План по обществознанию виды и формы бизнеса

Урок по теме «Виды и формы бизнеса»,

урок обществознания в 7 классе

Цель урока:

сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности,  а также о видах и формах бизнеса.

Задачи:

  • Формирование экономической и правовой культуры подростков, их активной гражданской позиции;
  • Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
  • Помимо этих задач при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

После изучения темы учащиеся должны:

  • понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности,
  • иметь представления о целях, видах и формах предпринимательской деятельности

Основные понятия: предпринимательская деятельность, виды бизнеса, формы бизнеса.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами.

1. Актуализация знаний.

В начале урока учащиеся получают задание (работа в парах) собрать высказывания, которые представлены на доске

  • Бывает не хорошо дешево (хорошо дешево не бывает);
  •  Счет вес меру торг знает да (торг знает меру, вес да счет);
  • Деньга штука не штука разум (не штука деньги, штука разум);
  • Спрос на и цена на то что  (на что спрос, на то и цена)
  • Черепки хозяина деньги без (без хозяина деньги черепки).

После того как  учащиеся назовут высказывания и объяснят их значение, учитель просит назвать тему которая объединяет все эти высказывания и предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, а затем обозначит его цель и задачи.

        2. Изучение новой темы.

2.1. Работа над понятием «бизнес (предпринимательство)». Работа в группах

На данном этапе работы класс делиться на три группы и каждая группа получает определенное задание, которое она выполняет при помощи текста учебника и опираясь на собственный опыт:

Задание для 1 группы:

Ответьте на вопрос: «Что такое бизнес?» и заполните формулу бизнеса.

Формула бизнеса

____________________ + _______________________ =______________________

Задание для 2 группы:

Ответьте на вопросы.  Кто такой бизнесмен? С какой целью человек занимается бизнесом? Какими качествами он должен обладать? Ответы впишите в таблицу:

С какой целью человек занимается бизнесом?

1.

2.

3.

Какими качествами должен обладать бизнесмен?

1

2

3

4

5

Задание для 3 группы:

Подумайте, какие возможности и риски открывает перед человеком занятие бизнесом? Ответы запишите в таблицу.

Возможности

Риски

1.

2.

3.

1.

2.

3.

После того как группы выполнили задание, они презентуют свои ответы, каждая группа имеет право дополнить ответ выступающих.

2.2. Изучение видов бизнеса. Работа в парах

На данном этапе учащиеся, работая в парах, знакомятся с видами бизнеса, для этого каждая пара получает таблицу, в которой необходимо соотнести  виды бизнеса и их содержание.

Таблица «Виды бизнеса»

Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание

Производственный

Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Торговый

Отрасль предпринимательства, производящая  и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Финансовый

Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

Посреднический

Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю .

Страховой

Бизнес, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене.

После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы. Для закрепления полученных знаний о видах бизнеса учащиеся индивидуально выполняют практикум

Практикум «Виды бизнеса»

Задание:  Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности

1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов,  5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.

Выполнение задания, обсуждение результатов работы.

2.3. Изучение форм бизнеса. Работа в группах

На данном этапе учащиеся, работая в группах с  текстом учебника и опираясь на собственный опыт должны выяснить какие формы  ведения бизнеса, существуют в настоящий момент, и указать их сильные и слабые стороны.

Таблица «Виды бизнеса»

Задание: Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны».

Формы бизнеса

(определение)

Преимущества

Слабые стороны

После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы.

3. Озвучивание домашнего задания  (мини-проект «Предприятия села Струговка»,  который может выполняться индивидуально или в группах):

Учитель: На территории села Струговка расположены предприятия. Ваша задача выяснить их правильное название, форму организации бизнеса, вид предпринимательской деятельности и заполнить таблицу.

Задание: Заполните таблицу «Предприятия села Струговка»

Название предприятия

Форма организации бизнеса

Вид бизнеса (предпринимательской деятельности)

3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приложение 1

Рабочий лист по теме «Виды и формы бизнеса»

  1. Работа с таблицей: Соотнесите вид бизнеса и его содержание:

Производственный

Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Торговый

Отрасль предпринимательства, производящая  и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Финансовый

Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

Посреднический

Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю .

Страховой

Бизнес, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене.

2. Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности:

1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов,  5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.

3. Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны»

Формы бизнеса

(определение)

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие – это

Товарищество – это

Акционерное

общество – это

4. Домашнее задание: Заполните таблицу «Предприятия села Струговка»

Название предприятия

Форма организации бизнеса

Вид бизнеса (предпринимательской деятельности)

Приложение 2

Таблица «Формы бизнеса» с готовыми ответами

Формы бизнеса

(определение)

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие – предприятие, которым владеет и управляет один человек.

Простота создания и управления (самая распространенная форма)

Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу предприятия и ограничен в возможностях привлечения денежных средств.

 В одиночку тяжело решать некоторые проблемы (один в поле не воин)

Товарищество – добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела и совместной работы

Участники объединяют свои деньги, способности, коллективная ответственность за результат деятельности.

Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств.
В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия  между партнёрами

Акционерное общество – предприятие, собственником которого выступают держатели акций

Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности

Самое дорогое и сложное по организации

Источник

Тема урока:Виды и формы бизнеса

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с понятием бизнес, его роли в современной экономике, необходимости получения специальных знаний для занятия бизнесом, роли предпринимательства в жизни современного общества;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к предпринимательству.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о бизнесе и роли предпринимательства в жизни современного общества.
  2. Выяснить, как различается предпринимательство по своему характеру и содержанию, какие формы бизнеса наиболее распространены в наши дни.
  3. Определить специфику деятельности человека, занимающегося бизнесом.

Тип урока:комбинированный

Основные вопросы урока:

1. Что такое бизнес.

2. Роль предпринимательства в современной экономики.

3. Виды бизнеса.

4. Формы бизнеса.

Основные понятия:бизнес, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество.

Бизнес – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Индивидуальное предпринимательство– это  инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Товарищество – этокоммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты.

Акционерное общество – это хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами – акциями.

Литература:

  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7.  Методические  рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
  • Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, Конституция РФ, обществоведческий словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
  1. Проверка домашнего задания:

Опрос – «интеллектуальная разминка»

1. Угадайте, о ком идёт речь.

а) Он был одним из самых известных учеников мастера  Амати. Его музыкальные инструменты до сих пор звучат на лучших сценах мира. (Страдивари)

б) Он был одним из лучших конструкторов оружия. Его изобретение можно встретить на гербах ряда стран (Калашников)  

в) Книга этого ремесленника и купца может служить пособием для современных отечественных экономистов, а его идеи актуальны и в наши дни. (Посошков Иван Тихонович)

г) Его программное обеспечение для компьютеров – идеальный пример стандартизации товаров. Благодаря своим компьютерным программам он стал одним из богатейших людей мира. (Гейтс) 

2. Что такое производительность труда?(Это количество предметов труда, произведённых за единицу времени)

3. Решите задачу: На производство одной тонны металла на первом заводе затрачивают 10 часов, а на другом заводе – 6 часов. На каком заводе выше производительность труда?

Решение: 1 зав. : 1000 кг. : 10 час = 100 кг.; 2 зав. : 1000 кг : 6 час = 167 кг.

4. Что такое прибыль? (Прибыль – это превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу).

5. Решите задачу: Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющему персоналу он потратил 1 млн. руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырьё составили ещё 2 млн. руб. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену 1 литра сока, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.

Решение: 1. общие затраты производства: 1 млн. + 2млн.= 3млн. руб. 2. 3млн. руб.: 100000 л. = 30 руб.

Ответ: 1 л. более 30 руб.

  1. Сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Виды и формы бизнеса». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, какбизнес, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество. Узнаем, какую роль играет предпринимательство в жизни современного общества.

  1. Изучение нового материала
  1. Что такое бизнес.

Бизнес(предпринимательство) – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Формула бизнеса:

Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.

Закончите предложения.

  1. Личные качества бизнесмена – это… Беседа с учащимися – (смелость, инициативность, стремление к созиданию, способность идти на риск, стремление к успеху в экономической деятельности
  2. Человек занимается бизнесом, потому что … Беседа с учащимися –  (он стремится к получению прибыли, это способ проявления творческих возможностей, характера, способностей человека).
  1. Роль предпринимательства в современной экономики.

Как вы думаете, какова роль предпринимательства? (Производит товары, услуги, которые потребляют люди; оказывает поддержку, создает условия для развития и успеха)

Работа с текстом учебника – рубрика «Уроки прошлого» стр. 120-121.

История российского предпринимательства, мировой опыт показывает, что предпринимательство, помогает решать сложные экономические и социальные проблемы. Ограничение деловой активности, экономической самостоятельности и инициативы граждан – тормоз на пути экономического развития.

Основными факторами, обуславливающими развитие  предпринимательства  в нашей стране, являются:

  1. Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
  2. Развитие  предпринимательства  как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства
  3. Необходимость создания конкуренции производства.
  1. Виды бизнеса.

Производственный бизнес – это производство товаров, выполнение строительных работ, транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, выпуск печатной продукции.

Торговый бизнес. Одной из традиционных и самых популярных сфер бизнеса в России всегда была   торговля. Торговля стара как мир. Первые упоминания об отечественных купцах найдены в древнерусских летописях ещё X века.

Финансовый бизнес – выражается  в оказании финансовых услуг и представлен, в основном, банками.

Страховой бизнес.  Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения.

  1. Формы бизнеса.

Индивидуальное предпринимательство – это  инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Товарищество – это коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты.

Акционерное общество – это хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами – акциями.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.123-124.

Заполните таблицу.  Какая из форм бизнеса наиболее распространена?

Ф Формы бизнеса

П Преимущества

С  Слабые стороны

Ответ:

ФОРМЫБИЗНЕСА

Формы бизнеса

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие

Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия.

Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств.
Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку.

Товарищество

Объединение участниками товарищества своих денег, способностей.
Коллективная ответственность за результат деятельности.

Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств.
В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия  между партнёрами.

Акционерное общество

Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности.

Самое дорогое и сложное по организации предприятие бизнеса.

  1. Закрепление материала

Задача.

Для покупки или продажи квартиры граждане России всё чаще обращаются в риэлтерские фирмы.  Здесь они рассчитывают найти подходящие для себя варианты сделки с недвижимостью. Каждая фирма, работающая в этой сфере, создаёт базу данных на продаваемое жильё и на существующий спрос. Как только покупатель выбрал для себя подходящий вариант, фирма оказывает ему помощь в оформлении документов. После завершения сделки покупатель получает квартиру в  собственность, а продавец деньги.

О каком виде бизнеса идёт речь?(Посреднический бизнес)

Решить кроссворд.

  1. Бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для этого материальную помощь из личных средств.
  2. Экономическая операция, состоящая в том, что лицо передает другую вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь.
  3. Место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
  4. Автор книги «О скудости и богатстве».
  5. Трудовое денежное вознаграждение.
  6. Изобретатель конвейера.
  7. Денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг.

Ответ:

1. Меценат; 2. Обмен; 3. Рынок; 4. Посошков; 5. Зарплата; 6. Форд; 7.Выручка.

  1. Выставление оценок учащимся.
  1. Домашнее задание: § 11, письменно составить словесный портрет современного бизнесмена.

Вывод: Бизнес играет существенную роль в жизни современного общества, производя и реализуя товары и услуги. В свою очередь общество оказывает ему поддержку.

Источник