Малый бизнес это национальная идея
Управляющий партнер компании «Актавест» Александр Иерусалимов рассказывает о перспективах своего дела в России.
Текст Светлана Самоделова | Фото «Актавест»
О малом и среднем бизнесе и о том, в каких именно областях и как иностранцу реализовать идею об открытии своего дела в России, обозреватель BIGMOSCOW беседует сегодня с управляющим партнером компании «АКТАВЕСТ» Александром Иерусалимовым. Наш собеседник является также заместителем председателя Комитета по управлению имуществом и энергоэффективности Московского отделения общероссийской общественной организации «Опора России» и имеет 12-летний опыт практической работы в сфере недвижимости.
— Развитый и эффективный малый и средний бизнес, по общему мнению, –основа стабильной и устойчивой экономики любой страны. Как сегодня обстоит дело с этим важнейшим сегментом экономики в России?
— Сегодня в структуре экономики Российской Федерации малый и средний бизнес занимает от 10% по самым пессимистичным до 20-25% по оптимистичным оценкам. То есть его доля в России еще мала и он не может достойным образом позитивно влиять в целом на экономику, обеспечивая ее стабильность и рост.
— То есть все беспросветно и плохо?
В России налицо колоссальные возможности роста малого и среднего бизнеса.
— Как раз наоборот! 10%, как я уже говорил, это очень и очень мало для любой страны. А уж тем более для такой огромной, как Россия. Но этот ничтожный процент, в первую очередь, значит, что у нас налицо просто колоссальные возможности роста и настоящего прорыва в деле развития малого и среднего предпринимательства. Именно об этом, кстати, шла речь на предпринимательском форуме общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», который прошел в Москве 19-20 января 2016 года. И не случайно мы назвали форум «Малый бизнес: национальная идея?». Знак вопроса, по-моему, только подчеркивает важность проблемы.
— И к каким заключениям и выводам пришел форум?
— В форуме приняли участие более 1500 экспертов: предприниматели из десятков регионов, лидеры региональных отделений «Опоры России», представители муниципальной власти, главы субъектов РФ, министры федерального правительства и лично президент Владимир Путин. Обсуждение актуальных для бизнеса проблем вылилось в принятие конкретных решений. Итогом общения представителей бизнеса с Владимиром Владимировичем Путиным стал выход в свет конкретного Перечня поручений президента, касающегося нормативно-правового изменения регуляторики сферы малого и среднего бизнеса.
— Речь идет о «свете в конце туннеля»?
Власти России обратили самое серьезное внимание на нужды предпринимателей.
— Если все пойдет так, как задумывается, – безусловно. Власти России обратили самое серьезное внимание на нужды предпринимателей. Малый и средний бизнес в России получает реальные возможности для роста и развития с учетом реализации многочисленных мер, о которых говорили и сами предприниматели, и представители власти разных уровней, и президент Путин, и премьер Медведев.
— Это, видимо, ощутят на себе и иностранцы, занимающиеся в России малым и средним бизнесом? Как вы оцениваете участие иностранного капитала в развитии малого и среднего предпринимательства в России сегодня?
Работу в России иностранных предпринимателей можно только приветствовать.
— Изменения к лучшему, по задумке, должны ощутить на себе все предприниматели. Для того все и делается. Ведь предложения и пожелания от бизнесменов будут внесены и в проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.
Понятно, что любой капитал – неважно, иностранный он или чисто российский, – это прежде всего сочетание факторов стремления заработать и риска. Кто-то скажет: жадности и страха. Но в любом случае предприниматели пытаются что-то предлагать потребителям: товары или услуги. И предлагая то, что пользуется спросом, стремятся заработать. Легально. Законно. С гарантией. А потребителю в основном не важно, кто именно владелец бизнеса: гражданин России или иностранец. Главное, чтобы была приемлемая по сопоставлению с получаемым качеством цена. Поэтому работу в России иностранных предпринимателей можно только приветствовать. А как же иначе?
Рынок нашей гигантской страны велик и по-настоящему привлекателен. При явном избытке потребительского спроса на зачастую что-то самое обычное и доступное. Поэтому хотелось бы, чтобы больше становилось тех, о ком пишет ваш журнал, – иностранных предпринимателей, смело берущихся за организацию своего дела в России и добивающихся успеха.
— А в чем схожесть и отличия привлекательности малого и среднего бизнеса в нашей стране и в развитых странах Америки, Европы и Азии для потенциальных и реальных иностранных инвесторов?
— На сегодня, чтобы заниматься бизнесом в России, и малым бизнесом в частности, все-таки требуется огромное терпение и мужество. Потому что с этим связано множество неформальных издержек и отношений. И как предприниматель я хотел бы, чтобы ни чиновники, ни кто и ни что другое не могли волюнтаристски мешать нормальным бизнесменам ни при каких обстоятельствах и ни под каким соусом.
Ведь, к примеру, если я захочу заниматься малым бизнесом – допустим в Словении (например хочу открыть там маленькую клубную гостиницу), – то это подразумевает, что, купив патент на право занятия предпринимательской деятельностью, я таким образом решу все свои проблемы. А наняв толкового местного бухгалтера, к тому же решу проблемы с бухгалтерским и налоговым учетом. И смогу сосредоточиться собственно на бизнесе как таковом. И буду думать только о том, как и с кем мне конкурировать, какие занавески купить, какое меню предложить гостям, какую развлекательную программу и так далее. В России же пока все много сложнее…
Именно поэтому сейчас в повестку дня поставлены вопросы, которые должны нормализовать ситуацию. В Москве и во многих других регионах уже работает система так называемого «одного окна», упрощающая процесс регистрации и легализации малого и среднего бизнеса, приблизившая его к мировым нормам.
Несмотря на все проблемы, достаточно много предпринимателей в России продолжают мужественно заниматься бизнесом. Открывают свое дело. А инициативы «Опоры России», например, по налоговым каникулам, инвестиционным налоговым кредитам, налоговым льготам для тех, кто занимается малым бизнесом на сегодняшний день, – основное направление и основное пожелание от бизнеса. Чтобы предприниматели имели четкие, понятные, простые схемы налогообложения, чтобы эти схемы были предсказуемы и не менялись. И чтобы администрирование налогов и самого бизнеса было бы не обременительным и не враждебным.
— Каковы, на ваш взгляд, основные точки приложения сил и перспективные области для иностранных инвесторов в малый и средний бизнес в нашей стране?
Сегодня в России актуальны инвестиции в агропромышленные проекты.
— На самом деле их не счесть. По всей России. В самых различных сферах – от производства до оказания услуг. Надо только знать, где именно и что именно стоит предложить. Но мне лично кажется, что с учетом возможностей чисто российского, местного потенциала успешными будут наукоемкие инновационные производственные предприятия. Это могут быть венчурные проекты, проекты, связанные с IT-технологиями, с разработкой программного обеспечения.
Второй сегмент, который наверняка может заинтересовать иностранцев, – сельское хозяйство. Сегодня в России актуальны инвестиции в агропромышленные проекты. Это в связи и с санкциями, и с известными ограничениями на импорт продовольствия, и с серьезными инвестициями и субсидиями в область агропромышленного комплекса. Иностранцы совместно с российскими фермерами, помогая им, конкурируя, могут получить хорошую возможность для развития бизнеса в России.
— А как, по вашему мнению, иностранцу реализовать идеи об открытии своего дела в России? С чего начинать?
Знание русского языка не является какой-то острой необходимостью.
— Первый шаг – найти местного партнера. Без той структуры или без человека, которые сопровождали бы вас в России, дальнейшее движение становится рискованным. Это как если бы вы пришли в джунгли и вас нужно было бы проводить к цели. Вы, может, и вышли бы самостоятельно, но это стало бы неким случайным, маловероятным результатом. Ведь скорее всего вы просто заблудились бы.
Второй шаг – оценить емкость рынка и потенциал для своего бизнеса с учетом знаний местного партнера, доступа уже к внутренней информации. Потому что оценка рынка и перспектив всегда крайне важна.
Третий шаг – создание с местным партнером операционного бизнеса, который был бы дееспособным. А это значит поиск конкретных сотрудников, которые могут ваш бизнес вести. Если нет обученных, подготовленных, мотивированных людей, которые будут реализовывать поставленные вами задачи, ничего не получится.
Что касается знания русского языка, то я уверен, что это не является какой-то острой необходимостью. Местный партнер как раз и будет, по сути, тем переводчиком, в том числе и языковым, который позволит снять этот барьер.
Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?». На повестке дня – вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирования роста предпринимательской активности.
Форум, организованный Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», проходит 19–20 января в Москве. В его рамках бизнесмены, представители профильных министерств и ведомств обсуждают, в частности, пути снижения административного давления на частные компании, меры по совершенствованию налогового законодательства и популяризации предпринимательства как вида деятельности.
Выступление на пленарном заседании Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес – национальная идея?»
В.Путин: Добрый день, дорогие друзья!
Прежде всего хотел бы вас поздравить с наступившим Новым годом, пожелать вам всего самого доброго, успехов. Мы все нуждаемся в ваших успехах: вы сами нуждаетесь в них, и страна вся нуждается.
Хотел бы отметить, что в самом названии вашего объединения заложен большой смысл. Действительно, мы всегда об этом говорим: малый и средний бизнес представляет из себя, должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны.
Два последних года были достаточно сложными для экономики, объективные трудности затронули практически все её сектора. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый. Сейчас мы по ходу движения сюда, в зал, говорили с вашими коллегами: даже открываются некоторые дополнительные возможности, имея в виду курсовую разницу и некоторые возможности на рынках.
В первую очередь здесь в сферах услуг, торговли есть определённая положительная динамика. Так, число зарегистрированных коммерческих организаций в сфере малого бизнеса в течение 2015 года выросло на 2,9 процента, а индивидуальных предпринимателей – на 3,7 процента.
Скромный рост есть и по выручке. Например, у производственных предприятий малого бизнеса за январь – сентябрь 2015 года – плюс 8 процентов к аналогичному показателю 2014 года. В сфере оптовой торговли за указанный период – плюс 4,5 процента.
Конечно, нужно приложить все силы, чтобы в сфере малого предпринимательства стабильность сохранилась, чтобы временные ограничения – и экономические, и бюджетные – не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей.
Мы, безусловно, продолжим формировать механизмы, которые позволят продолжить движение вперёд, такие, в частности, как Корпорация развития малого и среднего предпринимательства. На её базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса: финансирование, юридическая помощь, информационная, маркетинговая. И она должна стать для всех, кто занимается малым и средним бизнесом, своеобразным штабом решения возникающих вопросов и проблем.
Новые возможности для поддержки бизнеса есть и у регионов Российской Федерации. Приняты законы, дающие им право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. И двухгодичная нулевая налоговая ставка – это большое подспорье для тех, кто открывает своё дело в сфере услуг, в производственной, социальной и научной областях.
Также у регионов есть право снижать с 6 до 1 процента ставки для работающих по упрощённой системе налогообложения. Такой возможностью воспользовались уже 39 регионов России. Налоговые каникулы введены в 81 субъекте Федерации.
При этом известно, что развитие малого и среднего бизнеса приоритетом считают далеко не во всех регионах России, к сожалению. На прошлой неделе на встрече с предпринимателями в рамках Агентства стратегических инициатив мы обсуждали тему создания в субъектах Федерации проектных офисов по распространению так называемых лучших практик ведения бизнеса. Такие практики определены на основе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах.
Подобный перспективный подход позволит наладить – во всяком случае, я тоже на это надеюсь – взаимодействие власти и предпринимателей. И реализация ваших предложений, ваших идей может стать первым экзаменом для оценки работы этих офисов.
«ОПОРА России», представляющая интересы предпринимателей и имеющая разветвлённую сеть представительств по всей стране, должна, конечно, более активно проявлять себя прежде всего в регионах, действовать на территориях более настойчиво и результативно. Мы со своей стороны будем делать всё для того, чтобы эти ваши усилия поддержать. Потому что именно предприниматели, именно вы должны стать генераторами идей, которые бы соотносились с текущими условиями и помогали предпринимателям в решении их проблем.
Вместе с регионами и региональными командами необходимо определять направления, где бизнес наиболее востребован, создавать специальные программы обучения, добиваться конкретных результатов. Только тогда можно достичь здесь качественного прорыва.
Ваш форум работает уже второй день. Уверен, что вы сможете выдвинуть целый ряд полезных консолидированных предложений. Обещаю вам, что со своей стороны сделаю всё для того, чтобы и региональные власти, и правительственные структуры положительно на это отреагировали и воспользовались вашими предложениями, именно воспользовались. Потому что на экономическом направлении успех нам всем очень нужен, от него зависит всё остальное в жизни нашей страны: и решение социальных проблем, и внутриполитических, и наше позиционирование на международной арене.
Хочу пожелать вам успехов. Спасибо большое.
https://www.kremlin.ru
Малый бизнес – истинный герой современного капитализма. Мелкие предприниматели — трудолюбивые смельчаки, которые создают рабочие места и двигают экономику вперед. Манифест Австралийской лейбористской партии гласит: «Малый бизнес вносит огромный вклад в национальное процветание и создает рабочие места». В Европе тяжело найти партию, которая поспорит с этим утверждением. Британское правительство официально (хотя такие данные не поддаются проверке) утверждает, что на фирмы с 5 работниками и менее приходится 95% важнейших изобретений. Даже в раздираемых политическими противоречиями США, как замечает известный комик Джон Оливер, представители обеих партий соглашаются, что «малый бизнес — это хребет нашей экономики». В мире транснациональных корпораций и глобального капитала владельцам небольших магазинчиков уделяется очень много внимания.
Однако остаётся вопрос: а какова реальная роль малого бизнеса в экономике? Прогрессивно ли защищать индивидуальных предпринимателей? Конечно, всеобщая тяга к стартапам и новациям коренится в идеях независимости и прогресса. Но как связан миф о крепком малом бизнесе с политикой? С начала 1970-х годов этот миф становится важной частью политической жизни современных капиталистических стран. Прежде всего, мы обязаны этим Рейгану и Тэтчер, которые принялись активно прославлять малый бизнес. Вот только выиграли от этого, прежде всего, крупные корпорации.
Может казаться, что любовь к малому предпринимательству является неотъемлемой чертой капитализма, однако распространённое представление о малом бизнесе как двигателе экономического роста появилось относительно недавно. С 1980-х гг. в развитых странах малый бизнес начал выходить из-под тени «Большого Бизнеса» при активном покровительстве политиков, интеллектуалов и деятелей культуры. В США президент и демократ Джимми Картер называл себя «первым предпринимателем» в Белом доме со времён Гарри Трумэна. Поэтому он пообещал помочь малому бизнесу и избавить его от избыточного регулирования. Активнее стали и лоббисты. С момента основания в 1940-х гг. Национальная федерация независимого бизнеса (NFIB) занималась только опросами предпринимателей по почте. Но в 1980-х она пережила второе рождение и стала активной лоббистской группой. Затем подключились и интеллектуалы. Если в 1970 году лишь 8 американских университетов предлагали курсы по запуску своего бизнеса, то десять лет спустя их было уже 137. Появлялись различные журналы об успешном предпринимательстве.
Ключевым для этого мифотворчества стал 1978 год. Именно тогда экономист из MIT Дэвид Бирч опубликовал статью, в которой утверждал, что с 1968 по 1976 год на малый бизнес пришлось 80% новых рабочих мест. Критики довольно быстро заметили, что выводы Бирча были ошибочными из-за неправильного определения малого бизнеса. Дело в том, что Бирч определял размер фирмы в зависимости от того, сколько работников было занято в определенном месте (филиале, фабрике или магазине), а не от общего состава организации. На самом же деле, в 1970-х, как и сегодня, большинство рабочих мест создается небольшим количеством стремительно растущих фирм, в то время как большинство малых предприятий закрывается (соответственно, уменьшая количество рабочих мест), либо не растёт.
Позднее Бирч признался, что цифра в 80% была глупостью, но его идея укрепилась в массовом сознании и политической риторике 1980-х. Например, президент Торговой палаты США (крупнейшая лоббистская организация, представляющая интересы бизнеса) Ричард Лешер в своих выступлениях неоднократно говорил, что «малые предприятия создают 8 из 10 новых рабочих мест».
Президент Джимми Картер (справа) и представители Торговой палаты США
Малый бизнес является одним из мощнейших символов современного капитализма. Предпринимателей часто описывают как добродетельных и независимых людей. Интересно, что подобные черты Томас Джефферсон приписывал свободным фермерам XVIII века, а Макс Вебер – протестантской трудовой этике, которая, по его мнению, породила промышленный капитализм в конце XIX столетия. Примечательно, что из-за небольших размеров предприятий малому бизнесу не приписывают тех недостатков, что часто связывают с «Большим Бизнесом»: бюрократию, манипулирование рынком или кумовство.
Но, как и многие другие символы, малому бизнесу довольно трудно дать определение. С момента основания Управления по делам малого бизнеса (SBA) американское правительство официально определяло его как организацию, которой «независимо владеют и управляют… и которая не доминирует в своей сфере деятельности». Сегодня, чтобы получить заём от SBA, американские производители должны иметь в штате менее 500 работников и годовой доход менее 7,5 миллионов долларов. Исследователи также отмечают и другие аспекты, например, отсутствие управленческих иерархий, менее формализованные трудовые отношения и более тесные связи с местными сообществами. Сюда входит широкий спектр деятельности: от химчистки в небольшом городке, до стартапа в сфере программного обеспечения из Силиконовой долины. Мы можем опознать малый бизнес только подобно судье Верховного суда Поттеру Стюарту, который сказал, что «узнает порнографию, когда увидит её».
Исторически малый бизнес не существовал, пока в конце XIX века не появился «Большой Бизнес». До возникновения вертикально интегрированных и диверсифицированных корпораций, малый бизнес был одновременно везде и нигде. Первыми представителями крупного бизнеса, стали производители стали, масла, сахара и сигарет, монополизм которых ограничивал принятый в 1890 году Закон Шермана.
Политическое сознание малого бизнеса начало формироваться в начале XX века, противопоставленное появившимся сетевым магазинам. Наследуя традиции борьбы с монополиями, движение против сетевых магазинов отстаивало интересы мелких розничных торговцев, которые столкнулись с разрушительной конкуренцией со стороны магазинов «товаров почтой» и универмагов.
В США лидером движения против сетевых магазинов стал конгрессмен-демократ от Техаса и сторонник расовой сегрегации Райт Пэтман. Избранный в Конгресс в 1928 году, он был родом из семьи фермеров-арендаторов и считал себя защитником простого народа от банкиров, промышленников и владельцев сетевых магазинов. В 1935 году Пэтман внёс закон, который ограничивал максимальные скидки, которые могли предложить крупные магазины. Так называемая «Великая хартия вольностей для малого бизнеса», или просто Закон Робинсона-Пэтмана (соавтором был сенатор из Арканзаса Джозеф Робинсон), был принят и подписан президентом Рузвельтом, хотя он и считал его вредным для восстановления экономики. По мнению Пэтмана, закон устанавливал честные правила игры (одинаковые скидки во всех магазинах) и способствовал перераспределению богатства, не наносил при этом ущерба потребителям.
Но закон Робинсона-Пэтмана стал концом, а не началом защиты малого бизнеса. После Второй мировой войны о небольших предприятиях позабыли, а их влияние стало крайне ограниченным. Большие корпорации получали большие исследовательские гранты от больших государственных служб и вместе с большими университетами значительно улучшили жизнь американцев в сферах от фармацевтики до космонавтики, компьютеров и новых средств связи. Когда в 1976 году Райт Пэтман умер в возрасте 83 лет, возрождение интереса к малому бизнесу и критика всего «большого» ещё не начались.
Если бы Пэтман дожил до 1980-х годов, то он вряд ли принял бы аргументы в пользу малого бизнеса от современных политиков. На протяжении первой половины 20 века, Пэтман и другие защитники мелкого предпринимательства утверждали, что оно добродетельно и нуждается в специальной защите, несмотря на эффективность крупных компаний и низкие цены на их продукты. 1980-е же стали десятилетием рецессии, инфляции, фискальных кризисов и низкой производительности труда, которые привели к трансформации политической культуры в капиталистических странах. В США, Западной Европе и Австралии логика защиты малого бизнеса полностью изменилась. Вместо того, чтобы являться ценностью-в-себе, он стал антидотом от избыточного разрастания и неэффективности; независимым источником инноваций.
Конгрессмен Райт Пэтман
Возвращение малого бизнеса в центр политической повестки в 1980-х внесло одно важное изменение. Вместо того, чтобы как раньше нападать на крупный бизнес, активисты критиковали рост правительства. Прикрывшись мифом о малом бизнесе, консерваторы успешно повернули вспять сотню лет дискуссий о размере экономических агентов.
Но эти изменения не прошли легко. К разочарованию консервативных активистов и лоббистов интересов малого бизнеса, республиканская партия сохраняла своей имидж партии крупного бизнеса, особенно в течение первых лет администрации Рейгана. Многие предприниматели жаловались, что налоговая политика республиканцев благоприятствовала более крупным фирмам, которые воспользовались лазейками и резервами для списания амортизации крупных активов. К тому же, растущий дефицит федерального бюджета, который только увеличился после уменьшения налогов Рейганов в 1981 году и рецессии, продлившейся до конца 1982 года, привёл к росту процентных ставок, что сильнее всего било именно по мелким предприятиям.
Члены администрации Рейгана боялись, что их популярность среди предпринимателей падает. Это был их электорат: белые мужчины из среднего класса с консервативной экономической позицией. Но некоторые из них стали отворачиваться от республиканцев, считая, что они выступают на стороне крупного бизнеса и корпоративной Америки. Поэтому они логично предполагали, что этим могут воспользоваться демократы.
Но взяв на вооружение риторику малого бизнеса, республиканцы меняли не свою политику а то, как они говорили о ней. На протяжении всего 20 века владельцы малого бизнеса подчеркивали достоинства конкуренции. Они просили у государства юридической защиты, карательных налогов для компаний, доминирующих на рынке, а также принятия антимонопольного законодательства, чтобы сохранить конкуренцию на рынке.
Экономические консерваторы в 1980-х делали ровно противоположное. Председатель Совета экономических советников Рейгана Мюррей Вейденбаум считал, что основной целью политиков должен быть экономический рост, а не конкуренция. Определенные сферы экономики, включая быстро растущий сектор услуг, более продуктивны с небольшими предприятиями. А промышленное производство процветает с небольшим количеством крупных компаний, которые используют свой размер для эффективного производства в массовом масштабе.
Сфокусировавшись на экономическом росте, консерваторы манипулировали мифологией малого бизнеса. Большинство малых предприятий не просто не превращается в средние, но разоряется в первые 5 лет своего существования. Раньше малый бизнес рассматривали как непереходное состояние, а их владельцев считали отдельным стабильным классом. Однако консервативная политика 1980-х годов сосредоточилась на небольшом сегменте малого бизнеса: предпринимателях.
Хотя термин «предприниматель» означает любого человека, который начал свой бизнес, в конце 20 века он получил новое определение. Предпринимателя отличает ориентация на рост, в отличие от владельцев малых предприятий, которых всё устраивает, он всегда хочет быть больше и богаче. Другими словами, предприниматель – это владелец малого бизнеса, который не хочет оставаться владельцем малого бизнеса.
Фетиш предпринимательства стал важной часть консервативного проекта и помог размыть границы и различия между малым и крупным бизнесом. Этот переход отлично продемонстрировал сам Рейган, чья карьера прошла в Голливуде и Дженерал Электрик – двух образцах крупного бизнеса середины 20 века. Несмотря на это, ему удалось создать себе образ защитника простых американцев, даже когда он продвигал экономическую программу, от которой больше всего выиграл именно крупный бизнес. Похваляясь выходом страны из рецессии в 1987 году, он настаивал, что «малый бизнес лучше всего обеспечивает стабильные цены, низкие процентные ставки и постоянный рост, а американские предприниматели постоянно экспериментируют с новыми товарами, технологиями и каналами поставок».
Но здесь Рейган обхитрил американцев. «Крупнейшие промышленные и торговые центры нашей страны были построены новаторами, вроде Генри Форда и Александра Грэма Бэлла, чьи малые бизнесы выросли и определили облик новой экономики». В этой фразе он несознательно выдал весь подвох: ценность малого бизнеса заключается не в сохранении конкуренции и локальных ценностей, но в потенциале постоянного экономического роста. При этом довольно очевидно, что тысячи салонов красоты, ресторанчиков и фотостудий никогда не достигнут масштабов компаний Форд Моторс или AT&T.
Рональд Рейган и Мюррей Вейденбаум
Почему это так важно? С 1980-х годов глобальный капитализм ускорился, а экономические транзакции происходят с такой скоростью и сложностью, аналогов которых мы ещё не видели. В то же время, политическая культура становится всё более фрагментированной и атомизированной. Племенная политика (когда все делятся на воинствующих либералов и консерваторов), глубокая партийная поляризация, возвращение сегрегации в жилье и образовании, сегментация медиа-рынка – всё это симптомы распада. Чем крупнее становится всё вокруг нас, тем более маленькими хотим стать мы сами.
Это странное противоречие между масштабом современной жизни и ростом атомизированной локальности лежит в основе дестабилизирующей трансформации внутри капитализма.
Сейчас мы видим ломку старых корпораций типа «Бёрл и Минс». Находящиеся в собственности акционеров, но управляемые менеджерами, бюрократические и глубоко связанные внутри себя, они впервые были описаны Адольфом Бёрлом и Гардинером Минсом в книге «Современная корпорация и частная собственность» 1935 года. С середины 20 века корпорации и конгломераты росли и объединялись, а с 1990-х количество публичных акционерных компаний сократилось. Либерализация международной торговли и движения капиталов ускорили «Найкофикацию» производства – размещение потогонных предприятий в Третьем мире с низкими зарплатами и плохими условиями труда. Интернет создал новые возможности для коммуникации и координации, а компании ответили на это аутсорсингом и перемещением рабочих мест в другие страны. Выделяя в дочерние компании свои функции по финансированию, распределению, рекламе, найму и сервису, крупнейшие мировые компании превратились, по сути, в координаторов массивной сети узлов. Разложение классической корпорации совпало с новым фокусом на управление портфелем акций и краткосрочным владением. Такие управленческие приоритеты отражают растущее идеологическое и экономическое влияние движения «акционер-стоимость», а также более широкую приверженность неолиберальному видению ценности.
Этот упадок корпорации как экономического и социального института – важнейшая черта современного капитализма. Он определяет то, насколько мы ценим (или переоцениваем) малый бизнес. Распад старого порядка под популистским лозунгом «акционерной демократии» породил, с одной стороны, неопределенность и нестабильность, а с другой – свободу и новые возможности. Но эти плюсы и минусы не были распределены равномерно. Люди с хорошим образованием и доступом к ресурсам охотно пользовались новыми возможностями, открывшимся для предпринимателей. Те же, кто остался внизу, столкнулись со слабеющим рынком труда, стагнацией заработной платы, снижением мобильности, низкооплачиваемым трудом без социальных гарантий. Система соцзащиты истощается, а имущественное неравенство растёт. Количество формально самозанятых людей растет в богатых и бедных странах. Подобная самостоятельность всегда была важной частью очаровательного образа предпринимательства, но в условиях глобализации и атомизированной экономики она стала неотъемлемой частью нестабильной жизни.
Голословно объединив малый и крупный бизнес в 1980-х годах, консервативная политическая повестка ускорила глобализацию, но не помогла смягчить её последствия. Утверждение, что малый бизнес является уникальным и новаторским, построено на пренебрежении реальным миром малого бизнеса. Миф, согласно которому ценность малого бизнеса определяется его способностью стать крупным, оказался разрушительным. При этом были проигнорированы важнейшие изменения в глобальном капитализме: распад старых корпораций, а также рост изолированной и привилегированной элиты, которая маргинализировала и ослабила подавляющее большинство малых предприятий.
Бенджамин С Уотерхаус — профессор истории в Университет Северной Каролины в Чапел Хилл, где он читает курсы о политике, бизнесе и капитализме. Он является автором книг «Лоббизм в Америке: Политика бизнеса от Никсона до НАФТА» (2014) и «Земля предпринимателей: Бизнес история США» (2017).
Оригинал: Aeon.
Автор: Бенджамин С Уотерхаус.
Перевел: Ян Веселов.
P. S. Если Вы хотите поблагодарить и материально простимулировать авторов канала, у нас есть Яндекс кошелёк для пожертвований: https://money.yandex.ru/to/410015702029778