Налоговое планирование является составной частью бизнес плана
Налоговое планирование — это целенаправленные законные действия налогоплательщика направленные на уменьшение его расходов на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.
Сущность налогового планирования[править | править код]
Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1].
Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.
Цели[править | править код]
Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности её работы. За счет облегчения налогового бремени путём изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства[2].
Этапы[править | править код]
Составными частями (этапами) НП являются:
- определение главных рисков;
- анализ проблем и постановка задач;
- определение основных инструментов, которые может использовать организация;
- создание схемы;
- осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.
Определение главных рисков[править | править код]
Под рисками налоговой оптимизации[3] понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
- риски налогового контроля
- риски усиления налогового бремени
- риски уголовного преследования
Для определения вероятных налоговых рисков составляют так называемую «карту налоговых рисков». Это инструмент оценки всех вероятных рисков налогоплательщика. Подобный алгоритм обеспечивает оперативность анализа всех факторов, порождающих налоговые угрозы. В дальнейшем результаты сопоставляются и оцениваются, что приводит к формированию итогового мнения об отсутствии или наличии тех или иных фискальных угроз, вероятности их реализации и тенденциях последующего развития.[4].
Анализ проблем и постановка задач[править | править код]
Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.
В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.
Инструменты[править | править код]
Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.
Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.
В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:
- Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
- Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
- Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
- Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
- Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
- Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями применяемые в рамках международного налогового планирования (международное налоговое планирование – деятельность компании направленная на сокращение своих налоговых обязательств посредством ведения различных частей бизнеса в различных юрисдикциях, дающих согласно законодательству этих стран те или иные налоговые льготы).
- Проектные компании или компании SPV, созданные для управления финансовыми потоками.
- Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).
Создание схемы налогового планирования[править | править код]
При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово — хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.
При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.
Обычно изменения, которым подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.[5]
Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования — последние недели перед началом нового года, так как большинство изменений, способных выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.
Налоговое планирование в Украине[править | править код]
Основными способами налогового планирования на Украине являются:
- Оптимальное договорное оформление хозяйственных отношений и сделок
- Законная неуплата спорных налоговых обязательств
- Отказ от уплаты налогов, когда это приемлемо для оптимизации налогов
- Оптимизация налогообложения путём структурирования бизнеса
Законную неуплату спорных налоговых обязательств можно достичь:
- путём получения индивидуальных налоговых консультаций
- путём получения разъяснений государственных органов
Структурирование бизнеса это базовый и самый простой способ оптимизации налогов.
Общие принципы структурирования:
- операции с наличными средствами преимущественно переводятся на плательщиков единого налога 2 группы (ФЛП). При этом, если бизнес крупный, все ФЛП действуют под одним брендом
- перевод сотрудников с трудовых на гражданско-правовые отношения (оформление с ними договоров как с ФЛП). Особенно популярно в IT-отрасли
- использование низконалоговых и оффшорных юрисдикций не подходит для большинства малых и средних предприятий[6]
См. также[править | править код]
- Уклонение от уплаты налогов
Литература[править | править код]
- Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004.
- Налоговая оптимизация (под редакцией А. В. Брызгалина) М.: 2007
Источники[править | править код]
Источник
1. Что подразумевает налоговое планирование:
а) оптимизацию налогообложения в целом +
б) оптимизацию одного из налогов, подлежащих к уплате
в) оптимизацию только налога на прибыль
2. Что не относится к принципам налогового планирования:
а) законность всех способов и методов оптимизации налогообложения
б) индивидуальный подход к особенностям деятельности конкретного налогоплательщика
в) минимальные затраты времени на проведение расчетов, связанных с оптимизацией +
3. Чем является налоговое планирование:
а) является составной частью внутрифирменного планирования +
б) не является составной частью внутрифирменного планирования
в) является одним из элементов взаимодействия налогоплательщика с внешней средой
4. Какой налог поступает в федеральный бюджет:
а) Акцизы
б) налог на имущество организаций
в) НДС +
5.Налоговое планирование в отношении платежей предшествующих периодов:
а) невозможно +
б) возможно
в) возможно в отношении задолженности прошлых лет
6. В чем заключается налоговое планирование:
а) в планировании общей суммы налоговых платежей +
б) планировании оптимальной суммы налоговых платежей
в) планировании налоговых отсрочек и рассрочек
7. С чего начинается налоговое планирование:
а) выручки
б) прибыли
в) деятельности +
8. Что не является элементом налогового планирования:
а) планирование налоговых льгот
б) планирование налогового кредита
в) применение нулевых ставок налога +
9. Важное значение для целей налогового планирования имеет способ формирования:
а) незавершенного производства
б) процентов по кредитам
в) уставного капитала +
10. Все налоги разделяются на …, соответствующие(х) уровням власти и самоуправления:
а) четыре категории
б) три вида +
в) пять видов
11. Создание в 1903-1917 гг. акционерных обществ, введение … отчетности, создали предпосылки для перехода плательщиков от планирования налогов на качественно более высокий уровень налогового планирования:
а) публичной +
б) разнообразной
в) отдельной
12. При использовании линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как … его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта:
а) частное
б) произведение +
в) отношение
13. В 1655 г. в России создается счетная палата для контроля … деятельности приказов и исполнением доходной части российского бюджета:
а) фискальной +
б) финансовой
в) информационной
14. Планирование рассматривается как вид такой деятельности и способ оптимизации действий хозяйствующих субъектов:
а) дополнительной
б) основной
в) управленческой +
15. Выбранный метод начисления амортизации применяется в отношении объекта амортизируемого имущества, входящего в состав соответствующей амортизационной группы, и:
а) не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту +
б) может быть изменен в первые два года начисления амортизации по этому объекту
в) может быть изменен с согласования налогового органа
16. Амортизируемым имуществом является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более … рублей:
а) 100 000
б) 10 000 +
в) 50 000
17. Одним из основных факторов, влияющим на выбор и обоснование учетной политики, является наличие необходимой базы:
а) знаний
б) целей
в) данных +
18. Часто наибольший экономический эффект дают методы налогового планирования, основанные на:
а) советах непрофессиональных консультантов
б) наличии пробелов в законодательстве +
в) предложениях конкурентов по бизнесу
19. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться … документами:
а) оценочными
б) распорядительными
в) оправдательными +
20. Являясь составной частью системы финансового менеджмента, … занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов:
а) рентабельность
б) налоговое планирование +
в) капиталоемкость
21. В настоящее время в США 6 тыс. … котируют свои акции на фондовой бирже:
а) эмитентов +
б) эксплорентов
в) экспортеров
22. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам:
а) может быть совмещена с уплатой НДФЛ
б) может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период +
в) не может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период
23. Практически все вносимые в НК РФ изменения и дополнения в той или иной степени имеют целью довести до максимально возможного уровня(ень):
а) валовой национальный продукт
б) валовой внутренний продукт
в) объем налоговых поступлений +
24. Освобождены от уплаты налога на … услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание:
а) продажу
б) добавленную стоимость +
в) собственность
25. Отчисления в резерв расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на … день соответствующего отчетного (налогового) периода:
а) последний +
б) первый
в) предпоследний
26. Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть … аспект:
а) хозяйственный
б) финансовый +
в) социальный
27. Один из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета, – это … политика:
а) учетная +
б) амортизационная
в) налоговая
28. Разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением:
а) мер по уплате налогов
б) мер по уклонению от уплаты налогов
в) бухгалтерского учета на предприятии +
29. В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов:
а) имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели +
б) имеющих цель нарушить налоговое законодательство
в) только имеющих целью получение прибыли
30. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, и поэтому налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть:
а) общими
б) произвольными +
в) не рациональными
Источник
Налоговое планирование – это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).
Цели налогового планирования
Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:
оптимизация налоговых платежей;
сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.
При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.
При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.
Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.
Этапы налогового планирования
Основными этапами налогового планирования являются:
выявление налоговых рисков;
анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;
выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;
разработка налоговой схемы;
осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.
Выявление налоговых рисков
Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.
Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.
К налоговым рискам относятся:
риски контроля со стороны налоговых органов;
риски увеличения сумм налогов;
риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.
В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:
принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;
принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;
принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;
принцип конфиденциальности;
принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;
принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);
принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.
Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы
На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.
Налоговый анализ включает, например:
выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;
перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;
анализ заключенных договоров с контрагентами.
Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.
Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования
Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.
В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:
Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством
Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами
Оптимизация цены сделок
Применение отдельных элементов налогообложения
Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)
Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения
Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения
Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:
начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
порядок списания расходов;
определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:
налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
“налоговых лазеек” – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.
Разработка налоговой схемы
При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.
При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.
При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.
Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.
В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.
Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.
Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.
Во-вторых, по причинам системного характера.
В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.
Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Источник