План на тему основные источники финансирования бизнесом

План на тему основные источники финансирования бизнесом thumbnail

2.7 Основные источники финансирования бизнеса 

I. Внутренние источники финансирования бизнеса (чистая прибыль, амортизационные отчисления) 

II. Внешние источники финансирования бизнеса (банковские кредиты, инвестиции и др.) 

Финансирование — пополнение денежных средств предприятия.

Источники финансирования бизнеса:
 
1)    Внутренние (накопленная прибыль, амортизация, доходы от собственности, дополнительные вложения) 
2)    Внешние (банковский кредит, инвестиции, продажа акций/облигаций, бюджетные средства) 
-При выборе источников финансирования осуществляется прогнозирование возможных изменений в составе активов и капитала предприятия.
-Государство вправе финансировать частный бизнес.
I. Внутренние источники финансирования бизнеса. 

Внутренними источниками могут служить чистая прибыль фирмы и амортизационные отчисления. 

Их использование носит название «самофинансирование», т. е. финансирование за счёт собственных средств. Самофинансирование присуще в основном мелким предприятиям, которым трудно достать деньги из других источников. 

Прибыль у этих предприятий небольшая, поэтому с её помощью расширить производство удаётся крайне редко. Остаётся ещё один источник самофинансирования — амортизационные отчисления

Рассмотрим возможности их использования на условном примере. 
Предположим, что предприниматель купил станок за 150 тыс. р., срок службы которого равен 5 годам. Значит, годовая норма амортизационных отчислений составит 30 тыс. р. (150 ООО : 5). Амортизационные отчисления входят в затраты на производство и реализацию товара, поэтому если предприятие производит в год 300 изделий, то в цену каждого изделия войдёт 100 р. (30 000 : 300). Через 5 лет предприниматель накопит 150 тыс. р. и должен будет купить новый станок. Но поскольку технический прогресс не стоит на месте, через 5 лет аналогичный станок нового поколения может стоить дороже и денег придётся добавить. 

I. Внешние источники финансирования бизнеса. 
Внешние источники разделяются на две группы: долговое финансирование и безвозмездное финансирование.

 Безвозмездное финансирование является представлением денежных средств в виде безвозмездных благотворительных пожертвований, помощи, субсидий. 
К долговому финансированию относится заемный капитал. В состав заемного капитала входят: краткосрочные кредиты и займы; долгосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность.
Внешними источниками являются банковские кредиты, средства бюджетов разных уровней, средства внебюджетных фондов, средства населения. 

Примеры внешних источников финансирования бизнеса:
 
—    совместный бизнес, партнёры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счёт эффекта экономии на масштабе; 
—    продажа акций — способ привлечь финансы извне; 
—    торговый (или товарный) кредит (продажа товаров с отсрочкой платежа); 
—    государственное бюджетное финансирование: прямые капитальные вложения (государственные предприятия); субсидии (частичное финансирование деятельности фирм) выдаются и государственным, и частным фирмам; государственный заказ (государство не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров). 
—    банковский кредит; 

Банковский кредит (наиболее распространенная форма финансирования) — денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента. 

Кредиты бывают двух видов — краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более одного года, а долгосрочные — более одного года. 

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта. 

Условия, обеспечивающие эффективность инвестирования: 

1)    Инвестирование имеет смысл, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции 
2)    Инвестирование целесообразно только тогда, когда от этого можно получить большую чистую прибыль (за вычетом налогов), чем от хранения денег в банке. 
3)    Инвестирование возможно только в наиболее рентабельные проекты. 

Не следует путать инвестирование и финансирование. 

Финансирование — выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли, тогда финансирование превращается в инвестирование.

Источник

Тема урока «Источники финансирования бизнеса 11 класс»

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у обучающихся представления об источниках финансирования бизнеса;

Развивающая: развивать навыки анализа, сравнения, выделения плюсов и минусов источников финансирования бизнеса;

Воспитательная: воспитывать навыки рационального экономического поведения и бережного отношения к материальным ресурсам.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг к самостоятельности, будущему и постараемся побыть в роли предпринимателей.

2. Актуализация знаний

Тестовая работа по пройденному материалу (издержки производства)

1. Хлебозавод временно остановил выпуск своей продукции, но, несмотря на это, несёт постоянные расходы. Какие затраты можно отнести к постоянным издержкам?

1) коммунальные услуги 2) оплата электроэнергии

3) зарплата управленческих кадров 4) транспортные услуги

5) амортизация основных средств 6) приобретение сырья

2. Продукция частной пекарни пользуется большим спросом у покупателей. Предприниматель обновляет ассортимент и увеличивает объёмы производства хлебобулочных изделий. Какие затраты можно отнести к переменным издержкам?

1) оплата электроэнергии 2) коммунальные услуги

3) зарплата управленческих кадров

4) транспортные услуги 5) приобретение сырья

6) амортизация основных средств

3. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки

1) арендные платежи 2) затраты на покупку фенов

3) зарплата парикмахерам 4) коммунальные платежи

5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами

6) уплата страховых взносов

4. Верны ли суждения

А. Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.

Б. Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой затрат фирмы.

1) бухгалтерские 2) внешние 3) переменные

4) постоянные 5) технические 6) социальные

7) внутренние

6. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) плата за электроэнергию

Б) оклады администрации

B) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) плата за лицензию

1) постоянные

2) переменные

7. «Формирование рыночной цены ____________(А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _______________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.

Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(Г) в цене товара не снижается.

Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется _______________(Е) власти».

3. Сообщение темы урока, постановка целей урока

Представим часто встречающуюся ситуацию. Предприниматель П. решил открыть новое кафе в другом районе города. Где взять деньги? Фермер Ю. расширяет посевные площади, перед ним встает вопрос о приобретении новой техники. Где взять деньги?

Развитие бизнеса и предпринимательства не возможно без финансирования. В течение урока выясним источники финансирования и предложим нашим предпринимателям возможный путь реализации их планов.

4. Формирование новых знаний и умений.

1. Предположим, дела нашего предпринимателя идут хорошо: потребителям нравится его товар, спрос на него все время растет, ему надо бы расширить свое производство. Например, он хотел бы увеличить объем выпускаемой продукции, нанять более квалифицированных работников или купить современное оборудование. Но где взять деньги? 

Другой вариант. Дела предпринимателя идут плохо: расходы превышают доходы, а рабочим надо выдать зарплату, с поставщиками — расплатиться за сырье. И здесь та же проблема — откуда взять деньги? 

Денежные средства предприятия называются финансами, а их пополнение — финансированием. Выделение видов источников финансирования бизнеса.

Источники финансирования

Бюджет самофинансирование заемные средства

Выделим две группы источников.

Внутренние Внешние

Что может относится к внутренним источникам? (работа с учебником

А.И. Кравченко «Обществознание 11 класс» п. 5 стр. 43)

Выделение внутренних источников финансирования:

— чистая прибыль

— продажа непрофильных активов

— снижение уровня запасов

-сдача в аренду помещений, станков

-амортизационные отчисления.

Рассмотрим возможности их использования на условном примере. 

Предположим, что предприниматель купил станок за 150 000 р. , срок службы которого равен 5 годам. Значит, амортизационные отчисления составят 30 000 р. в год (150 000:5) . Амортизационные отчисления входят в цену товара, поэтому если предприятие производит в год 300 изделий, то в цену каждого изделия войдет 100 р. (30 000 : 300) . Через 5 лет предприниматель накопит 150 000 р. и должен будет купить новый станок. Но поскольку технический прогресс не стоит на месте, через 5 лет аналогичный станок нового поколения может стоить дороже и денег придется добавить. 

Какой из этих путей более привлекателен для наших героев, исходя из того, что они занимаются малым предпринимательством и их прибыль невелика.

2. Внешние источники финансирования.

Внешними источниками являются внешние финансовые потоки.

(работа с учебником

А.И. Кравченко «Обществознание 11 класс» п. 5 стр. 44-45)

Выделение внешних источников финансирования бизнеса.

а. кредитование

Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента. 

Кредиты бывают двух видов — краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более одного года, а долгосрочные — более одного года. 

Ни один банк не выдаст кредит просто так: он хочет знать, на какие цели нужны эти средства и что предприятие может предложить в качестве гарантии возврата ссуды. Ведь банк рискует деньгами своих вкладчиков, поэтому должен быть уверен в возврате кредитов. 

Краткосрочные ссуды автоматически погашаются за счет средств от реализации товаров и даже могут предоставляться малым предприятиям без обеспечения гарантий (например, если фирма — постоянный и надежный клиент банка). 

Долгосрочный кредит выдается на более длительный срок и используется в основном на цели модернизации или расширения производства. Этот кредит выдается крупным предприятиям, которые могут предоставить банку более солидные гарантии возврата ссуды.

Товарный кредит – фирмы отпускают товары друг другу с рассрочкой платежа.

Ипотечный кредит – ссуда под залог любого объекта недвижимости либо под строительство нового объекта.

Б. Преобразование формы предприятия:

Из индивидуального в товарищество или общество с привлечением дополнительных средства

Преобразование в акционерное общество с выпуском ценных бумаг.

3. Ценные бумаги

(работа с дополнительным материалом)

Дополнительный материал (карточка). Самостоятельная работа по изучению видов ценных бумаг

Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

  • Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда).

o   Обыкновенные акции

o   Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

  • Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

  • Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

  • Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодател

  • Банковский сертификат — ценная бумага, представляющая собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном — для юридических лиц, сберегательном — для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.
    Коносамент — ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, который содержит условия договора морской перевозки груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.

  • Варрант – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) это ценная бумага, которая дает право ее владельцу купить у данного эмитента определенное количество его акций (облигаций) по установленной им цене в течение определенного им периода времени.

  • Закладная — это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

  • Инвестиционный пай — именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

  • Депозитарная расписка — это ценная бумага, свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранного эмитента, но выпускаемая в обращение в стране инвестора; это форма непрямой покупки акций иностранного эмитента.

  • фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. — обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня).

  • Опцион — это ценная бумага, представляющая собой контракт, покупатель которого приобретает право купить или продать актив по фиксированной цене в течение определенного срока либо отказаться от сделки, а продавец обязуется по требованию контрагента за денежную премию обеспечить реализацию этого права.

  • Свопы представляют собой соглашение между двумя сторонами о проведении в будущем обмена базовыми активами или платежами по этим активам в соответствии с определенными в контракте условиями.

5. Обобщение изученного материала

Вернемся к началу урока

Предприниматель П. решил открыть новое кафе в другом районе города. Где взять деньги?

Фермер Ю. расширяет посевные площади, перед ним встает вопрос о приобретении новой техники. Где взять деньги?

Ваша задача проанализировать данные ситуации в группах и предложить свой бизнес-план по развитию предприятия.

Работа в группах. Защита бизнес плана.

6. Домашнее задание п. 5

7. Рефлексия

Источник

План-конспект урока

«Источники финансирования предпринимательства»

Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Основы предпринимательства”;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;
  • воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – урок повторения, контроля, систематизации, обобщения знаний и изложения нового материала.

Форма: деловая игра “Финансирование бизнеса”.

Методы обучения и контроля: объяснение, беседа с закреплением материала; демонстрация презентации; контроль усвоения материала с помощью тестов.

Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, обществознание, технология.

Оснащение урока:

  1. Презентация «Источники финансирования бизнеса».
  2. Раздаточные материалы – незаполненная схема “Источники финансирования предпринимательства”;
  3. Клей-карандаш.

Литература:

  1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 2002. – 188 с.
  2. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебное пособие для учащихся 6–8 классов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 120 с., ил.
  3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
  4. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
  5. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.
  6. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов. – М.: “Начала–Пресс”, 2000. – 160 с.: табл., графики, диаграммы.
  7. Литература для дополнительного внеклассного чтения:

Теодор Драйзер “Трилогия желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.):

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • постановка цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся, постановка цели урока, проверка д/з (12 мин.).

Господа предприниматели! На предыдущих собраниях Вы “учредили” два предприятия: Товарищество на вере “Blackwood” и ресторан блюд китайской кухни «Красный Дракон», разработали для каждого из них Устав и Учредительный договор. Давайте посмотрим бизнес-планы, подготовленные фирмами.(просмотр презентаций) Спасибо, думаю ваши бизнес-планы будут одобрены учредительным советом. Сегодня в повестке дня собрания – один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования Вашего бизнеса.

3. Изложение нового материала (20 мин.).

Вы разработали бизнес-план, в котором определили количество денег, необходимых на начальном этапе, т.е. рассчитали размер стартового капитала. В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. Английская пословица гласит: “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”. А еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и поэт Плавт Тит Макций заметил: “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”.

Учитель задает вопрос: “Для каких целей нужны деньги на начальном этапе деятельности предприятия?”

Ответ: “На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно–конструкторские разработки, закупку сырья и материалов, заработную плату, оплату аренды помещений и коммунальных услуг, закупку оборудования и инструментов, плату за телефон и лицензию, а также на другие нужды”.

Учитель: “Каждый участник предприятия может внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на вопросы тестового задания. За каждый правильный ответ засчитывается один балл, цена которого эквивалентна 10000 руб. стартового капитала”. (Учащимся выдаются контрольные задания, содержащие 7 тестов. Максимальное количество баллов – 9. По истечении этого времени учащиеся обмениваются листами с ответами на контрольные задания и проверяют их правильность. Во время проверки учитель называет номер вопроса и правильный ответ. Дети работают красными ручками, зачеркивают неправильные ответы и вместо них вписывают правильные.

1 — 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1,2,3, 5 – 3, 6 – 3, 7 – 1.

Подсчитывается сумма баллов по каждому учащемуся. Кроме того, учащиеся получают оценки, критерии которых размещаются на классной доске.

После взаимопроверки учащиеся возвращают друг другу листы с ответами и оценками. “Руководитель” каждого предприятия суммирует баллы своих участников, переводит их по ранее объявленному курсу в рубли, называет итоговую сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад в стартовый капитал своего “предприятия”.

Учитель подводит итог: “Интеллект, знания – это капитал!”

“Руководители” предприятий рассчитывают недостающие средства для стартового капитала.

Психогимнастика «Птенец»

(с элементами дыхательной гимнастики) (5 мин.).

Говоря о необходимых предпринимателю качествах мы отмечали и стрессоустойчивость, то есть обладание устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в любой ситуации, не показывать своих эмоций. Для этого нужно заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие для стартового капитала средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Вклейте в тетради полученные схемы “Источники финансирования предпринимательства” и заполняйте их в ходе объяснения.

Источники финансирования предпринимательства.

Внутренние

Внешние

личные средства

банковский кредит

прибыль

торговый кредит (это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия)

продажа акций

объединение с другими предприятиями (фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения)

государственные субсидии — частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать (полезно для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно

государственный заказ — государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. есть у самого предприятия.Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы

4. Закрепление знаний учащихся (5 мин.).

Итак, господа предприниматели! На сегодняшнем заседании Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. Предлагаю Вам посоветоваться и к следующему уроку определить возможные источники поступления в ваши фирмы недостающих финансовых средств. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.

В завершении мне хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – согласие, честность, трудолюбие” и рекомендовать вам прочесть “Трилогию желания” американского писателя Теодора Драйзера  (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

5. Подведение итогов урока учителем (5 мин.).

Благодарю Вас за плодотворную совместную работу на уроке; оценку результатов Вашего сегодняшнего труда Вы определили сами, опираясь на критерии. Будьте уверены в себе и своих силах, и удача всегда будет сопутствовать вам. Успехов, всего хорошего!

Источник