Обществознание что такое экономика и бизнес план урок
Цель урока: объяснить учащимся, насколько
важно изучение экономической теории,
рассмотреть что такое экономические блага, и
научить учащихся отличать их от неэкономических,
изучить понятия микроэкономики и
макроэкономики.
Тип урока: лекция.
План
деятельности.
1. Введение
Ребята, вы учитесь в школе, изучаете многие
предметы, знакомитесь с различными учебниками по
этим предметам. Там рассказывается о природе,
исторических событиях, о том как грамотно писать,
сочинять, считать.
Вокруг только и говорят об экономке, словно в
мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио,
телевизор переполнены словами “экономическое
положение”, “экономические трудности”.
Экономика – это о тебе, о твоей нынешней и
будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о
городе и т.д.
Благосостояние людей, их обеспечение всем
необходимым зависит прежде всего от состояния
экономики, от ведения хозяйства. Все наше
существование тесно связано с экономикой. И твое
настоящее, и будущее также зависит от экономики.
Разве действительно все в нашей жизни есть
экономика или то, что связано с экономикой? Ведь
человеку больше всего нужно счастье, любовь,
радость? Причем здесь экономика?
Вот скажем дома, в школе, на улице – где
собственно эта экономика? Что это: деньги,
могучие заводы? Многие люди считают, что
экономика относится только к бизнесу и еще к
рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь
самые разные товары покупают в магазинах, а не на
рынке. Выходит не так просто понять де собственно
экономика, или она вся в ларьках или где-то
спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой
самой экономике.
2. Происхождение экономики
Само название этой науки было дано великим
ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до
н.э.) путем соединения двух слов: “эйкос” –
хозяйство и “номос” – закон, т.е. “экономика” в
буквальном переводе с древнегреческого означает
“законы хозяйства” или “умение вести домашнее
хозяйство”.
Все дело в том, что более двух тысяч лет тому
назад древние греки вели хозяйство в основном
домашним способом. Каждый дом, двор старались
обеспечить себя всем необходимым для жизни.
Такое хозяйство историки называют натуральным.
Конечно, и в те далекие времена уже существовал
рынок, люди покупали и продавали товары,
происходил обмен. Но все же многие предметы
первой необходимости создавались в своем
домашнем хозяйстве. За многие годы существования
домашнего хозяйства люди вырабатывали правила
хозяйствования. Вот эти правила и были названы
вначале экономией, а потом – экономикой.
С тех пор очень многое изменилось. Домашнее
хозяйство еще остается, но основные средства
существования людей создаются, производятся не
дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях,
одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на
заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в
готовом виде. А вот название “экономика”
осталось. Сейчас под экономикой понимают
хозяйство в самом широком смысле этого слова. И
домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и
хозяйство города, даже целого государства – все
это экономика. Экономика включает производство,
строительство, транспорт, торговлю, обслуживание
населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь
покупать товары приходится за деньги.
3. Какую роль экономика играет в жизни
людей?
С хозяйством, как хорошо известно, связаны
большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы,
ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям
нужно брать на себя груз этих забот, заниматься
хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и
беззаботно без экономики?
Оказывается, что так не получается и не может
получиться. человек нужны определенные условия и
среда существования, без которых невозможна сама
жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и
условия создает природа, окружающая нас
естественная среда. Она дарит нам воздух, свет,
тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо
думать, заботиться об экологии.
Но человеку недостаточно тех средств,
жизненных благ, которые он получает от природы.
Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все
человечество не накормишь и в шкуры диких зверей
всех людей не оденешь. В пещерах стало жить
неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру.
На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле
лучше, удобней и безопасней. Греться можно у
костра, но не будешь же все время разводить
костер?
Для того чтобы выжить, человек должен
удовлетворять свои основные потребности, т.е.
людям нужна пища, одежда, жилье и т.д., чего не
может им дать в нужном виде и в достаточном
количестве природа.
Все, что нужно человеку для жизни, в чем они
нуждаются, в экономике называют потребностями.
Многочисленные потребности людей, которые
непрерывно возрастают количественно, становятся
разнообразнее, способна удовлетворить только
экономика, хозяйственная деятельность. Таким
образом, экономика есть главное условие и
основной источник обеспечения жизни людей. Набор
основных потребностей в разных географических
районах неодинаков, например, в жарких странах
потребность в калорийной пище, теплой одежде и
теплом жилище больше, чем на севере.
Нужды человека разнообразны, таким образом
знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу
предложил специальную “пирамиду потребностей”,
которая описывает все разнообразие человеческих
потребностей и желаний.
Человек удовлетворяет свои потребности с
помощью благ и услуг.
Блага – продукты питания, одежда, мебель,
автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту
или иную человеческую потребность. Парикмахеры,
продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров,
музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они
не создают новых предметов, но их работа тоже
приносит людям пользу и удовлетворяет их
потребности.
Услуга – действие приносящие пользу, помощь
другим; бытовые удобства, предоставляемые
кому-нибудь.
Потребности людей никогда не бывают полностью
удовлетворены. Человек отличается от всех
остальных живых существ тем, что его потребности
в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет
на охоту. Сытый, обутый и одетый человек захочет:
- Удовлетворить свои основные потребности на
более высоком уровне: есть вкусно, одеваться
модно, иметь более удобное и просторное жилье. - Появляются новые потребности: в медицинском
обслуживании, образовании, развлечениях и т.д.
Человеку захочется иметь автомашину, телевизор,
собственный дом и др.
Наши потребности всегда опережают наши
возможности, поэтому большинство благ и услуг –
редкие, или ограниченные – мы не можем получить
их в том количестве, в каком захотим. Эти блага
принято называть экономическими, т.е. товары и
услуги объем которых:
- Недостаточен для удовлетворения потребностей
людей в полной мере. - Может быть увеличен лишь путем затраты факторов
производства, т.е. тех элементов
производственного процесса без которых он
невозможен. - Приходится тем или иным способом распределять.
Есть блага и другого типа: например, воздух,
которым мы дышим, вода там, где ее много (река,
озеро).
Они называются свободными или даровыми или
неэкономическими, т.е. это те жизненные блага
(преимущественно природные), которые доступны
людям в объеме куда большем, чем величина
потребности в них. А поэтому их не надо
производить и люди могут потреблять их бесплатно
(воздух, солнечный свет, дожди).
В жизни отличить экономические блага или
услуги от неэкономических благ или услуг очень
просто: экономические – платные,
неэкономические – бесплатные.
4. Почему и зачем люди участвуют в
экономической деятельности?
Итак, мы уже знаем, что экономика призвана
обеспечивать жизнь людей необходимыми им
благами. Но эти блага, как известно, не падают с
неба, их надо создавать, и производить. А
производство благ требует участия людей, их
труда. Многое в экономике приносят земля,
растительный и животный мир, многое делают
машины. Но без усилий со стороны людей, без их
экономической деятельности невозможно получить,
изготовить то, что требуется для жизни. Поэтому
человек не может быть только потребителем
экономических благ, он вынужден производить их,
участвуя в экономической деятельности.
Что побуждает человека вкладывать в экономику
собственный труд? Если человек сам создает то,
что нужно ему и его семье, то он участвует в
трудовой деятельности, чтобы произвести
необходимые предметы, вещи, товары. Но чаще люди
не производят, а покупают то, что им нужно. Увы,
для этого нужны деньги, а их приходиться
зарабатывать собственным трудом. Так что участие
человека в экономической деятельности
неизбежно. Понятно, что высказанное утверждение
относится прежде всего к людям, которые способны
трудиться, ведь малые дети, престарелые не могут
участвовать в труде в полной мере.
Интересно, что многие люди приобщаются к
трудовой, экономической деятельности не только
ради производства нужных вещей и получения
денег. Интересная, творческая деятельность
приносит людям удовлетворение, многие
испытывают внутреннюю потребность в ней.
5. Понятие экономики как науки
С научной точки зрения выделяют два
определения экономики:
- Это способ организации деятельности людей,
направленной на создание благ, необходимых для
их потребления. Синонимом этого слова является
понятие “хозяйство”. - Это наука, которая исследует, как люди
используют имеющиеся ограниченные ресурсы для
удовлетворения своих неограниченных
потребностей в жизненных благах.
Таким образом, экономика – это общественная
наука, изучающая поведение человека в условиях
неограниченности потребностей и ограниченности
ресурсов.
В экономической жизни есть три главных
участника:
- семья;
- фирмы;
- государство.
Они взаимодействуют между собой, координируя
свою деятельность как непосредственно, так и
через рынки факторов производства (т.е. ресурсов,
с помощью которых можно организовать
производство благ) и потребительских товаров
(благ, которые непосредственно потребляются
людьми).
Трудно переоценить роль, которую играют в
экономической жизни общества фирмы и
государство. И все же главный из действующих лиц
экономики – человек, семья.
Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд
людей, их конкретных потребностей в благах и
должна осуществляться хозяйственная
деятельность в любой стране.
Рис. Устройство экономики.
Кроме того, деятельность и фирм, и
государственных организаций, равно как и события
на тех или иных рынках, определяются решениями,
которые принимают люди.
Вот почему экономика изучает не объективные
процессы наподобие природных явлений, а
поведение людей в тех или иных хозяйственных
ситуациях.
Различают экономику семьи (экономические
процессы, связанные с хозяйством, которое ведет
одинокий человек или группа близких людей), экономику
фирмы (экономические процессы, связанные с
деятельностью организаций, производящих блага
для продажи), экономику региона
(экономические процессы, связанные с
деятельностью фирм, расположенных в
определенном регионе страны, и людей которые там
живут), экономику рынков факторов производства
товаров и услуг (экономические процессы,
связанные с куплей-продажей благ,
непосредственно потребляемых людьми или
используемых для организации деятельности фирм)и общеэкономические процессы (процессы,
которые влияют не только на экономику семьи,
фирмы, региона или определенного рынка, но и на
всю экономическую жизнь страны в целом).
Макроэкономика – исследует закономерности и
экономические взаимоотношения на уровне всей
экономики или крупных отраслей.
- Денежная система и инфляция.
- Безработица.
- Внешняя торговля.
- Экономический рост.
Микроэкономика – исследует закономерности
организаций и функционирование экономики на
уровне между отдельными фирмами и потребителями.
- Экономика семьи.
- Экономика региона.
- Экономика фирм.
Экономика рынков.
6. Экономические объекты
Экономическими объектами называют объекты
экономического назначения, то есть связанные с
экономикой, производящие экономический продукт,
товары и услуги. Наиболее важные экономические
объекты – это предприятия, использующие разные
экономические ресурсы, имеющие собственные
средства производства, производящие
значительное количество продукта, товаров.
Предприятия, производящие товары одного вида,
удовлетворяющие однородные потребности,
образуют отрасли хозяйства. Обычно в любом
городе и даже в селе представлены экономические
объекты многих отраслей.
Промышленные предприятия заняты добычей и
переработкой полезных ископаемых, производством
самых различных материалов, созданием многих
видов машин, инструментов. Они также производят
продукты питания из сельскохозяйственного
сырья, одежду, обувь, предметы домашнего обихода,
товары культурно-бытового назначения. Все, что
производят предприятия промышленности, принято
называть промышленной продукцией. Существует
несколько миллионов видов промышленной
продукции. Это разные виды топлива и энергии,
химические вещества, строительные материалы,
транспортные средства, оборудование для
производства самых разнообразных вещей:
холодильники, стиральные машины, мебель,
медицинские приборы, телевизоры, радиоприемники
и многое другое. Вооружение тоже производит
промышленность, которую называют военной или
оборонной.
Обычно промышленность сосредоточена в городах,
так как на промышленных предприятиях работает
много людей.
Еще одной важной отраслью экономики является
строительство, назначения этой отрасли понятно
из ее названия.
Сельское хозяйство – это выращивание растений
и разведение животных для обеспечения
потребностей людей в продуктах питания и в
материалах для одежды, обуви в виде тканей,
шерсти, кожи. Из самого названия отрасли ясно, что
она тяготеет к сельской местности.
Предельно ясно, что экономика и люди не могут
обойтись без транспорта, средств сообщения,
связи.
И где бы ты ни жил, тебе и всем другим людям
понадобятся объекты торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения.
В любом населенном пункте есть или, во всяком
случае, должны быть объекты культуры,
образования, охраны здоровья.
7. Контрольные вопросы
- Дайте определение понятия экономики.
- Что такое микро- и макроэкономика?
- Что такое потребность?
- Что такое благо? Какие виды благ выделяют?
- Что такое услуга? Приведите примеры.
- Какие экономические объекты вы знаете?
8. Задания
1. Учитель предлагает ученикам заполнить
последние две колонки самостоятельно.
№ | Жизненное событие | Экономические процессы, связанные с ситуацией | Экономические объекты, с которыми связаны данные процессы |
1. 2. 3. | Поездка в школу Завтрак в школе Домашний обед | Денежная оплата стоимости проезда Приобретение завтрака, его Труд по приготовлению пищи | Транспортные средства, автобус, метро Школьный буфет, касса Средства приготовления пищи |
2. Предложите учащимся прокомментировать
выражение “Бесплатный сыр только в мышеловке”.
Обсудите, является ли бесплатным благом –
освещение улиц.
3. Определите, какое из утверждений относится к
микроэкономике, какое к макроэкономике:
- Уровень безработицы в России в 1995 году составил
8,2% (макро). - В декабре 1995 было уволено 30 рабочих с обувной
фабрики “Скороход” (микро). - Неурожай мандаринов в Грузии привёл к повышению
цен на мандарины на московских рынках (микро). - За 1995 год цены на потребительские товары в нашей
стране выросли в 2,31 раза (макро). - На российских рынках сократилось количество
продаваемых иностранных автомобилей в связи с
тем, что были увеличены таможенные пошлины на их
ввоз (макро). - Совет директоров корпорации “General Motors” принял
решение о базовой цене на новую марку автомобиля
(микро).
9. Домашнее задание
П.1 в учебнике.
Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.
В качестве домашнего задания вы можете
предложить учащимся придумать примеры, которые
бы подтверждали необходимость для каждого
человека (в том числе и простого обывателя)
изучение основ экономической науки. Можно даже
попросить школьников написать маленькое
сочинение на эту тему. На следующем уроке следует
обсудить и прокомментировать наиболее
интересные варианты ответов.
Литература:
- Экономика. Поурочные планы по учебнику И.В.
Липсица / авт.сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград:
Учитель, 2008. – 191 с. - Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн 1. Пособие для
учителя – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 448 с.: ил.
Источник
Урок обществознания в 8 классе.
«ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА».
Цели и задачи урока:
Дать понятие «экономика». Показать, что экономика является одной из сфер общества;
Углубить у учащихся представление о том, как при ограниченности ресурсов необходимо удовлетворять потребности человека, воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактический материал: Презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные термины и понятия: экономика, ресурсы, производство, деньги, отрасль, предприятии, распределение.
Ход урока.
Вступительное слово учителя направлено на то , чтобы показать о большой роли экономики в жизни общества:
Благодаря этой сфере происходит удовлетворение потребностей человека и общества в целом
(дети приводят примеры )
Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Учитель ставит проблему перед учащимися:
« На каком уровне каждому современному человеку необходимо знать экономику»
На уроке мы вспомним об экономической сфере жизни общества, научимся анализировать данный текст.
– Запишите тему урока в тетрадь.
Актуализация личного опыта учащихся
– Дайте определение понятия экономика.
– Где и когда вы уже встречались с этим понятием.
– Связаны ли потребности людей и развитие экономики? Как? Приведите примеры из истории и реальной жизни. (Ответы детей .
Учитель обобщает ответы и указывает , что основателем науки экономики считают греческого философа Аристотеля
( на экране показываю изображение Аристотеля)
3. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.
В переводе с греческого «эко» означает хозяйство, «ном» – закон.
Таким образом:
– экономика – это способ ведения хозяйства. направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества:
-это наука, исследующая законы, по которым люди взаимодействуют в процессе ведения хозяйства
-это наука об использовании людми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления
Главные вопросы экономики – это вопросы, которые стоят не только перед экономической наукой, но и перед каждым человеком, который собирается стать предпринимателем:
-Что производить?
-Как производить?
-Для кого производить
– КАКОГО КАЧЕСТВА
-с помощью каких средств
(ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ РАЗБИРАЮТСЯ В ФОРМЕ БЕСЕДЫ)
Деньги – это символ и главная движущая сила экономики.
Под их наличие или отсутствие выстраиваются наши желания, потребности, интересы. Наличие денег делает нас довольными, а их отсутствие ведет к неудовлетворению, а порой к отчаянию и преступлению.
Много неприятностей доставляет нам инфляция, цены могут расти, а заработная плата нет. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Не только люди, но и целые общества зарабатывают и тратят. То, что общество заработало за год, именуется национальным доходом, а то, что заработали за то же время люди, – семейным доходом. И семейный, и национальный доход – главные виды ресурсов.
– С какой целью человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги? (удовлетворить свои потребности)
2 ФОРМИРУЕМ ПОНЯТИЕ – факторы производства:
-природные ресурсы
-трудовые ресурсы
-капитал.
Самостоятельная работа с таблицей
ресурсы
Что включают
Природные
ресурсы
Трудовые
ресурсы
капитал
инфромация
-работа с новыми понятиями
1. прибыль
2. предприниматель
3. предпринимательство
4.рынок
структура экономики:
В структуру экономики входят те, кто выполняет функции производства, распределения, обмена, потребления или помогает их выполнению.
Работа с учебником (стр. 67)
4. Закрепление изученного материала.
1) Работа с основными понятиями.
Что такое экономика?
Перечислите факторы производства.
Почему предпринимательские способности так же относят к факторам производства?
Какое отношение к экономической сфере имеют данные пословицы и поговорки?
2). Работа с пословицами.
Слайд пословицы на экране
Какое отношение к экономической сфере жизни общества имеют данные пословицы и поговорки.
Горька работа, да сладок хлеб.
Под лежачий камень вода не течет.
За один раз дерева не срубишь.
3) Применение полученных знаний.
– Где и когда вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке? (при выборе профессии, в случае занятия предпринимательской деятельностью, при решении экономически задач).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.п.9
Источник