План по обществознанию егэ бизнес
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Предпринимательская деятельность”. Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
I. Понятие предпринимательства
II. Признаки предпринимательской деятельности:
а) инициативность
б) риск
в) цель — получение прибыли
III. Организационно правовые формы предпринимательской деятельности:
а) Индивидуальное предпринимательство
б) акционерные общества
в) производственные кооперативы
IV. Источники финансирования бизнеса (предпринимательской деятельности):
а) внутренние
б) внешние
V. Внутренние источники финансирования бизнеса:
а) накопленная прибыль
б) амортизационные отчисления
в) доходы от собственности
VI. Внешние финансирования бизнеса:
а) банковский кредит
б) доходы от продажи ценных бумаг
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Банковская система РФ”. Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
I. Понятие банковской системы
II. Виды Банков:
а) Центральный Банк
б) коммерческие банки
III. Функции Центрального Банка:
а) Эмиссия денег
б) хранение золотовалютных запасов страны
в) установление официального курса национальной валюты
г) лицензирование коммерческих банков
д) установление и изменение ставки рефинансирования
е) установление и изменение нормы обязательных резервов
IV. Функции коммерческих банков
а) кредитование физических лиц и организаций
б) открытие депозитов
в) расчетно-кассовое обслуживание клиентов
V. 5. Виды банковских операций:
а) активные банковские операции
б) пассивные банковские операции
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Рыночная конкуренция”. Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
I. Понятие конкуренции
II. Типы рыночной конкуренции:
а) совершенная (чистая) конкуренция
б) несовершенная конкуренция
III. Виды несовершенной конкуренции:
а) монополия
б) олигополия
в) монополистическая конкуренция
IV. Функции конкуренции
V. 5. Последствия конкуренции:
а) позитивные
б) негативные
VI. 6. Позитивные последствия конкуренции:
а) снижение стоимости продукции
б) улучшение качества товаров и услуг
в) расширение ассортимента продукции
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Факторы производства и факторные доходы”. Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
I. Понятие факторов производства
II. Факторы производства:
а) труд
б) земля
в) капитал
г) предпринимательские способности
III. Информация, как новый фактор производства
IV. Факторные доходы:
а) заработная плата
б) рента
в) процент
г) предпринимательская прибыль
V. Проблема ограниченности ресурсов
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Типы экономических систем”. Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
I. Понятие экономической системы
II. Типы экономических систем:
а) традиционная
б) командная (плановая/централизованная)
в) рыночная
г) смешанная
III. Особенности традиционной экономики:
а) натуральное хозяйство
б) бартер
в) общинная собственность
г) экономические решения принимаются на основе традиций
IV. Особенности командной экономики:
а) директивное ценообразование
б) централизованное планирование производства
в) уравнительное распределение
г) государственная собственность на средства производства
V. Особенности рыночной экономики:
а) экономическая свобода
б) конкуренция
в) наличие частной собственности
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Измерители экономической деятельности”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов.
2. Функции макроэкономических показателей: а) измерение объёма производства в конкретный момент времени;
а) определение факторов, непосредственно влияюших на развитие экономики;
в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;
г) разработка государственной экономической политики.
3. Основные макроэкономические показатели:
а) валовый внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период;
б) валовый национальный продукт (ВНП) — это суммарная рыноqная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определённый период времени;
в) личный доход (ЛД) — совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства);
г) объём ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;
д) о6ъём инвестиций в национальную экономику;
е) объём национального экспорта и импорта и др.
4. Система национальных счетов — информация о состоянии экономики.
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Семейный бюджет”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов мана раскрытия данной темы:
1. Семейный бюджет — структура доходов и расходов отдельного домохозяйства, се мьи.
2. Источники семейного дохода:
а) заработная плата;
б) прибыль;
в) рента;
г) банковский процент по вкладу;
д) дивиденды;
е) доход от продажи продукuии, произведённой в подсобном хозяйстве.
3. Типы семей в зависимости от дохода:
а) семьи с фиксированным доходом;
б) семьи с переменными доходами.
4. Номинальный и реальный доход семьи.
5. Структура расходов семей:
а) квартплата и плата за коммунальные услуги;
б) питание;
в) транспортные расходы;
г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.).
6. Влияние инфляuии на доходы семей.
Ответ: Максимальный балл за задание 28 выставляется, если: 1) Сложный план
содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых
позволит раскрыть данную тему по существу. 2) Оба этих “обязательных”
пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу. 3) Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не
содержат ошибок, неточностей.
Источник
Мнение эксперта
В экспертном анализе за 2018 год Т.Е. Лисковой читаем: «Задание 28 одно из наиболее сложных в экзаменационной работе, поскольку предполагает построение структурно-функциональных связей элементов обществоведческого знания”.* Эта позиция подтверждается данными статистики: «в составлении плана ответа по конкретной теме» не испытывают затруднений «в среднем 32,5% по критерию 28К1 и 16,4% по критерию 28К3». Напоминаю, что по критерию 28К1 в 2018 году проверяли раскрытие темы по существу в двух пунктах, детализированных в подпунктах и оценивали в два балла. В свою очередь критерий 28К3 оценивался в один балл, если участник экзамена корректно и без ошибок формулировал содержание пунктов и подпунктов.
Характеристика задания № 28:
уровень сложности: высокий
проверяемые знания: различное содержание (по кодификатору может быть представлен любой из пяти разделов)
проверяемые умения: составлять развернутый план, в котором раскрывать тему по существу
примерное время выполнения: от 2-х до 8-ми минут
первичный балл: 4 балла
В 2019 году произошли изменения в формулировке и критериях оценивания этого задания. Что же теперь требуется от выпускника? Обратимся к первоисточнику:
Новая формулировка Аналитического отчета ФИПИ*
Формулировка задания исчерпывающе, четко и ясно обозначает требования. Тогда почему так мало выпускников получают за него максимальный балл? Есть ли умение у одиннадцатиклассников составлять план? Да, более того оно должно уже превратиться в навык, так как планы составляются с начальной школы на разных предметах. Но… Чтобы на ЕГЭ быть успешным нужно понять:
-В чём сложность?
-Какие условия не выполняют большинство участников экзамена?
Шесть условий и максимум в кармане
Первое условие: составлять сложный план
Цитата из Аналитического отчета ФИПИ*
Да! Это самое простое условие не выполняется. В ежегодном анализе
Т.Е. Лисковой читаем:
Цитата из Аналитического отчета ФИПИ*
Ребята, будьте внимательны! На ЕГЭ очень важно выполнить именно то, что просят. Для тех, кто по каким-то причинам не знает, что такое развернутый план ознакомьтесь с определением и его графической моделью.
План – кратко (тезисно) записанная структура (порядок изложения) заданной темы, перечисление того, что должно быть рассказано (написано). Сложный план предполагает наличие пунктов, содержание которых раскрывается более детально в подпунктах, которые должны быть выстроены в соответствии с логикой предмета и заданной темы.
Графическая формула планов составлена автором
Когда я это рассказываю своим ученикам они смеются. Но лучше повторить несколько раз очевидные вещи, чем потерять по глупости баллы на ЕГЭ!
Второе условие: использовать назывную форму представления плана
На уроках русского и литературы вы изучили как минимум три формы: назывную, вопросную и смешанную. Писать проще вопросную, но это актуально для 5-7-х классов. Для выпускника рекомендована назывная модель представления плана (см. демоверсию).
Пример из демоверсии плана на тему «Политические партии»
При составлении конспектов отдельных тем, которые отсутствуют в учебниках мы часто используем тезисный план. В котором называются пункты и кратко в двух-трёх предложениях поясняются. Обратите внимание на модель ответа, предложенную ФИПИ. Пояснения есть, но это слова или словосочетания, заключенные в скобки. Отсюда вывод: тезисный план с пространными объяснениями и определениями составлять не нужно.
Третье условие: давать краткие пояснения
Краткие пояснения необходимы в том случае, если составленный пункт не является специфичным для данной темы. Например, Вы указываете воспитательную функцию. Она универсальна, поэтому целесообразно уточнить, в чём она проявляется для культуры, для политики и пр.
Это важно, так как даёт экспертам понять, что вы используете не клише (домашнюю заготовку), а понимаете глубинную сущность вопроса.
Цитата из Аналитического отчета ФИПИ*
Я тоже предлагаю алгоритм выполнения этого задания, но Вы должны понимать, что если просто написать названия пунктов “функции…”, “признаки…”, “классификация…”, но не раскрыть их подпунктами с расшифровкой, то тему по существу Вы не раскроете. И это не я Вас дезориентирую, просто для этого нужны прочные знания.
Четвертое условие: отразить суть заданной темы
Составить сложный план, не имея представления о заданной теме невозможно! Поэтому для выполнения этого задания на четыре бала необходимо отличное знание материала. Причём объём этого знания, зачастую превышает количество информации, представленной в федеральных учебниках. Иногда в параграфе дан абзац или даже одна строчка, а Вам необходимо составить план как минимум из трёх пунктов.
Пятое условие: составить минимум три пункта, два из которых разбиты на подпункты
Когда Вы дома с учебником и Интернетом под рукой готовитесь к выполнению данного задания можете детально прописывать все пункты, опираясь на разные источники. Из большого малое Вы всегда сможете припомнить на экзамене. Никто не ограничивает Вас тремя пунктами, владеете обширными знаниями – покажите.
Но на ЕГЭ, пожалуйста, без фанатизма. Не нужен план из 12-15 пунктов. Это чересчур! Составить слишком много пунктов и подпунктов, это не означает получить 4 балла. Это возможно при условии, если из составленных пунктов хотя бы два попадут в клише для проверки экспертов. В представленном в демоверсии образце плана на тему «Политические партии» обязательные пункты:
Цитата из Аналитического отчета ФИПИ*
Итак, при любом объёме пунктов и подпунктов, если есть необходимые (особенности, функции и классификации), то Вы получаете 3 балла, а если нет, то увы время на экзамене потрачено зря…
Шестое условие: использовать корректные формулировки
Хотите максимальный балл. Помните об этом условии. Любой бонус нужно заработать. Пишите коротко и ясно. Если сомневаетесь, что Вы припомнили ВИД или ТИП мировоззрения, чтобы не совершить ошибку пишите просто КЛАССИФИКАЦИЯ!
Такие мелочи необходимо разбирать предметно… На ЕГЭ много зависит от того какая тема Вам досталась.
Классификация планов (задание 28)
Для себя я их условно делю на четыре разновидности:
Классификация планов, составленная автором
Начнём с самого легкого плана. Это “СЛОН” – тема широкая, почти необъятная. Если Вам достался “слон”, то считайте себя счастливчиком. Тут писать можно все, что удаётся вспомнить в условиях стресса. Естественно соблюдая все описанные выше условия и универсальный алгоритм.
“ОБЕЗЬЯНА” страшна своей узостью. Алгоритм подходит, но из него могут выпасть существенные элементы, которые Вы просто не вспомните, например, при составлении плана “Семья как социальный институт”. Функции семьи Вы вспомните и достаточно легко, а вот функции семьи как социального института… тут могут возникнуть проблемы.
Если достался “ВЕРБЛЮД” – это тоже хорошо, так как алгоритм удваивается. В плане “Деятельность и мышление” Вам необходимо по алгоритму вспомнить сначала элементы связанные с деятельностью, потом с мышлением. А в последнем пункте связать их между собой.
Самый опасный “ХАМЕЛЕОН”. В таком плане легко потеряться и написать не то, что хотели увидеть эксперты…
Подробнее о ловушках “обезьяны”, “верблюда” и “хамелеона” читайте в следующих статьях.
Универсальный алгоритм задания 28
Фото с майнд-карты, составленной автором
Этот алгоритм подходит для любого плана, но идеален в первую очередь для “слона”, так как именно широкая тема, хорошо освещенная в учебниках позволяет раскрыть все пункты алгоритма.
Пример такого плана, дан в демоверсии, но с учениками на уроках я составляю план подробнее.
Пример составления плана по алгоритму автора
Довесок в виде пункта шесть не является обязательным (как вы видели в комментариях эксперта), поэтому можно обойтись и без него.
Дополнительные пункты плана
Но пункт седьмой должен быть обязательно, хотя может иметь и иную формулировку. Он не оценивается, но важен, так как в условии просили составить план по которому Вы составите рассказ на заданную тему. А любой рассказ должен иметь заключение или вывод. Седьмой пункт отражает этот запрос.
Надеюсь Вы нашли интересную для себя информацию.
Удачи Вам на ЕГЭ!!!
Спасибо, что дочитали!
Если понравилась статья:
– подписывайтесь на канал;
– задавайте вопросы;
– пишите комментарии.
Примечание:
В статье использованы материалы:
Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. – «Педагогические измерения» № 4, 2018. – см. по ссылке: https://fipi.ru/about/journal
Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию. – Аналитический отчет ФИПИ. – см. по ссылке: https://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
В статье использованы иллюстрации:
Фото методических разработок автора
Пример задания взят из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года. – см. по ссылке:https://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Источник