Образец бизнес плана для игр
Компьютерная игровая индустрия ежегодно развивается и стремительно набирает обороты. Бизнес-план, направленный на создание игры, относится к перспективным видам современной предпринимательской деятельности и включает в себя организационные этапы, требования к игре и персоналу, рекомендации маркетинговой кампании и финансовый анализ бизнес-проекта.
Специфика бизнеса на создании компьютерных игр
Бизнес в сфере развлечений, одной из составляющих которого является разработка и продвижение компьютерных игр, – специфический вид предпринимательской деятельности. Данному способу извлечения прибыли, помимо традиционных этапов государственной регистрации, присущи отношения в области авторского права. Этот вид предпринимательства не подразумевает закупку и дальнейшую переработку сырья, хоть и предоставляет на рынок товар, а не услугу. Высокий уровень конкуренции в сфере разработки компьютерных игр зачастую не оставляет шансов на успех начинающему разработчику, однако, при должном подходе к концепции и практическом исполнении компьютерной игры проект приносит большие доходы, благодаря постоянно растущему спросу и востребованности индустрии.
Авторское право
Риски, с которыми приходится сталкиваться начинающим предпринимателям, в области разработки компьютерных игр является пиратство и нарушение авторских прав лицензионных разработчиков. Развитым и известным компаниям-разработчикам, с учетом наличия опыта и ресурсов, удается справляться с пиратством и минимизировать потери, в то время как начинающему разработчику приходится отстаивать свои авторские права в судебном порядке. Судебные процессы, связанные с нарушениями в области интеллектуальной собственности и авторских прав, сопровождаются сложными экспертизами. Чтобы не оказаться на позиции ответчика в суде не стройте создание собственной игры на основе авторских разработок других компаний.
Анализ рынка: конкуренция в сфере компьютерных игр
Острой проблемой для начинающих разработчиков компьютерной игровой индустрии служит высокий уровень конкуренции известных компаний, занимающих доминирующие положения на рынке и имеющих собственную многомиллионную аудиторию поклонников.
Специфика вопроса конкуренции в сфере создания компьютерных игр осложняется отсутствием привязки к региону расположения компании, в отличие от прочих видов предпринимательской деятельности. Разработка компьютерной игры в одном регионе страны не ограничивает список конкурентов компаниями, осуществляющими деятельность по созданию компьютерных игр, располагающимися в данном регионе. Конкурентами для начинающего предпринимателя станут компании-разработчики видеоигр, поставляющие продукт в те же регионы и страны, что и он. В этот список войдут также популярные бренды игровой компьютерной индустрии, сумевшие завоевать верхние строчки рейтингов. В особенности остро уровень конкуренции ощущается при разработке онлайн-игры, аудитория которой зачастую не ограничивается даже континентом.
Успешной разработке и эффективному извлечению прибыли будет способствовать тщательный анализ рынка, продуктов конкурентов, а также грамотный и продуманный подход к концепции видеоигры.
Как организовать свой бизнес
Регистрация субъекта предпринимательской деятельности
Для осуществления деятельности достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В противном случае, при наличии необходимости регистрации юридического лица, наилучшим вариантом служит регистрация в форме общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, становится доступна работа по упрощенной системе налогообложения: 6% от дохода или 15% от прибыли. Большинство разработчиков процессом государственной регистрации озадачивается непосредственно перед выпуском продукта, а до тех пор занимаются исключительно созданием видеоигры.
Создание идеи для игры
Начальным и наиболее важным этапом разработки компьютерной видеоигры является работа над идеей и общей концепцией проекта. От эффективности работы на данной стадии напрямую зависит успешность бизнес-проекта.
Идея игрового проекта и общая концепция видеоигры строится исходя из собственных задумок разработчика, мониторинга рынка продуктов игровой индустрии, а также выбранного жанра игры. Жанров современных компьютерных игр встречается довольно много: это может быть экшен, шутер, ролевая игра или стратегия, головоломка или приключенческий боевик, инди-хоррор или песочница от первого лица и так далее. Прямое влияние на идею игры оказывает не только избранный жанр, но и планирование способов привлечения широкой аудитории и извлечения прибыли. Особое внимание следует уделить написанию игрового сценария и проработке игровых механик. Авторский и оригинальный подход поможет избежать бездумного копирования продукции конкурентов и привлечь внимание аудитории к вашей видеоигре. Если речь идет, к примеру, об онлайн-игре, сюжетная линия и графическая составляющая, как правило, отходят на второй план, уступая место интересным игровым механикам и возможностям взаимодействия игроков между собой.
Формирование команды
Предприниматель лично, в зависимости от тех или иных качеств и умений, возглавляет проект или принимает непосредственное участие в разработке видеоигры. Специфической чертой бизнеса, связанного с разработкой продукции компьютерной игровой индустрии, является полная зависимость успешности проекта от квалификации сотрудников. В обязательном порядке в состав команды разработчиков компьютерной видеоигры входят:
- программисты, занимающиеся написанием кода, закладывающие фундамент и образующие скелет будущей игры;
- художники, отвечающие за графическую составляющую игрового проекта, логотип, обложку, интерфейс и многое другое;
- сценаристы, занимающиеся написанием сценария основной сюжетной линии игры, диалогов и побочных заданий;
- аниматоры, осуществляющие работу с анимацией и движениями персонажей и объектов окружения;
- звукорежиссеры, наполняющие видеоигру звуками окружения, движения персонажей, диалогами, музыкой и так далее;
- game-дизайнер, выполняющий режиссерские функции на всех этапах разработки игры;
- тестеры, оценивающие конечный продукт на разных этапах разработки, осуществляющие проверку качества видеоигры, выявляющие наличие ошибок и недостатков игры.
Помимо прочего, если компания собирается самостоятельно издавать разработанный продукт, необходимо озадачиться формированием полноценного издательского отдела, куда войдут менеджеры по продажам и специалисты-маркетологи, а также бухгалтерия и юридический отдел. Функции бухгалтеров и юристов на ранних стадиях развития бизнеса рекомендуется доверить сторонним специалистам-аутсорсерам.
Технология разработки по этапам
Первоначальным этапом создания компьютерной видеоигры, после определения жанра игры и разработки концепции проекта, служит написание программного кода. Скелет будущей видеоигры в виде программного кода выполняется программистами. На эту основу позднее накладывается графическая и текстовая часть, интерфейс, игровые механики и многое другое. На данном этапе основой служит выбор подходящего языка программирования, а затем кропотливая и долгая трудоемкая работа по написанию программного кода игры с целью оперирования двухмерными и трехмерными объектами, создания моделей персонажей и окружения, интеграции в игру графических и звуковых составляющих и так далее.
Нет никакой необходимости сегодня заниматься написанием низкоуровневой основы программного кода видеоигры, для этих целей подбирается подходящий игровой движок. Такие движки представлены сегодня в широком ассортименте и содержат в себе все базовые функции и механики, необходимые для соединения в одной игре текстовой, графической, анимационной и звуковой составляющих. От правильности подбора подходящего игрового движка во многом зависит функциональность видеоигры, отсутствие ошибок и проблем в ее работе и дальнейшая успешность всего бизнес-проекта. Современный рынок представлен как бесплатными игровыми движками, имеющими ограниченный функционал, так и платными версиями, предоставляющими доступ ко всем функциям и стабильно работающими при больших нагрузках. В особенности важен правильный подбор игрового движка при разработке многопользовательской игры, где программная часть выдерживает большие потоки многотысячной аудитории одновременно.
Дальнейшим этапом служит разработка и внедрение наиболее интересной и креативной части любой компьютерной видеоигры – игровой механики. Современные тенденции развития компьютерной игровой индустрии диктуют такие условия, при которых популярность визуально привлекательных видеоигр со скромным геймплеем длится недолго, в то время как игровые проекты, предоставляющие взамен графической составляющей широкий спектр возможностей игрокам, остаются на высоких строчках рейтинга долгое время. Аудитория вашей будущей видеоигры по достоинству оценит практически безграничные возможности развития персонажа, крафта и строительства, исследования открытого мира и другие интересные игровые механики, даже если графическая составляющая проекта не даст фору современным визуально привлекательным экшенам, шутерам и ролевым играм.
Создание физических взаимодействий и поведений объектов окружения в игре имеет важное значение при разработке. Сюда также относится поведение врагов и компьютерных компаньонов в различных игровых ситуациях – проработка искусственного интеллекта. Дальнейшей стадией разработки видеоигры является проработка управления персонажем и привязка определенных игровых действий и анимации к клавиатуре и кнопкам мыши.
Прорисовка персонажей и окружения, а также прочих деталей – кропотливый и долгий труд художников и графических дизайнеров из команды разработчиков компьютерной видеоигры. Важнейший этап – соединение программного кода игры и графической, а также анимированной составляющей визуального оформления. Геймплей, какой-бы проработанный он ни был и какие-бы возможности ни предоставлял игрокам, не будет оценен по достоинству без приятного графического и анимированного сопровождения. Вместе с тем, ответственным моментом разработки видеоигры служит оптимизация игрового движка, графической составляющей и механик под приемлемые системные требования. Для того чтобы максимально эффективно расширить игровую аудиторию необходимо учитывать, что далеко не все игроки имеют в своем распоряжении мощные дорогостоящие персональные компьютеры.
Озвучка диалогов, персонажей и окружения, работа над музыкальным сопровождением и тестирование конечного продукта с целью выявления ошибок и недочетов в работе являются завершающими этапами разработки видеоигры перед ее изданием и локализацией.
После выхода игры, как правило, работа над ней не заканчивается. Исправляются ошибки, багги и недочеты путем выпуска специальных патчей, внедряются новые локации, уровни, персонажи и механики с помощью издания модов и дополнений к игре. В том случае, если проект завоевал собственную аудиторию и получил армию фанатов, рекомендуется озадачиться возможностью разработки и выпуска продолжения игры.
Реклама и продвижение
Очевидным эффективным способом рекламирования своего продукта, когда речь идет о выпуске видеоигр является маркетинговая кампания в сети Интернет. Продвигать игру возможно различными способами: реклама на игровых порталах, сотрудничество с журналами игровой тематики, видеообзоры и партнерство с владельцами популярных ютуб-каналов игровой тематики. Таким образом, собирается аудитория, часть которой останется в качестве постоянных поклонников вашей игры, и с нетерпением будет ждать выходов дополнений и продолжения.
Как делится прибыль между разработчиком и издателем?
В подавляющем большинстве случаев, с учетом грамотного составления контракта между компаниями, разработчик и издатель зарабатывают на компьютерной игре сопоставимые денежные суммы. В то же время, данный заработок в большей степени ощутим разработчиком, поскольку затраты первоначального инвестирования чаще всего приходятся на долю будущего издателя проекта, в связи с чем чистая прибыль для издателя измеряется после того, как стартовые инвестиции окупаются и проект выходит на точку безубыточности. Разработчик же получает определенный процент с каждой продажи видеоигры, оформления подписки или осуществления внутриигровых покупок.
Сколько можно зарабатывать на создании компьютерных игр?
Конкретный уровень доходности проекта напрямую зависит от стартовых затрат и текущих расходов на стадии разработки игры, а также способов извлечения прибыли. Речь идет о доходе с продаж лицензионных копий, предоставления игрокам платной подписки или приобретения игроками внутриигровых ценностей за реальные денежные средства. Отрицательно на доходную часть проекта влияет пиратство, поскольку распространение пиратских копий игры резко снижает покупательский спрос, в особенности в странах СНГ. При определенной величине стартовых инвестиций, суммы которых достигают одного или даже нескольких миллионов долларов, чистая ежегодная прибыль будет варьироваться в различных пределах и ощущаться компаниями разработчика и издателя игры после того, как первоначальные затраты окупятся и бизнес-проект достигнет точки безубыточности.
Бизнес в области игровой компьютерной индустрии – перспективный и прибыльный вид предпринимательской деятельности, отличающийся собственными особенностями и сопровождающийся определенными специфическими предпринимательскими рисками. При должном подходе, грамотном подборе сотрудников и выгодном сотрудничестве с компанией-издателем разработка компьютерной видеоигры принесет предпринимателю состояние.
Заказать бизнес план
Источник
Бизнес планы в сфере развлечений за год. Как превратить хобби в бизнес?
Развлекаться хотят все, не только дети, но и взрослые. На своем хобби можно заработать хорошие деньги: если вам нравятся настольные игры, и вы понимаете методы их создания и их механику, то можно попробовать начать создавать сценарии и заняться разработкой игр.
Компьютерные игры и “настолки” отличаются по механизму действия: основная часть компьютерной игры является специально разработанной программой. Настольная игра обычно проводится по особенному сценарию, согласно ряду правил системы и с учетом особенностей определенного игрового мира.
Стоит отметить, что компьютерная игра может стать настольной, и наоборот. Так, знаменитые франшизы Dungeons & Dragons, Warhammer 40 000 / Fantasy, Mech Warrior, World of Darkness, Shadowrun и другие включают как настольные игры, так и разработанные по их мотивам компьютерные ролевые игры, стратегии и т.п.
Также, многие компьютерные игры в последнее время стремятся создать собственную настольную версию. При этом платформа Kickstarter оказывает разработчикам будущего проекта финподдержку с помощью игроков, которым не терпится увидеть новинку на прилавках магазинов.
Преимущества настольных игр:
- широкий простор для фантазии: в настольной игре можно придумать и додумать сюжетные элементы, которые в компьютерной игре не могут быть реализованы;
- участвовать может вся семья и большое количество игроков. В настольную игру могут поиграть даже те, кто плохо умеет обращаться с компьютером или с трудом усваивает правила;
- при проведении игры вживую, за столом, сохраняется интерактивность общения и реакции;
- настольные игры – целая индустрия (можно дополнительно заняться продажей комплектующих и аксессуаров, подарить возможность коллекционерам приобрести раскрашенные вручную фигурки персонажей, разрабатывать и публиковать собственные сюжетные модули и т.п.);
- настольные игры почти полностью избавлены от возможности заплатить за получение бонусов в игре.
Интеллектуальный отдых – это широкая сфера, в которой можно зарабатывать на разработке сценариев для квеструмов (реалити-квестов), а также сценариев для интернет-квестов.
Заработать можно и на ролевках живого действия – так называемых «полигонках». На открытой местности можно также организовать работу страйкбол– или пейнтбол-клуба. В специально оборудованных помещениях играют в лазертэг.
Учиться и одновременно развлекаться – этого хотят многие. Поэтому, если у вас есть определенный багаж знаний, можно проводить не только тренинги и бизнес-вебинары, но также повышать уровень компетенций своих слушателей, занимаясь разработкой и проведением бизнес-стратегий.
В сложившейся экономической ситуации серьезный бизнес, такой как строительство центра развлечений, или организация батут-парка, повлечет за собой огромные расходы и срок окупаемости такого проекта может растянуться на годы, в итоге принеся только убытки и проблемы.
Поэтапный процесс создания собственного проекта настольной игры
- Фиксирование идеи.
Записывайте все, что придет вам в голову касаемо будущего проекта. Даже если идея собственной игры только находится в зародыше, важно записывать каждую идею, чтобы проект имел возможность развиться. Этот метод поможет впоследствии выбрать самые продуктивные идеи и отказаться от плохих.
- Каждая игра имеет тематику и механизм действия.
Тематика — это, своего рода жанр игры. Сложные стратегии требуют тщательного продумывания конфликтной ситуации и взаимосвязанных сюжетных элементов.
Механизм (механика)— это способ, с помощью которого игроки собственно проводят игровой процесс. Могут использоваться фишки, карты, кости («дайсы») с различным количеством граней, которых может быть от 4 до 20, 30 и даже ста.
- Начинать разработку своей игры можно как с разработки тематики, так и с разработки механизма. После того, как идеи более-менее выкристаллизировались, необходимо задуматься над вопросом определения возраста клиентов, для которых предназначена игра. Если заранее выяснить этот вопрос, дальнейшая разработка и продвижение готового продукта пойдут несколько легче. Нарисуйте портрет потенциального клиента, отвечайте себе на вопрос, кто он и чем занимается. Возраст потенциальных игроков – это ответ на вопрос детализации дизайна игры, процесс разработки правил. Игра для детей будет отличаться простым дизайном и легкими правилами. Она может способствовать сплочению детского коллектива и развитию определенных способностей и навыков. Взрослых заинтересует детальный дизайн и четко прописанные характеры персонажей. Необходимо создавать что-то захватывающее, однако не архи-сложное. Игровой сет не должен длиться более двух часов. Слишком затянутая игровая сессия делает процесс скучным и неинтересным. Можно разработать игру с возможностью продолжения сета после перерыва с сохранением всех данных и определенной расстановки сил.
- Форма игры зависит от поставленных перед нею целей. Цель – это навыки и умения, которые игроки приобретают в игровом процессе.
На что обратить внимание?
- Количество игроков. При этом нужно учитывать, что в игру может играть и меньшее число людей – механика должна позволить и такой вариант развития событий. Определитесь с продолжительностью игровых сетов и сформулируйте правила так, чтобы на их понимание у начинающих игроков не ушло слишком много времени.
- Определитесь с уровнем сложности игры – она может быть рассчитана на высокий уровень сложности, или служить сугубо для развлекательной цели, быть легкой и быстрой.
- Учитывайте как степень везения, так и основные навыки, которые могут понадобиться игрокам. Определитесь с концовкой игры.
- Игроку нужен стимул для того, чтобы возникло желание одержать в игре победу. Продумайте несколько вариантов концовок, запишите идеи, связанные с ними.
- Основные правила обязательно нужно фиксировать – в процессе работы они будут дополняться и изменяться.
Основной набор правил даст возможность тестировать игру уже в процессе работы над ней и проводить определенные эксперименты над механикой. Пускай она хотя бы на первых порах будет простой и понятной.
Процесс тестирования игры
Пробная версия игры должна быть протестирована с тем, чтобы определить все возможные недостатки механики. Для пробной версии достаточно будет примерного эскиза доски. Убедитесь, что старт и финиш соответствуют общему концепту.
Игра может включать следующие элементы (опционально):
- Дорожка или игровое поле.
- Позиции для остановки.
- Карточки. На них обычно пишут задания или события, изменяющие ход игры, Это добавляет в игровой процесс элемент непредсказуемости, игрокам тяжелее изменить уже продуманную тактику. В других видах игр карточки могут нести информацию о персонажах, объектах или заклинаниях.
Протестируйте готовый прототип с семьей или близкими друзьями. Пусть высказывают свои пожелания и советы. Учитывайте все сказанное ими – возможно, свежий взгляд со стороны поможет добавить важные элементы в готовую модель.
Помечайте во время игры, как проходит игровой процесс. Если один из игроков слишком сильно оторвался от других, игра становится автоматически неинтересной. Следите за тем, насколько легко даются игрокам выполнение всех правил, есть ли у них возможность сыграть нечестно.
Во время тестирования вам, как автору, лучше остаться в стороне и не мешать людям осваивать игру – наблюдайте, но не вмешивайтесь.
Советы
Правила игры должны быть справедливыми и у каждого игрока на старте должны быть равные шансы на победу, либо игра должна концентрироваться на командном взаимодействии. Цель игры – хорошее, приятное времяпрепровождение, а не выяснение отношений между людьми. Если идея игры уже была кем-то реализована перед тем, как выставлять продукт на продажу, убедитесь, что не нарушаете закона. Незаконное использование чужой интеллектуальной собственности может повлечь за собой серьезные проблемы.
Какой бизнес в сфере развлечений открыть?
Прежде всего, необходимо понять, что люди не готовы отказаться от возможности отвлечься от проблем и отдохнуть, но при этом они готовы потратить гораздо меньшую сумму на эту возможность, чем, например, год или два назад.
Развлечением может стать деятельность: посещение зоопарка с семьей, прохождение квеста, участие в гонках на старых списанных авто, которые подверглись ремонту, который обеспечил гарантию безопасности водителя, и возможной модернизации внешнего облика машины.
Кризис – время креативить, придумывать что-то новое и уникальное. При этом бизнес на развлечениях можно построить с нуля практически без вложений.
История успеха
Компании, которые занимаются продажей игр-«настолок», в кризис не только удержались на плаву, но продолжают демонстрировать высокие показатели продаж, которые имеют тенденцию к росту. Идея бизнеса пришла к ребятам, основателям компании в 2008-м году, когда оба они потеряли работу. Первая игра делалась в подарок для родственника одного из них. Оптовый тираж оказался дешевле, чем штучный, поэтому первую партию ребята практически раздарили.
Однако на настольные игры обнаружился огромный спрос, и стартаперы поняли, что нашли дело своей жизни. Сначала они сами работали курьерами от своего интернет-магазина, и занимались доставкой игр своим клиентам на дом.
«Настолки» к началу 2009-го года стали трендом. Первые точки оффлайновых продаж принесли хороший доход, и бизнесмены получили возможность организовывать фестивали и игротеки. Спад продаж пришелся как раз на время подъема экономики, когда люди начали искать более дорогие развлечения и получили дополнительную возможность потратить свои деньги – домашними настольными играми перестали интересоваться так сильно, ажиотаж понемногу спал.
Кроме того, одной из главных ошибок стала ценовая политика в регионах: цены ставились не ниже московских, аренду брали самую лучшую из возможных. При этом жители Уфы, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода не были готовы платить за настольную игру столько же, сколько платили москвичи.
Выход на рынок регионов дал возможность расширить географические горизонты бизнеса. Учредители компании начали торговать франшизой. Это оказалось не так легко, однако методом проб и ошибок компания вывела свою удобную схему представительства. Компания представляет собой практически семейный бизнес – большинство сотрудников – хорошие знакомые учредителей.
Развлекательный успешный бизнес стартовал на энтузиазме: так, даже сейчас, когда компания делает миллионные продажи, между продавцом и покупателем могут сложиться вполне неформальные отношения: человек может безо всяких проблем обменять игру если та по каким-то причинам «не пошла». Владельцы бизнеса подчеркивают, что покупатель всегда прав и все равно добьется своего, обратившись в суд. Лучше сразу на месте решить проблему так, чтобы было выгодно обеим сторонам – человек, сумевший обменять или вернуть игру без проблем, вернется домой довольный и посоветует магазин своим друзьям.
Идеи для развития своего дела успешные бизнесмены черпают из посещения тематических встреч, конференций и тренингов. Компаньоны решили развивать успех в еще одном направлении: разработке и лицензировании собственных игр.
Бизнесмены подчеркивают, что спрос растет на такие категории игр, как развлечения для вечеринок, направленные на отгадывание слов, стратегии для всей семьи и карточные игры.
Основные правила для разработчиков настольной игры: игроков должно быть больше, чем два, длительность сета – не более полутора часов, цена игры и дополнений к ней – не более 1000 рублей.
Импортозамещение – это выгодно
В прошлом году компании пришлось перейти на отечественные материалы и сырье, а также подписать договоры с российскими компаниями для оформления собственного инженерного отдела, который станет непосредственно печатать игры. При этом себестоимость игры можно снизить примерно на 20 процентов, то есть отказ от импорта будет выгоден и покупателям тоже.
Компания также занимается разработкой игр для стороннего заказчика и корпоративных клиентов. Пик продаж игр приходится на разные сезоны: игры типа городков лучше продаются весной и летом, а подарочные наборы типа «Для тебя» раскупают в основном перед 14 февраля. Игры, рассчитанные на большую компанию, хорошо продаются в период новогодних праздников.
На видео: Бизнес на развлечениях 2016
Каков объем рынка настольных игр в России?
Согласно экспертной оценке различных агентств по маркетинговым исследованиям, ежегодный прирост рынка «настолок» составляет до 17-ти процентов. В России данный сегмент развлекательных товаров и услуг еще сравнительно молод, однако стремительно набирает обороты и развивается. Самыми популярными на конец 2013-го года считались игры Уно, Монополия и Активити.
Концентрация рынка настольных игр наблюдается около крупных городов РФ – Москвы и Санкт-Петербурга. Целевой аудиторией настольных игр считаются молодые люди возрастом от 25 до 35 лет. Цены самых востребованных игр на рынке достигают отметки 1500 рублей за единицу.
Большим спросом пользуются игры для компаний и семейного досуга. Значительная часть спроса приходится гна детские настольные игры. В 2014-м году объем рынка игр в России составил до 5,8 млрд. руб. Первые продажи настольных игр стартовали в сети, потом они вышли на оффлайн-площадки. Монополистами на рынке сейчас выступает ряд крупных компаний – разработчиков и реализаторов настольных игр.
За последний год появилась тенденция объединения нескольких мелких игроков в группу компаний.
Что касается целевой аудитории, начал проявляться женский сегмент потребителей и увеличился средний возраст покупателя до 44 лет. Согласно мониторингу интернет-сообществ, россияне становятся все более осведомленными в данном вопросе. Увеличилось число посетителей игротек, антикафе, специализированных клубов.
Растет доступность процесса разработки и последующей продажи настольных игр:
- Крупные компании готовы платить разработчикам за интересные уникальные проекты;
- краудфандинговые платформы становятся все более популярными у российских стартаперов как один из способов привлечения потенциальных инвесторов;
- развивается и укрепляется рынок отечественных материалов, которые используются для производства игр;
- соответственно, уменьшается себестоимость итогового продукта для потребителя;
- открывается больше возможностей для тех, кто решился строить бизнес по схеме франчайзинга.
В этой рубрике подобраны лучшие новые образцы бизнес планов в сфере развлечений за год. Узнайте, как превратить хобби в бизнес?
Источник