Макет бизнес плана утвержден постановлением
Настоящую форму можно
распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где
настройка параметров просмотра и печати устанавливается
автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Приложение
N 1
к Положению об оценке эффективности
инвестиционных проектов при размещении
на конкурсной основе централизованных
инвестиционных ресурсов Бюджета развития
Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22.11.1997 N 1470
Бизнес-план представляет
собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном
распределении централизованных инвестиционных ресурсов.
Бизнес-план
разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на
один год. В макете бизнес-плана приведены таблицы, соответствующие
высокоэффективным коммерческим проектам со сроком окупаемости,
равным двум годам.
Расчеты
бизнес-плана ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в
котором проводится конкурс.
1.
Титульный лист
“Утверждаю”
Должность
Фамилия И.
О.
“
“
199
г.
(печать)
Бизнес-план (краткое название проекта)
Название и
адрес предприятия
Имена,
адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном
капитале
Фамилия,
имя, отчество руководителя организации-претендента
Суть
проекта (3-5 строк)
Форма
участия государства в финансовом обеспечении проекта
Финансирование проекта (в
процентах):
собственные
средства
заемные
средства (отдельно – отечественные и иностранные)
средства
государственной поддержки
Характер
строительства
Сметная
стоимость проекта
Сроки
строительства
Срок
окупаемости проекта
Кем и
когда разработана и утверждена проектно-сметная
документация
Наличие
заключений государственной вневедомственной (независимой), а также
экологической экспертизы (наименование организации и даты
утверждения)
Заявление
о коммерческой тайне
2.
Вводная часть или резюме проекта (3-4 стр.)
Это
характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства
его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, привести
обоснование отнесения проекта к категории “А”, “Б”, “В” или “Г”,
назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими
отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого
спроса на продукцию, потребность в инвестициях (таблица 2) и срок
возврата заемных средств.
Если
реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание
новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего
пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов
и т.п.), то указать их.
3.
Анализ положения дел в отрасли (назначением раздела является
указание на характер отрасли – развивающаяся, стабильная,
стагнирующая, 3-4 стр.)
1. Общая
характеристика потребности и объем производства продукции в регионе
или России. Значимость данного производства для экономического и
социального развития страны или региона.
2.
Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в
России.
3.
Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных
производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Какие и
где появились аналоги продукта за последние 3 года.
4.
Производственный план (назначение раздела – аргументировать выбор
производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические
показатели согласно проектно-сметной документации, утвержденной
претендентом, до 5 стр.)
1.
Программа производства и реализации продукции (таблица 4). Принятая
технология производства.
2.
Требования к организации производства.
3. Состав
основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда,
покупка). Лизинг оборудования.
4.
Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и
ориентировочные цены.
5.
Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
6.
Численность работающих и затраты на оплату труда (таблица
5).
7.
Стоимость производственных основных фондов (таблица 7).
8. Форма
амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизационных
отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации
(таблица 7).
9. Годовые
затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты.
Себестоимость единицы продукции (таблица 6).
10.
Стоимость строительства, структура капитальных вложений,
предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом
расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на
оборудование, прочие затраты (таблица 1). Общая стоимость
инвестиционного проекта (таблица 2).
11.
Обеспечение экологической и технической безопасности.
5.
План маркетинга (в разделе должно быть показано, что реализация
товара не вызовет серьезных проблем, и определен объем затрат на
сбыт продукции, до 5 стр.)
1.
Подтверждение отсутствия зарубежных аналогов продукции по проектам
категории “А”, мирового уровня продукции и спроса на нее на внешнем
рынке по проектам категории “Б”, замещения импорта при более низком
уровне цен на продукцию по проектам категории “В”, спроса на
внутреннем рынке на продукцию по проектам категории “Г”.
Патентная
ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и
экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить
соответствующую продукцию без нарушения патентных прав
претендента.
Конечные
потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной
продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный).
Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые
ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения.
Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект
предпочтительным по отношению к конкурентам.
2.
Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм,
привлекаемых к реализации продукта.
3.
Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции
(таблица 2). Торгово-сбытовые издержки (таблица 6).
4. Каких
возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные
элементы стратегии противодействия.
5.
Обоснование цены на продукцию (таблица 4).
Оптовая
цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на
внутреннем и внешнем рынках, а также уровня рентабельности,
достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и
платежеспособности организации.
6. Расходы
и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания.
7.
Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат.
8.
Программа реализации продукции (таблица 4). Выручка от продажи в
целом и по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с
данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и
сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или
протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
6.
Организационный план (2-3 стр.)
1.
Сведения о претенденте. Статус, уставный капитал, состав
организации, финансовое положение.
Расчеты
коэффициентов оценки структуры баланса претендента: текущей
ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения
к величине заемных средств в составе средств финансирования
проекта, восстановления (утраты) платежеспособности в соответствии
с постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 “О
некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий” (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 5, ст.490). Методика расчета
коэффициентов изложена в приложении N 1 к указанному постановлению
Правительства Российской Федерации и Методических
положениях по оценке финансового состояния предприятий и
установлению неудовлетворительной структуры баланса,
утвержденных Федеральным
управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при
Государственном комитете Российской Федерации по управлению
государственным имуществом от 12 августа 1994 года N 31-р.
*1)
2. Форма
собственности претендента. По товариществам указываются условия
создания и партнерства; по акционерным обществам – состав основных
акционеров и принадлежащие им доли.
3. По
открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и
объем их эмиссии.
4. Члены
совета директоров, краткие биографические справки.
5.
Обладатель права подписи финансовых документов.
6.
Распределение обязанностей между членами руководящего
состава.
7.
Поддержка проекта местной администрацией.
7.
Финансовый план (данный раздел является ключевым, по нему
планируются затраты на реализацию проекта и определяется его
эффективность, до 5 стр.)
1. Объем
финансирования проекта по источникам должен представляться по форме
таблицы 3.
Согласие
коммерческих банков или других заимодателей, включая иностранных,
на предоставление средств должно быть документально подтверждено
соответствующими руководителями с обязательным указанием условий
предоставления кредитов: наличие государственной гарантии,
процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита,
дополнительные требования.
Ходатайство о
предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной
основе должно быть подкреплено сведениями об отсутствии других
источников финансирования проекта и обязательством целевого
использования испрашиваемых государственных средств.
В случае
стремления претендента получить государственную гарантию при потери
вложенного капитала в разделе необходимо охарактеризовать риски и
обосновать значение гарантии.
2.
Финансовые результаты реализации (план по прибыли) инвестиционного
проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи
продукции, и объем чистой прибыли по кварталам и годам (таблица
8).
3.
Исходными данными определения эффективности инвестиционного проекта
служат данные плана денежных поступлений и выплат (таблица 9). На
первые два года реализации проекта показатели определяются с
разбивкой по кварталам. Необходимым условием реализуемости проекта
является положительное значение показателя денежного потока для
каждого интервала времени.
4.
Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям
срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного
эффекта.
5. Срок
окупаемости представляет собой период времени с начала реализации
проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между
накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и
объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
Срок окупаемости рассчитывается по данным таблицы 9.
Объем
инвестиционных затрат на реализацию проекта принимается по данным
таблицы 2.
При
определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и
амортизационных отчислений относятся только к реализации
инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей
хозяйственной деятельности существующей организации.
6. Точка
безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого
выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем
реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью
создаваемого предприятия.
Точка
безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных
расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов,
деленной на объем реализации продукции. Данные о постоянных и
переменных расходах принимаются согласно таблице 6.
7.
Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо
поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией
данного проекта (таблица 10). В расчетах проводится дисконтирование
объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта.
Чистый
дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта
(ЧДД) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат в
бюджет, приведенных к ценам первого года:
где – суммарная продолжительность жизненного
цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию
основного технологического оборудования;
– ежегодная разность выплат и
поступлений в бюджет (таблица 10, пункт 3);
– годы реализации проекта ( = 1, 2, 3 …);
– коэффициент диcконтирования.
Коэффициент
дисконтирования () без учета риска проекта определяется как
отношение ставки рефинансирования (), установленной Центральным банком
Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской
Федерации на текущий год темпа инфляции ():
8.
Поправка на риск проекта определяется по данным следующей
таблицы:
Величина
риска
Пример цели
проекта
P, процент
Низкий
вложения при интенсификации
производства на базе освоенной техники
3-5
Средний
увеличение
объема продаж существующей продукции
8-10
Высокий
производство и
продвижение на рынок нового продукта
13-15
Очень
высокий
вложения в
исследования и инновации
18-20
Коэффициент
дисконтирования, учитывающий риски при реализации проектов,
определяется по формуле:
,
где – поправка на риск.
Таблица 1. Потребность в капитальных вложениях согласно
проектно-сметной документации (в среднегодовых ценах года
проведения конкурса)
Таблица 1
млн.рублей
Наименование
показателей
Всего по
Выполнено
Подлежит
проектно-
сметной документации
на начало
текущего года
на момент
подачи заявки на конкурс
выполнению до
конца строительства
1
2
3
4
5
Капитальные вложения по утвержденному проекту, всего
в том
числе:
строительно-монтажные
работы
оборудование
прочие затраты
Таблца
2. Инвестиции (в период строительства и эксплуатации)
Таблица 2
млн.рублей
1 год
2 год
3 год
Статьи
затрат
Всего
по
кварталам
Всего
по
кварталам
Всего
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1. Капитальные вложения по
утвержденному проекту, подлежащие
выполнению (таблица 1)
2. Капитальные вложения в
объекты сбыта
3. Приобретение оборотных
средств
4. Другие инвестиции в период
освоения и
эксплуатации производственных мощностей
5. Итого – объем
инвестиций
(сумма показателей пунктов 1-4)
Таблица 3. Источники средств (на начало реализации проекта)
Таблица 3
(млн.рублей)
Наименование
источников
Средства на
начало реализации проекта
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
1.
Выручка от
реализации акций (взнос в
уставный капитал в денежной форме)
2.
Нераспределенная прибыль (фонд накопления)
3.
Неиспользованная амортизация основных средств
4.
Амортизация
нематериальных активов
5.
Результат от
продажи основных средств
6.
Собственные
средства, всего
(сумма показателей пунктов 1-5)
ЗАЕМНЫЕ И
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА
7.
Кредиты банков
(по всем видам кредитов)
8.
Заемные
средства других организаций
9.
Долевое
участие в строительстве
10.
Прочие
11.
Заемные и
привлеченные средства, всего
(сумма показателей пунктов 7-10)
12.
Предполагаемая
государственная поддержка
проекта
13.
Итого
(сумма
показателей пунктов 6, 11, 12)
Таблица 4. Программа производства и реализации продукции
Таблица 4
Показатели
Единица
1 год
2 год
3 год
измерения
Всего
по
кварталам
Всего
по
кварталам
Всего
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
(вид продукции*
)
Объем производства:
в натуральном
выражении
в стоимостном выражении
Объем реализации в натуральном
выражении, всего
в том числе:
на внутреннем рынке
на внешнем рынке
Цена реализации за единицу
продукции:
на внутреннем рынке
на внешнем рынке
(в иностранной валюте)
Выручка от реализации
продукции
Общая выручка от
реализации
(в рублях)
в том числе:
НДС
акцизы
пошлины
2. Общая выручка от реализации
продукции, итого
(в рублях)
в том числе:
НДС
акцизы
пошлины
________________
*
Заполняется по каждому виду продукции или по типовым представителям
отдельно.
Таблица 5. Численность работающих, расходы на оплату труда и
отчисления на социальные нужды
Таблица 5
Показатели
Единица
1 год
2 год
3 год
измерения
Всего
по
кварталам
Всего
по
кварталам
Всего
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Численность работающих по проекту, всего
в том числе:
1.
рабочие, непосредственно
занятые производством продукции
2.
рабочие, служащие и ИТР, не
занятые непосредственно производством продукции
3.
сотрудники аппарата управления
на уровне цехов и организации
4.
сотрудники, занятые сбытом
продукции
Расходы на оплату труда и
отчисления на социальные нужды
5.
Расходы на оплату труда
рабочих, непосредcтвенно занятых производством продукции, всего
в том
числе:
заработная плата
отчисления на социальные
нужды
6.
Расходы на оплату труда
рабочих, служащих и ИТР, не занятых непосредственно производством
продукции, всего
в том
числе:
заработная плата
отчисления на социальные
нужды
7.
Расходы на оплату труда
сотрудников аппарата управления на уровне цехов и организации,
всего
в том
числе:
заработная плата
отчисления на социальные
нужды
8.
Расходы на оплату труда
сотрудников службы сбыта продукции, всего
в том
числе:
заработная плата
Источник
- Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
- 2. Вводная часть (резюме проекта)
- 11. Приложение
- Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
- Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
- Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
“Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам”
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.
Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:
Утвердить:
1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).
2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).
3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).
4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков – не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.
Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 “Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159
Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.
Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Источник