии с результатами взвешивания задач следует выбрать автоматизированную систему транспорта, так как для нее коэффициент весомости больше. Если возникают сомнения и правильности системы оценки, когда уже имеются результаты взвешивания, может появиться искушение внести некоторые изменения в назначаемые коэффициенты весомости. Это бывает целесообразным, если отражает новое положение вещей, когда уже имеется дополнительная информация и видны результаты первоначальных предположений.
Ссылки, библиография
Hall A.D., A methodology for systems engineering, Van Nostrand, Princeton, N.J., 1962.
Sanoff H., Techniques of evalution for designers, Design Res. Lab. Monogr., North Carolina State Univ., Raleigh, 1968.
Если вам понравилась статья — поделитесь ссылкой с друзьями!
Если у вас есть идея на собственный бизнес, то прежде, чем вы начнете предпринимать конкретные действия, крупномасштабные — сядь, возьми вдох и проанализируйте спокойно еще раз всю идею для собственного бизнеса. Возможно, что просто тебе кажется, что он такой гениальный и стоит сам по себе миллион долларов. Может Ваша идея на компании требует еще доработки?
Прежде всего, решения о хозяйственной деятельности, не принимайте всерьез. Твоя гениальная идея, золотая жила и идеальная бизнес-идея может быть на самом деле такой. С другой стороны, возможно, что эта ниша на рынке (как вы думали о ней) заполнена уже до отказа, или создание бизнеса не так просто и очевидно, как вам изначально казалось.
Изучите целевой рынок – как отреагирует Ваш клиент
Ваша бизнес-идея должна удовлетворить потребности определенной, реальной группы людей. Проверьте является ли Ваш продукт или услуга действительно соответствует этим целям. Весьма распространенной причиной неудачи является расхождение реальных потребностей клиента с рекламным текстом продавца. Еще одна чрезвычайно важная вещь, это подтверждение того, что ваши потенциальные клиенты имеют деньги. Что с того, что вы создадите отличный продукт с уникальным предложением, если некому будет его покупать.
Убедитесь, что у вас есть достаточные навыки, знания и полномочия
Проверьте, есть ли у вас достаточно опыта, чтобы эффективно реализовать ваши бизнес-идеи. Помните, что не всему можно быстро научиться, и не все можно найти в интернете – в частности, если речь идет о каких-то ноу-хау. Может также оказаться, что, несмотря на искренние желания, или знания не можете реализовать вашу мечту в жизнь, потому что у вас нет соответствующих разрешений или лицензий.
Проверить юридические риски
Может оказаться, что Ваш замечательный продукт в России запрещен или его разрешение на продажу требует специальных исследований или разрешений. Это касается, например, продуктов, импортируемых из-за пределов страны. Проверьте также, не нарушаете ли вы чьих-то прав, к примеру авторских. Такая оплошность может быть для вас очень дорого стоить, если от имени юридического владельца придут к тебе, господа в галстуках и выложат на столе судебный иск.
Может быть, решение, которое вы придумали еще не было коммерческим, но заявка на патент уже была подана кем-то другим. Помните, в России патентная защита предоставляется с момента подачи заявки в патентное ведомство.
Проверьте есть ли у вас УТП
Уникальное торговое предложение является аргументом, на основе которого строится фундамент рекламы. Это уникальное преимущество, которое клиент приобретает вместе с покупкой вашего продукта или услуги. Это уникальная особенность, являющаяся отличительной особенностью вашего предложения.
Для примера уникальное предложение продажи может быть:
· будучи первым лицом, который действовал в данной отрасли (мы-старейший в отрасли, у нас большой опыт, мы обслужили уже большое количество клиентов, у нас есть потенциал и навыки)
· уникальная технология, используемая в производстве
· уникальный дизайн продукции
Подготовьте реалистичный бизнес-план
На этом этапе речь не идет о написании полноразмерного бизнес-плана, какому можно научиться в вузе, курсах или можно найти в различных справочниках онлайн. Здесь речь идет, скорее, о сборе идей о том, как Ваша компания будет работать, как вы будете распространять свою продукцию/услуги, и как вы собираетесь ее развивать.
Идеальными инструментами для подготовки такого набора идей будут доступны инструменты:
1. Проведите мозговой штурм – это широко известный метод выработки идей. Я не буду здесь подробно останавливаться на нем. Более подробную информацию можно найти в интернете.
2. Сделайте SWOT-анализ – также широко известный метод анализа. Проанализируйте свою идею в 4 категориях:
· Сильные стороны — как они будут способствовать развитию компании и положительно влиять на окружение. Также они дают преимущество по отношению к конкурентам,
· Слабые стороны – как они будут тормозить развитие компании; это может быть из-за отсутствия достаточной квалификации, распределение задач, плохой организации работы или других ресурсов,
· Шансы – это соображения, которые при умелом использовании могут положительно повлиять в будущем на развитие компании,
· Угрозы – это факторы, которые в настоящее время не мешают функционировать компании, но которые могут являться угрозой в будущем.
3. Подготовьте mapping — то есть, так называемый карта мысли. Это отличная техника для группирования вопросов и их дальнейшего решения. В центральной части карты мы помещаем точку отсчета, от которого отходят толстые линии с наиболее важными ключевыми словами (вопросами нашего бизнеса, например, постоянные расходы, переменные расходы, маркетинг, необходимые ресурсы и т. д.). От этих линий могут отходить еще тоньше и с менее важной информацией, а от них еще и еще. Карты мысли не имеют каких-либо ограничений по объему сделанных заметок.
4. Разработайте бизнес-модель Canvas – это великолепный инструмент для доработки вашей идеи на компанию и разработки бизнес-модели. В состав бизнес-модели входит 9 основных направлений, которые вписываются в процесс зарабатывания денег:
· Ключевые партнеры;
· Основные направления деятельности;
· Ключевые ресурсы;
· Предложения значения;
· Отношения с клиентами;
· Каналы распределения;
· Сегменты клиентов;
· Структура стоимости;
· Структура доходов.
Они включают 4 основных направлений в бизнес-деятельности: клиентов, предложения, инфраструктуры и финансов. Эти области можно представить в виде одного листа бумаги, разделенного на соответствующие поля.
Подготовка к денежному потоку – считай, считай и еще раз считай
Зная, каков будет общий денежный поток, вы сможете убедиться в том, что все расходы (постоянные и переменные) могут быть покрыты из доходов, генерируемых вашей компанией. Если все правильно, то поздравляю – у вас есть отличная бизнес-идея, и вы можете открывать свой собственный бизнес.
Этот пункт чрезвычайно важен. Было уже много компаний с превосходными продуктами, прекрасной репутацией и известной торговой маркой, которые, однако, к сожалению, рухнули. Случилось так не потому, что их продажи не были слишком низкими, а потому, что в какой-то момент им не хватило просто капитала на текущую деятельность. Что с того, что вы будете иметь полный склад товаров или кучу, выставленных, но неоплаченных счетов-фактур, если в кассе не будет ни копейки.
На прошлом занятии вы узнали, что такое предпринимательство и получили представление о
бизнес-плане.
Первым шагом разработки бизнес-плана является выбор подходящей идеи
для бизнеса.
Бизнес-идея – идея, которая может быть использована для создания новой
компании или нового направления деятельности. Как правило, это создание продукта или
услуги, за которые люди готовы платить деньги.
Возможно, у вас уже есть какие-то соображения по поводу такой идеи, если нет, нужно об
этом подумать.
На чем могут основываться бизнес-идеи?
Что может быть их источником?
Вы можете воспользоваться следующими предложениями, а можете идти своим путем.
1. Бизнес – идеи, основанные на том, что вы умеете и любите делать. Что вы умеете
делать хорошо? Вернитесь к таблице, которую заполняли на прошлом занятии. В
каких бизнес-идеях могут найти применение ваши умения? Например, вам нравиться
учить других и у вас это хорошо получается. Подумайте, источником каких бизнес-
идей может послужить ключевое слово «Обучение». Примерами бизнес идей могут
быть: вести кружок, заниматься с малышами.
2. Бизнес идеи, основанные на интересах. Чем вы интересуетесь? Какие бизнес идеи
могут быть основаны на личных интересах? Например, вы увлекаетесь садоводством
или цветоводством. Подумайте, на какие бизнес-идеи вас может подтолкнуть
ключевое слово «Садоводство». Например, вы можете выращивать растения на
продажу, помогать планировать дачные участки, предоставлять услуги по уходу за
садом или цветником.
3. Бизнес идеи, основанные на мотивации. Почему вам хочется открыть свой бизнес?
Мотивация побуждает вас к действию, к достижению цели Подумайте, почему вам
хотелось бы заняться бизнесом. Например, вашим мотивом может быть желание
предложить какой-то совершенно новый, инновационный продукт или услугу.
Подумайте, что нового, еще не существующего, можно предложить на рынок. Это
может быть, например, электронный каталог книг из домашних библиотек людей,
живущих в вашем местном сообществе, чтобы люди могли обмениваться книгами,
как в настоящей библиотеке.
4. Бизнес идеи, основанные на потребностях местного сообщества. Подумайте, какие
потребности есть у людей, живущих вокруг вас. Возможно ли удовлетворить хотя бы
какие-то из них? Подумайте, источником каких бизнес-идей может стать ключевое
слово «Потребности местного сообщества». Это может быть детская площадка,
уголок для отдыха пожилых людей, покупка и доставка продуктов для инвалидов.
5. Бизнес-идеи, основанные на отраслях сферы услуг или производства. В каких
услугах или товарах нуждаются люди вашего местного сообщества? Это может быть
сеть быстрого питания, здравоохранение, дошкольное воспитание, снабжение чистой
питьевой водой. Подумайте, какие бизнес-идеи могут удовлетворить спрос. Это
может быть новый ресторан или маленький детский сад.
6. На чем еще могут основываться бизнес-идеи? Можно ли найти что-то интересное в
Интернете? А может быть подходящие мысли есть у ваших друзей? Запишите идеи, в
основе которых лежат другие источники. Например, кто-то из ваших друзей
предложит делать и продавать игрушки.
Теперь, когда вы знаете достаточно много источников бизнес-идей, попробуйте
систематизировать их. Есть несколько способов графического представления идей. Наиболее
популярным из них является диаграмма связей, которую иногда называют интеллект-картой
или картой памяти. Диаграмма связей реализуется в виде схемы, на которой изображены
слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, радиально отходящими от
центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип ассоциативного
мышления, опорной точкой которого является центральный образ. Подобный способ записи
позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Такие диаграммы
используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также
как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании
статей. Готовая карта памяти похожа на паутину, к которой и дальше добавлять ветви и связи
к центральной идее. Карта помогает легче воспринимать информацию, организовать свои
мысли и искать новые идеи.
Подумайте над следующими вопросами и обсудите их с партнером:
- Какие источники вы выберите для своих бизнес-идей?
- Какие это могут быть бизнес-идеи?
- Как вы будете фиксировать идеи, которые придут вам в голову?
Выполнение
1. Запустите Microsoft Power Point
2. Создайте слайд «Только заголовок». В текстовом поле напечатайте заголовок
слайда «Диаграмма связей бизнес-идей». По желанию измените вид текста.
3. В центре слайда создайте текстовое поле. Напечатайте в нем «Бизнес-идеи». Это
будет центральная фигура вашей диаграммы. Увеличьте или уменьшите поле.
Можете изменить вид текста.
4. Создайте еще одно текстовое поле. Напечатайте в нем название одного из
источников бизнес-идей, о котором вы договорились с партнером во время
планирования. Нарисуйте линию, соединяющую две фигуры.
5. Рядом с текстовым полем, где вы напечатали название источника бизнес-идей,
создайте еще одно текстовой поле. Напечатайте ключевое слово или слова,
которые ассоциируется с этим основанием бизнес-идеи. Создайте столько
текстовых полей, сколько ассоциаций сможете придумать. Увеличьте или
уменьшите поля. Соедините их линиями с полем источника бизнес-идей.
6. Теперь вы покажите, как от ассоциаций перейти к конкретной бизнес-идее.
Создайте текстовое поле и напечатайте в нем конкретное предложение, о
котором вы договорились с партнером во время планирования. Создайте столько
текстовых полей, сколько конкретных бизнес-идей вы сможете придумать в
рамках ассоциаций. Соедините эти поля с полями, которые вы создали в шаге 5 .
7. Если необходимо, измените размер полей и линий. Можете изменить положение
полей на странице, вид текста. Двигайте и поворачивайте фигуры так, как считаете
необходимым.
8. Раскрасьте текстовые поля и линии. Сохраните один цвет для источника бизнес-
идей и его ветвей. Можно сделать заливку фигур светлее или темнее по мере
удаления от основного поля (посмотрите, как это сделано на примере
диаграммы).
9. Чтобы сделать презентацию более привлекательной, рядом с текстовыми полями
добавьте картинки, которые проиллюстрируют ваши бизнес-идеи. Изменяйте
размер и ориентацию картинок по мере необходимости. (Смотрите раздел
Мультимедиа 6.1: добавление на слайд рисунка из файла).
10. Повторите шаги 5-10 для остальных источников бизнес-идей, ключевых слов и
собственно бизнес-идей, которые вы сформулировали во время планирования.
(
ПРИМЕЧАНИЕ
: можно копировать и вставлять готовые текстовые поля и линии в
свободные места. Если вы решили копировать текстовые поля, то вам придется выделить
текст и напечатать вместо него другой).
11. Два раза щелкните по вашей рабочей папке на рабочем столе.
12. Щелкните в открывшейся папке правой кнопкой мыши, чтобы появилось
контекстное меню. Выберите Создать — Папка. Введите новое имя папки
«маркетинговое_ исследование».
13. Два раза щелкните на папке «маркетинговое_ исследование». Щелкните правой
кнопкой, чтобы открыть контекстное меню. Выберите Создать – Папка. Введите
новое имя папки «занятие_2_идеи_для_бизнеса».
14. Сохраните свою работу в этой папке.
Вы придумали несколько интересных бизнес- предложений. Но разрабатывать бизнес- план
вы будете только для одного. Как выбрать лучшее? Можно немного облегчить задачу, если
остановиться на нескольких бизнес-идеях и подробно проанализировать их. Есть несколько
способов сделать такой выбор. На этом занятии вы познакомитесь со схемой ранжирования.
Вы сможете выстроить приоритеты бизнес-идей на основе сформулированных вами самими
критериев и, таким образом, подтвердить правильность своего выбора.
Примером ранжирования может быть выбор способа добраться до школы: пешком, на
велосипеде, на автобусе или с папой на машине. Какие факторы вы будете принимать в
расчет? В данном случае это может быть расстояние до школы, затраченное время, затраты,
удобство и т.д. Если поездка на велосипеде отвечает большинству этих критериев, вы
ставите ее на первое место. Точно также вы будете анализировать все другие варианты.
Таким образом, хождение пешком может оказаться на последнем месте – хотя это и самый
дешевый вариант, но требует слишком много времени, поскольку школа далеко от дома.
Точно также можно ранжировать бизнес-идеи, рассматривая их с точки зрения важных для
вас критериев.
Создайте схему ранжирования, чтобы оценить ваши бизнес-идеи и сократить их число до нескольких самых выигрышных.
Подумайте над следующими вопросами и обсудите их с партнером.
- Какие критерии помогут вам выбрать 2 бизнес-идеи из тех, которые вы показалив карте памяти?
- Как вы визуально представите ранжирование своих бизнес идей?
Выполнение
1. Откройте презентацию диаграммы связей, над которой вы работали в Задании А.
2. Добавьте слайд «Только заголовок». В текстовом поле напечатайте заголовок
«Схема ранжирования бизнес-идей». По желанию измените вид текста.
3. В левой части слайда добавьте текстовое поле. Напечатайте «Идеи». Измените
размер поля и, если хотите, вид текста.
4. Под этим полем создайте еще одно. Напечатайте название одной из бизнес-идей,
которые вы придумали, работая над диаграммой связей.
5. Повторите шаг 4 столько раз, сколько бизнес идей вы придумали.
6. Создайте текстовое поле в правой части слайда. Напечатайте в нем «Критерии».
Измените размер поля и вид текста, если есть необходимость.
7. Под этим полем создайте еще одно. Напечатайте в нем один из критериев,
которые вы с партнером посчитали важными для оценки успешности ваших
бизнес-идей, когда занимались планированием.
8. Повторите шаг 7 столько раз, сколько критериев.
9. Посмотрите на бизнес идеи и критерии их оценки.
10. Соедините стрелкой поле бизнес-идеи с полем критерия, наиболее значимого
для ее успешности.
11. Соедините поле идеи с полями других критериев, которые вы считаете важными.
12. Сделайте заливку текстовых полей и линий. Линии, соединяющие определенную
идею с критериями, должны быть одного цвета.
13. Повторите шаги 9-12, чтобы все бизнес-идеи оказались соединенными с
критериями факторов их успешности.
14. Подсчитайте количество критериев, соединенных с каждой бизнес-идеей.
15. Переместите поле с бизнес-идеей, имеющей максимальное число связей, наверх.
16. Расположите поля с бизнес-идеями в убывающем по количеству связей порядке,
так чтобы бизнес-идея, имеющая меньше всего связей, оказалась в самом низу.
17. Переместив поля с бизнес-идеями, убедитесь, что связи с критериями не
изменились. Это легко сделать, поскольку связи поля бизнес-идеи с полями
критериев у вас одного цвета.
18. После того, как закончите ранжирование, объясните причины, по которым вы
поставили именно эту бизнес-идею на первое место в окне «Примечание»
(Создать примечание во вкладке Рецензирование).
19. Щелкните мышью два раза на рабочей папке на вашем рабочем столе. Найдите
папку «маркетинговое_ исследование».
20. Щелкните два раза на папке «маркетинговое_ исследование». Найдите папку
«занятие_ 2_идеи_для_бизнеса».
21. Сохраните свою работу в эту папку.
Проверка
Посмотрите на свою презентацию. Убедитесь, что в ней присутствуют следующие
элементы:
- слайд с диаграммой связей и заголовком слайда
- слайд со схемой ранжирования и заголовком слайда
- определены источники бизнес-идей, а бизнес-идеи, связанные с этими
- источниками, включены в диаграмму связей
- идеи, исходящие из одного источника, представлены на диаграмме в одном
- цвете
- бизнес идеи и критерии размещены на схеме ранжирования
- бизнес-идеи соединены с соответствующими критериями и ранжированы
- добавлены комментарии, объясняющие положение бизнес-идей на схеме
- ранжирования
- произведена заливка текстовых полей везде, где это было необходимо
Если какие-то элементы отсутствуют, добавьте их сейчас. Можно произвести все
желаемые изменения. Не забудьте сохранить свою работу после внесения изменений.
Обсуждение
Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
- Помогла ли вам диаграмма связей формулировать бизнес-идеи и
- систематизировать их?
- Как схема ранжирования помогла определить предпочтительные бизнес-идеи?
- Что вам больше всего нравится в диаграмме связей? Почему?
- Какие две идеи оказались вверху схемы? Почему вы выбрали именно их?
- Что больше всего понравилось в этом занятии? Почему?
Напишите в комментариях о занятии, которое только что закончилось. Ответьте в своем дневнике на следующие вопросы:
1. Что было самым трудным в создании диаграммы связей и схемы ранжирования и
как вам удалось справиться с трудностями?
2. Расскажите о двух бизнес-идеях, которые вы оценили, как самые перспективные.
Кратко опишите эти идеи. Как вы собираетесь их развивать? Если бы вам
пришлось обсуждать эти идеи с родителями и друзьями, какие вопросы вы бы
задали им, чтобы они могли помочь вам решить, какие идеи могут быть самыми
успешными?