Общая характеристика бизнес плана курсовая

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


Реферат/Курсовая Общая характеристика содержания бизнес-плана

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая.

Добавлен: 06.01.13.
Год: 2012.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

1
Общая характеристика
содержания бизнес-плана
 Бизнес-план
– это документ, в котором дается
описание основных разделов развития
организации на конкурентном рынке 
с учетом собственных и заемных 
финансовых источников, материальных
и кадровых возможностей и предполагаемых
рисков, возникающих в процессе реализации
предпринимательских проектов.
     Бизнес-план
обеспечивает объективное представление 
о возможностях развития производства,
способах продвижения товара на рынок,
ценах, возможной прибыли, основных
финансово-экономических результатах 
деятельности предприятия, выявляет зоны
опасностей, предлагает пути их ограничения.
Подобный план используется независимо
от сферы деятельности, масштабов, вида
собственности, организационно-правовой
формы компании. В нем находят 
свое решение как внутренние задачи,
связанные с управлением предприятием,
так и внешние, обусловленные, в 
частности, взаимоотношениями с 
другими фирмами и организациями.
     Благодаря
бизнес-плану появляется возможность 
взглянуть на работу предприятия 
как бы со стороны. Сам процесс 
разработки бизнес-плана, включающий детальный 
анализ экономических и организационных 
вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.
     Бизнес-план,
являясь неотъемлемой частью системы 
планирования на предприятии, является
ее отдельным звеном и не ограничивается
каким-либо одним видом планирования.
Тем не менее, ему все же присущи 
в достаточной мере устойчивые признаки
в соответствии со стоящими перед 
ним задачами:
     –
бизнес-план не может включать 
весь комплекс общих целей 
предприятия, а лишь одну из 
них, ту, которая связана с инвестиционным 
процессом (внутренним или внешним).
Бизнес-план – это всегда инвестиции
(развитие). Нет инвестиций – не может 
быть и бизнес-плана (в отличие 
от других видов планирования,
например стратегического);
     –
в отличие от стратегического 
и тактического плана, бизнес-план 
имеет четко очерченные временные 
рамки, по истечении которых 
определенные планом цели и 
задачи должны быть выполнены;
     –
в бизнес-плане функциональные 
составляющие (план маркетинга, план 
производства и т.п.) в отличие 
от всех других видов планов,
являются полноправными, равновесными 
частями структуры.
     Бизнес-план
выступает как средство действенной 
рекламы для будущих инвесторов,
партнеров. Поэтому он должен быть написан 
деловым языком, понятным финансистам,
банкирам, партнерам по бизнесу.
     Ключевым 
разделом, исходя из главной цели бизнес-плана,
всегда является финансовый план. Аккумулируя 
информацию других разделов, финансовый
план дает ответ на самый важный
вопрос – что нужно вложить и 
какова отдача, поскольку предпринимательская 
деятельность есть не что иное, как 
деятельность на свой страх и риск
с целью извлечения выгоды.
     Бизнес-план
как документ наделен специфичными,
только ему присущими чертами, но
при этом о нем нельзя говорить
как о документе со строго заданными 
параметрами. Четкой регламентации 
структуры бизнес-плана не существует.
Однако есть ряд пунктов, которые 
являются основополагающими и без 
которых бизнес-план не может играть
поставленной перед ним роли: это 
разделы, освещающие идеи, цели бизнеса,
специфику продукта предприятия, определяющие
структуру будущего предприятия, его 
финансовый проект и перспективы 
развития, предлагающие конкретную стратегию 
поведения фирмы в реальных рыночных
условиях.
     Таким
образом, при создании собственного
дела предприниматель должен составить 
бизнес-план с желательным рассмотрением 
следующих пунктов:
     1)
общая характеристика организации 
(резюме);
     2)
характеристика товаров (услуг);
     3)
рынок сбыта товаров (услуг);
     4)
конкуренция на рынках сбыта;
     5)
план маркетинга;
     6)
план производства;
     7)
организационный план;
     8)
риски в деятельности;
     9)
финансовый план;
     10)
приложения.
     В
соответствии с Методическими рекомендациями
Минэкономразвития РФ по реформе 
предприятий от 1 октября 1997г. № 118 бизнес-план
проекта, реализуемого в рамках инвестиционной
политики предприятия, должен включать
следующие разделы:
     –
вводная часть;
     –
обзор состояния отрасли (производства),
к которой относится предприятие;
     –
производственный план реализации 
проекта;
     –
план маркетинга и сбыта продукции 
предприятия;
     –
организационный план реализации 
проекта;
     –
финансовый план реализации проекта;
     –
оценка экономической эффективности 
затрат, осуществленных в ходе 
реализации проекта.
     С
позиций популярных в России пакетов 
разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project
Expert (UNIDO, Tacis) основными разделами 
бизнес-плана являются следующие:
     1.
Краткое описание.
     2.
Бизнес и его стратегия
     3.
Рынок и маркетинговая стратегия 
(план-маркетинг)
     4.
Производство и эксплуатация
     5.
Управление и процесс принятия 
решений
     6.
Финансы (финансовый план)
     7.
Факторы риска
     При
необходимости большей детализации 
в бизнес-план включаются приложения.
Это документы, иллюстрирующие те или 
иные положения, исходя из которых производится
планирование. Количество и состав
приложений определяются в зависимости 
от поставленной цели, предмета бизнеса 
и других факторов.
     Наиболее 
распространенные документы, входящие
в приложения:
     –
технические данные о продукции;
     –
анкеты руководящих работников;
     –
организационная и другие схемы;
     –
результаты аудиторских проверок;
     –
мнения консультантов и экспертов.
     На 
титульном листе бизнес-плана 
следует указать, что приведенная 
в данном бизнес-плане информация
носит конфиденциальный характер и 
представляет предпринимательскую 
тайну.
     Бизнес-план
обеспечивает анализ возможностей для 
каждого вида бизнеса в конкретной
ситуации и четкое представление, каким 
образом может быть использован 
данный потенциал.
     В
нем оценивается перспективная 
ситуация как внутри ор-ганизации, так 
и вне ее. В условиях акционерной 
собственнос-ти он объективно необходим 
руководству организации, поскольку 
именно при помощи бизнес-плана управляющие 
принимают решение об эмиссии 
акций и использовании эмиссион-ного
дохода. Бизнес-план используется и при
обосновании меро-приятий по совершенствованию
и развитию организационной структуры
фирмы, в частности, для обоснования уровня
центра-лизации управления и ответственности
сотрудников. Данный план помогает и координации
деятельности партнеров, связанных кооперированием
и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих
продуктов. 
2
Структура технико-экономического
обоснования (ТЭО)
 Технико-экономическое 
обоснование или ТЭО – анализ, расчет,
оценка экономической целесообразности
осуществления предлагаемого проекта 
строительства, сооружения предприятия,
создания нового технического объекта,
модернизации и реконструкции существующих
объектов. ТЭО основано на сопоставительной
оценке затрат и результатов, установлении
эффективности использования, срока 
окупаемости вложений.
     Технико-экономическое 
обоснование является необходимым 
для каждого инвестора исследованием,
в ходе подготовки которого проводится
ряд работ по изучению и анализу 
всех составляющих инвестиционного 
проекта и разработке сроков возврата
вложенных в бизнес средств. Для 
разработки ТЭО необходима комплексная 
работа группы специалистов – экономистов,
финансистов, юристов и др.
     Технико-экономическое
обоснование (ТЭО) включает в себя следующие
аспекты:
     –
общие сведения о проекте;
     –
капитальные затраты;
     –
эксплуатационные затраты;
     –
производственная программа;
     –
финансирование проекта;
     –
оценка коммерческой целесообразности 
реализации проекта
     1.Общие 
сведения о проекте . Общий 
замысел, место размещения и 
участники проекта, краткая характеристика 
отрасли деятельности, анализ спроса-предложения, 
оценка емкости рынка, основные 
потребители продукции (услуг), основные 
конкуренты, обоснование региона 
размещения проекта с позиций 
конъюнктуры рынка. Приводятся 
основные параметры проекта: вид 
и номенклатура продукции (услуг),
мощность (объем услуг) предприятия.
     2.
Капитальные затраты. Представляется 
смета капитальных (единовременных)
затрат, необходимых для реализации 
проекта.
     3.
Эксплуатационные затраты. Представляется 
смета эксплуатационных (ежегодных) 
затрат с разбивкой по статьям 
затрат.
     4.
Производственная программа. Описание
всех видов продукции (услуг), которые
планируется выпускать (предоставлять)
в рамках рассматриваемого проекта, с
указанием объемов производства и цен
реализации. Обоснование ценовых показателей.
     5.
Финансирование проекта. Представляется
схема финансирования проекта с описанием
источников получения заемных средств,
условий их использования и погашения.
     6.
Оценка коммерческой целесообразности 
реализации проекта. На базе 
исходных данных, принятых для 
экономической оценки проекта, 
проводятся расчеты основных 
экономических показателей, позволяющих 
оценить целесообразность реализации 
проекта.
     Расчетная
часть содержит следующий расчетный 
материал: таблицы движения денежных
потоков, прогноз баланса. По результатам 
работы заказчик получает технико-экономическое
обоснование (ТЭО) в виде единого документа
на бумажном и электронном носителе. 
3
Отличие бизнес-плана
от технико-экономического
обоснования
 Технико-экономическое 
обоснование проекта отличается
от бизнес-плана следующим:
     –
обычно ТЭО пишется для проектов 
внедрения новых технологий, процессов 
и оборудования на уже существующем,
работающем предприятии, поэтому 
анализ рынка, маркетинговая стратегия, 
описание компании и продукта,
а также анализ рисков в 
нем часто просто отсутствуют;
     –
в ТЭО приводится информация 
о причинах выбора предлагаемых 
технологий и процессов и решений, 
принятых в проекте, результаты 
от их внедрения и экономические 
расчеты эффективности.
     Следовательно,
можно говорить о более узком,
специфическом характере ТЭО 
по сравнению с бизнес-планом. Разработка
ТЭО необходима, когда нужно доказать
необходимость выбора именно предлагаемого 
варианта оборудования, технологии, процесса,
и т.п. Разработка технико-экономического
обоснования производится для проектов
внедрения новых технологий, процессов 
и оборудования на уже существующем,
работающем предприятии, поэтому анализ
рынка, маркетинговая стратегия, описание
компании и продукта, а также анализ
рисков в нем часто не требуется.
     Технико-экономическое 
обоснование (ТЭО) представляет собой 
документально оформленные результаты
маркетинговых и технико-экономических 
исследований, обосновывающих целесообразность
и возможности реализации инвестиционного 
проекта, выбор наиболее эффективных 
организационных, технических и 
экономических решений для ввода 
в действие новых или реконструкции 
и модернизации действующих производственных
мощностей, ТЭО, при необходимости,
включается в состав бизнес-плана.
     Я
пришла к выводу, что ТЭО – это просто-напросто
“урезанное” подобие бизнес-плана,
а в некоторых случаях, это бизнес-план
“обозванный” технико-экономическим
обоснованием (ТЭО), и не более того.
     При
этом если структура бизнес-плана 
ещё хоть как-то регламентируется, то
структур технико-экономического обоснования,
я нашла около десятка. Причем
они рознились, как по отраслям, так 
и по охвату проблем, которые рассматривались 
в этих самых обоснованиях.
     Приведу
некоторые из них:
     Структура
ТЭО-1.
     общие
исходные условия;
     рынок
и мощность предприятия;
     материальные 
факторы производства;
     местонахождение
предприятия;
     проектно-конструкторская 
документация;
     организация
предприятия и накладные расходы;
     трудовые 
ресурсы;
     планирование 
сроков осуществления проекта;
     финансово-экономическая 
оценка проекта.
     Структура
ТЭО-2.
     1.
История и основная идея проекта.
     Рассмотрение 
его основный аспектов и реализации
в рамках компании.
     2.
Краткий обзор рынка
     Проведение 
маркетинговых исследований на предмет 
выявления спроса на производимую продукцию
(оказываемые услуги).
     3.
Инженерное проектирование и 
технология.
     3.1.
Характеристика технологического 
процесса,
     3.2.
Обоснование выбора оборудования,
     3.3.
Рассмотрение достоинств и недостатков,
     3.4.
Анализ соответствия выпускаемой 
продукции международным стандартам..
     4.
Экономическая оценка и финансовый 
анализ.
     4.1.
Полные инвестиционные затраты
     4.2.
Финансирование проекта: механизм 
и источники финансирования
     4.3.
Полные издержки на проданную 
продукцию.
     4.4.
Оценка экономической эффективности 
с учетом окупаемости и своевременного 
возврата заемных средств (в 
случае их использования), валютная 
окупаемость
     4.4.1.
Чувствительность проекта к основным 
рискам
     4.4.2.
Показатели чистой текущей стоимости 
и нормы внутренней возвратности 
капиталовложений
     4.5.
Оценка влияния финансовых результатов 
на экономику предприятия.
     Структура
ТЭО-3.
     Структурный
план (резюме всех основных положений 
каждой главы);
     Общие
условия осуществления проекта 
и его исходные данные (авторы проекта,
исходные данные по проекту, уже проведенные 
исследования стоимости и капиталовложений
и т.д.);
     Рынок
сбыта, мощности производства и производственная
программа (спрос и рынок, прогноз 
продаж, производственная программа, определение 
мощности (максимальной загрузки) предприятия 
и многое и т.д.);
     Материальные 
факторы производства (сырье и 
ресурсы, необходимые для производственного 
процесса) – (приблизительные потребности 
в факторах производства (наличие 
ресурсов и сырья), положение с 
их поставками в настоящем и будущем,
приблизительный расчет годовых 
издержек на местные и иностранные 
материальные факторы производства
и т.д.);
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Öåëè è ôóíêöèè ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, åãî ñòðóêòóðà è ñîäåðæàíèå, ïðåäúÿâëÿåìûå òðåáîâàíèÿ è çíà÷åíèå â ýêîíîìèêå ïðåäïðèÿòèÿ. Îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà äëÿ òóðèñòè÷åñêîé ôèðìû, åãî îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè, ïîðÿäîê ñîñòàâëåíèÿ è îöåíêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ: ñòðóêòóðà, ñîäåðæàíèå, îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè

 ðàìêàõ ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ ðåøàåòñÿ ìíîæåñòâî âîïðîñîâ óïðàâëåíèÿ ôèðìîé, â òîì ÷èñëå: ðàçðàáîòêà îáùåôèðìåííîé ñòðàòåãèè; ïîäãîòîâêà ñòðàòåãè÷åñêèõ ðåøåíèé â îòäåëüíûõ õîçÿéñòâåííûõ îáëàñòÿõ; àíàëèç êîíêóðåíòíîé ñðåäû; îïðåäåëåíèå îñíîâíûõ öåëåé ôèðìû; óïðàâëåíèå ñòðàòåãè÷åñêè âàæíûì ôàêòîðàìè äåÿòåëüíîñòè íà ðûíêå; ôîðìèðîâàíèè ìàðêåòèíãîâîé ñòðàòåãèè íà ðûíêå îòäåëüíûõ òîâàðîâ; èçó÷åíèå æèçíåííîãî öèêëà ïðîäóêöèè íà ðûíêå; óïðàâëåíèå ïîðòôåëåì çàêàçîâ; âûÿâëåíèå ñòðàòåãè÷åñêèõ ïåðñïåêòèâ ôèíàíñèðîâàíèÿ êàïèòàëîâëîæåíèé; ôîðìóëèðîâàíèå îáùåé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ; àíàëèç ïåðñïåêòèâ â ýòîé îáëàñòè; èññëåäîâàíèå ñòðóêòóðû çàòðàò.

Ïëàíèðîâàíèå, êàê èçâåñòíî, ïðåäñòàâëÿåò ñîñòàâíóþ ÷àñòü ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ. Ïðîöåññ ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ ïðîòåêàåò â òðè ýòàïà: ïåðâîíà÷àëüíî îïðåäåëÿþòñÿ äîëãîñðî÷íûå ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ è åãî îñíîâíûõ ïîäðàçäåëåíèé; íà ýòàïå ðåàëèçàöèè ïëàíîâ ðàçðàáàòûâàþòñÿ ìåðîïðèÿòèÿ ïî îñóùåñòâëåíèþ ôèðìåííîé ñòðàòåãèè; ñ ïîìîùüþ êîíòðîëÿ âûÿâëÿþòñÿ îñíîâíûå ïðîáëåìû â îáëàñòè ðåàëèçàöèè ñòðàòåãèè êîìïàíèè.

· óÿñíèòü ñòåïåíü ðåàëüíîñòè äîñòèæåíèÿ íàìå÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ;

· äîêàçàòü îïðåäåëåííîìó êðóãó ëèö öåëåñîîáðàçíîñòü ðåîðãàíèçàöèè ðàáîòû óæå ñóùåñòâóþùåé ôèðìû èëè ñîçäàíèÿ íîâîé;

· óáåäèòü ñîòðóäíèêîâ êîìïàíèè â âîçìîæíîñòè äîñòèæåíèÿ êà÷åñòâåííûõ èëè êîëè÷åñòâåííûõ ïîêàçàòåëåé, íàìå÷åííûõ â ïðîåêòå è äð.

Áèçíåñ-ïëàí, òàêæå, ïðèçâàí ïîìî÷ü ïðåäïðèíèìàòåëþ ðåøèòü ñëåäóþùèå îñíîâíûå çàäà÷è, ñâÿçàííûå ñ ôóíêöèîíèðîâàíèåì ôèðìû:

· îïðåäåëèòü êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, ïåðñïåêòèâíûå ðûíêè ñáûòà è ìåñòî ôèðìû íà ýòèõ ðûíêàõ;

· îöåíèòü çàòðàòû, íåîáõîäèìûå äëÿ èçãîòîâëåíèÿ è ñáûòà ïðîäóêöèè, ñîèçìåðèòü èõ ñ öåíàìè, ïî êîòîðûì áóäóò ïðîäàâàòüñÿ òîâàðû, ÷òîáû îïðåäåëèòü ïîòåíöèàëüíóþ ïðèáûëüíîñòü ïðîåêòà;

· âûÿâèòü ñîîòâåòñòâèå êàäðîâ ôèðìû è óñëîâèé äëÿ ìîòèâàöèè èõ òðóäà òðåáîâàíèÿì ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;

· ïðîàíàëèçèðîâàòü ìàòåðèàëüíîå è ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå ôèðìû è îïðåäåëèòü, ñîîòâåòñòâóþò ëè ìàòåðèàëüíûå è ôèíàíñîâûå ðåñóðñû äîñòèæåíèþ íàìå÷åííûõ öåëåé;

· ïðîñ÷èòàòü ðèñêè è ïðåäóñìîòðåòü òðóäíîñòè, êîòîðûå ìîãóò ïîìåøàòü âûïîëíåíèþ áèçíåñ-ïëàíà.

 ñîâðåìåííîé ïðàêòèêå áèçíåñ-ïëàí âûïîëíÿåò ÷åòûðå ôóíêöèè. Ïåðâàÿ èç íèõ ñâÿçàíà ñ âîçìîæíîñòüþ åãî èñïîëüçîâàíèÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áèçíåñà. Ýòà ôóíêöèÿ æèçíåííî íåîáõîäèìà â ïåðèîä ñîçäàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, à òàêæå ïðè âûðàáîòêå íîâûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè. Âòîðàÿ ôóíêöèÿ – ïëàíèðîâàíèå. Îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ íîâîãî íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, êîíòðîëèðîâàòü ïðîöåññû âíóòðè ôèðìû.

Òðåòüÿ ôóíêöèÿ ïîçâîëÿåò ïðèâëåêàòü äåíåæíûå ñðåäñòâà – ññóäû, êðåäèòû.  ñîâðåìåííûõ óêðàèíñêèõ óñëîâèÿõ áåç êðåäèòíûõ ðåñóðñîâ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî îñóùåñòâèòü êàêîé-ëèáî çíà÷èòåëüíûé ïðîåêò, îäíàêî ïîëó÷èòü êðåäèò íåïðîñòî. Ãëàâíàÿ ïðè÷èíà çàêëþ÷àåòñÿ íå ñòîëüêî â ïðîáëåìå âûñîêèõ ïðîöåíòíûõ ñòàâîê, ñêîëüêî â âîçðîñøåé íåâîçâðàòíîñòè êðåäèòîâ.  ýòîé ñèòóàöèè áàíêè ïðèíèìàþò öåëûé êîìïëåêñ ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ âîçâðàòà äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ñðåäè êîòîðûõ ñëåäóåò îòìåòèòü òðåáîâàíèÿ áàíêîâñêèõ ãàðàíòèé, ðåàëüíîãî çàëîãà è äðóãèå, íî ðåøàþùèì ôàêòîðîì ïðè ïðåäîñòàâëåíèè êðåäèòà ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå ïðîðàáîòàííîãî áèçíåñ-ïëàíà.

×åòâåðòàÿ ôóíêöèÿ ïîçâîëÿåò ïðèâëå÷ü ê ðåàëèçàöèè ïëàíîâ êîìïàíèè ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, êîòîðûå ïîæåëàþò âëîæèòü â ïðîèçâîäñòâî ñîáñòâåííûé êàïèòàë èëè èìåþùóþñÿ ó íèõ òåõíîëîãèþ. Ðåøåíèå âîïðîñà î ïðåäîñòàâëåíèè êàïèòàëà, ðåñóðñîâ èëè òåõíîëîãèè âîçìîæíî ëèøü ïðè íàëè÷èè áèçíåñ-ïëàíà, îòðàæàþùåãî êóðñ ðàçâèòèÿ êîìïàíèè íà îïðåäåëåííûé ïåðèîä âðåìåíè.

Òàêèì îáðàçîì, âíóòðèôèðìåííîå ïëàíèðîâàíèå ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëþáîãî ïðåäïðèÿòèÿ, íåçàâèñèìî îò åãî ðàçìåðà. Áèçíåñ-ïëàí îáîáùàåò àíàëèç âîçìîæíîñòåé äëÿ íà÷àëà èëè ðàñøèðåíèÿ áèçíåñà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è äàåò ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î òîì, êàêèì îáðàçîì ìåíåäæìåíò äàííîé êîìïàíèè íàìåðåí èñïîëüçîâàòü ýòîò ïîòåíöèàë. Âåëèêî åãî çíà÷åíèå è äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ äåëîâûõ ïàðòíåðîâ, ñîçäàíèÿ ñîâìåñòíûõ ïðåäïðèÿòèé. À òàêæå, äëÿ ïîëó÷åíèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ.

1. Òèïû ðûíêîâ, íà êîòîðûõ äåéñòâóåò ôèðìà.

2. Îñíîâíûå ñåãìåíòû ðûíêîâ ïî êàæäîìó âèäó òîâàðîâ èëè óñëóã.

3. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ñïðîñ íà êàæäîì èç ñåãìåíòîâ ðûíêà.

4. Ïåðñïåêòèâû èçìåíåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ïîêóïàòåëåé è âîçìîæíàÿ ðåàêöèÿ êîìïàíèè íà ýòè èçìåíåíèÿ.

5. Ðåàëüíîå ñîñòîÿíèå è ïðîãíîçû ðàçâèòèÿ åìêîñòè èñïîëüçóåìûõ ñåãìåíòîâ ðûíêà íà áëèæàéøåå âðåìÿ è íà áîëåå îòäàëåííóþ ïåðñïåêòèâó.

6. Ðåàêöèÿ ðûíêà íà íîâûå òîâàðû.

 íåêîòîðûõ áèçíåñ-ïëàíàõ â îòäåëüíûé ðàçäåë âûäåëÿåòñÿ îöåíêà êîíêóðåíöèè íà ðûíêàõ ñáûòà. Ýòîò ðàçäåë ïîñâÿùåí àíàëèçó ðûíî÷íîé êîíúþíêòóðû, õàðàêòåðèñòèêå êîíêóðåíòîâ, èõ ñòðàòåãèè è òàêòèêå. Îöåíèâàÿ äåÿòåëüíîñòü êîíêóðåíòîâ, íåîáõîäèìî äàòü îòâåò íà ñëåäóþùèå âîïðîñû:

1. Íàñêîëüêî îáëàñòü äåÿòåëüíîñòè ôèðìû ïîäâåðæåíà èçìåíåíèÿì?

2. Âåëèêî ëè ÷èñëî ôèðì, ïðåäëàãàþùèõ ñõîäíûå òîâàðû è óñëóãè?

3. Êàêóþ ÷àñòü ðûíêà êîíòðîëèðóþò ôèðìû-êîíêóðåíòû?

4. Êàê îáñòîÿò äåëà ó ôèðì-êîíêóðåíòîâ ñ äîõîäàìè, âíåäðåíèåì íîâûõ òåõíîëîãèé, ðåêëàìîé è ïîñëåïðîäàæíûì îáñëóæèâàíèåì?

5. ×òî ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì íàèáîëåå æåñòêîé êîíêóðåíöèè â äàííîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè (öåíà, êà÷åñòâî, ïîñëåïðîäàæíîå îáñëóæèâàíèå è äð.)?

Äëÿ îöåíêè ôèðì-êîíêóðåíòîâ öåëåñîîáðàçíî ñîñòàâèòü òàáëèöó, ñîäåðæàùóþ èõ îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè: ìåñòî ðàñïîëîæåíèÿ, äîëÿ ðûíêà, îáúåìû ïðîäàæ. Äëÿ îöåíêè ñòåïåíè ðèñêà íåîáõîäèìî òàêæå óêàçàòü ïðåäïîëàãàåìûå ïîòåðè, êîòîðûå ìîæåò ïîíåñòè êîìïàíèÿ è íàëè÷èå ñâîáîäíîé íèøè äëÿ âñòóïëåíèÿ íà ðûíîê íîâîãî äåéñòâóþùåãî àãåíòà. Åñëè ýòà íèøà î÷åíü ìàëà èëè âîâñå îòñóòñòâóåò, òî ïðåäïðèÿòèå íå âûäåðæèò êîíêóðåíöèè.

Äëÿ îöåíêè ñðàâíèòåëüíûõ ïðåèìóùåñòâ êîìïàíèè ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìåòîä ñåãìåíòàöèè ðûíêîâ ïî îñíîâíûì êîíêóðåíòàì, ïîçâîëÿþùèé ñèñòåìàòèçèðîâàòü èíôîðìàöèþ ïî äîñòîèíñòâàì è íåäîñòàòêàì ôèðìû è åå ãëàâíûõ êîíêóðåíòîâ.

 ðàçäåëå áèçíåñ-ïëàíà, ïîñâÿùåííîì ìàðêåòèíãó, îñâåùàþòñÿ ñïîñîáû äîñòèæåíèÿ íàìå÷àåìûõ îáúåìîâ ïðîäàæ è äîâåäåíèÿ âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè äî ïîòðåáèòåëÿ. Íåîáõîäèìî, ÷òîáû â ïëàíå áûëà óêàçàíà îáùàÿ ñòðàòåãèÿ ìàðêåòèíãà, ïðèíÿòàÿ íà ôèðìå, ñõåìà öåíîîáðàçîâàíèÿ è ðåàëèçàöèè òîâàðà, à òàêæå ìåòîäû ñòèìóëèðîâàíèÿ ðîñòà îáúåìîâ ïðîäàæ. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò òàêæå îðãàíèçàöèÿ ïîñëåïðîäàæíîãî îáñëóæèâàíèÿ êëèåíòîâ, ðåêëàìà âûïóñêàåìûõ òîâàðîâ è ôîðìèðîâàíèå îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ î òîâàðàõ è ôèðìå, èõ âûïóñêàþùåé.

Ðàçäåë «Ïëàíû ïðîèçâîäñòâà» âêëþ÷àåòñÿ â áèçíåñ-ïëàí òîëüêî òåìè ïðåäïðèíèìàòåëÿìè, êîòîðûå ñîáèðàþòñÿ çàíèìàòüñÿ ïðîèçâîäñòâîì òîâàðîâ. Ãëàâíàÿ çàäà÷à çäåñü – óáåäèòü ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, ÷òî ôèðìà áóäåò â ñîñòîÿíèè ïðîèçâîäèòü íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî òîâàðà òðåáóåìîãî êà÷åñòâà â íóæíûå ñðîêè. Èíûìè ñëîâàìè, ïðåäïðèíèìàòåëü äîëæåí ïîêàçàòü, ÷òî îí äåéñòâèòåëüíî â ñîñòîÿíèè îðãàíèçîâàòü ýôôåêòèâíîå ïðîèçâîäñòâî. Îáû÷íî ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñëåäóþùèå ñòðóêòóðíûå ýëåìåíòû:

1. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîèçâîäñòâåííîãî öèêëà.

2. Àíàëèç ðàçìåùåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ òàêèõ ôàêòîðîâ, êàê áëèçîñòü ê ðûíêàì ñáûòà, ïîñòàâùèêàì, íàëè÷èå êâàëèôèöèðîâàííûõ òðóäîâûõ ðåñóðñîâ, òðàíñïîðòíûå ðàñõîäû, óðîâåíü ðàçâèòèÿ èíôðàñòðóêòóðû.

3. Îöåíêà íåîáõîäèìûõ ôàêòîðîâ ïðîèçâîäñòâà è äèíàìèêà èõ èçìåíåíèÿ.

4. Îöåíêà ïîñòàâùèêîâ ñûðüÿ è ìàòåðèàëîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ íàäåæíîñòè, îïûòà ñîòðóäíè÷åñòâà è äð.

5. Íîðìàòèâíûå àêòû, êàñàþùèåñÿ ïðîèçâîäñòâà, à òàêæå, âëèÿþùèå íà õàðàêòåð è ñðîêè îòêðûòèÿ è ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ.

6. Èçäåðæêè ïðîèçâîäñòâà è äèíàìèêà èõ èçìåíåíèÿ.

 ðàçäåëå «Îöåíêà ðèñêà è ñòðàõîâàíèå» îñâåùàþòñÿ ïðîáëåìû, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü ó ôèðìû â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà è îñíîâíûå ìåòîäû çàùèòû îò ïîòåíöèàëüíûõ òðóäíîñòåé. Äàííûé ðàçäåë ñîäåðæèò ñëåäóþùèå ñîñòàâíûå ÷àñòè:

· ïåðå÷åíü âîçìîæíûõ ðèñêîâ ñ óêàçàíèåì âåðîÿòíîñòè èõ âîçíèêíîâåíèÿ è îæèäàåìîãî óùåðáà îò ýòîãî,

· îðãàíèçàöèîííûå ìåðû ïî ïðîôèëàêòèêå è íåéòðàëèçàöèè ðèñêîâ,

· ïðîãðàììà ñòðàõîâàíèÿ îò ðèñêîâ.

Ðàçäåë áèçíåñ-ïëàíà, êàñàþùèéñÿ ôèíàíñîâîãî ïëàíà, íåîáõîäèìî ïîñâÿòèòü îöåíêå ïîòåíöèàëà ôèðìû è ïëàíèðîâàíèþ åå ôèíàíñîâîé äåÿòåëüíîñòè ñ öåëüþ äîñòèæåíèÿ æèçíåñïîñîáíîñòè êîìïàíèè è ýôôåêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ èìåþùèõñÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ.  äàííîì ðàçäåëå ñîäåðæàòñÿ ñëåäóþùèå ïëàíîâî-îò÷åòíûå äîêóìåíòû:

· îïåðàòèâíûé ïëàí;

· ïëàí äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;

· ïëàí äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ;

· áàëàíñîâûé îò÷åò.

Óêàçàííûå äîêóìåíòû íîñÿò ïëàíîâî-îò÷åòíûé õàðàêòåð. Ïëàíèðîâàíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçà áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû â ðàìêàõ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà âðåìåíè. Îò÷åò ñîñòàâëÿåòñÿ çà ïðîøåäøèé ïåðèîä âðåìåíè. Ïðèâåäåííûå â ýòèõ äîêóìåíòàõ äàííûå èñïîëüçóþòñÿ äàëåå äëÿ àíàëèçà ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ ôèðìû.

 ðàçäåëå «Ñòðàòåãèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ» èçëàãàåòñÿ ïëàí ñîçäàíèÿ íîâîé ôèðìû èëè ðàñøèðåíèÿ óæå ôóíêöèîíèðóþùåé. Ïðè ñîñòàâëåíèè ýòîé ÷àñòè áèçíåñ-ïëàíà ïðåäïðèíèìàòåëü îáÿçàí ðàññìîòðåòü ñëåäóþùèå âîïðîñû:

· ñðåäñòâà, íåîáõîäèìûå äëÿ ðåàëèçàöèè ïðåäëàãàåìîãî ïðîåêòà;

· èñòî÷íèê èíâåñòèöèé;

· ñðîêè îêóïàåìîñòè è ðàçìåðû îæèäàåìîãî äîõîäà îò ðåàëèçàöèè ïðîåêòà.

Ïîìèìî óêàçàííûõ ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà, öåëåñîîáðàçíî òàêæå âêëþ÷èòü â íåãî îðãàíèçàöèîííûé ïëàí, ñîäåðæàùèé êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó îðãàíèçàöèîííîé ñòðóêòóðû êîìïàíèè, ñâåäåíèÿ î ïåðñîíàëå, èíôîðìàöèþ î ïðàâîâîì îáåñïå÷åíèè äåÿòåëüíîñòè ôèðìû.

 êîíöå áèçíåñ-ïëàíà ïðèâîäèòñÿ ôàêòîãðàôè÷åñêàÿ èíôîðìàöèÿ, à èìåííî: ïîëíîå íàèìåíîâàíèå ïðåäïðèÿòèÿ èëè ôèðìû, þðèäè÷åñêèé àäðåñ, íîìåðà êîíòàêòíûõ òåëåôîíîâ, òåëåêñ, ôàêñ, à òàêæå íàçâàíèÿ îðãàíèçàöèé è òåëåôîíû, ïî êîòîðûì ÷èòàòåëü ïëàíà ñìîæåò ïîëó÷èòü â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè äîïîëíèòåëüíóþ èíôîðìàöèþ.

Ñëåäîâàòåëüíî, áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì ïî ñòðóêòóðå äîêóìåíòîì. Åãî ïàðàãðàôû è ðàçäåëû äîëæíû îõâàòûâàòü âñå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ. Ñîñòàâ ðàçäåëîâ ìîæåò âèäîèçìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò òèïà ðåøàåìîé çàäà÷è.

Ïðè ôîðìèðîâàíèè áèçíåñ-ïëàíà îñîáîå âíèìàíèå íàäî óäåëèòü ÿçûêó è ñòèëþ.  ðàìêàõ ïîäãîòîâêè ïëàíà ïðàâèëüíî âûáðàííûé ñòèëü èçëîæåíèÿ ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ çàëîãîì óñïåõà ïðè ïðèâëå÷åíèè èíâåñòîðîâ. Îáðàòèì âíèìàíèå íà äâîéñòâåííûé õàðàêòåð áèçíåñ-ïëàíà. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ñåðüåçíûé àíàëèòè÷åñêèé äîêóìåíò, à ñ äðóãîé – ñðåäñòâî ðåêëàìû.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòîé îñîáåííîñòüþ íóæíî âûáðàòü è ÿçûê áèçíåñ-ïëàíà. Îí äîëæåí áûòü ïîíÿòåí âñåì, îñîáåííî ôèíàíñèñòàì è ïîòåíöèàëüíûì ïàðòíåðàì. ×àñòî ñïåöèàëèñò, ñîñòàâëÿþùèé áèçíåñ-ïëàí, èñïîëüçóåò â òåêñòå ñëåíã ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé ñðåäû.

Îí ïîíÿòåí òîëüêî ëþäÿì, ðàáîòàþùèì â òîé æå îòðàñëè, íî ìàëîïîíÿòåí äëÿ èíâåñòîðà, êîòîðûé îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ñïåöèàëèñòîì â îáëàñòè ôèíàíñîâîãî ìåíåäæìåíòà è íå ðàçáèðàåòñÿ â ïðîèçâîäñòâåííûõ òîíêîñòÿõ. Ñëåäóåò òàêæå ñêàçàòü è îá îðôîãðàôèè è ïóíêòóàöèè. Îøèáêè â ýòîé îáëàñòè ìîãóò âíóøèòü ÷èòàòåëþ íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê àâòîðó ïëàíà, à, ñëåäîâàòåëüíî, è ê ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì.

Ïðè ñîñòàâëåíèè áèçíåñ-ïëàíà íåîáõîäèìî òàêæå ïîìíèòü, ÷òî èíôîðìàöèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ â íåì, äîëæíà áûòü åìêîé, ÷åòêîé è â òî æå âðåìÿ êðàòêîé.

×òî êàñàåòñÿ ïîëíîòû èçëîæåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà, òî îò åå óðîâíÿ âî ìíîãîì çàâèñèò åãî óñïåøíîå èñïîëüçîâàíèå. Õîòÿ ñîñòàâ ðàçäåëîâ ïëàíà ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ àâòîðîì ïî åãî óñìîòðåíèþ, ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî ïî æåëàíèþ ñîñòàâèòåëÿ ìîãóò áûòü âûïóùåíû âàæíûå ðàçäåëû, êàñàþùèåñÿ, íàïðèìåð, öèôðîâûõ çíà÷åíèé äîõîäîâ. Íàîáîðîò, ÷åì áîëüøå è äîêàçàòåëüíåå áóäåò òàêîãî ðîäà èíôîðìàöèÿ, òåì ýôôåêòèâíåå áóäåò âîçäåéñòâîâàòü áèçíåñ-ïëàí íà ïîòåíöèàëüíîãî ó÷àñòíèêà áèçíåñà.

Òàêèì îáðàçîì, áèçíåñ-ïëàí äîëæåí áûòü íàïèñàí äåëîâûì ÿçûêîì, äîõîä÷èâûì, æèâûì, íî íå ïðèìèòèâíûì. Èñêëþ÷àåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ òåðìèíîâ, íåïîíÿòíûõ íåñïåöèàëèñòó â äàííîé îáëàñòè. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî áàíêè è èíâåñòèöèîííûå êîìïàíèè åæåäíåâíî ðàññìàòðèâàþò ìíîæåñòâî ïðåäëîæåíèé. Ïîýòîìó áèçíåñ-ïëàí äîëæåí áûòü ïîäãîòîâëåí ñ ó÷åòîì òðåáîâàíèé è ñòàíäàðòîâ îðãàíèçàöèé è ëèö, êîòîðûì ïðåäïîëàãàåòñÿ ïðåäñòàâèòü ýòîò äîêóìåíò.

Åùå îäíî, âåñüìà âàæíîå ñîîáðàæåíèå. Ïðè ðàçðàáîòêå ïðîãðàììû áèçíåñà î÷åíü âàæíî, ÷òîáû îíà, ïî âîçìîæíîñòè, íå áûëà îðèåíòèðîâàíà òîëüêî íà îäíîãî ïàðòíåðà.

Ïîñëå òîãî, êàê èç æèçíè îòðàñëåé èñ÷åç òàêîé ìîùíûé çàêàç÷èê êàê ãîñóäàðñòâî, ìíîãèå ïðåäïðèÿòèÿ äî ñèõ ïîð íå ïðèñïîñîáèëèñü ê íåçàâèñèìîìó ñóùåñòâîâàíèþ è íå íàó÷èëèñü èñêàòü íîâûõ ïàðòíåðîâ. Êðîìå òîãî, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ íåðåäêî îãðàíè÷åíà èç-çà íåïîëíîöåííîé ïðèâàòèçàöèè. Òàì, ãäå è ïîñëå ïðèâàòèçàöèè áûâøèå ïîäðàçäåëåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ ïîëó÷èëè ëèøü ÷àñòè÷íóþ þðèäè÷åñêóþ íåçàâèñèìîñòü, ïðîáëåìà çàìêíóòûõ îòíîøåíèé ñòîèò îñòðåå âñåãî. Ýòî îòíîñèòñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü ê ñòðàòåãè÷åñêèì îòðàñëÿì, òàêèì, êàê òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêèé êîìïëåêñ è îáîðîííàÿ ïðîìûøëåííîñòü.

Åùå îäíî ïðåïÿòñòâèå íà ïóòè äèâåðñèôèêàöèè ïðåäïðèÿòèé èìååò ïîëèòè÷åñêèé õàðàêòåð. Ìåñòíûå àäìèíèñòðàöèè çà÷àñòóþ ñâîåé âîëåé îãðàíè÷èâàþò êîëè÷åñòâî äåëîâûõ ñâÿçåé êîìïàíèé, íàõîäÿùèõñÿ íà èõ òåððèòîðèè, ñ òåì, ÷òîáû óäåðæàòü öåíû íà áîëåå íèçêîì óðîâíå.

 ðåçóëüòàòå çàìêíóòîñòè íà îäíîãî ïàðòíåðà èëè ãðóïïó ïàðòíåðîâ çàêðåïîùàåòñÿ êîíêóðåíöèÿ, ðàñòóò çàäîëæåííîñòè ìåæäó ïðåäïðèÿòèÿìè, äîëãè áàíêàì è áþäæåòó. Ïîëó÷àÿ íåçàâèñèìîñòü, áûâøåå ïîäðàçäåëåíèå êàêîãî-ëèáî ïðåäïðèÿòèÿ òåðÿåò ãàðàíòèðîâàííûé êóñîê õëåáà, íî ëó÷øèå ðåçóëüòàòû ïîëó÷àþòñÿ èìåííî òîãäà, êîãäà åãî íåò.

1. Ñëèíüêîâ, Â.Í. Áèçíåñ-ïëàí è îðãàíèçàöèÿ ôèíàíñîâî-õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ / Â.Í. Ñëèíüêîâ. – Ê.: Àëåðòà, 2006. – 520 ñ.

2. Áàððîó, Ï. Áèçíåñ-ïëàí, êîòîðûé ðàáîòàåò / Ï. Áàððîó. – Ì.: Àëüïèíà Áèçíåñ Áóêñ, 2006. – 282 ñ.

3. Óòêèí Ý.À., Êî÷åòêîâà À.È. Ó 84 Áèçíåñ-ïëàí. Êàê ðàçâåðíóòü ñîáñòâåííîå äåëî. – Ì.: Àññîöèàöèÿ àâòîðîâ è èçäàòåëåé «ÒÀÍÄÅÌ». Èçäàòåëüñòâî ÝÊÌÎÑ, 1998. – 176 ñ.

4. Ìàíèëîâñêèé P.Ã. è äð. Áèçíåñ-ïëàí. Ìåòîäè÷åñêèå ìàòåðèàëû. – Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, 1995. – 76 ñ.

5. Ãðàùåíêîâà Ò.Ì. Îðãàíèçàöèÿ òóðôèðìû: ó÷åáíî-ìåòîä. êîìïëåêñ / Ì-âî îáðàçîâàíèÿ ÐÁ, ÓÎ «ÂÃÓ èì. Ï.Ì. Ìàøåðîâà», Êàô. ýêîí. òåîðèè. – Âèòåáñê: ÓÎ «ÂÃÓ èì. Ï.Ì. Ìàøåðîâà», 2010. – 130 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  Бизнес план общественной организации образец