План конспект урока слагаемые успеха в бизнесе 11 класс

План конспект урока слагаемые успеха в бизнесе 11 класс thumbnail

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Слагаемые успеха в бизнесе»

Цели и задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса; выявить особенности и способы использования различных источников финансирования в целях развития бизнеса; охарактеризовать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения) бизнеса на его результативность.

Воспитательные: способствовать формированию экономической культуры учащихся.

Развивающие: сформировать умения различать внутренние и внешние источники финансирования предприятия; развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Второй урок по данной теме.

Ход урока:

1. Орг. Момент

2. Постановка цели. Проблематика.

На прошлом уроке мы поставили перед собой вопрос, ответ на который поможет нам решить очень важную экономическую проблему.

– Вспомните, какую проблему мы пытаемся решить?

 – Какие составлявшие (слагаемые) влияют на успешность ведения бизнеса?

– Нашли ли мы полный ответ на наш вопрос?

– Вспомним, что мы уже выяснили.

3. Проверка д/з. Работа с понятиями.

– Что такое предпринимательство?( самост. инициативная эк. деят-ть, направленная на получение прибыли)

– Каковы источники финансирования бизнеса?

– Что относится к внутренним источникам? Что относится к внешним источникам? (внутр. – прибыль фирмы и амортизационные отчисления, внешн. – банковские кредиты, средства различных финансовых учр., гос. и регион. фонды поддержки малого бизнеса)

– Что такое банковский кредит? Какие виды банковских кредитов вам известны? (денежная сумма, выдаваемая банком на опред. срок на условиях возврата и оплаты определенного %)

Итак, мы видим, как трудно найти деньги для финансирования. Еще труднее их рационально использовать.

– Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?  ( на небольшом предприятии – собственник, в крупной фирме – менеджер).

– Кто такой менеджер? Какие могут быть менеджеры? (менеджер – специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий)

– Что такое менеджмент? (Это деят-ть по организации и координации работы предприятия)

– Какие функции менеджмента можете назвать?(организация, планирование, руководство, контроль)

4. Работа в группах. 

Ситуация 1.  Сотрудник вашего  отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.

Действия руководителя отдела:

А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке сотрудника вашу докладную на имя руководителя

Ситуация 2. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите

А. Скажете, что премии распределяются и утверждаются в соответствии с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Ситуация 3. Директор магазина поручил продавцу организовать погрузку тары на автомашину. Проверяя через некоторое время выполнение задания, он обнаружил, что продавец разговаривает по телефону, автомашина не загружена, а рабочие отдыхают. Каковы действия директора? Ответ обоснуйте.

5. Проверка задания 3 в учебнике, с. 78

– Какие крупные российские фирмы вы знаете?

– Назовите крупных отечественных предпринимателей и топ-менеджеров?

(выслушивается 2-3 ответа)

6. Объяснение нового материала.

– Итак, мы выяснили, где найти деньги для финансирования, как наладить производство на фирме, чтобы выпускать качественный товар?

– Достаточно ли этих составляющих для того, чтобы успешно вести свой бизнес?

(Нет,  нужно подумать где и как продавать товар, какую цену назначить, нужен ли товар потребителю?)

 На все эти вопросы поможет ответить маркетинг.

Маркетинг –  деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена.

Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.

Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:

  • изучает, формирует и стимулирует спрос;
  • ориентирует производство на удовлетворение существующего и потенциального спроса

Выделяют три основных принципа маркетинга

Изучение рынка         Проникновение на рынок          Воздействие на рынок

1) Изучение рынка.  Каждый предприниматель, прежде чем производить товар,должен выяснить нужен ли этот товар, есть ли этот товар на рынке,по какой цене его продавать, есть ли конкуренты.

Одним из методов изучения, а затем и проникновения на рынок является сегментация – разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.

– Какие же это сегменты? (примеры приводят дети)

  1. Географическая сегментация (климат, местность, природные ресурсы, плотность населения, наличия городов и сел) Напр. В северных районах влияет на продажу обогревателей
  2. Демографическая  (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий ) напр. Школьнику – первокласснику достаточно простого мобильного телефона, чтобы мама знала где он, а вот 11 кл. уже нужен телефон с выходом в интернет, чтобы искать информацию.
  3. Психографическая  (как стиль жизни, личные качества потребителей, их реакция на тот или иной товар) Напр. человек, следящий за модой будет приобретать вещи из последних коллекций и наоборот.
  4. Поведенческая:  категории покупателей (см. на слайде)
Читайте также:  Организационный план в бизнес плане детский сад

– Подумайте к какой категории покупателей вы бы  отнесли себя и почему?

Далее  объясняются  принципы  проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта.

Комментарии к принципу  «четыре пи»:

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству. Так и по внешнему виду. Упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идет о технически сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль. А также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определенной марке и др.

Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.

Распространение – это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель (через посредников или организация собственной торговой точки; прямой или косвенный)

7. Закрепление изученного(можно в группах)

1) «Выборка в маркетинговом исследовании».

Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:

а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;

б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;

 в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?

Ответ:

а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);

 б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);

 в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).

2) «Каналы сбыта».

При выборе пути сбыта своей продукции предприятие может воспользоваться одним из двух вариантов: прямой сбыт и косвенный сбыт. Каким из этих вариантов вы, скорее всего, воспользуетесь при сбыте следующих товаров и услуг: а) страхование жизни; б) металлообрабатывающие станки; в) мебель для офиса; г) косметика; д) вспомогательное устройство для мотоцикла?

Вариант ответа: Когда потребителем является предприятие, то чаще всего используют прямой сбыт, а когда в роли потребителя выступают домашние хозяйства – косвенный сбыт. Поэтому, скорее всего, для товаров «б» и «в» целесообразен прямой сбыт, а в случаях «а», «г» и «д» – косвенный сбыт.

8. Работа по учебнику.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой

Цель рекламы — информировать покупателя о свойствах товара, его достоинствах и цене, дать представление о фирме – изготовителе, убедить покупателя в ее надежности. Средства, которыми располагает реклама, очень разнообразны объявления в средствах массовой информации, рекламные щиты, плакаты и вывески, сувениры и календари, каталоги и справочники.

Существует две точки зрения на значение рекламы.

– Ознакомьтесь  с ними с. 76.  и выскажете свое мнение по данному вопросу?

Особое внимание учащихся обращается на выдержки из текста Закона РФ «О рекламе». Полученные знания имеют важную практическую ценность, так как всем нам ежедневно приходится сталкиваться с огромным потоком рекламы, не всегда добросовестной.

9. Практическая работа.

Дома у вас было задание придумать рекламу товара, который вы выпускаете. Пользовались вы памяткой (на доске). Пожалуйста, представьте нам свою рекламу.

10. Домашнее задание:

 прочитать параграф 6 в учебнике, ответить на вопросы и задания после параграфа. Если учащиеся не успели справиться с практической работой, её можно дать и в качестве домашнего творческого задания.

Памятка составителям рекламы

  1. Главное в рекламе – простота и доступность изложения;
  2. Рекламное объявление должно хорошо запоминаться;
  3. Броский заголовок – половина успеха;
  4. Текст объявления должен быть составлен грамотно и четко;
  5. Реклама не должна быть назойливой, иначе она вызывает раздражение и дает эффект, противоположный тому, что вы ожидали.

Источник

Конспект урока по теме: «Слагаемые успеха в бизнесе»;

  • Базовый уровень; 11 класс;

  • Учебник «Обществознание» 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева;

  • Третий урок по теме «Слагаемые успеха в бизнесе»;

  • Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что учащиеся на уроке определяются со знанием того, что такое успешный бизнес и какие компоненты нужны для успеха.

  • Обязательный минимум содержания образования: Маркетинг, цели маркетинга, формула маркетинга, три принципа маркетинга, значение рекламы.

образовательная:

  • повторить знания, полученные по теме источники финансирования и менеджмент;

  • дать определение понятия, маркетинг, выявить его цель и формулу;

  • познакомить учащихся с основным методом маркетинга – сегментацией;

  • выявить основные виды сегментаций, научить определять их;

  • найти ответ на проблемный вопрос, как сделать так, чтобы товар пользовался спросом;

Читайте также:  Готовые бизнес планы магазинов строительных материалов

Воспитательная: 

  • способствовать формированию экономической культуры учащихся;

  • способствовать формированию экономической этики;

Развивающие: 

  • формировать умения различать виды сегментации, особенности рекламы;

  • развивать навыки самостоятельной и групповой работы на уроке;

  • продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять, формулировать выводы;

  1. Визуальное сопровождение: Презентация, текст учебника, дополнительная информация.

  2. Оборудование:  Оборудование урока: презентация «Маркетинг» (презентация и оформление слайдов разработаны автором конспекта).

  3. Технические средства обучения: компьютер, проектор.

  4. Тип урока: комбинированный урок

  5. Время занятия: 1 урок – 40 минут.

  6. Используемые технологии: Информационно-коммуникационная технология, технология проблемного обучения, тестовая технология.

  7. Методы, приемы работы: Репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично-поисковый, проблемный.

  8. Методы обучения: словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная и групповая работа, проблемно – поисковый.

  9. Опережающее задание: исследования:

    1. «Маркетинг – появление, цели распространение»- 1 учащийся.

    2. «Проникновение на рынок» – 3 учащихся.

    3. «Реклама и ее особенности»- 1 учащийся.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.).

  2. Проверка домашнего задания (5 минут)

  3. Актуализация знаний, постановка цели (3 мин.).

  4. Изучение нового материала. (25 мин.).

  5. Закрепление изученного материала. (3 мин.).

  6. Подведение итогов урока. (2 мин.).

  7. Домашнее задание. (1 мин.).

ХОД УРОКА

время

I.Орг.момент

Слово учителя: Здравствуйте ребята. Я очень рада вас всех видеть на уроке. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь и дополнительные материалы для урока (приложения 1-4). Материалы к уроку у вас в 2-х пакетах, №1 для групповой работы, №2 для индивидуальной работы. Там же вы найдете цветные маркеры. Сегодня нас ждет индивидуальная и групповая работа, а ваша оценка на уроке будет высчитываться по формуле – оценка поставленная лидером группы + оценка за заполнение рабочего листа и разделить на 2. У лидеров группы есть оценочный лист, в который они должны до конца урока выставить оценку.

Перед началом урока раздаются рабочие материалы.

Проверяют готовность к уроку

1 мин.

II. Актуализация знаний,

постановка цели урока.

На двух прошлых уроках мы трудились над вопросом, ответ на который поможет нам решить очень важную экономическую проблему.

Вспомните, какую проблему мы пытаемся решить?

– В чем она заключается?

Какие составлявшие (слагаемые) влияют на успешность ведения бизнеса?

Нашли ли мы исчерпывающее решение проблемы?

– Почему?

Хорошо: Мы с вами выяснили, как можно открыть свое дело, какую форму предпринимательской деятельности выбрать, откуда взять денег на фирму или ее расширение, а так же как лучше управлять и соответственно, вывели формулу успеха бизнеса, она выглядит так:

Успех= финансирование + менеджмент (слайд4)

Но как вы и предполагали двух этих составляющих для полного успеха бизнеса не достаточно, рассмотрим две ситуации:

(слайд 5)

  1. Вы открываете фирму? Что вам нужно первостепенно решить, чтобы вообще ваше дело открылось?

Верно, но у вас есть сразу же препятствие, подумайте какое?

Как вы можете справиться с этой проблемой?

Хорошо. Ситуация (слайд 6)

  1. Справились вы со всем вышеперечисленным, но рынок имеет свойство насыщаться и через какое-то время, ваш товар или услуга перестали пользоваться спросом, что будете делать?

– А теперь попробуем сказать какие общие меры, помогают справиться с ситуацией предпринимателю в обоих случаях?

– Да вы правы, но если человек будет использовать неправильные методы в неподходящей ситуации (например, пользоваться лишь методом понижения цены), то он или не достигнет нужного эффекта, или разориться, поэтому и появилась специальная область экономической деятельности – маркетинг, которая сейчас уже стала отдельной наукой и включает не только экономику, но и значительное место в ней занимают знания психологии поведения человека.

– Т.о. Тема нашего сегодняшнего урока

«Основы маркетинга» (слайд 7),

– с помощью опорных глаголов поставьте цели урока и зафиксируйте их в рабочих листах

  • Изучить

  • Узнать

  • Выяснить

  • Обобщить

  • Научиться

  • Закрепить

  • Проанализировать

  • Установить

План урока (слайд 7)

  • Что такое маркетинг.

  • Три принципа маркетинга

  • Значение рекламы в маркетинге.

Слушают

– Проблему успеха в бизнесе

– Сторон у проблемы много, но в основном все сводиться к вопросу, о получении стабильной, а еще лучше постоянно растущей прибыли

– Во-первых, это правильно подобранный вид деятельности, грамотно выбранная форма предпринимательской деятельности, гос. регистрация без которой вообще нельзя заниматься бизнесом.

Во-вторых, это расширение дела, и соответственно финансирование, а так же грамотное управление, т.е. менеджмент.

– нет

( но разъяснить ответ или даже ответить учащимся будет трудно)

– Решить чем, мы будем заниматься, какой товар или услугу выпускать.

скорее всего, конкуренция, ведь перечень товаров, все – таки ограничен.

добавить новшества в состав товара, упаковку, привлечь покупателей рекламой, скидками, акциями, качество поднять, цены снизить, изучить потребности людей, чтобы получить больше информации для создания товара и т.д

снова или реклама, или усовершенствование товара, или бонусы, или новые рынки сбыта и. тд.

– реклама, усовершенствование товара, расширение бизнеса, игра с ценой и т.д.

Записи в рабочий лист

– Что такое маркетинг, как он появился, какие есть цели, как создается продукт, изучается и стимулируется спрос.

3 мин

III. Изучение нового материала

Слово учителя:

– Наверняка вы уже слышали это слово – маркетинг:

Каждая группа напишите, на трех стикерах два предложения о том, что вы знаете о маркетинге и два предложения, что хотели бы узнать, даю вам на это две минуты, как только напишите, один представитель от группы наклейте стикер на ватман в соответствующий столбик и прокомментируйте.

Читайте также:  Бизнес план для установки окон

– Итак, мы с вами уже знаем достаточно много по этому вопросу и чтобы систематизировать наши знания и удалить пробелы в них, послушаем результаты исследования (ФИО учащегося), на тему

«Маркетинг – появление, цели, распространение» (слайд 8)

Ваша задача внимательно слушать выступление и делать записи в соответствующие пункты рабочего листа.

-После доклада идет сразу закрепление, что записали в рабочий лист (слайд 9)

Учитель: (слайд 10)

У маркетинга есть три основных принципа, на которых строиться маркетинговая деятельность:

  1. Изучение рынка;

  2. Проникновение на рынок;

  3. Стимулирование сбыта;

– для начала поговорим о первом принципе – изучение рынка. Каждый предприниматель, прежде чем производить товар, должен выяснить, нужен ли этот товар, есть ли этот товар на рынке, по какой цене его продавать, есть ли конкуренты.

Одним из методов изучения, а затем и проникновения на рынок является сегментация (слайд 11) – разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров.

Чтобы подробнее разобраться в этом методе, мы сейчас выполним задание по группам: (приложение№ 3) пакет №1

Заполните таблицу о виде сегментации по учебнику стр.

73- 74, затем выполните задание 2.

Таблица:

товар

Гр.1 Географическая сегментация

Гр.2 Психографическая сегментация

Гр.3 Демографическая сегментация

Гр. 4 Поведенческая сегментация

(зад 2. 1. Психографическая, 2. Географическая, 3 поведенческая, 4 демографическая)

Закрепление проводится в виде записи видов сегментации в рабочий лист (слайд 12 )

У Изучив рынок, мы производим экономическое благо и встает необходимость разработать и применить стратегию проникновения на рынок, т.е наступает время второго принципа маркетинга.

Этот принцип называется по- другому принцип 4-х «пи», так как все главные буквы слов отражающих этот принцип по-английски начинаются на «P»

(Слайд 13)

Об этом принципе поподробнее нам расскажет группа учащихся в составе____, которая занималась этим вопросом, и даже попыталась некоторые стратегии проникновения на рынок проверить на учебной практике. По ходу докладов вы снова делаете записи в рабочем листе

  1. Проект Демчинов/ Итог: вывод – спросом будет пользоваться или нет. Критерии продукта.

  2. Виды цены (просто информация, но делается анализ + и – каждого вида цены.)

  3. Распространение (что это, что лучше.)

  4. Стимулирование сбыта

(слайд 14 )Стимулирование сбыта  это третий принцип маркетинга, он применяется в том случае, когда надо увеличить объемы сбыта, или когда спрос на продукт или услугу снижается.

Стимулирование связано чаще всего с рекламой.

Хотя есть другие действенные формы продвижения товаров: бесплатные пробы, распродажи по сниженным ценам, премирование постоянных клиентов фирмы, поощрение успешно работающих продавцов; 

пропаганда — проведение пресс-конференций, благотворительных и других мероприятий, формирующих привлекательный образ фирмы; личные продажи — устное представление в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями.

Но мы сегодня подробнее остановимся на рекламе.

(слайды 15-16)

На эту тему учащиеся тоже приготовили нам доклад по итогам исследования не забывайте заполнять рабочий лист.

Доклад учащихся, + своя реклама на основе критериев.

Проверяются записи в рабочих листах

Дома у вас было задание придумать рекламу товара, который вы выпускаете. Пожалуйста, представьте нам свою рекламу.

Вывод: Успех в бизнесе, это главная цель предпринимательской деятельности. Успех имеет свою формулу, главными составляющим, которой являются: финансирование, менеджмент и маркетинг. (слайд 17)

– Работа над ватманом: Знаю, хочу узнать

Работа групп

– Доклад и заполнение рабочего листа.

– Слушают, заполняют рабочий лист

– Комментируют записи в рабочем листе, одновременно закрепляя.

Записи в рабочий лист

Работа групп.

Ответы групп

Записи в рабочий лист.

Доклады

Запись в рабочий лист.

Обсуждение полученного результата.

Запись в рабочий лист.

Составляют свою рекламу на основе критериев

30 мин

2 минуты

2 минуты

1 минута.

5 минут работа

Групп,

1 минута доклад

V. Закрепление изученного материала

Рефлексия

1) «Выборка в маркетинговом исследовании».

Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определенным группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:

а) какая марка питания для собак пользуется наибольшей популярностью;

б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;

в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?

Ответ:

а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);

б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);

в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).

Используя следующие глаголы, письменно зафиксируйте, каких результатов вам удалось достичь на уроке?

  • Сегодня я узнал

  • Я выполнял задания

  • Теперь я могу

  • Я научился

  • У меня получилось

  • Я попробую

  • Мне захотелось

На одном оценит по десяти балльной системе насколько понятна была тема сегодняшнего урока, примерно так – совсем не понятна 1-3, что именно, скорее понятна 4-7, понятна полностью 8-10. Затем мы наклеим стикеры и прокомментируем.

Комментарии учителя.

Работа групп

3 мин

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за доклады, глава группы за работу в группе (приложение 4) + к этой оценке тест + рабочий лист

Оценку сразу на уроке получаю лишь докладчики.

2 мин

IX. Домашнее задание

Изучить параграф 6 стр , закончить заполнение рабочего листа

Записывают домашнее задание

1 мин.

11

Источник