Профориентация как бизнес идея

Профориентация как бизнес идея thumbnail

Недавно наткнулся на статью, где автор предлагает заработать тем, что проводить в школах в 9-11 классах тестирование на профпригодность. Вот с сокращениями эта статейка:

Наконец то и я увидел деньги, что находились рядышком.
    Всего в каких-то 50 метрах от моего дома. Иногда кажется, что это сон.
    А ведь я каждый день, так же как и Вы, проходил мимо них, как тот лопух.
    А надо было всего-то лишь чуть-чуть изменить мозги ( ход мыслей ).
    Вот действительно и не знаешь, где потеряешь , где найдёшь.
    Всё оказалось очень даже просто. Очень и очень просто.
       Вы так-же сможете легко сделать это.
    И вспомнил я о тестах для компьютера по профориентации.
    Тех, которые , мы будучи студентами , разрабатывали для кафедры психологии .
    Отрыл их из своих архивов.
       Вот и всё собственно.
       С той поры всё пошло по-другому.
    На работу я теперь хожу скорее по старой дедовской привычке.
    Так , больше для общения с народом.
    График достаточно свободный. Времени море.
    А после 15-00 мои девчата, студентки педвуза, занимаются тестированием    будущих выпускников.
 Всё проходит в кабинете информатики той школы, где учатся будущие выпускники.
   После обеда проходит два потока по 10 человек.
    Если кабинетов два, есть и такие школы, то в два раза больше.
    Обычно это занимает полтора-два часа на группу.
   Хотя некоторые ученики-«будёновцы» умудряются пройти тесты менее , чем за час.
    Это их личное дело.
   По итогам тестирования ученику выдаётся листок с его личными результатами.
    Стоимость тестирования для одного ученика составляет140 рублей.
    Обычно «работаем» ( мои девоньки ) сразу в двух-трёх школах .
   Одна студентка в одном компьютерном классе. Плюс школьный психолог .
   В школе 40-100 выпускников одиннадцатых классов . Иногда девятые классы «просют».
    Работы моим трём девчатам хватает. Но они не обижаются.
      Самый рабочий день-суббота.
   Бывают «пустые» дни, но очень редко.
    Как обстоятельства сложатся: праздники, школьные мероприятия, карантин и т.д..
    Школу «отрабатываем» обычно за два-четыре дня.

Выкладка за два дня работы в одной школе:
Протестировано 94 ученика ( 13169 рублей )
Школе 30% ( 4000 рублей )
Психолог 10 % ( 1320 рублей )
Девчатам 20 % ( 2660 рублей )
Подарок директору ( 620 рублей )
Остаток мне любимому ( 4550 рубликов )
Довольны ВСЕ.
Неплохо , а ? Хотите так же ?
А ведь школа не одна была в эти два дня.
Если есть желание , можете даже налоги заплатить.

Тестирование ведётся по следующим направлениям:

Опросник профессиональной готовности

Коммуникативные и организаторские склонности

Определение личностных свойств ( Г.Айзенк , детский и взрослый варианты )

Дифференциально-диагностический опросник ( полный и сокращённый варианты )

Карта интересов ( 84, 144 или 174 вопроса )

Методика Голланда

Определение направленности личности (модификация В. Смекала и М.Кучеры )

Определение структуры темперамента ( В.М. Русалова )

Реагирование на конфликтные ситуации ( К. Томас )

Уровень субъективного контроля

Методика интерперсональной диагностики Т.Лири

Тест Люшера (вегетативный коэффициент )

Тесты Амтхауэра ( логический отбор, общие черты, аналогии, классификация и т.д. )

Школьный тест умственного развития ( форма А, форма В )

       Все эти методики хорошо знакомы психологам.
Но без компьютеров и программ тестирование -это самоубийство ( харакири ).
   Все это понимают и НИЧЕГО не делают. Или НЕ ХОТЯТ, за зарплату шевелиться.
    Вот здесь и появляетесь Вы со своими заманчивыми предложениями провести тестирование на месте.
       Придя в школу, лучше всего действовать через психолога ( 10% от всей суммы ).
    Заинтересуйте его выгодой, вот Вам и помощник
    После чего, идёте с ним к директору, где он и представляет Вас и Ваши услуги.
    И демонстрируете выгоды мероприятия:
1 не надо вести детей куда-то ( терроризм, ПДД, дисциплина и т.д. )
2 практическая выгода от мероприятия ( любимое дело на всю жизнь )
3 мотивация к дальнейшей учёбе по выбранному направлению
4 корректировка жизненных планов и целей
5 экономия средств и времени родителей и психолога
       30-35% от тестирования , желательно наличными, получает школа (читай директор) .
    На цветы ветеранам, коньяк и конфеты шефам и прочие мелочи.
Только одни плюсы .

Источник

В детстве многие мечтают о будущем, но мало кто осознанно выбирает профессию еще на школьной скамье. Чаще всего решение навязывают родители, диктует мода или подсказывают друзья. Когда дочери Айдара Фаррахова исполнилось 10 лет, он решил создать собственный центр профориентации «АРТ Личность», чтобы помочь дочке и другим детям определиться с будущей профессией. Сейчас проект действует в Санкт-Петербурге и Москве, но предприниматель планирует распространить сеть и по другим крупным городам России.

АРТ-личная история

Работа менеджером Айдару Фаррахову казалась скучной и однообразной. Мысли о создании собственного дела появлялись уже давно, но по-настоящему близкой идеи не возникало. Однажды он вместе с женой проводил время у друзей, которые недавно создали свое туристическое бюро детского отдыха. Те удивились, почему супруги до сих пор не открыли свое дело, опираясь на опыт, знания и знакомства. Идея не заставила себя ждать – у Айдара и Ольги в это время подрастала дочь, которая не знала, какую профессию она хочет получить. Изучив рынок, супруги поняли, что в городе нет компании, которая могла бы просто и интересно рассказывать детям о мире профессий и давать им возможность примерить их на себя.

Айдар Фаррахов: «Мы считаем, что еще с детского сада ребенку должны рассказывать о профессиях. В жизненной суете родителям порой просто некогда задуматься над тем, как помочь своим детям в выборе профессии, которой мы отдаем почти половину своей жизни. Иногда люди вспоминают об этом только за пару месяцев до окончания школы, когда следует определиться с выбором вуза. Мы полагаем, что это нужно делать хотя бы с 7-8-го класса».

Как говорится, карты сошлись, пришло время действовать. Два месяца супруги по ночам прорабатывали идею проекта и, наконец, осенью 2009 года совместно с редакцией петербургской газеты запустили программу «Журналистика» для детей во время каникул. Ребятам рассказывали о сути работы журналиста, как рождаются темы, откуда берутся новости. Во время экскурсии в редакцию дети увидели, как проходят «летучки» и рождается газета, а потом выпустили свое издание. Таким образом дети смогли не только теоретически изучить профессию, но и попробовать ее на практике.

1ая

Системный подход

Запустив еще несколько каникулярных программ по другим профессиям, Айдар стал получать просьбы от родителей устраивать занятия и в другое время учебного года. В 2009 году родился проект «АРТ Личность» – центр выбора профессии с тренингами и тестированием, а затем полной программой профориентации и диагностики для детей. Целью компании стало формирование самостоятельного выбора профессии у ребенка, раскрытие его качеств и творческих способностей, а также поддержка родителей. Айдар отмечает, что не стал бы открывать дело, в котором ничего не понимает. Перед запуском центра он тщательно изучил рынок, пообщался с людьми из этой сферы, посмотрел, как работают компании в похожих областях.

Айдар Фаррахов: «На момент нашего запуска в Санкт-Петербурге были отдельные компании, которые занимались тестированием школьников, но у них отсутствовал комплексный подход к анализу личности. Мы же не просто даем тесты, а проводим тренинги, организуем встречи с известными людьми, экскурсии в компании и даже трудоустраиваем детей. Наши программы соответствуют современным реалиям. Персонал мы набираем среди специалистов – тех, кто имеет опыт в какой-либо профессии и может интересно и увлеченно рассказать о ней детям. Для нас неважно, есть ли у человека педагогическое образование, потому что корочка не всегда является гарантией, что разговор с ним будет полезен детям».

На запуск предприниматель потратил собственные 300 тысяч рублей, которые ушли на оформление документов, аренду помещения, минимальное оборудование, персонал. За основу взяли методы тестирования, разработанные петербургскими университетами, постепенно дорабатывая их под современные реалии. Одним из трудных моментов во время запуска проекта стал поиск оптимальной цены услуги и целевой аудитории, так как предложение было новым для рынка. Помогла объективная оценка качества предоставляемой информации и ее ценности. Айдар утверждает, что детей не проведешь: если им что-то нравится, то они возвращаются, выбирают новые тренинги. Родители видят, как ты вкладываешь себя в их ребенка, поэтому доверяют компании и рекомендуют ее знакомым. Результаты говорят сами за себя: Айдар следит за выпускниками своего центра – многие после профориентации поступают в вузы по рекомендованному направлению, не жалеют о своем выборе и учатся с удовольствием.

АРТ Личность

Разносторонее развитие

Периодически для школьников устраиваются встречи с известными людьми, состоявшимися в своем деле. Например, с компанией сотрудничали актрисы Анастасия Мельникова, Алиса Гребенщикова, Чулпан Хаматова, тележурналист Андрей Радин, фотограф Игорь Сахаров, спортсменка Елена Исинбаева, генеральные директора компаний Google и Microsoft в России. С одной стороны, это дает возможность привлечь к центру новую аудиторию, потенциальных клиентов, СМИ. С другой стороны, детям дают возможность лично задать вопрос знаменитости, с которой не так просто связаться самому. Звезды приходят бесплатно, потому что понимают, насколько такие встречи важны для детей.

Сейчас в центрах «АРТ Личность» работают программы по навыкам, профтестирование и тренинги по профессиям: 8-16 занятий с периодичностью раз в неделю. Разработаны следующие направления: киношкола (режиссер, оператор, сценарист, актер), менеджмент (бизнес, лидерство, управление компанией, персонал), фотография, журналистика, мобильные приложения и робототехника. На каникулах действуют выездные творческие программы: насыщенный отдых и примерка интересных профессий, например переводчик, спасатель, маркетолог, дизайнер одежды.

Айдар Фаррахов: «В век цифровых технологий, когда у всех детей есть телефоны и компьютеры, не так-то просто увлечь их чем-то в реальности. Но у нас получается. Есть общее правило, что на занятиях запрещено пользоваться телефоном. Иногда приходится хитрить. В лагере во время выездных программ перед сном дети отдавали телефоны, чтобы не было соблазна сидеть всю ночь в соцсетях. Мы сделали специальную «телефонную» книжку: если ты хочешь взять телефон, то должен написать в ней небольшое сочинение, для чего он тебе нужен. Никто не хотел рассказывать о том, что собирается просто поиграть или залезть в соцсеть, а многим было просто лень писать. В итоге из 20 детей за 3 дня только 2 раза взяли телефон».

АРТ Личность

Взгляд в будущее

Весной 2012 года в «АРТ Личности» заработала виртуальная биржа труда, которая стала помогать подросткам в поиске серьезной работы на лето. Первой откликнулась компания «Икапласт», которая предложила 2 места – в лаборатории и бухгалтерии. Затем присоединилась сеть кондитерских «Буше». Для ребят такой опыт – возможность попробовать что-то новое, поработать в коллективе, почувствовать ответственность, научиться зарабатывать. В 2016 году компания трудоустроила на летний период 40 детей.

Айдар Фаррахов: «Идеи для развития центров мы придумываем сами – просто садимся вместе и обсуждаем, что еще можно сделать. Мы периодически ездим на разные конференции, встречаемся с коллегами из других городов и даже стран».

В планах у Айдара продолжить развитие: он собирается открыть центры «АРТ Личность» в городах-миллионниках России. Пока проект еще требует доработки, прежде чем масштабировать его через партнеров или франшизу. «Момент непростой, – признается наш герой. – Все, что ты строил восемь лет, всего за один день может кто-то разрушить».

АРТ Личность

«АРТ Личность» в цифрах и фактах

Год открытия

2010.

Стартовые затраты

Первый центр в Санкт-Петербурге обошелся в 300 тыс., второй (в 2014 году) – в 500 тыс. рублей.

Годовой оборот одного центра

Оборот с 800 тыс. в 2010 году увеличили до 6 млн рублей, средняя годовая выручка – 2,5 млн рублей.

Средняя стоимость услуг

4,5 тыс. рублей.

Количество клиентов

В 2016 году 410 детей приняли участие в выездных программах, 270 детей получили ответ на вопрос по итогам профтестирования.

Количество филиалов

Три развивающих центра: два в Санкт-Петербурге, один в Москве (с 2015 года).

Количество сотрудников во всех филиалах

45 человек.

Реклама, продвижение

Реклама в интернете и статьи в СМИ, соцсети, сарафанное радио.

Источник

Профессиональная ориентация является подсказкой при выборе профессии, который является задачей с неполными исходными данными, вероятностными параметрами, меняющимися переменными и, как минимум, одним неизвестным. Профориентация помогает не только найти свой жизненный путь, но и формирует систему занятости в будущем.

В связи с этим в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. И эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

В этой статье я хочу рассказать о том, как проходит профориентация в некоторых зарубежных странах.

Как такового термина «профессиональная ориентация» за рубежом не существует, есть термин «развитие карьеры». Сфера деятельности Career Development включает в себя специализированные центры с хорошо подготовленными специалистами, имеющими в своем распоряжении инновационные информационные и методические ресурсы.

Такие центры развития карьеры базируются на тесном взаимодействии профориентации и возможности дальнейшего трудоустройства.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ

Начнем с того, что во Франции готовят специалистов по профориентации, которая проводится в четырех институтах: Институте психологических и психолого-социальных исследований в г. Бордо, Парижском институте исследований в области труда и профессиональной ориентации, Региональном институте профориентации в г. Лилле и Марсельском институте биометрии человека и профессиональной ориентации. Центры карьерной ориентации во Франции в сейчас наделены большими правами, имеют возможность влиять на профессиональный выбор молодежи в соответствии с требованиями рынка труда, привлекая ее в те отрасли, которые нуждаются в кадрах.

Службы профориентации во Франции имеют большую историю. Первые службы профориентации появились во Франции в 20-х гг. XX столетия, накануне второй мировой войны вышел «Закон о повсеместном создании центров для подготовки специалистов по профориентации для детей и взрослых».

В настоящий момент, профориентация учащегося начинается с младших классов, с момента наблюдения учителем за возможностями и способностями ребенка. Здесь в день поступления в школу заводится индивидуальное досье, в которое вносят данные учителя, наблюдая за способностями ребенка и при знакомстве ребенка с актуальными профессиями на рынке труда, которое проводят в средней школе. Вся данная информация доводится до сведения родителей. Во Франции тесное сотрудничество центров выбора профессии с семьями учащихся. Если учащийся испытывает некоторые затруднения в плане выбора профессии, у него всегда есть возможность побеседовать со школьным психологом, который помогает ребенку адаптироваться к требованиям учебного заведения, оказывает индивидуальную помощь детям по организации учебной деятельности в школе и дома. Он изучает также характерологические особенности учащихся, проводит тестирование успешности освоения учебных предметов и дает рекомендации учащимся и их родителям по повышению успеваемости, развитию способностей, интересов к той или иной сфере профессиональной.

Во Франции все учащиеся принимают участие в деловых играх, тренингах, встречах с успешными предпринимателями. Их учат грамотно составлять резюме и пользоваться информационной базой данных обо всех профессиях страны.

Здесь под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с ней и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.

Профориентацию в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную карту профориентации, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают карту, специалисты проводят консультации со школьниками. При необходимости они прибегают к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В КАНАДЕ

В Канаде профориентация ориентирована в основном на выпускников вузов и осуществляется в «центрах выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Согласно канадским специалистам по профориентации алгоритм принятия решения о выборе будущей карьеры состоит из 5 шагов:

  • шаг первый. Студент решает для себя, чем бы он хотел заниматься и анализирует свои ощущения по поводу принятого решения. Если в процессе анализа он понимает, что преобладают тревога и страх, ему рекомендуется пересмотреть своё решение. Возможно, он просто не готов к его принятию.
  • шаг второй. Состоит из двух частей. Первая, так называемый внутренний компонент, попытка реально оценить свои возможности и способности, определить какие черты характера помогут в становлении карьеры, а какие лучше держать при себе. Определиться с родом занятий, которому готовы посвятить большую часть времени, и именно он должен стать в дальнейшем работой, а что можно оставить в качестве хобби. Вторая часть состоит в изучении рынка труда, а именно тех специальностей, которые на нем представлены на данный момент. Выбор для себя нескольких альтернативных вариантов.
  • шаг третий. Оценка альтернативных вариантов. Сопоставление тех критериев, которые студент выбрал определяющими для будущей специализации с критериями реально существующих профессий. Выбор приоритетной профессии.
  • шаг четвертый. Проба себя в профессии. Это и стажировки, и подработка в выбранной сфере. Многие студенты обязаны отработать определенное количество часов в различных социальных службах. Эти часы им засчитываются за практику и дают возможность определиться с дальнейшим выбором. В самом начале работы студентам рекомендуется составить план-график, с опорными точками, которые будут определять поставленные цели и сроки их выполнения. Каких результатов практикант ожидает достичь за определенный промежуток времени. Если график и реальные действия разнятся, стоит задуматься о правильности выбора профессии.
  • пятый шаг. Принятие окончательного решения.

Все этапы студент проходит самостоятельно, но под контролем специалистов в области развития карьеры и психологов. Поэтому в случае необходимости всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ЯПОНИИ

В Японии профориентация- это одно из ключевых направлений общего учебного процесса. Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии в Японии разработали совершенно уникальную научную методику, автором которой стал ректор университета Асия — профессор Фукуяма. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: сельское хозяйство, научная деятельность, бизнес и т.д.

Таким образом за три года они пробуют свои силы в 48 различных профессиях. После чего проводится самоанализ по 62 пунктам по пятибалльной шкале различных навыков. Те же самые пункты в отношении каждого ученика оцениваются преподавателями и психологами. Результаты сравниваются, вычисляется индекс самооценки школьника и предлагается индивидуальная программа дальнейшего обучения, направленная на формирование и развитие профессиональных качеств и компетенций. Кроме того, учащийся приобретает практические навыки работы.

Интересным является опыт вычисления индекса самооценки школьника. Ведь в России пока действия учащегося оцениваются только преподавательскими составом.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В США

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. Организация профильной подготовки состоит из возможности набора из множеств курсов, предполагаемых за весь период обучения.

Как правило, школьники должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей. Но начиная с дошкольного возраста здесь проходят разные тесты, которые определяют уровень знаний и интерес к разным профессиям, потому что в США в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов.

Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. Ежемесячно в школах проводятся встречи с потенциальными работодателями, которые предоставляют школьникам рабочие места, чтобы они могли провести тест-драйв выбранной специальности. В конечном результате все это помогает учащимся найти ту профессию, которая в наибольшей степени соответствовала их склонностям и востребована на рынке труда.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ФИНЛЯНДИИ

К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты. И надо сказать, что они не зря едят свой хлеб.

В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что-либо своими руками очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны.

Выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в 7 профессиональных учебных заведений.

В школьные консультанты берут в основном людей с университетским образованием, потому что на них возлагается очень большая ответственность. Во-первых, далеко не все ребята знают, чего они хотят, во-вторых, не каждый адекватно оценивает свои возможности и, в-третьих, кроме желания выпускника, есть еще потребности в кадрах государства. Несмотря на трудности, консультанты должны добиваться, чтобы выбор сделал.

Источник