Продажа настольных игр бизнес идея

Продажа настольных игр бизнес идея thumbnail

Реальная информация о ситуации на отечественном рынке настольных игр из первых рук, описание процесса создания игры, перепись грабель и схема монетизации.

Кому: авторам настольных игр, разработчикам компьютерных и мобильных игр, желающих портировать их в настольный формат, тем, кому интересно как розница работает изнутри. И тем, кто просил подробности в прошлом топике про Старкрафт.

Кратко:
— Ситуация на рынке и оценка его ёмкости
— Почему важно сразу работать с крупным игроком
— Грабли разработчиков
— Расчёт монетизации и установка цены на продукт
— Аутсорсинг в Китай и другие замечательные страны
— Издание игры за рубежом
— Что нужно сделать, чтобы крупная розничная сеть полюбила ваш продукт

Ситуация на рынке

Российский рынок игр развит достаточно интересно: у нас когда-то была культура настольных игр, в каждом доме были шахматы или шашки. Для сравнения: в Германии, например, дома могут оказаться целые десятки игр. У нас же далеко не каждый знает, что есть настольные игры кроме Монополии и шахмат.

На текущий момент ситуация на рынке выглядит так:

  • Покрыто только около 20-30% рынка, то есть ближайшие годы объёмы продаж будут расти.
  • При этом — достаточно высокий уровень конкуренции между отдельными игроками. Например, в Москве и Петербурге сейчас, фактически, идёт война цен. Разумеется для покупателей это выгодно.
  • Игры стоят во многих магазинах от Детского Мира до книжных, причём разница цен может достигать 50%. В неспециализированных магазинах игры продаются очень и очень медленно: отчасти это вызвано тем, что они там никак не представляются покупателям, отчасти — не очень выгодным для конечного клиента предложением.
  • Реальные продажи показывают только сетевые игроки. К примеру, до того, как мы развили сеть, было сложно представить, что большая часть неспециализированных магазинов обладает действительно малой конверсией по сегменту.

Модель «чем больше, тем больше»

Очень важным фактором является то количество игр, которые вы продаёте для последующего увеличения продаж. Каждая проданная игра — это реклама для всех ознакомившихся игроков, а значит — ещё одна-две продажи. Человек берёт коробку домой, играет с друзьями — и они быстро приходят за уже знакомой штукой в магазин.

Это значит, что если вы хотите издать настольную игру, вам сразу же нужно работать с одним из крупных игроков, способным обеспечить максимальные продажи по количеству коробок.

Печатать партии до 500 штук (для средней игры), как правило, нерентабельно: цена экземпляра становится слишком высока. При этом далеко не каждая сеть может продать игру в таком количестве в разумные сроки.

Предположим, вы выпустили среднюю игру по средней цене, которая не будет пользоваться бешеным спросом: это либо игра на «четвёрку», либо хорошая нишевая игра на любителя. По статистике, она будет уходить у нас со скоростью около 2-3 тысяч коробок в год, причём процентов 90 из этого числа будет продано не нашими партнёрами типа Союза и других сетей, а именно специализированными магазинами, где игру смогут показать и рассказать про неё. И где она не будет конкурировать, скажем, с походом в кафе, книгой или новой рубашкой.

Ещё одной интересной особенностью рынка является завышенность прогнозов по играм на момент издания. Наша практика показывает, что продажи даже хитовых играх в прогнозах (на переговорах) существенно завышаются.

Позиционирование игры

Для начала нужно сфокусироваться на аудитории своей игры. Вам нужно ответить на два вопроса: для какого возраста и пола игра (причём с точностью до года, например, для мальчиков 12 лет) и к какому жанру её отнести. Первое важно для формирования кейса продажи у продавца (кому конкретно и для чего продавать вашу игру), второе — для понимания, в какой стеллаж её поставят в магазине. Если стеллаж будет сложно определить, вашу игру поставят на склад.

С точки зрения цены важно, попадёт игра в категорию «спонтанная покупка» или нет. Для Москвы спонтанная покупка — это всё ниже 1000 рублей. Для Санкт-Петербурга — это примерно 700 рублей и ниже. Для, скажем, Нижнего Новгорода в эту категорию попадают только самые дешевые игры магазина стоимостью от 300 до 500 рублей. Если ваша игра не идёт как спонтанная покупка, она должна быть ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ хороша, чтобы за ней пришли в магазин.

На какие грабли можно наступить

  1. Высокая когнитивная сопротивляемость или, говоря проще, непонятные правила. Это недостаток только в том случае, если игра рассчитана на людей «с улицы»: к примеру, стратегия со сложными правилами может быть объяснена на примере нескольких важных отличий: всё и сразу показывать не нужно. Среднее количество партий, которые будут сыграны в вашу игру — около 6-8. Дальше она будет заменена другой или же просто отложена на полку. Рассчитывайте именно на нормальный уровень игроков.
  2. Обязательно проводите тесты. Сначала на друзьях и знакомых, потом отдайте игру в незнакомую компанию и посмотрите, а потом соберите фокус-группу на 30 человек. Если тесты не очень удачные — меняйте игру: это больно, но нужно.
  3. Переложите риски на издателя. Именно он должен отвечать за качество коробок, правильность количества компонентов в них и так далее. Самостоятельно издавать сложно и недешево. Правда, убедить издателя ввязаться в проект — непросто.
  4. Сравните свою коробку с коробками других игр: не будет ли путаться? Убедитесь, что игра термоусажена (в плёнке): иначе коробки будут восприниматься как открытые. Не продавайте игру в дорожной упаковке (мешочке), сделайте отдельную коробку: продукт должен выглядеть как подарок. При проектировании коробки убедитесь, что она ровно стоит на краю полки и не качается, иначе она быстро переедет в самые плохие места выкладки.
  5. Может ли человек с улицы, глядя на вашу коробку, ответить на вопросы: «Для меня ли эта игра? Про что она? Почему я должен её выбрать?»

Как считается цена

Обычные условия поставок игр в крупные сети — скидка 45-50% от розничной цены. Это значит, что если ваша игра стоит 2000 рублей, то её оптовая цена составляет около 1000 рублей, а себестоимость — где-то в районе 600-700.

Что получаете вы лично

  1. Фиксированную сумму за продажу прав на игру. Обычно это стоимость доли расчётных тиражей за два года.
  2. Выкуп лицензии на год с правом продления: обычно это стоимость доли от тиража за год.
  3. Процент от каждого тиража в момент его печати. Как правило — это 10% от оптовой цены при предоставлении издательству полного прототипа (с дизайном) или около 3-5% за идею с описанными правилами и механиками. Главное учтите — «голые» идеи никому не нужны: без прототипа они никому не интересны в принципе.

К примеру, автор Манчкина получает около доллара за коробку. Это много, учитывая его тираж, но это очень мало, учитывая тираж вашей новой игры.

Наши партнёры — издатель «Магеллан» — предлагают 10% авторских отчислений от оптовой цены тиража при том, что игра проходит тесты и соответствует критериям качества. Критериев много, но главный — игра должна быть чем-то новым и очень интересным в своей категории. Отчисления идут по факту выпуска тиража, а не выполненных продаж: то есть даже если всю игру после выхода из цеха разом сожрёт колорадский жук, вы всё равно получите деньги.

Выбор производителя

Как правило, каждый производитель работает с одной «своей» или несколькими партнёрскими сетями. Разумеется, чем важнее товар для сети, тем лучше он будет продвигаться в ней: соответственно, выбирая производителя, вы выбираете и сеть. Если вашу игру издаёт «Магеллан», вы получаете приоритетные условия у нас (а наша сеть — первая среди специализированных магазинов по объёму розничных продаж в РФ).

Второй вопрос выбора производителя — это качество печати. Просто посмотрите линейку игр конкретного издателя и ответьте на вопрос: вас устраивает всё в исполнении игр? Взгляните на коробку, проверьте, были ли проблемы с вёрсткой и так далее. Неверное оформление коробки или слабый дизайн — это существенный минус в продажах.

Печать в Финляндии и заказ в Китае

Отечественные типографии практически никогда не могут обеспечить нужный уровень качества. Проблемы бывают самые разные: от неправильной вырубки или биговки до классического «плывущего» цвета. Часть отечественных журналов, к примеру, решает проблему просто: печатается в Финляндии или в других странах.

Кроме того, у нас почти нигде не делают фигурки, каунтеры и серьёзные игровые поля. На практике это означает три возможных варианта издания:

  • Заказ «под ключ» в Китае. Это хороший вариант, если вы умеете формулировать точное техническое задание и знаете, как проходить таможню. При тиражах меньше 3000 (для игры средней ценовой категории) заморачиваться просто нет смысла. Нужен человек «на той стороне», способный контролировать качество. Это путь крупных игроков.
  • Заказ части компонентов в Китае. Аналогичная ситуация, но уже проще в плане доставки. С некоторой попытки вы найдёте правильных поставщиков.
  • Изготовление в РФ, но с чётким контролем качества. При подписании договора внимательно обозначайте критерии приёмки и очень тщательно проверяйте весь тираж от начала до конца (да-да, верх, низ и середину стопки). Основные проблемы — техническая невозможность изготовления чего-либо, проблемы со сроками, дорогие небольшие тиражи.

Интересно, что отечественные коробки могут иметь очень большие люфты между корпусом и крышкой: если у вас есть мелкие фишки, нужно либо класть их в пакеты или на ложементы, либо думать об альтернативных способах изготовления коробок.

Выход на мировой уровень или локализация

Локализация иностранной игры у нас — это всегда выгодный шаг, так как популярность продукта уже доказана в другой стране. Другое дело, что качественная локализация требует достаточно серьёзных усилий, сопоставимых с затратами на выпуск новой игры. Локализация обычно выполняется по лицензии аналогично схеме, описанной выше в разделе про авторские отчисления.

Если вы хотите самостоятельно издать свою игру на Западе, то учтите, что ситуация несколько жестче, чем кажется авторам. Идея игры (правила + прототип без дизайна) стоит от 300 до 1000 долларов максимум. Прототип с дизайном — раза в два-три дороже. Покупка готовой игры осложняется необходимостью доказывать её популярность: в результате при любых вариантах издатель получает все сливки в случае успеха, а вы — нет. Единственное исключение — если ваша цель — сыграть на раскрутку имени, а не на прибыль. Автор крайне редко получает прибыль с первой игры.

Как поставиться в крупные сети. Переговоры и особенности.

Презентация игры выполняется не по принципу «вот, посмотрите, какая она классная», а должна отвечать на следующие вопросы:

  • Чем игра лучше других игр категории;
  • Почему она будет хорошо продаваться;
  • Чем она понравится конечному клиенту;
  • В какой конкретно категории она будет лежать;
  • Почему за этой игрой в магазин поедут люди (и какие).

Сеть хочет получить от игры прибыль и, что важнее, сделать так, чтобы игра понравилась клиентам, которые всегда связывают положительные ощущения от покупки с самим магазином.

Второе что интересно сети — это то, как игра будет объясняться. Обычно на это есть 25 секунд: если там что-то замудрёное, то лучше заранее продумать мини-презентацию. Для примера предлагаю объяснить игры «За бортом», «Кухандель» или «Замок на все времена» за 25 секунд каждую. Медленно и спокойно, чтобы клиент понял.

После постановки игры в сеть вам нужно предоставить демонстрационные образцы (открытые коробки) на каждую точку, а также обучить всех продавцов играть в вашу игру. Так вы сильно повысите шансы продаж.

v 1.0b

Первая неделя продаж — это покупки для критики. Первые 10 коробок будут куплены исключительно для того, чтобы успеть первым написать критический обзор (причём обзоров будет раза в три больше, чем по факту купленных коробок), поэтому просто не обращайте внимания. Реальные отзывы пойдут через неделю-две, на них уже реагируйте в полную силу.

Если в игре есть проблема — стоит немедленно сообщить всем, в чём она, как определить, есть она или нет в конкретном издании, отозвать тираж и объяснить, как заменять игры тем, кому они уже проданы.

Todo:

  1. Придумать идею
  2. Определить чёткое позиционирование (цена, сегмент, отстройка от конкурентов)
  3. Сделать прототип «на салфетках»
  4. Протестировать его с друзьями
  5. Выбрать издателя
  6. Показать прототип без арта издателю и на той же встрече — представителям партнёрской сети
  7. Уточнить позиционирование, решить вопрос оформления игры
  8. Подписать договор, регулирующий управление правами и отчислениями с тиражей
  9. Пройти финальные тесты на большом количестве различных игроков (в частности, по балансу)
  10. Показать игру продавцам сети и пережить первую неделю критики

Если есть вопросы или вы уже хотите предложить игру для издания и продаж — пишите мне в личку или на info@mosigra.ru (туда вот так: «Здравствуйте, я автор игры, хотел бы встретиться с вашим руководством, вот мой телефон»).

Вот тут в обзоре можно посмотреть некоторые нишевые игры.

Источник

Жизнь людей различных поколений заполонили всевозможные гаджеты, компьютеры и телевизоры. Настольные игры, как хорошо забытое прошлое, можно встретить в редких домах. Их рынок слабо развит, конкуренция есть, но обычно ограничивается магазинами игрушек и книг. Индивидуальное направление по продаже настольных игр имеет свои «подводные камни» и преимущества. Рассмотрим их подробнее.

Специфика продажи настольных игр

Большинство людей, услышав словосочетание «настольная игра», представляют лото, шахматы или карты. Самые продвинутые – «Activity» или «Монополию». Однако производство игр настолько шагнуло вперед, что число их разновидностей непосвященному человеку покажется шокирующим. Сегодня играть за столом могут не только дети (хотя для них создано немереное количество логических, интеллектуальных, моторикоразвивающих игр), но и продвинутая молодежь (например, есть игры, имитирующие компьютерные сюжеты), и даже старшее поколение.

Пожалуй, очень весомый недостаток продажи настольных игр – их небольшая востребованность. Если вы откроете торговую точку в городе, разложите на полки коробки, расклеите ценники, разместите рекламу на улице, вероятность получения хорошей прибыли мала. Но у вас есть три пути решения данной проблемы:

  1. Открытие комбинированного магазина. Например, кроме настольных игр, в нем можно продавать различные модели для самостоятельной сборки (корабли, самолеты, дома), игрушки и сувениры, книги, канцелярские товары и прочее.
  2. Открытие небольшого зала досуга с функцией продажи настольных игр. В нем любители настольных игр или случайные прохожие смогут провести время за общим столом (лучше, если их будет несколько), познакомиться с другими людьми, узнать, в конце концов, о самих играх. Игры, которые вы предложите людям, будут доступны к продаже. Так вы сможете привлечь дополнительный заработок. Стоит также обеспечить игроков кофе, закусками (тоже небольшой доход сверху). Можно принимать ставки, дарить призы за выигрыши.
  3. Открытие интернет-магазина. Это самый простой и надежный вариант. Его преимущество в отсутствии большого риска и крупных денежных вложений. Начать можно с маленькой партии самых ходовых игр (или редких), а потом расширить ассортимент, ориентируясь на приобретенную клиентскую базу.

Детские развивающие настольные игры вы можете реализовывать детским садам, творческим кружкам. Многое зависит от размера города, спроса на данную продукцию – нужен тщательный анализ местного рынка (возможно, опрос или поднятая на форуме тема).

С чего следует начать

Коммерческая деятельность регистрируется в налоговых органах, даже если вы намерены открыть интернет-магазин. Правовая форма – ИП. Если открывается магазин в городе, то под него необходимо помещение: не очень большое, но удобное для сортировки игр по направлению и цене. Площадь – около 20 кв. м. В случае с презентацией содержимого коробок нужно место под столы и кресла, тогда площадь вырастет до 40-50 кв. м.

Затраты на бизнес

В проекте с настольными играми придется немного потратиться:

  1. Сами игры. Оптовые цены на них очень колеблются от назначения, состава, сложности, поставщика. Наценка на одну игру для розничной реализации обычно составляет 50-200%. Работать можно с самими производителями или представительствами в России – останется только попытаться договориться.
  2. Сайт в интернете. Его следует создать в любом случае. Цена вопроса – от 10 до 30 тыс. руб. (или почти бесплатно своими силами).
  3. Аренда помещения под магазин (если будете открывать). Предпочтение стоит отдавать торговым центрам с нужной целевой аудиторией. Например, если вы продаете детские игры, то пусть рядом будут отделы с детской одеждой, аксессуарами по уходу за малышами.
  4. Оборудование для торговли. В вашем случае это множество полок разной высоты для игр большого и малого размера. Потребуется стойка продавца. Если посетители будут играть на месте, то нужны столы, стулья или кресла.

Персонал

Продавать настольные игры – очень непростая задача. В них нужно разбираться настолько, чтобы суметь дать совет другим. На старте лучше всего заниматься реализацией самостоятельно. Все коробки с играми запечатаны, поэтому покупателям сложно определить, подходит данная игра или нет, опираясь лишь на надписи. Продавец должен знать, как презентовать ассортимент. Скажем, очень известная игра «Уно» рассчитана до 10 игроков, в ней важна реакция, внимательность – отличный вариант для небольшой компании друзей.

Реклама

Лучший вариант рекламы для настольных игр – сарафанное радио. Оно работает просто: в гости к обладателю игры приходят знакомые, друзья, начинают играть, заинтересовываются и решают таким же образом удивить и своих гостей. Поэтому можно регулярно проводить розыгрыши в социальных сетях (для этого создайте свои паблики).

Ваш вариант – Instagram, где можно показать обложку игры, рассказать о ней подробно, сделать удобный поиск по хэштегам (это бесплатное продвижение). Привлечь клиентов помогут похожие магазины (но не конкуренты). Нужно просто обменяться листовками, визитками и выдавать покупателям вместе с товаром. Это называется взаимной рекламой.

Как происходит продажа

Настольные игры как товар удобны тем, что не нуждаются в примерке, большом пространстве. Реализацию условно можно разделить на этапы:

  1. Покупатель интересуется. Он может целенаправленно прийти в магазин (обратиться к вам в интернете) или случайно подумать о том, почему бы не купить себе или в подарок ту или иную игру. Чтобы второй вариант происходил как можно чаще, заявите о себе. В интернете это может быть контекстная реклама, специальные площадки, купленные ссылки и прочее, в городе – вывеска прямо на улице, промоутеры, листовки в почтовых ящиках.
  2. Делается выбор. Многие теряются в многообразии настольных игр (хоккей, нарды, шахматы, карты, домино, бильярд, интеллектуальные, стратегические, логические, детские и прочие). Наводящие вопросы продавца для ориентировки: «Каков возраст игроков?», «Какой повод?», «Это подарок или покупка самому себе?», «Сколько человек одновременно будет играть?». Кроме составления единой картины и предложения нескольких вариантов, стоит намекнуть, что еще может заинтересовать клиента. Например, можете подсказать ему, что идеально подойдет для узкого семейного круга.
  3. Оплата покупки. Чтобы покупатель вернулся, подарите ему купон в 5-10% на следующую покупку.

В итоге

Продажу настольных игр нельзя назвать актуальным бизнесом с большими перспективами. Однако в ваших руках осведомленность потенциальных покупателей об имеющемся ассортименте путем рекламы. Новинки появляются на рынке регулярно, и вы можете стать первым в своем регионе, кто выставит их на продажу. Успешность данного проекта зависит от вашего личного отношения к делу. Если вы сами страстно любите настольные игры, то вам не составит большого труда убедить других в том, что это лучший вид досуга.

Источник