Нормативно правовая база бизнес плана
Требования к структуре бизнес-плана содержатся в ряде нормативных документов, в числе которых:
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477;
- Постановление от 22.11.1997 № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 1 к указанному документу);
- Методические рекомендации о Порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденные Минэкономики России 22.02.1996, 20.03.1996 № ЕЯ-77, Минфином России 12.03.1996 № 07-02-19, Минстроем России 26.02.1996 № ВБ-11-37/7 (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 2 к данному документу);
- приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2008 № 308 «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”» (форма бизнес-плана является приложением к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 09.11.2007 № 384 «Об утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» (форма бизнес-плана является Приложением № 1 к данному документу);
- приказ Минэкономразвития России от 23.03.2006 № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (формы бизнес-плана приведены в Приложениях № 1, 3 к данному документу);
- Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (типовая структура бизнес-плана приведена в Приложении 7 к данному документу);
- письмо Минсельхозпрода России от 29.04.1999 № 3-25/1500 «О Положении о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов и предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для проектов сельскохозяйственного производства» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, содержится в Приложении № 1 к данному документу).
Некоторые из этих документов (например, Методические рекомендации № ВК 477) имеют широкую область применения. Они используются для:
- оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;
- оценки эффективности участия в инвестиционных проектах хозяйствующих субъектов;
- принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
- сравнения альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов, вариантов инвестиционных проектов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
- оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
- подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес-планов;
- принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации инвестиционных проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
Другие документы отличаются более узкой направленностью. Выбор того или иного документа в качестве руководства для бизнес-планирования определяется целями и задачами, стоящими перед предприятием. Например, если речь идет о получении государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации, первостепенное значение имеет Постановление от 22.11.1997 № 1470, если бизнес-план разрабатывается для кредитной организации — Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У и т. д.
При разработке бизнес-плана для внутрифирменных целей, предоставления его в банк для получения кредита, демонстрации проекта потенциальному инвестору и в ряде других случаев нет жесткого нормативного регламента, поэтому при разработке бизнес-плана можно применять все перечисленные выше документы, трансформируя их и дополняя. Понимая общие принципы разработки бизнес-плана, при необходимости будет совершенно несложно подготовить его в соответствии с любым из перечисленных выше нормативных документов.
Учет особенностей сложившейся экономической ситуации
Нормативные документы появляются по мере необходимости, и, по большому счету, любые условия хозяйствования вряд ли можно назвать легкими. Цель нормативных документов состоит не в том, чтобы привести фирму к успеху, а в том, чтобы очертить круг требований к структуре информации, форме ее представления, определить единые методологические основы, позволяющие сравнивать различные проекты и принимать решения об их экономической целесообразности. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в тех или иных экономических условиях, предприятие должно принимать эффективные управленческие решения, и нормативная база регламентирует не процесс принятия этих решений, не «ход мыслей», а порядок изложения идей и расчета показателей.
Источник
Понятие, цель, задачи и основные функции бизнес-планирования
В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. Особое значение имеет бизнес-план.
Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика. 2008. 480 с..
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана. 2004. 462 с.:
1) определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
4) выявить соответствие имеющихся кадров организации;
5) определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
6) оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
7) предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Хорошо разработанный бизнес-план должен раскрывать все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказывать развитие ситуации по проекту Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2001. :
– как будет развиваться производство;
– как будет реализовываться товар или услуга;
– что принесет данная идея в будущем;
– какие шаги необходимо предпринять предприятию при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Бизнес-план имеет две группы пользователей:
1) внутренние пользователи (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал организации);
2) внешние пользователи (потенциальные инвесторы, кредиторы,
партнеры).
При разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.
Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:
– полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
– концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
– бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
– бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
– бизнес-план как заявка на кредит – для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
– бизнес-план как заявка на грант – для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения острых социально-политических проблем.
Сущность бизнес-плана заключается в том, что он определяет конкретные шаги, которые необходимо предпринять для реализации стратегии и достижения поставленных целей. Планирование может быть определено как разработка модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения или же, как изучение перспектив и выработка планов действий. Таким образом, мы видим, что бизнес-план – это документ, который Слиньков В.Н. Бизнес-план и организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Алерта. 2004. 456 с. :
– разрабатывает и предопределяет действия;
– направлен на достижение желаемых результатов;
– наглядно показывает, что мы должны что-то сделать для будущего организации, так как в противном случае его просто не будет;
– определяет основные вопросы, связанные с ресурсами, вытекающие из плана.
Бизнес-план должен охватывать определенный период времени, обычно от трех до пяти лет. В некоторых случаях необходимо рассматривать более длительную перспективу. Но стоит учитывать, что чем больше период, тем менее надежными будут расчеты.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри организации.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Инфра-М». 2003. 56 с..
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Бизнес-план также дает возможность Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Филимоновой. Издательство Московской академии государственного и муниципального управления. М.: 2001.:
– определить пути и способы достижения поставленных целей;
– максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
– предотвратить ошибочные действия;
– отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
– доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
– смягчить влияние слабых сторон предприятия;
– определить потребность в капитале и денежных средствах;
– своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
– полнее использовать инновации в своей деятельности;
– объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
– обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Источник
- Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
- 2. Вводная часть (резюме проекта)
- 11. Приложение
- Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
- Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
- Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
“Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам”
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.
Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:
Утвердить:
1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).
2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).
3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).
4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков – не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.
Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 “Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159
Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.
Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Источник