Особенности плана счетов для предприятий малого бизнеса
Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Часто в ходе этого процесса бухгалтеры задаются вопросом: каким образом выделить тот или иной аналитический разрез – путем обособления его на отдельном синтетическом субсчете или же на аналитическом счете. Для решения указанной задачи следует воспользоваться следующими правилами:
1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.
2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.
3. Построение синтетического чета имеет древовидную структуру.
4. Отдельные синтетические счета позволяется объединять в один.
5. Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации. [13, с.37]
На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые Рекомендации.
Учет основных средств ведётся на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». На счете 01 обособленно рекомендуется учитывать приобретенные нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Износ основных средств».
При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению объектов основных средств и нематериальных активов согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [12, с.108] В соответствии с Типовым рекомендациями готовую продукцию малым предприятиям следует отражать на счете 41 «Товары», субсчет «Готовая продукция». На практике, однако, предприятия малого бизнеса в указанных целях могут воспользоваться как счетом 43 «Готовая продукция», так и счетом 41 «Товары». [8, с.69]
Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», учитываются на счете 10 «Материалы».
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах:
20 «Основное производство»,
21 «Полуфабрикаты собственного производства»,
23 «Вспомогательное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
28 «Брак в производстве»,
44 «Расходы на продажу», учитываются на счете 20 «Основное производство».
Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,
75 «Расчеты с учредителями»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
79 «Внутрихозяйственные расчеты», рекомендуется вести на счете
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. [12, с.109]
Учетная политика организации должна обеспечивать: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Поэтому при разработке рабочего плана счетов в аналитическом учете целесообразно закреплять только те перечни, состав которых не претерпевает частых изменений. В отношении тех синтетических счетов, аналитические счета которых меняются часто, предпочтительнее указать в плане счетов только аналитические разрезы, которые должны поддерживаться. [13, с.44]
Источник
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с возможностью применения данными субъектами упрощенных алгоритмов учета и отчетности. Что это за упрощения и кто вправе ими воспользоваться, расскажем в статье.
Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?
О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:
- ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
- упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).
Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.
Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.
ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.
Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.
Согласно этой статье к СМП относятся:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребкооперативы;
- КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
- ИП.
При этом вышеуказанные субъекты:
- должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
- соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.
Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.
Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.
Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:
- должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
- должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
- коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
- субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
- в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).
Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).
Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:
- для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
- для малых компаний Чср до 100 чел.;
- для микрофирм Чср до 15 чел.
Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».
Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.
Ограничительный критерий — доход вместо выручки
Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.
ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:
- микрофирмы — 120 млн руб.;
- малые компании — 800 млн руб.;
- средние предприятия — 2 млрд руб.
Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.
Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:
- «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)»;
- «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС».
Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).
О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:
- «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?»;
- «Какие доходы являются внереализационными?».
Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет
У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:
- забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
- применять упрощенную систему учетных регистров;
- отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
- применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
- не формировать резервы;
- не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
- не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).
Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале “Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)”.
Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:
- сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
- отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
- раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
- исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.
При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.
Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Исходя из этих рекомендаций, СМП:
- не сможет обойтись без оформления учетной политики;
- должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
- может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).
Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:
- организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
- вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
- построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.
О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:
- «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения»;
- «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации».
Итоги
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.
Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.
Источник
Библиографическое описание:
Чмеленко, Н. Ю. Разработка индивидуального плана счетов малыми предприятиями / Н. Ю. Чмеленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10628/ (дата обращения: 20.09.2020).
В статье исследован порядок применения льготы для малых предприятий по выбору плана счетов, а также предложен вариант, основанный на международной практике формирования индивидуального плана счетов.
Ключевые слова: малый бизнес, план счетов, индивидуальный план счетов.
В современной России сохраняется довольно высокий уровень монополизации экономики, в связи с чем особенно важна роль малого предпринимательства как основы демонополизации экономики и формирования конкуренции в бизнес-среде. Благодаря мобильности и вариабельности организации бизнеса, сектор малого предпринимательства может более оперативно реагировать на изменения в экономике, осуществлять деятельность с учетом спроса и предложений на рынке, входить в кластеры, обеспечивающие стабильное функционирование крупного бизнеса.
Согласно статистическим данным, сегодня масштабы сектора малого предпринимательства в России значительно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой связи создание благоприятных условий для успешного развития малого предпринимательства и реализации им своей регулирующей функции является важной государственной задачей в современных условиях развития российской экономики. Государство уделяет большое внимание развитию и поддержанию малого бизнеса, как с финансовой стороны, так и со стороны правовой защиты и поддержки. Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов, можно отметить, что для малого предпринимательства характерны определенные особенности, льготы, оказывающие влияние на организацию и управление производством, а также на организационно-методологические вопросы ведения бухгалтерского учета. В данной статье мы остановимся на исследовании льготы по выбору плана счетов, а также рассмотрим возможный вариант плана счетов, основанный на международной практике формирования индивидуального плана счетов.
Прежде всего, необходимо понимать, какие предприятия могут воспользоваться данной льготой. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно закону, индивидуальные предприниматели и юридические лица являются субъектами малого предпринимательства, если они соблюдают критерии:
– по организационно-правовой форме;
– по долям в уставном капитале;
– средней численности работников за предшествующий календарный год;
– выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенной в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и балансовой стоимость активов за предшествующий календарный год.
Проведенное исследование основных положений ФЗ 209-фз дает возможность сделать выводы о неоднозначности трактовки его отдельных положений. Так, Т. В. Морозовой выделены следующие положения, которые могут повлиять на неоднозначность установления категории субъекта малого и среднего предпринимательства: «определение периода, за который производится расчет показателей выручки, средней численности работников и балансовой стоимости активов; определение доходов, которые включаются в расчет показателя выручки, а также метода признания доходов; установление категории субъекта предпринимательской деятельности, изменяемой во времени; возможность применения льгот и государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства для вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности» [1, c.48]
В рассматриваемом аспекте это является особенно важным, поскольку льгота по выбору и разработке индивидуального плана счетов предоставляется только малым и микро предприятиям. Утрата статуса субъекта малого предпринимательства приведет к утрате права применения льгот для организации по организации и ведению бухгалтерского учета. Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет с применением одного из трех вариантов плана счетов.
Во-первых, это стандартный план счетов, представленный в Приказе Минфина РФ от 31.10.2000 N94н. Этот план счетов ориентирован на крупные промышленные предприятия, но на его основе может быть разработан индивидуальный план с сокращенным количеством синтетических счетов. Основной недостаток этого плана счетов, по нашему мнению, заключается в том, что он в большей степени отвечает требованиям контролирующих органов и в меньшей степени отвечает потребностям собственников коммерческих организаций. Текущим законодательством не дается возможность организациям самостоятельно давать названия и устанавливать коды синтетических счетов, не дает вариабельности корреспонденции счетов. Нарушение этих требований будет трактоваться контролирующими органами как неправильное ведение бухгалтерского учета, что впоследствии приведет к ответственности в соответствии с частью первой налогового Кодекса Российской Федерации и Кодексом административных правонарушений. Также рассматриваемый план счетов не учитывает современные направления изменения экономики, нового понятийного аппарата, терминологии и других важных для бизнеса аспектов. Например, Малицкой В. Б. отмечено, что в действующем плане счетов «не представлены финансовые активы как объект бухгалтерского учета, а отдельные их составные части отражены в разделе «V» «Денежные средства» и «VI» «Расчеты» [2, c.117].
Второй вариант плана счетов для малого бизнеса — это типовой, представленный в приказе Минфина РФ от 21.12.1998. N 64 н. «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Но стоит сразу отметить, что этот план счетов сегодня на практике применяется только в адаптированном виде в соответствии с рекомендациями Минфина РФ.
Однако, как показывает практика, и этот вариант имеет свои недостатки. Во-первых, все те же коды счетов, обязательные к применению, основанные на стандартном плане счетов. Во-вторых, количество применяемых счетов бухгалтерского учета зависит не от величины предприятия, а от разнообразия видов хозяйственной деятельности и сложности хозяйственных операций, требуемой в отчетности детализации объектов хозяйственной деятельности. Предложенный Минфином России рабочий план счетов бухгалтерского учета для малых предприятий, по мнению многих специалистов-практиков, нуждается в ряде уточнений и дополнений.
Как известно, основной задачей государства в области бухгалтерского учета на ближайшее будущее является гармонизация российской системы бухгалтерского учета с международной практикой и международными стандартами финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности официально признаны на территории Российской Федерации. Совет по международным стандартам разработал также специальный комплект стандартов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предусматривают упрощенный порядок составления финансовой отчетности по сравнению с основным комплектом. Мы придерживаемся точки зрения, что «страны, чьи законодательные юрисдикции обязали все или некоторые группы компаний составлять отчетность в формате МСФО также должны дать возможность предприятиям, попадающим под категорию малого и среднего бизнеса составлять отчетность в формате IFRS for SMEs» [3, c. 19]. Конечно же признание международных стандартов связано в основном с унификацией отчетности компаний разных стран. Однако не менее важным плюсом такой отчетности должна быть свобода, гибкость и простота в использовании. Итак, рассмотрим, как может выглядеть примерный план счетов по МСФО.
Во всем мире при ведении бухгалтерского учета используется система двойной записи. Согласно ей, каждая проводка отражается как минимум в двух счета, т. е. изменение актива или обязательства сопровождается указанием источника средств, за счет которого оно происходит. По мнению В. В. Качалина «счет также делится на дебет и кредит, однако эти названия не несут никакую смысловую нагрузку» [4, с. 69]. Для поддержания равенства, принята следующая система увеличения или уменьшения остатков по счетам:
Система увеличения и уменьшения остатков по счетам
Активы | Обязательства | Капитал | ||||
Записи по дебету означают увеличение активов | Записи по кредиту означают уменьшение активов | Записи по дебету означают уменьшение обязательств | Записи по кредиту означают увеличение обязательств | Записи по дебету означают уменьшение собственного капитала | Записи по кредиту означают увеличение собственного капитала | |
Счета могут иметь численное обозначение, содержащее несколько знаков в коде, характерное для их обозначения. Например, первая цифра в коде может обозначать классы счетов: 1 — Долгосрочные активы; 2 — Краткосрочные активы; 3 — Капитал и резервы; 4 — Долгосрочные обязательства; 5 — Краткосрочные обязательства; 6 — Доходы; 7 — Расходы; 8 — Счета управленческого учета; 9 — Забалансовые счета. Кодировка счетов по группам представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Кодировка счетов по группам
Код группы Счетов по элементам | Код группы синтетических счетов (1-го порядка) | Код группы субсчетов (счетов 2-го порядка) | Наименования классов, групп счетов и субсчетов | Код счета |
КЛАСС 2. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ | ||||
2 | ЗАПАСЫ | |||
10 | Материалы | 210 | ||
1 | Сырье | 2101 | ||
41 | Товары | 241 |
Таким образом, индивидуальный план счетов может быть ориентирован на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе элементов, к которым относятся активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности кодировка счетов, учитывающая элементы будет логичной и рациональной.
Фрагмент возможного плана счетов, сгруппированного по элементам, представлен в Таблице 2.
Таблица 2
План счетов, основанный на элементах финансовой отчетности
Раздел | Наименование счета | Номер счета |
Активы | Основные средства | 101 |
Капитальные вложения | 108 | |
Материалы | 210 | |
Касса | 250 | |
Расчетный счет | 251 | |
Дебиторская задолженность | 262 | |
Капитал | Уставный капитал | 380 |
Добавочный капитал | 383 | |
Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток | 384 | |
Обязательства | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | 467 |
Расчеты с поставщиками | 560 | |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 566 | |
Расчеты с бюджетом | 568 | |
Расчеты по страхованию | 569 | |
Расчеты по оплате труда | 570 |
По нашему мнению, подход к составлению индивидуального плана счетов в зависимости от элементов финансовой отчетности имеет перспективы в применении в Российской Федерации. Предложенный вариант отвечает требованиям к формированию плана счетов текущим законодательством по бухгалтерскому учету. Он содержит систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В нем сохранены названия и коды синтетических счетов, обязательных к применению. Кроме этого план счетов содержит систематизированную информацию на основании которой составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность по элементам.
Литература:
1. Морозова Т. В. Правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Аксор.- 2012. — № 4 (24). — С. 47–52.
2. Малицкая В. Б. Правовая база регулирования порядка ведения бухгалтерского учета и раскрытия в финансовой отчетности операций с финансовыми активами // Вестник Воронежского государственного аграрного университета -2010. — № 4 (27). С. 113–118.
3. Морозова Т. В. Перспективы применения международных стандартов финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса // Новый университет. Серия экономика и право. — 2014 — № 1 (35). — С.17–20.
4. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. 2-е изд., испр., перераб. — М.:Дело, 1998. — 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, малое предпринимательство, индивидуальный план счетов, план счетов, счет, финансовая отчетность, Российская Федерация, кодировка счетов, малый бизнес, собственный капитал.
Источник