План проверок малого и среднего бизнеса
Новости и аналитика
Горячие документы / Мониторинг законодательства
Федеральные
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. N 1969 “Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”
Обзор документа
30 ноября 2020
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что проверки юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств
дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
2. Органом государственного контроля (надзора), органом
муниципального контроля, по видам государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется
Федеральным законом “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации”, после 1 июля 2021 г., но не позднее чем
за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме
выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
(далее – ежегодный план), может быть принято решение о проведении вместо
нее инспекционного визита.
3. О проведении инспекционного визита вместо плановой проверки
юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение
10 рабочих дней после принятия решения, указанного в пункте 2 настоящего
постановления.
4. Указываемый в ежегодном плане срок проведения плановых проверок
по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом “О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации”, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может
превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных
сроков проведения проверок, установленных частью 7 статьи 72 и частью 7
статьи 73 указанного Федерального закона.
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня
2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального
контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным
законом “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации”, проводятся в соответствии с положениями об
указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального
контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала
которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из
ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны
утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид
государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках
которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными
законами наименование и (или) предмет соответствующего вида
государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме
случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида
государственного контроля (надзора), муниципального контроля в
соответствии с положением об указанном виде государственного контроля
(надзора), муниципального контроля.
7. За исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего
постановления, при формировании ежегодных планов в них не включаются
плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального
закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых
включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
(далее – субъекты малого предпринимательства).
8. Ограничения, установленные пунктом 7 настоящего постановления, не
распространяются на:
а) плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые
производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно
высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям)
опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных
объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в
отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля
(надзора);
б) плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень
которых устанавливается Правительством Российской Федерации в
соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона “О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;
в) плановые проверки субъектов малого предпринимательства при
наличии у органа государственного контроля (надзора), органа
муниципального контроля информации о том, что в отношении субъектов
малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу
постановление о назначении административного наказания за совершение
грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях, или административного
наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления
деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и
(или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным
законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты
окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое
постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в
ежегодном плане помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9
Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля”, приводится информация об указанном
постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате
окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое
постановление либо принято такое решение;
г) плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного
контроля;
д) плановые проверки субъектов малого предпринимательства,
проводимые в рамках:
федерального государственного надзора в области обеспечения
радиационной безопасности;
федерального государственного контроля за обеспечением защиты
государственной тайны;
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,
определенных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”;
федерального государственного надзора в области использования
атомной энергии.
9. Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с
требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.
10. Внести в пункт 7 Правил подготовки органами государственного
контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов
проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 “Об утверждении Правил подготовки
органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53, ст. 7958;
2015, N 49, ст. 6964; 2016, N 1, ст. 234; N 35, ст. 5326; N 38, ст. 5542;
2019, N 5, ст. 393; 2020, N 15, ст. 2292; N 25, ст. 3908), следующие
изменения:
а) в подпункте “а”:
в абзаце четырнадцатом слова “в 2020 году” заменить словами “в
2020 – 2021 годах”;
дополнить абзацем следующего содержания:
“в связи с признанием утратившими силу положений федерального
закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в
рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального
контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного
контроля (надзора), муниципального контроля;”;
б) дополнить подпунктом “г” следующего содержания:
“г) в связи с необходимостью изменения вида государственного
контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого проводится
плановая проверка, если это предусмотрено положением о виде
государственного контроля (надзора), муниципального контроля.”.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин
Обзор документа
Малый бизнес освободили от плановых проверок до конца следующего года.
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлен до конца 2021 г. Это не касается компаний, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей.
Ряд положений направлен на снижение административной нагрузки. Контролирующий орган сможет заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом. Закреплена возможность вести надзор в дистанционном формате – с помощью аудио- и видеосвязи. Эти послабления затронут как небольшие, так и более крупные компании.
Принятое решение позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролерами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Назад
Источник
Новости и аналитика
Новости
В 2021 году вместо плановых проверок юрлиц и ИП могут проводиться инспекционные визиты
denisismagilov / Depositphotos.com |
На сегодняшнем оперативном совещании Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о принятом решении продлить мораторий на плановые проверки в отношении малого бинеса. Соответствующее постановление 30 ноября 2020 г. № 1969 опубликовано на сайте Правительства РФ. Как следует из документа, органам контроля предписано не включать в ежегодный план проверки в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к субъектам МСП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов МСП, за исключением плановых проверок:
- лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);
- лиц, осуществляющих виды деятельности согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ;
- субъектов МСП при наличии информации о том, что в отношении МСП ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проверки прошло менее 3 лет;
- проводимых при осуществлении лицензионного контроля;
- субъектов МСП в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за обеспечением защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Устанавливается, что органом контроля после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита. О проведении такого визита юрлицо или ИП должны быть уведомлены в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения. Также предусмотрено,что проверки предпринимателей в будущем году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Такие меры коснутся как небольших, так и более крупных компаний.
Относительно плановых проверок по видам контроля, которые регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, дата которых была определена позже 30 июня 2021 года, указано, что они проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля в срок не превышающий 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления названного закона.
Органам контроля необходимо утвердить ежегодные планы в соответствии с данным постановлением в срок не позднее 15 декабря. Отмечается, что принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролерами и предпринимателями, что актуально в условиях пандемии.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”
- Федеральный закон от от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
Читайте также:
Источник
.shock / Depositphotos.com |
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Кабмина о формировании “проверочных” планов надзорных органов на следующий год. Необходимость отдельного документа для 2021 года обусловлена сразу несколькими факторами – и неисчезнувшей угрозой эпидемии COVID-19, и поручением Президента РФ избавить от планового контроля мелкий бизнес, и – самое главное – реформой контрольно-надзорной деятельности (летом 2021 года начнет действовать новый закон о госконтроле с совершенно новыми целями, принципами управления и перечнем контрольных мероприятий) (Проект Постановления Правительства РФ “Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год… (подготовлен Минэкономразвития России)).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В связи с этим проект предполагает, что:
- в 2021 году проверки (и плановые, и внеплановые) могут проводиться как в “обычном” формате, так и дистанционно;
- субъекты, включенные в Реестр МСП, не подлежат плановому контролю в 2021 году. Исключения – практически те же, которые предусмотрены текущим мораторием на плановые проверки, а именно – проверки субъектов 1 и 2 классов опасности/ высокого и чрезвычайного риска, проверки тех, в отношении кого действует режим постоянного госконтроля, проверки объектов здравоохранения, соцобеспечения и т.п. (перечисленных в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля” (надзора) и муниципального контроля), лицензионные проверки, проверки ранее жестко наказанных по КоАП РФ после надзорных проверок, проверки в рамках контроля за гостайной, в сфере гособоронзаказа, “атомные” проверки, проверки в сфере внешнего контроля качества аудиторской работы;
- проверки, которые начнутся после 30 июня, не могут длиться более 10 рабочих дней, и они должны проводиться уже по правилам нового Закона о госконтроле,
- выездные плановые проверки, назначенные на конец июля и позднее, можно будет – по желанию надзорного органа – заменять инспекционным визитом,
- кроме того, сформулирована позиция Кабмина по тем проверкам, которые будут законно запланированы в этом году, однако на момент их начала уже вступит в силу Закон о госконтроле, причем по его нормам законность таких проверок будет под некоторым вопросом. Напомним, что новый Закон требует, чтобы каждый вид госнадзора /контроля и муниципального контроля был непременно установлен федеральным законом (вид регионального госнадзора по предметам ведения субъекта РФ – региональным законом), причем закон должен определить наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному, региональному, муниципальному. На сегодняшний момент это далеко не так; например, из текста Закона об ответственном обращении с домашними животными неясно, кто конкретно надзирает за владельцами бойцовских собак или крокодилов, является ли этот надзор федеральным или региональным.
При этом новый Закон о госконтроле хотя и требует, чтобы каждый вид надзора был установлен законом и включен в единый реестр видов контроля (он заработает только с 2022 года), однако, с другой стороны, не запрещает прямо и недвусмысленно проведение надзорных мероприятий, если это требование закона не соблюдено, проведение проверок по таким видам надзора не является грубым нарушением требований к организации госконтроля.
В связи с этим проект разъясняет, что плановые проверки, назначенные позже 30.06.2021, по тем видам контроля/ надзора, которые не были установлены федеральными законами на дату их начала, проводятся в рамках видов контроля и надзора, положениями о которых предусмотрено проведение таких проверок. А уж если и в положении про проверки ничего не сказано – их будут исключать из ежегодного плана.
Обращаем внимание, что речь идет, разумеется, исключительно о тех проверках, которые регулируются Законом № 294-ФЗ сейчас и будут регулироваться новым Законом о госконтроле после 1 июля 2021 года. То есть в план проверок-2021 не попадут, скажем, налоговые проверки или прокурорские – поскольку и 294-ФЗ, и новый закон на эти виды проверок не распространяются. Аналогично – с проверками применения ККТ: в настоящий момент действует предложенная прокуратурой правовая позиция, что такие проверки относятся к финансовому контролю, а следовательно, к надзору в финансово-бюджетной сфере, на который действие Закона № 294-ФЗ не распространяется, при этом новый Закон о госконтроле прямо запрещает применение своих норм к организации госфинконтроля.
А вот, например, миграционные проверки вовсе будут с 1 июля 2021 г. выведены из-под действия Закона о госконтроле, и следовательно, в план проверок вообще вноситься не будут. Проверки в сфере надзора за обработкой персональных данных, напротив, как раз начнут подчиняться нормам Закона о госконтроле (сейчас они выведены из-под действия Закона № 294-ФЗ).
Документы по теме:
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
Читайте также:
Источник