Переработка мусора бизнес план украина
Отвечаем на вопросы:
- Где искать поставщиков?
- Пишем бизнес план переработки отходов.
- Переработка мусора как бизнес: конечный продукт.
В результате своей жизнедеятельности человек оставляет от 250 кг бытовых отходов в течение года. Это делает привлекательным переработку отходов как новый бизнес в Украине. Ниша достаточно свободна на рынке, а развитие тенденции к сортировке мусора обещает хорошую рентабельность.
Бизнес на мусоре: где искать поставщиков?
Прежде, чем открыть завод по переработке мусора или “мусорный” бизнес, важно найти поставщиков отходов. В связи с перспективностью рынка, желающих заработать достаточно. Старые игроки укрепили свои позиции и появление конкурентов их не радует. Чтобы войти на рынок, необходимо приложить немного усилий.
Бизнес по переработке пластиковых или других отходов состоит из нескольких этапов:
- Сбор мусора;
- Транспортировка;
- Сортировка;
- Переработка.
Если мусор забирать непосредственно от “производителя”, то проще всего найти новый жилищный комплекс и предложить свои услуги по вывозу отходов. Также можно обратиться в новое предприятие. Можно пойти и более сложным путем – переубедить коммунальные службы и руководство старых фирм, почему сотрудничать с вами лучше. Если же ваш бизнес будет заключаться в переработке пластика или другого материала, можно организовать сбор именно этого материала непосредственно от жителей.
Пишем бизнес план переработки отходов
Вы нашли источник мусора и выбрали широкую или узкую специализацию. Теперь необходимо написать бизнес-план переработки отходов. Он включает в себя несколько глав:
- Оформление документов;
- Поиск подходящего помещения;
- Покупку оборудования;
- Поиск персонала;
- Сбыт конечной продукции.
Любой бизнес по переработке требует оформленных разрешений заниматься определенной деятельностью. Необходимо пройти несколько инстанций, начиная коммунальным хозяйством и заканчивая Министерством экологии и защиты окружающей среды.
Помещение ищем на окраине города. Согласно государственным санитарным нормам, цех по переработке должен иметь площадь от 300 кв. м, склад – от 100 кв. м. Минимальная линия для переработки мусора включает сортировочную линию, дробилку, накопительный бункер, пресс, магнит. Цена зависит от производителя. Наем персонала – также важный процесс, поэтому его тоже необходимо включить в бизнес-план по переработке мусора. Несмотря на развитие технологий, многие процессы происходят вручную.
Переработка мусора как бизнес в Украине: конечный продукт
Необходимо заранее подумать о вторичном продукте, который получится из переработанных отходов. Будущие инвесторы желают его видеть в бизнес-плане по переработке мусора.
- Из электронного мусора добывают металлы: медь, алюминий, железо.
- Из ртутных ламп – промышленные материалы.
- Органические материалы способствуют хорошему озеленению участков.
- Из автомобилей используют запчасти, которые продают дешевле новых.
Почти 70% отходов в странах Европы составляет бумага и органика. Затем идут крупногабаритные материалы и пластик. Учитывая широкое использование пластика в Украине, процентное соотношение мусора может меняться. Поэтому начать бизнес можно с узкой переработки, постепенно расширяя специализацию. Переработка пластиковых бутылок как бизнес может быть не только способом заработать денег, а и очистить Украину от тонн мусора.
Предположительно, из переработки отходов торгового центра за один месяц можно получить несколько материалов:
- До 8 тонн макулатуры;
- До 1 тонны полимеров (пластика);
- До 200 кг пластиковых бутылок и алюминиевых банок.
Переработка отходов является благородным делом для экологии в глобальных масштабах, ведь предотвращает гниение мусора на свалках и выделения “свалочного газа”.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Прогулка по современному пункту переработки мусора в Украине
Как американский паренек в 7 лет организовал компанию по переработке отходов
Бизнес с прибылью по утилизации отходов
Источник
Экология или экономика: Как сделать переработку мусора в Украине выгодной
Из открытых источников
Принятая в 2017 году Национальная стратегия по управлению отходами предписала, что объем захоронения твердых бытовых отходов на мусорных полигонах должен сократиться с 95% (в 2016 году) до 50% в 2023 году и до 30% в 2030 году. Однако прошлогодний показатель не успевает за заданным темпом: количество захороненных отходов в 2018-м уменьшилось всего на 1,2%. По словам экспертов, ситуация в сфере обращения с отходами кардинально не изменится, пока сортировка и переработка мусора не станут прибыльным делом для инвесторов.
На тернистом пути в ЕС Украине предстоит пройти множество метаморфоз во всех отраслях жизни. В вопросах членства Евросоюз непреклонен: наша сфера обращения с отходами должна быть приведена к европейскому знаку качества. Для этого правительство Украины еще в 2017 году разработало четкий и последовательный план – Национальную стратегию по управлению отходами до 2030 года.
Согласно Директивам ЕС, “мусорная политика” должна прежде всего сводиться к минимизации его образования, а захоронение на полигоне должно быть крайней мерой и касаться только таких отходов, которые биологически не разлагаются, не могут быть использованы как вторсырье и переработаны в энергию.
В Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и других странах, в которых сфера обращения с мусором доведена до максимальной эффективности, на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) попадает меньше 5%. Из мусора “выжимают” все, что только можно. В Украине же на свалки попадает больше 93%. При этом закон “Про отходы” запрещает с 1 января 2018 года захоранивать на полигонах непереработанные ТБО.
“На самом деле то, что приходит к нам на полигон, уже отсортировано. Из общего объема твердых бытовых отходов максимум 5% представляют собой товарную позицию, то есть то, что могут принять пункты приема вторсырья и переработать. Все остальное никому не нужно.
А чтобы утилизировать эти отходы с переработкой в энергию, в Украине предприятий нет, кроме столичного завода “Энергия”. Поэтому и получаем такой большой процент захоронения на полигоне”, – объясняет Андрей Грущинский, директор компании-оператора полигона ТБО №5 ЧАО “Киевспецтранс”.
По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, 4,2% полигонов ТБО в Украине переполнены, 16% не соответствуют нормам экологической безопасности, а 30% нуждаются в паспортизации.
При этом четверть населения до сих пор не охвачена услугой по вывозу мусора, а стихийные свалки продолжают возникать то тут, то там, как грибы после дождя: по официальной статистике, их ежегодно образуется около 26 тысяч.
Найти в местном бюджете деньги на строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих комплексов – почти невыполнимая задача: их стоимость составляет от десятков миллионов гривен до десятков миллионов долларов. Несмотря на то, что ЗУ “Про жилищно-коммунальные услуги” регламентирует, что теперь украинцы должны оплачивать не только услуги по захоронению и вывозу мусора, но и по его переработке, местные власти не спешат повышать тариф: он может вырасти на 100-200 гривен, а это далеко не каждому по карману.
Самым оптимальным решением, по мнению участников сферы обращения с отходами, стало бы введение в законодательство норм о расширенной ответственности производителей тары и упаковки или экологического налога. Но эти законопроекты в существующей редакции не устраивают резидентов Представительства ЕС в Украине, Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты, Всеукраинской аграрной рады и других представителей бизнеса.
Мусорные старатели
Один из приоритетных механизмов в иерархии обращения с отходами, которую устанавливают европейские директивы, – внедрение раздельного сбора ТБО. Минрегион рапортует о ежегодном увеличении числа населенных пунктов, в которых реализуется такой метод: с 822 населенных пунктов в 2017-м до 1181 в прошлом году.
Однако процент охвата населения в них небольшой – все лишь 39,1%. Да и в целом в Украине насчитывается около 30 тысяч населенных пунктов, так что метод раздельного сбора бытовых отходов в общей сложности внедряется только в 4% населенных пунктов.
При этом правительство ожидает, что уже через 4 года раздельно выбрасывать мусор должны не менее 23% населения.
Эксперты отмечают, что польза от цветных контейнеров – сбор вторсырья для перерабатывающих предприятий – сильно преувеличена. Во-первых, по сути, сейчас и так весь мусор сортируется: лица без определенного места жительства вытягивают из мусорных баков все полезное, что можно сдать в ближайшем пункте приема вторсырья.
Во-вторых, нет никакой гарантии, что к вопросу раздельного сбора отходов будут подходить достаточно ответственно и станут наполнять контейнеры строго по их назначению. “Даже в Германии сейчас максимум 35% мусора собирается раздельно в разные контейнеры, все остальное – выбрасывают в общий “черный” контейнер”, – замечает Андрей Грущинский.
По его словам, организовывать раздельный сбор отходов сейчас никому не выгодно: цены на вторсырье, которые предлагают наши предприятия, не могут перекрыть затраты на закупку мусорных баков и организацию перевозки, особенно с учетом того, что еще до попадания на сортировочную станцию бездомные оттуда выбирают все ценные компоненты.
112.ua
По подсчетам экологов, в ТБО в среднем может содержаться до 40% ценных в материалов. Но, учитывая, что в Украине все-таки в основном собирают отходы в “общие” контейнеры, потенциальное вторсырье портится и загрязняется, и количество ценных ресурсов снижается до 5-10%.
По данным Государственного предприятия “Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства”
112.ua
Кроме того, даже собранный раздельно мусор придется еще раз сортировать на предприятиях. “Например, для разного вида пластика существуют разные технологии переработки, поэтому его на сортировочных линиях разделяют по типу и по цвету. Кроме того, не все полимеры подлежат переработке. Из 1000 видов тары и упаковки ликвидных только 20-40”, – объясняет директор Украинского производственно-экологического объединения по заготовке и использованию вторичных материальных ресурсов “Укрвторма” Петр Семко.
В итоге получается так, что отечественного вторсырья не хватает для полноценной работы украинских перерабатывающих предприятий, поэтому его даже закупают заграницей. Так, в прошлом году предприятия объединения “Укрвторма” закупили в России 202,2 тысяч тонн макулатуры (всего закуплено 392,3 тыс. тонн), в Польше – 17,4 тыс. тонн полимеров (всего закуплено 53,4 тыс. тонн), в Белоруссии – 24,1 тыс. тонн стеклобоя (всего закуплено 32,5 тыс. тонн).
Укрвторма
“Из-за того, что у нас за переработку упаковки не платит ни население, ни производители, для бизнеса организация сбора и переработки вторсырья стоит гораздо больше, чем в Европе, где стоимость переработки упаковки уже заложена в цену товара. Поэтому наше вторсырье по себестоимости дороже импортного и не соответствует расценкам, которые на него дают наши перерабатывающие предприятия.
В то же время, если на него повысить цену, предприятия не станут его покупать, так как стоимость импортного вторсырья для бизнеса будет привлекательнее. А если понизить, но населению станет невыгодно сдавать его в пункты приема вторсырья”, – объясняет глава общественной экологической организации “Друге життя” Сергей Волков.
Отправить все в топку
После того, как из твердых бытовых отходов отобрали все ценное, что может быть переработано, мусор можно отправлять на утилизацию с производством энергии. Это можно осуществить тремя способами: собирать биогаз непосредственно на полигоне ТБО; производить биогаз и твердое топливо на заводах с механико-биологическим способом переработки ТБО; производить электроэнергию и тепло при непосредственном сжигании ТБО на заводах с термическим способом переработки.
При этом, в случае добычи электроэнергии из биогаза и биомассы, ее можно реализовывать по “зеленому” тарифу – 0,1239 евро/кВт*ч без НДС.
В Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства сообщают: “После принятия Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии” в 2015 году, в который были внесены разделы по увеличению “зеленого” тарифа для электроэнергии из биомассы и биогаза из бытовых отходов и отмены требований к местной составляющей, в Украине наблюдается тенденция к увеличению количества полигонов, на которых устроены системы извлечения биогаза и установлены когенерационные установки для выработки тепловой или электрической энергии.
Так, на 32 полигонах устроено систему извлечения биогаза и эксплуатируются когенерационные установки с мощностью 19 МВт. Количество произведенной электроэнергии за 2018 составляет более 63,3млн кВт*ч”.
Биоэнергетическая ассоциация Украины
Возможность реализовывать электроэнергию по “зеленому” тарифу имеют также предприятия с механико-биологическим способом переработки ТБО. Таких в Украине пока еще нет, однако сообщалось о планах строительства заводов во Львове, Житомире, Полтаве, Хмельницком и Киеве.
В частности в столице завод должен прийти на замену Полигона ТБО №5 и перерабатывать не менее 450 тысяч тонн в год: столько же, сколько ежегодно принимал на себя полигон в селе Подгорцы под Киевом. “”Киевспецтранс” принял решение, что он будет принимать участие в строительстве завода по механико-биологической технологии. Эта технология принципиально отличается от сжигания и предусматривает, что из ТБО методом сортировки – как ручной, так и автоматической – отбираются отдельно те твердые отходы, которые являются ресурсоценными, то есть вторсырье.
Из оставшейся массы отделяется органика и отправляется на принудительную переработку на анаэробной установке, где за 21 день вырабатывается биогаз, из которого производится электроэнергия. После этого остается технический компост, который можно использовать в других отраслях, например, в сельском хозяйстве.
Неорганика в свою очередь разделяется на то, что горит (утилизируется при сжигании) и то, что не горит (отправляется на полигоны и является инертным по отношению к окружающей среде)”, – объясняет принцип работы будущего предприятия Андрей Грущинский.
Согласно исследованию Биоэнергетической ассоциации Украины, завод с механико-биологической технологией сможет зарабатывать по “зеленому” тарифу 29,7 евро за тонну переработанных ТБО. Однако, учитывая удельные капитальные затраты таких проектов (150 – 400 евро/т ТБО), только себестоимость переработки составит 30-80 евро/т ТБО.
При этом даже “зеленым” тарифом инвесторы не обольщаются: при действующем законодательстве, уровень такого тарифа будет постепенно снижаться на 10% в 2020 и 2025 годах, а в 2030 году он и вовсе перестанет действовать для производителей электроэнергии из биогаза и биомассы.
В то же время на мусоросжигательные заводы с термическим способом переработки ТБО “зеленый” тариф не распространяется. Сейчас в Украине действует только одно такое предприятие – столичный завод “Энергия”, который перерабатывает 280 тысяч тонн ТБО в год и обеспечивает отоплением около 300 домов жилмассива Позняки.
По официальным данным, на сегодняшний день в Украине сжигается только 3% отходов, а Национальная стратегия регламентирует, что это значение не должно превышать 10%. Запускать новые мусоросжигательные заводы инвесторы не решаются: его строительство с соблюдением всех экологических норм обойдется в 130-270 млн евро в зависимости от мощности, при этом себестоимость переработки тонны ТБО на таком заводе составит 90-130 евро.
Несмотря на то, что в нынешних тарифах на услуги по обращению с ТБО включены пункты по переработке, мусор после поверхностной сортировки все равно отправляют на тысячелетний покой на полигоны – так дешевле. Например, киевская “Энергия” за сжигание тонны ТБО берет 143,5 гривен, тогда как тариф на захоронение составляет в среднем от 50 до 110.
“При нынешнем законодательстве и политической воле сфера переработки мусора не сможет нормально развиваться. В конечном итоге все вопросы сводятся к одному – кто за это заплатит? Сейчас люди не понимают, сколько они тратят на вывоз мусора. Если поднять тарифы на услуги по обращению с отходами, это должно быть больно для населения. Люди начнут следить за тем, сколько, что и как они выбрасывают. Точно так же, когда люди начали экономить на свете и воде”, – считает Сергей Волков.
Биоэнергетическая ассоциация Украины
В вопросе “кто за это заплатит” крайних не могут найти уже несколько лет: в парламенте мертвым грузом лежит около десятка законопроектов, предлагающие разные схемы финансирования сферы переработки твердых бытовых отходов. Во-первых, уже сейчас можно поднять тарифы для населения.
“В среднем платежка за переработку может вырасти на 100 гривен. Но органы местного самоуправления на такое резкое повышение не пойдут. Кроме того, это не совсем честно, так как вычислить количество произведенного мусора не получится. Кто-то, кто в месяц производит минимум отходов, должен платить столько же, сколько и тот человек, который производит много мусора. Да, в нынешней редакции закона “Про жилищно-коммунальные услуги” есть норма, устанавливающая, что, в случае раздельного сбора отходов, из платы за услугу по обращению с бытовыми отходами исключается стоимость операций по переработке отсортированных отходов. Но как этот механизм реализовать, как контролировать, кто, что и как выбросил, законодатель умалчивает”, – объясняет Андрей Грущинский.
По его словам, выйти из такой щекотливой ситуации можно, установив экологический налог на тару и упаковку, как это предлагает законопроект №4835-д. При этом цена на потребительские товары вырастет незначительно – на 10-15 копеек – и не станет столь болезненно восприниматься украинцами, как резкое повышение коммунального тарифа.
112.ua
112.ua
Однако сами производители и импортеры тары и упаковки от такой идеи не в восторге: экологический налог будет идти на спецсчет госбюджета, а как он там будет распределяться дальше – на строительство мусороперерабатывающего комплекса или кому-то в карман – неизвестно. Однако этому предложению есть альтернатива: принцип расширенной ответственности производителей тары и упаковки, при которой они сами должны сплотиться в неприбыльную организацию и заняться вопросом сбора и переработки упаковки.
Но в существующей редакции законопроекта №6602 эта норма, по мнению экспертов, тоже не приносит оптимальное решение. “Эта законодательная инициатива “усложнит процедуру создания и функционирования организаций расширенной ответственности производителей из-за несогласованности правового регулирования их статуса и деятельности, а также требования об уплате банковской гарантии как предпосылки для внесения указанных организаций в соответствующий реестр и осуществления своих функций”, – заявляет в своем открытом письме Европейская бизнес ассоциация.
Впрочем, под парламентским куполом роятся и другие идеи относительно модернизации сферы обращения с отходами: предлагают повысить тариф на захоронение ТБО, чтобы потребителям было выгоднее их отправлять на переработку; создать депозитную систему утилизации тары и упаковки, при которой потребители смогли бы возвращать их в определенные пункты и получать назад залог.
Законопроект №4835-д предлагает среди прочего установить “зеленый” тариф на сжигание отсортированных отходов, из которых изъяты все полезные компоненты. Но сообщество экозащитников выразилось резко против такого подхода: при такой концепции объем производимых отходов не уменьшится, а заводам будет только выгодно принимать крупные партии ТБО для переработки в дорогую электроэнергию.
Впрочем, сколько бы разногласий не возникало на почве “мусорной проблемы”, все стороны согласны с одним: решать ее нужно, но с максимальной экономической выгодой и минимальным ущербом для окружающей среды.
“Начало строительства новых мусороперерабатывающих заводов и привлечения инвестиций в эту сферу позволит достичь замещения в 1 млрд М³ эквивалента газа ежегодно и поможет решить энергетическую проблему в стране и повысить ее энергетическую независимость”, – приводят главный аргумент в Государственном агентстве по энергоэффективности и энергосбережению Украины.
Ксения Цивирко
Источник