Как составляют бизнес план школьники
Приложение №3 «Б».
Методические рекомендации
для учащихся 8 – 11 классов
по разделу
«Основы предпринимательства»
В курсе технологии.
«Бизнес – план».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………
Методические рекомендации для составления бизнес – плана………
Титульный лист…………………………………………………………..
Вводная часть или резюме проекта……………………………..………
Анализ положения дел в отрасли……………………………………….
Существо проекта………………………………………………………..
Производственный план…………………………………………..……..
План маркетинга…………………………………………………………..
Организационный план………………………………………………….
Финансовый план………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Введение.
Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Изучение экономических законов направлено на дальнейшую подготовку учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Потому в школе обучение должно ориентироваться на предпрофильную подготовку.
Значительное внимание на уроках технологии отведено предпринимательской деятельности. Сегодня предприниматель должен уметь ясно, доходчиво и доказательно представить свои новаторские планы, требующие инвестиций. По сути дела, он должен представить анализ возможностей своего производства6 расчет использования занятых денег; постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его – на рынках сбыта или за счет каких – то иных мер будет получена прибыль, когда она будет получена или когда начнет поступать. Весь этот анализ должен быть представлен в виде документа, называемого бизнес-планом.
Бизнес-план составляется и тогда, когда необходима:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела и определения профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Итак:
Бизнес – план это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта ил создания новой фирмы.
общая цель разработки бизнес плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи:
– определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
– сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
– выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
– оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
– определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
– оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
– предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Составление бизнес-плана позволяет увидеть будущие проблемы и заранее продумать пути их преодоления. Срок составления бизнес-плана 3 – 5 лет.
Учащиеся, создавая свой бизнес-план, вырабатывают в себе основные черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудится, умение вести учет своих дел, затрат и результатов.
Методические рекомендации для составления бизнес-плана.
Цели:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками информации для составления бизнес-плана.
Ознакомить с назначением, содержанием и требованием к оформлению титульного листа бизнес-плана.
Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источник его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
На занятиях учащиеся поэтапно разрабатывают простейший бизнес-план (БП) для своей фирмы. Поскольку этот творческий процесс сопровождается длительным проектированием, то учащимся необходимо завести отдельную тетрадь для черновика. Чистовой вариант БП оформляется на листах бумаги формата А-4 в соответствии с требованиями ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Объяснение нового материала начинается с определения БП, назначение в предпринимательстве, изучения структуры. Учащимся предоставляется возможность (10-15 минут) для ознакомления с образцами БП.
Со временем у учителя накопятся образцы БП, составленные школьниками. Знакомство с БП, разработанными сверстниками, делают работу интересной, и показывает ее выполнимость. У учащихся складывается более полное представление о том, что им предстоит проделать.
С источниками информации для составления БП учащиеся знакомятся образно. Внимание учащихся, прежде всего , акцентируется на том, что на всех этапах составления БП им предстоит самостоятельно добывать достоверную информацию из различных источников. Учащиеся учатся оперативно добывать достоверную информацию о ценах, конкурентах, потребителях и т.д. Более подробно с характером и источниками информации они знакомятся при изучении конкретных разделов на последующих занятиях.
Назначение титульного листа и требования к его оформлению надо рассмотреть достаточно подробно, поясняя, что не вся требуемая информация указывается на титульном листе. Например, стартовые затраты можно будет достаточно точно указать лишь после составления финансового плана.
На занятиях учащиеся изготовляют свою продукцию. Рекомендуется выполнять эту работу с подбора заготовок (деталей, полуфабрикатов). Информацию о материалах, их количестве можно получить из спецификации и эскизов. Ученики определяют сами, какие материалы у них имеются, и какие необходимо приобрести.
1.Титульный лист.
Бизнес-план (наименование проекта) утвержденный руководителем предприятия (организации) претендента и заверенный печатью.
Название и адрес предприятия.
Имена и адреса учредителей.
Руководитель предприятия (организации): Ф.И.О. и телефон.
Суть проекта (3-5) –строк, например изготовление вязаных изделий.
Совокупная стоимость проекта и источник средств (выпуск акций, кредиты и пр.).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2.Вводная часть или резюме проекта. (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается объяснение того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3.Анализ положения дел в отросли. (3-4 стр.).
(названием отрасли является указание на характер отрасли-развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель – раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные составляющие отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения – порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
№.№. Какие и где появились аналоги продукта за последние три года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за три последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта. (до 5 стр.).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товаров.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортного.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться.
4.4. сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.Производственный план. (до 5 стр.).
(назначение раздела – дать убедительные аргументы о продуманности и производственного процесса).
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы, поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6.План маркетинга (до 5 стр.).
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем).
6.1.Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2.Воздействие на продукт технологических изменений ( законодательство по охране природы; продукты – заменители).
6.3.Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4.Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирмы, привлекаемых к реализации продукции.
6.6.Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7.Сведения о разработке новых продуктов, составляющих конкуренцию предлагаемому.
6.8.Имеются ли договоры на реализацию товара.
7.Организационный план. (2-3 стр.).
7.1.Форма собственности. По товариществам указывают условия создания и партнерства: по АО – основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2.Если это открытое АО, то, сколько акций уже выпущен и сколько предлагается выпустить.
7.3.Члены совета директоров и их телефоны, краткие библиографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4.Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5.Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6.Отношение с местной администрацией. Важно привести документы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
8.Финансовый план. (до 5 стр.).
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
8.1.План доходов и расходов. Назначение данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции, дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3.План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1; 2; 3;
4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11;12:
1.
Поступление выручки от продажи.
2.
Другие доходы от реализации
3.
Итоги поступлений: (3)-(1)+(2)
4.
Платежи на сторону, всего:
4.1
Оплата счетов поставщиков.
4.2
Заработная плата (за вычетом удержаний).
4.3.
Расчеты с поставщиками.
4.4
Реклама.
4.5.
Арендная плата
4.6.
Страховка.
4.7.
Процент по кредитам.
4.8.
Возврат кредита.
4.9.
Амортизация. Налоги и другие обязательные платежи.
5.
Баланс платежей (3) – (4)
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) – (1) +(2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий равновременные значения баланса (строка5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой средства окупаются за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
Где Рt – ежегодная разность платежей (строка5);
Т – сумма периодов создания проекта и средней величины.
Литература.
Александрова Е.И. Краткий справочник предпринимателя. – СПб.: Питер,2004. – 64 с.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебн. пособ. для старшеклассников. – М.: Общество «Знание» – ТОО «ИнтелТех» – ООО «Менеджер», 1993. – 196с.
Любимов Л.Л., Лисицин И.В. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 кл. общеобр. учебн. заведений. – М.: Просвещение. 1994. – 159с.
Лисицин И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – М.: Машиностроение. 1992.
Маркетинг (конспект лекций). Под ред. Б.Н.Владимировой. – М.: «Приор», 2001. – 160с.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Науч. курс. Учебн. пособ. для уч-ся 10 -11 кл. – М.: Начала-Пресс.1993. -160с.
Язык рынка. Словарь. Под ред. В.М. Федина. – М.: Концерн «Росс». 1992. = 80с.
Источник
Современные дети рано начинают интересоваться деньгами. Причем их интерес не ограничивается забрасыванием монеток в свинку-копилку и откладыванием сдачи со школьных обедов. Еще будучи детьми, многие хотят самостоятельно зарабатывать. Ничего плохого в стремлении ребенка стать успешным нет. Но важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который сможет направить его на правильный путь, убережет от ошибок, подскажет и поможет при появлении трудностей. Естественно, перечень бизнес идей, доступных для школьников, ограничен. Но все же существуют десятки способов зарабатывать уже в юном возрасте!
Как заработать школьнику и подростку: полезные советы
Школьник может зарабатывать как в сфере продаж, так и в сфере услуг. Главное, чтобы деятельность ребенка не противоречила закону. В интернете можно найти сотни бизнес идей, но не каждая из них действительно позволит заработать, а самое главное – не все они законны и реализуемы. К примеру, продажа дисков с фильмами – это неприбыльный и не совсем законный бизнес. Сегодня пользователи интернета могут скачать с торрента практически любую-киноновинку в достойном качестве, так зачем же платить за диск? Да и с копированием и распространением скачанных фильмов нужно быть осторожным, чтобы не нарушить чьих-то авторских прав. Поэтому особое внимание школьнику нужно уделить идеи для бизнеса.
Важно! Трудоустроиться официально на какую-либо работу можно не ранее 14-ти лет. Причем хотя бы один из родителей школьника должен дать на это свое согласие. Да и не каждая работа подходит детям, к примеру, кассиром или кондуктором даже школьника с пятеркой по математике на работу никто не примет.
Так что, если нужна работа в 12 лет или раньше, единственный вариант для школьника – «свой бизнес». Сначала стоит определиться, что это будет – продажи или оказание платных услуг. Следующий шаг – анализ рынка. Продажами или реализацией своих услуг можно заниматься не только в школе, но и за ее пределами. Но все же, поток клиентов для бизнеса проще всего организовать именно здесь. Сначала клиентами будут одноклассники, а в будущем – ученики всей школы.
Важно! Если относиться к своим одноклассникам, как к клиентам – с уважением, ведя честные продажи – они непременно станут постоянными.
Как сделать бизнес школьнику: 6 простых идей
Школьнику, решившему начать зарабатывать, подходят только бизнес идеи без вложений и финансовой отчетности. Стоит быть готовым к тому, что доход будет минимальным, особенно в первые месяцы. Но со временем заработок может увеличиваться, если направление бизнеса будет выбрано правильно, а товар или услуга будет настолько качественными, что количество клиентов увеличится.
Школьники, имеющие компьютеры и выход в сеть, могут вести бизнес в интернете. Здесь уровень дохода зависит не от возраста, а от талантливости, уровня навыков и способностей школьника. К тому же работа в интернете не станет помехой для учебы, так как не имеет определенного графика. Мы подобрали самые удачные на наш взгляд бизнес идеи для школьника.
Аренда одежды
Школьницы, имеющие завидный гардероб и славу модниц в кругу одноклассников, могут предлагать услугу проката одежды. Это могут быть красивые праздничные платья для девочек и девушек, а также все сопутствующие аксессуары: сумки, украшения, туфли. Можно создавать уникальные look-и для фотосессий и вечеринок, и давать одежду в аренду.
Сразу же нужно создать прайс, в котором будет четко обозначена цена за прокат определенной вещи в сутки. Важно также прописать условия проката:
- берется ли залог и в каком размере;
- в каких случаях залог не возвращается;
- в какое время костюм можно взять и нужно вернуть собственнику;
- предусмотрена ли почасовая аренда, сколько она стоит.
Все эти моменты нужно заранее обговаривать с клиентами бизнеса. В идеале школьнице нужно предусмотреть возможность примерки прокатной одежды. Если примерка происходит дома, нужно позаботиться о наличии зеркала в полный рост.
На заметку: примерку одежды можно организовать в любом торговом центре, в магазине с одеждой. Главное, не афишировать свои намерения перед продавцами, чтобы не получить отказ.
«Раскрутить» бизнес помогут группы в социальных сетях. Модница может создать сообщество, в альбомах которого она будет размещать фотографии прокатной одежды и всю информацию по аренде. Чем больше участников вступит в сообщество, тем больше людей узнает об услуге.
Важно! Позаботьтесь о качестве фотографий. Вживую одежда может выглядеть гораздо красивее, чем на некачественном фото, а цвета могут быть искажены.
Конечно, на огромный доход от бизнеса рассчитывать не приходится. Размер заработка школьника зависит от количества и качества одежды, установленной цены. Слишком высокую цену ставить нельзя, ведь основные клиенты – подростки. Увеличить доход можно в преддверии праздников, так как в этот период спрос на вечерние наряды и образы для фотосессий заметно растет.
Готовые супер-обеды
Практически всем школьникам свойственна нелюбовь к школьной столовой. Поэтому на продаже обедов своим одноклассникам можно сделать бизнес. На этом можно зарабатывать ежедневно, но и работы предстоит много. Чтобы вашими услугами пользовались, обеды, которые предлагаете вы, должны быть намного вкуснее, чем у школьных поваров.
Сначала придумайте идею бизнеса. Это точно не должно быть столовское «первое, второе и компот». Возможно, вы сможете предложить своим одноклассникам рационы, построенные на принципах правильного питания. Родители ваших соучеников это точно оценят. А может, вы разработаете смузи-меню. Все продукты должны быть максимально свежими.
Можно вдохновиться питанием американских школьников. Бургеры, картофель фри, нагетсы придутся по вкусу многим вашим ровесникам, но вряд ли такое питание одобрят их родители.
Попробуйте сделать акцент на оригинальной подаче. К примеру, можно использовать для упаковки цветные ланчбоксы или в каждый комплекс вкладывать записку с предсказанием на день.
У этого бизнеса есть немало трудностей, к примеру, нужно организовать доставку приготовленной еды к обеду или договориться о хранении комплексов в холодильнике школьной столовой. Разумеется, на закупку одноразовой посуды и продуктов придется тратиться постоянно, да и сил готовка отнимает много. Без помощников школьнику не обойтись.
Продажи хенд-мейд изделий
Если вы умеете создавать красивые вещи своими руками, например, делаете украшения, вяжете шарфы, валяете шерстяные игрушки, вырезаете деревянные ключницы, пора монетизировать свой талант. В последние годы услуги рукодельниц ценятся высоко, а качественный товар, сделанный вручную, стоит дорого.
Хенд-мейд может стать сначала подработкой, но, если развиваться в этом направлении, можно сделать рукоделие своим основным доходом в будущем, прибыльным бизнесом. Многие известные ныне бренды начинали свое дело в домашней мастерской. К примеру, создатели популярного и узнаваемого бренда ZARA шили свои первые халаты и нижнее женское белье в собственной гостиной, а сейчас бизнес приносит им миллионы.
Независимо от того, какой товар вы решите изготавливать и продавать, позаботьтесь о красивой упаковке. Она может иметь простой, но современный дизайн. Неплохо было бы создать свой собственный логотип, к примеру, состоящий из ваших инициалов. Это повышает престиж товара в глазах покупателя.
Помимо продаж хенд-мейд товаров в кругу своих друзей и одноклассников, стоит выйти и на другие площадки. Увеличить продажи может открытие интернет магазина, но разработка сайта – это дополнительные расходы. Проще и быстрее создать сообщество в социальных сетях (Инстаграм, Вконтакте). Это одновременно поможет и с рекламой бизнеса. Также свои товары школьник может продавать на бесплатных досках объявлений вроде Авито и Юлы.
Совет: фото товаров в каталоге должны быть красивыми и качественными. Попросите знакомого фотографа сделать для вас снимки или самостоятельно обработайте фотографии с помощью графических редакторов.
Решение домашних заданий
Еще один вариант бизнеса – платная помощь одноклассникам в решении домашних заданий, подготовке к экзаменам и контрольным работам. Помимо одноклассников, вашими клиентами могут стать ученики младших классов.
Разумеется, для этого нужно иметь высокие оценки и разбираться в предмете. Если вы хорошо учитесь, почему бы не попробовать заняться репетиторством? Цена ваших услуг должна быть ниже, чем стоимость занятий с профессиональным учителем. Очень важно иметь репутацию отличника у других школьников.
Свой Ютуб-канал
Популярный сегодня подростковый бизнес – создание собственных каналов на Ютуб. Наличием своего канала уже вряд ли кого-то удивишь, тем не менее, этот бизнес не перестает быть прибыльным.
На своем канале вы должны рассказывать о том, в чем действительно разбираетесь. Это могут быть новинки кино, музыка, обзоры игрушек. Преимущество этих тем – у вас всегда будут идеи для новых видео. Можно показывать лайфхаки, проводить мастер классы по игре на гитаре, рисованию в Фотошопе, созданию причесок или макияжа. Ваш талант может стать источником вашего дохода.
Чтобы ваш Ютуб-канал приносил деньги, нужно раскрутить его, набрать подписчиков, иметь постоянных зрителей, действительно заинтересованных в вашем контенте. Чтобы канал можно было монетизировать, нужно соблюсти минимальные требования:
- проект должен иметь минимум 50 подписчиков;
- ежемесячно нужно набирать не менее 3 тысяч просмотров;
- на канале должно быть минимум 10 публикаций.
Став блогером, которого смотрят, вы можете начать зарабатывать на рекламе. Назойливые ролики, которые приходится смотреть перед просмотром видеосюжета – это и будет ваш доход. Можно работать с рекламодателями напрямую или подключить партнерку.
Совет: чтобы привлекать подписчиков, ваши видео должны быть качественными, хорошо смонтированными, иметь красивое музыкальное сопровождение и картинку. Заработок на Ютуб зависит от рекламы, а не от самого видеосюжета, который вы «зальете» на свой канал, но, если он будет низкого качества, никто не увидит ту самую рекламу, за которую вы можете получить деньги.
Биржи фриланса
Еще один бизнес в сети, доступный для школьников – работа на биржах фрилансеров. Регистрируясь на них, вовсе не обязательно сообщать свой реальный возраст. Но для вывода на банковскую карту заработанных средств нужно будет указывать паспортные данные. В этом школьнику могут помочь родители.
На бирже можно заработать неплохие и реальные деньги. Но для этого школьник должен обладать определенными навыками, быть ответственным и исполнительным. На биржах фриланса требуется выполнять различные задания:
- писать отзывы;
- регистрировать аккаунты на форумах;
- комментировать записи;
- публиковать посты;
- писать статьи;
- оформлять заметки на сайтах.
На заметку: популярные сайты для фрилансеров: work-zilla.com, etxt.biz, advego.com.
Основные навыки, требующиеся фрилансеру: грамотность, обучаемость, умение работать с MS Office и искать информацию в интернете. Помимо постоянного заработка фриланс может стать хорошим подспорьем для школьника, мечтающего сделать карьеру журналиста или редактора в газете.
Для школьника, желающего заработать собственные деньги, найдется множество интересных и законных вариантов бизнеса. Выбор рода деятельности зависит от личных навыков и качеств ребенка.
Источник