Критерии экономической оценки бизнес планов

Критерии экономической оценки бизнес планов thumbnail

План действий — это необходимая часть любого успешного дела, любых успешных начинаний. Множество людей считают необязательным составление плана и дорого расплачиваются за это. Это касается как мелочей, так и чего-то глобального.

План — начало любых действий

Поговорим о бизнесе.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал о таком понятии как бизнес-план, однако лишь немногие знают, что же это такое в действительности.

На первый взгляд может показаться, что это план по воплощению в жизнь какой-то бизнес идеи.

По сути своей это действительно так, но на деле все гораздо сложнее.

Что такое бизнес-план

Бизнес-план — это своеобразный документ, который включает в себя определенную программу реализации всех деловых сделок и операций предприятия таким образом, чтобы в конечном итоге данная организация покрыла все предпринимательские затраты и вышла на уровень получения прибыли.

Также этот документ содержит в себе такие данные о самой организации как: сфера деятельности, производимые товары или услуги, ценовая политика, политика налогообложения, рынок сбыта, эффективность производства и многое другое.

Показатели эффективности бизнес-плана

Эффективность бизнес-плана оценивают по ряду показателей

Основополагающим любого бизнес-плана является его эффективность, так как ни одна организация, заранее обреченная на провал, не может привлечь внимание инвесторов.

Давайте подробнее остановимся на том, что же собой представляет эффективность бизнес-плана, а также показатели, с помощью которых можно эту эффективность оценить.

Под эффективностью бизнес-плана понимают получение максимальной выгоды от предполагаемого предприятия, а оценка ее охватывает несколько показателей.

Рассмотрим основные из них:

  1. Точка безубыточности. Является основополагающим показателем при определении эффективности бизнеса и представляет собой величину, при которой доход организации равен ее расходам. Другими словами, точка безубыточности — это прибыль, равная нулю.
  2. Срок окупаемости. Понятие срока окупаемости говорит само за себя и представляет собой период времени, при котором чистый доход организации станет равным величине инвестированных вложений в эту организацию.
  3. Рентабельность. Это относительный показатель, который определяет степень эффективности использования тех или иных ресурсов организации, в частности денежных, трудовых и материальных.
  4. Денежный поток. Этот показатель отражает поток денег в данный момент. То есть, благодаря денежному потоку, можно увидеть разницу между всеми доходами организации и текущими затратами в денежном выражении.
  5. Чистый дисконтированный доход. Чистым дисконтированным доходом или ЧДД называют размер денежного потока за весь период реализации бизнес-плана, учитывающий ставку дисконтирования. Именно этот показатель в полной мере отражает реальный доход организации, так как деньги со временем имеют свойство обесцениваться, что учитывает ставка дисконтирования.

    Каждый показатель эффективности играет большую роль

  6. Индекс доходности. Данный показатель отражает относительную доходность предприятия при расчете на единицу вложений. Определяется индекс доходности как частное ЧДД на величину инвестированных средств.
  7. Внутренняя норма доходности. Показатель отражает ставку дисконтирования, когда объем дохода организации равен размеру инвестиционных вложений. Если данная величина больше или, по крайней мере, равна предполагаемой норме дохода, то инвестиции оправданы. Соответственно, если величина меньше, то предприятие не эффективно.
  8. Запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности показывает объем, на который могут снизиться продажи, не уводя при этом бизнес в убыток. Для того, чтобы посчитать этот показатель, необходимо из объема реализации организации за все рассматриваемое время вычесть величину реализации в точке безубыточности. Результат в большинстве своем отражается в процентах.
  9. Операционный рычаг. Операционный рычаг показывает зависимость изменения прибыли от увеличения или уменьшения объема реализации. Так, если при увеличении объема реализации и производства объем постоянных затрат не меняется, то можно смело говорить о том, что коммерческий риск организации невелик.

Таким образом, подводя итоги темы об эффективности бизнес-плана и методах ее оценки, важно отметить, что каждый, перечисленный выше показатель играет огромную роль как отдельно от других, так и в совокупности всех показателей.

Чтобы бизнес-план был наиболее эффективным, а вероятность привлечения инвесторов стала максимальной, важно не пренебрегать ни одним из них.

В этом видео вы узнаете о назначении и структуре бизнес-плана:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3127; 2006, № 23, ст. 2383; № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5417; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 52, ст. 6416; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4590; № 45, ст. 6335; № 49, ст. 7043, 7070; № 50, ст. 7351) и пунктом 5.2.15 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2010, № 41, ст. 5240; 2012, № 13, ст. 1531), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии оценки бизнес-планов экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

Читайте также:  Бизнес план для ателье детской одежды

2. Внести в критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным особым экономическим зонам, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2010 г. № 158 «О критериях оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным особым экономическим зонам» (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2010 г., регистрационный № 17277), следующие изменения:

1) признать утратившими силу пункты 1, 2, 7;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Соответствие проекта, предусмотренного бизнес-планом, целям создания особых экономических зон, а также утвержденному перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) с учетом формируемых направлений деятельности в особой экономической зоне.»;

3) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Наличие необходимой для обеспечения деятельности заявителя, предусмотренной бизнес-планом проекта инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей.».

3. Внести в критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по туристско-рекреационным особым экономическим зонам, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 мая 2010 г. № 207 «О критериях оценки бизнес-плана экспертным советом по туристско-рекреационным особым экономическим зонам» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июня 2010 г., регистрационный № 17570), следующие изменения:

1) признать утратившими силу пункты 1, 2, 7;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Соответствие проекта, предусмотренного бизнес-планом, целям создания особых экономических зон, а также утвержденному перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) с учетом формируемых направлений деятельности в особой экономической зоне.»;

3) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Наличие необходимой для обеспечения деятельности заявителя, предусмотренной бизнес-планом проекта инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей.»;

4) в пункте 10 слово «производимых» заменить словом «производства».

4. Внести в критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по портовым особым экономическим зонам, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 мая 2010 г. № 208 «О критериях оценки бизнес-плана экспертным советом по портовым особым экономическим зонам» (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2010 г., регистрационный № 17722), следующие изменения:

1) признать утратившими силу пункты 1, 2, 7;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Соответствие проекта, предусмотренного бизнес-планом, целям создания особых экономических зон, а также утвержденному перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) с учетом формируемых направлений деятельности в особой экономической зоне.»;

3) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Наличие необходимой для обеспечения деятельности заявителя, предусмотренной бизнес-планом проекта инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей.»;

4) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Оценка технического и технологического потенциала проекта, предусмотренного бизнес-планом, в сопоставлении с лучшими используемыми технологиями и практикой реализации подобных проектов.»;

5) в пункте 12 слово «производимых» заменить словом «производства».

5. Признать утратившими силу критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, и критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2006 г., регистрационный № 7671).

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Савельева О.Г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2012 г.
Регистрационный № 26326

Приложение
к приказу Министерства экономического развития РФ
от 2 ноября 2012 г. № 712

Критерии
оценки бизнес-планов экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам

См. методику оценки бизнес-планов, проводимой экспертными советами по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным и портовым особым экономическим зонам, утвержденную приказом Минэкономразвития РФ от 2 ноября 2012 г. № 713

1. Соответствие проекта, предусмотренного бизнес-планом, целям создания особых экономических зон, а также утвержденному перспективному плану развития особой экономической зоны (в случае наличия) с учетом формируемых направлений деятельности в особой экономической зоне.

2. Степень финансовой устойчивости проекта, предусмотренного бизнес-планом (возможность его финансирования с учетом заявленных средств (собственных, заемных), источников финансирования и условий предоставления заявленных средств (включая сроки, объемы и процентные ставки).

3. Срок окупаемости проекта, предусмотренного бизнес-планом.

4. Наличие необходимой для обеспечения деятельности заявителя, предусмотренной бизнес-планом проекта, инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры особой экономической зоны с учетом существующей загрузки мощностей.

5. Уровень проработки маркетинговой стратегии, включая анализ рынка сбыта, конкурентных преимуществ и механизма продвижения производимых заявителем товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), предусмотренных бизнес-планом проекта.

Читайте также:  Бизнес план в москве цена

6. Достижение положительного социально-экономического эффекта, связанного с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом: создание (сохранение) рабочих мест, увеличение объема производства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в субъекте Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона, и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

7. Оценка технического и технологического потенциала проекта, предусмотренного бизнес-планом, в сопоставлении с лучшими используемыми технологиями и практикой реализации подобных проектов.

8. Наличие зарегистрированных прав на объекты интеллектуальной собственности, используемые в рамках реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом.

9. Наличие кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом.

Лица, намеревающиеся получить статус резидента ОЭЗ, или резиденты ОЭЗ, желающие изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, должны представить бизнес-план. Он оценивается экспертным советом.

Утверждены новые критерии оценки бизнес-планов экспертным советом по технико-внедренческим ОЭЗ. Их стало существенно меньше. В частности, необходимо, чтобы проект соответствовал целям создания ОЭЗ. В ходе его реализации должен быть достигнут положительный социально-экономический эффект. Это создание (сохранение) рабочих мест, увеличение объема производства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в субъекте Федерации, на территории которого создана зона, и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Скорректированы критерии оценки бизнес-плана экспертными советами по промышленно-производственным, туристско-рекреационным и по портовым ОЭЗ. Так, больше не требуется наличие земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ и не сданного в аренду. При оценке бизнес-плана экспертным советом по портовым ОЭЗ прежде учитывалось его влияние на увеличение грузооборота порта (аэропорта).

Утратили силу критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, или резидентами этих ОЭЗ.

Источник

1 Оценка эффективности бизнес - плана инвестиционного проекта

В современной высоко конкурентной рыночной среде преимущество имеет тот бизнес или инвестиционный проект, который использует динамичные стратегии управления капиталом, применение инновационных методов риск — менеджмента и развитие человеческого актива через внедрение систем мотивации, основанных на равноправном  участии (сетевые «плоские» социальные  структуры).

Для того, чтобы получить такие преимущества на рынке, инвестор или предприниматель должен иметь четкое представление о том, как, когда и где будет создаваться дополнительная стоимость (прибыль). Для этого в  практике используются такие методы как моделирование, прогнозирование, которые обычно реализуются в виде бизнес-плана.

По своей  сути, бизнес-план — это не только декларация о намерениях или каким — либо образом красиво оформленный  документ для получения кредита или «спонсорской помощи» от будущих акционеров, стейк холдеров. Но это еще и оценка бизнеса и инвестиционного проекта, выраженная в конкретных формулировках показателей производства, используемых технологий, финансовых потоков и мотивации персонала.

В этой статье будет рассказано о том, для чего нужен бизнес-план инвестору, как с его помощью производится оценка инвестиционной привлекательности бизнеса со стороны потенциальных партнеров и что нужно для того, чтобы бизнес — проект был реальным инструментом для достижения поставленных задач, а не красочной рекламной продукцией на глянцевой бумаге.

Общее понятие о функциях инвестиционного бизнес — планирования, цели и задачи инвестиционного бизнес-плана

В инвестиционной практике —  бизнес — планированию, чем в обычной  предпринимательской деятельности, придается гораздо большее значение. Это связано с тем, что чем масштабнее  инвестиционный проект, тем больше инвестиционных ресурсов он требует для своей реализации. Понятно, что в рамках  обычного кредитования  такие проекты если  и  решаются, то только в  комбинации с другими.

Обычный инвестиционный проект предполагает участие в нем кроме самого инвестора и его ресурсов довольно широкого круга лиц, которые участвуют тем или  иным образом в финансировании инвестиций. Это могут быть как компании — партнеры, так и акционеры, стейк холдеры, банки — кредиторы, государство (как заинтересованный агент  в получении  налогов от  проекта) и т.п. Каждой из этих групп нужно иметь представление о том, является ли действительно предлагаемый  проект реальным и прибыльным,  или это очередное «построение всемирного шахматного центра в  Новых  Васюках».

В этом случае именно бизнес — план является тем документом, который способен представить истинную оценку инвестиционной привлекательности бизнес проекта.

Таким образом, основными задачами  бизнес — плана  инвестиционного проекта являются:

  1. Создание у заинтересованных контрагентов или со — инвесторов уверенности в реальности поставленных задач вложения капитала
  2. Формирование четкой структуры и последовательности реализации проекта в плане создания добавленной стоимости, получения запланированной прибыли в заданные периоды времени.
  3. Учет рисков проекта и методов их нейтрализации или страхования (хеджирования)
  4. Система мотивации персонала,
  5. Учет движения всех финансовых потоков в целях идентификации ключевых (критических) условий, могущих повлиять на получение прибыли.
Читайте также:  Бизнес план назначение состав принципы

Если говорить  о конкретных видах использования бизнес — планирования в инвестиционной практике, то они имеют несколько иные формы и процедуры  представления заинтересованной публике.

В частности, например, при проведении акционирования  компании (выход на  первичное публичное  размещение), бизнес — план имеет форму Инвестиционного меморандума  и проспекта  эмиссии, где в четкой форме последовательно излагаются:

  • цели эмиссии акций,
  • на что будут направлены полученные ресурсы,
  • кто и как будет ими управлять
  • в какие сроки и в каком количестве инвесторы и акционеры будут получать свое вознаграждение.

Причем оценка инвестиционной привлекательности бизнес-плана в данном случае  производится не только самими инвесторами или будущими акционерами, но и  в обязательном порядке подлежит  контролю со стороны агентов, осуществляющих выпуск акций компании. Другими словами — производится полный  инвестиционный аудит акционируемой организации.

Структура инвестиционного бизнес – плана  и практические аспекты его формирования

В общем виде строго формальных  требований для составления бизнес — плана инвестиционного проекта не существует, за исключением ситуации, когда производится эмиссионное инвестирование, где форма инвестиционных  меморандумов и декларации должна соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются на уровне законодательных актов.

Сама структура инвестиционного бизнес — плана мало чем отличается от обычных стандартов, используемых в коммерческой практике. Она представляет собой ряд последовательных разделов, каждый из которых несет на  себе  вполне определенную функциональную нагрузку.

Так, например:

  1. Резюме проекта содержит общую информацию об инициаторах проекта, его статусе, реализуемости проекта в плане того, есть ли гарантии возврата инвестиций; критические для успеха элементы; ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования. Эта часть должна дать  инвесторам или акционерам представление о том, какая оценка активов бизнеса и инвестиций  имеется, имеет ли  проект  рыночный потенциал роста стоимости  активов и т.п.
  2. План маркетинга (стратегия, тактика, место, цели и доля на рынке): конкурентные преимущества и недостатки предприятия и продукта на рынке, SWOT-анализ, имидж, миссия и общественное мнение о компании дают потенциальным участникам проекта информацию о том, насколько оценка устойчивости инвестиционного бизнес плана  соответствует рыночным условиям, т.е. сможет ли проект продать  (реализовать) на  рынке то, во что  он предлагает  вкладывать деньги  акционерам или стейк холдерам.
  3. Технология и производство. Описание технологии (лицензий), описание технологического цикла (система производительности), оборудование, технические характеристики, права собственности и т.п. Вся эта информация в бизнес-плане представляет базу для того, чтобы была произведена  оценка бизнес плана инвестиционного проекта в целях его соответствия современному технологическому укладу, и что продукция, произведенная на данном оборудовании, будет отвечать заданным параметрам качества и востребована рынком.
  4. Инвестиционный и финансовый план. Учетная и налоговая политика. Этот раздел должен дать экономическую оценку инвестиций бизнес плана. Содержание информации в данном разделе должно быть сгруппировано по следующим блокам:
  • Налоги и таможенные пошлины, налоговый анализ и политика;
  • Дотации со стороны государства, закупки, продажи, прямые издержки;
  • Основные финансовые планы (бюджеты): поступления и платежи, прибыли и убытки (финансовые результаты, доходы и затраты);
  • Инвестиционный анализ: расчет финансовых показателей и коэффициентов; расчет оптимального масштаба производства анализ экономической эффективности инвестиций; анализ сценариев; анализ чувствительности; анализ безубыточности, операционный анализ; прочие необходимые методы анализа.
  1. Риски проекта и способы их минимизации. Система показателей, которые  учитывают и  прогнозируют риски. Эта система должна дать оценку инвестиционного бизнес — плана с точки зрения устойчивости  проекта к различным негативным факторам, которые имеют как чисто рыночный характер, так и несистемный. Т.е. риски,  которые следует принимать как форс — мажорные. Данный раздел бизнес-плана должен содержать следующие пункты:
  • Оценка рисков проекта и возможностей их страхования и минимизации — макроэкономические риски, отраслевые риски, транспортные риски, риски по рынку, риски по продукту, юридические риски и налоговые риски.
  • Системы мер противодействия рискам, способы и  методы страхования и хеджирования, какие инструменты для этого применяются, какие издержки с этим будут  связаны.

В некоторых случаях оценка бизнес плана инвестиционного проекта производится с позиций влияния на природную среду или некоторые социальные общности.

В таких случаях оценка эффективности бизнес планов инвестиционных проектов  напрямую увязывается с такими показателями как:

  • степень воздействия на экосистему региона (экологический аудит проекта).
  • Степень воздействия на социальную среду (социальный аудит), например, создание дополнительных рабочих мест, сопутствующее инвестирование в  инфраструктуру, увеличение  налоговых поступлений в местные бюджеты  и т.п.

В конечном итоге, бизнес — план инвестиционного проекта должен ответить инвестору и его партнерам на  вопросы: насколько данное вложение капитала имеет преимущество с альтернативными  вариантами и в каком виде, кроме  чисто финансовых прибылей, он получит преференции на рынке и в окружающем его обществе  (репутация, налоговые послабления и т. п.).

Источник