План урока по технологии 8 класс семья и бизнес

Тема урока: «Семья и бизнес» 

Цели: 

1. Знать источники дохода семьи. 

2. Понимать экономическую взаимосвязь семьи и окружающей среды. 

3. Вырабатывать предложения по улучшению благосостояния своей семьи. 

Тип урока: объяснение нового материала 

Научно-методическое содержание урока: взаимосвязь семьи и окружающей среды в экономическом плане, виды заработка в семье, модернизация семейных доходов с учетом имеющихся в распоряжении семьи ресурсов. 

Ведущие понятия: уровень благосостояния семьи, предпринимательская деятельность, бизнес, прибыль, коммерческий бизнес, предпринимательский бизнес, посредническая деятельность, финансовый бизнес. 

Ход урока:

Проверка домашнего задания: 

Пословицы и поговорки о семье, экономичности, рачительности. 

 На что и клад, коли в семье лад. 

 Вся семья вместе, так и душа и на месте. 

 Каково на дому, таково и самому. 

Рассказ учителя: 

Инициализация темы: 

«Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы» Этьен Рей. 

Как вы понимаете значение этих слов? 

Подводит итог сказанному: деньги, денежные вопросы, зачастую, являются главным яблоком раздора в семье. Из каких же источников складывается общий доход семьи, и можете ли вы помочь своей семье в увеличении доходов? Об этом сегодня и пойдет наш разговор. 

Степень обеспеченности членов семьи товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми дл комфортного и безопасного существования, называется уровнем благосостояния. 

Семья находится в постоянной взаимосвязи с государственными учреждениями, предприятиями и фирмами. Каждая семья ведет свое домашнее хозяйство. Количество домохозяйств в России по статистическим данным Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 40 млн.426 тысяч. Много это или мало? 

Если умножить количество домохозяйств на среднее по России количество человек, составляющих домохозяйство (цифра приводится в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия и равна 3,2), то мы получим количество человек в России, живущих в семье. 

Произведите расчеты. (40.426.000 х 3,2 = 129 млн.363200 человек). 

Таким образом, почти 130 млн. человек из 145 млн. занимаются семейной экономикой. Подобно круговороту веществ в природе, существует кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике страны между государством, предприятиями и фирмами и домашними хозяйствами. 

Семья имеет в своем распоряжении рабочую силу. А государство, предприятия и фирмы выплачивают заработную плату работникам, различные социальные пособия, пенсии. 

Если члены семьи связаны с государством, то они получают от него заработную плату, определенные социальные пособия, пенсии. 

Подумайте, какие социальные пособия вы знаете и, какими пользуется ваша семья? 

Ответы учеников (детские пособие, стипендии студентам и др.) 

Получать заработную плату можно работая на предприятиях и фирмах различных форм собственности: АО, ООО и др. 

Есть и другой путь обеспечить семью – собственный бизнес. 

Таким образом заработать на жизнь свою и своей семьи можно двумя способами: 

1. работая на других в качестве наемного работника и получая заработную плату, 

2. работая на себя, занимаясь предпринимательской деятельностью, собственным бизнесом и получая доходы в виде прибыли. 

Работа с учебником. Откройте учебник § 2. Найдите и прочитайте материал о том, что такое бизнес, виды и формы бизнеса. Запишите в тетрадь определение понятий, выделенных курсивом. 

Первичное закрепление новых знаний. 

1. Назовите плюсы и минусы работы в качестве наемного работника и в качестве хозяина собственного дела. 

2. Перечислите факторы, которые определяют виды семейной предпринимательской деятельности. 

Практическая работа. 

Проанализируйте ресурсы своей семьи, возможности членов семьи (умения, склонности, интересы) и выработайте предложения по увеличению благосостояния своей семьи. 

Ответ одной из учениц: 

Ресурсы: 

1. Людские. Папа – военный пенсионер, работает в Самаратрансгазе, мама – воспитатель детского сада, старший брат – студент университета, я – ученица школы. 

2. Денежные. Пенсия папы, заработная плата папы и мамы, стипендия брата, детское пособие на меня. 

3. Другие. Дача, машина, квартира бабушки. 

Склонности и интересы. 

1. Я – люблю вязать салфетки. 

2. Мама – шьет, вяжет, любит работать на даче, разводит цветы. 

3. Папа – много работает в гараже с машиной, ремонтирует многое сам. 

4. Брат – на 4 курсе механико-математического факультета университета. 

Предложения. 

1. Бабушку взять к себе, квартира у нас большая, а бабушкину квартиру сдавать. 

2. Помогать маме в выращивании цветов и можно их продавать. 

3. Всем активнее работать на даче, чтобы обеспечивать себя ягодами, овощами и фруктами и иметь излишки для продажи. Можно попросить бабушку продавать на рынке. 

4. Мне вязать салфетки и дарить их в качестве сувениров родным и знакомым (не тратить деньги на подарки или тратить меньше). 

5. Я могу больше помогать маме по дому, чтобы у нее осталось больше времени для шитья и вязания (меньше денег будет тратиться на одежду). 

Вывод урока: Для повышения уровня благосостояния своей семьи вы, уже в вашем возрасте можете сделать совсем немало. Ищите приемлемые для себя способы самообеспечения и приработка. Самообеспечение – это свой садик, огородик, умение шить, вязать, мастерить. Очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. Это не только позволит увеличить доход семьи, но и выгодно выделит ваш дом и ваш облик от «ширпотребовских» стандартов. Для того чтобы воспользоваться возможностями приработка, необходимо уметь распоряжаться своим временем, совершенствовать свои умения и овладевать новыми. 

Источник

Тема: Семья как экономическая ячейка общества.

           Предпринимательство в семье.

Цели: познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов; воспитывать у учащихся понимание того, что семья для каждого человека – это начало начал.

Словарь: семейная экономика, потребности, ресурсы, семейный бюджет, прибыль предпринимательская деятельность, патент, лицензия, фирма.

Ход урока

  1. Организация урока.

а). Приветствие.

б). Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

      Как  много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов. Немаловажным из них является экономический фактор.

      Сегодня на уроке вы познакомитесь с основами семейной экономики, ролью семьи в социально-экономическом развитии общества; способах получения доходов в семье, путях повышения ее благосостояния.

  1. Изучение нового материала.
  1. Объяснение с элементами беседы.   Семья – ячейка общества.
  • Что же такое семья? (ответы учащихся)                                                                                  Семья – это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства    духовных стремлений, ответственности ее членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.

Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, воздействует на общество.

        У семьи много различных функций – воспроизводящая, воспитывающая, стабилизирующая, регулирующая, коммуникативная.

  • Как вы думаете, что имеется в виду? (ответы учащихся)

Семья дает обществу новых членов. Именно в семье мы учимся жить в обществе. Поскольку семья основана на взаимных на взаимных привязанностях, то от ее устойчивости зависит стабильность государства. И в самом понятии «семья» заложено, что ее члены активно общаются между собой.

          Но кроме этих функций семья играет важную экономическую роль, т.к. в рамках семьи осуществляется удовлетворение потребностей человека. Счастье семьи не в последнюю очередь зависит от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов.

       Наука, которая изучает повседневную экономическую жизнь, называется семейной экономикой.

     В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия.

      Чтобы семейная экономика лучше работала, надо себе представлять расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.

  1. Беседа с учащимися по вопросам.
  • Что вы знаете о доходах своей семьи?
  • Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
  • Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете?
  • Что входит в эти расходы?
  1. Практическая работа.

Задание: выполнить практическую работу №1 (с. 6)

  1. Изучение нового материала (продолжение)

Объяснение учителя.

  1. Источник повышения благосостояния семьи.

Фундамент семейного благополучия – заработок. Никто не будет спорить, что фундамент должен быть крепким, но и никто также не будет строить высотное здание на основании, рассчитанном на два этажа. Поэтому нужно твердо усвоить первый закон семейной экономики: нужно четко соизмерять свои потребности с возможностями. Семья должна сводить концы с концами. Правда, это выражение – сводить концы с концами – имеет у нас некоторый негативный оттенок. И зря! За ним стоит здравый смысл, который означает не что иное, как соответствие расходов по доходам.

       И  все-таки жизнь есть жизнь, потребности растут, и перед семьей то и дело встает вопрос: как их удовлетворить? Первый – умерить свои потребности, вести экономный образ  жизни. И второй путь – поднять уровень своих доходов.

Как это  сделать? Можно повысить свою квалификацию, работать лучше и качественней… Но стоит иметь в виду следующее: на первых порах доход

семьи может уменьшиться, ведь придется пойти на курсы, поднабраться опыта.

       Можно подумать о заочной учебе. Правда, здесь есть одно «но»: учеба требует расходов. Есть и еще один путь повышения благосостояния семьи – предпринимательская деятельность.

  1. Виды предпринимательской  деятельности.

   Предпринимательская деятельность – вид деятельности человека, который, владея материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство может быть личным (индивидуальное или частное) или семейным.

  Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Как вы думаете, что такое прибыль? (ответы учащихся)

  Прибылью называется разница между суммой денег от продажи и услуг и затратами на их производство.

– Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью? (ответы учащихся)

1.Выбрать вид предпринимательской деятельности.

2. Изучить рынок: будет спрос на ваш товар или услугу.

3. Сделать экономические расчеты для определения экономической целесообразности занятия предпринимательством (составить бизнес – план)

– Как вы думаете, каким видом деятельности могли бы заниматься члены вашей семьи? (ответы учащихся)

Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведенных членами семьи.

  1. Практическая работа.

Задание: выполнить практическую работу №2 (учебник, с. 8)

  1. Итог урока.

 Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы начали постигать азы семейной экономики. А экономика – наука серьезная, любительский подход ей противопоказан, на уговоры она не поддается. Она служит тому, кто уважает ее законы, не ленится следовать им. И если вы желаете благополучия в своей семье, то наводите порядок в домашней и своей личной экономике. А для  этого необходимо уметь планировать, вести учет доходов и расходов, искать пути получения дополнительных доходов. Не ленитесь, и у вас будет меньше проблем в семейной жизни.

Источник

Тема урока: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЕ 

Цели: рассмотреть возможности организации семейного предпринимательства.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Опрос по пройденной теме
  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Новая тема
  1. Практическая работа
  1. Итог урока
  1. Каковы основные функции семьи?
  2. Что такое семейная экономика и каковы её задачи?
  3. Возможные способы увеличения доходов современного школьника.
  1. Изложение программного материала.

Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.

Личное предпринимательство – в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия; это самая простая форма предпринимательства. Его называют также индивидуальным или частным. Например, человек, сдающий своё жильё другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, удовлетворение потребностей – своих собственных и потребностей (материальных и духовных) окружающих людей.

Прибыль – разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – остаётся в распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать её по своему усмотрению.

В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность.

Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.

Единоличный предприниматель полностью несёт расходы и сам отвечает за результаты своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле.

Семейное предпринимательство может развиваться в форме личного производства, но может выступать и в роли предприятия или фирмы, производящей товары и услуги.

Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов:

  • наличия денежных средств;
  • знаний и умений каждого из членов семьи;
  • наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения;
  • наличия свободного времени и т. д.

Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведённых членами семьи (шитьё и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства). В зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей существует большое количество различных путей индивидуального и семейного предпринимательства.

Практическая работа №2

  1. Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников.
  2. Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами города (села).
  3. Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое индивидуальное предпринимательство?
  2. Что понимается под предпринимательской деятельностью?
  3. Что такое прибыль?
  1. Итог урока.

Домашнее задание. Завершить практическую работу №2, читать §2.

Источник

Образовательная практика учителя технологии:

особенности методической деятельности

Технологическая карта урока

Учебный предмет  Технология. Технологии ведения дома

Учитель Трубицына Анна Игоревна

Класс (группа) 8 класс.  Продолжительность занятия 45 минут

Раздел программы Домашняя экономика

Тема занятия Предпринимательство в семье

Планируемые личностные результаты освоения:

Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к освоению выбора дальнейшей образовательной траектории.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в парах.

Планируемые предметные результаты освоения:

Изучить возможности предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Тип занятия Комбинированный.

Форма проведения беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Ведущие методы:

методы мотивации Создание ситуации занимательности.

 методы организации УПД Беседа, демонстрация и художественно –  творческая работа. 

методы контроля и самоконтроля Фронтальный опрос, письменный самоконтроль (заполнение индивидуального листа, проверка работы с шаблоном, выставление отметки за работу в рамках самооценки).

Учебно-методическое обеспечение:

  • Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.:Вентана – Граф, 2015. – 144 с.
  • Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектов, экран

Форма организация деятельности учащихся: работа в парах, презентация продукта, заполнение таблиц, проверка и самооценка.

ЭТАПЫ УРОКА

№ п/п

Элементы занятия

(этапы занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный этап

Приветствует детей

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные УУД: смыслообразование

II

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1.

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.

Работают на индивидуальном листе.

Личностные УУД: самооценка умственных способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации.

Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и  устной форме.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Задает вопросы. (Приложение №1)

Отвечают на вопросы.

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Этап выявления места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Показывает ЭОР.

Предлагают варианты целеполаганий. Выдают проблему, предлагают тему урока, планируют свою  деятельность.

Регулятивный УУД: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Организует работу в парах, группах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Работают с ЭОР и текстами.

Познавательные УУД: умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу обучающихся в парах для проговаривания материала.

Проговаривают материал.

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использую тексты, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в усной форме и форме презентации; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве)

6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу (Приложение №2)

Записывают в тетрадях или индивидуальных листах. Производят вычисление и делают выводы.

Регулятивные УУД:

Уметь проговорить последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Предлагает выполнить задание и сделать выводы.

Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в индивидуальном листе. перечитывают критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки.

Регулятивные УУД: уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Побуждает оценить свою деятельность на уроке (см. индивидуальный лист).

Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям.

Сдают учителю.

Познавательные УУД: умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации, с точки зрения, безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Методическая цель: способствовать формированию знаний обучающихся о предпринимательской деятельности. Развивать представления обучающихся о семейном предпринимательстве. Формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Методические рекомендации по реализации проекта занятия данный урок является продолжением темы «Домашняя экономика», но с понятиями, которые были затронуты на данном уроке, обучающиеся знакомятся в первые. Целеполагание урока проходит через применение просмотра видеофильма и постановки проблемного вопроса. Основные  этапы урока проходят с использованием элементов технологий сотрудничества, через  чередование фронтальной работы и работы в парах. На всех этапах урока проводится контроль и самоконтроль выполнения заданий.

Понятие предпринимательство и его признаки отрабатываются в течении всего урока, через выполнение практических работ.

Здоровье сберегающий компонент затронут в небольшой разминке.

Достижение цели урока можно проследить через заполнение обучащимися индивидуального листа, где они отвечают на вопрос целепологания в конце урока.

Диагностический инструментарий индивидуальный лист.

Приложение № 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ

ФАМИЛИЯ ИМЯ _____________________________________________________

Настоящий предприниматель – исполнитель, а не мечтатель.

Л. Михельсон

Выгодно ли ________________________________________и при каких условиях?

ТЕМА УРОКА ________________________________________________________

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

1._____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

1        2        3        4        5

Предпринимательство _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Используя жизненный опыт и знания, полученные на других предметах, постарайтесь рассчитать затраты на изготовление товаров (работа по карточкам в парах).

Примерный расчет финансовых затрат

Товар

Стоимость

Расчеты

Выводы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Используя знания, полученные на уроке, постарайтесь сформулировать определения понятия «ПРИБЫЛЬ»:

ПРИБЫЛЬ  – это

ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________

Задание № 4. Просмотрев отрывок из фильма Л. Гайдай «Операция «Ы» и новые приключения Шурика», используя критерии понятия «предпринимательство», постарайтесь определить: является ли данный вид деятельности ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ?

Критерии

«Да»

«Нет»

Вид деятельности

Культурные и материальные ценности

Товары и услуги

Прибыль

Соблюдение законодательства

ВЫВОД

Задание № 5. Используя знания, полученные на уроке, постарайтесь ответить на вопрос, который Вы сформулировали в начале урока:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                   Самооценка

        СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Источник