Пример бизнес план финансового оздоровления

Пример бизнес план финансового оздоровления thumbnail

МИНИСТЕРСТВО 
ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственное
образовательное учреждение высшего 
профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЗабГУ)

Институт 
переподготовки и повышения квалификации

КАФЕДРА
АУ, ФиК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ 
РАБОТА

по дисциплине:
«Теория и практика финансового оздоровления
предприятия» 

Тема:
«План финансового 
оздоровления ОАО 
«Нидан Соки»
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 
Выполнил: ст. гр. АУСг-09

                                                                                              
Сухенко Г.В.

                                                                                    
Проверил: Мага А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 
2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Теоретические
    основы финансового оздоровления предприятия…………..5
    1. Система управления
      финансовым оздоровлением предприятия………..5
    2. Системы и
      методы планирования финансового оздоровления
      предприятия………………………………………………………………..12
    3. Правовое
      и научно-методическое обеспечение финансового
      оздоровления предприятия……………………………………………….16
  2. Разработка
    плана финансового оздоровления ОАО «Нидан
    Соки»……….18
    1. Общая характеристика
      предприятия……………………………………..18
    2. Описание
      бизнеса предприятия и состояние рынка
      выпускаемой продукции………………………………………………………………….22
    3. Анализ финансового
      состояния предприятия……………………………25
    4. Маркетинговый
      план………………………………………………………29
    5. Мероприятия
      по восстановлению платежеспособности
      предприятия и финансовый план………………………………………………………….35

Заключение………………………………………………………………………..47

Список 
использованных источников……………………………………………48

Приложение
1 – Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» 
за 2010 г.

Приложение
2 – Форма № 2 «Отчет о прибылях
и убытках» за 2010 г.

Приложение
3 – Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» 
за 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Финансовое 
состояние предприятия характеризуется 
размещением и использование 
средств предприятия. Эти сведения
представляются в балансе предприятия.
Основным факторами, определяющими финансовое
состояния предприятия, являются, во-первых,
выполнение финансового плана и пополнение
по мере возникновения потребности собственного
оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых,
скорость оборачиваемости оборотных средств
(активов). Сигнальным показателем, в котором
проявляется финансовое состояние, выступает
платежеспособность предприятия, под
которой подразумевают его способность
вовремя удовлетворять платежные требования,
возвращать кредиты, производить оплату
труда персонала, вносить платежи в бюджет.
В анализ финансового состояния предприятия
входит анализ бухгалтерского баланса,
пассива и актива, их взаимосвязь и структура;
анализ использования капитала и оценка
финансовой устойчивости; анализ платежеспособности
и кредитоспособности предприятия и т.д.

     В
этой связи, особенно актуальной становится
проблема поиска путей финансового оздоровления
предприятия в условиях Российской экономики.

     Цель 
курсовой работы: оценка целесообразности
введения процедуры финансового 
оздоровления и разработка мероприятий 
по восстановлению платежеспособности.

     Объектом
исследования курсовой работы является
Открытое акционерное общество «Нидан
Соки».

     Главной
задачей курсовой работы является осуществление 
диагностики экономического состояния
предприятия, которое включает в себя
проведение анализа и оценки имущественного
положения, ликвидности, платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия,
обоснование антикризисных мероприятий,
а также разработка финансового плана
и графика погашения задолженности.

     Для
расчетов использовались данные бухгалтерского
учета: бухгалтерские балансы и отчеты
о прибылях и убытках за 2009-2010 гг.

     Структура
работы: работа состоит из 2 частей. Первая
часть теоретическая. Вторая – анализ
финансово-хозяйственной деятельности
и финансового состояния предприятия,
а также включает в себя разработку и обоснование
мер по восстановлению платежеспособности
предприятия. Так же в структуру входят
введение, заключение, список использованных
источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические
    основы финансового 
    оздоровления предприятия
    1. Система
      управления финансовым
      оздоровлением предприятия

       Банкротство
характеризует реализацию катастрофических
рисков предприятия в процессе его финансовой
деятельности, вследствие которой оно
неспособно удовлетворить в установленные
сроки, предъявленные со стороны кредиторов
требования и выполнить обязательства
перед бюджетом.

       Хотя 
банкротство предприятия является
юридическим фактом (только арбитражный 
суд может признать факт банкротства 
предприятия), в его основе лежат 
преимущественно финансовые причины.

       Предпосылки
банкротства многообразны – это результат
взаимодействия многочисленных факторов
как внешнего, так и внутреннего характера.
Их можно классифицировать следующим
образом.

       Внутренние 
факторы:

  • дефицит собственного
    оборотного капитала как следствие неэффективной
    производственно-коммерческой деятельности
    или неэффективной инвестиционной политики;
  • низкий уровень
    техники, технологии и организации производства;
  • снижение
    эффективности использования производственных
    ресурсов предприятия, его производственной
    мощности и как следствие высокий уровень
    себестоимости, убытки;
  • создание
    сверхнормативных остатков незавершенного
    строительства, незавершенного производства,
    производственных запасов, готовой продукции,
    в связи с чем происходит затоваривание,
    замедляется оборачиваемость капитала
    и образуется его дефицит. Это заставляет
    предприятие залезать в долги и может
    быть причиной его банкротства;
  • плохая клиентура
    предприятия, которая платит с опозданием
    или не платит вовсе по причине банкротства,
    что вынуждает предприятие самому залезать
    в долги. Так зарождается цепное банкротство;
  • отсутствие
    сбыта из-за низкого уровня организации
    маркетинговой деятельности по изучению
    рынков сбыта продукции, формированию
    портфеля заказов, повышению качества
    и конкурентоспособности продукции, выработке
    ценовой политики;
  • привлечение
    заемных средств в оборот предприятия
    на невыгодных условиях, что ведет к увеличению
    финансовых расходов, снижению рентабельности
    хозяйственной деятельности и способности
    к самофинансированию.

       К
внешним факторам
относятся:

  • экономические:
    кризисное состояние экономики страны,
    общий спад производства, инфляция, нестабильность
    финансовой системы, рост цен на ресурсы,
    изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность
    и банкротство партнеров;
  • политические:
    политическая нестабильность общества,
    внешнеэкономическая политика государства,
    разрыв экономических связей, потеря рынков
    сбыта, изменение условий экспорта и импорта,
    несовершенство законодательства в области
    хозяйственного права, антимонопольной
    политики, предпринимательской деятельности
    и прочих проявлений регулирующей функции
    государства;
  • усиление
    международной конкуренции в связи с развитием
    научно-технического прогресса;
  • демографические:
    численность, состав народонаселения,
    уровень благосостояния народа, культурный
    уклад общества, определяющие размер и
    структуру потребностей и платежеспособный
    спрос населения на те или другие виды
    товаров и услуг.

       Банкротство
является, как правило, следствием совместного 
действия внутренних и внешних факторов.
Финансовое оздоровление предприятия,
эффективное преодоление финансового
кризиса и ликвидация его негативных последствий
обеспечивается в процессе особой методологии
финансового менеджмента.

       Управление,
направленное на финансовое оздоровление
предприятия, представляет собой систему
принципов и методов разработки и реализации
комплекса специальных мероприятий, направленных
на предупреждение и преодоление финансовых
кризисов предприятия, а также минимизацию
их негативных финансовых последствий.
Главной целью такого управления является
восстановление финансового равновесия
предприятия и минимизация размеров снижения
его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми
кризисами.

       Для
достижения указанной главной цели
в рамках системы финансового 
оздоровления предприятия необходимо
решить следующие задачи:

  • своевременное
    диагностирование предкризисного финансового
    состояния предприятия и принятие необходимых
    превентивных мер по предупреждению финансового
    кризиса. Эта задача реализуется путем
    осуществления постоянного мониторинга
    финансового состояния предприятия и
    факторов внешней финансовой среды, оказывающих
    наиболее существенное влияние на результаты
    финансовой деятельности. Принятие превентивных
    мер по предупреждению финансового кризиса
    предприятия является наиболее экономичным
    направлением антикризисного финансового
    управления, обеспечивающего наибольший
    эффект (в виде снижения предстоящих потерь)
    на единицу израсходованных в этих целях
    финансовых ресурсов;
  • устранение
    неплатежеспособности предприятия. Эта
    задача является наиболее неотложной
    в системе задач. В ряде случаев реализация
    только этой задачи позволяет пресечь
    углубление финансового кризиса предприятия,
    восстановить его имидж среди хозяйственных
    партнеров и получить необходимый запас
    времени для реализации других мероприятий;
  • восстановление
    финансовой устойчивости предприятия.
    Это одна из основных задач, обеспечивающих
    реализацию главной цели, требующая наибольших
    усилий и затрат финансовых ресурсов.
    Реализация этой задачи осуществляется
    путем поэтапной структурной перестройки
    всей финансовой деятельности предприятия;
  • предотвращение
    банкротства и ликвидации предприятия.
    Такая задача стоит перед финансовым управлением
    при диагностировании глубокого или катастрофического
    системного финансового кризиса;
  • минимизация
    негативных последствий финансового кризиса
    предприятия. Эта задача реализуется путем
    закрепления позитивных результатов вывода
    предприятия из состояния финансового
    кризиса и стабилизации качественных
    структурных преобразований его финансовой
    деятельности с учетом долгосрочной перспективы.
    Эффективность мероприятий по преодолению
    негативных последствий оценивается по
    критерию минимизации потерь рыночной
    стоимости предприятия в сопоставлении
    с докризисным уровнем.
Читайте также:  Бизнес план для малого бизнеса презентация

       Система
финансового оздоровления базируется
на определенных принципах. К числу основных
их этих принципов относятся:

  • принцип постоянной
    готовности реагирования. Достигаемое
    в результате эффективного финансового
    менеджмента финансовое равновесие предприятия
    очень изменчиво в динамике. Возможное
    его изменение на любом этапе экономического
    развития предприятия определяется естественным
    откликом на изменения внешних и внутренних
    условий его хозяйственной деятельности;
  • принцип превентивности
    действий. Этот принцип предполагает,
    что лучше предотвратить угрозу финансового
    кризиса, чем осуществлять его разрешение
    и обеспечивать нейтрализацию его негативных
    последствий;
  • принцип срочности
    реагирования. Чем раньше будут включены
    антикризисные финансовые механизмы по
    каждому диагностированному кризисному
    симптому, тем большими возможностями
    восстановления нарушенного равновесия
    будет располагать предприятие:

принцип
адекватности реагирования. Используемая
система финансовых механизмов оздоровления
в подавляющей своей части 
связана с затратами финансовых
ресурсов или потерями, связанными
с нереализованными возможностями (вызванными
сокращением объемов операционной деятельности,
приостановлением реализации инвестиционных
проектов и т.п.). При этом уровень этих
затрат и потерь находится в прямой зависимости
от конкретных финансовых механизмов
и масштабов их использования. Поэтому
использование отдельных механизмов нейтрализации
угрозы финансового кризиса и его разрешения
должно исходить из реального уровня такой
угрозы и быть адекватным этому уровню;

  • принцип альтернативности
    действий. Этот принцип предполагает,
    что каждое из принимаемых финансовых
    решений должно базироваться на рассмотрении
    максимально возможного числа их альтернативных
    проектов с определением уровня их результативности
    и оценкой затрат;
  • принцип адаптивности
    управления. В процессе развития финансового
    кризиса, генерирующие его факторы, характеризуются
    высокой динамикой. Это предопределяет
    необходимость высокого уровня гибкости
    финансового управления, его быстрой адаптации
    к меняющимся условиям внешней и внутренней
    финансовой среды;
  • принцип приоритетности
    использования внутренних ресурсов. В
    процессе финансового оздоровления, особенно
    на ранних стадиях диагностики финансового
    кризиса, предприятие должно рассчитывать
    преимущественно на внутренние финансовые
    возможности его нейтрализации;
  • принцип эффективности.
    Реализация этого принципа обеспечивается
    сопоставлением эффекта финансового оздоровления
    и связанных с реализацией его мероприятий
    финансовых ресурсов. Эффект может характеризоваться
    уровнем достижения отдельных целей –
    по предотвращению финансового кризиса,
    смягчению негативных условий его протекания
    или связанных с ним негативных финансовых
    последствий.

Источник

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 июля 2017 г.

Если у должника нет обеспечения для исполнения обязательств перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, то должен быть разработан план финансового оздоровления предприятия (п. 1 ст. 84 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ – далее Закона № 127-ФЗ). При наличии обеспечения достаточно графика погашения задолженности, который составляется в любом случае (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника либо собственником имущества должника – унитарного предприятия. Указанные лица вправе оформить обращение к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, и вот к нему-то и должен быть приложен такой план (п. 5 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при благополучном развитии событий собрание кредиторов утверждает план финансового оздоровления. Поскольку его утверждение – это исключительное полномочие собрания (п. 2 ст. 12 Закона № 127-ФЗ).

Отметим, что в плане финансового оздоровления должно быть прописано обоснование того, что у должника есть возможность удовлетворить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения. Иными словами, план должен подтверждать, что восстановление платежеспособности организации может быть достигнуто за счет ее деятельности.

План финансового оздоровления и график погашения задолженности

План финансового оздоровления и график погашения задолженности – это разные по содержанию и не равные по своему значению документы. Начнем с того, что введение процедуры финансового оздоровления устанавливает для должника новые (более поздние) сроки для удовлетворения требований кредиторов. Они фиксируются в графике погашения задолженности, в связи с чем он становится основным документом, влияющим на деятельность должника.

В отличие от графика погашения задолженности план финансового оздоровления утверждается не при каждой процедуре финансового оздоровления, и именно срыв графика платежей (а не несоблюдение плана финансового оздоровления) может привести к досрочному прекращению процедуры (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). То есть именно график погашения задолженности является документом, с которым Закон связывает определенные юридические последствия для должника.

В целом план финансового оздоровления во многом напоминает бизнес-план организации с более или менее подробной выкладкой финансовых показателей. В нем указываются сведения о компании на дату начала процедуры финансового оздоровления и прогнозные значения, к которым фирмы должна прийти к концу процедуры. Также в нем могут быть приведены промежуточные значения. Как вы понимаете, никакой утвержденной формы для плана не существует и для каждой организации он составляется отдельно.

План финансового оздоровления предприятия (образец) вы можете найти в разделе «Формы документов» справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Форум для бухгалтера:

Источник

Финансовое оздоровление – одна из процедур в процессе банкротства, которая направлена на нормализацию платежного баланса и восстановления платежеспособности должника. По результатам финансового оздоровления должник может восстановить платежеспособность и избежать признания его банкротом.

Правовое регулирование

Финансовому оздоровлению посвящена отдельная 5 Глава 127-ФЗ.

Ходатайствам о введении финансового оздоровления посвящены ст. 76-78 127-ФЗ. Порядку введения финансового оздоровления – ст. 80. Правовые последствия введения финансового оздоровления перечислены в ст. 81.

Читайте также:  Бизнес план по установке корпусной мебели

Плану оздоровления и графику погашения задолженности посвящены ст. 84, 85 127-ФЗ. Вопросы окончания финансового оздоровления освещаются в ст. 86-88. Переход к внешнему управлению содержится в ст. 92 127-ФЗ.

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление – это процедура, которая применяется по отношению к компании-должнику для восстановления платежеспособности и погашения долгов, согласно графику на основании ст. 2 127-ФЗ.

К тому моменту как в компании вводится процедура финансового оздоровления, должник еще не получает статуса банкрота. Признаки банкротства в ходе данного этапа потенциально могут быть преодолены, а платежеспособность – восстановиться.

Ключевой отличительной чертой процедуры финансового оздоровления становится то, что в ее рамках платежеспособность компании подлежит восстановлению на основании сохранения полномочий органов управления. То есть управленческие функции не передаются к административному управляющему, хотя он и контролирует работу компании на этом этапе.

Процедура финансового оздоровления в рамках процесса банкротства выступает как процедура судебной санации, так как она направлена на восстановление платежеспособности. Она направлена на реализацию одной из целей института банкротства, а именно – на предупреждение несостоятельности должника по п. 1 ст. 1 127-ФЗ. Именно поэтому реабилитирующим процедурам отводится приоритет.

Первоочередной задачей данного этапа становится покрытие компанией долговых обязательств перед кредиторами, которые заявили о своих требованиях, второстепенной – выход показателей прибыльности на докризисные значения.

Процедура финансового оздоровления отвечает интересам должника, поскольку позволяет ему сохранить свое место на рынке.

Внешнее управление – один из вариантов хода процесса банкротства, который вводится по решению суда после завершения этапа наблюдения. На основании п. 1 ст. 75 127-ФЗ «О несостоятельности» арбитражный суд на первом заседании может вынести решение:

  1. О введении финансового оздоровления.
  2. О введении внешнего управления.
  3. О признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства.
  4. Об утверждении мирового соглашения и прекращении дела о банкротстве.

С учетом положений п. 1 ст. 80 127-ФЗ арбитражный суд вводит процедуру финансового оздоровления по решению кредиторского собрания, кроме случаев, которые перечислены в п. 2 ст. 75 127-ФЗ.

С ходатайством о введении этапа финансового оздоровления к собранию кредиторов  могут обратиться учредители юрлица, отдельный собственник, кредиторы или иные заинтересованные лица. Такое ходатайство будет обсуждаться на первом собрании при условии его своевременного представления. Это нужно сделать за 2 недели до назначенной даты проведения первого собрания кредиторов.

На основе п. 3 ст. 80 в определении о введении оздоровления должны содержаться указания на сроки финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также на избранную кандидатуру управляющего.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

В качестве первостепенных мер по финансовому оздоровления обычно выделяют смену руководства, оптимизацию численности персонала, снижение расходной части, снижение дебиторской задолженности, обновление сбытовой и маркетинговой политики, ликвидация непрофильных активов, закрытие нерентабельных производств и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

Обеспечение исполнения обязательств должника

В п. 3 ст. 77 127-ФЗ сказано, что учредители общества могут предоставить обеспечение исполнения обязательств по графику погашения задолженности.

В качестве такого обеспечения могут выступать залог (ипотека), независимая гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и иные способы, которые не противоречат настоящему ФЗ.

На основании п. 3 ст. 79 127-ФЗ соглашение об обеспечении исполнения обязательств по графику подлежит заключению в письменной форме до того, как было принято решение о введении финансового оздоровления.

Порядок проведения

Для рассмотрения ходатайства о введении финансового оздоровления стороны должны сопроводить его документально. Один комплект документов готовится для арбитражного суда, второй – для управляющего. Перечень документов готовится на основании ст. 77, 78 127-ФЗ и включает:

  1. График погашения задолженности по реестру.
  2. Гарантию обеспечения обязательств (это могут быть банковская, государственная или муниципальная гарантии), залоговое обеспечение или поручительство.
  3. План финансового оздоровления.

Копии указанных документов направляются в адрес участников собрания кредиторов для ознакомления.

Этапы процедуры

Финансовое оздоровление предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1: принятие решения судом о введении финансового оздоровления на предприятии.

Финансовое оздоровление стартует с момента вынесения арбитражным судом решения о введении стадии.

Этап 2: назначение кандидатуры арбитражного управляющего судом.

Финансовый управляющий на данном этапе обладает следующими полномочиями:

  1. Он контролирует соблюдение утвержденного плана-графика.
  2. Он выполняет посреднические функции между участниками дела.
  3. Он формирует свое заключение о результатах этапа.

Административный управляющий на этапе финансового оздоровления:

  1. Ведет реестр требований кредиторов.
  2. Созывает собрания кредиторов.
  3. Рассматривает отчетность о ходе исполнения плана финансового оздоровления.
  4. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью погашения требований кредиторов.
  5. Осуществляет контроль за своевременностью перечисления текущих платежей.
  6. Требует от лиц, предоставивших обеспечение должнику, исполнить обязательства за него.
Читайте также:  Бизнес план от 70000 рублей

Управляющий вправе требовать от должника информацию о его текущей деятельности, участвовать в инвентаризации, согласовывать сделки должника при необходимости, обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя, а также предъявляет в суд ходатайства о признании ряда сделок предприятия недействительными, обращается в суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества.

Управляющего снимают с должности автоматически по результатам завершения процедуры или досрочно по ходатайству кредиторов.

Этап 3: погашение требований кредиторов по графику.

Затем предприятие приступает к погашению задолженности перед кредиторами по утвержденному графику. В рамках процедуры погашаются долги, которые были подтверждены до введения финансового оздоровления.

Первые выплаты производятся уже через месяц после начала данного этапа. Затем транши вносятся ежемесячно равными частями в течение года. Первоначально необходимо позаботиться о погашении всех задолженностей в части основного долга, а затем – по начисленным процентам и штрафам. Неустойка рассчитывается как умножение ставки рефинансирования на сумму долга из расчета за каждый день.

Требования кредиторов первой и второй очередей полностью закрываются в течение первых 6 месяцев после оздоровления. Все долги погашаются как минимум за 30 дней до завершения указанного этапа.

Этап 4: подготовка отчета по результатам финансового оздоровления.

После того как все выплаты были произведены, предприятие-должник готовит отчетность с результатами проведения данного этапа. Свои выводы об эффективности процедуры финансового оздоровления готовит и управляющий. Заключение управляющего о результатах этапа передается в суд вместе с бухгалтерской отчетностью минимум за 10 дней до завершения процедуры.

Какие правовые последствия наступают после начала финансового оздоровления

После введения этапа финансового оздоровления собственники не утрачивают своих руководящих полномочий, но должны действовать в ограниченных законом рамках. Так, руководители могут заключать некоторые сделки только с разрешения управляющего. Это:

  1. Сделки, увеличивающие задолженность компании на 5% и более.
  2. Сделки, направленные на покупку, продажу или приобретение имущества должника.
  3. Сделки по переводу долга третьим лицам.
  4. Получение новых кредитов и займов.

Финансовое оздоровление может повлечь за собой и иные гражданско-правовые последствия. В их числе следующие:

  1. Кредиторские требования предъявляются только в соответствии с законодательством (не напрямую к должнику, а опосредованно через суд).
  2. Принятые по взысканию задолженности до введения финансового оздоровления приостанавливаются.
  3. Арест имущества и введение ограничений по распоряжению собственностью компании может производиться только по решению арбитражного суда.
  4. Выплаты по исполнительным листам временно приостанавливаются.
  5. Выплаты дивидендов и прибыли учредителям приостанавливаются.
  6. Все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей, приостанавливаются.
  7. Переуступка задолженности, которая влечет за собой нарушение очередности погашения кредиторских требований, запрещена.
  8. Перестают начисляться штрафы и иные санкции за просрочку (кроме текущих платежей).

Этапы завершения

Законодательно установлены только максимальные сроки процесса оздоровления компании-должника. Они составляют не более 24 месяцев после принятия судом решения о введении этого этапа. Но процедура может быть прекращена досрочно:

  1. Если компании удалось ликвидировать всю задолженность с опережением графика.
  2. Если должник недобросовестно исполняет свои обязательства по графику: вносит платежи с задержкой 15 дней и более.
  3. Если гарантии исполнения обязательств были предъявлены суду с нарушением сроков.

Завершение процедуры финансового оздоровления состоит из нескольких этапов. Первоначально сам должник отчитывается перед управляющим о результативности процедуры. К отчету управляющего прилагается баланс должника по состоянию на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы о погашении кредиторских требований.

Затем управляющий выносит свое заключение о выполнении плана и погашении графика в части задолженности перед кредиторами. К нему прилагается отчетность о результатах финансового оздоровления. Если не все долги перед кредиторами удалось погасить, то созывается кредиторское собрание. На нем принимается решение об обращении в суд с ходатайством о введении внешнего управления и о признании должника банкротом. К указанному ходатайству прилагается копия протокола собрания кредиторов.

По результатам завершения этапа финансового оздоровления суд может принять одно из следующих решений:

  1. Вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенный долг отсутствует (должник полностью исполнил свои обязательства перед кредиторами), либо жалобы кредиторов признаны необоснованными.
  2. Вынести определение о введении в отношении должника этапа внешнего управления при наличии возможностей для восстановления платежеспособности.
  3. Вынесение решения о признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства, если стало очевидным, что восстановление платежеспособности невозможно.

Статистика указывает на низкую эффективность процедур реабилитации в современных реалиях, поэтому большинство дел заканчивается этапом конкурсного производства.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

По итогам наблюдения суд может ввести в отношении должника одну из реабилитационных процедур: финансовое оздоровление или внешнее управление. Эти этапы имеют определенные различия.

По сути, финансовое оздоровление – это более мягкая процедура, чем внешнее управление. В ее рамках руководство продолжает свою деятельность, хоть и с некоторыми ограничениями.

Внешнее управление подразумевает отстранение всех руководителей компании с передачей их функций к внешнему управляющему. С момента утверждения плана управления управляющий разрабатывает комплекс мер по оздоровлению и приступает к их практическому воплощению.

Во время внешнего управления погашение задолженности перед кредиторами со стороны компании не допускается. Выплата долгов может происходить только по результатам данной процедуры или при конкурсном производстве.

Получается, что финансовое оздоровление – это, по сути, рассрочка в исполнении обязательств, тогда как внешнее управление – комплекс мер по устранению задолженности.

Таким образом, введение на предприятии этапа финансового оздоровления означает, что суд видит перспективы для восстановления платежеспособности и хотел бы предпринять попытки недопущения банкротства компании. По результатам этапа финансового оздоровления может быть принято решение о закрытии процесса банкротства из-за погашения всех требований кредиторов. Но также суд может принять решение о переходе к внешнему управлению или конкурсному производству. Такое решение судья принимает с учетом ходатайства собрания кредиторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Источник