Нетривиальные приемы поиска бизнес идей

Нетривиальные приемы поиска бизнес идей thumbnail

Кладоискатели по сути и реформаторы в мечтах, бизнесмены не любят вычислять «рыбные места» анализом скучной статистики. Им больше по душе готовые рецепты и короткие пути. Но во времена научно-технических революций ходить к гадалкам стало не модно. Поэтому на их место приспособили методики управления творчеством.

Конструирование идей как инновационный магический кристалл

Известные техники управления творчеством

Технический прогресс требует поточного производства новых решений. Профессиональные изобретатели разработали немало методов конструирования идей, а предприниматели их переняли.

Мозговой штурм (конференция идей) основан на групповом заражении. Подгоняемые опытным ведущим, участники вылетают за пределы инерции мышления. И начинают гнать пургу генерировать свободные ассоциации. Потом скептики надевают наушники, и выгребают из записей птичьего базара пару – тройку жемчужин. Или не выгребают, как повезет. Метод – то случайный.

У синектики и метода фокальных объектов правила жестче. Синектика предписывает группе использовать аналогии. Прямые из смежных областей, эмпатические по Станиславскому (я – сайт, заварите меня). И символические (семантические), основанные на играх с языковыми конструкциями. Метод фокальных объектов скрещивает предмет исследования с чем попало. Как матрица идей студии Лебедева.

Матрица идей Лебедева. 10 лет без изменений

В отличие от мозгового штурма и его производных, морфологический анализ индивидуален. Для него не нужны помощники, залы заседаний, диктофоны. Даже компьютер не нужен. Чертим от руки табличку. В строке пишем параметр А, в столбец параметр B, сочетания на пересечениях «женим». Морфологический анализ настолько очевиден, что в первый раз был открыт в XII веке, и с тех пор его переоткрывают каждый год заново. Так, в феврале 2017 года бывший владелец книжного сервиса Oyster Эрик Стромберг описал его в блоге на Medium как метод поиска идей для стартапов.

Матрица Эрика Стромберга

Эрик поместил в крайнем левом столбце 39 видов деятельности (они же разновидности спроса). Шопинг, игры, моду, спорт, недвижимость, работу и карьеру, транспорт. А самую верхнюю строку заполнил 30 инструментами информационных технологий и маркетинга. Например, «создать приложение виртуальной реальности», «создать виджет», «найти самую дешевую аренду», «сосредоточиться на сегменте рынка».

1170 вариантов стартапов без малого

Большинство ячеек осталось пустыми. Подразумевается, что начинающий стартапер откопает в них свой горшочек золота. А для иллюстрации метода Эрик заполнил некоторые ячейки известными примерами:

Пример 1:

СОЗДАТЬ НОВЫЙ ОПЫТ, ОСНОВАННЫЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЯХ
ШОПИНГPinterest

Пример 2:

Пример 3:

ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ТРАНСПОРТUber

Матрицы Madcats

Молоденький российский неокапитализм боится знаний как ботанской заразы. А потому морфологический анализ у нас практикуют бизнес – консультанты (ТРИЗ-Шанс), да их меньшие братья копирайтеры.

Редакция Madcats с 2016 года использует морфологический анализ для составления контент – планов, матриц посевов, графиков публикаций. Темы публикаций возникают на пересечении свойств и способов использования товара, стадий воронки продаж, особенностей целевых сегментов. «Безумные котики» не ограничиваются простым пересечением параметров, они управляют креативным поиском при помощи эвристики.

Лингвистика, эвристика или просто здравый смысл?

А также строят N – мерные матрицы для сочетания множества параметров. На фоне царящего а копирайтинге бардака такой научный подход выглядит очень круто.

Приемы решения противоречий

Благополучно забаненный мировой закулисой алгоритм решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера (АРИЗ) еще 1973 году классифицировал интеллектуальные приемы создания новых идей. Из 39 описанных приемов 29 были чисто инженерными, пригодными только для решения конструкторских задач. Но оставшиеся 10 принципов Альтшуллера универсальны и применимы для любой области творчества. Вот они:

  1. «Объединить»;
  2. «Увеличить-уменьшить»;
  3. «Перейти в другое измерение»;
  4. «Перейти к надсистеме или подсистеме»;
  5. «Добавить периодическое действие»;
  6. «Добавить обратную связь»;
  7. «Добавить самообслуживание»;
  8. «Обратить вред в пользу»;
  9. «Повысить интенсивность процессов»;
  10. «Сделать наоборот».

АРИЗ не секта, а средство дисциплины ума

Очевидно, что морфологический анализ по версии Стромберга основан на приеме «Объединить» (вместе с принципом универсальности). А Madcats добавляет к ним прием «Перейти к надсистеме или подсистеме». Другими словами, подняться выше по системной иерархии: от ландшафтного дизайна к ландшафту, от ландшафта к экосистеме и генеральному плану застройки. И спуститься ниже: от ландшафтного дизайна к его элементам: газонам, деревьям, дорожкам. А от них еще ниже, к ветвям, цветам, плитке.

Использование десятого приема Генриха Альтшуллера «Сделать наоборот» (АНТИ) для поиска бизнес-идей разберем во второй части статьи.

Источники:

«Матрица с идеями для стартапов»
«Типовые приемы разрешения противоречий»
«Современные методики творчества / креатива»

Источник

В первой части статьи я обещал показать применение десятого приема Генриха Альтшуллера «Сделать наоборот» (АНТИ). Прием формулируется так: «Вместо действия, диктуемого условиями, осуществить противоположное действие».Приступим!

Прием «Наоборот» для бизнес – идей

Необходимое пояснение. Не пытайтесь АНТИ – «Соединять» привычные вещи. Если вы все-таки сумеете это сделать, то вы гений, и матрицы вам нужны как танцору пятая нога. Сделаем, как советует Альтшуллер. Перевернем условия задачи:

АНТИ – ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА (IT)
АНТИ – РЫНОК (ПОТРЕБНОСТЬ)Прием «Соединить»

Учимся «делать наоборот»

МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТМАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ «НАОБОРОТ»
Сделать платный продукт бесплатным или очень дешевымПовысить цену так, чтобы продукт стал доступен «только солидным клиентам»
Упростить процесс производстваСделать производство штучным, ручным
Удалить часть функций для упрощения и улучшения продуктаДобавить избыточные функции для удорожания продукта
Сосредоточиться на избранном сегменте рынкаСделать товар универсальным, востребованным всеми.
Применить «экономику по требованию»Подписывать на абонентское обслуживание с регулярными (ежемесячными) платежами.
Перейти от продукта к сервисуПеревести сервис в материальную форму (коробочная, карточная продажа).

Все так просто, да? Потому что примеры детские. Только для 2 – х инструментов АНТИ — инструменты очевидны без специальной подготовки.

ИНСТРУМЕНТ ITАНТИ – ИНСТРУМЕНТ IT
Добавить уровень программного управления (агрегатор, мэшап) Инвертировать триггер от следствия к причине.

Пример первый. Исходный триггер: при появлении товарных новинок прислать покупателю оповещение. АНТИ – триггер: при появлении у конкретного покупателя интереса к покупке оповестить об этом конкретный магазин. Это вполне сможет реализовать Яндекс.Маркет как ритейлер.

Пример второй. Исходный триггер: оповестить покупателя о том, что он забыл про корзину в интернет-магазине. АНТИ – триггер: предложить пользователю календарь – напоминалку, предлагающую ему готовые комплекты к запланированным событиям.

Перенести офлайновое поведение в онлайнПеренести онлайновое поведение в офлайн. Например, обеспечиваем анонимность. На входе в секс-шоп выдаем покупателям маски.

Поэтому давайте перейдем от строки инструментов к столбцу рыночных ниш (потребностей). Берем ячейку, на уровне здравого смысла соображаем, какая потребность покупателей удовлетворяется. Или какое главное преимущество свойственно этому способу удовлетворения потребности.

Начнем с игр. Они привлекательны бесплатным выходом. В суровой реальности вход – копейка, выход – рубль. Бросив постылую работу, сидишь без денег. Разорвав тяжелые отношения, страдаешь от одиночества. А игру можно бросить в любой момент!

Теперь формулируем противоположное свойство. Как называется ситуация, выйти из которой очень трудно? ЛОВУШКА. Вписываем ее в табличку, и на пересечениях с маркетинговыми инструментами получаем идеи.

Создать ловушку инструментами маркетинга и IT

Пример 1:

ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУВ супермаркете выход только через кассу. А там укоризненно смотрит кассир. Сделаем так и в онлайне! Откуда бы ни пришел посетитель интернет-магазина, выйти он сможет только через корзину. Тупой путь – перенаправление, умный – хитро составленная навигация. А там жалобно попросим купить, а то мол с голоду пропадаем.

Пример 2:

СОЗДАТЬ ПОДПИСКУ
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУДавайте рассказывать сказки Шахерезады, публиковать истории с продолжениями. Львиная доля классической литературы писалась как романы – фельетоны и монетизировалась журнальными публикациями. Дюма, например, Диккенс, Достоевский. Ильф и Петров.

Пример 3:

СОЗДАТЬ ПРЕМИАЛЬНЫЙ БРЕНД
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУЛовушка премиальности работает, если обеспечить жертву социальными доказательствами. Давайте создавать их для начинающих бизнесменов и тщеславных потребителей. Как в фильме «Вспомнить все». В оригинале у Филипа Дика герой получает ложку с гравировкой, инопланетную монету и бластер. И воспоминания о Марсе приятным бонусом.

Парадокс премиальности: я помню – а они не помнят

Пример 4:

СОЗДАТЬ НОВЫЙ ФОРМАТ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ИЛИ ТВОРЧЕСТВА
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУЧтобы ловушку не хотелось покидать, надо изобразить ее привилегией. Дайте вашим клиентам возможность поиграть в дедовщину. Например, предоставляйте большие скидки по коду постоянного клиента прямо в карточке товара. Пусть остальные завидуют!

Пример 5:

УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА (СОЗДАНИЯ)
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУОблегчите ежедневные проблемы и от лезущих в ловушку отбоя не будет. Всем хороша Тильда, но ограничена рамками верстки. Присобачьте к ней конструктор коммерческих предложений и все sales – менеджеры ваши.

Пример 6:

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУВстраивайте в продукты ботов с высоким эмоциональным интеллектом (EI). Пусть утешают, развлекают, тушат агрессию и завоевывают симпатии. Бот Nadia от Soul Machines уже ободряет инвалидов в Новой Зеландии.

Пример 7:

СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИЗБРАННОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУОткуда богатства Коза Ностры? Мафия монополизировала утилизацию мусора. И вы поступайте так же. Обслуживайте тех, кого остальные списали в м#даки. Скандалистов, истериков, матерщинников. Ищите м#даков на Avito и Вконтакте, они любят там тусоваться.

Перевоспитать вредные привычки средствами маркетинга и IT

Разовьем тему на столбце «дети» матрицы Стромберга. Основная функция ниши – воспитание. Воспитание «наоборот» превращается в перевоспитание. Избавление человека от вредных или антисоциальных привычек, образа действий, взглядов.

Видите, да? У нас сразу появились 2 массовые потребности: перевоспитание привычки переедать и перевоспитание курильщиков. И хорошие заказчики: государство и корпорации, опечаленные падением производительности труда.

Как избавить от переедания? Сейчас узнаем!

Пример 1:

ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬПереносим в онлайн правило «одной ладони». Сделаем мобильное приложение с измерителем длины, подобных много. Сначала фотографируем свою ладонь, потом используем ее фото как прокрустов шаблон для измерения порций. Влезла – едим, а результаты шарим в соцсети.

Пример 2:

СОЗДАТЬ НОВЫЙ ФОРМАТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИЛИ ТВОРЧЕСТВА
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬПишем VR / AR приложения для фитнеса и тренировок. leppermessiah1 из Reddit сбросил 6,5 кило за месяц, просто рубясь на мечах в игре с виртуальной реальностью Sword Master. Подключаем метод «взрыва» Макаренко: пусть монстры и соперники троллят игрока жирдяем и скотобазой.

Пример 3:

ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬДелаем сервис срочного заказа услуг для похудения. Например, вызов психолога, массажиста, диетолога. Кое-что уже есть на Youdo.

А теперь займемся курильщиками. Им объективно труднее, чем людям с привычкой переедать. К услугам худеющих диеты, финтнес, тонны книг и фильмов, всенародное сочувствие. А курильщиков запугивают черными легкими, стращают законами и пичкают заместительной терапией. Где логика? Если есть зависимость, должна быть и сфера услуг для зависимых. Давайте исправлять ситуацию.

Давайте вместе спасем Курильщика!

Пример 1:

ПЕРЕНЕСТИ ОФЛАЙНОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВКак ЗАХОТЕТЬ бросить? Используем «образ врага». Сделаем конструктор «Что крадет мой враг курение». Простой, наглядный, с красивыми и страшными иллюстрациями. И пусть он регулярно напоминает по почте и в чатике, что сегодня отнял личный враг пропорционально числу сигарет. Мало денег? Все потрачены на сигареты. Проблемы с девушками? Запах табака их отпугивает. Все достало? Это черные очки никотинового отравления.

Пример 2:

УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА (СОЗДАНИЯ)
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВНельзя просто так взять и выбросить из жизни привычку. На ее месте остается неудовлетворенная пустота. Заполните ее! Предложите бросающим курить выбор хобби и увлечений. Хотя бы в формате библиотечки. Все веселей, чем в 100500 – й раз твердить про вред здоровью.

Пример 3:

ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВКакие выездные специалисты могут помочь курильщику? Игротерапевты (event), детоксикаторы с капельницей, наркологи. Где все эти люди? Почему на вывод из запоя можно вызвать бригаду, а на чистку от никотина нельзя?

Заключение: где искать сокровища?

Мы убедились, что метод рабочий. На десерт 3 карты «рыбных мест».

А) Инструмент «упростить процесс производства (создания)» в интерпретации: «упростить процесс производства (создания), продавая учебные материалы». Решения только на пересечениях с анти – потребностями (потребности уже застолбили). Гуру полным – полно, а вот АНТИ – гуру еще нет.

Б) АНТИ – инструмент «добавить уровень программного управления» в интерпретации «инвертировать триггер от следствия к причине». Переворачивайте бизнес – процессы, апплеты IFTT, цапы Zapier, события Huginn. Решения на пересечениях с потребностями и анти – потребностями.

В) АНТИ – ниша «шопинг» в трактовке «скупка». А конкретно «скупка квалифицированного рабочего времени». Решения сначала на пересечениях с «А» и «Б», потом со всеми остальными инструментами маркетинга и IT.

Доброй охоты!

Источники:

«Матрица с идеями для стартапов»
«Типовые приемы разрешения противоречий»
«Современные методики творчества / креатива»

Источник



Нетривиальные приемы поиска бизнес-идей +12

Управление продуктом, Из песочницы

Нетривиальные приемы поиска бизнес идей
Нетривиальные приемы поиска бизнес идей

Кладоискатели по сути и реформаторы в мечтах, бизнесмены не любят вычислять «рыбные места» анализом скучной статистики. Им больше по душе готовые рецепты и короткие пути. Но во времена научно-технических революций ходить к гадалкам стало не модно. Поэтому на их место приспособили методики управления творчеством.

Конструирование идей как инновационный магический кристалл

Известные техники управления творчеством

Технический прогресс требует поточного производства новых решений. Профессиональные изобретатели разработали немало методов конструирования идей, а предприниматели их переняли.

Мозговой штурм (конференция идей) основан на групповом заражении. Подгоняемые опытным ведущим, участники вылетают за пределы инерции мышления. И начинают гнать пургу генерировать свободные ассоциации. Потом скептики надевают наушники, и выгребают из записей птичьего базара пару – тройку жемчужин. Или не выгребают, как повезет. Метод – то случайный.

У синектики и метода фокальных объектов правила жестче. Синектика предписывает группе использовать аналогии. Прямые из смежных областей, эмпатические по Станиславскому (я – сайт, заварите меня). И символические (семантические), основанные на играх с языковыми конструкциями. Метод фокальных объектов скрещивает предмет исследования с чем попало. Как матрица идей студии Лебедева.

Матрица идей Лебедева. 10 лет без изменений

В отличие от мозгового штурма и его производных, морфологический анализ индивидуален. Для него не нужны помощники, залы заседаний, диктофоны. Даже компьютер не нужен. Чертим от руки табличку. В строке пишем параметр А, в столбец параметр B, сочетания на пересечениях «женим». Морфологический анализ настолько очевиден, что в первый раз был открыт в XII веке, и с тех пор его переоткрывают каждый год заново. Так, в феврале 2017 года бывший владелец книжного сервиса Oyster Эрик Стромберг описал его в блоге на Medium как метод поиска идей для стартапов.

Матрица Эрика Стромберга

Эрик поместил в крайнем левом столбце 39 видов деятельности (они же разновидности спроса). Шопинг, игры, моду, спорт, недвижимость, работу и карьеру, транспорт. А самую верхнюю строку заполнил 30 инструментами информационных технологий и маркетинга. Например, «создать приложение виртуальной реальности», «создать виджет», «найти самую дешевую аренду», «сосредоточиться на сегменте рынка».

1170 вариантов стартапов без малого

Большинство ячеек осталось пустыми. Подразумевается, что начинающий стартапер откопает в них свой горшочек золота. А для иллюстрации метода Эрик заполнил некоторые ячейки известными примерами:

Пример 1:

СОЗДАТЬ НОВЫЙ ОПЫТ, ОСНОВАННЫЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЯХ
ШОПИНГPinterest

Пример 2:

Пример 3:

ПРИМЕНИТЬ «ЭКОНОМИКУ ПО ТРЕБОВАНИЮ»
ТРАНСПОРТUber

Матрицы Madcats

Молоденький российский неокапитализм боится знаний как ботанской заразы. А потому морфологический анализ у нас практикуют бизнес – консультанты (ТРИЗ-Шанс), да их меньшие братья копирайтеры.

Редакция Madcats с 2016 года использует морфологический анализ для составления контент – планов, матриц посевов, графиков публикаций. Темы публикаций возникают на пересечении свойств и способов использования товара, стадий воронки продаж, особенностей целевых сегментов. «Безумные котики» не ограничиваются простым пересечением параметров, они управляют креативным поиском при помощи эвристики.

Лингвистика, эвристика или просто здравый смысл?

А также строят N – мерные матрицы для сочетания множества параметров. На фоне царящего а копирайтинге бардака такой научный подход выглядит очень круто.

Приемы решения противоречий

Благополучно забаненный мировой закулисой алгоритм решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера (АРИЗ) еще 1973 году классифицировал интеллектуальные приемы создания новых идей. Из 39 описанных приемов 29 были чисто инженерными, пригодными только для решения конструкторских задач. Но оставшиеся 10 принципов Альтшуллера универсальны и применимы для любой области творчества. Вот они:

  1. «Объединить»;
  2. «Увеличить-уменьшить»;
  3. «Перейти в другое измерение»;
  4. «Перейти к надсистеме или подсистеме»;
  5. «Добавить периодическое действие»;
  6. «Добавить обратную связь»;
  7. «Добавить самообслуживание»;
  8. «Обратить вред в пользу»;
  9. «Повысить интенсивность процессов»;
  10. «Сделать наоборот».

АРИЗ не секта, а средство дисциплины ума

Очевидно, что морфологический анализ по версии Стромберга основан на приеме «Объединить» (вместе с принципом универсальности). А Madcats добавляет к ним прием «Перейти к надсистеме или подсистеме». Другими словами, подняться выше по системной иерархии: от ландшафтного дизайна к ландшафту, от ландшафта к экосистеме и генеральному плану застройки. И спуститься ниже: от ландшафтного дизайна к его элементам: газонам, деревьям, дорожкам. А от них еще ниже, к ветвям, цветам, плитке.

Использование десятого приема Генриха Альтшуллера «Сделать наоборот» (АНТИ) для поиска бизнес-идей разберем во второй части статьи.

Источники:

«Матрица с идеями для стартапов»
«Типовые приемы разрешения противоречий»
«Современные методики творчества / креатива»



Источник