Обществознание 6 класс план своего бизнеса

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 урока по обществознанию в 6 классе

по теме «Предпринимательство и бизнес»

Автор:

Боровикова Наталья Васильевна,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 5»

Майкоп – 2013г.

Тема урока: Предпринимательство и бизнес

Бизнес — это игра, величайшая игра в мире –

 если вы знаете, как в нее играть.

Томас Дж. Уотсон

Цели:

  1. Рассмотреть особенности предпринимательской деятельности и             бизнеса;
  2. Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
  3. Формировать умения анализировать экономические понятия.

Основные понятия: предприниматель, бизнес, фирма, капитал, технология, менеджер, инновация.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, словарь терминов.

План урока:

  1. Эволюция терминов «предприниматель» и «предпринимательство».
  2. Этапы организации фирмы.
  3. Личные качества предпринимателя (пирамида успешности).
  4. Основы предпринимательской деятельности.
  5. Организация собственной фирмы. Реклама фирмы.

Ход урока

Урок – творческая лаборатория. Учащиеся делятся на несколько групп по 5 человек. В ходе урока учащиеся выполняют различные формы работы, за каждое правильно выполненное задание присваивается бонус. В конце урока бонусы подсчитываются и учащиеся получают оценки.

1.Организационный момент

Учитель зачитывает отрывок из книги А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и подводит к теме урока. (см. приложение №1)

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного понятийного аппарата. Это намеренное соединение их вместе, чтобы они не только помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально-экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы.

Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно, т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.

2. Актуализация темы

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 10-12 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

Задание №1.

Перед вами лист с различными определениями термина «предприниматель» и «предпринимательство». На основе данных терминов сформулируйте свое понимание термина. (см.приложение №2 «эволюция терминов»).слайд 2.

Команды защищают свою формулировку определения, затем учитель комментирует эти понятия.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, основывающий новое дело для получения прибыли.

Учитель:  прежде чем создать свою собственную фирму предприниматель должен самостоятельно ответить на основные вопросы экономики:

  • Что производить;
  • Как производить;
  • Для кого производить;
  • По какой цене реализовывать.

Работа по материалу презентации (слайд 3- 6).

Задание №2

Учащиеся получают задание, в котором необходимо восстановить последовательность этапов организации фирмы и создания новой продукции. Затем на основе данных этапов создать собственную фирму и прорекламировать свой товар (сочинить текст рекламы). см. приложение №3, слайд 7.

Учитель, Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Задание №3

Определить  какие черты характера личности, качества должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем (построить пирамиду успешности).см.приложение № 4, слайд 8.

Учитель: предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным  наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрением новых методов организации производства или новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Инновация  — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. слайд 9.

  1. Подведение итогов урока.

Игра «крестики — нолики» — обобщение темы урока. Учащимся  предлагается ряд вопросов обобщающего характера, затем совместно подводятся итоги урока. Слайд 10, см. приложение № 5.

Приложение № 1

Отрывок из книги французского

писателя  Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944)

«Маленький принц»

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».

Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

  • Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
  • Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

—        Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

  • Что делаю? -Да.
  • Ничего не делаю. Я ими владею.
  • Владеешь звездами?
  • Да.
  • Но я уже видел короля, который…

— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

  • А для чего тебе владеть звездами?
  • Чтобы быть богатым.
  • А для чего быть богатым?

—        Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.

И стал спрашивать дальше:

  • А как можно владеть звездами?
  • Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.
  • Не знаю. Ничьи.
  • Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
  • И этого довольно?

—        Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

— Вот это верно, — сказал Маленький принц. – И что же ты с ними делаешь?

—        Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их, пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.

Однако Маленькому принцу этого было мало.

  • Если у меня есть шелковый платок, я могу повязат; его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
  • Нет, но я могу положить их в банк.
  • Как это?
  • А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
  • И все?
  • Этого довольно.

«Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».

Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

—        У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утре его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Приложение № 2

Эволюция терминов

«предприниматель» и «предпринимательство»

1725 г. Ричард Кантильон: Предприниматель – это человек действующий в условиях риска.

1797 г. Бодо: Предприниматель – лицо несущее ответственность за предпринимаемое дело.

1934 г. Йозеф Шумпетер: Предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.

1961 г. Девид Маклелланд: Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

1985 г. Роберт Хизрич: Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Предприниматель – человек, который затрачивает время и силы, берет на себя риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Словарь терминов

Бизнес – деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг.

Инновация  — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Капитал (от французского – богатство) – денежные средства, который вкладываются в организацию дела.

Менеджер – наемный руководитель фирмы (управляющий).

Предприниматель – человек, основывающий новое дело для получения прибыли.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Технология – способы производства товаров и услуг.

Фирма – торговое или промышленное предприятие, использующее природные ресурсы, капитал и труд людей для создания и продажи потребителям товаров и услуг с целью получения прибыли.

Приложение № 3

Укажите последовательность этапов

при организации собственного дела.

— определить источники начального капитала (кредит, сбережения,      накопления).
— решить вопрос об организации работы фирмы ( наемные работники, способы производства, заключение договоров, работа менеджеров).

— реклама фирмы.
— найти помещение для фирмы.
— зарегистрировать дело.

— аренда здания.

— идея (что будем производить).

Укажите последовательность создания новой продукции:

— составление бизнес- плана.
— выпуск пробной партии продукции.
— разработка идеи
— установление цены на товар
— выпуск готовой продукции.

Приложение № 4

Качества предпринимателя

  1. Профессионализм.
  2. Законопослушность.
  3. Бережливость.
  4. Жадность.
  5. Скупость.
  6. Индивидуализм.
  7. Целеустремленность.
  8. Легкомыслие.
  9. Ответственность
  10. Трудолюбие.
  11. Хвастовство.
  12. Лень.
  13. Инициативность.
  14. Рассеянность.
  15. Самостоятельность.
  16. Нерасторопность.
  17. Честность.
  18. Умение рисковать.

Приложение № 5

Вопросы для игры. ( «Х» и «О»)

  1. Для организации своего дела необходима конкретная идея (да).
  2. Ленивый, нерасторопный человек легко справится с ролью бизнесмена (нет).
  3. кредит в банке предполагает что его надо отдать с процентами (да).
  4. Для организации фирмы не нужно начального капитала (ден. средств) (нет).
  5. Основная цель предпринимателя – получение прибыли (да).
  6. Государственная регистрации фирмы не обязательна (нет).
  7. Роль, задача менеджера заключается в том, чтобы планировать, руководить, управлять работой  других (да).
  8. Предпринимателем по закону может стать человек, достигший 12 лет (нет).
  9. То чем занимаются предприниматели называется бизнес (да ).

Учащиеся заполняют игровое поле.

Х – да; О – нет. Затем проверка вместе с учителем.  

Источник

Слайд 1

Что такое собственный бизнес? Проект выполнен: Рубцова Е.Н. — МБОУ «СОШ №8», директор школы, учитель физики, г. Нефтеюганск; Оринская И.В. – МБОУ «СШ №30 с УИОП», учитель географии, г. Нижневартовск; Казеева Е.С.- МБОУ «СОШ №14», учитель начальных классов, г. Нефтеюганск; Гордиевскин Н.Н.- МБОУ «СОШ №14», учитель по шахматам, г. Нефтеюганск. .

Слайд 2

Цели занятия * сформировать у учащихся (5-6 класс) знания о бизнесе и предпринимательской деятельности; * познакомиться с формами организации бизнеса; * выявить качества личности предпринимателя; * выявить значение предпринимательской деятельности.

Слайд 3

Как вы думаете, кто такой предприниматель/бизнесмен? Какую деятельность можно назвать предпринимательством?

Слайд 4

Предприниматель, или бизнесмен — это человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Известно, что телеграф, телефон, радио, компьютер изобрели ученые, но сделали их средствами массовой коммуникации именно предприниматели. Предприимчивость — это черта характера, способ поведения, которому присущи ловкость, сноровка, умение выходить из сложных ситуаций, что-то организовывать на пустом месте.

Слайд 5

Помогает : достичь успеха в жизни; добиться материального благополучия; проявить творческие способности; ускорить развитие экономики страны. Зачем заниматься собственным бизнесом?

Слайд 6

Виды бизнеса Малый Средний Производствен-ный Торговый Финансовый

Слайд 7

Формы предпринимательства предприятие индивидуальное МАЛЫЙ БИЗНЕС — экономическая деятельность, приносящая прибыль на малых и средних предприятиях с численностью работающих менее 500 человек.

Слайд 8

Единоличное предприятие Товарищество Акционерное общество Корпорация Формы организации бизнеса

Слайд 9

Организация бизнеса включает несколько этапов Написание бизнес-плана

Слайд 10

Качества предпринимателя Стремление к успеху, упорство. Инициативность, бережливость. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения. Смелость, способность пойти на риск. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову). Уметь управлять, организованность. Быть эрудитом. Быть щедрым. Генри Форд Билл Гейтс

Слайд 11

Задание. Необходимо вставить пропущенные слова. КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Кредо предпринимательской деятельности — __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________. При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это ____________________________. Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________. СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.

Слайд 12

Рефлексия Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей. Организация бизнеса требует конкретных идей, наличие капитала, активных и продуманных действий, профессиональных менеджеров.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Источники. Обществознание. Учебник для 6 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: 2012 Финансовая грамотность https ://fmc.hse.ru/5-7forms Предприниматель http ://makeyourdays.ru/page/48 / Предпринимательство http :// finance.tut.by/news289378.html Бизнес https://www.uralzo.ru/biznes-galereja/kak-nachat-svoe-delo/otkroj-svoe-delo.html Малый бизнес https://i-news.kz/news/2013/02/02/6863557-v_kostanaiskoi_oblasti_v_ramkah_delovyh_.html

Источник

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 6-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.

Отличительной особенностьюпрограммы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цели и задачи программы

Предлагаемая программа имеет своей целью сформировать у учащихся предпринимательские качества, а так же знания, умения и навыки, необходимые для любой деятельности:

— основы знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, юриспруденции;

— навыки постановки целей и планирования своей деятельности;

— навыки получения и анализа информации;

— навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование;

— навыки уверенного поведения, презентации и самопрезентации;

— навыки эффективных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить информацию без потерь, аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать на мнение, отличное от собственного);

— умение находить нестандартные решения и креативно мыслить

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия — 70 часов в год при 2 часах в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,практическая работа,юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностные результаты универсальные учебные действия

У учащегося  будут сформированы:

Учащийся  получит возможность для формирования:

— приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;

— осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

— овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

— внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

— выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

— устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

— эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

— понимать цели своих действий;

— планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;

— проявлять познавательную и творческую инициативы;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

— составление текстов в устной и письменной формах;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

— продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

— с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

— адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

Учащийся научится:

— понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;

— развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

— освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

— освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;

— выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

Учащийся получит возможность научиться:

— развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

— развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

III. Содержание курса внеурочной деятельности

6 класс (70 часов)

Раздел 1. Творческое и креативное мышление(4 часа).

Суть творческого процесса — соединить известное в новой комбинации. Мышление —  процесс познавательной деятельности.Оригинальность, необычность идей. Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.

Раздел 2. Гибкие навыки (Softskills) (4 часа).

Тайм-менеджмент. Умение учиться. Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. Неутомимый слуга времени – часы.Я и мое время. Образец режима дня.Основные «ловушки» времени.

Раздел 3. Финансовая грамотность (4 часа).

Сколько денег нужно, чтобы начать бизнес. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач. Проект «Личный финансовый план».

Раздел 4. Структура предприятия (4 часа).

Разделение труда на предприятии. Виды разделения труда. Общественное разделение труда. Вертикальное разделение труда. Функциональное разделение труда.

Раздел 5. Предприимчивость (4 часа).

Чем отличаются предприимчивые люди от остальных. Способность быстро и эффективно разрешить проблему, реализовать поставленную цель. Деловую активность, изобретательность, готовность к риску,  находчивость.

Раздел 6. История предпринимательства. (4 часа).

Раздел 7. Бизнес-модели. (4 часа).

Купил – перепродал. Фактор пользы или выгоды. Фактор стоимости и фактор прибыли.

Раздел 8. Анализ рынка. Выбор рыночной ниши. (4 часа).

Ниша рынка: что это и как в нее устроиться. Важные этапы анализа рынка. Самые доступные и простые исследования рынка.

Раздел 9. Маркетинг и продвижение. (4 часа).

Что такое реклама? «Как корабль назовешь…». Продвижение товара (услуг). Важнейшие функции продвижения. Практика рекламной деятельности.

Раздел 10.Командообразование. (4 часа).

Сила команды. Роли в команде. Что означает умение работать в команде? Какие преимущества дает бизнесу наличие слаженной команды? Процесс командообразования.

Раздел 11. Налоги. Бухгалтерия для начинающих. (4 часа).

Что такое налоги и зачем они нужны. Кто такой бухгалтер. Моя мама – бухгалтер. Отчетность и первичная документация.

Раздел 12. Юридические вопросы для начинающих. (4 часа).

Что такое договор? Зачем фиксировать договоренности на бумаге. Партнерский договор. Договор с клиентом.

Учебно-тематический план

6 класс (70 часов)

Наименование тем

Количество часов

Всего

Аудит. занятия

Лекции

Практические занятия

1

Творческое и креативное мышление

5

3

2

2

Гибкие навыки (Softskills)

4

2

2

3

Финансовая грамотность

4

4

4

Структура предприятия

6

6

5

Предприимчивость

4

4

6

История предпринимательства.

4

4

7

Бизнес-модели

6

6

8

Анализ рынка. Выбор рыночной ниши

6

4

2

9

Маркетинг и продвижение

6

4

2

10

Командообразование.

4

2

2

11

Налоги. Бухгалтерия для начинающих

6

6

12

Юридические вопросы для начинающих

5

5

Итого

70

60

10

Практические занятия

Номер темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

1

Практикум «Поиск нестандартных идей»

2

2

Практикум «Фотография дня»

2

8

Ситуационный кейс «Анализ рынка»

2

9

Практикум «Разработка логотипа, слогана и выбор каналов рекламы»

2

10

Деловая игра «Кораблекрушение». Предзащита проектов

2

Итого

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

План

факт

    Суть творческого процесса — соединить известное в новой комбинации.

    2

      Мышление — процесс познавательной деятельности.

      2

        Оригинальность, необычность идей.

        2

          Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.

          2

            Тайм-менеджмент. Умение учиться.

            2

              Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно.

              2