Оптово распределительный центр бизнес план
1. Краткий инвестиционный меморандум
Сегодня в связи с ростом товарооборота как внутри страны, так и с соседними странами, все большую популярность приобретают логистические центры. Они могут быть представлены как в формате небольших складов, так и в формате больших автоматизированных центров. Также стоит отметить, что данный бизнес пользуется большим спросом у инвесторов, которые заинтересованы во вложениях в коммерческую недвижимость. В результате, под хороший инвестиционный проект возможно привлечь большой объем средств.
Для организации логистического центра потребуется приобрести земельный участок, а также построить сам центр. Также, чтобы организовать бизнес подобного масштаба, потребуется нанять опытную команду.
На этапе открытия логистический центр будет сотрудничать только с юридическими лицами. Среднее количество клиентов в месяц составит около 100 компаний. Каждая из них будет арендовать около 100 м2. Этот показатель может варьироваться в зависимости от потребностей клиентов. Стоимость хранения товаров компаний в месяц в расчете на 1 м2 составит 800 рублей. При подобных значениях, финансовые показатели проекта будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 243 053 000 рублей;
Ежемесячная прибыль — 5 200 000 рублей;
Точка безубыточности — 3 месяца;
Срок окупаемости — 25 месяцев.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В связи с ростом российской экономики и импорта товаров из других стран все большее количество транспортных и торговых компаний прибегает к использованию логистических центров. Это связано со многими факторами. Во-первых, это сервис, который предоставляют центры. Они могут обеспечить надежное хранение, которое будет соответствовать всем требованиям. Во-вторых, это возможность сосредоточить все объемы продукции в одном месте, что сокращает затраты на логистику.
Сами логистические центры представляют собой складские помещения с развитой инфраструктурой для разгрузки и загрузки, оказывающие услуги юридическим лицам. При этом логистические центры могут оказывать различные виды услуг:
- Складское (ответственное) хранение
- Транспортно-логистические услуги (в случае наличия собственных транспортных средств)
- Торгово-логистические услуги (отгрузка товаров покупателям).
Наиболее часто предоставляются услуги по складскому хранению. Основным же фактором, определяющим успех логистического центра, является качество предоставляемых услуг. Это выражается в скорости обслуживания, наличии технических решений для клиента, быстрого документооборота.
Первоначально для организации центра потребуется найти земельный участок. Минимальная площадь составляет 200 гектаров. Покупать участок лучше всего возле крупных транспортных магистралей или развязок возле городов. Следующим этапом потребуется возвести сам центр. Для этого лучше всего привлечь крупную строительную компанию по возведению быстровозводимых зданий. Общая площадь центра составит 60 000 м2.
Чтобы центр оказывал полный спектр складских услуг и разгрузочно-погрузочных работ необходимо приобрести следующее оборудование:
- Касса
- Офисная мебель
- Канцелярия
- Гидравлическая тележка
- Вилочный погрузчик
- Ноутбук
- Принтер
Данное оборудование позволит полностью обеспечить деятельность центра и его сотрудников.
Помимо организационных моментов логистическому центру потребуется получить разрешение пожарной инспекции на ввод здания в эксплуатацию. Для того, чтобы работать с международными компаниями потребуется пройти международную сертификацию и получить сертификаты качества.
Ключевыми клиентами логистического центра являются коммерческие организации. Они размещают свою продукцию на временное хранение. К коммерческим организациям могут относиться:
- Торговые компании
- Транспортные компании, которые осуществляют разгрузку товаров на передержку.
- Экспедиторские компании, которые размещают продукцию на хранение от 1 до 2 дней.
Данный целевой список не является исчерпывающим.
Чтобы успешно развиваться на конкурентном рынке логических центров на этапе открытия потребуется предлагать более выгодные условия сотрудничества. Это может выражаться в дополнительных бесплатных услугах, скидках на количество арендованных площадей.
Также чтобы успешно работать на рынке логистических услуг потребуется составить грамотную рекламную кампанию. За её составлением можно обратиться к частному маркетологу, который имеет опыт работы в транспортной или логистической отрасли, или к рекламному агентству.
К основным каналам продвижения можно отнести:
- Социальные сети
- Контекстная реклама
- Реклама в газетах, журналах
- Партнерские программы с экспедиторскими компаниями
Последний канал является одним из самых эффективных, так как экспедиторские компании заинтересованы в хорошем партнере с приемлемыми ставками аренды.
Более подробный список каналов будет представлен в маркетинговом плане, который составит маркетолог.
Чтобы успешно запустить логистический центр потребуется:
- Зарегистрировать ЮЛ
- Найти и приобрести земельный участок
- Построить логистический центр и сделать ремонт
- Нанять персонал
- Начать рекламу и сбор партнерской базы
- Начать работу
Этап/продолжительность, нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Регистрация ЮЛ | |||||||||||||||
Покупка ЗУ | |||||||||||||||
Строительство логистического центра | |||||||||||||||
Найм персонала | |||||||||||||||
Начало рекламы | |||||||||||||||
Начало работы |
Общий срок необходимый для открытия логистического центра составляет 15 недель. Самым продолжительным этапом является строительство логистического центра и покупка земельного участка. Общий период составит 9 недель.
Первоначально потребуется зарегистрировать юридическое лицо — ИП (ОКВЭД — 63.12 «Хранение и складирование»). Система налогообложения — УСН «Доходы». Следующим этапом понадобится приобрести земельный участок. Для поиска лучших земельных участков потребуется обратиться к брокерам. Как только договор покупки земельного участка будет подписан, необходимо найти строительную компанию, которая занимается возведение быстровозводимых зданий. Срок строительства составляет 6 недель. В него включается ремонт помещения и закупка оборудования.
Найм персонала составит 2 недели. Этот этап является также ответственным, так как работа сотрудников напрямую скажется на качестве услуг. Далее начинайте рекламную кампанию и прием грузов.
6. Организационная структура
Общая численность персонала логистического центра составит 14 человек. Структура включает в себя:
- Управляющего
- Логист (3 человека)
- Водитель погрузчика (2 человека)
- Грузчики (6 человек)
- Оператор (2 человека)
Управляющий директор компании отвечает за развитие, привлечение новых клиентов, развитие партнерской сети. Он также работает с бухгалтерией на аутсорсинге и рекламным агентством. Логист отвечает за прием и отгрузку грузов, планирует распределение площадей на складе. Также он ведет документооборот с клиентом.
Водители погрузчика и грузчики работают непосредственно на складе. Они разгружают и помогают загружать продукцию из автомобилей, которые приходят на склад. Операторы отвечают на входящие звонки от клиентов, собирают первоначальный запрос и передают его логисту.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Управляющий | 80 000 | 1 | 80 000 |
Логист | 60 000 | 3 | 180 000 |
Водитель погрузчика | 45 000 | 2 | 90 000 |
Грузчики | 40 000 | 6 | 240 000 |
Оператор | 40 000 | 2 | 80 000 |
Страховые взносы | 201 000 | ||
Итого ФОТ | 871 000 |
Полный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Затраты на покупку оборудования, руб.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Касса | 1 | 8 000 | 8 000 |
Офисная мебель (стол+стулья) | 6 | 4 000 | 24 000 |
Канцелярия | 1 | 30 000 | 30 000 |
Гидравлическая тележка | 8 | 10 000 | 80 000 |
Вилочный погрузчик | 2 | 300 000 | 600 000 |
Ноутбук | 6 | 25 000 | 150 000 |
Принтер | 2 | 8 000 | 16 000 |
Итого: | 908 000 |
Суммарные затраты на покупку оборудования составляют 908 000 рублей. Самой крупной статьей расходов является покупка вилочного погрузчика — 600 000 рублей. Также 150 000 рублей потребуется на закупку 6 ноутбуков.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт | 60 000 000 |
Вывеска | 35 000 |
Рекламные материалы | 50 000 |
Стоимость покупки земельного участка | 2 000 000 |
Стоимость строительства логистического центра | 180 000 000 |
Закупка оборудования | 908 000 |
Прочее | 50 000 |
Итого | 243 053 000 |
Общие затраты на открытие составляют 243 053 000 рублей. При этом затраты на строительство земельного участка составят 180 000 000 рублей. Еще 60 000 000 рублей составит ремонт, включающий в себя разводку электрики, пожарной системы и вентиляции.
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 871 000 |
Амортизация | 16 667 |
Коммунальные услуги | 40 000 |
Реклама | 100 000 |
Ежемесячная закупка канцеляции | 50 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 15 000 |
Непредвиденные расходы | 50 000 |
Итого | 1 142 667 |
Общие затраты на операционную деятельность в месяц составляют 1 142 667 рублей. При этом 871 000 рублей расходуются на заработную плату сотрудникам. Также 100 000 рублей потребуется выплачивать рекламному агентству.
Полный план продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и экономические показатели бизнеса представлены в финансовой модели.
К основным рискам относятся:
- Низкая заполняемость логистического центра
Для снижения данного риска необходимо активно развивать партнерскую сеть и привлекать коммерческие организации к партнерству.
- Срывы сроков строительства
Данный риск может привести к срыву договоренностей с потенциальными клиентами. Поэтому необходимо правильно планировать сроки строительства и прописывать их со строительной компанией.
Скачать финансовую модель
Финансовая модель логистического центра
Источник
Не прошло еще и года с момента открытия оптово-распределительного центра «Радумля», а его создатели уже рассчитывают в ближайшее время вывести объект на плановую мощность. Об особенностях, возможностях и перспективах нового формата для поставщиков и ритейлеров мы беседуем с исполнительным директором ОРЦ «Радумля» Павлом Добжинским.
– Оптово-распределительный центр – относительно новое явление для России. Насколько оно сегодня востребовано, готов ли рынок к его появлению?
– Перед началом проекта по созданию нашего ОРЦ, мы провели серьезное исследование, проанализировали основные рыночные тенденции и пришли к выводу, что этот формат сегодня является одним из самых перспективных. Действительно, ведь ОРЦ позволяет сократить количество участников сделки и убрать посредников, которые влияют на конечную стоимость продукции.
Мы видим стремление малых и средних производителей выйти на рынок с минимальными издержками, и здесь ОРЦ оказывается для них лучшим помощником. Видим интерес крупных игроков, как производителей, так и ритейлеров, с их специфическими проблемами, которые также помогает решить ОРЦ.
Кроме того, государство готово сегодня оказывать поддержку проектам создания ОРЦ. Ведь речь идет по сути о продовольственной безопасности страны, о практической реализации программы импортозамещения. Местная власть также заинтересована в успехе подобных проектов: ведь это создание новых рабочих мест, налоговые отчисления, формирование инфраструктуры для эффективной бизнес-коммуникации между продавцами и покупателями.
– ОРЦ как бизнес-проект довольно сложен в реализации. Может быть, было проще построить обычный логистический комплекс. Например, сухой склад, и спокойно зарабатывать деньги?
– Начиная с 2010 – 2013 гг. в Подмосковье начался строительный бум: все стали строить склады, преимущественно сухие. В итоге, предложение стало значительно превышать спрос. По нашим подсчетам сегодня в Подмосковье пустует около 1 млн кв. м сухих складов категории А и В, и нет никакой уверенности, что в ближайшее время ситуация измениться. Рынок требует новых решений, новых форматов, простая перевалочная база для товаров становится никому не интересной.
– Что сегодня собой представляет ОРЦ «Радумля»? Какова его проектная мощность? На какие показатели планируете выйти в ближайшее время?
– Проект ОРЦ «Радумля» появился в 2015 г. В сентябре прошлого года была запущена его первая очередь, площадью 22 га. При его создании, выборе материалов и оборудования мы ориентировались на лидеров рынка, использовали только самые передовые складские технологии. Сегодня «Радумля» – это современный логистический комплекс, способный выполнять все функции оптово-распределительного центра и поддерживать все необходимые бизнес процессы. Особое внимание у нас уделяется вопросам безопасности: как физической (охрана товаров, клиентов и посетителей), так и финансовой (абсолютная прозрачность сделок, понятное ценообразование).
Мы планируем обеспечивать единовременное хранение 35 тыс. тонн продукции со сроками оборачиваемости, не превышающими полутора месяцев. Таких показателей мы рассчитываем достичь к августу-сентябрю текущего года. Пока все у нас идет по намеченному плану. Если говорить о товарных группах, то основной акцент мы делаем на продукцию категории «фреш» – фрукты и овощи. В меньшей степени в нашем ОРЦ представлена молочная продукция, сыры, яйцо и т. п.
– Клиентов ОРЦ можно разделить на две категории: тех, кто производит и продает, и тех, кто покупает. И для тех, и для других ОРЦ выступает площадкой для коммуникации. Кто идет со своим товаром в «Радумлю»?
– В настоящее время мы заключаем договор по аренде 5 тыс. кв. м. холодильных камер одним оператором, и параллельно к нам идут фермеры, которым нужно торговое место площадью всего лишь 4 кв. м.
Малым и средним производителям сельскохозяйственной продукции ОРЦ всегда дает преференции. Ведь такой производитель со своей небольшой партией товара, каким бы качественным он не был, вряд ли сможет участвовать в каких-либо серьезных тендерах, и его попадание на полки сетевых ритейлеров маловероятно. ОРЦ качественно расширяет его целевую аудиторию. Как только он к нам обращается, мы, в первую очередь, обеспечиваем ему входной фитосанитарный контроль. Затем он может начать торговать, пользуясь любыми дополнительными услугами. У нас есть мощности по сортировке, калибровке, мойке, переработке и другим видам предпродажной подготовки продукции. Мы можем предоставить все виды упаковки для фруктов и овощей (сетки, вакуум, флоу-пак и т. п.). Клиент может торговать с грузового транспорта (от 1,5 т до 20 т), а может арендовать холодильные камеры различных объемов, может участвовать в аукционах по реализации продукции и заказать при необходимости бухгалтерское сопровождение сделки и многое другое.
Другой вариант, который как раз и позволяет участвовать мелким игрокам в поставках для крупных клиентов, состоит в том, что ОРЦ берет на себя формирование товарных партий в зависимости от нужд конечного потребителя. Мы маркируем их собственным товарным знаком и берем на себя полную ответственность за их содержание. Продукция любого производителя может участвовать в формировании такой сборной партии. Если же условия или цена его не устраивают, он может заниматься реализацией самостоятельно или поместить товар на хранение до лучших времен.
Существует также возможность работать по схеме «кросс-докинг», когда наша площадка используется для формирования торговых партий по собственным контрактным обязательствам.
– А какой интерес сотрудничать с ОРЦ крупным агрохолдингам или импортерам? Ведь не секрет, что они обычно напрямую проводят переговоры с розничными сетями.
– В аббревиатуре ОРЦ ключевое слово – «распределение». Крупным игрокам наша площадка удобна с точки зрения логистики и распределения крупных товарных партий по своим контрактным поставкам, плюс параллельно они могут осуществлять мелкооптовую торговлю и выходить на таких клиентов, существование которых они раньше и не замечали. Однако когда мелких покупателей становится много, а ОРЦ как раз и помогает этого добиться, они могут стать уже весомым каналом сбыта продукции.
– Такой же вопрос о крупных игроках, но уже из числа сетевых ритейлеров, особенно тех, у кого есть собственные распределительные центры. Что им может дать ОРЦ?
– Я не открою секрета, если скажу, что ни один
ритейлер
, ни одна крупная сеть не может добиться 100% выполнения контрактных поставок. Особенно в категории «фреш». Причины могут быть самые разные, но позволить себе остаться с пустой полкой никто не может. Очень непростая ситуация у сетей и со скоропортом, с продукцией, которая хранится при температуре +2 – +5˚С в течение 72 часов – здесь тоже очень часто случаются срывы поставок. И в такой ситуации ОРЦ как раз и позволяет оперативно восполнить недопоставку по текущему контракту. Кроме того, нередко мощности собственных распределительных центров сетей не справляются с объемами. И в этом случае ОРЦ опять окажется спасительным инструментом.
И, наконец, ничто не мешает нашим крупным резидентам и нам, как оператору ОРЦ, самим выступать партнерами для сетевых ритейлеров и осуществлять контрактные поставки в торговые сети.
– Кто еще может выступать в качестве покупателей в ОРЦ?
– На самом деле покупателем может быть кто угодно. Но сам формат ОРЦ дает много преимуществ тому, кому необходимо видеть, осязать товар, лично удостовериться в его качестве. Это предприятия сегмента HoReCa, шеф-повара ресторанов. К этому сектору мы относим и магазины шаговой доступности, небольшие сети, представители которых также лично приезжают в «Радумлю». Мы хотим, чтобы была возможность и покупать товар онлайн и в то же время видеть его. Если товар покупается регулярно и между контрагентами сформировались устойчивые связи, и возник определенный уровень доверия, то, естественно, сделку можно будет провести удаленно.
Очень важным клиентом являются для нас государственные и муниципальные предприятия. Ведь в рамках нашей бизнес-модели мы обеспечиваем минимальный объем наценок, отсутствие посредников, жесткий контроль качества и финансовую прозрачность. Поэтому те структуры, которые занимаются организацией питания в школах, детских садах, армии, МВД и т. п., и которым нужно жесткое соблюдение стандартов качества обращаются в наш центр.
И, конечно, клиентом ОРЦ может быть и физическое лицо, любой человек, покупающий товары за наличные.
– В логистических проектах локация – одна из ключевых составляющих успеха. Какие есть здесь преимущества у «Радумли»?
– Наш ОРЦ очень удачно расположен. Это Солнечногорский район Подмосковья, всего лишь в 30 км от МКАД, на пересечении Ленинградского шоссе (трасса М10) и Московского малого бетонного кольца (А107). Доехать к нам можно и по новой платной автодороге (М11). Северо-западное направление в целом очень перспективно в плане логистики для всех, чей бизнес связан с Москвой и Санкт-Петербургом. Не будем забывать, что весь продовольственный импорт, который приходит морем в Санкт-Петербург, движется в сторону Москвы именно по трассе М10. Кроме того, потенциал Подмосковья тоже достаточно велик.
Я думаю, в Московской области могло бы успешно работать 3-4 крупных ОРЦ, «закрывающих» основные транспортные направления. Одно из самых интересных – северо-западное – мы уже заняли.
Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные
рассылки,
а также на каналы
Telegram
и
Яндекс.Дзен
, чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Источник