Мой бизнес план на урок технология 8 класс
Урок №15-16
Тема: Технология ведения бизнеса. Бизнес-план.
Цели:
Образовательные: способствовать формированию представлений о предпринимательской деятельности на примере семейного предпринимательства; раскрыть понятия «лицензия», «патент», «маркетинг», «бизнес-план»; представить информацию о формах предпринимательства;
Развивающие: создать условия для развития первоначальных навыков составления бизнес-плана семейного предприятия; выработки предложения по улучшению благосостояния своей семьи;
Воспитательные: содействовать воспитанию уважения к собственности, предприимчивости, ответственности, экономичности, бережливости.
Метод: объяснительно-иллюстративный;
Тип урока: комбинированный;
Средства: учебник (§6, стр.28-33), презентация «Предпринимательство в семье», карточки «Структура бизнес-плана», тетради.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Цель: создание условий для эмоционального настроя обучающихся на учебную деятельность
— Приветствует:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
— Заполняет журнал, проверяет явку обучающихся;
— Настраиваются на урок, готовят учебные принадлежности.
УУД:
Л: самоорганизация.
Актуализация
Цель: организовать актуализацию опорных знаний, достаточных для формулировки темы урока и познавательного интереса к новому материалу.
«Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы» Этьен Рей.
Как вы понимаете значение этих слов?
Подводит итог сказанному: деньги, денежные вопросы, зачастую, являются главным яблоком раздора в семье. Из каких источников складывается общий доход семьи мы рассматривали на прошлых занятиях, а можете ли вы помочь своей семье в увеличении доходов, то есть улучшении её благосостояния? Об этом сегодня и пойдет наш разговор.
— А теперь попробуйте сформулировать рабочую тему нашего урока по опорным словам: фирма, прибыль, лицензия, товар, услуга, семья.
— Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы;
— Рассуждают, предлагают свои варианты: Семейный бизнес или Предпринимательство в семье.
УУД:
Л: активизация имевшихся ранее знаний; осознание смысла учения, мотивация к учебной деятельности;
К: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, их аргументация; умение вести диалог;
П: осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Объяснение нового материала
Цель: создать условия для осознания роли предпринимательской деятельности в улучшении благосостояния семьи.
Изучить потребности местного населения в тех или иных товарах или услугах;
Проанализировать собственный опыт (испытывали ли вы потребность в каких-либо товарах);
Подумать где взять деньги на открытие собственного дела;
Выбрать форму предприятия;
Проанализировать знания и умения каждого из членов семьи;
Выявить наличие в семье орудий производства или возможности их приобретения;
Следует учесть тот факт, что необходимо соблюдать законодательство РФ, которое предусматривает получение платных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства (рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб, некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность).
— Формы предпринимательской деятельности различны:
Индивидуальное предприятие (ИП) – создатель (владелец) несёт полную ответственность за деятельность своего предприятия и имеет право на всю её прибыль (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы и т.д.). В условиях действующей системы российского законодательства является наиболее эффективной формой для ведения малого бизнеса.
Хозяйственное товарищество – владельцев несколько, они объединяют свои капиталы, усилия, способности, идеи, помогают и страхуют друг друга.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – учредители (в роли которых могут выступать члены одной семьи) имеют акции предприятия, которое имеет двойное налогообложение, но имеет широкие возможности привлечения капитала.
— Создание бизнеса начинается с регистрации (внесения информации в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением индивидуального идентификационного номера) предприятия, процедура зависит от формы предприятия. Наиболее трудоёмкой и сложной представляется регистрация ООО (организация с ограниченной ответственностью) и ЗАО; самой простой для индивидуального предприятия. Алгоритм действий:
Узнать, какой налоговый орган осуществляет регистрацию предприятий в вашем населённом пункте;
Собрать документы и подать их в регистрирующий орган;
Получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учёт, выписку из Единого гос. реестра;
Изготовить печать, получить информационное письмо Федеральной службы гос. статистики (Росстата) – коды Росстата, открыть расчётный счёт в кредитной организации (банке), получить уведомление из пенсионного фонда.
— Слушают, задают вопросы на понимание, составляют краткий конспект.
УУД:
П: структурирование знаний;
Л: смыслообразование, осознание своей роли в построении семейного бизнеса, формирование желания выполнять учебные действия;
К: умение задавать вопросы на понимание и обобщение.
Физкультурная минутка.
Цель:Смена видов деятельности и предупреждение сколиоза.
Выполнение физических упражнений:
1. Стоя, руки опущены вниз, пальцы сплетены. Поднять руки вверх, повернуть ладони к верху, выпрямить туловище, встать на носки (вдох). Вернутся в исходное положение (выдох).
2. Стоя, руки в стороны, разноименные движения руками (правая вверх, левая в сторону, правая в перёд, левая на пояс и т. п.).
3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Широкие круговые движения туловищем в одну, затем в другую сторону.
4. Стоя, руки на пояс, левая нога в сторону, повернуться кругом, правая нога в сторону.
УУД:
Л: положительное отношение к двигательной деятельности.
Продолжение объяснения нового материала
Цель: способствовать осознанию основного технологического материала.
Резюме. Описание фирмы, преимущества проекта и ожидаемые результаты.
Виды товаров и услуг. Описание товаров и услуг, примерная цена, особенности вашего продукта, то есть чем он будет отличаться от товаров конкурента, послепродажное обслуживание.
Рынки сбыта. Этот раздел направлен на изучение рынка и позволяет предпринимателю чётко представить, кто будет покупать его товар: Что представляет собой целевой рынок — это мужчины или женщины? Каков их возраст? Каков уровень их доходов? Кто они по профессии? Каков уровень их образования? Где они проживают: в городе или в сельской местности? Какую территорию и сколько людей охватывает основной рынок? Темп увеличения рынка. Какому количеству людей планируется предоставлять услуги ежемесячно (источники информации)?
Конкуренция. Укажите, в частности, какие еще фирмы и предприятия предлагают такой же товар? Как у них продвигаются дела? Какие цены они устанавливают? Какие преимущества или особые характеристики товара они предлагают покупателям? Почему люди покупают у них? В чем заключается их конкурентное преимущество? Кто покупает у них (каков уровень доходов их потребителей?).
План производства. Где будут изготовляться товары? Какие производственные мощности потребуются? Где, у кого, на каких условиях будет закупаться сырьё, материалы, комплектующие? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Каковы издержки производства?
Финансовый план. Это планирование финансового обеспечения деятельности компании с целью эффективного использования денежных средств. Опишите, почему нужны инвестиции и как их планируется использовать. Прогнозирование движения средств — это взгляд в будущее, показывающий, сколько денег предприниматель получит по сравнению с затратами на заработную плату, оборудование, продвижение товара, возвращение займа, включая налоги и пр. Если бизнес действенный, то инвестор желал бы получить сведения о движении денежных средств за минувший год и прогноз на следующий год.
План маркетинга.
Конкуренция: особенности предложения по сравнению с конкурентами.
Упаковка: Какой имидж планируется придать товару?
Продажа: Каким образом планируется продавать товар покупателям — продажа «за прилавком», услуги по доставке, продажа на дому? Каковы цены (в сравнении) и их преимущества?
Ценообразование: Какова цена данного товара? Что представляет собой точка безубыточности? Могут ли покупатели позволить себе заплатить такую сумму за данный товар? Возможные скидки, льготы постоянным покупателям.
Продвижение: Каким образом планируется сообщать покупателям о товаре: по радио, в газетах, журналах, по телефону, на выставках, в киосках вдоль проезжей части, в других средствах массовой информации? Какие специальные кампании о продвижении товара запланированы? Какова реклама?
— Слушают, задают вопросы на понимание, составляют краткий конспект.
Практическая работа «Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия»
Цель: применить полученные знания в ситуации, предложенной учителем.
— Вводный инструктаж:
объявление темы и целей работы;
знакомство со справочными материалами;
обсуждение критериев оценивания результатов работы (например, учёт всех возможностей (бизнес-план составлен по предложенному плану, описание пунктов плана полное, содержательное, приближено к реальности);
— Текущий инструктаж:
целевые обходы учителя;
самостоятельная работа обучающихся (составляют бизнес план предполагаемого предприятия семейного бизнеса);
— Заключительный инструктаж:
объявление об окончании работы;
обсуждение результатов.
УУД:
Р: умение планировать свою деятельность, контроль труда, саморегуляция;
Л: самоорганизация, самооценка, адекватное реагирование на трудности;
К: аргументация мнения, использование критериев для обоснования, планирование учебного сотрудничества.
Подведение итогов урока
Задание:
Назовите ключевые слова нашей темы урока, разгадав анаграммы:Есьмя, Мокинэако, Сырерус, Беротстьноп, Нец, Вотар, Притеводерпманильст.
Ответы: Семья, Экономика, Ресурсы, Потребность, Цена, Товар, Предпринимательство.
Домашнее задание
Ознакомьтесь в Интернете, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России?
Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
3. Денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей.
6. Смета всех видов доходов и расходов.
7. Всеобщий товарный эквивалент.
8. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата и обычно с уплатой процента.
По вертикали:
Состояние, при котором основные потребности индивидуума или семьи превышают имеющиеся средства на их удовлетворение.
Вклады в банках.
Ценная бумага.
Товарная сделка, натуральный обмен.
Доход, получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.
9. Договор о предоставлении имущества, земельной площади и т.д. во временное пользование за плату на срок, определяемый договором.
Ответы:
По горизонтали: 1. Безработица. 3. Аванс. 6. Бюджет. 7. Деньги. 8. Кредит.
По вертикали:1. Бедность. 2. Депозит. 3. Акция. 4. Бартер. 5. Дивиденд. 9. Аренда.
Рефлексия
— Учитель предлагает продолжить фразу:
Для меня самым главным на уроке………….. потому, что………… .
Мне показалось, что на занятии…………………. так как………….. .
Сегодня на уроке мне удалось………………………………………….
Если бы не существовало штрих — кода, то ……………………….. .
РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги, другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
— Чем они уникальны?
— Решают ли они важную проблему?
— Представляют ли они большую возможность?
3. Каков статус вашего предприятия? (отметьте и опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия, расширение, другой.
4. Как долго действует предприятие (или находиться в развитии)?
________ месяцев _________ лет.
5. Какая форма организации? (отметьте и опишите)
единоличное владение, общество (тип?), корпорация (тип?).
6. Где будет находиться предприятие?
— В чем преимущество этого местонахождения?
7. Кто и что будет вашим основным рынком?
8. Какой процент существующего рынка вы охватите?
— Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
9. Кто ваши конкуренты?
— В чем их сила и слабость?
— Какова их доля рынка?
10. Кто собирается управлять предприятием?
— Какая квалификация необходима для управления предприятием?
— Каков опыт, стаж и образование управляющих?
11. Каковы сроки основных этапов достижения целей?
12. Сколько средств необходимо, чтобы сделать предприятие успешным?
— Сколько средств необходимо для улучшения товара?
— Сколько средств необходимо для маркетинга?
— Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
13. Какой вид финансирования вам нужен? (отметьте и опишите)
ссуда (кредит), акционерный капитал (инвестиция).
14. Что вы предлагаете взамен? (отметьте и опишите)
право собственности (сколько?), доля прибыли (прогнозируемая прибыль через 3-5 лет), обеспечение возврата кредита, другое.
15. Каков срок окупаемости инвестиций?
16. Сколько средств вложено на сегодняшний день?
17. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и долгосрочные цели?
18. В чем сильные и слабые стороны вашего предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите)
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
19. Какие ограничения/ недостатки у вашего предприятия? (отметьте и опишите)
капитал, менеджмент, персонал, материалы, другие.
20. Каковы долгосрочные цели, направленные на рост и расширение предприятия?
РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги, другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
— Чем они уникальны?
— Решают ли они важную проблему?
— Представляют ли они большую возможность?
3. Каков статус вашего предприятия? (отметьте и опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия, расширение, другой.
4. Как долго действует предприятие (или находиться в развитии)?
________ месяцев _________ лет.
5. Какая форма организации? (отметьте и опишите)
единоличное владение, общество (тип?), корпорация (тип?).
6. Где будет находиться предприятие?
— В чем преимущество этого местонахождения?
7. Кто и что будет вашим основным рынком?
8. Какой процент существующего рынка вы охватите?
— Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
9. Кто ваши конкуренты?
— В чем их сила и слабость?
— Какова их доля рынка?
10. Кто собирается управлять предприятием?
— Какая квалификация необходима для управления предприятием?
— Каков опыт, стаж и образование управляющих?
11. Каковы сроки основных этапов достижения целей?
12. Сколько средств необходимо, чтобы сделать предприятие успешным?
— Сколько средств необходимо для улучшения товара?
— Сколько средств необходимо для маркетинга?
— Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
13. Какой вид финансирования вам нужен? (отметьте и опишите)
ссуда (кредит), акционерный капитал (инвестиция).
14. Что вы предлагаете взамен? (отметьте и опишите)
право собственности (сколько?), доля прибыли (прогнозируемая прибыль через 3-5 лет), обеспечение возврата кредита, другое.
15. Каков срок окупаемости инвестиций?
16. Сколько средств вложено на сегодняшний день?
17. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и долгосрочные цели?
18. В чем сильные и слабые стороны вашего предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите)
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
19. Какие ограничения/ недостатки у вашего предприятия? (отметьте и опишите)
капитал, менеджмент, персонал, материалы, другие.
20. Каковы долгосрочные цели, направленные на рост и расширение предприятия?
Структура бизнес-плана:
Резюме. Описание фирмы, преимущества проекта и ожидаемые результаты.
Виды товаров и услуг. Описание товаров и услуг, примерная цена, особенности вашего продукта, то есть чем он будет отличаться от товаров конкурента, послепродажное обслуживание.
Рынки сбыта. Этот раздел направлен на изучение рынка и позволяет предпринимателю чётко представить, кто будет покупать его товар: Что представляет собой целевой рынок — это мужчины или женщины? Каков их возраст? Каков уровень их доходов? Кто они по профессии? Каков уровень их образования? Где они проживают: в городе или в сельской местности? Какую территорию и сколько людей охватывает основной рынок? Темп увеличения рынка. Какому количеству людей планируется предоставлять услуги ежемесячно (источники информации)?
Конкуренция. Укажите, в частности, какие еще фирмы и предприятия предлагают такой же товар? Как у них продвигаются дела? Какие цены они устанавливают? Какие преимущества или особые характеристики товара они предлагают покупателям? Почему люди покупают у них? В чем заключается их конкурентное преимущество? Кто покупает у них (каков уровень доходов их потребителей?).
План производства. Где будут изготовляться товары? Какие производственные мощности потребуются? Где, у кого, на каких условиях будет закупаться сырьё, материалы, комплектующие? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Каковы издержки производства?
Финансовый план. Это планирование финансового обеспечения деятельности компании с целью эффективного использования денежных средств. Опишите, почему нужны инвестиции и как их планируется использовать. Прогнозирование движения средств — это взгляд в будущее, показывающий, сколько денег предприниматель получит по сравнению с затратами на заработную плату, оборудование, продвижение товара, возвращение займа, включая налоги и пр. Если бизнес действенный, то инвестор желал бы получить сведения о движении денежных средств за минувший год и прогноз на следующий год.
План маркетинга.
Конкуренция: особенности предложения по сравнению с конкурентами.
Упаковка: Какой имидж планируется придать товару?
Продажа: Каким образом планируется продавать товар покупателям — продажа «за прилавком», услуги по доставке, продажа на дому? Каковы цены (в сравнении) и их преимущества?
Ценообразование: Какова цена данного товара? Что представляет собой точка безубыточности? Могут ли покупатели позволить себе заплатить такую сумму за данный товар? Возможные скидки, льготы постоянным покупателям.
Продвижение: Каким образом планируется сообщать покупателям о товаре: по радио, в газетах, журналах, по телефону, на выставках, в киосках вдоль проезжей части, в других средствах массовой информации? Какие специальные кампании о продвижении товара запланированы? Какова реклама?