Нормативно правовое обеспечение бизнес плана
В этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации данного проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела зависит, в первую очередь, от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое – если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное – предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:
1. Дата создания и регистрации фирмы.
2. Где и кем она зарегистрирована.
3. Учредительные документы.
4. Зарегистрированный офис.
5. Форма собственности.
6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
7. Для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций;
б) количество выпущенных акций;
в) количество обращающихся акций;
г) номинальная стоимость одной акции;
д) рыночная стоимость одной акции;
е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
9. Копии лицензий на виды деятельности, являющейся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договоры на аренду, торговые марки и знаки и т.д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
13. Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.
14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы;
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
в) патентной защиты;
г) правил техники безопасности;
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и
проведения рекламы;
е) основных прав потребителей и системы их защиты;
ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.
Скачать в формате Word
Источник
Таким образом, необходимо отметить, что в современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом промышленном производстве и торговле, вовлеченностью крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как грядущее еще большее усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных удержать порядок в сложнейших системах хозяйствования. Контроль реализации бизнес-плана должен охватывать его основные этапы и задачи:
– определение типа рабочих задач на предприятии и вне его, решение которых необходимо для реализации бизнес-проекта;
– определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
– подготовку графика реализации, определяющего положение рабочих задач корректно во времени и учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;
– определение ресурсов, необходимых для решения индивидуальных задач и соответствующих затрат;
– подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении процесса реализации и эксплуатации бизнес проекта;
– документирование данных, позволяющее корректировать планы, бюджет реализации и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.
Вопрос 6. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования
Общие основы нормативного обеспечения бизнес-планирования в Российской Федерации основано, главным образом, на действии законов подзаконных актов, связанных с инвестиционной деятельностью.
Федеральный Закон Р.Ф. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ. определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе ресурсов бюджета развития Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 фиксирует, что основными целями предоставления государственных гарантий являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.
В соответствии с Законом Российской Федерации « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.92г. № 1488-1 государственное регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется:
– в соответствии с государственными инвестиционными программами;
– прямым управлением государственными инвестициями;
– введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
– предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
– проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
– экспертизой инвестиционных проектов.
Правомерно отметить, что инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.
К первой группе относятся такие законы, как:
– Конституция Российской Федерации,
– Гражданский кодекс,
– Законы о собственности, недрах и концессиях, о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах, банках и банковской деятельности,
– Законодательная база о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного и лесного законодательства, нормативные акты и программы приватизации и др.,
– Структура расходов на инвестиционные цели предусмотрена в Федеральном законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ»,
– Для организации инвестиционной деятельности большее значение имеет Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Ко второй группе относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.
Участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности и России регулируется как общими для всех участников инвестиционного процесса государственными актами (если нет соответствующих оговорок), так и специальными нормативными документами, в частности, Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 4.07.91 г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном регулировании валютном контроле» от 9.10.92 г. № 3615-1, Таможенным кодексом и другими актами. Центральным банком, Минфином.
Помимо законодательства, регулирующего основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации, нормативно – правовой базой бизнес – планирования являются:
– Методические рекомендации по разработке бизнес – плана развития промышленного предприятия (организации), утвержденные начальником Департамента экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
– Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.
Эти рекомендации содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности бизнес-проектов.
Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации бизнес-планов.
Рекомендации используются:
– для оценки эффективности и финансовой реализуемости бизнес-планов;
– для оценки эффективности участия в бизнес-планах;
– для принятия решений о государственной поддержке бизнес-планов;
– для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) бизнес-планов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
– для оценки экономических последствий отбора для реализации группы бизнес-планов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
– для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований бизнес – планов;
– для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации бизнес-планов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
Источник
Требования к структуре бизнес-плана содержатся в ряде нормативных документов, в числе которых:
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477;
- Постановление от 22.11.1997 № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 1 к указанному документу);
- Методические рекомендации о Порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденные Минэкономики России 22.02.1996, 20.03.1996 № ЕЯ-77, Минфином России 12.03.1996 № 07-02-19, Минстроем России 26.02.1996 № ВБ-11-37/7 (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 2 к данному документу);
- приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2008 № 308 «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”» (форма бизнес-плана является приложением к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 09.11.2007 № 384 «Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» (форма бизнес-плана является Приложением № 1 к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 23.03.2006 № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (формы бизнес-плана приведены в Приложениях № 1, 3 к данному документу);
- Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (типовая структура бизнес-плана приведена в Приложении 7 к данному документу);
- письмо Минсельхозпрода России от 29.04.1999 № 3-25/1500 «О Положении о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов и предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для проектов сельскохозяйственного производства» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, содержится в Приложении № 1 к данному документу).
Некоторые из этих документов (например, Методические рекомендации № ВК 477) имеют широкую область применения. Они используются для:
- оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;
- оценки эффективности участия в инвестиционных проектах хозяйствующих субъектов;
- принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
- сравнения альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов, вариантов инвестиционных проектов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
- оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
- подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес-планов;
- принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации инвестиционных проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
Другие документы отличаются более узкой направленностью. Выбор того или иного документа в качестве руководства для бизнес-планирования определяется целями и задачами, стоящими перед предприятием. Например, если речь идет о получении государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации, первостепенное значение имеет Постановление от 22.11.1997 № 1470, если бизнес-план разрабатывается для кредитной организации — Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У и т. д.
При разработке бизнес-плана для внутрифирменных целей, предоставления его в банк для получения кредита, демонстрации проекта потенциальному инвестору и в ряде других случаев нет жесткого нормативного регламента, поэтому при разработке бизнес-плана можно применять все перечисленные выше документы, трансформируя их и дополняя. Понимая общие принципы разработки бизнес-плана, при необходимости будет совершенно несложно подготовить его в соответствии с любым из перечисленных выше нормативных документов.
Учет особенностей сложившейся экономической ситуации
Нормативные документы появляются по мере необходимости, и, по большому счету, любые условия хозяйствования вряд ли можно назвать легкими. Цель нормативных документов состоит не в том, чтобы привести фирму к успеху, а в том, чтобы очертить круг требований к структуре информации, форме ее представления, определить единые методологические основы, позволяющие сравнивать различные проекты и принимать решения об их экономической целесообразности. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в тех или иных экономических условиях, предприятие должно принимать эффективные управленческие решения, и нормативная база регламентирует не процесс принятия этих решений, не «ход мыслей», а порядок изложения идей и расчета показателей.
Источник
Понятие, цель, задачи и основные функции бизнес-планирования
В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. Особое значение имеет бизнес-план.
Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика. 2008. 480 с..
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана. 2004. 462 с.:
1) определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
4) выявить соответствие имеющихся кадров организации;
5) определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
6) оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
7) предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Хорошо разработанный бизнес-план должен раскрывать все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказывать развитие ситуации по проекту Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2001. :
– как будет развиваться производство;
– как будет реализовываться товар или услуга;
– что принесет данная идея в будущем;
– какие шаги необходимо предпринять предприятию при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Бизнес-план имеет две группы пользователей:
1) внутренние пользователи (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал организации);
2) внешние пользователи (потенциальные инвесторы, кредиторы,
партнеры).
При разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.
Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:
– полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
– концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
– бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
– бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
– бизнес-план как заявка на кредит – для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
– бизнес-план как заявка на грант – для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения острых социально-политических проблем.
Сущность бизнес-плана заключается в том, что он определяет конкретные шаги, которые необходимо предпринять для реализации стратегии и достижения поставленных целей. Планирование может быть определено как разработка модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения или же, как изучение перспектив и выработка планов действий. Таким образом, мы видим, что бизнес-план – это документ, который Слиньков В.Н. Бизнес-план и организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Алерта. 2004. 456 с. :
– разрабатывает и предопределяет действия;
– направлен на достижение желаемых результатов;
– наглядно показывает, что мы должны что-то сделать для будущего организации, так как в противном случае его просто не будет;
– определяет основные вопросы, связанные с ресурсами, вытекающие из плана.
Бизнес-план должен охватывать определенный период времени, обычно от трех до пяти лет. В некоторых случаях необходимо рассматривать более длительную перспективу. Но стоит учитывать, что чем больше период, тем менее надежными будут расчеты.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри организации.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Инфра-М». 2003. 56 с..
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Бизнес-план также дает возможность Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Филимоновой. Издательство Московской академии государственного и муниципального управления. М.: 2001.:
– определить пути и способы достижения поставленных целей;
– максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
– предотвратить ошибочные действия;
– отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
– доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
– смягчить влияние слабых сторон предприятия;
– определить потребность в капитале и денежных средствах;
– своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
– полнее использовать инновации в своей деятельности;
– объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
– обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Источник